ФИО Личная программа Командная программа
Туль Спарринг Спецтех ника Туль Спарринг Спецтехника
36. Гришин Иван - 16-17 лет 63 кг / 3 м + 3 м 16-17 лет / 1 м 1 м
37. Грудинин Савелий - 14-15 лет св. 75 кг/ 2м - - - -
38. Ефимов Иван 3 дан / 1 м - - - - -
39. Завьялов Даниил - 14-15 лет 69 кг / 2 м - - 14-15 лет / 2 м -
40. Ибрагимов Ибрагим - 16-17 лет 51 кг / 2 м - - - -
41. Касаткин Олег - 14-15 лет 75 кг / 3 м - - 14-15 лет / 2 м -
42. Коваленко Никита - 16-17 лет 75 кг / 2 м - 3 м 16-17 лет / 1 м 1 м
43. Коробов Александр - 14-15 лет 51 кг / 1 м - 3 м 14-15 лет / 2 м -
44. Круткин Иван - 14-15 лет 51 кг / - - - - -
45. Кукарцев Александр - - 2 м - 16-17 лет / 1 м 1 м
46. Кузьмин Валерий - 16-17 лет 51 кг / 3 м - - - -
47. Кущян Авет 1 дан/ - - - 3 м - 1 м
48. Левин Кирилл - 16-17 лет св. 75 к / 3м - - 16-17 лет / 1 м 1 м
49. Пьяных Владислав - 16-17 лет 45 кг / 1 м - - - -
50. Сандицкий Игорь - 16-17 лет 57 кг / - - - - -
51. Томащук Савелий - - - - - -
52. Трещин Никита - 14-15 лет 57 кг / 2 м - - - -
53. Тугульдуров Зоригто - 14-15 лет 45 кг / 3 м - - - -
54. Усиков Станислав 2 дан/2 м - - - - -
55. Чернов Семён - 14-15 лет 63 кг / - - - 14-15 лет / 2 м -
56. Чомаев Анзор - 16-17 лет 69 кг / - - - - -
57. Шкоркин Игорь - 16-17 лет 57 кг / 3 м - - - -
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.05.2015.
УДК 796.011
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО КОМПЛЕКСА ГТО В
РОССИИ
Елена Анатольевна Симутина, кандидат педагогических наук, Никита Евгеньевич Захаров, кандидат биологических наук, Брянский филиал Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (БФ НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты педагогического тестирования физической подготовленности студентов 18 лет с использованием нормативов современного комплекса ГТО. Определены направления дальнейшей работы в рамках внедрения комплекса ГТО в регионе.
Ключевые слова: комплекс ГТО, студенты, физическая культура, образ жизни.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p173-177
PROBLEMS AND PROSPECTS OF INTRODUCING THE NEW "READY FOR LABOR AND DEFENSE" COMPLEX IN RUSSIA
Elena Anatolyevna Simutina, the candidate of pedagogical sciences; Nikita Evgenyevich Zakharov, the candidate of biological sciences; Bryansk branch of the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and
Health, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the pedagogical testing of physical fitness of 18-year-old students with the help of the norms of the modern "Ready for labor and defense" complex. The article defined the directions for further work within the framework of introducing "Ready for labor and defense"
complex in the region.
Keywords: "Ready for labor and defense" complex, students, physical training, lifestyle.
В настоящее время в Российской Федерации сложилась проблемная ситуация, связанная с ростом заболеваемости, ухудшением физического развития и физической подготовленности населения, особенно детей и молодежи [4, 7]. Данные, отражающие здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность подрастающего поколения в Брянской области, соответствуют ситуации, сложившейся в стране в целом, хотя имеются определенные отличия, обусловленные тем, что Брянская область относится к регионам Российской Федерации с неблагоприятными социально-экономическими (область входит в число беднейших регионов России) и экологическими условиями (радиоактивное загрязнение в результате аварии на Чернобыльской АЭС) [6].
Известно, что занятия физической культурой являются мощным неспецифическим средством сохранения и укрепления здоровья, и правительство нашей страны пытается повысить интерес населения к физической культуре и спорту. 24 марта 2014г. Президент России В.В. Путин подписал указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [3]. С 1 сентября 2014г. рассчитанный на 11 возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) комплекс официально введен в действие.
Система ГТО действовала в СССР на протяжении 60 лет, начиная с 1931 г. Последняя редакция комплекса была принята Советом министров в 1972 г. В ней были предусмотрены нормативы для пяти возрастных групп: от 10 до 60 лет для мужчин (до 55 лет для женщин) [5].
В настоящее время виды испытаний, которые необходимо выполнить, и их количество определяются в зависимости от возрастной группы и пола участника тестирования. Как и раньше, в зависимости от показанных результатов, можно будет получить значок ГТО. Однако если в СССР было два вида значков - золотой и серебряный, то в России предусмотрен еще и бронзовый, чтобы сделать комплекс более схожим с Олимпийскими играми для масс [2, 5].
Широкий общественный резонанс вызвало предложение В.В. Путина о внесении результатов сдачи норм ГТО в школьные аттестаты с тем, чтобы они учитывались при поступлении школьников в ВУЗы. В перспективе возможно влияние этих результатов на карьерный рост и заработную плату [5].
Апробация комплекса проходила в 12 регионах Российской Федерации, в число которых Брянская область не вошла. Мы провели тестирование различных категорий населения области с использованием нормативов, вошедших в современный комплекс ГТО. В частности эксперимент проводился на базе Брянского государственного университета им. академика И.Г. Петровского в 2013-14 уч.г. В качестве испытуемых выступали студенты 18 лет, обучающиеся на разных факультетах, относящиеся по состоянию здоровья к 1-й медицинской группе. Всего было протестировано 174 юноши и 231 девушка.
Таблица 1
Результаты выполнения норм ГТО студентами ФГБОУ ВПО «БГУ имени академика И.Г. Петровского», %_
№ п/п Норматив ГТО Пол Золотой значок Серебряный значок Бронзовый значок Не справились с нормативом
1. Бег на 100 м Ю 56,1 26,7 3,4 13,8
Д 32,9 15,2 28,1 23,8
2. Метание Ю 64,3 14,3 2,3 19,1
Д 69,2 8,7 9,1 13,0
3. Прыжок длину Ю 73,6 4,6 1,1 20,7
Д 45,5 35,8 7,4 11,3
4. Подтягивание на перекладине Ю 55,7 18,9 - 25,4
4. Подъем туловища из И. П. лежа на спине Д 28,0 42,0 0,9 29,1
5. Бег на 3км Ю 8,0 17,8 9,8 64,4
5. Бег на 2км Д 0,4 3,0 6,1 90,5
Из нормативов ГТО, предусмотренных для данной возрастной группы, нами были выбраны 5 контрольных испытаний для юношей и 5 для девушек. Для оценки развития быстроты был выбран бег на 100 м (с). Для тестирования скоростно-силовых качеств -прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) и метание гранаты (700 г для юношей и 500 г для девушек, м). Оценка показателей силовой выносливости у юношей осуществлялась с помощью определения числа подтягиваний из виса на высокой перекладине, а у девушек - количества подъемов туловища из И.П. лежа на спине. Для выявления степени развития выносливости использовался бег на 3 км у юношей и на 2 км у девушек (мин, с). Результаты тестирования представлены в таблице 1 и 2. Как видно из таблиц, в целом юноши продемонстрировали более высокий уровень выполнения нормативов, чем девушки, однако, выявлена и общая тенденция. Студенты хорошо справились с тестами на развитие быстроты и скоростно-силовых качеств. Отстают в развитии силовая выносливость (не справились с тестами 25,4% юношей и 29,1% девушек) и, особенно, выносливость (не справились с нормативами 64,4% юношей и 90,5% девушек).
Таблица 2
Сравнение результатов выполнения норм ГТО студентами ФГБОУ ВПО «БГУ
имени академика И.Г. Петровского» с нормативами золотого значка
№ п/п Норматив ГТО Пол Норматив золотого значка X Хтт Хтах
1. Бег на 100 м (с) Ю 13.5 13.5 21.0 11.9
Д 16.5 17.0 26.6 13.7
2. Метание (м) Ю 37 40 23 60
Д 21 21 10 40
3. Прыжок в длину (см) Ю 240 260 222 294
Д 195 193 141 254
4. Подтягивание на перекладине (раз) Ю 13 12,7 1 37
4. Подъем туловища из И.П. лежа на спине (раз) Д 47 43 15 85
5. Бег на 3 км (мин, с) Ю 12.30 13.10 15.45 10.20
5. Бег на 2 км (мин, с) Д 10.30 10.48 12.46 8.40
В таблице 2 средний результат (X), показанный группой сравнивается с нормативом, который требуется показать для получения золотого значка ГТО. В графе Хтт показан худший результат в группе, в графе Хтах - лучший. Как видно, средние показатели развития скорости и скоростно-силовых качеств соответствуют нормативу, а у юношей несколько превосходят его. Показатели развития выносливости, напротив, значительно хуже требуемого норматива.
На наш взгляд, подобные результаты связаны с особенностями образа жизни студентов, что подтвердило проведенное нами анкетирование. По данным анкетного опроса 95% респондентов не соблюдают правила здорового образа жизни. Это касается в первую очередь соблюдения режима дня, питания, занятий физическими упражнениями, закаливания. Лишь 4% опрошенных выполняют утреннюю гигиеническую гимнастику, менее 10% занимаются физическими упражнениями, спортом во внеурочное время. А ведь в Приказе Министерства спорта Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N 575 г. Москва «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)» предусмотрены рекомендации к недельному двигательному режиму для каждой из возрастных категорий, выполнение которых позволит успешно справиться с предлагаемыми нормами [1, 2].
Таким образом, для нас наметились направления дальнейшей работы. Одним из них может стать повышение престижа комплекса ГТО среди различных категорий населения, особенно детей и молодежи путем проведения соответствующей учебно-воспитательной работы, привлечения СМИ. Другим, более важным, на наш взгляд, должно стать формирование ЗОЖ у различных категорий населения, и, тем самым, улучшение состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности,
что станет предпосылкой для успешной сдачи норм ГТО. Третье направление наиболее интересно нам, как специалистам в области адаптивной физической культуры. Можем ли мы говорить об обществе равных возможностей, если большая часть населения не в состоянии справиться с предлагаемыми нормативами? Ведь среди учащихся по различным данным до 70% относятся к 3 и 4 группам здоровья, и нуждаются скорее в занятиях лечебной физической культурой. Возможно, следует задуматься о разработке норм двигательной активности и тестов для лиц с отклонениями в состоянии здоровья.
Все эти вопросы требуют тщательной проработки, в том числе со стороны специалистов в области адаптивной физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) // Российская газета. - 2014. - № 193 (6465). - С. 22-23.
2. Приказ Министерства спорта Российской Федерации (Минспорт России) от 8 июля 2014 г. N 575 г. Москва "Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" [Электронный ресурс] // URL : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=167033. - Дата обращения 20.04.2015.
3. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» [Электронный ресурс] // URL : http://www.usperm.ru/library/law/1468-172. - Дата обращения 20.04.2015.
4. Кузьмич, О.С. Состояние здоровья населения России / О.С. Кузьмич // Вестник Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ. - 2012. -С. 170-210. Надо указать либо: Город, год либо Год. - Номер
5. Сааков, Р. Новый формат ГТО в России: что сдавать и зачем? // ВВС. Русская служба -2014. 2 апреля [Электронный ресурс] // URL : http://www.bbc.co.uk/russian/sport/2014/04/140401_russia_gto_system_revival. - Дата обращения 20.04.2015.
6. Симутина, Е.А. Региональный подход к модернизации физического воспитания студенток медицинского колледжа с отклонениями в состоянии здоровья : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Симутина Е.А. - Смоленск, 2007. - 20 с.
7. Шабунова, А.А. Здоровье населения в России : состояние и динамика / А.А. Шабунова. - Вологда : Изд-во ин-та соц.-эконом. развития территории РАН, 2010. - 408 с.
REFERENCES
1. "State requirements to the level of physical fitness of the population in the performance of standards of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" (GTO)" (2014), Rossiyskaya gazeta, No. 193(6465), pp. 22-23.
2. Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation (Russian Ministry of Sports) on July 8, 2014 N 575 Moscow "On approval of the state requirements to the level of physical fitness of the population in the performance of standards of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense"(GTO)", available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=167033.
3. Presidential Decree "On the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense "(GTO)" dated March 24, 2014 No. 172, available at: http://www.usperm.ru/library/law/1468-172
4. Kuzmich, O.S. (2012), "The health condition of the population of Russia", The NRU HSE Herald of the Russian monitoring of economic state and health condition of the population, pp. 170-210.
5. Saakov, R. (2014), "The new format of GTO in Russia: what to take and why?", BBC. Russian service, 2014 April 2, available at: http://www.bbc.co.uk/russian/sport/2014/04/140401_russia_gto_system_revival.
6. Simutina, E.A. (2007), Regional approach to modernization ofphysical education of medical college students with deviations in health condition, dissertation, Smolensk.
7. Shabunova, A.A. (2010), Health condition of the population in Russia: state and dynamics,
publishing house "ISEDT RAS", Vologda.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2015.
УДК 378
ВЗАИМОСВЯЗЬ СТАНОВЛЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Наталья Евгеньевна Стрижакова, кандидат филологических наук, профессор, Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,
г. Невинномысск
Валерий Анатольевич Петьков, доктор педагогических наук, профессор, Армавирский институт социального образования, г. Армавир,
Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар
Аннотация
Цель исследования - разработка моделей становления языковой компетенции как компонента личностно-профессионального развития. Обосновано, что становление языковой компетенции и социально-профессиональной компетентности - синергичные процессы. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативных документов, когнитивное и структурно-функциональное моделирование, методы теории множеств и графов, методы теории вероятностей, педагогический эксперимент. Нормативная база исследования: Закон Российской Федерации "Об образовании" (2012), федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (2009, 2014) и документы Совета Европы по формированию языковой компетенции. Методологические основы исследования: системный подход (рассматривает языковую компетенцию как многокомпонентную систему в составе социально-профессиональной компетентности), компетентностный подход (ориентирует образовательный процесс не на содержание, а на результат), вероятностно-статистический подход (рассматривает личностно-профессиональное развитие обучающегося как стохастический процесс).
Ключевые слова: языковая компетенция, социально-профессиональная компетентность, развитие, студент.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.05.123.p177-181
CORRELATION OF LANGUAGE COMPETENCE FORMATION AND SOCIALLY-PROFESSIONAL COMPETENCE AMONG THE STUDENTS
Natalie Eugenievna Strizhakova, the candidate of philological sciences, professor, Nevinnomyissk Humanitarian-Technical Institute, Nevinnomyissk, Valerie Anatolyevich Petkov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Armavir Institute of Social Education, Armavir, Dmitry Alexandrovich Romanov, candidate of pedagogical sciences, lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
The purpose of investigation is language competence formation models elaboration as personally-professional development component. We proved that the language competence and socially-professional competence formation are synergetic processes. The methods of investigation: the analysis of psychological and pedagogical literature and normative documents, cognitive and structurally-functional modeling, methods of graphs and sets theory, methods of probabilities theory, pedagogical experiment. The normative base of investigation: Law of Russian Federation "About education" (2012), federal state educational standards for higher school (2009, 2014), Europe Council documents dedicated to the language competence formation. The methodological base of investigation: system approach (considered the language competence involved into socially-professional competence), competence-oriented approach (oriented the educational process on the result and not on the content), probabilistic-statistical approach (considered the