Научная статья на тему 'СООТНОШЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

СООТНОШЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / ХАРАКТЕРИСТИКИ / СРЕДА / СООТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Ю.В., Шаров А.А.

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью рассмотрения соотношения новых форм социальной активности и компонентов личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях функционирования социума. Показаны результаты эмпирического исследования в рамках выявления и описания взаимосвязей указанных выше параметров форм социальной активности и личностного самоопределения. Выборка включает в себя 50 испытуемых с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом) в возрасте от 18 до 23 лет. Женщин 7%. Диагностическая батарея - методика изучения характеристик личностного самоопределения, вопросы-шкалы новых форм социальной активности личности. Математико-статистические процедуры: применение критериев Спирмена, Краскела - Уоллиса. Обработка данных осуществлялась с помощью свободно распространяемого пакета JASP 0.15.1.0. Выявлено, что новые формы социальной активности реализуются неравномерно (показаны статистически значимые различия по выраженности изучаемых характеристик). Профилактическая активность взаимосвязана с субъективно переживаемой осмысленностью и эмоциональной позицией к будущему; постпандемийная активность с эмоциональной позицией к будущему и представлением о внешних и внутренних ресурсах адаптации; патриотическая с субъективно переживаемой осмысленностью и эмоциональной позицией к будущему. А показатель профессионального выбора не имеет взаимосвязи не с одним видом социальной активности. Делается вывод о целесообразности применения полученных в настоящем изыскании результатов в аспекте психолого-педагогического сопровождения обозначенной категории студентов, описываются примерные направления психологической интервенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванова Ю.В., Шаров А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION OFNEW FORMS OF SOCIAL ACTIVITY AND COMPONENTS OFPERSONAL SELF-DETERMINATION STUDENTS WITH DISABILITIES

The relevance of this study is due to the need to consider the correlation of new forms of social activity and components of personal self-determination among students with disabilities in modern conditions of functioning of society. The results of an empirical study are shown in the framework of identifying and describing the interrelationships of the above-mentioned parameters of forms of social activity and personal self-determination. The sample includes 50 respondents with disabilities (with preserved intelligence) aged 18 to 23 years. Women 70%. Diagnostic battery - a method of studying personal self-determination, questions-scales of new forms of social activity of the individual. Mathematical and statistical procedures: application of Spearman, Kraskel-Wallis criteria. Data processing was carried out using the freely distributed package JASP 0.15.1.0. It is revealed that new forms of social activity are implemented unevenly (statistically significant differences in the severity of the studied characteristics are shown). Preventive activity is interconnected with subjectively experienced meaningfulness and emotional attitude to the future; post-pandemic activity with an emotional attitude to the future and an idea of external and internal adaptation resources; patriotic activity with subjectively experienced meaningfulness and emotional attitude to the future. And the indicator of professional choice has no relationship with more than one type of social activity. The conclusion is made about the suitability of the results obtained in this study within the framework of psychological and pedagogical support of the designated category of students, the approximate directions of psychological intervention are described.

Текст научной работы на тему «СООТНОШЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

No. 4, pp. 846-859.

10. Pérez-Torres, V., Pastor-Ruiz, Y. and Ben-Boubaker, S.A. (2018), "You Tubers videos and the construction of adolescent identity", Comunicar. Мedia educacion researarch journal, Vol. 26 (55), pp. 6170.

11. Steinsbekk, S., Wichstrom, L., Stenseng, F. and Nessy, J. (2021), "Impact of Social Media Use on Self-Esteem of Appearance from Childhood to Adolescence", Three-Stage Community Study, Vol. 114 (4), 106528.

12. Zilka, G. (2019) "Cohen Teenagers connected to digital environments - what happens when they get to school? Commonalities, similarities and differences from their perspective", Education and information technologies, Vol. 25, No. 3, pp. 1743-1758.

Контактная информация: roslyakovasv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2023

УДК 159.99

СООТНОШЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Юлия Викторовна Селиванова, доктор социологических наук, заведующая кафедры, Алексей Александрович Шаров, кандидат психологических наук, доцент, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью рассмотрения соотношения новых форм социальной активности и компонентов личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях функционирования социума. Показаны результаты эмпирического исследования в рамках выявления и описания взаимосвязей указанных выше параметров форм социальной активности и личностного самоопределения.

Выборка включает в себя 50 испытуемых с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом) в возрасте от 18 до 23 лет. Женщин 7%. Диагностическая батарея - методика изучения характеристик личностного самоопределения, вопросы-шкалы новых форм социальной активности личности.

Математико-статистические процедуры: применение критериев Спирмена, Краскела - Уол-лиса. Обработка данных осуществлялась с помощью свободно распространяемого пакета JASP 0.15.1.0.

Выявлено, что новые формы социальной активности реализуются неравномерно (показаны статистически значимые различия по выраженности изучаемых характеристик). Профилактическая активность взаимосвязана с субъективно переживаемой осмысленностью и эмоциональной позицией к будущему; постпандемийная активность с эмоциональной позицией к будущему и представлением о внешних и внутренних ресурсах адаптации; патриотическая с субъективно переживаемой осмысленностью и эмоциональной позицией к будущему. А показатель профессионального выбора не имеет взаимосвязи не с одним видом социальной активности.

Делается вывод о целесообразности применения полученных в настоящем изыскании результатов в аспекте психолого-педагогического сопровождения обозначенной категории студентов, описываются примерные направления психологической интервенции.

Ключевые слова: самоопределение, активность, характеристики, среда, соотношение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p553-557

CORRELATION OF NEW FORMS OF SOCIAL ACTIVITY AND COMPONENTS OF

PERSONAL SELF-DETERMINATION STUDENTS WITH DISABILITIES Yulia Viktorovna Selivanova, doctor of sociology, head of department, Aleksej Aleksandrovich Sharov, candidate of psychological sciences, docent, Saratov State University

Abstract

The relevance of this study is due to the need to consider the correlation of new forms of social activity and components of personal self-determination among students with disabilities in modern conditions of functioning of society. The results of an empirical study are shown in the framework of identifying and describing the interrelationships of the above-mentioned parameters of forms of social activity and personal self-determination.

The sample includes 50 respondents with disabilities (with preserved intelligence) aged 18 to 23 years. Women 70%. Diagnostic battery - a method of studying personal self-determination, questions-scales of new forms of social activity of the individual.

Mathematical and statistical procedures: application of Spearman, Kraskel-Wallis criteria. Data processing was carried out using the freely distributed package JASP 0.15.1.0.

It is revealed that new forms of social activity are implemented unevenly (statistically significant differences in the severity of the studied characteristics are shown). Preventive activity is interconnected with subjectively experienced meaningfulness and emotional attitude to the future; post-pandemic activity with an emotional attitude to the future and an idea of external and internal adaptation resources; patriotic activity with subjectively experienced meaningfulness and emotional attitude to the future. And the indicator of professional choice has no relationship with more than one type of social activity.

The conclusion is made about the suitability of the results obtained in this study within the framework of psychological and pedagogical support of the designated category of students, the approximate directions of psychological intervention are described.

Keywords: self-determination, activity, characteristics, environment, ratio.

ВВЕДЕНИЕ

Современные отечественные исследователи все чаще обращают внимания на проблематику социальной активности личности и группы, в том числе, лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) [1, 2]. Выделяются различные типы активности в реальной и виртуальной среде их соотношение, психологические детерминанты. Рассматривать феномен социальной активности молодежи на научно-исследовательском и практическом уровне необходимо с учетом современных реалий функционирования социума. По мнению некоторых авторов, это ситуация, связанная с пандемией COVID-19 и обстановка в нашей стране, обусловленная проведением специальной военной операции [3]. Особенно актуальным на наш взгляд будет являться исследовательская работа, включающая в себя синтез учета сложившихся условий функционирования общества и личностного самоопределения обозначенной категории обучающихся. Несомненно, что личностное самоопределение в широком значении детерминирует выбор индивидом жизненной позиции, различных стратегий, а также поиска своего места в жизни в целом [4].

Цель статьи - выявить и описать соотношение компонентов личностного самоопределения и новых форм социальной активности у студентов с ОВЗ в современных условиях жизнедеятельности социума.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборка исследования включала в себя 50 респондентов (обучающихся с ОВЗ с сохранным интеллектом, слабовидящие - 30%, с дисфункцией опорно-двигательного аппарата - 60%, нарушениями слуха - 10%) образовательных организаций высшего образования г. Саратова. Средний возраст 19,6, SD=2.4 (женщин 7%).

Диагностическая батарея включает в себя новый инструментарий, апробированный и представленный научному сообществу в 2022-2023 годах:

- Методика, направленная на изучения характеристик личностного самоопределения (Ю.В. Селиванова, М.Д. Коновалова с соавторами). Включает шкалы, оценивающие субъективную переживаемую осмысленность, эмоциональное отношение к будущему, профессиональный выбор, а также представление об адаптационных ресурсах [5];

- Вопросы-шкалы новых форм социальной активности, разработанные с учетом усложняющихся условий функционирования общества (А.А. Шаров). Содержит 3 шкалы,

оценивающие выраженность следующих форм активности: профилактическая (обусловленная пандемией COVID-19), постпандемийная, патриотическая (связанная с проведением специальной военной операции) [3].

Площадкой опроса выступила платформа Google Forms. Помимо упомянутого выше инструментария были добавлены вопроса социально-демографического блока, дана инструкция. Среднее время ответа на электронную анкету 30 минут. Обработка осуществлялась с помощью статистического пакета JASP 0.15.1.0 Исследование проводилось в период с марта по май 2023 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные значения (в диапазоне от 7 до 45) по шкалам методики изучения личностного самоопределения могут свидетельствовать о том, что у студентов в данный отрезок времени такие компоненты, как субъективная осмысленность, отношение к будущему, устойчивость профессионального выбора, а также представление об адаптационных ресурсах, выражены неодинаково. Это подтверждает полученный результат по критерию Краскела-Уоллиса (Н=67,53, при р<0,01).

Показатели по шкалам форм социальной активности варьируются в диапазоне от 4 до 15 баллов. Применение критерия Краскела-Уоллиса (Н=2.183, при р<0,01) также свидетельствует о неодинаковой выраженности у студентов с ОВЗ патриотической, профилактической и постпандемийной активности. Учитывая показатели медианы по каждой шкале, наиболее выраженными является постпандемийная и патриотическая. Вероятно, построение планов без учета пандемической ситуации и активность в реальной и виртуальной среде, связанная с поддержкой специальной военной операции, выходят на первый план. А превентивная (профилактическая) активность в плане пандемической ситуации идет на спад, ввиду снижения количества инфицированных, снятии основных ограничительных мер.

Получены следующие взаимосвязи (по критерию Спирмена) на значимом уровне: профилактической активности с субъективно переживаемой осмысленностью (0,346, р<0,01) и эмоциональным отношением к будущему (0,523, р<0,01); постпандемийной активности с эмоциональным отношением к будущему (0,401 при р<0,01) и представлением об адаптационных ресурсах (0,536, р<0,01); патриотической активности с субъективно переживаемой осмысленностью (0,730, р<0,01) и эмоциональным отношением к будущему (0,673, р<0,01).

Взаимосвязь профилактической социальной активности с субъективно переживаемой осмысленностью, а также эмоциональным отношением к будущему может означать, что студенты с ОВЗ совершают поступки, проявляют эмоциональные реакции, в целом избегают ситуации, в которых возможно инфицирование коронавирусной инфекцией. Другими словами, профилактическая активность сопровождается осмысленностью действий и эмоциональным отношением к этому.

Взаимосвязь постпандемийной социальной активности и эмоционального отношения к будущему свидетельствует о том, что студенты с ОВЗ строят долгосрочные планы на основе эмоционального восприятия будущего. Другими словами, чем выше постпандемий-ная активность, тем больше она продуцирует эмоциональное отношение к будущему.

Взаимосвязь патриотической активности с субъективно переживаемой осмысленностью и эмоциональным отношением к будущему может означать, что поддержка студентами с ОВЗ специальной военной операции в реальной и виртуальной среде отражает их позицию по отношению к будущему, влияет на осмысленность поступков, жизненные цели и жизнь в целом.

Взаимосвязь постпандемийной активности и представлений об адаптациооных ресурсах свидетельствует о том, что чем выше у обозначенной категории студентов данные представления, тем продуктивнее будет протекать постпандемийная активность,

заключающаяся в интенсивных социальных контактах в реальной и виртуальной среде, построении долгосрочных жизненных планов без учета пандемии.

Отсутствие высокозначимых и значимых связей выбора профессии с профилактической, пандемической и патриотической активностью может свидетельствовать о том, что профессиональный выбор и его устойчивость в рамках учебной деятельности, с одной стороны, можно выделить в отдельный вид активности, а с другой - что вышеперечисленные виды активности не влияют и не соотносятся с профессиональном выбором и его устойчивостью.

ВЫВОДЫ

Изучаемые новые формы социальной активности выражены у студентов с ОВЗ неодинаково. Это может констатировать, что на данный отрезок времени одни виды активности превалируют над другими (постпандемийная и патриотическая над профилактической).

Профилактическая активность в аспекте пандемии соотносится с осмыслением поступков в различных ситуациях жизнедеятельности и основывается на эмоциональном отношении. Эмоциональное восприятие будущего обусловливает построение долгосрочных планов в рамках постпандемийной активности. Патриотическая активность обусловлена эмоциональным отношением к будущему и осмысленностью жизненных целей. Профессиональный выбор может являться отдельным видом (подвидом) социальной активности, с одной стороны, а с другой - не зависит от пандемии и других значимых событий, происходящих в нашей стране.

На основании результатов исследования можно выделить несколько направлений деятельности в аспекте психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ: работа с текущим эмоциональным состоянием обучающихся; проведение тренинговой работы в рамках формирования позитивного эмоционального отношения к будущему и постановки долгосрочных жизненных целей и задач.

ЛИТЕРАТУРА

1. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, А.В. Созонник [и др.] // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 258-272. - DOI: 10.32744/pse.2020.5.18

2. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, Е.С. Гри-нина, А.В. Созонник // Клиническая и специальная психология. - 2021. - Т. 10, № 3. - С. 181-207. -DOI 10.17759/cpse.2021100310.

3. Шаров А.А. Структура мотивации молодых людей и их социальная активность в усложняющихся условиях функционирования общества / А.А. Шаров // Российский психологический журнал. - 2023. - № 1 (20). - С. 20-32. - DOI 10.21702/rpj.2023.1.2.

4. Селиванова Ю.В. Концептуальные подходы к дефиниции понятия «личностное самоопределение» в контексте инклюзивного образования / Ю.В. Селиванова, М.Д. Коновалова, Е.Б. Щетинина // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - No. 5 (33). - С. 129-134.

5. Селиванова Ю.В. Диагностика характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности / Ю. В. Селиванова, М.Д. Коновалова, А.А. Шаров [и др.] // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - Т. 9, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf (дата обращения: 18.05.2023).

REFERENCES

1. Shamionov, R.M., Grigoryeva, M.V., Sozonnik, A.V., Grinina, E.S., Protasov, P.A., and Se-lyutina, N.G. (2020), "Characteristics of academic adaptation and cognitive functions of students with disabilities", Perspectives of science and education, No. 47 (5), pp. 258-272, DOI 10.32744/pse.2020.5.18.

2. Shamionov, R.M., Grigorieva, M.V., Grinina, E.S. and Sozonnik, A.V. (2021), "The Role of Personality Characteristics and Social Activity in the Academic Adaptation of University Students with

Chronic Diseases", Clinical Psychology and Special Education, Vol. 10, No. 3, pp. 181-207. DOI 10.17759/cpse.2021100310.

3. Sharov, A.A. (2023), "The Motivation Structure of Young People and their Social Activity in the Complicating Conditions of Society Functioning", Russian Psychlogical Jouranl, No. 1 (20). pp. 2032, DOI 10.21702/rpj.2023.1.2.

4. Selivanova, YU. V., Konovalova, M.D. and Shchetinina, E.B. (2020), "Conceptual approaches to the definition of the concept of "personal self-determination" in the context of inclusive education", Pedagogical Review, No. 5 (33), pp. 129-134.

5. Selivanova, YU.V., Konovalova, M. D., Sharov, A. A., Khmelkova, O. V. and Shchetinina, E.B. (2021), "Diagnostics of the characteristics of personal self-determination in conditions of limited life resources", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 9, No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf (accessed 18 May 2023).

Контактная информация: sha555da@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.06.2023

УДК 159.9

ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРУШЕНИЯМ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

Владислава Романовна Ушакова, кандидат психологических наук, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь

Аннотация

Статья посвящена проблеме потребностно-мотивационных особенностей подростков, склонных к нарушениям пищевого поведения. В исследовании приняло участие 80 школьников различных школ Республики Крым, из них 40 девушек и 40 парней, средний возраст которых 15,9 лет. Выявлены подростки склонные и не склонные к пищевым нарушениям. Проведен сравнительный анализ по-требностно-мотивационных проявлений подростков, склонных к нарушениям пищевого поведения, и подростков, не склонных к нарушениям пищевого поведения. Выявлены наиболее важные на данный момент потребности подростков обеих групп, которые не удовлетворены в полной мере. Определен преобладающий тип мотивации у обеих групп подростков - мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудач. Выявлены достоверные различия в потребностях и типах мотивации у подростков, склонных к нарушениям пищевого поведения, и у подростков, не склонных к нарушениям пищевого поведения. Определена взаимосвязь между потребностями и мотивами у подростков обеих групп.

Ключевые слова: нарушение пищевого поведения, подростки, мотивация успеха, мотивация избегания неудач, потребности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p557-562

NEEDS AND MOTIVATIONAL SPHERE OF ADOLESCENTS PRONE TO EATING

DISORDERS

Ushakova Vladislava Romanovna, candidate of psychological sciences, docent, Crimean State Engineering Pedagogical University, Simferopol

Abstract

The article is devoted to the problem of the need-motivational characteristics of adolescents prone to eating disorders. The study involved 80 schoolchildren from various schools in the Republic of Crimea, including 40 girls and 40 boys, with an average age of 15.9 years. Adolescents prone and not prone to eating disorders were identified. A comparative analysis of the need-motivational manifestations of adolescents prone to eating disorders and adolescents not prone to eating disorders was carried out. The most important needs of adolescents of both groups at the moment, which are not fully satisfied, have been identified. The predominant type of motivation in both groups of adolescents was determined - the motivation to achieve success and the motivation to avoid failures. Significant differences were found in the needs and types of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.