Научная статья на тему 'СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / АКТИВНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Шаров Алексей Александрович

Актуальность исследования продиктована необходимостью рассмотрения феномена личностного самоопределения и его характеристик у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях жизнедеятельности, обусловленных новыми вызовами: санкционной политикой в отношении нашей страны и нестабильной пандемической ситуацией, связанной с заболеваемостью COVID-19. Представлены результаты эмпирического исследования в контексте выявления модели личностного самоопределения, включающей в себя несколько структурных компонентов. Выборка составила 100 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Женщин 60%. Диагностический материал - методика изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности. Статистические процедуры: применение критерия Краскела - Уоллиса, факторного анализа с выделением главных компонент. Программный пакет JASP 0.16.1.0. Выявлено, что все характеристики личностного самоопределения представлены в выборке неравномерно (имеются статистически значимые различия по выраженности показателей). Обозначенные характеристики можно отнести к личностным, поведенческим и эмоциональным. Представлена модель личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающая два укрупненных структурных компонента: личностноповеденческий (активность, профессиональный выбор, представления об адаптационных ресурсах) и эмоциональный (субъективно переживаемая осмысленность и эмоциональное отношение в контексте будущего). Делается вывод о пригодности полученного материала не только в фундаментальном контексте, но и практическом (в рамках планирования и организации мероприятий социального и психолого-педагогического сопровождения студентов изучаемой категории).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Селиванова Юлия Викторовна, Шаров Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL MODEL OF PERSONAL SELF-DETERMINATION AMONG STUDENTS WITH DISABILITIES IN MODERN CONDITIONS OF LIFE

The relevance of the study is dictated by the need to consider the phenomenon of personal selfdetermination and its characteristics in students with disabilities in modern life conditions, due to new challenges: the sanctions policy against our country and the unstable pandemic situation associated with the incidence of COVID-19. The results of the empirical study are presented in the context of identifying a model of personal self-determination that includes several structural components. The sample consisted of 100 respondents aged 18 to 24 years. Women 60%. Diagnostic material is a method of studying the factors and mechanisms of personal self-determination in conditions of limited life resources. Statistical procedures: application of the Kraskel-Wallis criterion, factor analysis with the allocation of the main components. The JASP 0.16.1.0 software package. It was revealed that all the characteristics of personal selfdetermination are unevenly represented in the sample (there are statistically significant differences in the severity of indicators). These characteristics can be attributed to personal, behavioral and emotional. The model of personal self-determination of students with disabilities is presented, which includes two enlarged structural components: personal-behavioral (activity, professional choice, ideas about adaptive resources) and emotional (subjectively experienced meaningfulness and emotional attitude in the context of the future). The conclusion was made about the suitability of the received material not only in the fundamental context, but also in the practical (within the framework of planning and organizing events of social and psychological and pedagogical support of students of the studied category).

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ние деятельности всей команды. И, очень важно, развитие интегративных качеств, которые обуславливают высокий уровень функционирования психологической подготовки спортсменов к спортивной и соревновательной деятельности, необходимость которых была проанализирована.

ЛИТЕРАТУРА

1. Махмудов Т.Г. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России и мире / Т.Г. Махмудов, О.В. Савельева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2017. - № 2 (5). - С. 36-38.

2. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В.А. Ба-роненко, Л.А. Рапопорт. - Москва : Альфа-М, 2003. - 352 с.

3. Алексина А.О. Положительное влияние спорта на психологическое здоровье человека / Алексина А.О., Плиев Д.А // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2022. - № 2 (15). - С. 26-29.

4. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Е.И. Мартьянов. - Москва : Академия, 2000. - 288 с

5. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, М.П. Мирошников, В.Б. Шарай // Вопросы психологии. - 1973. - № 6. - С. 141146.

REFERENCES

1. Makhmudov, T.G. and Savelyeva, O.V. (2017), "Problems and prospects of development of physical culture in Russia and the world", OlymPlus. Humanitarian version, Vol. 5, No. 2, pp. 36-38.

2. Baronenko, V.A. and Rapoport, L.A. (2003), Health and physical culture of the student, Al-pha-M, Moscow.

3. Aleksina, A.O. and Pliev, D.A. (2022), "The positive impact of sports on mental health", OlymPlus. Humanitarian version, Vol. 15, No. 2, pp. 26-29.

4. Gogunov, E.N. and Martyanov E.I. (2000), Psychology of physical training and sports, Academia, Moscow.

5. Doskin V.A., Lavrentyeva, L.S., Miroshnikov, M.P. and Sharay, V.B. (1973), "Psychology questions. Test of a differential self-assessment of a functional condition", Psychology Questions, No. 6, pp. 141-146.

Контактная информация: saveleva_lelya@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.10.2022

УДК 159.99

СТРУКТУРНАЯ МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Юлия Викторовна Селиванова, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Алексей Александрович Шаров, кандидат психологических наук, доцент Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Саратов

Аннотация

Актуальность исследования продиктована необходимостью рассмотрения феномена личностного самоопределения и его характеристик у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях жизнедеятельности, обусловленных новыми вызовами: санкцион-ной политикой в отношении нашей страны и нестабильной пандемической ситуацией, связанной с заболеваемостью COVID-19. Представлены результаты эмпирического исследования в контексте выявления модели личностного самоопределения, включающей в себя несколько структурных компонентов. Выборка составила 100 респондентов в возрасте от 18 до 24 лет. Женщин 60%. Диагностический материал - методика изучения факторов и механизмов личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности. Статистические процедуры: применение критерия Краскела - Уоллиса, факторного анализа с выделением главных компонент. Программный

пакет JASP 0.16.1.0. Выявлено, что все характеристики личностного самоопределения представлены в выборке неравномерно (имеются статистически значимые различия по выраженности показателей). Обозначенные характеристики можно отнести к личностным, поведенческим и эмоциональным. Представлена модель личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья, включающая два укрупненных структурных компонента: личностно-поведенческий (активность, профессиональный выбор, представления об адаптационных ресурсах) и эмоциональный (субъективно переживаемая осмысленность и эмоциональное отношение в контексте будущего). Делается вывод о пригодности полученного материала не только в фундаментальном контексте, но и практическом (в рамках планирования и организации мероприятий социального и психолого-педагогического сопровождения студентов изучаемой категории).

Ключевые слова: личностное самоопределение, активность, адаптация, факторный анализ, модель.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p559-563

STRUCTURAL MODEL OF PERSONAL SELF-DETERMINATION AMONG

STUDENTS WITH DISABILITIES IN MODERN CONDITIONS OF LIFE

Yulia Viktorovna Selivanova, the doctor of sociological sciences, professor, department chair, Aleksei Aleksandrovich Sharov, the candidate of psychological sciences, docent, Saratov State

University

Abstract

The relevance of the study is dictated by the need to consider the phenomenon of personal self-determination and its characteristics in students with disabilities in modern life conditions, due to new challenges: the sanctions policy against our country and the unstable pandemic situation associated with the incidence of COVID-19. The results of the empirical study are presented in the context of identifying a model of personal self-determination that includes several structural components. The sample consisted of 100 respondents aged 18 to 24 years. Women 60%. Diagnostic material is a method of studying the factors and mechanisms of personal self-determination in conditions of limited life resources. Statistical procedures: application of the Kraskel-Wallis criterion, factor analysis with the allocation of the main components. The JASP 0.16.1.0 software package. It was revealed that all the characteristics of personal self-determination are unevenly represented in the sample (there are statistically significant differences in the severity of indicators). These characteristics can be attributed to personal, behavioral and emotional. The model of personal self-determination of students with disabilities is presented, which includes two enlarged structural components: personal-behavioral (activity, professional choice, ideas about adaptive resources) and emotional (subjectively experienced meaningfulness and emotional attitude in the context of the future). The conclusion was made about the suitability of the received material not only in the fundamental context, but also in the practical (within the framework of planning and organizing events of social and psychological and pedagogical support of students of the studied category).

Keywords: personal self-determination, activity, adaptation, factor analysis, model.

ВВЕДЕНИЕ

Феномен личностного самоопределения привлекает внимание исследователей из различных научных областей: философии, социологии, психологии [3]. Философские концепции основаны на дискурсе о степени свободы личности в определении устремлений, роли внешних обстоятельств, детерминирующих человеческий выбор человека. Социологический подход рассматривает самоопределение в контексте целеполагания и результата общественно-ролевого поведения. Психологический подход определяет детерминирующие внутренние факторы и процессуальные характеристики личностного самоопределения. По мнению отечественных исследователей, личностное самоопределение - это выбор индивидом своей жизненной стратегии, позиции, поиск своего места в жизни [1].

Особенно остро на сегодняшний день стоит вопрос изучения психофизиологических, общепсихологических, социально-психологических характеристик молодой лично-

сти в аспекте взаимодействия в социуме. Обозначенная актуальность обусловлена возникновением новых условий жизнедеятельности, связанных с санкционной политикой в отношении РФ, а также нестабильной пандемической ситуацией, обусловленной COVTD-19. Рассмотрение заявленных особенностей у студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) представляют повышенный интерес. На данный момент в психологической науке изучаются характеристики личности и социальной активности [4], когнитивные функции [5] в аспекте академической адаптации студентов с ОВЗ.

Настоящий авторский коллектив исходит из представления о том, что личностное самоопределение студентов с ОВЗ - это сложный феномен, включающий в себя осознание личностью своего «Я», выработку и определение жизненных ценностей, разработку стратегий планирования своего будущего, осознания адаптационного потенциала [2].

Цель статьи - в поисковом порядке выявить и описать модель личностного самоопределения у студентов с ОВЗ в современных условиях жизнедеятельности социума.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Выборка исследования составила 100 респондентов (обучающихся с ОВЗ различных нозологических групп 1-4 курсов) высших учебных заведений г. Саратова и области. Средний возраст 19,7, SD=2.5 (женщин 60%).

Методика изучения характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности, апробированная для научно-исследовательских целей. Содержит 5 шкал [2].

Диагностической площадкой выступила платформа Google Forms. Среднее время заполнения 17 минут. Статистическая обработка осуществлялась с помощью свободно распространяемого программного пакета JASP 0.16.1.0

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Представим описательную статистику полученных данных в таблице 1.

Таблица 1 - Описательные статистики шкал методик

Показатели Среднее Медиана Мода Стандартное

Шкалы значение отклонение

Переживаемая осмысленность 32 33 36 5

Эмоциональное отношение к будущему 29 29 28 4

Активность 43 43 47 4

Устойчивость и определение профессионального выбора 29 30 28 4

Представления о ресурсах адаптации 27 28 31 3

Данные показатели означают, что в структуре личностного самоопределения студентов с ОВЗ присутствуют следующие компоненты: переживаемая осмысленность поступков, поведения, эмоциональное отношение к своему будущему, социальная активность в аспекте деловой и рекреационной деятельности, позиция по отношению устойчивости профессионального выбора, а также представления об адаптационных ресурсах.

Применение статистического критерия Н-Крускала-Уоллиса к полученным показателям продемонстрировало наличие значимых различий по данным пяти шкалам (Н=235, при р<0,05). Это значит, что выраженность обозначенных параметров личностного самоопределения у студентов с ОВЗ носит неодинаковый характер.

Учитывая характер полученных показателей и цель нашего исследования, был проведен факторный анализ данных. В результате анализа методом главных компонент с последующим Varimax-вращением (вращение сошлось за 4 итерации) получено 2 фактора, каждый из которых определяет укрупненную группу компонентов личностного самоопределения у студентов с ОВЗ. Определены максимальные нагрузки по каждому пункту, свидетельствующие о принадлежности к тому или другому фактору. Минимальная

нагрузка - 0,642. Максимальная - 0,968. Наглядно результаты показаны в таблице 2.

Таблица 2 - Факторная структура личностного самоопределения ОВЗ (n=100)

Параметр Фактор 1 Фактор 2

Переживаемая осмысленность 0,883 -

Эмоциональное отношение к будущему 0,711 -

Активность - 0.586

Устойчивость и определение профессионального выбора - 0,653

Представления о ресурсах адаптации - 0,587

Примечание: х2 =18,314; DF=10; x2/df=1,3; p=0,177; RMSEA=0.067.

Это значит, что можно выделить двухфакторную структурную модель личностного самоопределения студентов с ОВЗ в современных условиях функционирования общества. Первый фактор содержит переживаемую осмысленность и эмоциональное отношение к будущему. Его можно обозначить как эмоциональный компонент модели личностного самоопределения. Второй фактор включает в себя социальную активность, позицию по отношению к профессиональному выбору, а также представление о внешних и внутренних адаптационных ресурсах. Данный фактор можно назвать личностно-поведенческим.

ВЫВОДЫ

В результате проведенного исследования выявлена модель личностного самоопределения у студентов с ОВЗ в современных условиях жизнедеятельности социума. Данные условия осложняются с одной стороны, санкционной политикой в отношении нашей страны, а с другой - нестабильной пандемической ситуацией, обусловленной COVID-19. Обозначенная модель содержит два укрупненных компонента личностного самоопределения. Первый включает в себя эмоциональное отношение к будущему и субъективно переживаемую осмысленность и носит название эмоционального компонента модели личностного самоопределения. Второй содержит представления личности о ресурсах адаптации, отношение к профессиональному выбору и активность в плане деловой, учебной и досуговой деятельности. Это личностно-поведенческий компонент заявленной модели. Полученные данные могут быть полезны в рамках планирования, организации и проведения мероприятий в контексте психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде.

Работа подготовлена при поддержке РФФИ, проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (№20013-00534 А).

ЛИТЕРАТУРА

1. Селиванова Ю.В. Концептуальные подходы к дефиниции понятия «личностное самоопределение» в контексте инклюзивного образования / Ю.В. Селиванова, М.Д. Коновалова, Е.Б. Щетинина // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. - 2020. - 5 (33). - С. 129-134.

2. Диагностика характеристик личностного самоопределения в условиях ограниченных ресурсов жизнедеятельности / Ю.В. Селиванова, М.Д. Коновалова, А.А. Шаров, О. В. Хмелькова, Е.Б. Щетинина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021 - Т. 9, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf (дата обращения: 13.10.2022).

3. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. -1985. -№ 6. - С. 26-37.

4. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, А.В. Созонник, Е.С. Гринина, П.А. Протасов, Н.Г. Силютина // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 5 (47). - С. 258-272.

5. Роль характеристик личности и социальной активности в академической адаптации студентов университета с хроническими заболеваниями / Р.М. Шамионов, М.В. Григорьева, Е.С. Гринина, А.В. Созонник // Клиническая и специальная психология - 2021. - Т. 10, № 3. - С. 181207.

REFERENCES

1. Selivanova, Yu. V., Konovalova, M.D. and Shchetinina, E.B. (2020), "Conceptual approaches to the definition of the concept of "personal self-determination" in the context of inclusive education", Scientific and pedagogical Review. Pedagogical Review, No. 5 (33). pp. 129-134.

2. Selivanova, Yu.V., Konovalova, M.D., Sharov, A.A., Hmelkova, O.V. and Shchetinina, E.B. (2021), "Diagnostics of the characteristics of personal self-determination in conditions of limited life resources", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 9, No. 5, available at: https://mir-nauki.com/PDF/15PSMN521.pdf. (accessed 13.10.2022).

3. Feldstein D.I. (1985), "Psychological patterns of social development of personality in ontogenesis", Voprosypsihologii, No. 6, pp. 26-37.

4. Shamionov, R.M., Grigoryeva, M. V., Sozonnik, A. V., Grinina, E. S., Protasov, P.A. and Se-lyutina, N. G. (2020), "Characteristics of academic adaptation and cognitive functions of students with disabilities", Perspectives of Science and Education, No. 47(5), pp.258-272.

5. Shamionov, R.M., Grigorieva, M.V., Grinina,, E.S. and Sozonnik, A.V. (2021), "The Role of Personality Characteristics and Social Activity in the Academic Adaptation of University Students with Chronic Diseases", Clinical Psychology and Special Education, Vol. 10, No. 3, pp. 181-207.

Контактная информация: sha555da@mail.ru

Статья поступила в редакцию 13.10.2022

УДК 159.9.07

ОЦЕНКА ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ КОМАНД ПО ФИТНЕС-АЭРОБИКЕ

Снежана Дмитриевна Синюшкина, студент, Екатерина Олеговна Меркеева, преподаватель; Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород

Аннотация

Введение. Оценка и развитие волевых качеств являются одним из важных этапов психологической подготовки спортсменов. Цель: определение уровня выраженности и генерализованности волевых качеств у спортсменов в командах по фитнес-аэробике. Методика и организация исследования. Для оценки уровня развития волевых качеств было проведено онлайн-анкетирование по методике Н.Е. Стамбуловой с помощью ресурса «Яндекс.Формы». В опросе приняли участие 60 спортсменов. Для статистической обработки данных использовали программы MS Excel и SPSS Statistics 26.0. Результаты и их обсуждение. Спортсмены, посещающие больший объем разноплановых тренировок, имеют более высокие уровни выраженности и генерализованности показателей «целеустремленность», «настойчивость», «самостоятельность». Выводы. Комплексный подход к подготовке спортсменов способствует большему развитию у них волевых качеств, позволяющих достигать больше успехов в соревновательной деятельности.

Ключевые слова: спортсмен, фитнес-аэробика, волевые качества.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p563-567

. STRONG-WILLED QUALITIES ASSESSMENT OF SPORTSMAN IN FITNESS

AEROBICS TEAMS

Snezhana Dmitrievna Sinyushkina, the student, Ekaterina Olegovna Merkeeva, the teacher;

Privolzhsky Research Medical University, Nizhny Novgorod

Abstract

Introduction. Assessment and development of strong-willed qualities are one of the important stages of sportsmen psychological preparation. The purpose was the determination of the level of expression and generalization of strong-willed qualities of sportsmen in fitness aerobics teams. The methodology and organization of the study. To assess the level of development of strong-willed qualities, the online ques-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.