Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ'

ИНТЕГРАТИВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
88
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СТРУКТУРНО-ДИНАМИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаров Алексей Александрович, Хмелькова Ольга Владимировна

Доступность получения высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) невозможно рассматривать без создания инклюзивной образовательной среды и реализации мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению. Адекватная, обоснованная и эффективная сопроводительная работа в данном контексте обусловливает восполнение пробелов в исследованиях, посвященных изучению адаптационной готовности. Учитывая данные обстоятельства, целью исследования является выявление и описание структурных компонентов адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Используемая диагностическая батарея (N=200): методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда в адаптации А.К. Осницкого; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность МЛО - АМ» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); методика «Адаптационная готовность личности» М.В. Григорьевой. Статистические процедуры: вычисление t-критерия Стьюдента, корреляция по методу Пирсона; факторный анализ (факторизация методом главных компонент с вращением Varimax). Результаты исследования показывают, что адаптационный потенциал студентов с условно нормативным развитием статистически значимо выше, чем у студентов с ОВЗ (t=22.1 при р≤0,01). Также выявлено снижение социально-психологической адаптации у обозначенной категории студентов по показателям «Адаптация» (t=8,79 при р≤0,01); «Самовосприятие» (t=8,48 при р≤0,01); «Эмоциональный комфорт» (t=6,73 при р≤0,01). Выделена двухфакторная структурная модель адаптационной готовности студентов с ОВЗ, включающая психолого-психофизиологический и социально-психологический компоненты, включающие содержательные области и структурные элементы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаров Алексей Александрович, Хмелькова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVE STRUCTURAL COMPONENTS OF ADAPTATION READINESS OF STUDENTS WITH DISABILITIES

The availability of higher education for people with disabilities (hereinafter referred to as “Disabled people”) cannot be considered without creating an inclusive educational environment and implementing measures for psychological and pedagogical support. Adequate, reasonable and effective accompanying work in this context provides for filling the gaps in research devoted to the study of adaptation readiness. With due account for these circumstances, the research purpose is to identify and describe the structural components of adaptation readiness of students with disabilities in the context of inclusive education. The used diagnostic battery (N=200): a diagnostic technique of Rogers-Diamond’s socio-psychological adaptation as adapted by A.K. Osnitsky; a multilevel personality questionnaire “Adaptability” (MLO - AM) (A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin); methodology “Adaptation readiness of personality” by M.V. Grigorieva. Statistical procedures: Student’s t-test calculation, correlation by Pearson’s method; factor analysis (principal component factorization with Varimax rotation). The research results show that the adaptation capacity potential of students with conditionally normative development is statistically significantly higher than that of disabled students (t=22.1, p≤0.01). There was also a decrease in socio-psychological adaptation in the designated category of students on indicators “Adaptation” (t=8.79, p≤0.01); “Self-perception” (t = 8.48, p≤0.01); “Emotional comfort” (t = 6.73, p≤0.01). A two-factor structural model of adaptation readiness of students with disabilities, including psychological-psychophysiological and socio-psychological components, including content areas and structural elements, has been identified.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive21/21-03/ Дата публикации: 30.06.2021 УДК 159.9.07

А. А. Шаров, О. В. Хмелькова

Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья

Доступность получения высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) невозможно рассматривать без создания инклюзивной образовательной среды и реализации мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению. Адекватная, обоснованная и эффективная сопроводительная работа в данном контексте обусловливает восполнение пробелов в исследованиях, посвященных изучению адаптационной готовности. Учитывая данные обстоятельства, целью исследования является выявление и описание структурных компонентов адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Используемая диагностическая батарея (N=200): методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Даймонда в адаптации А.К. Осницкого; многоуровневый личностный опросник «Адаптивность МЛО - АМ» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин); методика «Адаптационная готовность личности» М.В. Григорьевой. Статистические процедуры: вычисление t-критерия Стьюдента, корреляция по методу Пирсона; факторный анализ (факторизация методом главных компонент с вращением Varimax).

Результаты исследования показывают, что адаптационный потенциал студентов с условно нормативным развитием статистически значимо выше, чем у студентов с ОВЗ (t=22.1 при р<0,01). Также выявлено снижение социально-психологической адаптации у обозначенной категории студентов по показателям «Адаптация» (t=8,79 при р<0,01); «Самовосприятие» (t=8,48 при р<0,01); «Эмоциональный комфорт» (t=6,73 при р<0,01).

Выделена двухфакторная структурная модель адаптационной готовности студентов с ОВЗ, включающая психолого-психофизиологический и социально-психологический компоненты, включающие содержательные области и структурные элементы.

Ключевые слова: адаптационная готовность, студенты с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивная образовательная среда, профессиональная социализация, структурно-динамические компоненты адаптационной готовности

Ссылка для цитирования:

Шаров А. А., Хмелькова О. В. Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 290-301. doi: 10.32744^.20213.20

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive21/21-03/ Accepted: 19 February 2021 Published: 30 June 2021

A. A. Sharov, O. V. Khmelkova

Integrative structural components of adaptation readiness of students with disabilities

The availability of higher education for people with disabilities (hereinafter referred to as "Disabled people") cannot be considered without creating an inclusive educational environment and implementing measures for psychological and pedagogical support. Adequate, reasonable and effective accompanying work in this context provides for filling the gaps in research devoted to the study of adaptation readiness. With due account for these circumstances, the research purpose is to identify and describe the structural components of adaptation readiness of students with disabilities in the context of inclusive education.

The used diagnostic battery (N = 200): a diagnostic technique of Rogers-Diamond's socio-psychological adaptation as adapted by A.K. Osnitsky; a multilevel personality questionnaire "Adaptability" (MLO -AM) (A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin); methodology "Adaptation readiness of personality" by M.V. Grigorieva. Statistical procedures: Student's t-test calculation, correlation by Pearson's method; factor analysis (principal component factorization with Varimax rotation).

The research results show that the adaptation capacity potential of students with conditionally normative development is statistically significantly higher than that of disabled students (t = 22.1, p<0.01). There was also a decrease in socio-psychological adaptation in the designated category of students on indicators "Adaptation" (t = 8.79, p<0.01); "Self-perception" (t = 8.48, p<0.01); "Emotional comfort" (t = 6.73, p<0.01).

A two-factor structural model of adaptation readiness of students with disabilities, including psychological-psychophysiological and socio-psychological components, including content areas and structural elements, has been identified.

Keywords: adaptation readiness, students with disabilities, inclusive educational environment, professional socialization, structural-dynamic components of adaptation readiness

For Reference:

Sharov, A. A., & Khmelkova, O. V. (2021). Integrative structural components of adaptation readiness of students with disabilities. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 51 (3), 290-301. doi: 10.32744/pse.2021.3.20

_Введение

Актуальность исследования обусловлена с одной стороны, запросом психологических служб образовательных организаций в рамках психолого-педагогической сопроводительной работы, а с другой - недостаточной изученностью феномена адаптационной готовности у обозначенной категории лиц.

Отечественные и зарубежные исследователи проявляют интерес к проблематике адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) к образовательной среде. Так, Р.М. Шамионов с соавторами изучали характеристики академической адаптации в соотношении с когнитивными функциями у студентов с ОВЗ. Указанным коллективом разработан опросник академической адаптации, содержащий 44 пункта и 7 шкал, и прошедший процедуры психометрической проверки. Выявлено сходство показателей эмоционально-оценочного, когнитивного, личностного, а также мотивационного компонентов академической адаптации у студентов с ОВЗ и «условно здоровых» сверстников. Выраженность коммуникативного и психофизиологического компонентов ниже у студентов с ОВЗ. Показана взаимосвязь характеристик академической адаптации и когнитивных функций [13].

Обращает на себя внимание и амбивалентность получаемых результатов в рамках исследования проблем адаптации. С одной стороны, утверждается, что процесс адаптации у вышеуказанной категории студентов проходит неравномерно и для каждой определенной нозологической группы существуют особенные проблемы адаптации, и, соответственно, специфические потребности и мероприятия по сопровождению [21]. С другой стороны, некоторые исследователи повествуют об отсутствии статистически значимых различий между студентами-инвалидами по уровню социальной и психологической адаптации в зависимости от возраста и этиологии дизоногенетиче-ского нарушения [16; 18]. Зарубежные авторы поясняют, что студенты, имеющие ограниченные возможности, демонстрируют более низкий уровень адаптации и низкие показатели академических достижений, чем студенты без ограничений по здоровью [20]. Низкий уровень самооценки, снижение показателей удовлетворенности жизни негативно влияют на процесс течения адаптации к образовательной среде [19]. Подавляющая часть исследований направлена на выявление различий в трудностях, которые испытывают при обучении студенты с ОВЗ и студенты без нарушений (в конспектировании и чтении лекций, в групповой и индивидуальной работе) [17]. Еще один пласт научных работ посвящен проблемам, которые следует учитывать организациям высшего образования при обучении студентов с ОВЗ (материально-техническая и программная оснащенность образовательного процесса, доступность, информационная открытость и психологическая безопасность образовательной среды) [11].

Отечественные авторы также повествуют о том, что обучающиеся с ОВЗ обнаруживают более низкие по сравнению со здоровыми сверстниками показатели общих маркеров академической адаптации, субъективного благополучия [22]. Часть авторов связывает социально-психологическую адаптацию студентов с ОВЗ к условиям вузов с уровнем сформированности навыков социального взаимодействия [2]. Основные трудности обучающихся с ОВЗ в выстраивании отношений с преподавателями и «условно-здоровыми» сверстниками связаны с отсутствием навыков социального взаимодействия, а также с самоизоляцией из-за страха быть непонятыми и непринятыми

[1; 6]. В психолого-педагогических исследованиях процесс адаптации студентов с ОВЗ к образовательной среде вуза подразделяют на три основных компонента: пространственный (специальные образовательные условия), образовательный (организация дидактического процесса) и социально-психологический (личностные ресурсы, адаптационный потенциал и адаптационная готовность) [7; 15].

Отметим, что, несмотря на возросший интерес к обозначенной проблематике со стороны отечественных и зарубежных исследователей, научных изысканий, располагающих результатами исследований, рассматривающих структуру и особенности адаптационной готовности студентов с ОВЗ, практически нет.

Для проработки данного вопроса, нами было проведено теоретическое (обзорное) и пробно-поисковое исследование. Обзор посвящен рассмотрению современных работ в плане изучения феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом и социально-педагогическом аспектах. Выявлено, что адаптационная готовность содержит набор видоизменяемых и динамичных разноуровневых структурно-содержательных компонентов. Другими словами, это структура выработанных индивидуально-психологических качеств, свойств и социальных компетенций [10]. Пилотажное исследование (п=33), было направлено на апробацию исследовательского плана. В результате осуществлена адаптация психодиагностического материала в контексте изучения структуры и характеристик интересующего нас феномена; определены задачи основного этапа, а также уточнен объем выборки, который бы соответствовал исследовательским условиям [14].

Цель исследования - выявление и описание структурных компонентов адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Гипотезы исследования:

1.Адаптационная готовность студентов с ОВЗ представляет собой совокупность взаимосвязанных структурно-динамических компонентов.

2.Общий уровень адаптационной готовности и отдельные ее компоненты у студентов с ОВЗ находятся на более низком уровне выраженности, чем у «условно здоровых» студентов.

_Материалы и методы

Выборка исследования составила 200 студентов 1-4 курсов образовательных организаций высшего образования (СГУ имени Н.Г. Чернышевского, СГТУ имени Ю.А. Гагарина, СГМУ имени В.И. Разумовского, Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина) очной формы обучения в возрасте 17-25 лет, средний возраст 19,8, SD=2.9 (женщин 70,6%). 100 (50%) студентов с ОВЗ различных нозологических групп. Таким образом, сформированы две равные по численности подвыборки: студенты с ОВЗ и «условно-здоровые» студенты.

Компоненты адаптационной готовности измерялись с помощью следующей батареи методик:

• методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса-Дай-монда в адаптации А.К. Осницкого для определения уровня и особенностей социально-психологической адаптации [9].

• многоуровневый личностный опросник «Адаптивность МЛО - АМ» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин) для изучения структуры адаптивных возможностей личности [5].

• методика «Адаптационная готовность личности» М.В. Григорьевой для определения структуры и степени психофизиологической, психологической и социально-психологической адаптационной готовности [3].

Все полученные в ходе диагностического этапа данные проверены на нормальность распределения по методу Колмогорова-Смирнова. Показатели указанного критерия дали приемлемый положительный результат (p>0.05), который свидетельствует о предположительном соответствии эмпирических распределений нормальному. Обработка данных осуществлялась с помощью программного обеспечения JASP 0.8.4., IBM SPSS Statistics и статистических процедур (t-критерий Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона (r), факторизация методом главных компонент с вращением Varimax).

_Результаты исследования

Для анализа и последующей интерпретации (согласно цели исследования), нами выбрана интегративная шкала «Личностный адаптационный потенциал» (ЛАП) методики «Адаптивность МЛО - АМ». Данный параметр является важнейшим интегративным показателем, оценивающим в совокупности коммуникативные способности, поведенческую регуляцию, а также уровень моральной нормативности. Выявлена значимость различий по показателю у двух подвыборок (t=22.1 при р<0,01). Это значит, что адаптационный потенциал студентов с условно нормативным развитием статистически значимо выше, чем у студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Что касается результатов диагностики по методике «Адаптационная готовность личности», то из таблицы 1 видно, что три частных компонента адаптационной готовности (психофизиологический, психологический, социально-психологический), а также интегративный показатель статистически различаются у студентов с ОВЗ и «условно здоровых».

Таблица 1

Средние значения компонентов адаптационной готовности и t-критерий Стьюдента

Компоненты адаптационной готовности Средние показатели у студентов без ОВЗ Средние показатели у студентов с ОВЗ t-критерий Стьюдента

t р

Психофизиологический 15,23 10,87 5,79 < 0,01

Психологический 13,08 10,07 3,94 < 0,01

Социально-психологический 12,51 10,12 2,76 < 0,01

Интегральный показатель 39,97 35,19 5,11 < 0,01

Данные показатели означают, что адаптационная готовность у студентов с ОВЗ снижена по сравнению с «условно здоровыми» сверстниками.

Что касается некоторых шкал методики диагностики социально-психологической адаптации, то в таблице 2 показано, что несколько показателей адаптации («Адаптация», «Самовосприятие», «Эмоциональный комфорт») статистически различаются у студентов с ОВЗ и без ограничений здоровья.

Таблица 2

Средние значения компонентов социально-психологической адаптации

и ^критерий Стьюдента

Компоненты адаптационной готовности Средние показатели у студентов без ОВЗ Средние показатели у студентов с ОВЗ ^критерий Стьюдента

1 р

Адаптация 92,10 74,04 8,79 < 0,01

Самовосприятие 41,12 34,02 8,48 < 0,01

Эмоциональный комфорт 39,92 36,83 6,73 < 0,01

Это означает, что исследуемые параметры социально-психологической адаптации у студентов с ОВЗ снижены по сравнению со сверстниками без ОВЗ.

Далее представим результаты взаимосвязи всех диагностируемых параметров отдельно у двух подвыборок.

У студентов без ОВЗ выявлены наиболее значимые взаимосвязи между шкалами: «Психофизиологическая готовность» и «Психологическая готовность» (0,577, при р<0,001), «Психологическая готовность» и «Социально-психологическая готовность» (0,334, при р<0,001), а также интегрального показателя адаптационной готовности с параметрами «Социально-психологическая готовность» (0,788, при р<0,001) «Психологическая готовность» (0,794, при р<0,001) и «Психофизиологическая готовность» (0,826, при р<0,001). Кроме того, выявлена взаимосвязь шкалы «Самовосприятие» со шкалами «Психологическая готовность» (0,324, при р<0,001), «Социально-психологическая готовность» (0,435, при р<0,001). Показатель «Эмоциональный комфорт» взаимосвязан со шкалами «Адаптация» (0,804, при р<0,001) и «Самовосприятие» (0,321, при р<0,001). Обнаружена взаимосвязь интегративного показателя адаптационной готовности и показателя личностного адаптационного потенциала (0,416, при р<0,001). Это значит, что все рассматриваемые структурные компоненты адаптационной готовности «условно здоровых» студентов взаимосвязаны между собой.

У студентов с ОВЗ также выявлены значимые взаимосвязи между показателями: «Психофизиологическая готовность» и «Психологическая готовность» (0,714, при р<0,001), «Психологическая готовность» и «Социально-психологическая готовность» (0,619, при р<0,001), а также интегральной шкалой адаптационной готовности со шкалами «Социально-психологическая готовность» (0,340, при р<0,001) «Психологическая готовность» (0,237, при р<0,001) и «Психофизиологическая готовность» (0,321, при р<0,001). Выявлена взаимосвязь шкалы «Самовосприятие» со шкалами «Психологическая готовность» (0,378, при р<0,001), «Социально-психологическая готовность» (0,338, при р<0,001). Показатель «Эмоциональный комфорт» взаимосвязан со шкалами «Адаптация» (0,251, при р<0,001) и «Самовосприятие» (0,369, при р<0,001). Обнаружена взаимосвязь интегративного показателя адаптационной готовности и показателя выраженности личностного адаптационного потенциала (0,352, при р<0,001). Это значит, что все рассматриваемые структурные компоненты адаптационной готовности у студентов с ОВЗ взаимосвязаны между собой.

Учитывая цель нашего исследования, которая заключается в выявлении и описании структурных компонентов адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, был проведен эксплораторный факторный анализ (факторизация методом главных компонент с вращением Varimax). Шкалы, входящие в

процедуру анализа: «коммуникативные способности», «поведенческая регуляция», «моральная нормативность», характеризующие личностный адаптационный потенциал; «психофизиологическая готовность», «психологическая готовность», «социально-психологическая готовность», оценивающие уровни выраженности адаптационной готовности, а также «адаптация», «самовосприятие» и «эмоциональный комфорт», в контексте определения уровня и особенностей социально-психологической адаптации. Выделены максимальные нагрузки по каждому пункту, которые свидетельствует о принадлежности к тому или другому фактору. Минимальная нагрузка - 0,642. Максимальная - 0,968. Наглядно результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3

Факторная структура адаптационной готовности студентов с ОВЗ (п = 100)

Параметр Фактор 1 Фактор 2

Адаптация - -

Эмоциональный комфорт - -

Коммуникативные способности - 0.913

Моральная нормативность 0.868 -

Психофизиологическая готовность 0.701 -

Психологическая готовность 0.968 -

Самовосприятие - -

Социально-психологическая готовность - 0.754

Поведенческая регуляция 0.642 -

Примечание: х2 =16,314; DF = 12;х2М = 1,4; р=0,177; RMSEA = 0.067.

Таблица 4

Структура адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного

образования

<и ы н Интегративные структурные компоненты адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Психолого-психофизиологический Социально-психологический

тс тала роб ео Моральная нормативность Поведенческая регуляция Коммуникативные способности

д о и Психофизиологическая готовность Психологическая готовность Социально-психологическая готовность

Осознание и переживание собственных возможностей и способностей Возможность вербальной или невербальной коммуникации

ы ь н е м е <и ы Проявление эмоциональной стабильности или неустойчивости в ответ на неопределенность ситуации Готовность взаимодействовать с субъектами образовательного процесса, в том числе в ситуации неопределннности

Толерантность к неопределённости Возможность вербальной или невербальной коммуникации

н р у т у р т С Возможность рефлексии и саморегуляции Готовность взаимодействовать с субъектами образовательного процесса, в том числе в ситуации неопределённости

Гибкость интеллектуальной деятельности и академическая успеваемость Стремление и готовность к самопрезентации и интеграции в среду «условно здоровых» сверстников

Это значит, что можно выделить двухфакторную структурную модель адаптационной готовности студентов с ОВЗ. Первая включает четыре показателя, вторая два. Три показателя не вошли не в один из факторов.

Результаты факторного анализа продемонстрировали выделение двух факторов. Первый включает в себя коммуникативные способности и особенности, готовность к самопрезентации, социально обусловленные эмоции, а второй, нервно-психическую устойчивость, гибкость мыслительных операций, толерантность к неопределенности, силе и продолжительность волевых процессов, восприятие индивидом социальной роли, способность регулировать взаимодействие. Таким образом, можно выделить два интегративных структурных компонента адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования - психолого-психофизиологический и социально-психологический, включающий в себя вышеперечисленные структурные элементы (см. табл. 4).

_Обсуждение результатов

Структура интегральной характеристики психического развития - личностного адаптационного потенциала у студентов с ОВЗ представлена: а) поведенческой регуляцией, содержащей самооценку, нервно-психическую устойчивость, а также социальную поддержку; б) коммуникативными способностями в плане умения достигнуть контакта с окружающими; в) моральной нормативностью, характеризующуюся адекватным восприятием социальной роли. Снижение уровня личностного адаптационного потенциала студентов с ОВЗ может быть обусловлено рядом причин, таких как состояние, которое в научной литературе характеризуется как «психологическая инвалидизация», т.е. отождествление себя как лица, имеющего ОВЗ [4]; «отчуждение от себя», отсутствие самоидентичности [12], т.е. большинство проблем лежат в области психофизиологического и психологического компонентов адаптационной готовности.

Интегральный показатель адаптационной готовности у студентов с ОВЗ включает в себя: а) психофизиологический уровень (нервно-психическая устойчивость, адекватность изменения эмоций в ответ на изменение ситуации, способность к возникновению эмоций определенной модальности, эмоциональных симптомов на стресс); б) психологический (гибкость мыслительных операций, представление о последствиях адаптационных действий, толерантность к неопределенным условиям, сила волевых процессов); в) социально-психологический (эмпатия и социально-перцептивные действия, особенности вербальной и невербальной коммуникации, конъюнктивные и дезъюнктивные социально обусловленные эмоции и чувства, готовность к самопрезентации, интеграции в социум).

Снижение показателей адаптационной готовности у студентов с ОВЗ может быть обусловлено не только социально-психологическими проблемами, но и причинами, лежащими в пространственном и организационном конструктах. Несоответствие требований образовательной среды вуза возможностям (способностям) студентов с ОВЗ в соответствии с вариантом имеющегося дизонтогенеза, отсутствие или неполное соответствие информационной и физической доступности и открытости среды. Причины, обусловливающие снижение уровня адаптационной готовности студентов с ОВЗ, можно разделить на группы по интегральным показателям:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) Психофизиологические (структура дефекта, степень его выраженности, тип нервной системы, адекватность эмоциональных проявлений ситуации, в том числе и неопределённой);

2) Психологические (специфика индивидуально-личностного и онтогенетического развития студентов с ОВЗ в зависимости от типа дизонтогенеза, согласование возможностей личности с требованиями образовательной среды, наличие/отсутствие ограничений и противопоказаний);

3) Социально-психологические (трудности, вытекающие из процесса организации взаимодействия субъектов образования: коммуникативные барьеры, эмоциональная лабильность, инвалидизация, отчуждение от себя и социума).

В структуре социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ можно предположить выделение таких подструктур, как: общая способность к адаптации (способность приспособиться к изменяющимся обстоятельствам); эмоциональный комфорт (состояние уверенности, спокойствия, оптимистического настроения); самовосприятие (видение самого себя в контексте социальной активности, успеха, отношения к другим).

Снижение уровня выраженности данных подструктур у студентов с ОВЗ может быть обусловлено личностными (внутренними) и социальными (внешними) ресурсами в условиях высшего инклюзивного образования, степенью комфортности и безопасности образовательной среды. Стоит сделать ремарку, что уровень социально-психологической адаптированности студентов с ОВЗ и «условно здоровых» студентов варьируется от курса к курсу, в соответствии с выделенными кризисными этапами профессиональной социализации (адаптационный кризис, кризис профессионального самоопределения и кризис выпускника) [8].

Выявленная взаимосвязь структурных компонентов и подструктур адаптационной готовности подтверждает предположение о том, что адаптационная готовность выступает динамичным образованием и представляет собой совокупность структурно-динамических компонентов, включает многоуровневую готовность психолого-психофи-

г-»

зиологических и социально-психологических уровней психической активности. В свою очередь это свидетельствует о необходимости учета в инклюзивной образовательной среде вуза всех компонентов адаптационного процесса: пространственного, организационного (образовательного) и социально-психологического, при этом должны учитываться и уровень адаптированности «условно здоровых» студентов как субъектов инклюзивной образовательной среды.

Полученные нами данные согласуются с мнениями зарубежных и отечественных авторов в плане снижения уровня адаптационного потенциала у студентов с ОВЗ [2; 19; 21; 22]. Однако не согласуются с результатами других авторов, которые приводят данные о паритетности адаптационного потенциала у обозначенной категории лиц и условно-здоровых студентов [16; 18]. Это свидетельствует о дискус-сионости вопроса и необходимости продолжения дальнейших изысканий с учетом первичных нарушений и выделения специфических особенностей адаптационной готовности для каждого варианта дизонтогенеза. Что касается полученных нами данных, то они вносят определенный вклад в проблематику адаптации обучающихся с ОВЗ в теоретическом плане, а также пригодны к использованию в рамках построения модели сопровождения студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на всех курсах обучения.

_Выводы

Под адаптационной готовностью студентов с ОВЗ можно понимать подготовленность личности, содержащую в себе комплекс эмоциональных, когнитивных, мотива-ционных, социально-психологических компонентов, необходимых для осуществления значимой деятельности в активно меняющимся социуме.

Снижение показателей адаптационной готовности обусловлено личностными (внутренними) и социальными (внешними) ресурсами в условиях высшего инклюзивного образования, характеризующимися взаимосвязью и уровнем адаптационной готовности студентов с ОВЗ по интегральным показателям: психофизиологические (структура дефекта, степень его выраженности, тип нервной системы, адекватность эмоциональных проявлений ситуации, в том числе и неопределённой); психологические (специфика индивидуально-личностного и онтогенетического развития студентов с ОВЗ в зависимости от типа дизонтогенеза, согласование возможностей личности с требованиями образовательной среды, наличие/отсутствие ограничений и противопоказаний); социально-психологические (трудности, вытекающие из процесса организации взаимодействия субъектов образования: коммуникативные барьеры, эмоциональная лабильность, инвалидизация, отчуждение от себя и социума).

Все компоненты адаптационной готовности взаимосвязаны, что подтверждает предположение о том, что адаптационная готовность выступает динамичным образованием и представляет собой совокупность структурно-динамических компонентов, включает в себя многоуровневую готовность психолого-психофизиологических и социально-психологических уровней психической активности.

Выделена модель адаптационной готовности студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, содержащая два структурных компонента и входящие элементы (характеристики).

_Ограничения и перспективы исследования

В данном исследовании затронута проблематика, касающаяся адаптационной готовности, связанной с инклюзивной средой в образовательно-обучающим контексте. Для построения адекватной модели психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ в условиях инклюзии, необходим более дифференцированный подход к диагностике адаптационной готовности и анализу результатов, заключающийся в выделении особенностей и закономерностей изучаемого феномена на каждом курсе обучения, а не только на общей выборке. Кроме того, было бы перспективным рассмотрение особенностей адаптационной готовности у студентов с ОВЗ с учетом имеющегося варианта дизонтогенеза с последующим сравнительным анализом и выявлением общих и специфических закономерностей.

_Финансирование

Работа подготовлена при поддержке РФФИ, проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (№20013-00534 А).

ЛИТЕРАТУРА_

1. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности // Психология, социология и педагогика. 2014. №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 24.12.2015).

2. Воеводина Е.В. Об опыте организации социологических исследований адаптированности студентов ограничениями жизнедеятельности в условиях неспециализированного вуза // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2011. № 2. С. 12-17.

3. Григорьева М.В. Психодиагностическая методика «Адаптационная готовность личности» // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №10. С. 73-75.

4. Князева А.П., Корнеева Е.Н. Психологическая инвалидизация, или личностная идентичность инвалида // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2. С. 93-99.

5. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Ред. и сост. Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. С. 549-672.

6. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. 2010. №1. Вып. XXIV. С. 123-124.

7. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. №2 (37). С. 84-86.

8. Суслова О.И., Хмелькова О.В., Шаров А.А. Кризисные этапы профессиональной социализации студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (пилотажное исследование) // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. No 5 (73). С. 113-120. https://doi. org/10.24158/spp.2020.5.18.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. C. 193-197.

10. Хмелькова О.В., Шаров А.А., Суслова О.И. Изучение адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья (по материалам пилотажного исследования) // Высшее образование сегодня. 2020. № 9. С.78-84.

11. Холл Д., Тинклин Т. Студенты-инвалиды и высшее образование // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 2 (1). С. 115-126.

12. Хорни К. Невроз и личностный рост. СПб.: Б&К, Вост.-Европ. ин-т психоанализа. М.: Просвещение, 2001. 316 с.

13. Шамионов Р. М., Григорьева М.В., Созонник А.В., Гринина Е.С., Протасов П.А., Силютина Н.Г. Характеристики академической адаптации и когнитивных функций студентов с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 5 (47). С. 258-272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18.

14. Шаров А.А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf.

15. Шувалова И.Н., Богинская Ю.В. Адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в вузе // Гуманитарные науки. 2015. № 4 (32). С. 73-78.

16. Altarawneh R. Psychological and Social Adjustment of Students with disabilities at Mu'tah University // Journal of the Faculty of Education of Al-Azhar University. 2018. No 180 (part I).

17. Confronting similar challenges? Disabled and nondisabled students' learning and assessment experiences / Heaton C., Hanson K., Madriaga M., Kay H., Newitt S., Walker A. // Studies in Higher Education. 2010. Vol. 36, № 6. P. 647-658.

18. Dong S., Lucas S.M. Psychological Profile of University Students with Different Types of Disabilities // Journal of College Student Development, 2014. Vol. 55. pp.481 - 485. DOI: 10.1353/csd.2014.0044.

19. Gage N., Lierheimer K., Goran L. Characteristics of Students With High-Incidence Disabilities Broadly Defined // Journal of Disability Policy Studies. 2012. Vol.23(3). pp.168 - 178. DOI: 10.1177/1044207311425385.

20. Krisher H., Zipora S. Factors in the Adjustment and Academic Achievement of College Students with Learning Disabilities in Israel // International Research in Higher Education. 2015. Vol.1(1). DOI: 10.5430/irhe.v1n1p125.

21. Lipka O., Sarid M., Aharoni Zorach I., Bufman A., Hagag A.A., Peretz H. Adjustment to Higher Education: A Comparison of Students With and Without Disabilities // Front. Psychol. 2020. Vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00923.

22. Shamionov, R.M.; Grigoryeva, M.V.; Grinina, E.S.; Sozonnik, A.V. Characteristics of Academic Adaptation and Subjective Well-Being in University Students with Chronic Diseases. Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ. 2020, 10, 816-831.

REFERENCES

1. Batueva S.V. Socio-psychological adaptation of a first-grader with mental retardation by art-therapeutic means of theatrical activity. Psychology, sociology and pedagogy, 2014, no. 11. Avaialble at: http://psychology.snauka. ru/2014/11/3934 (accessed 24 December 2021). (in Russ.)

2. Voevodina E. V. On the experience of organizing sociological research on the adaptation of students with disabilities in the conditions of a non-specialized university. Bulletin of the Association of Tourism and Service Universities, 2011, no. 2, pp. 12-17. (in Russ.)

3. Grigorieva M.V. Psychodiagnostic methodology "Adaptive readiness of the individual". Society: sociology, psychology, pedagogy, 2017, no. 10, pp. 73-75. (in Russ.)

4. Knyazeva A.P., Korneeva E.N. Psychological disability, or personal identity of a disabled person. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2005, no. 2, pp. 93-99. (in Russ.)

5. Multilevel personality questionnaire "Adaptability" (MLO-AM) A.G. Maklakov and S.V. Chermyanina / Practical psychodiagnostics. Techniques and tests. Tutorial. / Ed. and comp. D. Ya. Raigorodsky. Samara, Publishing House "BAHRAKH-M", 2006, pp. 549-672. (in Russ.)

6. Peshikov O.V. Factors of successful study of university students. Bulletin of the Northern State Medical University, 2010, no. 1, issue XXIV, pp. 123-124. (in Russ.)

7. Soboleva E.V. Resilience as an adaptive resource for nonresident students. Bulletin of the Oryol State University. Series: New Humanitarian Research, 2014, no. 2 (37), pp. 84-86. (in Russ.)

8. Suslova O.I., Khmelkova O.V., Sharov A.A. Crisis stages of professional socialization of students with disabilities in inclusive education (pilot study). Society: sociology, psychology, pedagogy, 2020, no. 5 (73), pp. 113-120. DOI: 10.24158/spp.2020.5.18. (in Russ.)

9. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups. Moscow, Publishing House of the Institute of Psychotherapy, 2002, pp. 193-197. (in Russ.)

10. Khmelkova O.V., Sharov A.A., Suslova O.I. The study of the adaptive readiness of students with disabilities (based on the materials of the pilot study). Higher education today, 2020, no. 9, pp. 78-84. (in Russ.)

11. Hall D., Tinklin T. Disabled students and higher education. Journal of Social Policy Research, 2004, no. 2 (1), pp. 115-126. (in Russ.)

12. Horney K. Neurosis and Personal Growth. Saint-Petersburg, B&K, Vost.-Evrop. Institute of Psychoanalysis. Moscow, Education Publ., 2001. 316 p. (in Russ.)

13. Shamionov R.M., Grigorieva M.V., Sozonnik A.V., Grinina E.S., Protasov P.A., Silyutina N.G. Characteristics of academic adaptation and cognitive functions of students with disabilities. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 5 (47), pp. 258-272. doi: 10.32744/pse.2020.5.18. (in Russ.)

14. Sharov A.A., Khmelkova O.V., Suslova O.I. Study of the phenomenon of adaptive readiness in the psychological and pedagogical aspect: current state and prospects. World of Science. Pedagogy and Psychology, 2020, no. 2. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf. (in Russ.)

15. Shuvalova I.N., Boginskaya Yu.V. Adaptation of students with disabilities to university studies. Humanities, 2015, no. 4 (32), pp. 73-78. (in Russ.)

16. Altarawneh R. Psychological and Social Adjustment of Students with disabilities at Mu'tah University. Journal of the Faculty of Education of Al-Azhar University, 2018, no 180 (part I).

17. Heaton C., Hanson K., Madriaga M., Kay H., Newitt S., Walker A. Confronting similar challenges? Disabled and nondisabled students' learning and assessment experiences. Studies in Higher Education, 2010, vol. 36, no. 6, pp. 647-658.

18. Dong S., Lucas S.M. Psychological Profile of University Students with Different Types of Disabilities. Journal of College Student Development, 2014, vol. 55, pp. 481-485. DOI: 10.1353/csd.2014.0044.

19. Gage N., Lierheimer K., Goran L. Characteristics of Students With High-Incidence Disabilities Broadly Defined. Journal of Disability Policy Studies, 2012, vol. 23 (3), pp.168-178. DOI: 10.1177/1044207311425385.

20. Krisher H., Zipora S. Factors in the Adjustment and Academic Achievement of College Students with Learning Disabilities in Israel. International Research in Higher Education, 2015, vol. 1(1). DOI: 10.5430/irhe.v1n1p125.

21. Lipka O., Sarid M., Aharoni Zorach I., Bufman A., Hagag A.A., Peretz H. Adjustment to Higher Education: A Comparison of Students With and Without Disabilities. Front. Psychol., 2020, vol. 11. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.00923.

22. Shamionov, R.M.; Grigoryeva, M.V.; Grinina, E.S.; Sozonnik, A.V. Characteristics of Academic Adaptation and Subjective Well-Being in University Students with Chronic Diseases. Eur. J. Investig. Health Psychol. Educ., 2020, no. 10, pp. 816-831.

Информация об авторах Шаров Алексей Александрович

(Россия, Саратов) Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского E-mail: sha555da@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-0635-1413

Information about the authors Alexey A. Sharov

(Russia, Saratov) PhD in Psychology, Associate Professor of the Department of Pedagogical Psychology and Psychodiagnostics Saratov State University E-mail: sha555da@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-0635-1413

Хмелькова Ольга Владимировна

(Россия, Саратов) Старший преподаватель кафедры коррекционной педагогики

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского E-mail: hmelkova2810@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-3036-4855

Olga V. Khmelkova

(Russia, Saratov) Senior Lecturer of the Department of Correctional Pedagogy Saratov State University E-mail: hmelkova2810@gmail.com ORCID ID: 0000-0002-3036-4855

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.