Научная статья на тему 'ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
179
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / ИНКЛЮЗИВНАЯ СРЕДА / УСТАНОВКА / ADAPTIVE READINESS / HIGHER EDUCATION / STRUCTURALLY-SUBSTANTIVE CHARACTERISTICS OF ADAPTIVE READINESS / COMPARATIVE ANALYSIS / INCLUSIVE ENVIRONMENT / ATTITUDE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаров Алексей Александрович, Хмелькова Ольга Владимировна, Суслова Ольга Ивановна

Целью настоящей статьи является рассмотрение феномена адаптационной готовности на современном этапе развития системы высшего образования. Анализируются авторские трактовки отечественных исследователей определения интересующего нас термина. Описываются два основных подхода к изучению феномена адаптационной готовности: традиционный (степень подготовленности личности к определенному поведению в новых условиях) и инновационный (установка индивида к эффективному взаимодействию в контексте «требования среды - потенциал личности»). Проведя сравнительный анализ представленных точек зрения о структуре адаптационной готовности, делается вывод о том, что ее компоненты динамичны и часть из них может видоизменяться в процессе адаптации, а некоторые и даже после приспособления. Обзор теоретических и прикладных психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что адаптационная готовность включает разноуровневые структурно-содержательные характеристики, имеющие неравнозначное влияние на ее целостность. Подчеркивается уклон научных работ в отечественной науке на рассмотрение феномена адаптационной готовности только в социально-психологическом и психолого-педагогическом аспектах. Констатируется факт отсутствия научных работ, описывающих и раскрывающих структурно-содержательные характеристики адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также процессы ее развития в условиях инклюзивной среды организации высшего образования, несмотря на то, что есть некоторое количество работ, посвященных анализу психологической и профессиональной готовности обозначенной категории обучающихся. Делается попытка определения термина «адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья» в аспекте анализа имеющихся научных изысканий по данной проблематике. Акцентируя внимание на теоретической и практической значимости изучения структурно-содержательных характеристик адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья, намечается контур исследовательских действий эмпирического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шаров Алексей Александрович, Хмелькова Ольга Владимировна, Суслова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE PHENOMENON OF ADAPTIVEREADINESS IN THE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT:CURRENT STATE AND PROSPECTS

The purpose of the article is to consider the phenomenon of adaptive readiness at the present stage of development of the higher education system. The author's interpretations of domestic researchers of the definition of the term are analyzed. Two basic approaches to the study of the phenomenon of adaptive readiness are described: traditional (the degree of a person’s readiness for certain behavior in the new conditions) and innovative (the individual’s attitude toward effective interaction in the context of «environmental requirements - the potential of individual»). After a comparative analysis of the presented points of view on the structure of adaptive readiness, it is concluded that its components are dynamic and some of them may change during adaptation, and some even after adaptation. A review of theoretical and applied psychological and pedagogical research allows us to conclude that adaptive readiness includes multi-level structural and content characteristics that have an unequal impact on its integrity. The author emphasizes the bias of scientific works in Russian science to consider the phenomenon of adaptive readiness only in the socio-psychological and psychological-pedagogical aspects. It is stated that there are no scientific papers describing and revealing the structural and content characteristics of adaptive readiness of students with disabilities, as well as the processes of its development in an inclusive environment of higher education, despite the fact that there are a number of works devoted to the analysis of psychological and professional readiness of the designated category of students. An attempt is made to define the term «adaptive readiness of students with disabilities» in the aspect of analysis of available scientific research on this issue. Empirical research is outlined focusing on the theoretical and practical significance of studying the structural and content characteristics of adaptive readiness of students with disabilities.

Текст научной работы на тему «ИЗУЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Шаров А. А., Хмелькова О.В., Суслова О.И. Изучение феномена адаптационной готовности в психологопедагогическом аспекте: современное состояние и перспективы // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Sharov A.A., Hmelkova O.V., Suslova O.I. (2020). Studying the phenomenon of adaptive readiness in the psychological and pedagogical aspect: current state and prospects. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN220.pdf (in Russian)

Работа подготовлена при поддержке РФФИ, проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования» (№20-013-00534 А)

УДК 37.015.4 ГРНТИ 15.41.25

Шаров Алексей Александрович

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия Старший преподаватель кафедры «Педагогической психологии и психодиагностики»

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=478225

Хмелькова Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия Ассистент кафедры «Коррекционной педагогики» Соискатель кафедры «Педагогической психологии и психодиагностики»

E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrarv.ru/author profile.asp?id=833580

Суслова Ольга Ивановна

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Саратов, Россия Доцент кафедры «Коррекционной педагогики» Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author profile.asp?id=682061

Изучение феномена адаптационной готовности в психолого-педагогическом аспекте: современное состояние и перспективы

Аннотация. Целью настоящей статьи является рассмотрение феномена адаптационной готовности на современном этапе развития системы высшего образования. Анализируются авторские трактовки отечественных исследователей определения интересующего нас термина. Описываются два основных подхода к изучению феномена адаптационной готовности: традиционный (степень подготовленности личности к определенному поведению в новых условиях) и инновационный (установка индивида к эффективному взаимодействию в контексте «требования среды - потенциал личности»). Проведя сравнительный анализ представленных

23PSMN220

точек зрения о структуре адаптационной готовности, делается вывод о том, что ее компоненты динамичны и часть из них может видоизменяться в процессе адаптации, а некоторые и даже после приспособления. Обзор теоретических и прикладных психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что адаптационная готовность включает разноуровневые структурно-содержательные характеристики, имеющие неравнозначное влияние на ее целостность. Подчеркивается уклон научных работ в отечественной науке на рассмотрение феномена адаптационной готовности только в социально-психологическом и психолого-педагогическом аспектах. Констатируется факт отсутствия научных работ, описывающих и раскрывающих структурно-содержательные характеристики адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также процессы ее развития в условиях инклюзивной среды организации высшего образования, несмотря на то, что есть некоторое количество работ, посвященных анализу психологической и профессиональной готовности обозначенной категории обучающихся. Делается попытка определения термина «адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья» в аспекте анализа имеющихся научных изысканий по данной проблематике. Акцентируя внимание на теоретической и практической значимости изучения структурносодержательных характеристик адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья, намечается контур исследовательских действий эмпирического характера.

Ключевые слова: адаптационная готовность; высшее образование; структурносодержательные характеристики адаптационной готовности; сравнительный анализ; инклюзивная среда; установка

На этапе развития и реформирования системы образования обостряется противоречие между потребностью общества в качественном высшем образовании и недостаточной готовностью будущих студентов к обучению в новых и достаточно динамичных условиях взаимодействия с образовательной средой вуза. Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, декларируется в Паспорте национального проекта «Образование» 1. Перечисленные в данном документе мероприятия обеспечат повышение уровня подготовленности выпускников школ к получению профессионального образования, обновленная инфраструктура которого, в свою очередь, позволит уже на этапе обучения продуцировать элементы технологических инноваций.

Одной из наиболее уязвимых, с точки зрения наличия адаптационных ресурсов, категорией выступают студенты с ограниченными возможностями здоровья. Обеспечение реализации права на получение образования лицами с ограниченными возможностями здоровья закреплено в Конституции РФ, в Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации»2.

Динамика образовательной среды вуза, которая находится в состоянии постоянного реформирования: обучение в рамках ФГОС ВО (нового поколения), адаптация ООП для лиц с

1 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgireq=doc&base=LAW&n=319308&fld=134&dst=100003.0&md=0 .9483292862899582#.

2 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://273-фз.рф/zakonodatelstvo/federalnvv-zakon-ot-29-dekabrva-2012-g-no-273-fz-ob-obrazovanii-v-rf.

23PSMN220

ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, внедрение и разработка профессиональных стандартов, индикаторы компетенций и их проверка на практикоориентированной деятельности и т. д., выдвигает на первый план развитие у студентов личностного адаптационного потенциала, успешность же профессионального становления будущего специалиста во многом определяется эффективностью его адаптации к образовательной среде вуза.

Проблема адаптационной готовности многоаспекта и может рассматриваться в психологической, психолого-педагогической, социально-психологической и социальнопедагогической областях [1]. Вопросы адаптационной готовности анализируются в работах М.В. Григорьевой, М.Г. Магомедовой, Л.Е. Тарасовой, И.В. Черниковой, Р.М. Шамионова и др.

Понятие «адаптационная готовность» впервые было введено в психологопедагогическую науку в 2008 г. [2], и связано с другими показателями, характеризующими содержание адаптационного процесса и его результат.

В контексте анализа рассматриваемой нами дефиниции, можно предположить ее разделение на два ключевых слова «адаптация» и «готовность». Обращение к психологическому тезаурусу дает нам основание под первым понимать приспособление личности к жизни в социуме в соответствии с правилами общества и собственными мотивами, потребностями и интересами, а под вторым, мобилизацию психофизиологического стержня личности в рамках эффективного выполнения определенных действий [3]. Единство этих терминов позволяет понимать под адаптационной готовностью совокупность психофизиологических качеств и свойств личности, используемых в контексте приспособления и эффективного взаимодействия с окружающей средой.

В зарубежных исследованиях адаптационная готовность рассматривается в качестве элемента адаптационного потенциала личности (адаптивности) [4-6]. Адаптационный потенциал, в свою очередь, это психосоциальная конструкция, включающая готовность и ресурсы для успешного решения возникающих задач, трудностей [7-9]. Адаптационная готовность, по мнению иностранных исследователей, это первый элемент, за которым располагаются ресурсы и адаптационные ответы личности, приводящие в сумме к конкретному результату взаимодействия индивида и среды [10; 11].

Проведя теоретический анализ современных отечественных психолого-педагогических исследований, можно выделить несколько подходов к определению адаптационной готовности. Один из них характеризует адаптационную готовность как уровень подготовленности личности к действиям в новых условиях. Например, М.В. Григорьева с точки зрения экопсихологического подхода и взаимодействия личности с динамичными, образовательными, профессиональными, социальными и др. средами, утверждает, что адаптационная готовность личности становится одним из новообразований [12].

М.Г. Магомедова говорит о том, что адаптационная готовность - это профессиональное интегрированное качество личности, включающее в себя ряд компонентов, имеющих собственную структуру (взаимосвязь между компонентами) [13].

И.В. Черникова определяет адаптационную готовность специалиста как интегративное личностное и социально-психологическое образование, обеспечивающее оптимальность адаптации в условиях данной профессиональной деятельности [14].

Второй подход рассматривает адаптационную готовность через установку. Так, Л.Е. Тарасова рассматривает адаптационную готовность в контексте установки на динамику окружающей среды и эффективного взаимодействия с ней, а также уверенностью индивида в том, что в определенный момент изменений в среде он сможет установить приемлемый уровень равновесия между ее требованиями и своими возможностями [15].

Р.М. Шамионов полагает, что адаптационная готовность личности представляет собой личностное образование, которое включает в себя установки на возможность приспособления к ситуации и преодолимость трудностей, возникающих в ходе социальной активности, соотнесенные с представлениями личности о своих возможностях, а также представлениями о значимости сфер активности в контексте самореализации [16].

Существенным моментом для процесса формирования адаптационной готовности выступает выделение ее структурных компонентов.

В исследовании адаптационной готовности полезными могут быть следующие критерии определения видов и соответственно виды адаптационной готовности:

1. С точки зрения скорости развертывания и функционирования возможны актуально-ситуативная и резервно-потенциальная адаптационная готовность.

2. По критерию направленности активности можно выделить адаптационную готовность преимущественно к самоизменению или к изменению окружающей среды.

3. По критерию энтропийности можно выделить многовариативную и одновариативую адаптационную готовность.

4. По критерию адекватности реализующихся адаптационных действий можно различать адекватную и неадекватную адаптационную готовность [1].

Адаптационную готовность в контексте онтогенетического развития (жизненного пути) можно рассмотреть, как минимум на 3-х уровнях: на уровне деятельности (баланс между требованиями и ресурсами), на уровне личности (индивидуально-психологические особенности), на уровне ее взаимодействия со средой (среда как источник знаний и как фактор формирования готовности). В контексте учебно-профессиональной деятельности личности определяются следующие структурные компоненты адаптационной готовности:

активационный (формы активности личности), мотивационно-ценностный (мотивы, ценности, ценностно-смысловые ориентации), когнитивно-оценочный (система знаний), эмоциональноволевой (волевые качества, способность к осознанной саморегуляции), операционноисполнительский (система умений и навыков), биографический (история жизни, картина мира)

[17].

Р.М. Шамионов представляет структуру как некое относительно статичное ядро (общие характеристики готовности: гибкость, терпимость, активность, представление о потребном состоянии и т. д.) и периферию, которая применительно к ситуации адаптации может изменяться [18].

Как отмечалось выше, М.Г. Магомедова в качестве основного составляющего компонента адаптационной готовности определяет мотивационный компонент. От мотивационного компонента зависит активность в овладении основами профессионализма. Кроме мотивационного, она также выделяет творческий (творческое начало личности); личностно-деятельностный; операциональный и практический компоненты [13].

И.В. Черникова в качестве структурных компонентов адаптационной готовности выделяет: активационный компонент (активационно-энергетических ресурсы, адекватные формы активности); мотивационно-ценностный компонент (направленность личности и комплекс оптимальных профессиональных мотивов); когнитивно-оценочный компонент (объективные представления о профессиональной деятельности, адекватная и устойчивая самооценка); эмоционально-волевой компонент (адекватное эмоционально-волевое регулирование, комплекс профессионально важных волевых качеств и специфических характеристик эмоциональной сферы личности) [14].

С.Х. Ахмедова определяет адаптационную готовность как конечный результат адаптационного процесса и целостное проявление личностных свойств и выявляет следующие компоненты адаптационной готовности будущих специалистов: мотивационный (адекватность образа будущей профессии); когнитивный (развитость профессиональной грамотности) и поведенческий (степень психологического комфорта и удовлетворенности профессиональной средой, саморегуляция, уровень тревожности, коммуникативные и организаторские способности) [19].

М.В. Григорьева в структуру адаптационной готовности включает многоуровневую готовность психофизиологических, психологических и социально-психологических уровней психической активности [20], а также выделяет соответствующие манифестации для данных содержательных областей, в частности, к уровню психофизиологической адаптационной готовности относятся нервно-психическая устойчивость, интеллектуальные чувства в проблемной ситуации, психофизиологическая саморегуляция и т. д.; к психологической адаптационной готовности - быстрота и гибкость мыслительных операций, толерантность к неопределенности, сила и продолжительность волевых процессов и т. д.; в структуру социально-психологической адаптационной готовности включаются социально-перцептивные действия и эмпатия, конъюнктивные и дизъюнктивные социальные эмоции и чувства, репертуар личностных паттернов социальных взаимодействий [21].

В исследованиях Р.М. Шамионова [22] и А.В. Григорьева [23] говорится о том, что такие характеристики личности, как самостоятельность и ответственность, самоконтроль являются сильными коррелятами адаптационной готовности. Однако авторы делают оговорку, что наличие этой взаимосвязи не выступает в качестве критерия успешности адаптационного процесса. Они лишь могут быть представлены как необходимое условие, которое позволит достичь адаптированности только в связке с другими характеристиками, например надеждой (маломотивированное или малообусловленное чем-либо желание-вера) [23], толерантностью к неопределенности. При этом Р.М. Шамионов указывает на то, что «адаптационная готовность является не просто предиктором толерантности к неопределенности, но ее значение гораздо выше в формировании последней как способности принять неопределенность, новизну или риск, заключающаяся в определении пределов возможного для личности» [24].

Немаловажную роль в формировании адаптационной готовности может играть и позитивный опыт адаптации, что отмечается в работах М.В. Григорьевой, Л.Е. Тарасовой, Р.М. Шамионова [25-27], на основе данного опыта формируется стойкая уверенность в своей способности приспособиться к различным ситуациям и уверенность в себе, что создает позитивную атмосферу для активности и во многом предопределяет эффективность адаптации к динамичным условиям, при этом даже минимального, но значимого успешного опыта может быть достаточно для формирования образа-критерия, с которым будут соотноситься новые ситуации еще до начала приспособления. Также и профессиональное становление студентов с ограниченными возможностями здоровья базируется на положительной установке по отношению к будущей профессии, что является предпосылкой формирования ценностного отношения и принятия субъектной позиции в учебно-профессиональной деятельности. Е.Е. Бочарова в своих исследованиях делает вывод о том, что адаптационная готовность связана с представлением человека о себе как источнике преобразований ситуации неопределенности [28].

Проведя сравнительный анализ характеристик адаптационной готовности у студентов, А.В. Григорьев приходит к выводу о том, что они оказывают влияние на скорость адаптационной активности, направление активности в плане самоизменений и изменений среды, выбор сферы социальных взаимодействий, в которой активность будет наиболее адекватна и эффективна, выбор действий и т. д. [23].

23PSMN220

Поскольку адаптационная готовность личности зависит как от индивидуальнопсихологических качеств, так и от социально-психологических характеристик, то возможно целенаправленное формирование оптимальной адаптационной готовности личности через создание специальных социально-психологических условий, в которых реализуется ее социальная активность [1]. И.В. Малышев приходит к выводу о том, что одним из существенных характеристик адаптационной готовности выступает социальная

компетентность личности в контексте успешного выполнения социальных ролей [29].

Отмечая, что актуальной деятельностью для студентов выступает

учебно-профессиональная, Л.Е. Тарасова выделяет «характерные особенности, которые могут быть представлены как факторы социально-педагогической адаптации первокурсника: это психолого-педагогические особенности, связанные в большей степени с содержанием и условиями организации учебно-воспитательного процесса в вузе; и социальнопсихологические особенности, отражающие в основном необходимость приспособления студентов к новым видам социальных отношений» [27].

H. В. Усова выделяет следующие направления формирования адаптационной готовности, внедряя которые в процесс профессиональной подготовки, можно считать их дополнительным ресурсом для успешной социально-психологической адаптации к трудовой деятельности:

I. формирование индивидуального стиля саморегуляции поведения;

2. развитие мотивационной сферы личности, креативности и умение управлять мыслительной деятельностью;

3. создание позитивного образа мира и будущего;

4. коррекция негативных эмоциональных состояний;

5. развитие конкурентоспособности и формирование потребности в постоянном самопознании, развитие профессиональных и личностных компетенций [30].

На настоящий момент практически отсутствуют научные работы, раскрывающие адаптационную готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также процессы формирования адаптационной готовности в условиях инклюзивной среды вуза, несмотря на то, что есть достаточное количество работ, раскрывающих понятия психологическая и профессиональная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья [2; 31].

В прикладном исследовании Л.А. Александровой, А.А. Лебедевой, В.В. Бобожей установлена взаимосвязь между уровнем социально-психологической адаптации и личностными ресурсами студентов в условиях инклюзивного профессионального образования [2].

В то же время адаптационная готовность выступает как необходимое условие, которое позволит не только достичь личности информационной и профессиональной мобильности, но и эффективно и с оптимальными временными и личностными затратами взаимодействовать с динамичной образовательной средой (профессиональная среда также является образовательной а также быть успешной в своем личностном и профессиональном самоопределении и становлении.

Таким образом, обзор теоретических и прикладных психолого-педагогических исследований позволяет констатировать, что адаптационная готовность:

23PSMN220

• рассматривается в рамках двух позиций (уровень подготовленности индивида к определенному поведению в новых условиях и установки личности в контексте конструктивного взаимодействия с окружающей средой);

• содержит разноуровневые структурно-содержательные компоненты, характеризующиеся динамичностью и видоизменяемостью в процессе адаптации.

На настоящий момент практически отсутствуют научные работы, раскрывающие структурно-содержательные характеристики адаптационной готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также процессы ее формирования в условиях инклюзивной среды вуза, несмотря на то, что есть достаточное количество работ, раскрывающих понятия психологическая и профессиональная готовность студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Мы допускаем, что под адаптационной готовностью студентов с ограниченными возможностями здоровья можно понимать наличие установки на конструктивное взаимодействие с окружающей средой и структуры выработанных индивидуальнопсихологических качеств, свойств, социальных компетенций.

Можно сделать вывод о том, что выявление специфики и факторов формирования адаптационной готовности студента с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования востребовано, теоретически и практически значимо. Исследовательская деятельность в данном направлении является следующим этапом нашей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества / М.В. Григорьева, А.Р. Вагапова, Л.Е. Тарасова [и др.]; под ред. М.В. Григорьевой. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2016. 124 с.

2. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Бобожей В.В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология. М.: МГППУ. 2013. С. 369-374.

3. Большой психологический словарь / ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. 3-е издание, дополненное и переработанное. Санкт-Петербург: Прайм-Еврознак, 2006. 672 с.

4. Ford, J.D., King, D. A framework for examining adaptation readiness // Mitigation and Adaptation Strategies for Global Change. 2015. Vol. 20. рр. 505-526. DOI: 20.10.1007/s11027-013-9505-8.

5. Savickas, M.L. and Porfeli, E.J. Career Adapt-Abilities Scale: Construction, Reliability and Measurement Equivalence across 13 Countries // Journal of Vocational Behaviour. 2012. no. 80. pp. 661-673. http://dx.doi.org/10.1016/jjvb.2012.01.012.

6. Savickas, M.L. Career construction theory and practice. Career development and counseling: Putting theory and research to work (2nd ed.). Hoboken, NJ: Wiley. 2013. pp.147-183.

23PSMN220

7. Savickas, M.L. Career adaptability: An integrative construct for life-span, life-space theory. The Career Development Quarterl. 1997. no. 45. pp 247-259. DOI: 10.1002/j.2161- 0045.1997.tb00469.x.

8. Johnston, C.S. A Systematic Review of the Career Adaptability Literature and Future Outlook // Journalof Career Assessment. 2016. Vol. 26, Issue. 1, p. 3. https://doi.org/10.1177/106907271667992.

9. Savickas M.L. Career construction: A developmental theory of vocational behavior. In D. Brown & Associate (Eds.), Career choice and development (4th ed). 2002. San Francisco, CA: Jossey-Bass. pp. 149-205.

10. Hirschi, A., Herrmann, A., & Keller, A.C. Career adaptivity, adaptability, and adapting: A conceptual and empirical investigationn // Journal of Vocational Behavior. 2015. 87. pp. 1-10. DOI: 10.1016/jjvb.2014.11.008.

11. Hirschi, A., & Valero, D. Career adaptability profiles and their relationship to adaptivity and adapting // Journal of Vocational Behavior. 88. 2015. pp. 220-229. DOI: 10.1016/jjvb.2015.03.010.

12. Григорьева М.В. Динамика системы взаимодействий школьника и

образовательной среды на разных этапах обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2009. Т. 9, № 4. С. 104-109.

13. Магомедова М.Г. Особенности адаптации личности обучаемых в

образовательных учреждениях различной направленности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 46-49.

14. Черникова И.В. Формирование адаптационной готовности специалиста по

социальной работе к деятельности с пострадавшими в экстремальных ситуациях: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08. Ставрополь. 2000. 23 с.

15. Тарасова Л.Е. Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежи // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 27-30.

16. Шамионов Р.М. Адаптационная готовность личности - субъекта социального взаимодействия // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Т. 15. Вып. 4. С. 106-112.

17. Арендачук И.В. Адаптационная готовность личности к учебнопрофессиональной деятельности: системно-диахронический подход //

Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2013. № 10 (30). [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsionnaya-gotovnost-lichnosti-k-uchebno-professionalnoy-deyatelnosti-sistemno-diahronicheskiy-podhod (дата обращения 02.02.2020).

18. Шамионов Р.М. Структура адаптационной готовности личности // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 4. С. 454458.

19. Ахмедова С.Х. Этапы и средства формирования адаптационной готовности к рынку труда у будущих специалистов по социальной работе в процессе обучения в вузе // Известия ВГПУ. 2011. № 58 (4). С. 46-49.

23PSMN220

ISSN 2658-6282

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://mir-nauki.com

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

Григорьева М.В. Психодиагностическая методика «Адаптационная готовность личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. № 10. С. 73-75.

Григорьева М.В. Особенности школьной адаптации в условиях реформирования образования // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 26-31.

Шамионов Р.М. Соотношение адаптационной готовности и социальной активности личности // Теоретическая и экспериментальная психология. 2012. Т.

5. № 2. С. 72-80.

Г ригорьев А.В. Сравнительный анализ характеристик адаптационной готовности у студентов в условиях проявления разных видов социальной активности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://science-educatюn.m/m/artide/view?id=25934(дата

обращения 02.02.2020).

Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовностью личности к изменениям // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. 2016. № 3. С. 28-39.

Shamionov, R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia -Socialand Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. рр. 51-56.

Григорьева М.В. Понятийный аппарат психологии адаптации личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 3. С. 259-263.

Тарасова Л.Е. Психолого-педагогические условия формирования адаптационной готовности в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science-

education.ru/ru/article/view?id=24999 (дата обращения 02.02.2020)

Бочарова Е.Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 1. С. 45-50.

Малышев И.В., Ручин В.А. Взаимосвязь социальной компетентности и адаптационных возможностей личности студентов разных специальностей // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 4. С. 355-361.

Усова Н.В. Формирование адаптационной готовности личности к ситуации потери работы // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 10. С. 195-199.

Getzel E.E., Thoma C.A. Experiences of College Students With Disabilities and the Importance of Self-Determinationin Higher Education Settings // Career Development for Exceptional Individuals. Volume 31. Number 2. August 2008. pp. 77-84.

23PSMN220

Sharov Alexey Alexandrovich

Saratov state university, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

Hmelkova Olga Vladimirovna

Saratov state university, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

Suslova Olga Ivanovna

Saratov state university, Saratov, Russia E-mail: [email protected]

Studying the phenomenon of adaptive readiness in the psychological and pedagogical aspect: current state and prospects

Abstract. The purpose of the article is to consider the phenomenon of adaptive readiness at the present stage of development of the higher education system. The author's interpretations of domestic researchers of the definition of the term are analyzed. Two basic approaches to the study of the phenomenon of adaptive readiness are described: traditional (the degree of a person’s readiness for certain behavior in the new conditions) and innovative (the individual’s attitude toward effective interaction in the context of «environmental requirements - the potential of individual»). After a comparative analysis of the presented points of view on the structure of adaptive readiness, it is concluded that its components are dynamic and some of them may change during adaptation, and some even after adaptation. A review of theoretical and applied psychological and pedagogical research allows us to conclude that adaptive readiness includes multi-level structural and content characteristics that have an unequal impact on its integrity. The author emphasizes the bias of scientific works in Russian science to consider the phenomenon of adaptive readiness only in the socio-psychological and psychological-pedagogical aspects. It is stated that there are no scientific papers describing and revealing the structural and content characteristics of adaptive readiness of students with disabilities, as well as the processes of its development in an inclusive environment of higher education, despite the fact that there are a number of works devoted to the analysis of psychological and professional readiness of the designated category of students. An attempt is made to define the term «adaptive readiness of students with disabilities» in the aspect of analysis of available scientific research on this issue. Empirical research is outlined focusing on the theoretical and practical significance of studying the structural and content characteristics of adaptive readiness of students with disabilities.

Keywords: adaptive readiness; higher education; structurally-substantive characteristics of adaptive readiness; comparative analysis; inclusive environment; attitude

23PSMN220

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.