Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ'

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ЦЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ / ФАКТОРЫ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е., Павленко Е.Ф.

Ценности современных подростков в настоящее время формируются под воздействием разных факторов, ключевым из которых признается интернет. Цель статьи - проанализировав результаты исследований последних десяти лет, выявить, как влияет интернет на формирование ценностей современных подростков. В результате анализа и обобщения теоретических и эмпирических данных отмечено: 1) ценности подростков не изменились, но происходит их трансформация на фоне снижения роли семьи и школы и повышение значимости интернета, который нарушает механизм межпоколенной передачи традиционных ценностей, поскольку активно навязывает ценности интернет-культуры и тем самым провоцирует риск возникновения конфликта виртуальной личности с социальным окружением; 2) интернет создает пространство для самопрезентации, общения, образования подростков, но высокая интенсивность коммуникации, социальной активности там ведет к повышению значимости ценностей статуса, материального благополучия, гедонистических и индивидуалистических ценностей и снижению стремления к самореализации, значимости нравственных качеств в жизни, поэтому интернет признается отечественными учеными чаще негативным фактором социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рослякова С.В., Пташко Т.Г., Перебейнос А.Е., Павленко Е.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERNET AS A FACTOR FOR FORMING THE VALUES OF MODERN ADOLESCENTS

The values of modem teenagers are currently formed under the influence of various factors, the key of which is the Internet. The purpose of the article is to analyze the results of studies of the last ten years, to identify how the Internet affects the formation of values of modern adolescents. As a result of the analysis and generalization of theoretical and empirical data, it was noted: 1) the values of adolescents have not changed, but they are being transformed against the backdrop of a decrease in the role of family and school and an increase in the importance of the Internet, which violates the mechanism of intergenerational transmission of traditional values, since it actively imposes the values of Internet culture and thereby provokes the risk of a conflict between the virtual personality and the social environment; 2) the Internet creates space for self-presentation, communication, education of adolescents, but the high intensity of communication, social activity there leads to an increase in the importance of status values, material well-being, hedonistic and individualistic values and a decrease in the desire for self-realization, the importance of moral qualities in life, therefore the Internet is recognized domestic scientists more often a negative factor of socialization.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ»

положительное воздействие на формирование личности молодого специалиста. Это позволит ему быть всегда в хорошем тонусе, что способствует улучшению работы мозговых клеток, оказывает содействие в развитии функции переключения внимания с одного вида деятельности на другой, будет способствовать улучшению возможности оставаться в нужной степени сосредоточенности для того, чтобы добиться желаемого результата.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверясов В.В. Видеоанализ как инструмент контроля и коррекции двигательных действий в процессе учебных занятий студентов, занимающихся плаванием / В.В. Аверясов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7 (209). - С. 3-8.

2. Питкин В.А. Формирование культуры здорового образа жизни в системе непрерывного образования / В.А. Питкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - №7 (209). -С. 317-318.

3. Двигательная активность и самоконтроль в процессе жизнедеятельности студентов / Д.А. Раевский, С.Б. Качалов, В.П. Румянцев, Е.В Мамышев // Учёные записки университета П.Ф. Лесгафта. - 2019. - №10 (176). - С. 287-288.

4. Raevskiy D.A. Application of Cloud Technologies to Determine Indicators of Interrelationship of Physical Skills Development Dynamics / D.A. Raevskiy, VP. Chicherin // Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. LNNS. - 2021. -Vol. 198. - P. 551-558.

5. Универсальная психофизиологическая лаборатория «Нейролаб» // НейроЛаб : [сайт]. -URL: http: //www.neurolab.ru (дата обращения: 20.05.2023).

REFERENCES

1. Averyasov, V. V. (2022), "Video analysis as a tool for controlling and correcting motor actions in the course of training sessions of students engaged in swimming" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 209, No.7, pp. 3-8.

2. Pitkin, V.A. (2022), "Formation of a healthy lifestyle culture in the system of continuing education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 209, No.7, pp. 317-318.

3. Raevskiy, D.A., Kachalov, S.B., Rumyancev, V.P. and Mamyshev, E.V. (2019), "Motor activity and self-control in life activity of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No. 10, pp. 287-289.

4. Raevskiy, D.A. and Chicherin, V.P. (2021), "Application of Cloud Technologies to Determine Indicators of Interrelationship of Physical Skills Development Dynamics", Modern Global Economic System: Evolutional Development vs. Revolutionary Leap. LNNS, Vol. 198, pp. 551-558.

5. Universal psychophysiological laboratory "NeuroLab", available at: http: //www.neurolab.ru (accessed 20 June 2023).

Контактная информация: da-ray@mail.ru

Статья поступила в редакцию 06.06.2023

УДК 159.92

ИНТЕРНЕТ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННЫХ

ПОДРОСТКОВ

Светлана Васильевна Рослякова, кандидат педагогических наук, доцент, Татьяна Геннадьевна Пташко, кандидат педагогических наук, доцент, Артем Евгеньевич Перебей-нос, кандидат исторических наук, доцент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, Челябинск; Елена Федоровна Павленко, кандидат географических наук, доцент, Челябинский государственный университет

Аннотация

Ценности современных подростков в настоящее время формируются под воздействием разных факторов, ключевым из которых признается интернет. Цель статьи - проанализировав результаты исследований последних десяти лет, выявить, как влияет интернет на формирование ценностей

современных подростков. В результате анализа и обобщения теоретических и эмпирических данных отмечено: 1) ценности подростков не изменились, но происходит их трансформация на фоне снижения роли семьи и школы и повышение значимости интернета, который нарушает механизм межпоколенной передачи традиционных ценностей, поскольку активно навязывает ценности интернет-культуры и тем самым провоцирует риск возникновения конфликта виртуальной личности с социальным окружением; 2) интернет создает пространство для самопрезентации, общения, образования подростков, но высокая интенсивность коммуникации, социальной активности там ведет к повышению значимости ценностей статуса, материального благополучия, гедонистических и индивидуалистических ценностей и снижению стремления к самореализации, значимости нравственных качеств в жизни, поэтому интернет признается отечественными учеными чаще негативным фактором социализации.

Ключевые слова: интернет, ценности, подросток, виртуальное пространство, интернет-коммуникации, факторы, социализация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p548-553

THE INTERNET AS A FACTOR FOR FORMING THE VALUES OF MODERN

ADOLESCENTS

Svetlana Vasilievna Roslyakova, candidate of pedagogical sciences, docent, Tatyana Ge-nadevna Ptashko, candidate of pedagogical sciences, docent, Artem Evgenyevich Perebeynos,

candidate of historical sciences, docent, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk; Elena Fedorovna Pavlenko, candidate of geographical sciences, docent,

Chelyabinsk State University

Abstract

The values of modern teenagers are currently formed under the influence of various factors, the key of which is the Internet. The purpose of the article is to analyze the results of studies of the last ten years, to identify how the Internet affects the formation of values of modern adolescents. As a result of the analysis and generalization of theoretical and empirical data, it was noted: 1) the values of adolescents have not changed, but they are being transformed against the backdrop of a decrease in the role of family and school and an increase in the importance of the Internet, which violates the mechanism of intergenerational transmission of traditional values, since it actively imposes the values of Internet culture and thereby provokes the risk of a conflict between the virtual personality and the social environment; 2) the Internet creates space for self-presentation, communication, education of adolescents, but the high intensity of communication, social activity there leads to an increase in the importance of status values, material well-being, hedonistic and individualistic values and a decrease in the desire for self-realization, the importance of moral qualities in life, therefore the Internet is recognized domestic scientists more often a negative factor of socialization.

Keywords: Internet, values, teenager, virtual space, Internet communications, factors, socialization.

ВВЕДЕНИЕ

Ценности подрастающего поколения - вопрос, волнующий любое общество и государство. В современном обществе, по мнению исследователей, происходит трансформация ценностей [4, 6 и др.]. В этой связи возникает вопрос о факторах, которые влияют на этот процесс. Особенно активно закладываются ценностные ориентации в подростковом возрасте, когда ребенок ищет себя, примеры для подражания, жизненные смыслы и идеалы. В условиях информационного общества все чаще обращает на себя внимание интернет как пространство жизнедеятельности современных подростков, значимый и признаваемый фактор их социализации [1, 3, 5 и др.]. В этой связи цель настоящей работы - на основе анализа результатов исследований последних десяти лет выявить, как интернет влияет на формирование ценностей современных подростков. Для достижения цели использовались следующие теоретические методы научного исследования: анализ научных источников, сравнение, обобщение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Проблема ценностей подростков в последнее десятилетие остается в числе актуальных, привлекая внимание множества ученых. Анализ научных публикаций Е.В. Грунт, В.С. Собкина, Е.В. Бордовской, Е.А. Черниковой, в которых освещаются результаты проведенных психологических и социологических исследований, позволил отметить, что система ценностей современных подростков на протяжении последних 10 лет остается неизменной: для них, как и прежде, значимы семья, друзья, общение, здоровье. Так, на основании результатов исследования Е.В. Бордовская и соавторы заключили, что основным жизненным ориентиром для более половины опрошенных молодых людей России является семья, на втором месте - карьера [1].

Проведенный нами в 2018 году опрос позволил заключить, что у современных подростков сохраняется традиционная шкала ценностей: для них значимо семейное счастье, общение с друзьями, а также благополучие в профессии, материальный достаток [6, С. 277]. Результаты опроса подростков в 2020 году показали, что в иерархии их жизненных ценностей первые пять мест занимают «здоровье», «хорошие отношения с родителями», «успешная профессиональная деятельность», «наличие близких друзей», «счастливая семейная жизнь» (В.С. Собкин и др.) [5].

Обобщая сказанное, мы заключили: по результатам представленных исследований перечень жизненных ценностей российских подростков с течением времени сохраняется, приоритет чаще отдается здоровью, семье, общению с друзьями, при этом ценности карьеры и успешной профессиональной деятельности входят в пятерку приоритетных.

Вместе с тем, исследователями Е.В. Грунт и И.В. Баскаковой [4] отмечаются трансформации в самой ценностной системе подростков, что связано с ориентацией на смешанную систему ценностей (отечественные и западные). При этом традиционные российские ценности не замещены полностью западными, что связано, по их мнению, с реальной действительностью российского общества, его менталитетом и существующими в ежедневной деятельности социальными практиками, в которые включены подростки [2].

Также изменения отмечены в том, что снижается значимость ценностей успешной реализации в семейной жизни и повышается ранг ценностей, связанных с самореализацией в образовательной, культурной и профессиональной сферах. При этом, по мере взросления значимость ценностей самоопределения и достижений преобладает над ценностями сохранения отношений в ближайшем окружении и здоровья. Также отмечено, что современные подростки более прагматичны и эгоистичны, более ориентированы на жизнь в свое удовольствие, отдых и развлечения, чем их предшественники [6].

Исследователи отметили, что жизненные ценности подростков с 90-х годов ХХ века по настоящее время складывались в большей степени стихийно: школу «отделили от функции воспитания», родители, загруженные на работе, не имели полноценной возможности воспитывать детей, поэтому такую функцию на себя взяла «суррогатная мать» - Интернет [2]. Если в начале 2000-х гг интернет относили к числу мезофакторов социализации подрастающего поколения, то к настоящему времени он причислен к числу макрофакторов, влияющих на всех жителей Вселенной, поскольку создает отдельную культуру со своим образом мыслей, языком, в том числе и со своими ценностями (свободы выражения, приватности, доверия и безопасности) [3].

Зарубежными учеными отмечено, что виртуальная среда - это пространство для построения личности современных подростков, формирования их социально-политических ценностей; ценностей здоровья, общения и сотрудничества (A. Duduciuc, V. Pérez-Torres, B. Osterhoff) [7, 9, 10, 11]. По мнению западных исследователей, подростки считают интернет более ценной образовательной средой, чем школу [12]. L. Korol, S. Maksymets обнаружили связь между интернет-зависимостью и низкими показателями эмпатии, у интернет-зависимых моральность ниже, чем у не зависимых от интернета [8].

Интернет, по мнению отечественных исследователей, оказывает следующее влияние на их ценностное становление подростков:

1) создавая коммуникативное пространство и возможность для осуществления ведущей деятельности в личностном развитии, создает условия для фундаментальных возрастных изменений [5]; формирует ценности не реального окружения, а виртуального [2], может привести к конфликту сетевой личности с реальным миром [5];

2) интенсивность интернет-коммуникаций отражается на ценностном становлении подростков: интенсивно использующие ее менее заинтересованы в самореализации, реже указывают нравственные качества и мораль как самое важное в жизни, чаще в качестве главной ценности в жизни ставят социальный статус, авторитет, власть, лидерство; использующие со средней и высокой интенсивностью в два раза чаще называют приоритетными в ценностной иерархии деньги, материальное благополучие; с повышением уровня интенсивности виртуальной коммуникации образование как инструмент формирования личности теряет свою ценность (Е. В. Бродовская) [1];

3) социальная активность, осуществляемая подростками в виртуальном пространстве, сказывается на трансформации их жизненных установок, ценностном восприятии реальности, изменении жизненных приоритетов: повышается значимость витальных, гедонистических, индивидуалистических ценностей, ценностей статуса [1, 3].

Отмечено, что наши ученые все же склонны рассматривать интернет как отрицательный фактор социализации: фактор утраты традиционных ценностей, атомизации и радикализации [3]; выделяют проблемы в его исследовании: преобладание работ сугубо теоретического характера; фрагментарность и разрозненность эмпирических данных; малое количество исследований, которые позволили бы эмпирически обосновать и конкретизировать тезис о влиянии именно интернета на ценностные ориентации подростков.

ВЫВОДЫ

Анализ публикаций позволил заключить, что: 1) ценности современных подростков остаются те же, что и у подростков предыдущих поколений (семья, здоровье, общение и т.п.), но происходит трансформация в строну повышения значимости ценностей самореализации и достижений, и с возрастом это прогрессирует; 2) современные подростки вынуждены ориентироваться на смешанную систему ценностей - отечественные и западные, реального и виртуального пространства, что влияет на утрату традиционных российских ценностей, а также на механизм передачи социокультурного опыта от одного поколения другому и создает риски возникновения конфликта виртуальной личности с реальным окружением; 3) интернет - один из ключевых факторов социализации, пространство для самопрезентации, общения, образования; 4) интернет влияет на трансформацию ценностей: их высокая интенсивность ведет к повышению значимости лидерства, власти, материального благополучия и снижение стремления к самореализации, значимости нравственных качеств в жизни; высокая социальная активность ведет к повышению значимости витальных, гедонистических, индивидуалистических ценностей, ценностей статуса и признается отечественными учеными чаще негативным фактором социализации.

Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева» в рамках проекта «Научно-методическое обеспечение реализации потенциала сообществ в воспитании и проактивной подготовке к воспитательной деятельности будущих педагогов и специалистов социальной сферы» (руководитель Харланова Е.М.), рег. № МК-52-2023/2 от 04.05.2023 г.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бордовская Е.В. Влияние Интернет-коммуникации на формирование ценностных ориен-таций молодежи: анализ факторов интенсивности / Е.В. Бродовская, А.В. Синяков, И.С. Иванов // Интернет и современное общество : материалы XVII Всерос. объединенной конф. (Санкт-Петербург, 19-20 ноября 2014 г.). - СПб : Изд-во ИТМО, 2014. - С. 118-123.

2. Грунт Е.В. Факторы формирования жизненных ценностей подростков уральского провинциального города / Е.В. Грунт, И.В. Баскакова // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Социологические науки. - № 5 (14). - 2015. - С. 83-89.

3. Кожевников А.М. Современные исследования влияния интернет-коммуникаций на формирование ценностных ориентаций молодежи / А.М. Кожевников, В.А. Масликов // Социология. -2020. - № 1. - С. 149-158.

4. Собкин В.С. К вопросу о межпоколенческих различиях в социальном самочувствии подростков: жизненная позиция и оценка значимости угроз / В.С. Собкин, Е.А. Калашникова // Психологическая наука и образование. - 2021. - Т. 26, № 3. - С. 54-69.

5. Собкин В.С. Подросток в социальных сетях: к вопросу о социально-психологическом самочувствии / В.С. Собкин, А.В. Федотова // Национальный психологический журнал. - 2018. - № 3 (31). - С. 23-30.

6. Черникова Е.Г. Ценностные ориентации современных городских подростков / Е.Г. Черникова, Т.Г. Пташко, С.В. Рослякова ; под ред. Н.А. Соколовой // Детство: историко-социологические и психолого-педагогические аспекты : коллективная монография. - Челябинск : Южно-Уральский научный центр РАО, 2022. - 450 с.

7. Duduciuc A. Teenagers, risk behaviours and the use of new technologies for health / A. Duduciuc // The Power of the Media in Health Communication. - 2016. - P. 169-180.

8. Korol L. Psychological aspects of internet impact on personality formation / L. Korol, S. Maksymets // Science and education. - 2016. - Vol. 5. - P. 189-193.

9. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values / B. Oosterhoff, K.A. Ferris, C.A. Palmer, A. Metzger // Social development. - 2017. - Vol. 26, No. 4. - P. 846-859.

10. Pérez-Torres V. You Tubers videos and the construction of adolescent identity / V. Pérez-Torres, Y. Pastor-Ruiz, S.A. Ben-Boubaker // Comunicar. Media educacion researarch journal. - 2018. - No. 26 (55) - P. 61-70.

11. Impact of Social Media Use on Self-Esteem of Appearance from Childhood to Adolescence / S. Steinsbekk, L. Wichstrom, F. Stenseng, J. Nessy // Three-Stage Community Study. - 2020. - No. 4 (114). - 106528.

12. Zilka G. Cohen Teenagers connected to digital environments - what happens when they get to school? Commonalities, similarities and differences from their perspective / G. Zilka // Education and information technologies. - 2019. - Vol. 25, No. 3. - P. 1743-1758.

REFERENCES

1. Bordovskaya, E.V., Sinyakov, A.V. and Ivanov, I.S. (2014), "Influence of Internet communication on the formation of value orientations of youth: analysis of intensity factors", Internet and Modern Society, Proceedings of the XVII All-Russian United Conference, St. Petersburg, November 19-20, pp. 118123.

2. Grunt, E.V. and Baskakova, I.V. (2015), "Factors in the formation of life values of adolescents in the Ural provincial town", Eurasian Union of Scientists (ESU). Sociological sciences, Vol. 5 (14), pp. 8389.

3. Kozhevnikov, A.M. and Maslikov, V.A. (2020), "Modern studies of the influence of Internet communications on the formation of value orientations of youth", Sociology, Vol. 1, pp. 149-158.

4. Sobkin, V.S. and Kalashnikova, E.A. (2021), "To the question of intergenerational differences in the social well-being of adolescents: life position and assessment of the significance of threats", Psychological science and education, Vol. 26, No. 3, pp. 54-69.

5. Sobkin, V.S. and Fedotova, A.V. (2018), "A teenager in social networks: on the issue of socio-psychological well-being", National Psychological Journal, Vol. 3 (31). pp. 23-30.

6. Chernikova, E.G., Ptashko, T.G. and Roslyakova, S.V. (2022), "Value orientations of modern urban adolescents", in Sokolova, N.A. (Ed.), Childhood: historical, sociological and psychological and pedagogical aspects, collective monograph, South Ural Scientific Center of the Russian Academy of Education, Chelyabinsk, pp. 272-278.

7. Duduciuc, A. (2016), "Teenagers, risk behaviours and the use of new technologies for health", The Power of the Media in Health Communication, pp. 169-180.

8. Korol, L. and Maksymets, S. (2016), "Psychological aspects of internet impact on personality formation", Science and education, Vol. 5, pp. 189-193.

9. Oosterhoff, B., Ferris, K.A., Palmer, C.A. and Metzger, A. (2017), "Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values", Social development, Vol. 26,

No. 4, pp. 846-859.

10. Pérez-Torres, V., Pastor-Ruiz, Y. and Ben-Boubaker, S.A. (2018), "You Tubers videos and the construction of adolescent identity", Comunicar. Мedia educacion researarch journal, Vol. 26 (55), pp. 6170.

11. Steinsbekk, S., Wichstrom, L., Stenseng, F. and Nessy, J. (2021), "Impact of Social Media Use on Self-Esteem of Appearance from Childhood to Adolescence", Three-Stage Community Study, Vol. 114 (4), 106528.

12. Zilka, G. (2019) "Cohen Teenagers connected to digital environments - what happens when they get to school? Commonalities, similarities and differences from their perspective", Education and information technologies, Vol. 25, No. 3, pp. 1743-1758.

Контактная информация: roslyakovasv@cspu.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2023

УДК 159.99

СООТНОШЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И КОМПОНЕНТОВ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Юлия Викторовна Селиванова, доктор социологических наук, заведующая кафедры, Алексей Александрович Шаров, кандидат психологических наук, доцент, Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью рассмотрения соотношения новых форм социальной активности и компонентов личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях функционирования социума. Показаны результаты эмпирического исследования в рамках выявления и описания взаимосвязей указанных выше параметров форм социальной активности и личностного самоопределения.

Выборка включает в себя 50 испытуемых с ограниченными возможностями здоровья (с сохранным интеллектом) в возрасте от 18 до 23 лет. Женщин 7%. Диагностическая батарея - методика изучения характеристик личностного самоопределения, вопросы-шкалы новых форм социальной активности личности.

Математико-статистические процедуры: применение критериев Спирмена, Краскела - Уол-лиса. Обработка данных осуществлялась с помощью свободно распространяемого пакета JASP 0.15.1.0.

Выявлено, что новые формы социальной активности реализуются неравномерно (показаны статистически значимые различия по выраженности изучаемых характеристик). Профилактическая активность взаимосвязана с субъективно переживаемой осмысленностью и эмоциональной позицией к будущему; постпандемийная активность с эмоциональной позицией к будущему и представлением о внешних и внутренних ресурсах адаптации; патриотическая с субъективно переживаемой осмысленностью и эмоциональной позицией к будущему. А показатель профессионального выбора не имеет взаимосвязи не с одним видом социальной активности.

Делается вывод о целесообразности применения полученных в настоящем изыскании результатов в аспекте психолого-педагогического сопровождения обозначенной категории студентов, описываются примерные направления психологической интервенции.

Ключевые слова: самоопределение, активность, характеристики, среда, соотношение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.06.p553-557

CORRELATION OF NEW FORMS OF SOCIAL ACTIVITY AND COMPONENTS OF

PERSONAL SELF-DETERMINATION STUDENTS WITH DISABILITIES Yulia Viktorovna Selivanova, doctor of sociology, head of department, Aleksej Aleksandrovich Sharov, candidate of psychological sciences, docent, Saratov State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.