DOI 10.25588/CSPU.2019.26.25.014
УДК 373 ББК 88.834.023
Е. Г. Черникова1, Т. Г. Пташко2, Н. В. Сиврикова3
!ORCID№ 0000-0002-8858-9790
Доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail:[email protected]
2ORCID № 0000-0002-0235-4190 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация E-mail:ptashko 75@mail. ru
3ORCID № 0000-0001-9757-8113 Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация E-mail: bobnv 79@mail. ru
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ
Аннотация
Введение. В статье раскрыта суть и значение информального компонента образовательной среды современных подростков.
Материалы и методы. Наше исследование направлено на выявление современных тенденций отношения подростков к интернету, книгам,
их роли в процессе обучения. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинск и Челябинской области. В общей сложности в исследовании приняли участие 192 учащихся 8-9 классов. Для сбора эмпирических данных использовался опрос.
Результаты. Приведены данные эмпирического исследования, направленного на выявление современных тенденций отношения подростков к интернету, книгам, их роли в процессе обучения. Более половины подростков, принимавших участие в опросе, все свое свободное время посвящают интернету. В интернете подростки чаще всего смотрят зарубежные художественные фильмы, читают книги, о которых находят отзывы на форумах, находят необходимую (полезную) информацию, как для расширения своего кругозора, так и для жизни в целом.
Обсуждение. Представлен анализ российских и зарубежных исследований образования подростков через их медиапотребление; анализ гендерных различий самоактуализации в интернет-среде. Выделены аспекты положительного и отрицательного воздействия интернета на личностное и интеллектуальное развитие подростков, их социализацию и психологическое благополучие (интернет-зависимость).
Заключение. Установлено, что в целях информального образования подростки чаще всего используют интернет, книги и телевидение. Интернет в жизни подростков занимает значительное место. Под влиянием интернета у подростков, как мальчиков, так и девочек, стало больше друзей, они стали смелее высказывать свое мнение, стали более терпеливыми. Каждый десятый отметил негативное влияние интернета на свое психологическое состояние.
Ключевые слова: информальный компонент образования, подросток, медиасредства, медиапотребление, гендерные различия, интернет-зависимость.
Основные положения:
Рассмотрены результаты исследований современного образования школьников. Установлено, что многие исследователи говорят о неоднозначности отношения школьников-подростков к официальному образованию и расширению информального компонента образования, подразумевающего получение знаний подростками из других информационных познавательных источников, одним из которых является интернет, книги, телевизионные программы. Исследователи сходятся во мнении, что современная молодежь все больше и больше вовлекается в медиапространство, перенося в виртуальный мир традиционные коммуникативные практики. Исследуются гендерные аспекты медиапотребле-ния. Исследователи различают интересы мужской и женской частей аудитории интернета. Для женщин это в основном общение и поддержание социальных связей. Структура же деятельности мужчин более широка. В исследованиях установлено, что в основе использования социальных сетей у подростков разного пола лежат разные мотивы. Девушки общаются в сети с теми, кто им нравится, и с одноклассниками, а юноши чаще используют социальные сети для компенсации неудач в реальном общении и поиска признания.
В этой связи важным является знание того, какое место занимают информальные источники в жизни современного подростка, какое влияние они оказывают на их личностное и интеллектуальное развитие.
Выявлено, что современные подростки являются активными участниками медиапространства, что позволяет рассматривать инфор-мальное образование в качестве важного компонента образовательной среды. В структуре медиапотребления подростков первое место занимает интернет, второе — книги, третье — телевидение. Более половины подростков значительную часть свободного времени посвящают интернету. Они используют возможности интернета для общения, развлечения, получения важной информации. Девочки-подростки читают в интернете о
фильмах и актерах; более половины мальчиков-подростков интересуются компьютерными играми. Значимыми людьми для современных подростков стали блогеры.
Отмечено, что интернет оказывает как позитивное влияние на подростков, так и негативное. Под влиянием общения в сетях у них стало больше друзей, они стали смелее высказывать свое мнение, стали более терпимыми; у других, напротив, под влиянием интернета усилилась раздражительность и агрессивность.
1 Ведение (Introduction)
Школьное образование сегодня рассматривается как важное условие социализации личности. Грамотно выстроенная социализация подрастающего поколения, рассматриваемая как процесс и результат взаимодействия индивида с социальной средой, способствует успешности развития российского бщества в целом [1; 2]. Особая роль в рамках школьного образования отводится подготовке к личностному и профессиональному самоопределению молодых людей, от которых требуется сформированное чувство ответственности, уверенности в себе, творческое ачало [3; 4].
Однако стоит отметить, что от-ошение подростков к учебе в целом неоднозначно. Результаты
исследования отражают увеличение числа школьников, имеющих отрицательное отношение к учебной деятельности. Увеличивается контингент NEET-молодежи — неактивных молодых людей в возрасте от 15 лет. Е. Я. Варшавская анализируя это явление, подчеркивает: «Молодежь, которая нигде не учится и не работает, образует особую группу риска, поскольку в большей степени подвержена маргинализации, бедности, отчуждению и социальной эксклюзии» [5, с. 39].
В то же время у подростков возрастает значимость успешной профессиональной деятельности. Однако ценность повышения уровня образования и расширения кругозора оказываются менее значимыми. А. С. Буреломовой выявлено существование «ценностного
конфликта» между учащимися и их педагогами как участниками образовательного процесса [6].
О положительном отношении к учебе говорят работы И. И. Вартановой. По результатам ее исследований, подростки отмечают, что важным для них являются глубокие знания и успешная деятельность [7].
Это доказывают и зарубежные авторы, подчеркивая, что как успеваемость, так и академическое благополучие играют определенную роль в образовании учащихся-подростков и при выходе из школы [8].
Отношение подростков к образованию определяют многие факторы, оно сегодня не зависит только от непосредственного взаимодействия учителя и ученика на уроке.
Образование сегодня можно рассматривать в широком контексте. Так, по мнению Л. И. Гусляко-вой, оно может быть представлено в виде «формального образования, завершающегося выдачей общепризнанного свидетельства, неформального образования, характеризующегося участием
личности в органах ученического самоуправления, кружковой деятельности, информального образования, представляющего индивидуальную познавательную работу, сопровождающую повседневную жизнь человека» [9].
Информальный компонент подразумевает получение знаний подростками из других информационных познавательных источников. Они являются более популярными в подростковой среде. К ним относят интернет, книги, телевизионные программы. В этой связи важным является знание того, какое место занимают указанные источники в жизни современного подростка, какое влияние они оказывают на их личностное и интеллектуальное развитие.
Исследование разнообразных ценностей современных подростков отмечают, что одной из приоритетных выступает медиапотребление [10; 11; 12; 13].
В науке достаточное количество исследований посвящено роли интернета в жизни современного человека. Исследователи сходятся во
мнении, что современная молодежь все больше и больше вовлекается в медиапространство, перенося в виртуальный мир традиционные коммуникативные практики [14]. Интернет давно проник в сферу досуга подростков. Е. Г. Черникова с соавторами установили, что «свое свободное время более половины подростков (54,1 %) посвящают общению в социальных сетях» [13, с. 295].
Российские исследователи [15; 16] и зарубежные ученые [17; 18] отмечают большую привязанность подростков к интернету, его влияние на жизнь и практику получения дополнительной информации. Западные авторы больше внимания уделяют анализу психологических аспектов использования социальных сетей. Это объясняется тем, что участие в социальных сетях на западе приобрело огромную популярность с помощью таких платформ, как Facebook, Instagram, Twitter, Snapchat, Tumblr и т. д. По данным опроса исследовательского центра Pew в 2015 году, 89 % подростков сообщили об использовании, по крайней
мере, одного сайта социальной сети, 71 % подростков сообщили об использовании более одной социальной сети [19]. Подобные факты приводят к росту исследований поведения молодежи в социальной сети. В частности, было установлено, что использование Facebook негативно сказывается на самоощущении подростков [20], а также искажает восприятие сексуального поведения сверстников и влияет на намерения подростков в отношении такого поведения [21].
Наибольшее беспокойство исследователей и практиков вызывает интернет-зависимость. В качестве факторов, способствующих интернет-зависимости у подростков, называют участие в форумах и низкий уровень самопринятия. Зарубежные ученые Скотт Дэвид А., Симека, Брук А. в своих исследованиях показали, что последствия привязанности к технологии включают снижение социальных навыков, самомотивацию, интеллект [22].
В Малайзии было установлено, что использование социальной сети Facebook может быть связано
с синдромом навязчивых состояний [23]. В Китае поднимаются вопросы влияния интернета на моральные установки молодежи [24]. Вместе с тем отмечено и положительное влияние общения в интернете на процесс жизнедеятельности подростков. Так, было установлено, что число друзей в социальной сети Facebook положительно повлияло на самоконтроль, на начало автономных отношений [25].
Ученые доказали, что доступ к интернету дома, использование конкретных приложений, использование ИКТ во время уроков в школе значительно и положительно влияет на формирование познавательных навыков [26]. Студенты тоже положительно оценивают использование социальных медиа в образовании [14].
Самостоятельным направлением исследования медиапотреб-ления становится изучение гендерных особенностей использования интернета. Анализ интернет-аудитории показывает, что гендерные различия коррелируют
с опытом и умением работать в интернете, а также с культурным фактором, т. е. страной происхождения [27]. В научных источниках представлены противоречивые данные о привлекательности основных медиасредств для представителей разного пола. Отмечается, что в целом представители мужского пола оказываются более ориентированы на использование сети интернет, чем представительницы женского пола [28].
На наш взгляд, данный момент требует дальнейшего изучения, поскольку существующие данные не позволяют прийти к однозначному выводу о гендерных различиях в предпочтениях разных ме-диасредств.
Исследование проявлений ген-дерной идентичности в профилях социальной сети Facebook показало, что в возрасте 12-17 лет девушки в большей степени привержены гендерным стереотипам, чем юноши [29].
Фотографии, используемые мужчинами, акцентируют их статус, а фотографии женщин — семейные отношения и эмоции.
Кроме того, в основе использования социальных сетей у подростков разного пола лежат разные мотивы. Девушки общаются в сети с теми, кто им нравится и с одноклассниками, а юноши чаще используют социальные сети для компенсации неудач в реальном общении и поиска признания [30].
Различают интересы мужской и женской частей аудитории интернета. Для женщин это в основном общение и поддержание социальных связей. Структура же деятельности мужчин более широка. Так, согласно данным, девушки дольше и чаще заняты отправкой и получением сообщений, а юноши чаще осуществляют навигацию по сайтам и скачивают информацию в виде файлов [27]. В компьютерных онлайн-играх мужчины более ориентированы на достижения и более агрессивны, а женщины получают больше удовольствия от процесса игры [31]. Существует асимметрия интересов женского контингента пользователей интернета в сторону гуманитарного знания и неформального общения. Девушки больше, чем юноши, интересуются
информацией об образовании, культуре и искусстве, путешествиях и туризме, семье и детях, здоровье и диетах, досуге и хобби. Они меньше, чем юноши, интересуются информацией о программах и вычислительной технике, новинках интернета, спорте, товарах и ценах, политике, а также информацией «для взрослых» [32].
Также были обнаружены ген-дерные различия самоактуализации в интернет-среде Н. С. Козловой и Е. Н. Комаровой [33]. Проведенное ими исследование показало, что активность юношей в сети более разнообразна. Помимо использования интернета для решения конкретных задач и развлечений, их самоактуализация проявляется в творческой, личной и сексуальной сфере. У девушек все ограничивается коммуникациями и самопрезентацией, а также в некоторых случаях происходит подмена истинной самоактуализации самовыражением [33]. У девушек более выражен мотив общения (особенно неформального), а мужчин более выражены
познавательные мотивы. При ответе на вопрос о наиболее существенных недостатках интернета женщины больше, чем мужчины, обеспокоены проблемами морального и нравственного плана, а мужчины — техническим несовершенством [32]. Возросла доля интернета в получении информации школьниками о профессиях (27,7 %) [34], что также свидетельствует об увеличении роли информаль-ного образования в жизни людей.
Таким образом, исследователями накоплены данные о том, что медиапотребление связано с процессом обучения и развитием личности подростков. Выявлены и гендерные особенности медиапо-требления молодежи. Однако эти данные недостаточны для того, чтобы дать характеристику инфор-мального образования.
2. Материалы и методы (Materials and methods)
Наше исследование направлено на выявление современных тенденций отношения подростков к интернету, книгам, их роли в процессе обучения.
Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинск и Челябинской области. В общей сложности в исследовании приняли участие 192 учащихся 8-9 классов. Для сбора эмпирических данных использовался опрос.
3 Результаты (Results)
Полученные нами данные показали, что чаще других средств информации подростки пользуются глобальной сетью интернет. На втором месте по частоте потребления оказались книги. На третьем — телевидение. Газеты, радио и журналы по частоте использования оказались на последних трех позициях в исследуемой выборке.
В нашем исследовании на вопрос «Вы читаете книги, кроме учебников?» утвердительно ответили 38 % подростков. Это на 15 % больше, чем количество подростков, ответивших, что в свободное время читают книги (23 %). Однако 49% читают только иногда, а 10 % (каждый десятый) не читают никогда. То есть больше половины
подростков либо вообще книг не читают, либо занимаются этим крайне редко. Информацию о книгах подростки предпочитают получать на форумах (27 %), сайтах книжных издательств (23 %), в блогах (19 %).
Приведем примеры того, что читают современные подростки 89 классов. Ответы мы получили от 23 % процентов ответивших подростков, которые в свободное время читают книги. Назовем основные произведения, указанные респондентами в анкетах. Это женские любовные, детективные, приключенческие романы современных авторов: Наталья Нестерова «Школа для толстушек», Екатерина Вильмонт и ее книги, Олег Рой «Поиск снежной королевы», Дмитрий Глуховский «Метро 2033-2035», книги Стивена Кинга: «Оно», «Керри», «Под куполом», «Замок из стекла» Джаннетт Уоллс и др.; так и писателей прошлого «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, < Цветы для Элджерона» Дэниэла Киза», «Этюд в багровых тонах»
Артура Конан Дойла, а также произведения русской классики: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Мертвые души», «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя; сказки: «Старик Хоттабыч», «Дикие лебеди». Подростки также читают современную подростковую литературу: книги серии «Дивергент» Вероники Рот (в жанре постапокалиптической антиутопии), серия книг о юном волшебнике Гарри Поттере Дж. К. Роулинга (фэнтези), «50 дней до моего самоубийства» Стэйси Крамер.
Из вышеизложенного следует, что подростки предпочитают литературу таких жанров, как «ужасы», постапокалиптическая антиутопия, фэнтези, детективы. Данные жанры созвучны с амбивалентными сложными переживаниями в подростковом возрасте. Вместе с героями книг подростки примеряют разные способы поведения и действий, проживают их чувства, что помогает им в поиске самоидентификации, в анализе кризисных ситуаций и выборе способов
выхода из них (в том числе воображение своей смерти как способа избавления от жизненных неурядиц). Таким образом они освобождаются от накопившегося напряжения нашей повседневности.
Кроме книг в интернете подростков интересует и другая информация. При этом интересы мальчиков и девочек различны. Почти половина (46 %) опрошенных девочек ответили, что читают в интернете о фильмах и актерах. Более половины мальчиков-подростков (55 %) указывали, что их интересуют компьютерные игры. Значимыми людьми для подростков являются блогеры.
Важным является понимание того, сколько времени подростки уделяют работе в интернете. Исследование показало, что в структуре свободного времени современных подростков общение в интернете занимает приоритетное место. Значительная часть респондентов (40,3 %) ответили, что «почти все свободное время», «все свободное время и даже на уроках» находятся в интернете. При этом
количество девочек, проводящих почти все свободное время в социальных сетях, больше чем мальчиков ^ = 4,556, р < 0,03). Практически каждый третий (30 %) ответил, что общение в интернете занимает у него два-три часа ежедневно. Всего лишь 7,3 % подростков уделяют интернету не более одного часа. То есть более половины респондентов все свободное время посвящают интернету.
Отвечая на вопрос «Что изменилось в жизни подростков под влиянием интернета?», 69,0 % девочек и 38,8 % мальчиков считают, что под влиянием общения в социальных сетях у них стало больше друзей. То есть девочки чаще, чем мальчики, находят друзей и общаются с ними в виртуальном пространстве ^ = 16,02, р < 0,01). Каждый четвертый (25,2 %) стал смелее высказывать свое мнение, стали более терпимыми 15,4 % подростков. Также подростки отмечают и негативные изменения под влиянием Интернета. Так 6,8 % подростков стали более нервными и 3,7 % более агрессивными.
Каждый пятый (22,0 %) не отметил никаких изменений.
4 Обсуждение (Discussion)
Предпочтение интернета как источника информации в молодежной среде можно объяснить тем, что телевидение проигрывает интернету по таким параметрам, как оперативность, интерактивность и возможность выбора программ.
Важным представляется тот факт, что книги так же, как интернет, рассматриваются подростками в качестве источника информации. Исследователи считают, что именно учеба прививает привычку больше читать, получать информацию из книг, журналов, научно обоснованных источников [35].
В целом же картина, выявленная нами, подтверждает результаты исследований, которые показывают, что детско-подрост-ковая аудитория интернета значительно возросла за последние десять лет, увеличившись в пять раз с 21 % в 2006 г. до 100 % в 2016 [34]. Всю необходимую для образовательных целей информацию подростки стремятся получать
именно там. Чтение же книг значительно сократилось.
Наши результаты подтверждаются другими исследователями, где интернет так же стоит на первом месте (72 %) [14]. В ходе нашего исследования выяснилось, что подростки меньше читают, меньше стали смотреть телевизор и заниматься спортом. Более того, каждый десятый не считает нужным заботиться о своем здоровье.
Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что в последнее десятилетие дети стали активными медиапотребителями. Для них культура потребления ме-диаинформации все больше становится важным фактором успешной социализации. Через средства массовой коммуникации транслируется не только информация, но и идеи, мировоззрение, ценности, потребности, интересы, влечения, которые благодаря механизмам идентификации и подражания усваиваются индивидом. В настоящее время СМИ формируют практически 80 % личного и общественного мнения. В этой
связи медиабезопасность рассматривается как важное условие формирования здоровой личности.
Одним из главных факторов ме-диабезопасности является «информационная грамотность», под которой понимают умение «читать», анализировать и синтезировать информацию; способность использовать компьютерную и ме-диатехнику, знание основ информатики, информационных технологий.
Значительная часть детей не владеет приемами критического анализа накапливаемой информации, не обладает умениями и навыками эффективного самоконтроля в сфере потребления медиаинфор-мации. Интернет-ресурсы содержат в различных объемах как полезную, так и бесполезную, а иногда и явно деструктивную, отвлекающую от учебной деятельности информацию.
Уровень развития культуры потребления информации значительно отстает от уровня развития средств ее производства и потребления, что естественно приводит к
уязвимости потребителя информации, к его зависимости от информационного пространства. Для повышения качества информаль-ного образования необходимо вводить в образовательный процесс программы по формированию осознанного безопасного медиапо-требления у подрастающего поколения.
5 Заключение (Conclusion)
Современные подростки являются активными участниками ме-диапространства, что позволяет рассматривать информальное образование в качестве важного компонента образовательной среды.
В структуре медиапотребления подростков первое место занимает интернет, второе — книги, третье — телевидение. При этом более половины подростков значительную часть свободного время посвящают интернету. Они используют возможности интернета для общения, развлечения, получения важной информации. Девочки-подростки ответили, что читают в интернете о фильмах и актерах. Более половины мальчиков-подростков указывали, что их
интересуют компьютерные игры. Значимыми людьми для подростков являются блогеры.
Интернет оказывает как позитивное влияние на подростков, так и негативное. Как отмечают сами подростки, под влиянием общения в сетях у них стало больше друзей, они стали смелее высказывать свое мнение, стали более терпимыми. А также у подростков под влиянием интернета усилилась раздражительность, агрессивность.
Подростки предпочитают литературу таких жанров, как «ужасы», постапокалиптическая антиутопия, фэнтези, детективы. Данные
/
жанры созвучны с амбивалентными сложными переживаниями в подростковом возрасте. Вместе с героями книг подростки примеряют разные способы поведения и действий, проживают их чувства, что помогает им в поиске самоидентификации, в анализе кризисных ситуаций и выборе способов выхода из них.
Таким образом, медийное пространство является значимым институтом социализации современных подростков. И в этой связи остро стоит вопрос о медиа-безопасности и повышения качества информального образования.
Библиографический список
1. Социальная педагогика: учебник и практикум / Н. А. Соколова, Т. Г. Пташко, Н. В. Сиврикова, Е. Г. Черникова [и др.]. Москва, 2016. 309 с. (Серия 11
Университеты России» (2-е изд., испр. и доп).
2. Пташко Т. Г. Социализация личности подростка в условиях детского обще-твенного объединения: автореферат. Челябинск. 2012. - 161 с.
3. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Система социального образования студента условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государствен-ого педагогического университета. 2017. - № 4. - С. 95-100.
4. Содержание и методика педагогической деятельности в социальной работе (социальная педагогика): учеб. пособие / Н. А. Соколова, Т.Г. Пташко, Н.В. Сиври-
ова, Е. Г. Черникова [и др.]. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та. 2014. - 350 с.
5. Варшавская Е Я. Российская КЕЕТ-молодежь: характеристики и типология Социс. 2016. - № 9. - С. 31-39.
6. Буреломова А. С. Социально-психологические особенности ценностей со-ременных подростков. Дисс...канд. психол. наук. М., 2013. - 195 с.
7. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. - Т. 22 . - № 3. - C. 63-70.
8. Widlund A., Tuominen H., Korhonen J. (2018) Academic Well-Being, Mathematics Performance, and Educational Aspirations in Lower Secondary Education: Changes Within a School Yea r. Frontiers in psychology. Vol. 9 (27) P. 297. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00297.
9. Гуслякова Л. Г. Социальное образование - образование XXI века. Социальные науки и социальное образование. М., 2004. С. 30-34.
10. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Рослякова С. В. Ценностные ориентации современных городских подростков // Ученые записки университета им. П. Ф. Лес-гафта. 2019. - № 1 (167). - С. 333-337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922562 (дата обращения: 20.03.2019).
11. Черникова Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков // Вестник ЧГПУ. 2014. - № 4 (333). - С. 169-172.
12. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г., Соколова Н.А. Социально-психологические особенности современного подростка // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. - № 5. - С. 267-284.
13. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. - Т. 7. - № 4 (25). С. 292-296. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=36746068 (дата обращения: 10.03.2019).
14. Mao J. Social media for learning: A mixed methods study on high school stu-dens technology affordances and perspectives // Computers in Human Behavior. 2014. P. 33.
15. Журавлева Н. А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности - актуальная проблема современного российского общества // Психологический журнал. 2013. - Т. 34. - № 5. - С.46-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20379015 (дата обращения: 14.03.2019).
16. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. - № 8. - С. 61-73. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27261730 (дата обраще-ния:11.03.2019).
17. Favotto L., Michaelson V., Davison C. Perceptions of the influence of computermediated communication on the health and well-being of early adolescents // International journal of qualitative studies on health and well-being. 2017. Vol. 12, Issue 1. pp. 1-11. DOI: 10.1080/17482631.2017.1335575.
18. Naeemi S., Tamam E. The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16. СЫЫ indicators research. 2017. Vol. 10. Issue 4. P. 1095- 1106. DOI: 10.1007/s12187-016-9438-3.
19. Chandra A. The Brown University Child and Adolescent Behavior Letter. 2016. No 3. P. 60.
20. Obersta U., Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. Gender stereotypes in Face-book profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 60. P. 559-564. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.085
21. Young S.D., Jordan A.H. The Influence of Social Networking Photos on Social Norms and Sexual Health Behaviors. Cyberpsychology, Behavior and Social Networking. 2013. Vol. 16. No 4. P. 243-247. DOI: 10.1089/cyber.2012.0080.
22. Scott D.A., Valley B., Brooke A.S. Mental Health Concerns in the Digital Age // International journal of mental health and addiction. 2017. - Vol. 15, Issue 3. - P. 604613. DOI: 10.1007/s11469-016-9684-0.
23. Lee S., Park M. S., Tam C. The relationship between Facebook attachment and obsessive-compulsive disorder severity // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2015. Vol. 9 (2). Article 6. DOI: 10.5817/CP2015-2-6.
24. Wang H., Shao X. Impact of We Media on Deconstruction and Reconstruction of College Students' Ideological and Moral Outlook. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13 (12). P. 8113-8119. DOI: https: 10.12973/ejmste/80772.
25. Metzler A., Scheithauer H. The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships// Frontiers in psychology. 2017. Vol. 8. DOI: 10.3389/FPSYG.2017.01981.
26. Areepattamannil S., Khine M.S. Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics // Computers in human behavior. 2017. - Vol. 73. - Р. 263-272. DOI: 10.1016/j.chb.2017.03.058.
27. Сиврикова Н. В., Жеребкина В. Ф., Постникова М.И. Взаимосвязь проявлений внутриличностного конфликта и стиля медиапотребления у студентов // Российский психологический журнал. 2017. - Т. 14. - № 3. - С. 70-87. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30676901 (дата обращения: 15.03.2019). DOI: 10.21702/rpj.2017.3.4.
28. Floros G., Siomos K. Patterns of choices on video game genres and internet addiction // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. Vol. 15. No. 8. P. 417-424. DOI: 10.1089/cyber.2012.0064.
29. Obersta U.,Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. Gender stereotypes in Face-book profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior. 2016. Volume 60. Р. 559-564. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.085.
30. Barker V. Older adolescents' motivations for social network site use: the influence of gender, group identity, and collective self-esteem. CyberPsychology & Behavior. 2009. Vol. 12. No. 2. рр. 209-213. DOI: 10.1089/cpb.2008.0228.
31. Williams D. etc. Looking for gender: gender roles and behaviors among online gamers // Journal of Communication. 2009. Vol. 59. Issue 4. P. 700-725. DOI: http: 10.1111/j .1460-2466.2009.01453.x.
32. Ерофеева Е. А. Медиаграмотность юношей и девушек на уровне интернета: гендерный подход 2010. - 2 (7). - 26-27. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17910100 (дата обращения: 12.03.2019).
33. Козлова Н. С., Комарова Е. Н. Гендерная специфика самоактуализации личности в интернет среде // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. - Ч. 3. - С. 73-75.
34. Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия: коллективная монография / науч. ред. С. Н. Щеглова-Майорова. М.: РОС. 2017. - 203 с.
35. Троянская С. Л., Петрова М. А. Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. - 22 (313). С 205-209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20445300 (дата обращения: 27.02.2018).
E. G Chernikova1, T. G Ptashko2 N. V. Sivrikova3
1ORCID № 0000-0002-8885-9790 Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
2ORCID № 0000-0002-0235-4190 Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
3ORCID № 0000-0001-9757-8113 Candidate of psychological sciences, associate professor of psychology of development and psychological consultation, Southern Ural State University, Associate professor of social work, pedagogics and psychology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: E-mail:[email protected]
FEATURES INFORMAL EDUCATION OF ADOLESCENTS Abstract
Introduction. The present article reveals the concept and the significance of the informal component of educational environment designed for modern adolescents. Materials and methods. The
authors provide the analysis of Russian and foreign research in the field of adolescents education through their media-consumption; the analysis of gender disparities of self-actualization in the Internet environment. The study presents aspects of positive and negative impact of the Internet on the personal and intellectual development of adolescents, as well as on their socialization and psychological well-being (Internet-addiction).
Results. The data of an empirical study aimed at identifying current trends in the attitude of adolescents to the Internet, books, and their role in the learning process are presented. More than half of the teenagers who participated in the survey devote all their free time to the Internet. On the Internet, teenagers most often watch foreign feature films, read books about which reviews are found at the Forums, find the necessary (useful) information, both for expanding their horizons and for life in general.
Discussion. The analysis of Russian and foreign studies of he education of adolescents through their media consumption is resented; analysis of gender differences in self-actualization in he Internet environment. The aspects of the positive and negative mpact of the Internet on the personal and intellectual development f adolescents, their socialization and psychological well-being Internet addiction) are highlighted.
Conclusion. It has been established that for the purposes of nformal education, adolescents most often use the Internet, books nd television. The Internet in the life of adolescents occupies a ignificant place. Under the influence of the Internet, adolescents, oth boys and girls, have become more friends, they have become older in expressing their opinions, they have become more paient. Every tenth noted the negative impact of the Internet on their sychological state.
I
?стник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2019, № 1 uth Ural State Humanitarian Pedagogical University Bulletin, 2019, № 1_
Keywords: informal component of education, adolescent, media, media-consumption, gender disparities, Internet-addiction.
Highlights:
The results of studies of modern education of schoolchildren are considered. It is established that many researchers speak about ambiguity of the relation of school-teenagers to official education and expansion of the informal component of education implying obtaining knowledge by teenagers from other information informative sources, one of which is the Internet, books, television programs. The researchers agree that today's young people are more and more involved in the media space, transferring traditional communicative practices into the virtual world. Gender aspects of media consumption are investigated. Researchers distinguish the interests of male and female parts of the Internet audience. For women — it is mostly communication and maintaining social ties. The structure of men's activities is wider. The studies found that the use of social networks in adolescents of different sexes are based on different motives. Girls communicate online with those they like and with classmates, and young men often use social networks to compensate for failures in real communication and search for recognition.
In this regard, it is important to know the place of information sources in the life of a modern teenager, what impact they have on their personal and intellectual development.
It is revealed that modern adolescents are active participants in the media space, which allows us to consider informal education as an important component of the educational environment. The first place in the structure of media consumption of teenagers i s the Internet, the second — books, the third — television. More than half of teenagers devote a significant part of their free time
to the Internet. They use the Internet for communication, entertainment, and important information. Teenage girls read on the Internet about movies and actors; more than half of teenage boys are interested in computer games. Bloggers have become important people for modern teenagers.
It is noted that the Internet has a positive impact on adolescents and negative. Under the influence of communication in networks they have more friends, they have become bolder to Express their opinions, have become more tolerant; others, on the contrary, under the influence of the Internet has increased irritability and aggressiveness.
References
1. Sokolova N.A., Ptashko T. G., Sivrikova N.V., Chernikova E. G. (2016) Social-naya pedagogika. Ser. 11. Universitety Rossii. Moskva. [Social pedagogy. Ser. 11 Universities of Russia. Moscow] URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=30565138. (in Russian)
2. Ptashko T.G. (2012) Sotsializatsiya lichnosti podrostka v usloviyakh detskogo obshchestvennogo ob"yedineniya: avtoreferat. Chelyabinsk [Socialization of the personal-
y of a teenager in the conditions of a children's public association: abstract. Chelyabinsk, 61.]. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=26216977. (in Russian)
3. Ptashko T.G., Chernikova E.G. (2017) Sistema sotsial'nogo obrazovaniya stu-enta v usloviyakh pedagogicheskogo protsessa vuza // Vestnik Chelyabinskogo gosudar-
stvennogo pedagogicheskogo universiteta [The system of social education of students in ie pedagogical process of the university]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University. 4, 95-100. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648(in Russian)
4. N. Sokolova, N.P. Artemyeva, V.F. Zherebkina, T.G. Ptashko, S.V. Roslyakova, .G. Chernikova, ETC. Skrebtsova, A.A. Shevchenko, E.V. Moiseeva, N.V. Sivrikov 1014) Soderzhaniye i metodika pedagogicheskoy deyatel'nosti v sotsial'noy rabote (sotsi-
naya pedagogika): ucheb. posobiye / N. A. Sokolova, T.G. Ptashko, N.V. Sivrikova, Ye. G. Chernikova [i dr.]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. ped. un-ta. [Content and methods of pedagogical activity in social work (social pedagogy)]. P. 350. URL:https://eli-brary.ru/item.asp?id=23507034(in Russian)
(
5. Warshavskaya A.Ya. (2016) Rossiyskaya NEET-molodezh': kharakteristiki i ti-pologiya // Sotsis [Russian NEET-youth: characteristics and typology]. Sociological research. 9, 31-39. (In Russian) Moscow, 2013. URL: http://socis.isras.ru/article/6353(in Russian)
6. Burelomova A.S. (2013) Sotsial'no-psikhologicheskiye osobennosti tsennostey sovremennykh podrostkov [Socio-psychological characteristics of the values of modern adol escents.] Moscow, 195. (in Russian)
7. Vartanova I.I. (2017) Psikhologicheskiye osobennosti motivatsii i tsennostey u starsheklassnikov raznogo pola [Psychological features of motivation and values for high school students of different sexes] Psychological science and education. T. 22, 3, 63-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898533. (in Russian)
8. Widlund A., Tuominen H., Korhonen J. (2018) Academic Well-Being, Mathematics Performance, and Educational Aspirations in Lower Secondary Education: Changes Within a School Year// Frontiers in psychology. Vol. 9. No 297. P. (2018) DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00297. (in Russian)
9. Guslyakova L.G. (2004) Sotsial'noye obrazovaniye - obrazovaniye XXI veka. Sotsial'nyye nauki i sotsial'noye obrazovaniye [Social education - education of the XXI century. Social sciences and social education]. Moscow, 30-34. (in Russian)
10. Chernikova E.G., Ptashko T.G., Roslyakova S.V. (2019) Tsennostnyye ori-yentatsii sovremennykh gorodskikh podrostkov [Value orientations of modern urban adolescents]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaft. 1 (167), 333-337. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36922562(in Russian)
11. Chernikova E.G. (2014) K voprosu o formirovanii zdorovogo zhiznennogo sti-lya u podrostkov [On the formation of a healthy in adolescents]. Herald of Chelyabinsk State University. 4 (333), 169-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682881(in Russian)
12. Сhernikova E.G., Ptashko T.G., Sokolova N.A. (2018) Sotsial'no-psikholog-icheskiye osobennosti sovremennogo podrostka [Socio-psychological characteristics of the modern teenager]. Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University.5, 267-284. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36915423(in Russian)
13. Roslyakova S.V., Ptashko T. G., Chernikova E. G. (2018) Osobennosti sotsi-alizatsii sovremennykh podrostkov [Features of the socialization of modern adolescents]. Baltic Journal of Humanities. Т. 7, № 4 (25), 292-296. URL:https://eli-brary.ru/item.asp?id=36746068(in Russian)
14. Mao J. (2014) Social media for learning: A mixed methods study on high school studens technology affordances and perspectives // Computers in Human Behavior. P. 33.
15. Zhuravleva N.A. (2013) Dinamika oriyentatsiy molodezhi na moral'no-etich-eskiye tsennosti - aktual'naya problema sovremennogo rossiyskogo obshchestva [The dynamics of the orientation of young people on the moral and ethical values - the actual problem of modern Russian society] // Psychological journal. Т. 34, 5, 46-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20379015(in Russian)
16. Sobkin V.S. (2016) Sovremennyy podrostok v sotsial'nykh setyakh [Modern teenager in social networks]// Pedagogy. 8, 61-73. URL:https://eli-brary.ru/item.asp?id=27261730 (in Russian)
17. Favotto L., Michaelson V., Davison C. (2017) Perceptions of the influence of computer-mediated communication on the health and well-being of early adolescents // International journal of qualitative studies on health and well-being. 12, 1, 1-11. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17482631.2017.1335575
18. Naeemi S., Tamam, E. (2017) The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16 // Child indicators research. 10, 4. 1095- 1106. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12187-016-9438-3
19. Chandra A. (2016) The Brown University Child and Adolescent Behavior Letter. 3, 32.
20. Obersta U.,Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. (2016) Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? // Computers in Human Behavior. 60, 559-564 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.085)
21. Young S. D., Jordan A. H. (2013) Cyberpsychology //Behavior and Social Networking. 4. 16-17.
22. Scott D. A., Valley B., Brooke A. S. (2017) Mental Health Concerns in the Digital Age // International journal of mental health and addiction. 15, 3, 604-613. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11469-016-9684-0.
23. Lee S., Park M. S., Tam C. (2015) The relationship between Facebook attachment and obsessive-compulsive disorder severity // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. Vol. 9(2), article 6. DOI: http://dx.doi.org/10.5817/CP2015-2-6
24. Wang H., Shao X. (2017) Impact of We Media on Deconstruction and Reconstruction of College Students' Ideological and Moral Outlook // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 13(12), 8113-8119. DOI: https://doi.org/10.12973/ejmste/80772
25. Metzler A., Scheithauer H. (2017) The Long-Term Benefits of Positive Self-
Iesentation via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on icebook for Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships // Fronts in psychology,Vol. 8. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/FPSYG.2017.01981
26. Areepattamannil S., Khine M.S. (2017) Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics // Computers in human behavior. 73, 263-272. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2017.03.058).
27. Sivrikova N.V., Zherebkina V.F., Postnikova M.I. (2017) Interrelation of manifestations of intrapersonal conflict and style of media consumption among students // Russian psychological journal. 14, 3, 70-87. DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017.3.4 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30676901 (in Russian)
28. Floros G., Siomos K. (2012) Patterns of choices on video game genres and internet addiction // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 15, 8, 417-424 DOI: http://dx.doi.org/10.1089/cyber.2012.0064
29. Obersta U., Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. (2016) Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? // Computers in Human Behavior. 60, 559-564 DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jxhb.2016.02.085
30. Barker V. (2009) Older adolescents' motivations for social network site use: the influence of gender, group identity, and collective self-esteem // CyberPsychology & Behavior. 12, 2, 209-213 DOI: http://dx.doi.org/10.1089/cpb.2008.0228
31. Williams D. (2009) Looking for gender: gender roles and behaviors among online gamers // Journal of Communication. 59, 4, 700-725. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1460-2466.2009.01453.x
32. Erofeyeva E.A. (2010) Facet knowledge. 2 (7). 26-27. URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=17910100
33. Kozlova N.S., Komarova E.N. (2014) Gender specificity of self-actualization of personality in the Internet environment //Theoretical and applied aspects of modern science. 3, 73-75. (in Russian)
34. Childhood of the XXI century in the socio-humanitarian perspective: new theories, phenomena and concepts: a collective monograph / scientific. ed. S.N. Shcheglova-Mayorov. M 2017, 203. (in Russian)
35. Troyanskaya S.L., Petrova M.A. (2013) Problems of formation of culture and style of media consumption of students in the learning process// Bulletin of Chelyabinsk State University. 22 (313),205-209. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20445300. (in Russian)