Научная статья на тему 'Социально-психологические особенности современного подростка'

Социально-психологические особенности современного подростка Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
7011
922
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕЛИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ДОСУГ / МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / TEENAGER / VALUE ORIENTATIONS / LIFE GOALS / PERSONALITY QUALITIES / LEISURE / MEDIA CONSUMPTION / GENDER DIFFERENCES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А.

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения ценностных ориентаций, установок жизненных целей подростков, что позволяет прогнозировать тенденции развития общества. Материалы и методы. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинск и г. Пласт Челябинской области. В исследовании приняли участие 192 подростка обоего пола. Возраст респондентов: 14-15 лет. Для сбора эмпирических данных использовалась анкета, состоящая из пяти блоков: жизненные цели и ценностные ориентации подростков; представление подростков о своих правах и их реализации в реальной жизни; отношение подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни, к учебе и образованию; досуг и досуговые практики подростков (в том числе медиапотребление); риски в достижении жизненных целей подростками. Результаты и их обсуждение. В ходе социологического исследования изучались ценностные ориентации, жизненные цели, проблемы, идеалы, наиболее значимые личностные качества, сфера досуга подростков. Результаты данного исследования сравнивались с итогами подобных исследований, проводимых ранее, и показали значимые отличия в сравнении с результатами исследований 1990-х, 2000-х гг. Заключение. В ходе исследования было установлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей (семья, здоровье, профессиональный успех, материальный достаток, друзья). Кроме этого, следует отметить ориентированность на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, сочетающуюся со слабым представлением о средствах их достижения. Стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете. Основные положения: рассмотрены результаты социологических исследований подростков, проведенные в конце XX начале XIX вв. Многие исследователи считают важным изучение особенностей современных подростков, т.к. с одной стороны, изменения общества отражаются в изменениях мировоззрения подрастающего поколения; а с другой стороны, накопленных данных недостаточно для составления полноценного портрета современного подростка. Больше всего вопросов вызывают жизненные цели и ценностные ориентации подростков, представление подростков о своих правах и их наличии, отношение к учебе и образованию, проведение досуга и особенности медиапотребления; выявлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Подростки ценят семью, стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они достаточно прагматичны и индивидуалистичны, поскольку ориентированы, прежде всего, на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, однако плохо представляют себе, как этого можно достичь. Кроме этого, стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете, влекущую за собой неумение взаимодействовать вне виртуального пространства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Черникова Е.Г., Пташко Т.Г., Соколова Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MODERN ADOLESCENCE

Introduction. The relevance of the study is due to the need to study the value orientations, attitudes of life goals of adolescents, which allows to predict the trends of society. Materials and methods. The empirical results of the study are based on data collected in 2018 in the municipal secondary schools of Chelyabinsk and the Formation of the Chelyabinsk region. The study involved 192 adolescents of both sexes. The respondents ' age: 14-15 years old. To collect empirical data, a questionnaire consisting of five blocks was used: life goals and value orientations of adolescents; adolescents 'understanding of their rights and their implementation in real life; adolescents' attitude to their health and healthy lifestyle, to education and training; leisure and leisure practices of adolescents (including media consumption); risks in achieving life goals by adolescents. Results and discussion. In the course of sociological research value orientations, life goals, problems, ideals, the most significant personal qualities, the sphere of leisure of teenagers were studied. The results of this study were compared with the results of similar studies conducted earlier and showed significant differences in comparison with the results of studies of the 1990s, 2000s. Conclusion. The study found that adolescents retain the traditional scale of values (family, health, professional success, material wealth, friends). In addition, it should be noted focus on personal success, pleasure, recreation and entertainment, combined with a weak understanding of the means to achieve them. It is worth noting the lack of Hobbies and interests, priority focus on communication on the Internet. Highlights: the results of sociological studies of adolescents conducted in the late XX early XIX centuries are considered. Many researchers consider it important to study the characteristics of modern adolescents, because on the one hand, changes in society are reflected in changes in the worldview of the younger generation; on the other hand, the accumulated data is not enough to make a full portrait of a modern teenager. Most of the issues are the life goals and value orientations of adolescents, the representation of adolescents about their rights and their availability, attitude to education and training, leisure activities and especially media consumption; it is revealed that adolescents retain the traditional scale of values, which determines their goals for the future. Teenagers value and strive for family happiness, well-being in the profession, material prosperity, communication with friends. At the same time, they are quite pragmatic and individualistic, because they are focused primarily on personal success, pleasure, recreation and entertainment, but they have no idea how this can be achieved. In addition, it is worth noting the lack of Hobbies and interests, the priority focus on communication on the Internet, which entails the inability to interact outside the virtual space.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические особенности современного подростка»

DOI: 10.25588/CSPU.2018.83..5..021

УДК 373 ББК 88.834.023

Е. Г. Черникова1, Т. Г. Пташко2, Н. А. Соколова3

^RCID № 0000-0002-8885-9790, доцент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: Helen1268@mail.ru

2ORCID № 0000-0002-0235-4190, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: ptashko75@mail.ru

3ORCID № 0000-0003-2110-8320, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: sokolovana-2011 @mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА S

g

Аннотация |

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения i

и

ценностных ориентаций, установок жизненных целей подростков, что позволяет про- §

0

^

и л е

1 *

и е

0

1 о

гнозировать тенденции развития общества.

Материалы и методы. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинск и г. Пласт Челябинской области. В исследовании приняли участие 192 подростка е обоего пола. Возраст респондентов: 14-15 лет. Для сбора эмпирических данных исполь- О

с

зовалась анкета, состоящая из пяти блоков: жизненные цели и ценностные ориентации

о

подростков; представление подростков о своих правах и их реализации в реальной р

е

жизни; отношение подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни, к учебе и образованию; досуг и досуговые практики подростков (в том числе медиапотребление);

ценностные ориентации, жизненные цели, проблемы, идеалы, наиболее значимые лич-

риски в достижении жизненных целей подростками. о

Результаты и их обсуждение. В ходе социологического исследования изучались

"а о

i

а

«о

0

1 §

t3

«О §

S

ж

hq

ностные качества, сфера досуга подростков. Результаты данного исследования сравнивались с итогами подобных исследований, проводимых ранее, и показали значимые отличия в сравнении с результатами исследований 1990-х, 2000-х гг.

Заключение. В ходе исследования было установлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей (семья, здоровье, профессиональный успех, материальный достаток, друзья). Кроме этого, следует отметить ориентированность на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, сочетающуюся со слабым представлением о средствах их достижения. Стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете.

Ключевые слова: социально-психологические особенности, подросток, ценностные ориентации, жизненные цели, качества личности, досуг, медиапотребление, гендерные различия.

Основные положения:

- рассмотрены результаты социологических исследований подростков, проведенные в конце XX - начале XIX вв. Многие исследователи считают важным изучение особенностей современных подростков, т.к. с одной стороны, изменения общества отражаются в изменениях мировоззрения подрастающего поколения; а с другой стороны, накопленных данных недостаточно для составления полноценного портрета современного подростка. Больше всего вопросов вызывают жизненные цели и ценностные ориентации подростков, представление подростков о своих правах и их наличии, отношение к учебе и образованию, проведение досуга и особенности медиапотребления;

- выявлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Подростки ценят семью, стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они достаточно прагматичны и индивидуалистичны, поскольку ориентированы, прежде всего, на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, однако плохо представляют себе, как этого можно достичь. Кроме этого, стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете, влекущую за собой неумение взаимодействовать вне виртуального пространства

1. Введение (Introduction)

Интерес к изучению ценностных ориентаций, потребностей, установок подростков сохраняется в социологии и психологии на протяжении многих лет, поскольку это будущее любого общества, и знание особенностей каждого поколения подростков позво-

ляет прогнозировать тенденции развития общества.

В 90-е гг. XX в. коллективом авторов под руководством С. Щегловой изучались мировоззренческие проблемы глазами подростков, готовность подростков реформировать общество, отношение к правам, ценности, вопросы досуга,

отношение к СМИ [1]. Позднее П. С. Макеев осуществил поколенче-ский анализ современных детей и пришел к заключению о том, что современные технологии позволяют уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться личности, достигать высших точек в деятельности [2].

Вместе с тем в научной литературе представлены противоречивые данные об отношении подростков к учебной деятельности. А. С. Буреломова отмечает, что в подростковом возрасте возрастает значимость успешной профессиональной деятельности, однако ценность повышения уровня образования и расширения кругозора оказывается менее значимой. Е. Я. Варшавская, изучая феномен КЕЕТ-молодежи, к которой относятся молодые люди в возрасте 1524 лет, являющиеся безработными или экономически неактивными и не стремящиеся получить образование, отмечает рост количества молодежи, относящихся к данной категории [3].

Другие исследователи находят доказательства тому, что глубокие знания и успешная деятельность важны для подростков [4]. Это подтверждают и зарубежные исследователи, подчеркивая, что

успеваемость и академическое благополучие играют определенную роль в образовании учащихся подростков и при выходе из школы [5].

О. В. Унру считает, что показательной характеристикой подростка является его восприятие мира, которое идет через субъективную оценку других людей, отношение к которым основано на системе ценных для него качеств [6]. Поэтому исследователи большое внимание уделяют выявлению качеств личности, значимых для подростка. Данные характеристики связаны с адаптивностью личности и умением договариваться. По мнению ряда исследователей, приоритетными для подростка являются нравственные качества: доброта, терпение, ответственность, дружелюбие [7, 8]. Также подростки ценят в людях умение преодолевать препятствия, уверенность в себе, творческое начало [4]. Зарубежные авторы исследуют такие важные для подростка качества, как толерантность и идентичность [9, 10].

Ученые отмечают, что на формирование определенных социокультурных образцов и норм поведения у подростков оказывают влияние средства массовой коммуникации и, прежде всего, интер-

о

и §

о* н о

а

с

л

о

^

и

ч

е с

и

№ о

с о

е н

н о с

о о

е

ее е

н н о

^ о

а о

р о с

3

§

а

«о

о

I §

1=3 а

«о §

а

ж р

е

нет [11]. Однако разные авторы по-разному оценивают это влияние.

Интернет, по данным отечественных исследований, рассматривается подростками как форма досуга [12], занимающая в жизни подростков значительное время [11, 2]. Подростки из западных стран считают, что коммуникационные действия являются основной причиной онлайн-общения [13].

Зарубежные исследователи неоднократно писали о том, что интернет оказывает негативное влияние на общее психологическое благополучие подростков и отношения с другими [14, 15, 13, 16, 17, 18]. Даже высокая самоэффективность подростков не уменьшает негативное влияние интернет-зависимости на психологическое благополучие подростков [14, 16]. Д. А. Скотт с коллегами показали, что последствия привязанности к технологии включают снижение социальных навыков, самомотивации, эмоциональности и усиление конфликта с другими [19]. Л. Ко-рол и С. Максиметс обнаружили, что интернет-зависимость связана с низкими показателями эмпатии, развития коммуникативных навыков и нравственности [21]. Исследования подтвердили, что сущес-

твует негативное влияние социальных сетей на успеваемость школьников [15] и на их самоощущение [17].

Вместе с тем, отмечено и положительное влияние общения в интернете на жизнь подростков. Так, было установлено, что число друзей Facebook оказало позитивное воздействие на самоконтроль, а начало онлайн-отношений способствовало началу автономных отношений с течением времени [16]. Исследователи рассматривают социальные сети как основу для новых педагогических технологий [11, 20]. Кроме этого, использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во время уроков в школе, для отдыха, а также удовольствие от этого использования значительно и положительно влияет на формирование социальной коммуникации [21].

Изучение социально-психологических особенностей подростка окажется неполным без определения его отношения к действительности через демонстрацию активной гражданской позиции. От молодежи ожидают развитого сознания, ответственности, понимания того, какие условия предъявляет современное общест-

во и где необходимо себя реализовать [22]. Социальная активность подростков включает желание участвовать в деятельности общественных объединений, отношение к политике, реформированию, правовую грамотность. Исследователи отмечают интерес к политической ситуации в нашей стране со стороны подростков. На это указывает тот факт, что 50% подростков в России считают важным принимать участие в выборах, 75% -негативно относятся к нарушениям статей Конституции [22]. В зарубежных исследованиях было выявлено, что политические ценности подростков зависят от степени их участия в организованной деятельности [18].

Таким образом, многие исследователи считают важным изучение особенностей современных подростков, т.к., с одной стороны, изменения общества отражаются в изменениях мировоззрения подрастающего поколения; а с другой стороны, накопленных данных недостаточно для составления полного портрета подростка. Больше всего вопросов вызывают жизненные цели и ценностные ориентации подростков, представление подростков о своих правах и их наличии, отношение к учебе и об-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

разованию, проведение досуга и особенности медиапотребления.

2. Материалы и методы (Materials and methods)

Цель нашей работы состояла в изучении и описании социально-психологических особенностей современного подростка, включающих жизненные цели, ценности и идеалы; представления подростка о проблемах общества и своих правах; отношение к знаниям и образованию, здоровью и его сбережению, досуговые практики подростков и место в них для интернета. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинск и г. Пласт Челябинской области. В исследовании приняли участие 192 подростка обоего пола (101 мальчик и 91девочка) 8 и 9 классов. Возраст респондентов: 14-15 лет. Большинство из них (73,5%) проживают в полных семьях, с мамой или с мамой и бабушкой - 14,2%, с бабушкой -2,1%, с отцом - 0,5%. Осталь-ныеподростки не указали состав семьи.

Данная возрастная группа была выбрана в связи с тем, что в последние годы больше половины учащихся после окончания девято-

9

к §

о* Ж

о

Ж

о §

о

^

к

Л

о *

к № о о о

№ Ж

Ж о

о

о о

№ Ж

Ж о

^ о

ж о

3 о о

S *

а

а

«о

0

1 §

t3 а

«о §

s ж

kir

hq

го класса уходят из школы и про должают обучение в средне-профессиональных учебных заведениях. Результаты, полученные в ходе исследования, могут помочь общеобразовательной школе в работе с данной категорией выделить проблемные зоны и скорректировать содержание учебно-воспитательной работы.

Для сбора эмпирических данных использовалась анкета, состоящая из пяти блоков: жизненные цели и ценностные ориентации подростков; представление подростков о своих правах и их реализации в реальной жизни; отношение подростков к своему здоровью и здоровому образу жизни, к учебе и образованию; досуг и досу-говые практики подростков (в том числе медиапотребление); риски в достижении жизненных целей подростками.

Всего анкета содержала 27 вопросов (открытых и закрытых, прямых и косвенных, о фактах, мнениях, оценках).

В связи с тем, что гендерная стратификация, существующая в обществе, оказывает влияние на формирование ценностей, целей жизни, форм проявления активности, был осуществлен гендерный анализ данных характеристик. Для

выявления значимых гендерных различий использовался точный критерий Фишера. Расчеты проводились с помощью пакета статистических программ IBM SPSS Statistics 22.

3. Результаты и их обсуждение (Results and discussion)

Изучение социально-психологических особенностей современного подростка мы начали с выявления восприятия подростками окружающей действительности и выделения ими самых важных для человечества проблем. Более половины подростков обеспокоены возможностью новой мировой войны (64,2%). В исследовании П.С. Макеева (2013-2014 гг.) таких подростков было меньше -46,5%. Ухудшение международной обстановки в 2017 г. повлияло на рост числа подростков, обеспокоенных сохранением мира на планете. Необходимостью сохранения и защиты природы от уничтожения обеспокоены 54,7% респондентов, поисками способов борьбы с болезнями XXI века (СПИД, рак, сердечно-сосудистые) - 49,7%, мирным сосуществованием и сотрудничеством с другими государствами (29,6%), развитием науки и техники во имя мира и созидания

(29,5%). То есть подростки демонстрируют знание и понимание современных проблем, касающихся как граждан нашей страны, так и людей во всем мире, обеспокоенность их решением.

Большинство подростков считают, что пользуются правом на жизнь (82,3%) правом на образование (74,1%). Больше половины (54,4%) подростков пользуются правом на жилище, правом на охрану здоровья (51,9%), В исследовании 90-х годов примерно столько же подростков считали, что пользуются правом на жизнь (83,7%), правом на образование (75,6%), правом на охрану здоровья (54,3%), правом на жилище (52,6%). То есть в основных правах подростков значимых различий не наблюдается. По сравнению с 90-ми годами на 10% увеличилось число подростков, считающих, что имеют право на труд и его достойную оплату (51,3% в 2018 против 40,3% в 1993 г.), и почти вдвое (39% против 68,4%) сократилось число подростков, считающих, что имеют право на отдых [23, с. 24]. Можно предположить, что у значительной части современных подростков право на отдых по каким-либо причинам не реализуется.

Изучение ценностных ориен-

таций подростков показало, что в структуре ценностей на первом месте находятся традиционные духовно-нравственные ценности: семья, любовь, дружба. Первое место в иерархии ценностей занимает семья - 77,6%. Приоритет семьи как важнейшей ценности подтверждают исследования Ю. П. Лежни-ной, А. В. Петрова, З. К. Селивановой, В. Е. Семенова, П. С. Макеева и др. Так, Ю. П. Лежнина отмечает, что семья в ряду других ценностей стоит выше не только в России, но и в европейских странах. На втором месте в рейтинге ценностей подростков находится здоровье (76,0%), на третьем - любовь (63,4%). Замыкают пятерку важнейших ценностей материальная обеспеченность (53,6%) и дружба (52,1%). Образование и карьера являются значимыми для 45,6% подростков. В то же время выбор наиболее значимых жизненных ценностей отражает противоречивость нравственных норм и ценностей подрастающего поколения. Так, наряду с вышеназванными ценностями, 62,1% подростков в качестве наиболее важных жизненных ценностей выбирают жизнь в свое удовольствие, 44,3% - жизнь без всяких обязательств перед кем-либо, 22,6% - развлечение и отдых.

о

к и

§

о* н

о а

с

ол о

^ и ч е с

и

№ о

с о

е н

н о с

о о

е

ее е

н н о

^ о

а о

о

с

3 §

а

«о

0

1

&3 §

1=3

«О §

а ж

К непопулярным среди подростков ценностям относятся саморазвитие и самосовершенствование (14,2%), нравственность (13,0%), власть (6,8%).

Анализ результатов исследования с применением точного критерия Фишера позволил установить гендерные различие в ценностях подростков. Так, для девочек достоверно чаще ценностями являются саморазвитие и духовное просвещение (^=3,720, p<0,06), жизнь без всяких обязательств перед кем-либо ^=7,309, p<0,01); для мальчиков - материальная обеспеченность ^=3,900, p<0,05), власть (F=5,170, p<0,04), нравственность ^=4,758, p<0,03).

Жизненные цели подростков достаточны традиционны. Это благополучная и счастливая семья (69,3%), любимая профессия (68,2%), верные, надежные друзья (61,3%). В будущем подростки хотели бы иметь высокое материальное положение (57,4%). При этом более четверти респондентов мечтают жить за границей, путешествовать по миру (28,4%) и иметь престижный автомобиль (24,1%), дачу, загородный дом (21,4%) и животных в доме (19,5%).

Следует отметить, что жизненные цели в гендерных группах

в основном совпадают. Различия проявляются в желании девочек иметь верных друзей ф<0,02), животных в доме ф<0,03). Значимым для них является и мир на планете ф<0,05). Для мальчиков важным является наличие современной дорогой оргтехники и теле-, радиоаппаратуры ф<0,002). Девочки в большей степени, чем мальчики, склонны потратить деньги на оплату обучения ^=5,569, p<0,02), на отдых за рубежом ^=4,782, p<0,02), на помощь родителям ^=12,447, p<0,01).

Желание продолжить обучение после школы выражено больше у девочек. Так, 78,2% девочек и только 56,3% мальчиков считают, что для реализации своих целей им необходимо продолжение обучения ^=10,027, p<0,002). Для девочек знания являются более значимыми для получения престижной профессии ^=10,027, p<0,03) и для организации собственного дела ^=5,338, p<0,02). Также для обеих гендерных групп продолжение обучения является ступенью для получения престижной профессии (66,1%), профессионального роста (31,5%), материального благополучия (41,2%), воспитания будущих детей детей (21,3%). Хотят быть культурными

и образованными людьми только 15,6% подростков (и столько же планируют организовать свое дело).

Почти треть подростков (27,3%) считают, что помешать достижению цели могут невысокое материальное положение семьи и нестабильность экономики в стране, а также плохое образование, полученное в школе (23,1%) и незнание иностранных языков (30,4%). Но самыми важными факторами подростки считают свои личные качества, такие, как отсутствие целеустремленности (25,8%) и свою лень (61,6%). Каждый шестой подросток (15,3%) таким препятствием считает плохое окружение (в школе, семье или во дворе). Девочки считают, что препятствием для достижения целей является неуверенность в себе ^=4,855, p<0,03), а мальчики - нестабильность экономики ^=6,473, p<0,01) и высокий уровень преступности в стране ^=7,599, p< 0,01).

Самыми значимыми для подростков качествами в других людях являются: честность (72,4%), доброта (64,1%), чувство юмора (63,2%), надежность (45,4%) и искренность (44,0%). То есть наряду с нравственными качествами

(честность, доброта) они отмечают важные для общения в подростковом возрасте искренность и надежность, а также чувство юмора, позволяющее легче справляться с негативными моментами их жизни, общения.

Для мальчиков более значимыми качествами стали чувство юмора ф<0,05) и спокойствие ф<0,05). Девочки же больше, чем мальчики, ценят в людях искренность ф<0,05). Данные качества соответствуют гендерно-ролевым стереотипам, отражающим традиционные представления о маскулинных и фемининных качествах. Представления подростков о себе и других людях могут формироваться под влиянием родителей, сверстников, информационной среды. Проведенное нами исследование показало, что большинство подростков не имеют образцов для подражания. Более половины (58,9%) не хотели бы походить ни на кого, а точнее, на самих себя. В соответствии с гендерной идентичностью 25,3% девочек хотят быть похожими на мать ^=8,130, p<0,05), а 24,3% мальчиков на отца ^=6,438, ^0,01).

В исследовании П.К. Макеева на мать хотели быть похожими 43% подростков, на отца - 25%,

9

к и

§

о* Ж

о а

о

8 §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

^

и

Л

е

о

и № о о о

е

Ж

Ж о

о

о о

е

ее е

Ж Ж о ^ о а о о о

3 §

15% - на бабушку или дедушку. Мы видим, что в данной выборке подростки более ориентированы на своих родителей и прародителей, чем в нашем исследовании. Если автор исследования утверждал, что идеалы подростков формируют детско-родительские отношения, а не общество, то сегодня эта тенденция изменилась под влиянием в первую очередь средств массовой информации [23, с. 57, 24, 25].

Примерно каждый девятый хотел бы быть похожим на героя фильма.

Свои идеалы в кинематографе подростки находят в зарубежном кино, а в политической сфере называют российских политиков, в том числе президента страны В. В. Путина. Значительное место в жизни подростков стали иметь блогеры, в более ранних исследованиях они не играли такой | роли в жизни подростков. Каждый £ десятый выбирал в качестве об-^ разца для подражания бизнесмена

§ или предпринимателя (12,5%), и з

| сегодня они не теряют привлека-

¡5

^ тельности для подростков (10%)

* [23, с. 56].

«о

| Свое свободное время более

^ половины подростков (54,1%) по-

Ь свящают общению в социальных

сетях. Немного меньше (51,3%) предпочитают реальное общение с друзьями и подругами. На третьем месте стоят занятия спортом (31,0%). Около четверти респондентов в свободное время читают книги (23,4%) и смотрят телевизор (22,3%). Только каждый седьмой посещает кружки по интересам (15,0%). Отдельные подростки указали, что в свободное время любят общаться с родственниками, слушать музыку в тишине, играть в компьютерные игры. Результаты сравнительного ген-дерного анализа досуговых занятий подростков показывают, что девочки читают книги больше, чем мальчики ф<0,01), и они чаще проводят свободное время в общении с друзьями ф<0,02).

Более половины подростков (51,5%) ведут здоровый и активный образ жизни, однако спортом занимаются почти вдвое меньше (31,3%). Каждый пятый (21,0%) ведет здоровый, но малоактивный образ жизни. Относятся положительно, но не придерживаются здорового образа жизни 17,3% респондентов. Еще 11,4% не считают нужным вести здоровый образ жизни (5,1%) или им все равно, что будет с их здоровьем (6,2%). Таким образом, только третья часть под-

ростков, участвовавших в исследовании, имеют представление о пользе и необходимости здорового образа жизни и прикладывают усилия для его сохранения.

На вопрос «Вы читаете книги, кроме учебников?» утвердительно ответили 38,6%. Однако 49,1% читают только иногда, а 10,1% (каждый десятый) не читают никогда. То есть больше половины подростков либо вообще книг не читают, либо занимаются этим крайне редко.

Подростки предпочитают литературу таких жанров, как «ужасы», постапокалиптическая антиутопия, фэнтези, детективы. Данные жанры созвучны с амбивалентными сложными переживаниями в подростковом возрасте.

Мы не обнаружили исследований, где был бы представлен анализ предпочтений подростков в сфере художественной литературы.

В структуре свободного времени современных подростков общение в интернете занимает приоритетное место. Значительная часть респондентов (40,3%) ответили, что «почти все свободное время», «все свободное время и даже на уроках» находятся в интернете. При этом количество дево-

чек, проводящих почти все свободное время в социальных сетях, больше, чем мальчиков (Р= 4,556, p<0,03). Практически каждый третий (30%) ответил, что общение в интернете занимает у него 2-3 часа ежедневно. То есть более половины респондентов все свое свободное время посвящают интернету.

Отвечая на вопрос «Что изменилось в жизни подростков под влиянием интернета?», 69,0% девочек и 38,8% мальчиков считают, что под влиянием общения в социальных сетях у них стало больше друзей. Каждый четвертый (25,2%) стал смелее высказывать свое мнение, стали более терпимыми 15,4% подростков. Также подростки отмечают и негативные изменения под влиянием интернета. Так 6,8% подростков стали более нервными и 3,7% более агрессивными.

Таким образом, виртуальное общение дает возможность подросткам встретить интересного для них собеседника, способствует формированию коммуникативных качеств, приобретению новых друзей и расширению кругозора [20].

Вторым по значимости источником медийного потребления для подростков является телевидение. Значительная часть респон-

о

к и

§

о* Ж

оо а

о

и8 §

о

^ и

Л

е

о

и

№ о

о о

е Ж

Ж о о

о о

е

ее е

Ж Ж о ^ о а о о о

3 §

а

«о

0

1 §

t3 а

50

S

s ж

kl?

hq

дентов (39,4%) предпочитает смотреть зарубежные кинофильмы. Отечественные кинофильмы смотрят вдвое меньше подростков (15,1%), столько же (15,1%) - познавательные передачи. Учебные передачи интересуют лишь небольшое число школьников (3,7%). Молодежным программам отдают предпочтение 16,2% респондентов. Каждый третий смотрит телесериалы и мультфильмы (по 31,3%). При этом просмотры телесериалов (F=14,148, p<0,01) и мультфильмов (F=8,866, p<0,03) предпочтительны для девочек. Выделилась группа подростков, которая целенаправленно смотрит рекламу (4,2%). Таким образом, подростки на TV предпочитают зарубежные художественные фильмы, телесериалы и мультфильмы.

В настоящее время формируется поколение, для которого компьютерные технологии и интернет становятся определяющими их социальное развитие и жизненное самоопределение.

4. Заключение (Conclusion)

Проведенное нами исследование позволило выделить следующие социально-психологические особенности современных подростков.

1. В ходе исследования было установлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Подростки ценят семью, стремятся к семейному счас тью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем, они достаточно прагматичны и индивидуалистичны, поскольку ориентированы, прежде всего, на личный успех, удовольствия, отдых и развлечения, однако плохо представляют себе, как этого можно достичь. Кроме этого, стоит отметить дефицит увлечений и интересов, приоритетную нацеленность на общение в интернете, влекущую за собой неумение взаимодействовать вне виртуального пространства.

2. В ходе исследования выявлены гендерные особенности подростков. Среди девочек чаще встречаются респонденты, желающие иметь верных друзей и домашних животных, считающие важным мир на планете, ориентированные на саморазвитие и духовное просвещение. Среди мальчиков преобладает направленность на материальную обеспеченность и власть.

Подобный портрет совре-

менных городских подростков ста- явления и конструирования новой

вит перед исследователями задачу социальной реальности, в которой

выявления причин нежелательных подрастающему поколению будет

для будущего российского обще- привлекательно, комфортно жить,

ства трансформаций в мировоззре- учиться и работать в своей стране. нии современных подростков, вы-

Библиографический список

1. Цымбаленко С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? (социологический портрет современного детства) // Воспитание школьников. 1995. -№ 6. - С. 48-53.

2. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. - 2015. - Т.14. - № 3 (8). - Часть 1.- С. 52-62.

3. Варшавская Е. Я. Российская NEET-молодежь: характеристики и типология // Социологические исследования. 2016. - №. 9 (2). - С. 31-39.

4. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. 2017. - Т. 22. - № 3. - C. 63-70.

5. Widlund A., Tuominen H., Korhonen J. Academic Well-Being, Mathematics Performance, and Educational Aspirations in Lower Secondary (Education: Changes Within a School Year). Frontiers in psychology. 2018. Vol. 9 (27). No 297. D01:10.3389/fpsyg.2018.00297

6. Унру О. В. Экспериментальное исследование системы ценностей подростков в детской общественной организации // Системная психология и социология. 2015. - № g 1 (13). - С. 73-82.

s

I

7. Селиванова З. К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизнен- g

s

о g

g

о

^

s л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- №8.- С. 61-73. S

л о о о

е

ж

ж о

о

ных целей городских подростков // Социологические исследования. 2013. - № 8. - С. 80-86.

8. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016.

9. Dahl V. Reducing Adolescents' Approval of Political Violence. The Social Influence of Universalistic and Immigrant-Friendly Peers. Zeitschrift fur psychologie-journal of psychology, 2017, Vol. 225 Release 4, pp. 302-312. DOI: 10.1027/2151-2604/a000298 (17)

10. Erentaite R., Vosylis R. Gabrialaviciute I. How does School Experience Relate to Adolescent Identity Formation Over Time? [Cross-Lagged Associations between School Engagement, School Burnout and Identity Processing Styles]. Journal of youth and adolescence, 2018, Vol. 47, Release 4, pp. 760-774. DOI: 10.1007/s10964-017-0806-1 (18)

11. Журавлева Н. А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности - актуальная проблема современного российского общества // Психологический журнал. 2013. - Том 34. - № 5. - С. 46-57. (5)

о о

Л

ее

л ж

ж о

^

о

s о

о

о

S §

12. Титкова В. В., Иванюшина В. В., Александров Д. А. Кто популярен в школе: умные, красивые или независимые? // Вопросы образования. 2017. - № 4. - С. 171-198.

13. Korol L., Maksymets S. Psychological aspects of internet impact on personality formation. Science and education, 2016, Release 5, pp.189-193. DOI: 10.24195/2414-46652016-5-30

14. Favotto L., Michaelson V., Davison C. Perceptions of the influence of computermediated communication on the health and well-being of early adolescents. Internationaljournal of qualitative studies on health and well-being, 2017, Vol. 12, Release 1, pp. 1-11. No 1335575. DOI: 10.1080/17482631.2017.

15. Junco R. Too much face and not enough books: The relationship between multiple indices of Facebook use and academic performance. Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28, no 1. рр. 64. DOI: 10.1016/j.chb.2011.08.026

16. Naeemi S., Tamam, E. The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16. Child indicators research, 2017, Vol. 10, Release 4, pp. 1095- 1106. DOI: 10.1007/s12187-016-9438-3

17. Obersta U., Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior. 2016. Volume 60. рр. 559-564. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.085

18. Scott David A., Valley B., Brooke A. Mental Health Concerns in the Digital Age. International journal of mental health and addiction, 2017, Vol. 15, Release 3, pp. 604-613. DOI: 10.1007/s11469-016-9684-0

19. Бордовская Н. В., Тулупьева Т. В., Тулупьев А. Л., Азаров А. А. Возможности электронной социальной сети в решении профессиональных задач вузовского преподавателя // Психологическая наука и образование. 2016. - Т. 21. - № 4. - C. 32-39. DOI: 10.17759/pse.2016210403

20. Chernikova E., Sivrikova N., Ptashko T. Informal Education of Adolescents [SHS Web of Conferences: EDP Sciences]. 2018. Vol. 47. (in France). DOI: 10.1051/ shconf /2018

21. Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. - № 4. - С. 95-100.

22. Гребенникова О. В. Особенности социальных представлений современных российских подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2010. - № 2(10). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n2%E2%80%9310/308 (дата обра-

^ щения: 09.07.2018).

23. Королева Д. О. Использование социальных сетей для целей образования и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (междуна-

1 родный опыт) // Психологическая наука и образование. 2015. - Т. 20. - № 1. - C. 28-37. $ DOI: 10.17759/pse.2015200104 hq

а

«о

о §

3

о

а

«о §

24. Metzler A., Scheithauer H. The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation

via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships [Frontiers in psychology]. 2017. Vol. 8. No. 1981. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01981

25. Areepattamannil S., Khine M.S. Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics [Computers in human behavior]. 2017. Vol. 73. P. 263-272. DOI 10.1016/j.chb.2017.03.058

E. G. Chernikova1, T. G. Ptashko2, N. A. Sokolova3

1ORCID No. 0000-0002-8885-9790, Academic Title of Associate Professor, Candidate of Sciences (Sociology), Associate Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: Helen1268@mail.ru

2ORCID No. 0000-0002-0235-4190, Candidate of Sciences (Education), Associate Professor at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: ptashko75@mail.ru

3ORCID No. 0000-0003-2110-8320, Academic Title of Professor, Doctor of Sciences (Education), Head at the Department of Social Work, Pedagogy and Psychology, South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: sokolovana-2011 @mail.ru

SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MODERN ADOLESCENCE

Abstract »

Introduction. The relevance of the study is due to the need to study the value orienta- s

c

tions, attitudes of life goals of adolescents, which allows to predict the trends of society. 0

——i o

Materia—s and methods. The empirical results of the study are based on data collected i in 2018 in the municipal secondary schools of Chelyabinsk and the Formation of the Chelyabinsk region. The study involved 192 adolescents of both sexes. The respondents ' age: 14-15 years old. To collect empirical data, a questionnaire consisting of five blocks was used: life goals and value orientations of adolescents; adolescents 'understanding of their rights and their implementation in real life; adolescents' attitude to their health and healthy lifestyle, to education and training; leisure and leisure practices of adolescents (including media consumption); o risks in achieving life goals by adolescents.

Resu—ts and discussion. In the course of sociological research value orientations, life

cs

a

e

s

s

to

s

o

r n

o

goals, problems, ideals, the most significant personal qualities, the sphere of leisure of teenagers were studied. The results of this study were compared with the results of similar studies conducted earlier and showed significant differences in comparison with the results of studies of the 1990s, 2000s.

Conclusion. The study found that adolescents retain the traditional scale of values (family, health, professional success, material wealth, friends). In addition, it should be noted focus on personal success, pleasure, recreation and entertainment, combined with a weak understanding of the means to achieve them. It is worth noting the lack of Hobbies and interests, priority focus on communication on the Internet.

Keywords: socio-psychological characteristics, teenager, value orientations, life goals, personality qualities, leisure, media consumption, gender differences. Highlights:

- the results of sociological studies of adolescents conducted in the late XX - early XIX centuries are considered. Many researchers consider it important to study the characteristics of modern adolescents, because on the one hand, changes in society are reflected in changes in the worldview of the younger generation; on the other hand, the accumulated data is not enough to make a full portrait of a modern teenager. Most of the issues are the life goals and value orientations of adolescents, the representation of adolescents about their rights and their availability, attitude to education and training, leisure activities and especially media consumption;

- it is revealed that adolescents retain the traditional scale of values, which determines their goals for the future. Teenagers value and strive for family happiness, well-being in the profession, material prosperity, communication with friends. At the same time, they are quite pragmatic and individualistic, because they are focused primarily on personal success, pleasure, recreation and entertainment, but they have no idea how this can be achieved. In addition, it is worth noting the lack of Hobbies and interests, the priority focus on communication on the Internet, which entails the inability to interact outside the virtual space.

References

1. Tsymbalenko S., Scheglova S. (1995) Kto oni, podrostki devyanostyh? (sociolog-icheskij portret sovremennogo detstva). [Who are they, teenagers of the nineties? (sociological portrait of modern childhood). Vospitanie shkol'nikov. 6, 48. (In Russian). ^ 2. Makeev P.S. (2015) Pokolencheskij analiz sovremennyh detej i podrostkov: kolich-

estvennyj analiz harakteristik. [Pokolenichesky analysis of modern children and adolescents: a quantitative analysis of characteristics. Social'nayapolitika i sociologiya. 14, 3, 1, 52 - 62. DOI: 10.17922/2071-3665-2015-14-3-1-52-61 (In Russian).

a >

o £

3

ej

e-; 3. Varshavskaya E.YA. (2016) Rossijskaya NEET-molodezh': harakteristiki i ti-

pologiya. [Russian NEET-youth: characteristics and typology. Sociologicheskie issledo-g vaniya. 9, 31-39. (In Russian).

8 4. Vartanova I.I. (2017) Psihologicheskie osobennosti motivacii i cennostej u

rs

G. starsheklassnikov raznogo pola. [Psychological features of motivation and values in high 282 Herald of Chelyabinsk state pedagogical university, 2018, № 5

school students of different sexes. Psiho—ogicheskaya nauka i obrazovanie. 22, 3, 63-70. (In Russian).

5. Widlund A., Tuominen H., Korhonen J. Academic Well-Being, Mathematics Performance, and Educational Aspirations in Lower Secondary Education: Changes Within a School Year. Frontiers in psycho—ogy. 2018. Vol. 9 (27). No 297. D01:10.3389/fpsyg.2018.00297

6. Unru O.V. (2015) EHksperimental'noe issledovanie sistemy cennostej podrostkov v detskoj obshche-stvennoj organizacii. [Experimental study of the value system of adolescents in children's organizations. Sistemnaya psiho—ogiya i socio—ogiya. 1 (13), 73-82. (In Russian).

7. Selivanova Z.K. (2013) Dinamika i vzaimosvyaz' cennostnyh orientacij i zhiznen-nyh celej gorodskih pod-rostkov. [Dynamics and interrelation of value orientations and life goals of urban teenagers. Socio—ogicheskie iss—edovaniya. 8, 80-86. (In Russian).

8. Sobkin V.S. Sovremennyj podrostok v social'nyh setyah. [A modern teenager in social networks. Pedagogika. 2016, no. 8, pp. 61-73. (In Russian).

9. Dahl V. Reducing Adolescents' Approval of Political Violence. The Social Influence of Universalistic and Immigrant-Friendly Peers. Zeitschrift fur psycho—ogie-journa— of psycho—ogy, 2017, Vol. 225 Release 4, pp. 302-312. DOI: 10.1027/2151-2604/a000298 (17)

10. Erentaite R., Vosylis R. Gabrialaviciute I. How does School Experience Relate to Adolescent Identity Formation Over Time? [Cross-Lagged Associations between School Engagement, School Burnout and Identity Processing Styles]. Journa— of youth andado—escence, 2018, Vol. 47, Release 4, pp. 760-774. DOI: 10.1007/s10964-017-0806-1 (18)

11. Zhuravleva N.A. (2013) Dinamika orientacij molodezhi na moral'no-ehticheskie cennosti - aktual'naya pro-blema sovremennogo rossijskogo obshchestva. [Dynamics of young people's orientations towards moral and ethical values is an actual problem of modern Russian society. Psiho—ogicheskij zhurna—. 34, 5, 46-57. (In Russian).

12. Titkova V.V., Ivanyushina V. V., Aleksandrov D. A. (2017) Kto populyaren v shkole: umnye, krasivye ili nezavisimye? [Who is popular in school: smart, beautiful or independent?]. Voprosy obrazovaniya. 4, 171-198. DOI: 10.17323/1814- 9545-2017-4-171-198 §

indices of Facebook use and academic performance. Computers in Human Behavior. 2012. Vol. 28, no 1. pp. 64. DOI: 10.1016/j.chb.2011.08.026

a.

(In Russian). ps

0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Korol L., Maksymets S. Psychological aspects of internet impact on personality o

o

formation. Science and education, 2016, Release 5, pp.189-193. DOI: 10.24195/2414-4665- C 2016-5-30

14. Favotto L., Michaelson V., Davison C. Perceptions of the influence of computermediated communication on the health and well-being of early adolescents. Internationaljournal of qualitative studies on health and well-being, 2017, Vol. 12, Release 1, pp. 1-11. No

1335575. DOI: 10.1080/17482631.2017. I

n

15. Junco R. Too much face and not enough books: The relationship between multiple

cs

a

e

s

s

to f

16. Naeemi S., Tamam, E. The Relationship Between Emotional Dependence on Fa-cebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16. Child indicators research, 2017, Vol. 10, Release 4, pp. 1095- 1106. DOI: 10.1007/s12187-016-9438-3

17. Obersta U., Renau V, Chamarro, A., Carbonell X. Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior. 2016. Volume 60. pp. 559-564. DOI: 10.1016/j.chb.2016.02.085

18. Scott David A., Valley B., Brooke A. Mental Health Concerns in the Digital Age. International journal of mental health and addiction, 2017, Vol. 15, Release 3, pp. 604-613. DOI: 10.1007/s11469-016-9684-0

19. Bordovskaia N.V., Tulupyeva T. V., Tulupyev A. L., Azarov A. A. Vozmozhnosti ehlektronnoj social'noj seti v reshenii professional'nyh zadach vuzovskogo prepodavatelya [Features of Social Networking in Reaching Professional Goals of University Educators]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2016. vol. 21, no. 4. pp. 32-39. DOI: 10.17759/ pse.2016210403 (In Russian).

20. Chernikova E., Sivrikova N., Ptashko T. Informal Education of Adolescents [SHS Web of Conferences: EDP Sciences]. 2018. Vol. 47. (in France). DOI: 10.1051/ shconf /2018

21. Ptashko T.G., Chernikova E.G. (2017) Social'nogo obrazovaniya studenta v uslovi-yah pedagogiche-skogo processa vuza. [The system of social education of a student in the conditions of the pedagogical process of the university. Vestnik CHelyabinskogo gosudar-stvennogopedagogicheskogo universiteta. 4, 95-100. (In Russian)

22. Grebennikova O.V. (2010) Osobennosti social'nyh predstavlenij sovremennyh ros-sijskih podrostkov. [Features of social representations of modern Russian teenagers. Psiholog-icheskie issledovaniya. 2 (10). Available at: http://psystudy.ru/in-dex.php/num/2010n2%E2%80%9310/308 (Accessed: 09.07.2018) (In Russian).

23. Koroleva D.O. Ispol'zovanie social'nyh setej dlya celej obrazovaniya i socializacii podrostka: analiticheskij obzor ehmpiricheskih issledovanij (mezhdunarodnyj opyt) [The use of social networks in education and socialization of adolescents: an analytical review of empirical studies (international experience)]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2015. vol. 20, no. 1. pp. 28-37. DOI: 10.17759/pse.2015200104 (In Russian).

24. Metzler A., Scheithauer H. The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for

N. Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships [Frontiers in psycholo J gy]. 2017. Vol. 8. No. 1981. DOI: 10.3389/fpsyg.2017.01981

^ 25. Areepattamannil S., Khine M.S. Early adolescents' use of information and com-

munication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles a of ICT-related behavioral and motivational characteristics [Computers in human behav-ior].

I 2017. Vol. 73. P. 263-272. DOI 10.1016/j.chb.2017.03.058

5

g

ej faq

a >

o ii 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.