Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2021, №6, Том 9 / 2021, No 6, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://mir-nauki.com/PDF/53PSMN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Петрова, Ю. В. Особенности профессионального выбора у подростков с проблемным использованием интернета / Ю. В. Петрова, И. М. Богдановская, Н. Н. Королева // Мир науки. Педагогика и психология. — 2021. — Т. 9. — № 6. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN621.pdf
For citation:
Petrova Yu.V., Bogdanovskaya I.M., Koroleva N.N. Features of professional choice among adolescents with Problematic Internet Usage. World of Science. Pedagogy and psychology, 9(6): 53PSMN621. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/53PSMN621.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027)
Петрова Юлия Валентиновна
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»,
Санкт-Петербург, Россия Соискатель кафедры «Психологии профессиональной деятельности»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1088252
Богдановская Ирина Марковна
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»,
Санкт-Петербург, Россия Доцент кафедры «Психологии профессиональной деятельности» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id= 152138
Королева Наталья Николаевна
ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»,
Санкт-Петербург, Россия Заведующий кафедрой «Психологии профессиональной деятельности»
Доктор психологических наук, профессор E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id= 152139
Особенности профессионального выбора у подростков с проблемным использованием интернета
Аннотация. В статье представлены результаты исследования специфики профессионального выбора у подростков с нормативным и проблемным использованием интернета. Показано, что проблема профессионального самоопределения подростков и молодежи в настоящее время приобретает особую актуальность. Погруженность в информационную среду выступает существенным фактором жизненного и профессионального самоопределения подростков. В то же время, особенности профессионального самоопределения у подростков, чрезмерно вовлеченных в интернет-коммуникацию, являются малоизученными. В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательных школ в возрасте от 12 до 17 лет из различных регионов России в количестве 1031 человек. Психодиагностический комплекс включал в себя: тест интернет-зависимости Чен (шкала CIAS), анкета профессиональных интересов и ценностей И.М. Богдановской, А.Н. Кошелевой, анкета «Определенность выбора профессии / профессионального маршрута»
И.М. Богдановской, А.Н. Кошелевой, методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова. В результате было выявлено, что подростки, не склонные к интернет-зависимому поведению, более осознанно подходят к проблеме профессионального выбора и к получению образования. Подростки, чрезмерно увлеченные интернетом, испытывают сложности в профессиональном самоопределении, затруднения в учебной деятельности, предпочитают работу, связанную с креативной сферой, ценят возможность реализовать свою свободу. У подростков с устойчивыми признаками интернет-зависимого поведения затруднения в решении проблем профессионального выбора и ориентация на автономную самореализацию в креативной сфере проявляются наиболее ярко. Это показывает необходимость разработки новых путей оказания психологической помощи в профессиональном самоопределении подросткам с проблемным использованием интернета.
Ключевые слова: проблемное использование интернета; интернет-зависимое поведение; подростки; профессиональный выбор; карьерные ориентации; профессиональные интересы; выбор образовательного маршрута
Введение
Проблема профессионального самоопределения подростков и молодежи в настоящее время приобретает особую актуальность. Информатизация общества, переход к экономике знаний требуют новых компетенций и профессионально важных качеств от специалистов различных сфер. Современный профессионал, как правило, не ограничивается знаний и умениями в узкой предметной области, а обладает широким спектром метапрофессиональных компетенций. обеспечивающих способность к порождению инноваций, успешность работы с информацией, способность работать в команде, стремление постоянно повышать квалификацию. Важную роль в профессионализации в настоящее время играет и способность к самообучению и саморазвитию, установка на гибкую адаптацию к интенсивным трансформациям в профессиональной деятельности, изменениям в социально-экономической сфере, к неопределенности профессионального будущего в условиях динамичного рынка труда [1-3]. В связи с этим, в современных условиях возрастает роль осознанного профессионального выбора, построения индивидуальной траектории карьеры на основе понимания собственных склонностей, ценностей и интересов, с учетом меняющегося рынка труда в информационную эпоху.
Подростковый возраст — это период построения жизненных и профессиональных планов, самоопределения личности. Профессиональное самоопределение — одна из ключевых составляющих социализации подростков. Это многокомпонентное образование, которое включает в себя ценности и установки, интересы, направленность, профессиональные планы [4; 5]. Именно в период подростничества человек осуществляет первый профессиональный выбор, во многом определяющий дальнейшую жизненную и карьерную перспективу. При этом современных психологических исследованиях профессиональный выбор понимается не как завершающий этап профессионального самоопределения, а как достаточно длительный процесс, который может осуществляться многократно на различных этапах жизненного пути человека. Профессиональный выбор как составляющая профессионального самоопределения представляет собой решение, связанное с выбором дальнейшего образовательного маршрута или поступлением на работу, которое принимается на основе осознания своих личностных ресурсов, позиции значимых других, социальных и профессиональных требований. Осознанный профессиональный выбор предполагает психологическую готовность к принятию решения о собственной карьерной траектории, которая базируется на ценностных ориентациях, самопонимании, реалистичных представлениях о профессии. В подростковом возрасте человек
https://mir-nauki.com
совершает так называемый первичный профессиональный выбор, который предполагает выбор учебного заведения для получения профессионального образования. Вторичные профессиональные выборы связаны с непосредственным поступлением на работу или сменой профессии [6-9].
Процесс профессионального самоопределения современных подростков совершается в особой социальной ситуации. Глобальная информатизация и инновационные прорывы в информационно-технологической сфере приводят к трансформации рынка труда и видов занятости, появлению новых профессий и утрате востребованности специалистов из многих традиционных областей деятельности. Реформы общего, среднего и высшего профессионального образования изменяют требования к компетенциям обучающихся. Ускорение и разнонаправленность информационных потоков требует быстрой ориентации в поступающей информации. Социальная нестабильность порождает неопределенность жизненных и профессиональных перспектив. Это нередко приводит к сложностям в профессиональном выборе у подрастающего поколения, связанным с поверхностностью и фрагментарностью представлений о профессиях, с трудностями в осознании своих профессиональных перспектив, в понимании собственных интересов и склонностей [10]. Мечты о будущей профессии часто не связаны с реальными условиями и содержанием труда. Большинство подростков сегодня характеризуется размытостью жизненных и профессиональных планов, выбирает профессию стихийно, под влиянием родителей, сверстников, средств массовой информации [11]. Появляется значительная категория подростков, затрудняющихся в профессиональном выборе и оказывающихся в постоянном «поиске себя» вне обучения и работы [12].
Погруженность в информационную среду выступает существенным фактором жизненного и профессионального самоопределения подростков [13]. Интернет-среда оказывает значимое влияние на выбор будущей профессии, формирует мотивацию профессионального самоопределения [14]. Широкое внедрение цифровых технологий в профессиональное образование также опосредует социализацию и профессиональное самоопределение обучающихся [15]. С одной стороны, взаимодействие в сети интернет дает возможность получить многоаспектную информацию о мире профессий и учебных заведениях, включаться в сетевые профессиональные сообщества, развивать информационные компетенции, дистанционно участвовать в профориентационной деятельности, использовать онлайн технологии профессионального консультирования [16; 17]. С другой стороны, чрезмерная увлеченность взаимодействием в виртуальном пространстве может приводить к сужению круга интересов, обеднению представлений о собственных жизненных перспективах, фрагментарности знаний о содержании труда, к затруднениям в реальной коммуникации. Под влиянием электронных СМИ молодые люди нередко выбирают «модные», разрекламированные профессии, что может не соответствовать их склонностям и предпочтениям, а также востребованности этих профессий на рынке труда [18].
Вовлеченность во взаимодействие с информационным пространством может приводить к формированию склонности к интернет-аддикции, к проблемному, нефункциональному использованию интернета. При этом наиболее часто проблемное использование интернета проявляется в подростковом возрасте. Оно характеризуется длительным пребыванием в сети, интенсивной интернет-коммуникацией, в особенности, в социальных сетях, без каких-либо целей, сложностями в контроле над временем, проводимым в сети, переживанием эмоционального дискомфорта при невозможности войти в интернет, снижением интереса к другим занятиям, что часто связано с ухудшением учебной успеваемости [19-21]. Однако, такое поведение, в отличие от интернет-аддикции, не рассматривается как патология [22; 23].
https://mir-nauki.com
Подростки с проблемным использованием интернета характеризуются затруднениями в самоактуализации, сложностями в коммуникации и самораскрытии, тенденцией «ухода от реальности», снижением удовлетворенности жизнью, гедонистическими установками, внутриличностными ценностными конфликтами [24; 25]. У молодежи, склонной к интернет-зависимому поведению, прослеживаются менее четкие представления о профессиональной деятельности, проблемы в самоконтроле поведения, замкнутость, пассивность в отношении поиска информации о работе [26]. Интернет-зависимые студенты имеют более низкую мотивацию обучения, у них доминируют в основном внешние мотивы учебной деятельности [27]. Обучающиеся с проблемным использованием интернета обладают менее развитой способностью к осознанию себя, не имеют ясных жизненных целей, испытывают трудности в самоорганизации [28].
В то же время, проведенный нами теоретический анализ показал, что фактически отсутствуют эмпирические исследования, раскрывающие особенности профессионального самоопределения у подростков, чрезмерно вовлеченных в интернет-коммуникацию. Это определило цель данной работы — выявить специфику профессионального выбора у подростков с нормативным и проблемным использованием интернета.
В исследовании приняли участие учащиеся общеобразовательных школ в возрасте от 12 до 17 лет из различных регионов России: Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ. Общее количество респондентов составило 1031 человек, из них 362 юноши, 669 девушек. Психодиагностический комплекс включал в себя следующие методики: тест интернет-зависимости Чен (шкала CIAS), анкета профессиональных интересов и ценностей И.М. Богдановской, А.Н. Кошелевой, анкета «Определенность выбора
профессии/профессионального маршрута» И.М. Богдановской, А.Н. Кошелевой, методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейн, перевод и адаптация В.А. Чикер, В.Э. Винокурова. Также учитывался средний балл успеваемости обучающихся за последний год. Математико-статистическая обработка полученных данных осуществлялась посредством однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA), корреляционного анализа с применением коэффициента линейной корреляции Пирсона.
На основе анализа результатов по общему баллу шкалы CIAS выборка была разделена на 3 подгруппы1. В первую подгруппу вошли подростки с нормативным использованием интернета и минимальным риском возникновения интернет-зависимости в количестве 353 человека (общий CIAS балл от 27 до 42). Вторую подгруппу образовали подростки с проблемным использованием интернета и склонностью к возникновению интернет-зависимого поведения в количестве 444 человека (общий CIAS балл от 43 до 64). Третью подгруппу составили подростки с выраженным и устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения в количестве 232 человека (общий CIAS балл от 65 и выше). В результате применения
1 Малыгин, В.Л. Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебн. Пособие / В.Л. Малыгин, К.А. Феклисов, А.Б. Искандирова, А.А. Антоненко, Е.А. Смирнова // М.: МГМСУ. — 2011. — 32 с.
Страница 4 из 11
Методы исследования
Результаты исследования
53PSMN621
однофакторного дисперсионного анализа были выявлены статистически достоверные различия в показателях профессионального выбора в данных группах подростков (табл. 1).
Таблица 1
Достоверные различия в показателях профессионального выбора у подростков с нормативным, проблемным использованием интернета и интернет-зависимым поведением
Показатели Группа 1 Группа 2 Группа 3 F p
М SD М SD М SD
Определенность выбора профессии 6,38 2,06 5,87 2,17 5,28 2,16 18,91 0,000
Определенность выбора образовательного маршрута 5,77 2,25 5,39 2,33 5,13 2,26 5,85 0,003
Профессиональная компетентность 7,22 1,91 6,73 1,89 6,92 1,85 6,50 0,002
Менеджмент 7,73 2,08 7,33 2,02 7,38 2,16 4,09 0,017
Автономия (независимость) 7,66 2,06 7,75 1,91 8,16 1,85 5,00 0,007
Интерес к сфере "Силовые структуры" 4,71 3,44 3,87 2,97 4,15 3,19 6,98 0,001
Интерес к креативной сфере 5,90 3,47 6,51 3,28 6,53 3,34 3,84 0,022
Академическая успеваемость 3,71 0,72 3,59 0,69 3,53 0,75 5,50 0,004
Условные обозначения: группа 1 — подростки с нормативным использованием интернета, группа 2 — подростки с проблемным использованием интернета, группа 3 — подростки с интернет-зависимым поведением. Составлено авторами
Как видно из таблицы, в группах подростков с проблемным использованием интернета и интернет-зависимым поведением прослеживаются более низкие показатели определенности профессионального выбора и дальнейшего образовательного маршрута. У представителей данных групп ниже академическая успеваемость по сравнению с подростками, не склонными к интернет-зависимому поведению. Обучающиеся с нормативным использованием интернета в большей мере ориентированы на профессиональную компетентность и менеджмент при планировании своей карьеры. Подростки с проблемным использованием интернета и с выраженными признаками интернет-зависимости более ориентированы на автономию, независимость в карьере. Респонденты с нормативным использованием интернета проявляют больший интерес к профессиям, связанным с работой в силовых структурах. Подростки с проблемным использованием интернета и с признаками интернет-аддикции более заинтересованы в профессиях креативной сферы (дизайнеры, писатели, архитекторы и т. п.). При этом необходимо отметить, что наиболее низкий уровень академической успеваемости, определенности профессионального выбора и образовательного маршрута, ориентация на автономию в карьере и выраженный интерес к креативным профессиям выявлены в группе подростков с устойчивым паттерном интернет-зависимого поведения.
Рассмотрим результаты корреляционного анализа показателей интернет-зависимого поведения и профессионального выбора, проведенного на общей выборке подростков (табл. 2).
Поскольку в результате корреляционного анализа было получено достаточно большое количество статистически значимых корреляций, в данной работе представлены наиболее сильные взаимосвязи, достоверные при р < 0,001. Так, результаты показали, что достоверные взаимосвязи со всеми со шкалами методики Чен имеет показатель определенности профессионального выбора. Все корреляции отрицательные, что свидетельствует о неопределенности выбора профессии у подростков с проблемным использованием интернета. Показатели компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, проблем, связанных с интернет-зависимостью и общий CIAS-балл также имеют отрицательные корреляции с показателем определенности образовательного маршрута. Это свидетельствует о том, что подростки, переживающие сложно преодолимое желание войти в интернет, чувство дискомфорта при прекращении взаимодействия в интернете при возрастании количества времени, проведенного в сети, для достижения удовлетворения, имеющие негативные
последствия чрезмерной увлеченности интернет-коммуникацией, склонные к интернет-зависимому поведению, затрудняются в выборе дальнейшего образования.
Таблица 2
Результаты корреляционного анализа показателей интернет-зависимости и характеристик профессионального выбора на общей выборке подростков ^ = 1031, отражены значимые взаимосвязи при р < 0,001)
Показатели профессионального выбора
Показатели интернет-зависимого поведения определенность выбора профессии определенность выбора образовательного маршрута про фессиональная компетентность автономия (независимость) интерес к сфере "Силовые структуры"
Com (компульсивные симптомы) -0,15 -0,12 -0,11
Wit (симптомы отмены) -0,17 -0,11 0,13
Tol (симптомы толерантности) -0,21 -0,13 0,11 -0,11
IH (внутриличн. проблемы и проблемы со здоровьем) -0,16
TM (проблемы с управлением временем) -0,18
IA-sym ключевые
симптомы интернет- -0,19 -0,13 0,11
зависимости
IA-RP проблемы,
связанные с интернет- -0,18
зависимостью
Общий CIAS-балл -0,20 -0,12
Составлено авторами
Шкала компульсивных симптомов имеет обратную взаимосвязь с карьерной ориентацией на профессиональную компетентность и с показателем интереса к профессиям силовых структур; шкалы, характеризующие симптомы отмены, толерантности и ключевые симптомы интернет-зависимости, имеют положительные взаимосвязи с карьерной ориентацией на автономию. То есть, подростки с проблемным использованием интернета, для которых характерно неконтролируемое стремление к общению в виртуальной среде, не ориентированы на развитие собственной компетентности и отвергают возможность будущей работы в сфере обеспечения безопасности, в вооруженных силах. Подростки с высоким уровнем выраженности ключевых характеристик интернет-аддикции стремятся к независимости в профессиональной деятельности. Для них важно освободиться от организационных правил и ограничений, самим выстраивать график своей работы.
Обсуждение результатов
Результаты проведенного нами эмпирического исследования показали, что проблемное использование интернета существенным образом сказывается на осуществлении профессионального выбора в подростковом возрасте. Так, усиление признаков интернет-зависимого поведения у подростков приводит к возрастанию сложностей в выборе будущей профессии, неопределенности выбора дальнейшего образовательного маршрута. При этом проблемы, возникающие в связи с интенсивным и длительным пребыванием в сети, негативно отражаются на учебной успеваемости. У обучающихся с проблемным использованием интернета и риском интернет-аддикции не выражена ориентация на развитие своих знаний, умений, способностей в профессиональной деятельности. Они не стремятся к управлению людьми, принятию ответственности за командный результат работы. Такие подростки предпочитают профессии креативной сферы с возможностью автономии. По всей
https://mir-nauki.com
видимости, их профессиональные предпочтения, которые формируются под влиянием интернет-среды, связаны с удаленной работой, предполагающей проявление творческой активности в виртуальном пространстве.
Подростки без признаков проблемного использования интернета характеризуются более высоким уровнем учебной успеваемости, сформированностью выбора профессии и дальнейшего образовательного маршрута. Они более заинтересованы в работе в силовых структурах. в большей мере ориентированы на карьеру, предполагающую развитие профессиональной компетентности и управление людьми.
Обобщение полученных данных позволило вывить специфику профессионального выбора у подростков с нормативным и проблемным использованием интернета. Так, подростки, не склонные к интернет-зависимому поведению, более осознанно подходят к проблеме профессионального выбора и к получению образования. Их профессиональные предпочтения связаны с совершенствованием профессиональных компетенций и способностей, работой в сфере менеджмента, в силовых структурах. Подростки, чрезмерно увлеченные интернетом, испытывают сложности в профессиональном самоопределении, затруднения в учебной деятельности, предпочитают работу, связанную с креативной сферой, ценят возможность реализовать свою свободу, не подчиняться организационным правилам, самостоятельно определять режим, содержание и способы трудовой деятельности. При этом подростки с собственно проблемным использованием интернета, составляют «группу риска» по трудностям профессионального выбора. У подростков с устойчивыми признаками интернет-зависимого поведения затруднения в решении проблем профессионального выбора при ориентации на автономную самореализацию в креативной сфере проявляются наиболее явно. По всей видимости, профессиональные предпочтения данной группы определяются стремлением проводить как можно больше времени в сети интернет и могут не соответствовать их склонностям и способностям. Это показывает необходимость разработки новых путей оказания психологической помощи в профессиональном самоопределении подросткам с проблемным использованием интернета.
Заключение
ЛИТЕРАТУРА
1. Зеер Э.Ф. Асимметричное профессиональное будущее современной молодежи / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С. 258-263.
2. Лебедева Е.В. Проблема профессионального самоопределения личности в информационном обществе //Педагогическое образование в России. — 2014. — № 11. — С. 114-118.
3. Мыскин С.В., Макеева Г.А. Адаптационные аспекты социальной ситуации развития подростков в условиях обучения в организации среднего профессионального образования / С.В. Мыскин, Г.А. Макеева — DOI: 10.17759/psyedu.2021130206 // Психолого-педагогические исследования. — 2021. — Том 13. — № 2. — С. 89-104.
4. Головей Л.А. Профессиональное самоопределение на пороге взрослости: показатели, факторы, кризисы/ Л.А. Головей // На пороге взросления. Сборник научных статей / Ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. — М.: МГППУ. — 2011. URL: https://psyjournals.ru/na_poroge_vzrosleniya/issue/48300.shtml (дата обращения: 31.11.2021).
5. Пряжникова Е.Ю. Проблема профессионального становления личности / Е.Ю. Пряжникова, Т.А. Егоренко // Современная зарубежная психология. — 2012. — Т. 1 — № 2. — С. 111-122. URL:
http://psyjournals.ru/jmfp/2012/n2/52291.shtml (дата обращения: 20.12.2021).
6. Фирсова Т.А. Профессиональное самоопределение студентов в условиях обучения в ВУЗе / Т.А. Фирсова // Самарский научный вестник. — 2014. — № 1(6). — С. 118-120.
7. Петрова Ю.И. Понятие профессионального выбора в современных психологических исследованиях / Ю.И. Петрова // Молодой ученый. — 2016. — № 22(126). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/126/34998/ (дата обращения: 24.12.2021).
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
9. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения / НС. Пряжников. — М.: МГППИ. — 1999. — 97 с.
10. Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков: проблемы и пути их решения / О.Б. Ильина // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2014. — № 3. — URL: http://psyedu.ru/journal/2014/3/Il yina.phtml (дата обращения: 19.12.2021).
11. Шипкова Е.В. Сложности профессионального самоопределения старшеклассников в России / Е.В. Шипкова, Н.И. Борисова, А.В. Борисов // Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты: Материалы V Международной научно-практической конференции, Воронеж, 01 -02 декабря 2016 года / Под редакцией С.Л. Иголкина. — Воронеж: Воронежский центр научно-технической информации, 2016. — С. 53-58.
12. Шафранов-Куцев Г.Ф. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников / Г.Ф. Шафранов-Куцев, Л.В. Гуляева — DOI: 10.15507/19919468.094.023.201901.100-118 // Интеграция образования. — 2019. — Т. 23. — № 1. — С. 100-118. — URL: http://edumag.mrsu.ru/index.php/ru/articles/84-19-1/729-10-15507-1991-9468-093-023-201901-7 (дата обращения: 19.12.2021).
13. Яковлева С.В. Влияние интернета на профессиональное самоопределение современной молодежи / С.В. Яковлева // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. — 2020. — С. 66-70.
14. Гришина А.В. Интернет-блоги как фактор инициации выбора профессии российскими школьниками / А.В. Гришина, И.В. Абакумова, И.В. Данченко // Мир науки. Педагогика и психология. — 2019. — Т. 7. — № 6. — С. 106. — URL: https://mir-nauki.com/127psmn619.html (дата обращения: 20.12.2021).
15. Яруллина Л.Р. Цифровое обучение в высшей школе: психологические риски и эффекты / Л.Р. Яруллина // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т 8.
— № 6. — С. 30. — URL: https://mir-nauki.com/42psmn620.html (дата обращения: 23.12.2021).
16. Пряжников Н.С. Проектирование информационно-поисковых онлайн технологий в профессиональном консультировании (на примере экспертной системы «Выбирай и поступай — Вип») / Н.С. Пряжников, А.Н. Гусев, К.Г. Тюрин, Л.Н. Самборская // Вестник Московского университета. — Серия 14. Психология. — 2017. — № 2. — С. 95-113.
17. Гусева Е.А. Веб-портал "Кем я хочу быть?" как форма самоопределения учащихся старших классов / Е.А. Гусева // Педагогическое проектирование: идеи и решения: Сборник статей / Под редакцией И.М. Алалыкиной, П.М. Горева, О.Л. Лунеевой, М.В. Масловой. — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании — 2018. — С. 39-43.
18. Лазарева В.Н. Влияние медиасреды на профессиональное сознание молодежи / В.Н. Лазарева, О.В. Перевозова // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2015. — № 2(14). — С. 201-206.
19. Колесников В.Н. Интернет-активность и проблемное использование интернета в юношеском возрасте // В.Н. Колесников, Ю.И. Мельник, Л.И. Теплова // Национальный психологический журнал. — 2019. — № 1(33). — С. 34-46.
20. Yildiz Durak H. Modeling of variables related to problematic internet usage and problematic social media usage in adolescents / H. Yildiz Durak — DOI: 10.1007/s12144-018-9840-8 // Current Psycholody. — 2020. — Vol. 39. P. 13751387.
21. Tezer M. Examining the relationship between academic procrastination behaviours and problematic Internet usage of high school students during the COVID-19 pandemic period / M. Tezer, P. Ulgener, H. Minalay, A. Ture, U. Tugutlu, M.G. Harper / — DOI: 10.18844/gjgc.v10i3.5549 // Global Journal of Guidance and Counseling in Schools: Current Perspectives. — 2020. — Vol. 10(3). — P. 142-156.
22. Войскунский А.Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете / А.Е. Войскунский // Медицинская психология в России.
— 2015. — № 4(33). — С. 6. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2015_4_33/no mer07.php (дата обращения: 22.12.2021).
53PSMN621
https://mir-nauki.com
23.
24.
25.
26.
27.
28.
Волкова И.П., Королева Н.Н., Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Машкова А.В. Проблемное использование интернета подростками с ограниченными возможностями здоровья / И.П. Волкова, Н.Н. Королева, И.М. Богдановская, Г.Ю. Иконникова, А.В. Машкова — DOI: 10.17853/19945639-2019-9-98-121 // Образование и наука. — 2019. — № 21(9). С. 98-121.
Малыгин В.Л. Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В.Л. Малыгин, Ю.А. Меркурьева, А.Б. Искандирова и др. // Медицинская психология в России. — 2015. — № 4(33). С. 9. URL: http://mprj.ru (дата обращения: 21.12.2021).
Северин А.В. Особенности самоактуализации интернет зависимых подростков / А.В. Северин, Г.В. Лосик // International scientific-practical conference of pedagogues and psychologists "SCIENTIFIC GENESIS", Geneva (Switzerland), 08 августа 2014 года / European Association of pedagogues and psychologists "Science".
— Geneva (Switzerland): Европейская ассоциация педагогов и психологов "Science". — 2014. — С. 18-23.
Панкратова И.А. Особенности профессиональных представлений студентов, переживающих синдром Интернет-зависимости / И.А. Панкратова, М.В. Науменко // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. — Том 4. — № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/54PSMN416.pdf (дата обращения: 21.12.2021).
Доронина В.Ф. Особенности академической мотивации у студентов с интернет-зависимостью / В.Ф. Доронина, Е.Ю. Воронова // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. — 2017. — № 1. С. 573-579.
Короленко Ц.П. Влияние злоупотребления Интернетом на жизненные приоритеты подростков / Ц.П. Короленко, Т.А. Шпикс, Ю.Ю. Кирсанова, И.В. Турчанинова, М.В. Хомякова // Journal of Siberian Medical Sciences. — 2019.
— № 4. — С. 41-53.
53PSMN621
Petrova Yulia Valentinovna
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=1088252
Bogdanovskaya Irina Markovna
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=152138
Koroleva Natalya Nikolaevna
Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia
E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=152139
Features of professional choice among adolescents with Problematic Internet Usage
Abstract. The article presents the results of a study of the specifics of professional choice in adolescents with normative and problematic usage of the Internet. It is shown that the problem of professional self-determination of adolescents and youth is currently becoming particularly relevant. Immersion in the information environment is an essential factor in the life and professional self-determination of adolescents. At the same time, the features of professional self-determination among adolescents who are overly involved in Internet communication are poorly studied. The study involved students of secondary schools aged 12 to 17 years from various regions of Russia in the number of 1031 people. The psychodiagnostics complex included: the Chen Internet addiction test (CIAS scale), the questionnaire of professional interests and values of I.M. Bogdanovskaya, A.N. Kosheleva, the questionnaire "Certainty of choosing a profession/professional route" by I.M. Bogdanovskaya, A.N. Kosheleva, the methodology for diagnosing value orientations in the career of "Career Anchors" by E. Shane, translation and adaptation by V.A. Chiker, V.E. Vinokurova. As a result, it was revealed that adolescents who are not prone to Internet-addictive behavior are more consciously approaching the problem of professional choice and education. Teenagers who are overly enthusiastic about the Internet experience difficulties in professional self-determination, difficulties in educational activities, prefer work related to the creative sphere, appreciate the opportunity to realize their freedom. In adolescents with persistent signs of Internet-addictive behavior, difficulties in solving problems of professional choice and orientation to autonomous self-realization in the creative sphere are most pronounced. This shows the need to develop new ways to provide psychological assistance in professional self-determination to adolescents with problematic Internet usage.
Keywords: problematic Internet usage; Internet-addictive behavior; adolescents; professional choice; career orientations; professional interests; choice of educational route