Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА'

ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ПРОБЛЕМНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Юлия Валентиновна

Исследовалось отношение к деньгам как аспект профессионального самоопределения у подростков с проблемным использованием интернета. Выборка из 1 031 человека в возрасте 12-17 лет была разделена на три группы по уровню склонности к интернет-зависимости. Применялись шкала интернет-зависимости (CIAS) С. Чена, опросники «Финансовая ответственность перед родителями», «Отношение школьников к деньгам», методы математической статистики: критерий Краскела - Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Установлено, что у подростков с проблемным использованием интернета, а также со склонностью к интернет-аддикции достоверно выше выражены ориентация на финансовые права, тревожность из-за денег и ниже - ориентация на финансовую ответственность, чем у подростков с нормативным использованием интернета. Выявлены положительная взаимосвязь показателя склонности к интернет-аддикции с оценкой молодыми людьми своих финансовых прав и его отрицательная корреляция с самооценкой финансовых обязанностей перед родителями. Полученные результаты позволяют выделить направления консультативной и психокоррекционной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Юлия Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE TOWARDS MONEY AS A PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION ASPECT IN ADOLESCENTS WITH PROBLEMATIC INTERNET USE

The attitude towards money as a professional self-determination aspect in adolescents with problematic Internet use were studied. A sample of 1031 adolescents aged 12-18 was divided into 3 groups according to the level of their tendency to Internet addiction. Methods: Chen's Internet Addiction Scale (CIAS), “Adolescent Money Attitude Scales” questionnaire (Beutler I.F., Gudmunson C.G.), “Financial responsibility to parents” questionnaire, “Money attitude of schoolchildren” questionnaire by M.U. Semyonov. Methods of mathematical statistics: H-Kruskal-Wallis test, Spearman's rank correlation coefficient. It was found that in the group of adolescents using the Internet, as well as adolescents with a tendency to Internet addiction, a higher orientation towards financial rights, anxiety about money, and a lower orientation towards financial responsibility are expressed than adolescents with normative use of the Internet. The positive correlation between the indicator of propensity to Internet addiction and the adolescents' self-assessment of their financial rights and its negative correlation with the self-assessment of their financial responsibilities to parents was revealed. Acceptable results of individual symptom-targets for counseling and psycho-correctional work with adolescents have been obtained

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ КАК АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ПРОБЛЕМНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРНЕТА»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 111-117. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 5. P. 111-117.

Научная статья УДК 159.922.8

https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.16

Отношение к деньгам как аспект профессионального самоопределения подростков с проблемным использованием интернета

Юлия Валентиновна Петрова

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5495-9100

Аннотация. Исследовалось отношение к деньгам как аспект профессионального самоопределения у подростков с проблемным использованием интернета. Выборка из 1 031 человека в возрасте 12-17 лет была разделена на три группы по уровню склонности к интернет-зависимости. Применялись шкала интернет-зависимости (CIAS) С. Чена, опросники «Финансовая ответственность перед родителями», «Отношение школьников к деньгам», методы математической статистики: критерий Краскела - Уоллиса, коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Установлено, что у подростков с проблемным использованием интернета, а также со склонностью к интернет-аддикции достоверно выше выражены ориентация на финансовые права, тревожность из-за денег и ниже - ориентация на финансовую ответственность, чем у подростков с нормативным использованием интернета. Выявлены положительная взаимосвязь показателя склонности к интернет-аддикции с оценкой молодыми людьми своих финансовых прав и его отрицательная корреляция с самооценкой финансовых обязанностей перед родителями. Полученные результаты позволяют выделить направления консультативной и психокоррекционной работы.

Ключевые слова: отношение к деньгам, профессиональное самоопределение, подростковый возраст, проблемное использование интернета, интернет-зависимость

Для цитирования: Петрова Ю.В. Отношение к деньгам как аспект профессионального самоопределения подростков с проблемным использованием интернета // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 111-117. https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.16.

Original article

Attitude towards money as a professional self-determination aspect in adolescents with problematic Internet use

Yulia V. Petrova

The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-5495-9100

Abstract. The attitude towards money as a professional self-determination aspect in adolescents with problematic Internet use were studied. A sample of 1031 adolescents aged 12-18 was divided into 3 groups according to the level of their tendency to Internet addiction. Methods: Chen's Internet Addiction Scale (CIAS), "Adolescent Money Attitude Scales" questionnaire (Beutler I.F., Gudmunson C.G.), "Financial responsibility to parents" questionnaire, "Money attitude of schoolchildren" questionnaire by M.U. Semyonov. Methods of mathematical statistics: H-Kruskal-Wallis test, Spearman's rank correlation coefficient. It was found that in the group of adolescents using the Internet, as well as adolescents with a tendency to Internet addiction, a higher orientation towards financial rights, anxiety about money, and a lower orientation towards financial responsibility are expressed than adolescents with normative use of the Internet. The positive correlation between the indicator of propensity to Internet addiction and the adolescents' self-assessment of their financial rights and its negative correlation with the self-assessment of their financial responsibilities to parents was revealed. Acceptable results of individual symptom-targets for counseling and psycho-correctional work with adolescents have been obtained.

Keywords: attitude towards money, professional self-determination, adolescence, problematic Internet use, Internet addiction

For citation: Petrova, Yu.V. (2022) Attitude towards money as a professional self-determination aspect in adolescents with problematic Internet use. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 111-117. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.5.16 (In Russian).

Введение. Профессиональное самоопределение понимается как один из этапов становления в профессии, неотъемлемая часть личностного и, в широком смысле, жизненного само-

© Петрова Ю.В., 2022

определения. В современных исследованиях, посвященных данной теме, в ситуации научно-технического прогресса и динамичного изменения экономического положения наблюдается повышение роли денежной мотивации у молодежи в ходе поиска профессии (Филинкова, 2010). В частности, Е.В. Щедрина отмечает, что ощущение своей финансовой состоятельности оказывает влияние на формирование профессионального выбора (1991). Поэтому деньги можно рассматривать и как социальный институт, основанный на согласии индивидов, и как консервативную коммерческую ценность (Полтавская и др. 2009), которая в большей степени связана с ценностно-смысловой регуляцией профессионального самоопределения, а именно - с профессиональной направленностью. На базе собственных жизненных ценностей и смыслов, в том числе экономических, индивид принимает сложное решение о выборе профессии, что также представляет собой один из этапов профессионального самоопределения.

Особый интерес вызывают исследования отношения к деньгам в подростковом возрасте, так как именно в этот период происходит осознание профессионального намерения и осуществляется подготовка к его реализации. При этом нельзя упускать из внимания тот факт, что в жизни современных подростков огромную роль играет взаимодействие с информационно-коммуникационной системой интернета, который является неотъемлемой стороной их жизни. Он выступает в качестве обширного источника информации, оптимального способа приобретения различных навыков, знаний, серьезного помощника в образовательной и профессиональной деятельности, метода планирования свободного времени, средства общения, связи.

Процесс профессионального самоопределения происходит на границе между реальным миром и виртуальным, в сети молодое поколение самовыражается, находит единомышленников и т. д. Подростки создают персональные страницы, аккаунты, каналы в виртуальном пространстве, взаимодействуют со сверстниками с помощью приложений, принимают участие в модных сетевых играх и др. (Шутова, Баранова, 2017). Вместе с увеличением погруженности в подобное взаимодействие возрастает и риск потенциальных негативных последствий, которые возникают при чрезмерном, дезадаптивном или зависимом использовании интернета, что обозначается терминами «проблемное использование интернета», «интернет-зависимость», «патологическое использование интернета».

В нашей работе мы сосредоточили внимание на подростках с проблемным использованием интернета, под которым понимается использование, создающее психологические и социальные сложности в школе, на работе и/или в личной жизни (Anderson et al., 2017). Необходимо отметить, что часть исследователей отождествляет это явление и интернет-аддикцию. Однако зарубежные авторы главным образом считают, что это повышенное, сверхинтенсивное применение и не ассоциируют его с категорией аддикции (Солдатова, Рассказова, 2013). Различия во взглядах объясняются прежде всего принадлежностью к тем или иным научным школам, но в укрупненной форме можно говорить о следующем. Термин «интернет-аддикция» базируется на медицинском понимании феномена и описывается по аналогии с аддикцией от психоактивных веществ, и у ряда авторов существует тенденция считать его отдельным клиническим расстройством с такими проявлениями, как чрезмерная озабоченность, нехимическая толерантность, абстиненция, нарушение волевого контроля, продолжение использования, несмотря на последствия, потеря интереса к другим видам деятельности, изменение настроения и эскапизм. Все эти признаки имеют категориальную природу и оцениваются по принципу «есть - нет», что может служить основанием для медицинского диагноза. Проблемное использование интернета рассматривается как чрезмерная, интенсивная увлеченность человека компьютером, которая может включать упомянутые изменения поведения, характерные для интернет-аддикции, или не включать их. Тем не менее поведенческие изменения могут нарастать, создавать проблемы в реальной жизни и трансформироваться в признаки, свойственные уже интернет-аддикции.

Наше понимание проблемного использования интернета близко к взглядам китайского ученого С. Чена, который указывает, что можно выделить нормативное (оптимальное) применение, проблемное и уровень, после которого можно говорить об интернет-аддикции (Chen et al., 2015). В России его опросник, позволяющий выделять эти качественные уровни, описывающие характер взаимодействия с сетью у пользователей, адаптирован В.Л. Малыгиным и К.А. Феклисовым (Малыгин и др., 2011). Среди уровней С. Чен предлагает рассматривать наличие компульсивных симптомов (навязчивое желание войти в сеть), симптомов отмены, внутриличностных проблем, сложностей со здоровьем (физиологические симптомы) и потерю контроля за временем, проведенным онлайн. Важным практическим аспектом модели С. Чена является возможность психоконсультативной и психокоррекционной работы с пользователями при проблемном применении интернета, тогда как уровень интернет-аддикции предполагает медицинское психотерапевтическое вмешательство.

Необходимо обозначить связь проблемного использования подростками интернета и отношения к деньгам. В такой ситуации молодые люди, пребывая в виртуальной реальности, испытывают душевный подъем, однако при переключении на реальный мир они могут ощущать подавленность и грусть. Зачастую общение в действительности замещается взаимодействием в интернете, в результате они реже выходят на улицу, мало контактируют с реальными друзьями. Вместе с тем подростки могут просить у родителей деньги на покупку нового оборудования и устройств, позволяющих им постоянно пребывать онлайн (Межевникова, 2018).

Важно обозначить, что И. Голдберг к одному из признаков проблемного использования сети относил увеличение материальных затрат (Киселева, 2017). В научной литературе выделяют даже отдельные виды такого использования, их специфической особенностью считается постоянное желание тратить деньги. К ним причисляют потребность совершать онлайн-покупки вещей, предметов для сетевых игр, в которых существует возможность приобретения виртуальных игровых атрибутов, например для улучшения персонажа и т. п. Учитывая желание подростка повысить собственную самооценку, он может вносить денежные средства, чтобы усовершенствовать своего виртуального персонажа (Бунина, Чередниченко, 2022).

Вместе с тем такие формы проблемного использования интернета сначала не осознаются, однако в дальнейшем возникают навязчивые идеи. Существуют случаи насилия со стороны подростков в отношении собственных членов семьи, когда они не предоставляют им финансовые средства для виртуальных покупок (Зелепукина, 2016). Подобные исключительные ситуации указывают на серьезность вопроса отношения к деньгам у молодежи с проблемным использованием интернета. Такие сетевые игроки могут брать в долг деньги у сверстников на онлайн-игру либо прибегать к воровству у родителей.

Кроме того, у подростков может формироваться виртуальная азартная зависимость, которая связана с развитием онлайн-казино. Молодые люди зачастую не готовы к устройству на работу, желают быстро и легко заработать деньги, в результате попадают под влияние мошенников, предлагающих выигрыш на подобных площадках. Такая азартная зависимость приводит к потере всех карманных денег, а в дальнейшем - и к более серьезным последствиям.

Таким образом, полагаем, что отношение к деньгам у подростков с проблемным использованием интернета обладает характерными особенностями. Это ставит задачу глубокого и всестороннего изучения данной темы.

Целью исследования являлся анализ отношения к деньгам у молодых людей с проблемным использованием интернета. Выдвинуты следующие гипотезы: 1) существуют достоверно значимые различия в отношении к деньгам у подростков в зависимости от характера применения интернета; 2) существует взаимосвязь между склонностью к интернет-аддикции и самооценкой финансовых прав и обязанностей у подростков.

Материалы и методы исследования. Сбор данных реализован путем психодиагностического тестирования. В исследовании принял участие 1 031 подросток в возрасте 12-17 лет (средний возраст 15 лет; 65 % - девушки, 35 % - юноши). Респонденты были разделены на три группы в зависимости от уровня склонности к интернет-зависимому поведению по шкале С. Чена (Chen Internet Addiction Scale - CIAS). В соответствии с рекомендациями В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова (Малыгин и др., 2011), адаптировавших данную методику в России, предложены следующие уровни: от 27 баллов до 42 - ситуация трактуется как отсутствие интернет-зависимого поведения (нормативное использование); от 43 до 64 - склонность к возникновению интернет-зависимого поведения / доаддиктивный этап (проблемное использование); от 65 баллов и выше - обоснованно можно констатировать наличие интернет-зависимого поведения (риск интернет-зависимости). На основании нормативных данных выделены три группы подростков: группа 1 (353 чел.) - подростки с нормативным использованием интернета (средний возраст -14,8 года); 2 (444 чел.) - с проблемным использованием (15,1 года); группа 3 (232 чел.) - подростки, имеющие риск возникновения интернет-зависимости (возраст - 15,1 года).

В исследовании также использованы следующие методики: «Финансовая ответственность перед родителями» И.Ф. Бейтлера и К.Г. Гудмунсона (опросник Adolescent Money Attitude Scales), «Отношение школьников к деньгам» М.Ю. Семенова (шкалы «Искусство управлять деньгами» и «Мотив финансовой безопасности»). Для математико-статистической обработки данных применялись следующие методы: критерий H Краскела - Уоллиса (для сравнения исследуемых групп); коэффициент ранговой корреляции Спирмена (для изучения взаимосвязей между переменными в целом по выборке). Обработка выполнялась в программе SPSS 22.0.

Результаты исследования. Первоначально проводилась диагностика выраженности склонности к интернет-зависимости у подростков по методике С. Чена (таблица 1). В зависимости от общей оценки склонности к интернет-аддикции, на основе которой выделены сравниваемые группы, наблюдается усиление специфических симптомов (толерантности, компульсивности, внутриличностных проблем, сложностей со здоровьем, временем) и интегральных показателей (ключевых симптомов интернет-аддикции, соответствующих проблем).

Таблица 1 - Результаты анализа различий в показателях использования интернета

Показатель Группа 1 Группа 2 Группа 3 Уровень значимости

M о M о M о

Компульсивные симптомы 5,95 1,33 9,39 2,33 13,83 2,70 <0,001

Симптомы отмены 6,79 1,80 10,62 2,19 14,47 2,66 <0,001

Симптомы толерантности 7,40 1,44 11,86 2,34 17,50 3,15 <0,001

Внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем 7,92 1,42 11,49 2,97 17,36 4,20 <0,001

Проблемы с управлением временем 6,34 1,24 9,50 2,09 14,04 2,84 <0,001

Ключевые симптомы интернет-аддикции 20,14 3,39 31,87 4,52 45,81 6,54 <0,001

Проблемы, связанные с интернет-зависимостью 14,26 2,03 20,99 3,79 31,39 5,65 <0,001

Общий балл склонности к интернет-аддикции 34,40 4,59 52,86 6,21 77,20 10,56 <0,001

Примечание. Здесь и в таблице 3: М - среднее значение, а - стандартное отклонение; группа 1 -подростки с нормативным использованием интернета, 2 - с проблемным использованием интернета, группа 3 - подростки с риском интернет-аддикции.

В группе подростков с проблемным использованием интернета (группе 2) наиболее ярко выражены такие симптомы, как толерантность; заметное возрастание количества времени, проводимого в сети, чтобы достичь удовлетворения; внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем. В группе нормативных подростков (группа 1) все показатели не превышают средние значения, характерные для минимального риска возникновения интернет-зависимого поведения, по В.Л. Малыгину и К.А. Феклисову. В группе 3 с выраженным паттерном интернет-зависимого поведения структура показателей является сходной с таковой в группе 2, однако их уровень можно обозначить как высокий, указывающий на поведение с компонентом злоупотребления интернетом. Таким образом, в группе 2 наблюдается снижение субъективной способности к самоконтролю за обращением к интернету, тогда как в группе 3 она уже существенно затруднена.

На следующем этапе исследования проведен сравнительный анализ самооценки финансовых прав в соответствии с опросником И.Ф. Бейтлера, К.Г. Гудмунсона Adolescent Money Attitude Scales у подростков с различным характером использования интернета (таблица 2). Критерий H Краскела - Уоллиса позволил выявить статистически значимые различия между группами по всем аспектам восприятия подростками своих финансовых прав. Все они преобладают в группе респондентов с риском интернет-аддикции и менее всего выражены в группе с нормативным использованием сети, тогда как группа опрошенных с проблемным использованием интернета занимает по всем пунктам промежуточное положение.

Таблица 2 - Результаты анализа восприятия финансовых прав у подростков

с различной склонностью к интернет-зависимому поведению

Показатель Группа 1 Группа 2 Группа 3 H Уровень значимости

M ± о M ± о M ± о

Право получать деньги на ежедневные нужды 1,9 ± 0,81 2,3 ± 0,86 2,4 ± 0,85 53,885 0,001

Право тратить деньги по собственному желанию 2,1 ± 0,76 2,4 ± 0,77 2,6 ± 0,83 54,517 0,001

Право на «дополнения» к обычным расходам 1,6 ± 0,67 1,8 ± 0,68 2,0 ± 0,77 45,820 0,001

Право получать деньги на обучение в колледже 1,9 ± 0,83 2,2 ± 0,85 2,3 ± 0,90 30,071 0,001

Право, основанное на убежденности респондента в том, что он заслуживает желаемые вещи 1,9 ± 0,83 1,9 ± 0,75 2,0 ± 0,81 7,104 0,029

Право просто получать желаемые вещи от родителей 2,1 ± 0,86 2,4 ± 0,86 2,5 ± 0,83 41,449 0,001

Таким образом, подростки с нормативным использованием интернета значительно ниже оценивают свои права в финансовой сфере, чем представители остальных групп. Они в меньшей степени считают, что родители должны выделять деньги на какие-либо их нужды и что это их неотъемлемое право. В то же время члены групп 2 и 3, напротив, полагают, что родители обязаны давать им деньги на их нужды, обучение и другие необходимые и дополнительные траты, не ограничивая их в этом. Особенно ярко в этих группах выражен показатель «право тратить деньги по собственному желанию».

Далее мы проводили сравнительный анализ самооценки финансовой ответственности перед родителями также по методике И.Ф. Бейтлера и К.Г. Гудмунсона Adolescent Money Attitude Scales (таблица 3). По результатам видно, что подростки с нормативным и проблемным использованием интернета значительно выше оценивают свою финансовую ответственность перед родителями, чем респонденты с риском возникновения интернет-зависимости (бережливость и осторожность в расходах, благодарность родителям за финансовую помощь, ответственность по отношению к родительским финансам).

Таблица 3 - Результаты анализа самооценки финансовой ответственности перед родителями у подростков с различной склонностью к интернет-зависимому поведению_

Показатель Группа 1 (n = 354) Группа 2 (n = 461) Группа 3 (n = 216) H Уровень значимости

M ± а M ± а M ± а

Бережливость и скромность по отношению к деньгам 2,7 ± 1,15 2,6 ± 1,02 2,4 ± 1,12 18,963 0,001

Необходимость отплатить родителям за их траты 2,5 ± 1,22 2,4 ± 1,07 2,2 ± 1,16 13,097 0,001

Осторожное отношение к родительским деньгам 3,0 ± 1,19 3,0 ± 1,10 2,7 ± 1,15 19,235 0,001

Ответственность по отношению к деньгам родителей 3,1 ± 1,22 3,1 ± 1,13 2,9 ± 1,22 10,373 0,006

Далее выполнялся сравнительный анализ отношения к деньгам по опроснику М.Ю. Семенова (таблица 4). Подростки с проблемным использованием интернета и выраженным риском интернет-аддикции чаще испытывают тревожность из-за денег, в большей степени стремятся наделять их сверхценностью, испытывать трудности в ситуациях, когда необходимо принять решение о тратах, а также склонны избегать разговоров о личных финансах.

Таблица 4 - Результаты анализа отношения к деньгам у подростков

с различной склонностью к интернет-зависимому поведению

Показатель Группа 1 (n = 354) Группа 2 (n = 461) Группа 3 (n = 216) H Уровень значимости

M ± а M ± а M ± а

Искусство управлять деньгами 21,8 ± 7,28 21,6 ± 6,52 20,6 ± 7,13 4,484 0,106

Мотив финансовой безопасности 15,0 ± 6,51 18,1 ± 6,08 20,0 ± 6,97 87,437 0,001

Далее анализировались взаимосвязи показателей отношения к деньгам при помощи коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Первоначально были рассмотрены корреляции склонности подростков к интернет-зависимости по шкале С. Чена с отношением к деньгам по соответствующим методикам. Выявлены положительные связи общего показателя склонности к интернет-аддикции с самооценкой права получать деньги на ежедневные нужды (г = 0,233; p < 0,01); тратить деньги по собственному желанию (г = 0,261; p < 0,01); получать «дополнения» к обычным расходам (г = 0,231; p < 0,01); получать деньги на обучение в колледже, вузе (г = 0,189; p < 0,01); просто получать желаемые вещи от родителей (г = 0,212; p < 0,01). При этом данный показатель отрицательно коррелирует с бережливостью, скромностью (г = -0,118; p < 0,01), ответственностью (г = -0,083; p < 0,01) и осторожностью (г = -0,119; p < 0,01) по отношению к деньгам родителей, а также с убежденностью подростков в необходимости отплатить родителям за их траты (г = -0,100; p < 0,01) и успеваемостью (г = -0,105; p < 0,01).

Обсуждение результатов. Сравнительный анализ показал, что с увеличением риска ин-тернет-аддикции подростки выше оценивают свои права в финансовой сфере и при этом ниже -уровень финансовой ответственности перед родителями. Они в большей степени склонны наделять их сверхценностью, испытывают тревожность из-за денег, трудности в ситуациях, когда необходимо принять решение о тратах, а также стремятся избегать разговоров о своих финансах. Опрошенные с проблемным использованием интернета занимают промежуточное положение между нормативными респондентами и теми, у кого ярко выражен риск интернет-аддикции. Это указывает на общее снижение способности к саморегуляции, что распространяется как на сферу применения интернета, так и на отношение к деньгам.

Полученные данные согласуются с результатами исследования ценностно-смысловой сферы В.Л. Малыгина с коллегами, согласно которому интернет-зависимые подростки не плани-

руют свое будущее, а склонны жить одним днем, при этом в данной группе наблюдается противоречие, с одной стороны, представлений о себе как о сильной, успешной, независимой личности, с другой - склонности к магическому мышлению и внешнему локусу контроля (Особенности ценностных ориентаций..., 2015). Вероятно, подобный инфантилизм и приводит к желанию получить максимум возможных прав, не приобретая при этом ответственность. Е.В. Грязнова с соавторами отмечают, что у современных молодых людей сформирована потребность тратить деньги, но не развита потребность их зарабатывать (2020).

В исследовании И.М. Богдановской с коллегами выявлено, что подростки с проблемным использованием интернета часто проживают в семьях с дисгармоничными отношениями (в частности, наблюдаются враждебные и/или непоследовательные стили семейного воспитания) (2020). Это может, с одной стороны, способствовать развитию у них интернет-зависимого поведения, с другой - объяснять несформированность у них финансовой ответственности по отношению к деньгам родителей.

В исследованиях И.Ф. Бейтлера и К.Г. Гудмунсона показано, что погружение в культуру потребления, продвигаемую средствами массовой информации, предопределяет более высокие уровни демонстративного отношения к потреблению у подростков (Beutler, Gudmunson, 2012; Gudmunson, Beutler, 2012). Таким образом, повышенная степень включенности в сетевое общение, в рамках которого происходит активное взаимодействие со СМИ, увеличивает стремление к демонстративному потреблению, не формируя при этом понимание ответственности.

Анализ взаимосвязей исследуемых показателей позволил установить, что склонность к интернет-зависимости тесно связана с высокой самооценкой подростками своих прав в различных сферах и с низким уровнем ответственности по отношению к родительским деньгам.

Заключение. Таким образом, подростки с проблемным использованием интернета занимают промежуточное положение между молодыми людьми с минимальным риском интернет-ад-дикции и теми, у кого отмечаются устойчивые паттерны интернет-зависимого поведения. По-видимому, общее снижение способности к саморегуляции обращения к сети распространяется и на другие сферы жизни молодежи, в том числе на отношение к деньгам. Выявлены положительная взаимосвязь общего показателя интернет-аддикции с самооценкой финансовых прав и отрицательная корреляция этого параметра с чувством ответственности по отношению к деньгам родителей.

Полученные эмпирические данные, а также их сопоставление с результатами исследований других авторов показывают, что психологическая работа с подростками, характеризующимися проблемным использованием интернета, должна быть направлена на формирование у них личностной зрелости, внутреннего локуса контроля, чувства ответственности по отношению к родительским финансам, снижение конформности и инфантилизма, увеличение уровня психологического благополучия и самооценки, а также повышение качества детско-родительских отношений.

Список источников:

Богдановская И.М., Королева Н.Н., Углова А.Б. Восприятие стилей воспитания у подростков с проблемным использованием интернета // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 101-109. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2020-3-89.

Бунина Н.Ю., Чередниченко Е.В. Профилактика компьютерной и интернет-зависимости несовершеннолетних // Теория и практика осуществления профилактической работы, направленной на предупреждение зависимого поведения несовершеннолетних, в образовательных организациях : материалы VIII Межрегион. науч.-практ. Internet-конф. Тамбов, 2022. С. 261-266.

Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М., Зосич А.С. Проблема отношения современных подростков к деньгам // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9, № 4 (33). С. 132-134. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0904-0028.

Зелепукина Т.А. Интернет-зависимость как основание для ограничения дееспособности // Научная дискуссия современной молодежи: экономика и право : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Г.Ю. Гуляева. Пенза, 2016. С. 613-615.

Киселева Т.Г. Индивидуальные особенности подростков, предрасположенных к интернет-зависимости // Вестник КГУ. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23, № 3. С. 46-50.

Малыгин В.Л., Феклисов К.А., Искандирова А.Б., Антоненко А.А. Методологические подходы к раннему выявлению интернет-зависимого поведения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России : электрон. науч. журн. 2011. № 6. URL: http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer03.php (дата обращения: 23.05.2022).

Межевникова О.П. Интернет-зависимость молодежи в условиях развития информационных технологий // Гуманитарный трактат. 2018. № 23. С. 34-37.

Особенности ценностных ориентаций у подростков с интернет-зависимым поведением / В.Л. Малыгин, Ю.А. Меркурьева, А.Б. Искандирова, Е.Е. Пахтусова, А.В. Прокофьева // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). С. 1-20.

Полтавская М.Б., Козлова С.И., Сонина М.А. Роль денег в современном обществе в оценке старшеклассников (социально-экономический аспект) // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности : тр. III Междунар. науч. интернет-конф. / отв. ред. М.Ю. Семенов. Омск, 2009. С. 24-40.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 4. С. 79-88.

Филинкова Е.Б. Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 152-173.

Шутова Н.В., Баранова Ю.М. Оценка риска интернет-зависимости для психического здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2017. Т. 96, № 6. С. 568-572. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2017-96-6-568-572.

Щедрина Е.В. Исследование экономических представлений у детей // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 157-164. Anderson E.L., Steen E., Stavropoulos, V. Internet use and problematic internet use: A systematic review of longitudinal research trends in adolescents and emergent adulthood // International Journal of Adolescence and Youth. 2017. Vol. 22, no. 4. P. 430-454. https://doi.org/10.1080/02673843.2016.1227716.

Beutler I.F., Gudmunson C.G. New adolescent money attitude scales: Entitlement and conscientiousness // Journal of Financial Counseling and Planning. 2012. Vol. 23, no. 2. P. 18-31.

Chen Y.-L., Chen S.-H., Gau S.S.-F. ADHD and autistic traits, family function, parenting style, and social adjustment for internet addiction among children and adolescents in Taiwan: longitudinal study // Research in Developmental Disabilities. 2015. Vol. 39. P. 20-31. https://doi.org/10.1016/j.ridd.2014.12.025.

Gudmunson C.G., Beutler I.F. Relation of parental caring to conspicuous consumption attitudes in adolescents // Journal of Family and Economic Issues. 2012. Vol. 33. P. 389-399.

References:

Anderson, E.L., Steen, E., & Stavropoulos, V. (2017) Internet use and problematic internet use: A systematic review of longitudinal research trends in adolescents and emergent adulthood. International Journal of Adolescence and Youth. 22 (4), 430-454. Available from: doi:10.1080/02673843.2016.1227716.

Beutler, I.F. & Gudmunson, C.G. (2012) New adolescent money attitude scales: Entitlement and conscientiousness. Journal of Financial Counseling and Planning. 23 (2), 18-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bogdanovskaya, I.M., Koroleva, N.N. & Uglova, A.B. (2020) Perception of parenting styles in adolescents with problematic Internet use. The Herzen University Studies: Psychology in Education. (3), 101-109. Available from: doi:10.33910/herzenpsyconf-2020-3-89. (In Russian)

Bunina, N.Yu. & Cherednichenko, E.V. (2022) Prevention of computer and Internet addiction of minors. In: Theory and practice of preventive work aimed at preventing addictive behavior of minors in educational institutions: Proceedings of the VIII Interregional scientific and practical Internet-conference. Tambov, TOGBU "Tsentr lechebnoi pedagogiki i differentsirovannogo obucheniya", 261-266. (In Russian)

Chen, Y.-L., Chen, S.-H., & Gau, S.S.-F. (2015) ADHD and autistic traits, family function, parenting style, and social adjustment for internet addiction among children and adolescents in Taiwan: longitudinal study. Research in Developmental Disabilities. 39, 20-31. Available from: doi:10.1016/j.ridd.2014.12.025.

Gryaznova, E.V., Treushnikov, I.A., Mal'tseva, S.M. & Zosich, A.S. (2020) The problem of modern teenagers' attitude to money. Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 9 (4), 132-134. Available from: doi:10.26140/anie-2020-0904-0028. (In Russian)

Gudmunson, C.G. & Beutler, I.F. (2012) Relation of parental caring to conspicuous consumption attitudes in adolescents. Journal of Family and Economic Issues. 33, 389-399.

Kiselyova, T.G. (2017) The individual characteristics of adolescents who are at risk for Internet addiction. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics. 23 (3), 46-50. (In Russian)

Malygin, V.L., Feklisov, K.A., Iskandirova, A.B., Antonenko, A.A. (2011) Methodological approaches to early detection of internet addict behavior. Medicinskaa Psihologia v Rossii. (6). http://medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_6_11/nomer/nomer03.php. (In Russian) Malygin, V.L., Merkurieva, Yu.A., Iskandirova, A.B., Pakhtusova, E.E. & Prokofieva, A.V. (2015) Specific features of value orientations in adolescents with Internet addictive behaviour. Medicinskaa Psihologia v Rossii. 4, 1-20.

Mejevnikova, O.P. (2018) Internet dependence of young people in the development of information technology. Gumanitarnyi Traktat. (23), 34-37. (In Russian)

Philinkova, E.B. (2010) The attitudes of senior pupils to money and ways of their earning. Social Psychology and Society. (1), 152-173. (In Russian)

Poltavskaya, M.B., Kozlova, S.I. & Sonina, M.A. (2009) The role of money in modern society in the assessment of high school students (Socio-economic aspect). In: Semenov, M.Yu. (ed.) Professional identity and economic behavior of the individual: Proceedings of the III International scientific Internet conference. Omsk, Poligraficheskii tsentr KAN, 24-40. (In Russian)

Shchedrina, E.V. (1991) Study of economic representations in children. Voprosy Psychologii. (2), 157-164. (In Russian) Shutova, N.V. & Baranova, Yu.M. (2017) Risk assessment of internet addiction for the mental health of adolescents. Hygiene and Sanitation. 96 (6), 568-572. Available from: doi:10.18821/0016-9900-2017-96-6-568-572. (In Russian)

Soldatova, G.U. & Rasskazova, E.I. (2013) Excessive use of the internet: Signs and factors. Psikhologicheskii Zhurnal. 34 (4), 79-88. (In Russian)

Zelepukina, T.A. (2016) Internet addiction disorder as basis for legal incapacity. In: Gulyaev, G.Yu. (ed.) Scientific discussion of modern youth: Economics and law: Proceedings of the International scientific and practical conference. Penza, Nauka i Pros-veshchenie, 613-615. (In Russian)

Информация об авторе Ю.В. Петрова - младший научный сотрудник Института психологии, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1088252.

Information about the author Yu.V. Petrova - Junior Researcher at the Institute of Psychology, The Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint Petersburg, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1088252.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 23.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 24.05.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.