Роль самооценки в проявлении склонности к компьютерной зависимости
Орлова О.М., Башук Е.Н.
В исследовании изучается взаимосвязь симптомов неадекватной самооценки в проявлении склонности к компьютерной зависимости. Установлены достоверные различия юношей и девушек по проявлениям гейм-ад-дикции и интернет-коммуникации. Обнаружены корреляции компьютерной аддикции с неадекватным отношением к жизни, заниженной самооценкой, социальной изолированностью и социальной зависимостью, а также с личностными проблемами принятия решений.
Ключевые слова: компьютерная аддикция, самооценка, социальная дезадаптация, поведение студенческой молодежи
Компьютерная аддикция (или ки-бераддикция) является одной из ключевых проблем распространения цифровых технологий в жизни человека [1, 7]. В определенных обстоятельствах интерес к компьютерным играм, гаджетам, оп-Ппе-об-щению, а также увлеченность Интернетом могут перерастать в разные формы зависимости, при которых времяпровождение за компьютером, либо другими цифровыми устройствами виртуальной среды, превышает допустимые нормы. При этом может иметь место разрушающее воздействие на психику. Особо деструктивное значение это имеет для молодежи [3, 5]. Психологические аспекты данной проблемы касаются личностных и социальных причин аддикции. Одним из факторов предрасположенности к компьютерной зависимости является самооценка. Исследования показывают её ключевую роль в формировании склонности к зависимому поведению [2, 4]. Вместе с тем, роль отдельных симптомов неадекватной самооценки в предрасположенности к различным видам аддикции изучена недостаточно. Целью данной работы является изучение взаимосвязи склонности к различным формам компьютерной зависимости с отдельными составляющими
неадекватной самооценки на примере студентов гуманитарных направлений подготовки.
Исследование проводилось на студенческих группах. Использовались сравнительный анализ с применением U-критерия Манна-Уитни и корреляционный анализ по Спир-мену. Для математического анализа использовалась статистическая программа SPSS 19.0.
Для диагностики склонности к зависимому поведению использовалась методика «Компьютерная ад-дикция». Эта методика разрабатывается нами для определения лиц подросткового и юношеского возраста с проявлениями зависимого поведения при взаимодействии с компьютером. Под компьютерной аддикцией (кибераддикцией) понимается зависимость от виртуальной среды, созданной с помощью компьютерных технологий [8]. Опросник состоит из 32 утверждений, которые относятся к 4 шкалам:
а) привязанность к Интернету -навязчивое желание просматривать различные сайты),
б) игровая зависимость (гейм-ад-дикция) - зависимость от компьютерных игр,
в) зависимость от сетевого общения - избыточные интернет-коммуникации в виртуальной среде,
г) гаджет-зависимость - навязчивое желание приобретать новинки цифровых устройств.
Отличие данной методики от аналогичных заключается в её компактности при достаточно широкой оценке различных видов киберзави-симости (4 вида). Особенностью данной методики является структурированный список поведенческих признаков, выделенных экспертным
методом, каждый из которых является показателем склонности к зависимости. Осуществлены оценка валидности и внутренней согласованности шкал данного опросника. Сопоставлялись диагностические показатели методики «Компьютерная аддикция», а также тестов «Шкала Интернет-зависмости» А.Е. Жичкиной, «Опросник на Интернет-зависимость» К. Янг (в адаптации В. Буровой), «Тест для определения степени компьютерной зависимости» Т.А. Шишковец, «Опросник проблематичного использования Интернета» Р. Дэвиса (в адаптации Э. Губенко). Внутренняя согласованность оценивалась с использованием метода Кьюдера — Ричардсона [6]. Определены статистические нормы по тесту на основе шкалы процентилей. Психометрическая проверка показала высокую надежность и конструктную валид-ность методики. Исследование эмпирической валидности продолжается.
Для диагностики самооценки использовался опросник «Симптомы неадекватной самооценки» А.В. Орлова [6]. Данная методика разрабатывалась, как исследовательская методика для оценки объективности лиц в их способности характеризовать себя и других людей. Опросник «Симптомы неадекватной самооценки» предназначен для определения выраженности показателей неадекватности респондентов в собственной самооценке или оценке других людей. К характеристикам неадекватной самооценки относятся: 1) неадекватное отношение к жизни, 2) неадекватно завышенное самомнение, 3) неадекватно заниженное самомнение, 4) предвзятость, 5) иррациональность
и проблемы принятия решения, 6) социальная желательность, 7) социальная изолированность, 8) социальная зависимость, 9) самопрезентация. Методика имеет хорошие показатели надежности и валидности.
В исследовании участвовали студенты 1-3 курсов, обучающиеся по экономическим, социальным, психологическим и филологическим направлениям подготовки в количестве 316 человек, в том числе 125 юношей и 191 девушка. Возраст - от 17 до 23 лет. Большинство студентов демонстрировали невысокие показатели как компьютерной зависимости в целом, так и отдельных её составляющих, на уровне от 0 до 3 баллов по шкалам опросника. Достоверных различий между студентами разных направлений подготовки не установлено. Можно предположить, что студенты разных профессиональных групп демонстрируют в целом более-менее одинаковую привязанность к компьютерной деятельности. Наибольший интерес у студентов вызывает поиск информации в сети Интернет, а также возможности сетевого общения. Симптомы гейм- и гаджет-зависимости выражены в меньшей степени.
Вместе с тем, установлены отличия юношей и девушек по некоторым формам компьютерной аддикции. Средние показатели невысокие (1,0 - 3,5 баллов), однако различия достоверны. Юноши демонстрируют достоверно (р<0,01) большую склонность к гейм-аддикции, а девушки - привязанность к сетевому общению (р<0,05). По проявлению привязанности к Интернету и гаджет-зависимости отличий не установлено. Также девушки достоверно больше времени, по их оценкам, проводят за компьютерами или
аналогичными устройствами. Вероятно, это связано с большей прилежностью девушек при выполнении домашних заданий на компьютере, подготовкой к занятиям и аттестации.
Основной задачей нашего исследования было изучение взаимосвязи различных форм компьютерной зависимости с выраженностью симптомов неадекватной самооценки. В результате корреляционного анализа установлено несколько достоверных связей (р<0,01), указывающих на определенное значение некоторых деструктивных проявлений самооценки для развития кибераддикции.
Неадекватное отношение к жизни, то есть негативная оценка собственной жизни связана положительными корреляциями с гейм-ад-дикцией (г=0,37), пристрастием к Интернету (г=0,32), зависимостью от сетевого общения (г=0,30). Это может говорить о том, что ощущение пустоты, бесполезности, беспомощности, невостребованности, настрой на неприятности, разочарование в своих возможностях способствуют развитию компьютерной аддикции. Аналогичные взаимосвязи установлены у данных форм киберзависимости с проявлением неадекватно заниженной самооценки, то есть неуверенностью в себе (1=0,30-0,41).
Иррациональность и проблемы принятия решения, как неадекватное проявление самооценки, выражающееся в постоянных сомнениях, ощущении собственной неправоты, импульсивности в принятии решения, непоследовательности, коррелирует с привязанностью к Интернету (г=0,52) и сетевому общению (г=0,43). Возможно лица, имеющие сложности с принятием
281
Fl
решений ищут в виртуальной среде что-то, что способствует их ощущению определенности и собственной правоты.
Социальная изолированность (ощущение одиночества, отсутствие возможности или желания вступать в социальные контакты) и социальная зависимость (ориентация на мнение авторитетных личностей слабохарактерность, конформность) имеют достоверные корреляционные связи с привязанностью к Интернету (соответственно, г=0,48 и г=0,35) и игровой зависимостью (соответственно, г=0,43 и г=0,31). Возможно, в данном случае, виртуальная реальность компенсирует недостаток полноценных межличностных отношений.
Самопрезентация - то есть стремление представить себя в социальном окружении в выигрышном свете, намерение понравиться другим людям, скрывая недостатки, коррелирует с повышенным стремлением к сетевому общению (г=0,32) и гаджет-аддикцией (г=0,30). Вероятно, эти формы зависимости поддерживают общее стремление данных людей производить впечатление на других.
Не установлено достоверных корреляций кибераддикции со следующими проявлениями неадекватной самооценки:
— предвзятости - некритичным отношением к собственному мнению, ощущению собственной правоты без должных оснований,
— неадекватно завышенным самомнением - чрезмерно высокой самооценкой, не соответствующей реальным возможностям и достижениям человека,
— социальной желательностью - демонстративной приверженностью социальным нормам, вероятно не соответствующей реальному поведению, выражающейся в чрезмерных требованиях долга и морализаторстве.
В целом, на основании проведенного исследования, можно заключить, что проявления компьютерной аддикции и неадекватной самооценки оказываются взаимосвязаны. Положительные достоверные коэффициенты корреляции показывают, что дезадаптированные лица, не приспособленные к результативному социальному поведению имеют повышенную склонность к компьютерной аддикции.
Литература
1. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. М.: МПСУ; Воронеж: МОДЕК, 2013. 192 с.
2. Гарева Н.А., Луковкина
A.Ю., Жаурова А.А., Парин С.Б., Полевая С.А. Исследование характера связи между деятельностью в компьютерной виртуальной реальности и психофизиологическим профилем школьников и студентов // Экспериментальный метод в структуре психологического знания / Отв.ред.
B.А.Барабанщиков. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 471-477.
3. Интернет-зависимое поведение у подростков. Клиника, диагностика, профилактика / В.Л. Малыгин и др. М.: Арсенал образования, 2010. 136 с.
4. Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития / Ред.-сост. А.Е. Войскун-ский. - М.: Акрополь, 2009. 279 с.
5. Ларионова С.Ю., Дегтерев А.С. Интернет-зависимость у студентов: вопросы профилактики // Психологическое образование в России. 2013, № 2. С. 232-239.
6. Орлов А. В. Связь самооценки студентов с их отношением к родителям // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики / Под ред. С. В. Петрушина. Казань: Изд-во «Отечество», 2009. С. 477-482.
7. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск: Пороги, 2006. 196 с.
8. Suler, J. Computer and cyberspace addiction // International Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2004, № 1. P. 359-362.
The role of self-esteem in the manifestation
of a tendency to computer addiction Orlova O.M., Bashuk E.N.
National Research Lobachevsky State
University of Nizhny Novgorod The study examines the relationship of symptoms of inadequate self-esteem in the manifestation of a tendency to computer addiction. There are significant differences between boys and girls in the manifestations of game addiction and Internet communication. Correlations of computer addiction with inadequate attitude to life, low self-esteem, social isolation and social dependence, as well as with personal decision-making problems were found. Keywords: computer addiction, self-esteem, social disadaptation, behavior of students
References
1. Belinskaya E.P. Psychology of Internet communication. M .: MPSU; Voronezh: MODEK, 2013.192 p.
2. Gareva N.A., Lukovkina A.Yu., Zhaurova A.A., Parin S.B., Polevaya S.A. Investigation of the nature of the relationship between activities in computer virtual reality and the psychophysiological profile of schoolchildren and students // An experimental method in the structure of psychological knowledge / Ed. V.A. Drummers. M .: Publishing House "Institute of Psychology RAS", 2012. S. 471-477.
3. Internet-dependent behavior in adolescents.
Clinic, diagnosis, prevention / V.L. Malygin et al. M.: Arsenal of Education, 2010.136 s.
4. Internet addiction: the psychological nature
and dynamics of development / Ed.-comp. A.E. Voyskunsky. - M.: Acropolis, 2009.279 p.
5. Larionova S.Yu., Degterev A.S. Students' Internet addiction: prevention issues // Psychological education in Russia. 2013, No. 2. S. 232-239.
6. Orlov A. V. The relationship of students' self-
esteem with their attitude to parents // Challenges of the era in the aspect of psychological and psychotherapeutic science and practice / Ed. S.V. Petrushina. Kazan: Publishing House "Fatherland", 2009. S. 477-482.
7. Yuryeva L.N., Bolbot T.Yu. Computer addiction: formation, diagnosis, correction and prevention. Dnepropetrovsk: Thresholds, 2006.196 s.
8. Suler, J. Computer and cyberspace addiction
// International Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2004, No. 1. P. 359-362.