УДК 68:01 ББК 357
Жукова Марина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Zhukova Marina Vladimirovna Candidate of pedagogics, Associate Professor Department of Education, Psychology and substantive procedures Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk [email protected] Компьютерная зависимость как один из видов аддиктивной реализации Computer addiction as a type of addictive implementation В статье раскрыты проблемы формирования компьютерной и Интернет-зависимости, представлены типы компьютерной зависимости, симтомы, характерные для кмпьютерных аддиктов, стадии формирования зависимости, факторы риска формирования компьютерной аддикции у детей. In the article the problem of formation of computer and Internet addiction, the types of computer abuse, simtomy characteristic kmpyuternyh addict, depending on the stage of formation, risk factors of computer addiction in children.
Ключевые слова: зависимость, аддикция, аддиктивное поведение, ин-тернет-аддикция, виртуальная реальность.
Key words: addiction, addiction, addictive behavior, Internet addiction, virtual reality.
XXI век характеризуется переходом от постиндустриальногообщества к обществу информационному, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.
Критериями К-общества (от knowledge - знания) являются:
• увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;
• возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;
• нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;
• создание глобального информационного пространства;
• развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей.
Таким образом, на современном этапе развития общества происходит информатизация всех сфер общественной жизни, компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предполагает формирование информационной компетентности учащихся, как условия реализации центральной идеи - научить ребенка учиться. Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность.
Современный ребенок растер в среде, в которой компьютер стал вполне обыденной вещью. Информатизация начальной школы имеет множество позитивных аспектов: игровая форма представления информации, ее образность, более широкие возможности стимулирования познавательной активности, индивидуализация обучения, легкость моделирования ситуаций, которые невозможны в повседневной жизни, формирование и повышение информационной культуры ребенка.
Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) в своем последнем исследовании «Интернет в России» получил данные о том, что в РФ количество Интернет пользователей среди взрослого населения составляет на данный момент 43% (50 миллионов человек). Из этого количества трое из каждых 10 пользователей
- представители так называемой активной аудитории, члены которой входят в Сеть хотя бы один раз в сутки.
Уже к концу 2014 года количество пользователей Интернета в России может значительно увеличиться, вплоть до 80 миллионов человек. Это примерно 71% населения всей страны старше 18 лет. Таким образом, считают эксперты ФОМ, при нынешних темпах роста инфраструктуры Интернета в России, количество Интернет-пользователей к 2014 году вырастет на 30 миллионов человек [5].
Компьютер становится не только рабочим инструментом, он начинает влиять на поведение человека, его межличностные контакты и отношения. Изменяются отношения человека с окружающим миром, формируется «человек информационный», поскольку система «человек-человек» вытесняется системой «человек-компьютер», что приводит ко многим негативным изменениям: эмоциональному отчуждению, десоциализации, трансформации сознания, рационализации психической деятельности, деструктивными изменениям психики. Некоторые исследователи отмечают появление нового типа личности -«виртуальной» [10]. Наиболее чувствительной к этим изменениям является психика детей, подростков и лиц молодого возраста.
Таким образом, актуализируется проблема компьютерной и интернет-зависимости, которая отражается на психическом и физическом здоровье человека, и имеет мировой масштаб.
Компьютерная зависимость является одной из форм аддиктивного поведения. Аддикция (в разговорном английском addiction - пагубная привычка, страсть от лат. addictus - слепо преданный, полностью, пристрастившийся к чему-либо, обреченный, порабощенный, целиком подчинившийся кому-либо). В русском языке синонимично слову пристрастие (сильная склонность к чему-либо), [9], (страсть к чему-либо, сильная наклонность, привязанность, слепое безотчетное предпочтенье чего-либо) [4].
По различным оценкам, на сегодняшний день диагноз «компьютерная зависимость» можно поставить 10% населения земного шара. Российские психиатры полагают, что среди россиян этой болезнью страдают 4-6%.
Итак, термин «компьютерная зависимость» определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером.
На данный момент среди специалистов нет единого мнения о том, как следует называть этот феномен. Впервые наличие зависимости отметили американские ученые в начале 80-х годов (М. Шоттон, Ш. Текл, Т. Больбот), которые указывали, что формирование компьютерной зависимости обусловлено не только потребностью ухода от реальности или личные проблемы, но и индивидуальные характеристики человека (например, особенности характера, определяющие устойчивее поведение человека).
Один из первых исследователей Интернета профессор Джон Сулер отмечает, что, возможно, следует говорить о кибераддикции - зависимости от виртуальной среды, созданной с помощью компьютерных технологий [3].
Интернет-зависимость (Интернет Addiction Disorder) - психическое состояние, для которого характерно навязчивое желание пользоваться Интернетом и невозможность прекратить это делать.
Впервые это явление было описано в 1995 году доктором Айвеном Голд-бергом, который выделил следующие основные симптомы этого расстройства: использование компьютерных игр вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс; использование компьютерных игр причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу [1].
Позднее проведены исследования в области психологии Интернет-зависимости К.Янг и Д.Гринфилдом. В России вопросы компьютерной зависимости изучаются примерно с 2000-х годов. Психологические и социальные аспекты исследуются в работах А. Войскунского, А. Жичкиной, Н. Корытниковой и других авторов.
На сегодняшний день существуют два базовых определения расстройства, связанного с компьютером. Первое определение Интернет-зависимости дал Ivan Goldberg , который под Интернет-зависимостью он понимал расстройство поведения в результате использования Интернета и компьютера.
По мнению Kandell's (1998) понятие «Интернет-зависимость» включает в себя любой вид деятельности в сети.
В настоящее время «Интернет-зависимость (Интернет-аддикция, виртуальная аддикция, кибераддикция, нетаголизм)» трактуется как навязчивое или компульсивное желание войти в Интернет, находясь off- line, и невозможность выйти из Интернета, находясь on-line.
Доктор Kimberly Young ввела второе понятие - проблемное использование Интернета (ПИИ) (1998), выделив следующие характерные черты: навязчивое желание проверить e-mail; постоянное ожидание следующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.
Таким образом, «Интернет-зависимость» - широкое понятие, которое обозначает большое количество проблем поведения и контроля над влечением.
В настоящее время не существует общепризнанной классификации компьютерной зависимости, в различных источниках выделяются следующие типы зависимости, связанные с компьютерными технологиями: компьютерные игры и Интернет-зависимость (страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм; навязчивый серфинг (путешествие в сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам); игровая зависимость - навязчивое увлечение компьютерными играми по сети; виртуальные знакомства (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в Сети); киберсекс (увлечение порносайтами).
Для развития зависимости представляют опасность следующие возможности виртуальной реальности, позволяющие конструировать виртуальное «я» и управлять впечатлением о себе: практически неограниченный доступ к информации; возможность сокрытия любого проявления собственной жизни; возможность изменения роли, принятия на себя той роли, которая кажется наиболее выигрышной; возможность изменения мира вокруг себя, конструирования другой, желаемой реальности; возможность анонимных социальных контактов; возможность реализации собственных фантазий с обратной связью.
Таким образом, пользователь Интернет удовлетворяет следующие виды потребностей: коммуникативная; познавательная; игровая, однако зависимость возникает в том случае, если эти потребности являются фрустрированными в реальной жизни.
Выделяют ряд симптомов, характерных для компьютерных аддиктов: психологические симптомы (хорошее самочувствие или эйфория за компьютерной игрой; невозможность остановиться; увеличение количества времени, проводимого за компьютером; пренебрежение семьей и друзьями; ощущения пустоты, депрессии, раздражения в том случае, если нет возможности находиться за компьютером; ложь членам семьи; проблемы с учебой); физические симптомы (синдром карпального канала - туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц; сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; нерегулярное питание; пропуск приемов пищи или еда за компьютером; пренебрежение личной гигиеной; расстройства сна, изменение режима сна) [6].
Как и любой вид аддиктивного поведения развитие Интернет-зависимости проходит ряд стадий: первая стадия - выбор привлекательного варианта виртуальной реальности (опробование различных вариантов серфинга в Интернете, формирование своего собственного сетевого стиля, постепенное вытеснение реальных контактов, компенсация неудачной коммуникации);
вторая стадия - происходит перенос цели в виртуальную реальность, ограничение выбора и формирование зависимости (увеличение количества контактов в сети, перенос реальной жизни в виртуальное пространство, прекращение использования возможностей Интернет для решения реальных жизненных задач, углубления знаний); 3 стадия - стадия стабилизации, зависимость переходит в хроническую форму (человек возвращается к реальной жизни, однако в стрессовой ситуации или при возникновении новых тем или собеседников зависимость вновь усиливается).
В психологии был описан особый тип психических состояний, существующих только актуально. Этот тип психологических состояний был назван «виртуальными состояниями» и связан с понятием «виртуальной реальности», имеющей ряд специфических свойств: порожденность (продуцируется внешней по отношению к ней активностью другой реальности); актуальность (существует актуально, только «здесь и теперь», только пока активна порождающая реальность); автономность (имеет свое время, пространство и законы существования, для человека, находящегося в виртуальной реальности нет прошлого и будущего); интерактивность ( может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей как онтологически независимая от них) [7].
Понятие «виртуальная реальность» было введено в научный обиход в 1984 году Джароном Ланье, который вместе с группой ученых разрабатывал систему виртуальной реальности в области симуляции хирургических операций и трактовалось как иллюзорная реальность, порожденная компьютерными технологиями.
А. И. Воронов под виртуальной реальностью понимает «кибернетическое пространство, созданное на базе компьютера, в котором техническими средствами предпринята полная изоляция оператора от внешнего мира, то есть, перекрыты все каналы тактильной, слуховой, зрительной и любой иной связи с окружающим пространством» [2, с.7].
Н. А. Носов отмечает, что виртуальная реальность онтологически отделена от реальности константной (порождающей), но равноправна по отношению к ней. «Идея виртуальности указывает на особый тип взаимоотношений между разнородными объектами, располагая их на разных иерархических уровнях и определяя специфические отношения между ними: порожденности и интерактивности - объекты виртуального уровня порождаются объектами нижележащего уровня, но, несмотря на свой статус порожденных, взаимодействуют с объектами порождающей реальности как онтологически равноправные. Совокупность виртуальных объектов относительно порождающей реальности образуют виртуальную реальность» [8, с.157].
Таким образом, в современном понимании, «виртуальная реальность» -это часть психологической реальности человека.
Сегодня ученые еще не пришли к однозначному мнению о том, следует ли проявлять столь повышенное внимание к проблемам компьютерной аддикции. С одной стороны, это увлечение поглощает человека, заставляя его погружаться в виртуальный мир в ущерб общению, учебе, спорту. С другой - данные исследований свидетельствуют о том, что наступает момент пресыщения, снижения активности в отличие от других форм аддиктивной реализации. Однако в детском возрасте развитие происходит настолько динамично, что возникает опасность личностных деформаций.
В заключение следует отметить, что необходимость овладения компьютерными технологиями на современном этапе развития общества не вызывает сомнений, однако требует повышенного внимания проблема профилактики вредных последствий увлечения виртуальными технологиями.
Библиографический список
1. Войскунский, А.Е. От психологии компьютеризации к психологии Интернета [Текст] / А.Е. Войскунский// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. -2008. - №2. - С. 140-153.
2. Воронов, А.И. Философский анализ понятия «Виртуальная реальность» [Текст] / А.И. Воронов. - Авто-реф. дис.... канд. филос. наук. - СПб. - 1999. -22 с.
3. Горелова, А.В. интернет-зависимость как объект социологического исследования [Электронный ресурс] А.В. Горелова. - режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/grani/2013_2/25.pdf.
4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия [Текст] / В.И. Даль. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, Изд-во ЭКСМО-МАРКЕТ, 2000, - 736с.
5. Динамика роста числа интернет-пользователей в России - отчет ФОМ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://telekomza.ru/2011/03/18/dinamika-rosta-chisla-internet-polzovatelej-v-rossii-otchet-fom/.
6. Кудрявцев, В. Интернет или «экологически чистый» наркотик [Текст]/ В. Кудрявцев // Воспитание школьников - 2009. - №5. - С. 23-25.
7. Носов, Н. А. Виртуальная психология. [Текст] / Н.А. Носов. - М: Аграф, 2000. - 430 с.
8. Носов, Н. А. Виртуальная реальность [Текст] /Н. А. Носов // Вопросы философии. - 1999. - №10. - С. 152 - 165.
9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.
10. Щербина, В.И. Сетевые сообщества в ракурсе социологического анализа. Опыт рефлексии становления «кибер-коммуникативного континуума» [Текст] / В.И. Щербина. - Запорожье: Просвгга, 2001. - 258 с.
Bibliography
1. Voiskunsky, AE Computerization of psychology to the psychology of the Internet [ Text] / AE Voiskunsky / / Bulletin of Moscow University. Series 14. Psychology . - 2008. - № 2 . - S. 140-153 .
2. Ravens, AI Philosophical analysis of the concept of " Virtual Reality" [ Text] / A. Ravens. - Auto- Ref. dis .... Candidate . Philosophy. Science. - St. Petersburg. - 1999 . - 22 s.
3. Gorelov, AV Internet addiction as an object of sociological research [electronic resource] AV Gorelov . - Mode of access: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/grani/2013_2/25.pdf.
4. Dahl, V. Dictionary of Russian language. The modern version of [Text ] / VI Dahl . - Moscow: Publishing House of the EKSMO Press, Publishing House of the EKSMO MARKET , 2000 - 736s .
5. Increase in the number of Internet users in Russia - report FOM [electronic resource] - Access mode : http://telekomza.ru/2011/03/18/dinamika-rosta-chisla-internet-polzovatelej-v-rossii-otchet-fom / .
6. Kudryavtsev, V. Internet or " eco-friendly " drug [ Text] / Kudryavtsev / / Parenting School - 2009. - № 5. - S. 23-25.
7. Nosov, NA Virtual Psychology [ Text] / N.A. Nosov. - M: Agraf, 2000. -430 p.
8. Nosov, N.A Virtual Reality [ Text] / N.A. Nosov / / Problems of Philosophy. - 1999 . - № 10. - S. 152 - 165.
9. Ozhegov, S.I. Explanatory Dictionary of Russian Language: 80,000 words and phraseological expressions [ Text] / Russian Academy of Sciences . Russian Language Institute . VV Vinogradova / S.I. Ozhegov, N.Y. Shvedova - 4th ed . , Amplified. - Moscow: Azbukovnik , 1999 . - 944 p.
10. Sherbina, VI Online communities from the perspective of sociological analysis. Experience reflection of becoming "cyber - communicative continuum " [Text ] / VI Nick . - Zaporozhye: Prosvita , 2001 . - 258 p.