УДК 159.9.07
DOI: 10.32343/2409-5052-2022-16-4-543-554
Научная статья
Сравнительный анализ совладающих стратегий поведения как характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов
Ю. В. Селиванова1, М. Д. Коновалова2, Е. Б. Щетинина3
2•3Саратовский национальный исследовательский государственный университет
имени Н. Г. Чернышевского, г. Саратов '[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2375-4131 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4788-2023 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8745-6673
Аннотация. В данной статье рассматриваются поведенческие стратегии преодоления стрессовых ситуаций и совладания с ними в качестве формально-динамических характеристик личностного самоопределения. Авторами предпринимается сравнительный анализ показателей копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов.
Цель статьи: охарактеризовать особенности копинг-стратегий студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Материалы и методы. Содержание статьи опирается на результаты исследований студентов Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, проведённых авторами в 2020-2022 годах. В исследовании использовался опросник совладания со стрессом (К. Карвер, М. Шейер, Дж. Вейнтрауб, в адаптации О. Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. А. Рассказовой, О. А. Сычева и В. Ю. Шевяховой).
Результаты исследования. Выделяются особенности предпочитаемых и отвергаемых стратегий совладания со стрессом у студентов с ограниченными возможностями здоровья в сравнении с нормотипичными студентами. Данные особенности заключаются в выборе стратегий, направленных на действенный анализ ситуации и поиск практических путей её преодоления. Проводится сравнительный анализ предпочитаемых и отвергаемых стратегий по гендерному признаку.
Обсуждение и заключение. Констатируется общность формально-динамических характеристик личностного самоопределения у студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся. Подчёркивается необходимость учёта стратегий совладания со стрессовыми ситуациями как основы для разработки программ и моделей психолого-педагогического сопровождения инклюзивного обучения.
Ключевые слова: личностное самоопределение, студенты с ограниченными возможностями здоровья, формально-динамические компоненты личностного самоопределения, копинг-стратегии
© Ю. В. Селиванова, М. Д. Коновалова, Е. Б. Щетинина, 2022
Для цитирования: Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Сравнительный анализ совладающих стратегий поведения как характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся студентов // Педагогический ИМИДЖ. 2022. Т. 16 № 4(57) С. 543-554 DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-543-554
Comparative Analysis of Coping Strategies as Characteristics of Personal Self-Determination of Students With Disabilities and Typically Developing Students
Yulia V. Selivanova1, Marina D. Konovalova2, Elena B. Shchetinina3
1,2,3N.G. Chernyshevsky Saratov State University, Saratov '[email protected], https://orcid.org/0000-0003-2375-4131 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4788-2023 [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8745-6673
Original article
Abstract. The paper discusses behavioral strategies for overcoming stressful situations and coping with them as formal dynamic characteristics of personal self-determination. The study involves a comparative analysis of indicators of coping strategies followed by students with disabilities and typically developing students.
The paper aims to characterize the specific features of coping strategies of students with disabilities in the context of inclusive education.
Materials and methods. The paper relies on the findings from the research on the students of Saratov State University, which was conducted in 2020-2022. The study used a stress coping questionnaire, which was developed by K. Carver, M. Scheyer and J. Weintraub and adapted by O. Gordeeva, E.N. Osin, E.A. Rasskazova, O.A. Sychev, and V.Yu. Shevyakhova. Results of the research. The study has highlighted the features of preferred and rejected strategies for coping with stress in students with disabilities in comparison with those typically developing. These features consist in choosing strategies to effectively analyze the situation and find practical ways to overcome it. A comparative analysis of preferred and rejected strategies by gender has been carried out.
Discussion and conclusion. The study shows the generality of the formal-dynamic characteristics ofpersonal self-determination of students with disabilities and typically developing students. The necessity to take into account the strategies for coping with stressful situations as the basis for the development of programs and models of psychological and pedagogical support of inclusive education is emphasized.
Keywords: personal self-determination, students with disabilities, formal-dynamic components of personal self-determination, coping strategies
For citation: Selivanova Yu. V, Konovalova M. D., Shchetinina E. B. Comparative Analysis of Coping Strategies as Characteristics of Personal Self-Determination of Students with Disabilities and Typically Developing Students. Pedagogicheskiy IMIDZH = Pedagogical IMAGE. 2022; 16(4): 543-554. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.32343/2409-5052-2022-16-4-543-554
Введение
Изучение проблемы личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья находится в фокусе внимания многих современных учёных-
544 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 543-554
психологов, занимающихся вопросами инклюзии студентов с ОВЗ в образовательную среду вуза [1; 2]. В исследовании основных характеристик личностного самоопределения мы опирались на концепцию, обоснованную в трудах Л. А. Александровой, А. А. Лебедевой, В. В. Бобожей [3; 4]. Изучение основополагающих показателей личностного самоопределения обнаружило необходимость выделения его содержательных и формально-динамических характеристик личностного самоопределения, что ранее было представлено в работах А. Л. Журавлева и А. Б. Купрейченко [5]. Результаты нашего изучения содержательных характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья позволили установить, что главным фактором этого процесса является интернальность. Высокая интернальность предполагает не только принятие обдуманных решений, но и оценку его результатов, а также даёт ощущение полноты жизни. У студентов с ограниченными возможностями здоровья не выявлена взаимосвязь интернальности и целеполагания, что свидетельствует о необходимости внешней поддержки в определении жизненных целей [6]. Полученные данные позволяют предположить, что результаты самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья в некоторых случаях порождаются не самой личностью, а окружающей её социальной средой, и лишь затем, на определённом жизненном этапе интериоризируясь, становятся внутренним содержательным компонентом самосознания.
Для изучения формально-динамических характеристик личностного самоопределения нами была поставлена цель: установить деятельностные показатели, которые проявляются в поведении в определённой ситуации, выборе способов реагирования на возникающие трудности, а также предпочитаемые стратегии принятия решений, влияющих на будущее.
Важное значение при изучении реакций человека на средовые обстоятельства имеет рассмотрение особенностей конкретной среды. Ситуация обучения в вузе, если её рассматривать со средовой точки зрения, характеризуется высокой динамичностью, насыщенностью различными событиями, которые происходят в учебном, научном и воспитательном процессах. Вузовская среда предполагает преодоление значительного количества стрессов, напряжения всех психофизиологических ресурсов, испытание личной ответственности студентов. С другой стороны, студентам предоставляются значительные возможности для участия в разных видах социальной активности: научной, досуговой, организаторской, культурно-массовой и др. Каждая из этих активностей не является обязательной для достижения результата обучения, но выступает достаточно привлекательной и значимой, соответственно, студенту приходится принимать непростые решения о вхождении в различные сообщества и объединения, что требует от него активных действий.
Инклюзивное вузовское обучение для студента с ОВЗ само по себе уже является сложным выбором для личности, предполагающим мобилизацию всех психофизических и личностных ресурсов. Решение о получении профессионального образования совместно с обычными студентами, об изменении привычной для себя системы поддержки со стороны родителей и специалистов, связанное, как правило, с сознательным предъявлением своей инаковости, даётся изначально непросто для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем ситуацию можно рассмотреть и с другой стороны. В инклюзивной группе студенты, не имеющие проблем со здоровьем, также находятся в ситуациях преодоления и вырабатывают определённые стратегии преодоления. Наш интерес заключался в сравнении стратегий совладающего поведения у студентов с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающихся.
Ситуация выбора, в которую погружается студент с ОВЗ (осознанно или неосознанно), является тем же выбором, который стоит перед каждым взрослеющим чело-
веком, начинающим решать не столько обязательные «нормативные» задачи, предписанные «социальной ситуацией развития», сколько самостоятельно поставленные и требующие решения задачи, сформулированные им в «личной ситуации развития». Для студентов с ОВЗ эта ситуация выбора становится более острой и критичной, так как предполагает высокую субъективную цену и значимость последствий того или иного выбора [4]. Таким образом, вузовская среда для студента с ОВЗ представляет пространство для непрерывного принятия решений, проверки собственных сил и реакций на внешние факторы, изменений и проб различных стратегий, а также возможного изменения уже сформированных содержательных характеристик личностного самоопределения. Именно поэтому для изучения показателей формально-динамических характеристик личностного самоопределения нами были выбраны стратегии совладания со стрессом в период вузовского обучения студентов с ОВЗ.
Методы исследования и выборка
Авторским коллективом под руководством Д. А. Леонтьева был разработан и адаптирован комплекс психодиагностических методик для изучения становления личности обучающихся с ОВЗ в условиях получения профессионального образования [7; 8]. В нашем исследовании используется одна из этих методик, направленная на выявление стратегий совладающего поведения. Это опросник совладания со стрессом COPE (К. Карвер, М. Шейер, Дж. Вейнтрауб). В своё время этот опросник был создан на основе подхода Р. Лазаруса. Адаптация опросника проведена коллективом исследователей в составе О. Гордеевой, Е. Н. Осина, Е. А. Рассказовой, О. А. Сычева, В. Ю. Шевяховой. В этой модификации методика предполагает выявление способов совладания со стрессом у студентов с ограниченными возможностями здоровья. Использование опросника предполагает, что испытуемый находится в ситуациях, связанных с совершением выбора и личной ответственности за принятые решения. Данные, полученные с помощью этой методики, интерпретируются нами как показатели формально-динамических характеристик личностного самоопределения, связанные с ин-тернальностью личности [9; 10].
Наше исследование проводилось на двух выборках, главным критерием различения которых являлось состояние здоровья опрашиваемых студентов. На первом этапе исследования нам удалось опросить 152 студента различных факультетов Саратовского государственного университета, обучающихся на различных курсах двух уровней подготовки (бакалавриат и магистратура), у которых не было формально зафиксировано каких-либо проблем со здоровьем. По половому признаку: 94 % - девушки и 6 % -юноши, средний возраст - 22 года.
Выборку студентов с ОВЗ составили 32 человека, обучающиеся по очной форме в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского, в выборку вошли студенты всех курсов двух уровней подготовки (бакалавриат и магистратура). По половому признаку - 69 % девушки, 31 % - юноши, средний возраст - 20,5 года.
Стимульный материал психодиагностических методик был адаптирован для студентов с ограниченными возможностями здоровья. С каждым студентом с ОВЗ проводился инструктаж и вводная беседа. Студенты с нарушениями зрения получали бланки с укрупнённым шрифтом, незрячие студенты пользовались услугами ассистента, который зачитывал вопросы и заносил ответы в бланк.
Результаты исследования
Результаты обработки опросника совладания со стрессом COPE предлагают выделение 15 наиболее обобщённых используемых стратегий совладания со стрессовыми ситуациями. В нашем исследовании в ходе обработки данных мы получили средние баллы и стандартные отклонения по каждой из стратегий, рассчитанные отдельно для
546 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022 Т' 16 № 4 (57)' С 543-
выборки студентов с ОВЗ и нормотипичных студентов. Графически результаты представлены в диаграмме 1. При визуальном анализе диаграммы очевидно, что выбор приемлемых и отрицание неприемлемых стратегий поведения у студентов с ОВЗ и нормотипичных студентов является схожим.
Рисунок 1
Выраженность копинг-стратегий студентов с ОВЗ и нормотипичных студентов по опроснику COPE, баллы
Figure 1
The coping strategies of students with disabilities and typically developed students according to the COPE questionnaire, points
i6 -,-
i
0 -I-1-1-1-1-.-.-.-1-1-1-1-1-.-.-,
F 1 F2 F3 F4 F5 F6 F7 F8 F9 FID Fll F12 F13 F14 F15
Для более подробного сравнительного анализа представим полученные результаты в форме таблиц.
Таблица 1
Предпочитаемые стратегии совладания со стрессовыми ситуациями студентов с ОВЗ и нормотипичных (средние баллы и стандартные отклонения)
Table 1
Preferred strategies for coping with stressful situations of students with disabilities and typically developed students (average scores and standard deviations)
F1 F5 F13 F15
Студенты с ОВЗ 13,68±2,0 13,27±2,5 12,0±2,7 14,0±2,3
Нормотипичные студенты 12,59±2,5 12,28±2,4 11,34±2,4 12,34±2,5
Студенты с ограниченными возможностями здоровья чаще всего используют стратегии F1, F5 и F15. Стратегия F1 предполагает позитивное переформулирование и личностный рост, стратегия F5 - активное совладание, действия, шаги, направленные на преодоление стрессовой ситуации, стратегия F15 - планирование, обдумывание того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разработки стратегий поведения. Студенты, не имеющие проблем со здоровьем, наибольший средний балл набрали также по этим трём копинг-стратегиям: F1, F5 и F15. К имеющим определённую популярность копинг-стратегиям можно также отнести F13, стратегию, предполагающую повышенный уровень принятия реальности, произошедшего, стрессовой ситуации. Таким образом, мы приходим к выводу, что нет значительной разницы в выборах предпочитаемых стратегий студентов с ОВЗ и нормотипичных студентов. Популярными и у тех и других являются стратегии, направленные на действия, анализ ситуации и практические пути её преодоления. Причём, судя по разнице баллов, студенты с ОВЗ оказались более решительными в выборе, давали на вопросы опросника крайние, по-
ложительные, более определённые ответы.
Таблица 2
Отвергаемые стратегии совладания со стрессовыми ситуациями студентов с ОВЗ и нормотипичных (средние баллы и стандартные отклонения)
Table 2
Rejected strategies for coping with stressful situations of students with disabilities and typically developed students (average scores and standard deviations)
F2 F6 F7 F9 F12
Студенты с ОВЗ 10,3±2,5 7,67±2,9 7,36±3,9 7,6±3,1 5,29±2,7
Нормотипичные студенты 9,7±2,3 8,33±2,8 7,39±3,2 7,37±2,5 6,11±3,0
Наименее популярными стратегиями совладания со стрессом у студентов с ОВЗ являются стратегии F6, F7, F9, F12. Стратегия F6 - это отрицание, отказ верить в случившееся, отрицание реальности; стратегия F7 - мысленное обращение к помощи Бога, веры, религии; стратегия F9 - отказ от достижения цели, регулирования усилий, направленных на взаимодействие со стрессором; стратегия F12 - использование алкоголя, лекарств, наркотиков как способа улучшения самочувствия. Для студентов, не имеющих проблем со здоровьем, неприемлемыми являются также стратегии F6, F7, F9 и F12. В список неприемлемых по выборке нормотипичных студентов вошла также ко-пинг-стратегия F2 - стратегия мысленного ухода от проблемы, использования различных видов активности для отвлечения от неприятных мыслей, связанных с проблемой, посредством фантазирования, сна или самоотвлечения. Таким образом, мы опять не видим принципиальной разницы в выборах копинг-стратегий в двух различных выборах. Отрицаемыми среди студентов обоих выборок являются неконструктивные, не приносящие результата, непрактико-ориентированные, основанные на эмоциях стратегии.
Интересно сравнить выборы копинг-стратегий среди респондентов мужского и женского пола. Несмотря на то, что основные тенденции уже были нами описаны выше, они отражают в целом «женские стратегии», так как имеется значительный перевес респондентов женского пола в исследуемых выборках.
Таблица 3
Предпочитаемые стратегии совладания со стрессовыми ситуациями респондентами - девушками с ОВЗ и нормотипичными студентами-девушками (средние баллы и стандартные отклонения)
Table 3
Preferred strategies for coping with stressful situations by female respondents with disabilities and typically developed female students (average scores and standard deviations)
F1 F3 F4 F5 F11 F13 F15
Студенты -девушки с ОВЗ 14,0±1,6 11,34±3,1 12,4±2,2 13,54±2,2 12,95±4,7 11,8±2,5 13,63±2,2
Нормотипичные студенты-девушки 12,46±2,6 11,27±2,8 11,7±2,6 12,20±2,8 11,5±3,1 11,26±2,4 12,25±2,5
Итак, для респондентов - девушек с ОВЗ наибольшее значение имеют стратегии F1, F5, F15, характерные для выборки в целом. Также сравнительно высокие баллы у девушек с ОВЗ, которые были получены по стратегиям: F11 - это стратегия поиска социальной поддержки по эмоциональным причинам, стремление найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание во внешнем окружении, и F4 -
548 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022 Т 16 № 4 (57)- С 543-
стратегия стремления получить совет, помощь или информацию.
В выборке нормотипичных студентов женского пола самыми предпочитаемыми копинг-стратегиями также стали F1, F5, F15. Менее выраженными, но также существенными являются копинг-стратегии F3 и F13. Стратегия F3 свидетельствует о повышенном уровне концентрации на эмоциях и их активном выражении, в том числе фокусировки на неприятных эмоциях, неприятностях и выражении чувств; стратегия F13 говорит о повышенном уровне принятия реальности произошедшего, стрессовой ситуации. Эти данные показывают, что у девушек наряду с преобладающими конструктивными стратегиями высока роль иррациональных, основанных на эмоциях и конформности.
Таблица 4
Отвергаемые стратегии совладания со стрессовыми ситуациями респондентами -девушками с ОВЗ и нормотипичными студентами-девушками (средние баллы и стандартные отклонения)
Table 4
Rejected strategies of coping with stressful situations by young female respondents with disabilities and typically developed young female students (average scores and standard deviations)
F6 F7 F9 F12
Студенты - девушки с ОВЗ 8,4 ±2,6 7,36±4,2 7,2±1,7 5,6±0,8
Нормотипичные студенты-девушки 8,34±2,8 7,4± 3,3 7,4±2,4 6,11±3,0
Самыми непопулярными у девушек с ОВЗ оказались стратегии F6, F7, F9 и F12, что в целом соответствует результатам анализа всей выборки. Все отрицаемые стратегии, на наш взгляд, связаны либо с нежеланием принимать решения, либо с поиском «психологических костылей» вовне. Учитывая то, что большинство респондентов выбирают действенные, практические способы разрешения стрессовых ситуаций, ситуация с отрицательными стратегиями становится вполне предсказуемой, которая предполагает однотипность выборов и девушек с ОВЗ, и девушек без проблем со здоровьем.
Если рассматривать способы борьбы со стрессом у нормотипичных студенток, то нужно сказать, что самыми непопулярными стратегиями у них оказались те же: F6, F7, F9, и F12, свойственные девушкам с ОВЗ.
Таблица 5
Предпочитаемые стратегии совладания со стрессовыми ситуациями респондентами - юношами с ОВЗ и нормотипичными студентами-юношами (средние баллы и стандартные отклонения)
Table 5
Preferred strategies for coping with stressful situations by young male respondents with disabilities and typically developed young male students (average scores and standard deviations)
F1 F4 F5 F8 F11 F13 F15
Студенты -юноши с ОВЗ 13,9±2,2 13,0±3,0 13,09±2,6 11,7±3,1 13,1±3,0 13,0±2,9 13,0±2,3
Нормотипич-ные студенты-юноши 14,7±2,7 11,8±2,7 13,66±2,5 11,55±3,0 13,55±3,1 12,6±2,5 13,77±2,6
У респондентов-юношей с ОВЗ наиболее предпочитаемыми оказались следующие стратегии совладания со стрессом: F1, F4, F5, F15. Указанные стратегии полностью
совпадают с преобладающими стратегиями у девушек с ОВЗ. Стратегия F13, связанная с принятием реальности произошедшего, стрессовой ситуации, характерна именно для юношей с ОВЗ.
Нормотипичные юноши в качестве предпочитаемых выбрали стратегии F1, F4, F5, F13, F15, свойственные их сверстникам с ОВЗ. Вместе с тем для них характерны также стратегия F8 - склонность к юмору (шуткам и смеху по поводу ситуации) и стратегия F11, связанная с поиском социальной поддержки по эмоциональным причинам, -стремление найти эмоциональную, моральную поддержку, сочувствие и понимание; эта стратегия характерна также для студенток - девушек с ОВЗ. Если анализировать сделанные выборы, то можно сказать, что в целом выборы значимых стратегий у студентов с ОВЗ и нормотипичных студентов похожи. Обе категории опрашиваемых прибегают к конструктивным способам выхода из проблемных ситуаций. Однако нормо-типичные студенты, на наш взгляд, демонстрируют больше поведенческих манёвров при решении определённых вопросов. Могут позволить себе отнестись к ситуации несерьёзно, с юмором, обратиться за советом или поддержкой. Такие легковесные и простые способы решения проблем не характерны для студентов - юношей с ОВЗ.
Таблица 6
Отвергаемые стратегии совладания со стрессовыми ситуациями респондентами -юношами с ОВЗ и нормотипичными студентами-юношами (средние баллы и стандартные отклонения)
Table 6
Rejected strategies of coping with stressful situations by young male respondents with disabilities and typically developed young male students (average scores and standard deviations)
F6 F7 F12
Студенты - юноши с ОВЗ 7,2±3,1 6,0±4 5,0±3,0
Нормотипичные студенты-юноши 8,11±2,8 6,2±3,2 6,8±3,0
Самыми непопулярными стратегиями у студентов - юношей с ОВЗ и нормотипичных студентов-юношей оказались F6, F7, F12. Юношам не характерна стратегия F9 -отказа от достижения цели, регулирования усилий, направленных на взаимодействие со стрессором, которая была выявлена у студенток - девушек с ОВЗ.
Заключение
Подводя итоги исследования копинг-стратегий с точки зрения изучения формально-динамических характеристик личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья, мы можем констатировать определённую общность поведенческого репертуара студентов в ситуации совладания со стрессом вне зависимости от наличия ограничений по здоровью. Этот факт подчёркивает то обстоятельство, что личностное самоопределение в студенческом возрасте является достаточно изменчивым и ситуативным, феноменом, связанным, в том числе, и с особенностями социальной среды. В процессе обучения в вузе студент с ОВЗ, сталкиваясь с различными событиями и мероприятиями, стрессами и неопределённостью, с необходимостью предпринимает попытки их преодоления, испытывает границы личной ответственности, напрягает все свои психофизические ресурсы. Социальная ситуация развития студента с ОВЗ, принявшего решение учиться в вузе и поступившего в него, уже предполагает определённый «высокий уровень входа», уже сложившиеся навыки преодоления, адаптивности и готовности это делать в дальнейшем. Вместе с тем ситуация обучения в инклюзивных группах должна предполагать внимание и к нормативно развивающимся студентам, так как именно они будут являться средовой, ценностной и ментальной опорой для студентов с ОВЗ.
В обобщённом виде по результатам нашего исследования предпочитаемыми стра-
550 РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ» 2022. Т. 16. № 4 (57). С. 543-554
тегиями совладания в студенческом возрасте являются стратегии, направленные на действия, анализ ситуации и практические пути её преодоления. Причём, судя по разнице баллов, студенты с ОВЗ более решительны в выборе, они и давали крайние, положительные, более определённые ответы.
Отрицаемыми среди студентов являются неконструктивные, не приносящие результата, непрактико-ориентированные, основанные на эмоциях стратегии.
У респондентов - девушек с ОВЗ кроме вышеописанных тенденций большое значение имеет стратегия поиска социальной поддержки, заключающаяся в обращении за советом, информацией, а также стратегия эмоционального реагирования на ситуацию. Для нормотипичных студенток-девушек самыми предпочитаемыми стали похожие конструктивные стратегии, однако к ним прибавились ещё и такие, которые могут не приводить к определённым результатам, основанные на иррациональности, эмоциях и конформности.
Самые непопулярные стратегии у студенток - девушек с ОВЗ связаны либо с нежеланием принимать решения, либо с поиском «психологических костылей» вовне. Таким же образом складывается ситуация и у нормотипичных студенток-девушек.
У студентов - юношей с ОВЗ наиболее предпочитаемыми оказались стратегии позитивного переформулирования и личностного роста, попыток переосмыслить стрессовую ситуацию в позитивном ключе, планирования, обдумывания того, как действовать в отношении трудной жизненной ситуации, разработки стратегий поведения, активного совладания, прямых действий, направленных на преодоление стрессовой ситуации, поиска социальной поддержки инструментального характера, стремление получить совет, помощь или информацию. Но вместе с тем для них характерна стратегия принятия реальности произошедшего, стрессовой ситуации. Нормотипичные студенты-юноши выбрали похожие стратегии. Обе категории опрашиваемых прибегают к конструктивным способам выхода из проблемных ситуаций. Однако нормотипич-ные студенты-юноши демонстрируют больше поведенческих манёвров при решении определённых вопросов. Могут позволить себе отнестись к ситуации несерьёзно, с юмором. Такие легковесные способы решения проблем не характерны для студентов -юношей с ОВЗ. Они, судя по результатам нашего исследования, более серьёзно, вдумчиво подходят к решению проблем.
Самыми непопулярными стратегиями у студентов - юношей с ОВЗ и у нормотипичных студентов-юношей оказались стратегии отрицания - отказа верить в случившееся, обращение к высшим силам, использование алкоголя, лекарств, наркотиков как способа улучшения самочувствия, т. е. предполагающие снятие личной ответственности и упование на внешние силы и стимулы.
Таим образом, основные стратегии преодоления стрессовых ситуаций студентами направлены на конструктивные и рациональные способы решения задач. Однако студенты без проблем со здоровьем демонстрируют большую палитру выборов и точек зрения на ту или иную ситуацию, имеют в своём арсенале больше инструментального, ментального, эмоционального ресурса. Учитывая данные выводы, мы можем говорить о том, что, продумывая программы и модели психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ, специалистам, вовлечённым в этот процесс, необходимо подумать над такими психологическими инструментами, которые направлены на снятие излишнего эмоционального напряжения, демонстрацию различных сторон определённой ситуации, гиперболизацию или приуменьшение следствий определениях проблем. Одним словом, над демонстрацией студентам с ОВЗ множественности, вариативности психологических реакций, исключая множественное повторение чего-то привычного.
Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект «Личностное самоопределение и адаптационная готовность студентов с ограниченными возможностями здо-
ровья в условиях инклюзивного образования» (№20-013-00534 А)
Заявленный вклад авторов
Селиванова Ю. В.: научное руководство, идея статьи, теоретическое обоснование исследования, подготовка текста статьи.
Коновалова М. Д.: анализ материалов в научных публикациях, анализ результатов исследования, введение и заключение.
Щетинина Е. Б.: обоснование методов исследования, сбор, анализ и обобщение результатов исследования.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи
Список источников
1. Айсмонтас Б. Б., Одинцова М. А. Инклюзивная образовательная среда вуза как ресурс для развития жизнестойкости и самоактивации студентов с инвалидностью // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 2. С. 29-41.
2. Алехина С. В., Шеманов А. Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход. Сер. Библиотека журнала «Психологическая наука и образование». М. : Изд-во МГГПУ 2018. С. 5-13.
3. Александрова Л. А. Субъективная витальность как предмет исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014. Т. 11. № 1. С. 133-163.
4. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В., Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. 2014 № 1. С. 50-59.
5. Журавлев А. Л, Купрейченко А. Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. М. : Институт психологии РАН, 2007. 480 с.
6. Селиванова Ю. В., Коновалова М. Д., Щетинина Е. Б. Содержательные характеристики личностного самоопределения студентов с ограниченными возможностями здоровья: результаты пилотажного исследования // Психология. Историко-критиче-ские обзоры и современные исследования. 2020. Т. 9. № 4-1. С. 119-130. https://doi. org/10.34670/AR.2020.81.55.014
7. Журавлев А. Л., Купрейченко А. Б. Социально-психологическое пространство личности. М. : Изд- во ИП РАН, 2012. 496 с.
8. Леонтьев Д. А., Александрова Л. А., Лебедева А. А. Развитие личности и психологическая поддержка учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного профессионального образования. М. : Смысл, 2017. 79 с.
9. Мельникова Н.Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: Учебное пособие. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ 2004. 57 с.
10. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. Т. 10. № 1. С. 82-118.
References
1. Ajsmontas B.B., Odintsova M.A. Inklyuzivnaya obrazovatel'naya sreda vuza kak resurs dlya razvitiya zhiznestojkosti i samoaktivatsii studentov s invalidnost'yu [Inclusive educational environment of the university as a resource for the development of resilience and self-activation of students with disabilities] Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education.] 2018. Vol. 23. No. 2. pp. 29-41. (In Russian).
2.Alekhina S.V., Shemanov A.Yu. Inklyuzivnaya kul'tura kak tsennostnaya osnova izme-nenij vysshego obrazovaniya [Inclusive culture as a value basis for changes in higher education] Razvitie inklyuzii v vysshem obrazovanii: setevoj podhod. Ser. Biblioteka zhurnala
«Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie» [The development of inclusion in higher education: a network approach. Ser. Library of the journal "Psychological Science and Education"] Moscow. MSPPU Publ. 2018. pp. 5-13. (In Russian).
3. Aleksandrova L. A. Sub"ektivnaya vital'nost' kak predmet issledovaniya [Subjective vitality as a subject of research ] Psikhologiya. ZHurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics] 2014. Vol. 11, No. 1. pp. 133-163. (In Russian).
4.Aleksandrova L. A., Lebedeva A. A., Bobozhej V. V. , Psikhologicheskie resursy lichno-sti i soctsial'no-psikhologicheskaya adaptatsiya studentov s OVZ v usloviyakh profession-al'nogo obrazovaniya [Psychological resources of personality and socio-psychological adaptation of students with disabilities in the vocational education ] Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. [Psychological Science and Education ]2014. No. 1. pp. 50-59. (In Russian).
5. Zhuravlev A. L, Kupreichenko A. B. Ekonomicheskoe samoopredelenie: Teoriya i em-piricheskie issledovaniya. [Economic Self-determination: Theory and Empirical Research]. M.: Publishing House of Institute of Psychology RAS, 2007. 480 p. (In Russian).
6. Selivanova Yu. V, Konovalova M. D., Shchetinina E. B. Soderzhatel'nye kharak-teristiki lichnostnogo samoopredeleniya studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: rezul'taty pilotazhnogo issledovaniya [Meaningful characteristics of personal self-determination of students with disabilities: results of a pilot study]. Psikhologiya. Is-toriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. [Psychology. Historical and Critical Reviews and Current Researches], 2020. Vol. 9. No. 4-1. pp 119-130. (In Russian). https:// doi.org/10.34670/AR.2020.81.55.014
7. Zhuravlev A. L., Kupreychenko A. B. Sotsial'no-psikhologicheskoe prostranstvo lichnosti. [Socio-psychological space of personality]. M.: Publishing house of IP RAS, 2012. 496 p. (In Russian).
8. Leont'ev D.A., Alexandrova L.A., Lebedeva A.A. Razvitie lichnosti i psikhologicheskaya podderzhka uchashchikhsya s OVZ v usloviyakh inklyuzivnogo professional'nogo obrazovaniya.[ Personality development and psychological support of students with disabilities in inclusive vocational education ]. M.: Smysl Publ., 2017. 79 p. (In Russian).
9. Mel'nikova N.N. Diagnostika sotsial'no-psikhologicheskoy adaptatsii lichnosti: [Diagnostics of socio-psychological adaptation of personality] Chelyabinsk: SUSU Publishing House, 2004. 57 p. (In Russian).
10. Rasskazova E.I., Gordeeva T.O., Osin E.N. Koping-strategii v strukture deyatel'nosti i samoregulyatsii [Coping strategies in the structure of activity and self-regulation ] Psikhologiya. Zhurnal VShE. [Psychology. HSE Journal]. 2013. Vol. 10, No. 1. pp. 82-118. (In Russian).
<ГАУДПОИРОГ
Юлия Викторовна Селиванова
доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики
Yulia V. Selivanova
Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Head of the Department of Special Needs Education
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83
N.G. Chernyshevsky Saratov State University
83 Astrakhanskaya St, Saratov, Russia, 410012
Тел.: +7 (8452) 261696
Tel.: +7 (8452) 261696
Марина Дмитриевна Коновалова
кандидат психологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83
Marina D. Konovalova
Candidate of Sciences (Psychology), Assistant professor,
Department of Special Needs Education
N.G. Chernyshevsky Saratov State University
83 Astrakhanskaya St, Saratov, Russia, 410012
тел.: +7 (8452) 261696
Tel: +7 (8452) 261696
Елена Борисовна Щетинина
кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики
Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
410012, Россия, г. Саратов, Астраханская, 83
Elena B. Shchetinina
Candidate of Sciences (Sociology), Assistant professor,
Department of Special Needs Education
N.G.Chernyshevsky Saratov State University
83 Astrakhanskaya St, Saratov, Russia, 410012
тел.: +7 (8452) 261696
Tel: +7 (8452) 261696
Статья поступила в редакцию 30.11.2022, одобрена после рецензирования 01.12.2022, принята к публикации 05.12.2022.