Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ФЕМИНИННОСТЬ-МАСКУЛИННОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / STRESS / COPING STRATEGIES / PERSONAL CHARACTERISTICS / GENDER PECULIARITIES / FEMININITY-MASCULINITY / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паниных Георгий Владимирович

В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению гендерных особенностей взаимосвязи копинг-стратегий с личностными характеристиками старшеклассников. Для диагностики использовались следующие основные методики: «Индикатор копинг-стратегий», копинг-тест Р. Лазаруса, Фрайбургский личностный опросник, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (СПП-98). Делается вывод, что от степени адаптивных возможностей человека, выбора им предпочитаемых способов совладания со стрессом может зависеть психологическая безопасность личности и социальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Паниных Георгий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENDER PECULIARITIES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN COPING STRATEGIES AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STYDENTS

The research is devoted to the study of gender characteristics of the relationship between coping strategies and personal characteristics of high school students. The empirical part of the work carried out using Medici “Indicator coping strategies”, the coping test R. Lazarus, Freiburg personal questionnaire and questionnaire V. I. Morosanova “Style of self-regulation of behavior” (SPP-98). The systematization of approaches to the definition of terms, theoretical analysis of the concepts of the structure of the phenomenon and methods of its evaluation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Паниных Г. В. Особенности взаимосвязи копинг-стратегий с личностными характеристиками девушек и юношей старшего школьного возраста // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 2 (86). С. 53-56.

Paninyh G. V. Gender peculiarities of the relationship between coping strategies and personal characteristics of high school stydents. Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2020. No. 2 (86). Pp. 53-56. (in Russ.)

УДК 159.9

Г. В. Паниных

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ С ЛИЧНОСТНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ДЕВУШЕК И ЮНОШЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Паниных Георгий Владимирович — магистрант 2-го курса направления подготовки «Психолого-педагогическое образование».

E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению гендерных особенностей взаимосвязи копинг-стратегий с личностными характеристиками старшеклассников. Для диагностики использовались следующие основные методики: «Индикатор копинг-стратегий», копинг-тест Р. Лазаруса, Фрайбургский личностный опросник, опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (СПП-98). Делается вывод, что от степени адаптивных возможностей человека, выбора им предпочитаемых способов совладания со стрессом может зависеть психологическая безопасность личности и социальной группы.

Ключевые слова: стресс, копинг-стратегии, личностные характеристики, гендерные особенности, фемининность-маскулинность, старшеклассники.

G. V. Paninyh

Perm State University of Humanities and Education, Perm, Russia

GENDER PECULIARITIES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN COPING STRATEGIES AND PERSONAL CHARACTERISTICS OF HIGH SCHOOL STYDENTS

Paninyh Georgy V. — 2nd year Master Student of the Direction of Training "Psychological and pedagogical education".

E-mail: [email protected]

The research is devoted to the study of gender characteristics of the relationship between coping strategies and personal characteristics of high school students. The empirical part of the work carried out using Medici "Indicator coping strategies", the coping test R. Lazarus, Freiburg personal questionnaire and questionnaire V. I. Morosanova "Style of self-regulation of behavior" (SPP-98). The systematization of approaches to the definition of terms, theoretical analysis of the concepts of the structure of the phenomenon and methods of its evaluation.

Keywords: stress, coping strategies, personal characteristics, gender peculiarities, femininity-masculinity, high school students.

Старший школьный возраст — время завершения физического, в частности полового, созревания и достижения социальной зрелости, время формирования репертуара стратегий совла-дающего поведения для успешной адаптации к стрессовым ситуациям [4].

Учебная деятельность старшеклассников предполагает немало стрессовых ситуаций: новая социальная ситуация, новые условия и социальная роль, возможная смена места жительства и сложная в эмоциональном плане ситуация экзаменов. Всё это приводит к выработке предпочитаемых способов совладания со стрессом. Достигая баланса между требованиями среды и внутренними потребностями, личность формирует только ей свойственные сочетания защитных и копинг-механизмов, в основе которых лежат психологические свойства личности. Механизм «включения» тех или иных ресурсов не до конца изучен, и нерешенными остаются вопросы о субъективных и объективных факторах, заставляющих работать тот или иной ресурс [2; 6].

Именно поэтому проблема, связанная с копинг-стратегиями как системой устойчивых характеристик личности, позволяющих справиться со сложными жизненными ситуациями и стрессом, в последнее время привлекает к себе всё больше внимания и требует дальнейшего изучения [5]. Наличием названных явлений и обусловлена актуальность данного исследования.

Новизна исследования заключается в том, что хотя на данный момент разработка проблемы, связанной с совладающим поведением, ведется активно, но в отношении юношей и девушек старшего школьного возраста и взаимосвязи личностных характеристик вопрос мало изучен и требует дальнейшего раскрытия — именно это представляло для автора немалый интерес.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что сложившиеся различные копинг-стратегии у старшеклассников по-разному связаны с их личностными свойствами, саморегуляцией, конфликтностью в ситуации повседневной жизни и учебной деятельности, а именно:

1) половые различия проявляются в стратегиях совладающего поведения и личностных свойствах;

2) структура взаимосвязей копинг-стратегий у юношей и девушек отличается;

3) существуют различия в стратегиях совладающего поведения и личностных свойствах у групп с разным уровнем фемининности-маскулинности;

4) существуют различия в группах юношей и девушек, отличающихся по уровню фемининности-маскулинности.

Цель исследования: выявить гендерные особенности взаимосвязи копинг-стратегий с личностными характеристиками старшеклассников.

Основные задачи работы:

— проведение диагностики в исследуемой группе и статистической обработки полученных данных;

— выявление сходства и различия в изучаемых параметрах в выборках юношей и девушек.

В нашем исследовании мы изучали копинг-стратегии и их связь с личностными свойствами, а именно — с саморегуляцией и конфликтностью у обучающихся старшего школьного возраста в повседневной учебной деятельности.

Описание выборки. Исследование проводилось на базе МАОУ «Экономическая школа № 145» города Перми в параллели десятых и одиннадцатых классов в ноябре-декабре 2019 года. Выборка составила 70 человек, из них 27 — юноши, 43 — девушки.

В соответствии с целью и задачами исследования использовались следующие методики [1; 3]:

1. Методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан).

2. Копинг-тест Р. Лазаруса.

3. Фрайбургский личностный опросник.

Г. В. Паниных

55

4. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

5. Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССП-98).

После обработки результатов исследования нами были получены следующие данные.

В стратегиях совладающего поведения обнаружены половые различия и было выявлено три значимых различия между юношами и девушками в показателях совладающего поведения по шкалам: поиск социальной поддержки, разрешение проблем и избегание. Эти характеристики более выражены у девушек и проявляются в том, что в случае возникновения стрессовой ситуации девушки склонны в большей степени обращаться к другим людям за информационной, эмоциональной и деловой поддержкой, стремятся к уходу от проблемы, отстранению и отвлечению от нее, но при этом ориентированы на поиск решения. Наибольшие различия в средних значениях наблюдаются по показателю «поиск социальной поддержки», что позволяет предполагать, что обращение к другим в наибольшей степени будет выражено как доминирующая стратегия совладания со стрессом.

Проведенный статистический анализ позволил установить, что в свойствах личности существуют различия между юношами и девушками по пяти характеристикам: невротич-ность, депрессивность, застенчивость, эмоциональная неустойчивость и маскулинность. При этом все личностные свойства в большей степени выражены у девушек, чем у юношей, за исключением маскулинности.

Для установления взаимосвязей стратегий совладающего поведения и личностных свойств использовался корреляционный анализ по Пирсону. Следующим этапом нашей работы была проверка гипотез о том, что существует специфика в проявлении стратегий совладающего поведения и их взаимосвязях со свойствами личности и особенностями саморегуляции. Для выделения групп с различным уровнем фемининности-маскулинности использовался кластерный анализ по переменной «фемининность-маскулинность», метод К-средних (K-means). В результате анализа было выделено два кластера: фемининный и маскулинный. Различия по личностным свойствам между фемининными и маскулинными более явные, что подтверждается в литературе. Так, выявлено, что фемининные испытуемые более невротичны, депрессивны, эмоционально неустойчивы и застенчивы, то есть склонны к частой смене эмоций, переживанию бурных и негативных эмоций. При этом они характеризуются замкнутостью, отстраненностью от окружающих, чувствуют скованность в социальных контактах. Вывод, который можно сделать на основе этих данных, таков: различия по психологическому полу проявляются прежде всего в личностных свойствах, а не в стратегиях совладающего поведения.

Для выявления значимых различий в группах фемининных и маскулинных юношей и девушек использовался ¿-критерий Стьюдента. В результате были обнаружены различия между фемининными и маскулинными юношами по следующим показателям: поиск социальной поддержки, конфронтация, дистанцирование и бегство. Фемининные и маскулинные девушки отличаются друг от друга по показателям: бегство, конфронтация и положительная переоценка.

Можно утверждать, что фемининные девушки в ситуации стресса в большей степени проявляют стратегии ухода, а маскулинные девушки ориентированы на адекватную оценку проблемы и планирование ее решения. Независимо от психологического пола и фемининные, и маскулинные девушки обращаются к помощи других в решении проблем. Маскулинные юноши больше склонны к активному решению проблем, но, в отличие от маскулинных девушек, меньше оценивают, анализируют и продумывают решение проблемы.

Выводы:

1. Половые различия в стратегиях совладающего поведения проявляются в том, что в случае возникновения стрессовой ситуации девушки склонны в большей степени обращаться к другим людям за информационной, эмоциональной и деловой поддержкой, стре-

мятся к уходу от проблемы, отстранению и отвлечению от нее, но при этом ориентированы на поиск решения, что подтверждает первую гипотезу. Сопоставляя результаты сравнительного анализа по характеристикам совладающего поведения и личностным свойствам у юношей и девушек, можно предполагать, что проявление личностной тревожности, де-прессивности и эмоциональности приводят к тому, что наиболее эффективной стратегией совладания со стрессом является обращение за поддержкой.

2. Сходными в выборках юношей и девушек являются следующие взаимосвязи показателей совладающего поведения: самоконтроль и принятие ответственности, а также поиск социальной поддержки и принятие ответственности. Можно утверждать, что данные связи являются общими, то есть независимыми от пола. Таким образом, взаимосвязи показателей сов-ладающего поведения у юношей описывают общие характеристики реагирования на стресс, а у девушек структура взаимосвязей показателей совладающего поведения характеризуется тем, что показатели самоконтроля, положительной переоценки и планирования решения составляют центр структуры копинг-поведения. Это подтверждает вторую гипотезу.

3. Взаимосвязи личностных свойств и копинг-стратегий у девушек и юношей различаются в том, что личностные свойства у девушек в большей степени связаны с особенностями поведения в стрессе, в отличие от юношей. Сходная ситуация обнаруживается и для взаимосвязей показателей саморегуляции и совладающего поведения.

4. Различия по психологическому полу проявились прежде всего в личностных свойствах, а не в стратегиях совладающего поведения. Выявлено, что фемининные испытуемые более невротичны, депрессивны, эмоционально неустойчивы и застенчивы, характеризуются замкнутостью, отстраненностью от окружающих, чувствуют скованность в социальных контактах. Это позволяет говорить о том, что третья гипотеза не нашла своего подтверждения.

5. Внутригрупповые различия проявились в том, что независимо от психологического пола и фемининные, и маскулинные девушки обращаются к помощи других в решении проблем. Фемининные девушки в ситуации стресса в большей степени проявляют стратегии ухода, а маскулинные девушки ориентированы на адекватную оценку проблемы и планирование ее решения. Маскулинные юноши больше склонны к активному решению проблем, а фемининные юноши обладают наиболее низкими значениями показателей сов-ладающего поведения. Это подтверждает четвертую гипотезу.

Библиографический список

1. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С. 20-25.

2. Кочетова Е. Ю., Шалагинова К. С. Модель формирования стратегий преодоления трудных жизненных ситуаций у современной молодежи: от обоснования к реализации и оценке эффективности [Электронный ресурс] // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 1. URL: https://mir-nauki.com/PDF/59PSMN119.pdf (дата обращения: 10.09.2020).

3. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. Кострома: Авантитул, 2007. 64 с.

4. Лапкина Е. В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2. Т. II (Психологические науки). С. 232-236.

5. Трущенко М. Н. Проблема совладеющего поведения в психологической литературе [Электронный ресурс] // Психологические науки: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 13-16. URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1643/ (дата обращения: 10.09.2020).

6. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. Т. 25. С. 59-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.