Научная статья на тему 'Соотношение корпоративной и академической культур в современном университете'

Соотношение корпоративной и академической культур в современном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
418
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ / ACADEMIC CULTURE / CORPORATE CULTURE / VALUES / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

Статья посвящена проблеме соотношения корпоративной и академической культур в современном университете. Рассматриваются различные точки зрения по вопросу структурирования данных типов культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRELATION BETWEEN CORPORATE AND ACADEMIC CULTURES OF MODERN UNIVERSITY

The present article is devoted to the issues of correlation between corporate and academic cultures of a modern university. Different points of view on the problem of structuring of corporate and academic cultures are touched upon.

Текст научной работы на тему «Соотношение корпоративной и академической культур в современном университете»

УДК 008

СООТНОШЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУР В СОВРЕМЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© Андрей Васильевич Прохоров

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат филологических наук, доцент кафедры дизайна и рекламы, e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме соотношения корпоративной и академической культур в современном университете. Рассматриваются различные точки зрения по вопросу структурирования данных типов культур.

Ключевые слова: академическая культура; корпоративная культура; ценности; высшее образование; университет.

В современных условиях происходят изменения во взаимодействиях между обществом, бизнесом и университетом. Теперь университеты, наряду с образовательной и научной деятельностью, призваны вести предпринимательскую деятельность, конкурировать за привлечение средств из различных источников.

Исследователи обращают внимание на следующие вызовы, с которым столкнулась современная высшая школа [1]:

- информационная культура, формирующаяся в условиях экономики, основанной на знаниях;

- академическая революция, ознаменованная включением предпринимательской функции в деятельность вуза и появлением концепции предпринимательского университета;

- усиление конкурентной борьбы на внутреннем и международном рынке научных и образовательных услуг.

Наибольшее влияние на развитие современного высшего образования оказал процесс формирования общества знаний, в котором главным фактором и ресурсом развития выступает знание, а обмен и использование знаний может стать основой духовного и материального богатства [2]. Факторы глобализации и интернационализации, которые часто рассматриваются как определяющие развитие высшей школы, являются отчасти следствием, процессами, сопутствующими формированию общества нового типа. Большое значение приобретает тот факт, что знание превращается в товар, «появляется возможность капитализации знания» [2, с. 294]. Университет при этом является производителем знания, актуального с коммерческой точки зрения. Выработанное университетом знание находит проявление в виде продукции: результаты исследований, их применение в социальной и коммерческой сферах, высококвалифицированный персонал (выпускники), академические программы, приносящие доход за счет взимания платы за обучение и т. д. [3]. Университет начинает восприниматься как предприятие, а конкуренция между университетами за привлечение средств - напоминать конкуренцию между коммерческими структурами.

В контексте перечисленных тенденций и факторов происходят серьезные изменения в ценностях академической культуры высшей школы - формируются новые ценности, а вместе с ними и новая академическая культура, в которой на место традиционной совокупности норм и ценностей образовательной и научной деятельности университета привносятся постакадемические ценности.

К традиционным академическим ценностям принято относить критическое мышление, неприкладную науку, академическую свободу, преданность интересам подлинного знания, академическую автономию, признание научным сообществом, публикации в авторитетных изданиях и т. д. Эти ценности носят универсальный характер, т. е. не присущи лишь отдельным нациям и регионам, конкретным институтам [3; 4]. Традиционные ценности, по замечанию ряда исследователей, находятся под угрозой, что связано с процессом глобализации, в частности коммерциализацией знаний, маркетизацией образовательных услуг [3]. Другие заявляют о

возможности компромисса между традиционными и новыми ценностями посредством соотношения глобальных и интернациональных тенденций в высшем образовании [5].

П. Скотт рассматривает три тенденции, которые представляют собой угрозу традиционным академическим ценностям:

- новая концепция высшего образования и науки как элементов более широкой «индустрии знаний»;

- растущий упор на профессиональное, прикладное образование, при этом темпы возврата вложения считаются более важными, чем польза для общества;

- развитие новых исследовательских парадигм, которые предполагают коммерциализацию продуктов исследований, а также новых схем организации высшего образования [3].

В последнее десятилетие широкое распространение получает идея академического капитализма (термин был предложен Ш. Слотер и Л. Лесли), под которым понимается прямая рыночная деятельность университетов в целях получения прибыли (патенты, лицензии), а также конкуренция с другими вузами за получение контрактов, привлечение средств спонсоров, фондов, дотаций и т. д. Университет стал рассматриваться как предпринимательская структура, что способствовало появлению таких моделей, как «предпринимательский университет» и «университет предпринимательского типа». Причиной зарождения академического капитализма в мировой академической среде является процесс глобализации. Дополнительным импульсом стала смена форм противостояния мировых государственных объединений, явившаяся следствием перехода России, бывших социалистических стран Европы и Азии на рыночный путь развития. Второй причиной считают трансформацию мировой индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях - информационное общество [6].

В силу того, что современный университет все очевиднее приобретает сходные черты с предприятием, понятие академической культуры все чаще употребляют как синоним организационной / корпоративной / предпринимательской культуры.

Термин корпоративной культуры, получивший развитие в середине XX в., к на-

стоящему времени не обрел единого понимания [7]. В специальной литературе наблюдается частое синонимичное использование понятий «организационная», «корпоратив-

ная» и «предпринимательская» культура. В работе И.В. Грошева [8] проводится сравнение этих понятий по различным параметрам, которое позволило обозначить основания для их смешения. В настоящей статье мы оперируем термином «корпоративная культура», который отражает принадлежность системы ценностей организации, выступающей экономическим субъектом.

Общее понимание корпоративной культуры приводится в работе Я.В. Лейкиной: «корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и материальной среде» [7, с. 258]. Согласно другой трактовке корпоративная культура понимается как система ценностей, совокупность установок, норм и правил поведения, принимаемых и поддерживаемых членами организации и отражающих характер ее внутреннего и внешнего взаимодействия [9].

А. Беляев предпринял достаточно удачную попытку определения точек пересечения академической культуры и корпоративной культуры. Он высказывает мнение, что «корпоративная культура образовательного учреждения имеет <...> двойственную природу: с одной стороны, это культура достижения интересов на рынке образовательных услуг - культура конкурентной борьбы; с другой - это традиционная академическая культура, основанная на сохранении и приращении педагогических ценностей» [10].

К обязательным элементам корпоративной культуры образовательного учреждения относят: наличие собственной идеологии и сознательно культивируемой системы ценностей, норм, традиций, установок преподавателей, студентов, вспомогательного персонала; механизмы функционирования, определяющие его организационную культуру [10, с. 63].

Стратегия формирования корпоративной культуры развертывается в двух планах: внешнем и внутреннем. Внешний план подразумевает применение комплекса мер, направленных на обеспечение конкурентоспо-

собности университета, т. е. достижение рентабельности и социального статуса. Внутренний план - становление корпоративных педагогических ценностей, высокой академической культуры, норм педагогических отношений, обеспечивающих благоприятный моральный / психологический климат, творческую атмосферу в среде преподавателей, что формирует достоинство личности, профессиональную гордость и, в конечном счете, обеспечивает репутацию вуза и коллектива [10]. Таким образом, с расширением спектра деятельности современного университета академическая культура может рассматриваться как составная часть корпоративной культуры университета. Соотношение академической и корпоративной культуры как «часть-целое» соотносится с мнением специалистов, что традиционные академические ценности не трансформируются, а лишь достигают баланса (компромисса) с новыми -рыночными - ценностями, которые приходят в академическую среду.

Сложившиеся условия стимулируют сотрудников университетов «к осознанию необходимости создания единого ценностного пространства вуза» [1, с. 125]. В качестве основного направления организационного развития рассматривают формирование корпоративной культуры вуза, в т. ч. «идентификацию члена вузовского сообщества с университетом как целостной организацией» [1, с. 125]. Корпоративная культура в условиях возросшей конкуренции вузов в борьбе за потенциальных студентов, привлечение

средств фондов и спонсоров начинает рассматриваться в качестве маркетингового инструмента [1, с. 125].

Необходимость формирования конкурентоспособной корпоративной культуры объясняется тем, что корпоративная культура:

- позволяет без административного нажима, естественным путем отбирать наиболее эффективные для достижения цели внутрикорпоративные межличностные отношения, соответствующие модели поведения персонала;

- способствует повышению репутации и имиджа университета;

- позволяет каждому члену педагогического коллектива самостоятельно определять возможность достижения им наибольшего успеха в повышении и своей собствен-

ной репутации (как исследователя и как преподавателя), и вуза в целом [10, с. 63].

Особое значение при продвижении на национальном и международном рынках приобретает имидж университета, который во многом базируется на ценностных основах корпоративной и академической культур университета [11]. Среди специалистов складывается мнение, что именно посредством имиджевой политики, проводимой вузом, происходит формирование корпоративной культуры. Имиджевая политика при этом должна ориентироваться как на внешнюю (формирование регионального, национального и международного имиджа), так и на внутреннюю среду (внутренний имидж).

П. Мендоса [12] в своем исследовании также затрагивает проблему академической культуры и ее структурирования. Академическая культура, по ее мнению, находится под влиянием и проявляется в следующих элементах: институциональном, социальном и производственном (industrial) (рис. 1). Институциональный и социальный элементы присутствуют в самом университете [12, p. 2-3].

Под институциональным элементом подразумеваются практики и символические конструкты, которые определяют организационную культуру университета.

Социальный элемент академической культуры университета базируется на соци-

альных ожиданиях, таких, например, как массовое образование, гражданство, сохранение знаний. В противовес социальному элементу в академической среде получает развитие производственный элемент, получивший в теории высшего образования название академического капитализма. Он отражает вклад университетов в экономический рост, формирование общества знаний, подготовку высококвалифицированных кадров, проведение научных исследований, актуальных с коммерческой точки зрения и т. д. [12, р. 2-3].

Различия между академической культурой и производственной культурой, с одной стороны, очевидны. Исторически мотивацией к занятию научной деятельностью служила, прежде всего, увлеченность научным поиском, престиж конкретной дисциплины, но не денежные стимулы. С развитием академического капитализма исследователи переходят от таких ценностей, как альтруизм и служение обществу, к рыночным ценностям [13].

В структуре академической культуры П. Мендоса выделяет 4 слоя, которые касаются:

- внешней среды;

- институциональной культуры университета;

- субкультур внутри университета;

- индивидуальных акторов [14].

Институциональный

элемент

Социальный

элемент

Производственный

элемент

Рис. 1. Элементы академической культуры

Внешняя среда представляет собой совокупность учреждений высшего образования, системы отношений между ними. Внешняя среда академической культуры может быть представлена в виде структуры, состоящей из международного, национального и регионального уровней.

Институциональная культура объединяет миссию университета, символику, используемую для трансляции ценностей.

К субкультурам («локальным» организационным культурам) относят: административный аппарат, профессорско-преподавательский состав, студентов [14]. Внутри каждой группы можно выделить другие субкультуры, например, объединения по дисциплинарному признаку либо вокруг людей с разными взглядами в рамках одной дисциплины. Уместно отнести к разным субкультурам преподавателей, которые в большей степени принимают ценности предпринимательства в отличие от своих коллег. Между представителями разных субкультур могут возникать конфликты и напряжение, например, между руководством университета и профессорско-преподавательским составом. Отмечается, что сложности могут возникать при «гармонизации на уровне формирования общих традиций, академических ритуалов, кодексов поведения, неформального общения» [14].

К уровню индивидуальных акторов относят руководителей разного уровня, оказывающих влияние на контуры академической культуры: от ректора (президента) университета до руководителей факультетов кафедр, а так-

же отдельных представителей профессорско-преподавательского состава [12; 14, р. 3-4].

Современное положение университета, направления его деятельности, роль в современном обществе позволяют сделать вывод о том, что понятия корпоративной и академической культуры не следует противопоставлять. На наш взгляд, нужно говорить о том, что корпоративная культура университета является более широким понятием, точно отражающим суть происходящих изменений в системах высшего образования разных стран, его ценностных основ, чем академическая культура, которая связана с образовательной и научной деятельностью (рис. 2).

1. Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 123-131.

2. Экономика знаний: колл. монография / отв. ред. В.П. Колесов. М., 2008. С. 4

3. Скотт П. Академические ценности и организация академической деятельности в эпоху глобализации // Высшее образование в Европе. 2003. Т. 28. № 3.

4. Ylijoki O.-H. Entangled in Academic Capitalism? A Case-study on Changing Ideals and Practices of University Research // Higher Education. 2003. V. 45. № 3. Р. 307-335.

5. Налетова И.В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании // Вестник Тамбовского государственного технического университета. Тамбов, 2005. Т. 11. № 3. С. 777-782.

6. Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушки-на О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социологические исследования. 2004. № 11. С. 123-131.

7. Лейкина Я.В. Архитектура корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. 2009. № 4. С. 258.

8. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура. М., 2004.

9. Шарков И.Ф. Современные маркетинговые коммуникации: Словарь-справочник. М.,

2006. С. 131.

10. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 62.

11. Прохоров А.В. Аксиологические особенности формирования имиджа университета в усло-

виях глобализации и интернационализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. № 4 (84). С. 190-194.

12. Mendoza P. Academic Capitalism and Doctoral Student Socialization: a Case Study. Dissertation. Doctor of education. USA, MA, 2O05.

13. Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore, 1997.

14. Mendoza P., Berger J.B. Academic Capitalism and Academic Culture: a Case Study // Education Policy Analysis Archives. 2008. V. 16. № 23. Р. 3.

Поступила в редакцию 29.07.2010 г.

UDC 008

CORRELATION BETWEEN CORPORATE AND ACADEMIC CULTURES OF MODERN UNIVERSITY Andrey Vasilyevich Prokhorov, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Candidate of Philology, Associate Professor of Design and Advertisement Department, e-mail: [email protected]

The present article is devoted to the issues of correlation between corporate and academic cultures of a modern university. Different points of view on the problem of structuring of corporate and academic cultures are touched upon.

Key words: academic culture; corporate culture; values; higher education; university.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.