Научная статья на тему 'Современный университет: корпоративная и академическая культура'

Современный университет: корпоративная и академическая культура Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
319
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ACADEMIC CULTURE / CORPORATE CULTURE / VALUES / HIGHER EDUCATION / UNIVERSITY / АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прохоров Андрей Васильевич

The present article is devoted to the issues of correlation between corporate and academic cultures of a modern university. Different points of view on the problem of structuring corporate and academic cultures are touched upon. Настоящая статья посвящена проблеме соотношения корпоративной и академической культуры в современном университете. Рассматриваются различные точки зрения по вопросу структурирования данных типов культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современный университет: корпоративная и академическая культура»

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: КОРПОРАТИВНАЯ И АКАДЕМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

А.В. Прохоров Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, prokhorov@tsu. tmb. ru

The present article is devoted to the issues of correlation between corporate and academic cultures of a modern university. Different points of view on the problem of structuring corporate and academic cultures are touched upon.

Key words: academic culture, corporate culture, values, higher education, university.

Настоящая статья посвящена проблеме соотношения корпоративной и академической культуры в современном университете. Рассматриваются различные точки зрения по вопросу структурирования данных типов культур.

Ключевые слова: академическая культура, корпоративная культура, ценности, высшее образование, университет

В современных условиях происходят изменения в отношениях университета с обществом и бизнесом. Теперь университет, наряду с образовательной и научной деятельностью, призван осуществлять предпринимательскую деятельность, конкурировать за привлечение средств из различных источников.

В последнее десятилетие широкое распространение получает идея академического капитализма (термин был предложен Ш. Слотер и Л. Лесли), под которым понимается прямая рыночная деятельность университетов в целях получения прибыли (патенты, лицензии), а также конкуренция с другими вузами за получение контрактов, привлечение средств спонсоров, фондов, дотаций и т.д. Университет стал рассматриваться как предпринимательская структура, что способствовало появлению таких моделей как «предпринимательский университет» и «университет предпринимательского типа». Причиной зарождения академического капитализма в мировой академической среде является процесс глобализации. Дополнительным импульсом стала смена форм противостояния мировых государственных объеди-

нений, явившаяся следствием перехода России, бывших социалистических стран Европы и Азии на рыночный путь развития. Второй причиной считают трансформацию мировой индустриальной экономики в экономику, основанную на знаниях - информационное общество [4].

В силу того, что современный университет все очевиднее приобретает сходные черты с предприятием, понятие академической культуры все чаще употребляют как синоним организационной /корпоративной /предпринимательской культуры.

Термин корпоративной культуры, получивший развитие в середине XX века, к настоящему времени не обрел единого понимания [5, с. 258]. В специальной литературе наблюдается частое синонимичное использование понятий «организационная», «корпоративная» и «предпринимательская» культура. В работе И.В. Грошева и др. [3] проводится сравнение этих понятий по различным параметрам, которое позволило обозначить основания для их смешения. В настоящей статье мы оперируем термином «корпоративной культуры», который отражает принадлежность системы ценностей организации, выступающей экономическим субъектом.

Общее понимание корпоративной культуры приводится в работе Я.В. Лейкиной: «корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и материальной среде» [5, с. 258]. Согласно другой трактовке корпоративная культура понимается как система ценностей, совокупность установок, норм и правил поведения, принимаемых и поддерживаемых членами организации и отражающих характер ее внутреннего и внешнего взаимодействия [9, с. 131].

А. Беляев предпринял достаточно удачную попытку определения точек пересечения академической культуры и корпоративной культуры. Он высказывает мнение, что «корпоративная культура образовательного учреждения имеет <...> двойственную природу: с одной стороны, это культура достижения интересов на рынке образовательных услуг - культура конкурентной борьбы; с другой - это традиционная академическая культура,

основанная на сохранении и приращении педагогических ценностей» [1, с. 62].

К обязательным элементам корпоративной культуры образовательного учреждения относят: наличие собственной идеологии и сознательно культивируемой системы ценностей, норм, традиций, установок преподавателей, студентов, вспомогательного персонала; механизмы функционирования, определяющие его организационную культуру [1, с. 63].

Стратегия формирования корпоративной культуры развертывается в двух планах: внешнем и внутреннем. Внешний план подразумевает применение комплекса мер, направленных на обеспечение конкурентоспособности университета, то есть достижение рентабельности и социального статуса. Внутренний план - становление корпоративных педагогических ценностей, высокой академической культуры, норм педагогических отношений, обеспечивающих благоприятный морально/психологический климат, творческую атмосферу в среде преподавателей, что формирует достоинство личности, профессиональную гордость и, в конечном счете, обеспечивает репутацию вуза и коллектива [1]. Таким образом, с расширением спектра деятельности современного университета академическая культура может рассматриваться как составная часть корпоративной культуры университета. Соотношение академической и корпоративной культуры как «часть-целое» соотносится с мнением специалистов, что традиционные академические ценности не трансформируются, а лишь достигают баланса (компромисса) с новыми - рыночными - ценностями, которые приходят в академическую среду.

Сложившиеся условия стимулируют сотрудников университетов «к осознанию необходимости создания единого ценностного пространства вуза» [2, с. 125]. В качестве основного направления организационного развития рассматривают формирование корпоративной культуры вуза, в том числе, «идентификацию члена вузовского сообщества с университетом как целостной организацией». Корпоративная культура в условиях возросшей конкуренции вузов в борьбе за потенциальных студентов, привлечении средств фондов и спонсоров начинает рассматриваться в качестве маркетингового инструмента [там же].

Необходимость формирования конкурентоспособной корпоративной культуры объясняется тем, что корпоративная культура:

- позволяет без административного нажима, естественным путем отбирать наиболее эффективные для достижения цели внутрикорпоративные межличностные отношения, соответствующие модели поведения персонала;

- способствует повышению репутации и имиджа университета;

- позволяет каждому члену педагогического коллектива самостоятельно определять возможность достижения им наибольшего успеха в повышении и своей собственной репутации (как исследователя и как преподавателя), и вуза в целом [1, с. 63].

Особое значение при продвижении на национальном и международном рынках приобретает имидж университета, который во многом базируется на ценностных основах корпоративной и академической культуры университета (см. [7, 8]). Среди специалистов складывается мнение, что именно посредством имиджевой политики, проводимой вузом, происходит формирование корпоративной культуры. Имиджевая политика при этом должна ориентироваться как на внешнюю (формирование регионального, национального и международного имиджа), так и на внутреннюю среду (внутренний имидж).

П. Мендоса [11] в своем исследовании также затрагивает проблему академической культуры и ее структурирования. Академическая культура, по ее мнению, находится под влиянием и проявляется в следующих элементах: институциональном, социальном и производственном (industrial). Институциональный и социальный элементы присутствуют в самом университете [11, p. 2-3].

Социальный

элемент

Ин ститу ци он а льныи элемент

Пр оизв о дств енный элемент

Академическая 1

культур: 1

А

Рис. 1. Элементы академической культуры

Под институциональным элементом подразумеваются практики и символические конструкты, которые определяют организационную культуру университета.

Социальный элемент академической культуры университета базируется на социальных ожиданиях, таких, например, как массовое образование, гражданство, сохранение знаний. В противовес социальному элементу в академической среде получает развитие производственный элемент, получивший в теории высшего образования название академического капитализма. Он отражает вклад университетов в экономический рост, формирование общества знаний, подготовку высококвалифицированных кадров, проведение научных исследований, актуальных с коммерческой точки зрения и т.д. [11, р. 2-3].

Различия между академической культурой и производственной культурой, с одной стороны, очевидны. Исторически мотивацией к занятию научной деятельностью служила, прежде всего, увлеченность научным поиском, престиж конкретной дисциплины, но не денежные стимулы. С развитием академического капитализма исследователи переходят от таких ценностей как альтруизм и служение обществу к рыночным ценностям [12].

В структуре академической культуры П. Мендоса выделяет 4 слоя, которые касаются:

- внешней среды;

- институциональной культуры университета;

- субкультур внутри университета;

- индивидуальных акторов [12, р. 3].

Внешняя среда представляет собой совокупность учреждений высшего образования, системы отношений между ними. Внешняя среда академической культуры может быть представлена в виде структуры, состоящей из международного, национального и регионального уровней.

Институциональная культура объединяет миссию университета, символику, используемую для трансляции ценностей.

К субкультурам («локальным» организационным культурам) относят: административный аппарат, профессорско-преподавательский состав, студентов [12]. Внутри каждой группы можно выделить другие субкультуры, например, объединения по дисциплинарному признаку, либо вокруг людей с разными взглядами в рамках одной дисциплины. Уместно отнести к разным субкультурам преподавателей, которые в большей степени принимают ценности предпринимательства в отличие от своих коллег. Между представителями разных субкультур могут возникать конфликты и напряжение, например, между руководством университета и профессорско-преподавательским составом. Отмечается, что сложности могут возникать при «гармонизации на уровне формирования общих традиций, академических ритуалов, кодексов поведения, неформального общения» [12].

К уровню индивидуальных акторов относят руководителей разного уровня, оказывающих влияние на контуры академической культуры: от ректора (президента) университета до руководителей факультетов кафедр, а также отдельных представителей профессорско-преподавательского состава [11; 12, р. 3-4].

Современной положение университета, направления его деятельности, роль в современном обществе позволяет сделать вывод о том, что понятия корпоративной и академической культуры не следует противопоставлять. На наш взгляд нужно говорить о том, что корпоративная культура университета является более широким понятием, точно отражающим суть происходя-

щих изменений в системах высшего образования разных стран, его ценностных основ, чем академическая культура, которая связана с образовательной и научной деятельностью (Рис. 2).

Академическая культура

Ко]>по]> лтивнля ктльттрл

Рис.2 - Соотношение корпоративной и академической

культуры университета

Список литературы

1. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 62-65.

2. Грауманн О., Певзнер М.Н., Ширин А.Г. Новая идентичность вуза в условиях интернационализации образования // Высшее образование в России. 2009. №6. С. 123-131.

3. Грошев И.В., Емельянов П.В., Юрьев В.М. Организационная культура: уч. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

4. Грудзинский А.О., Балабанова Е.С., Пекушкина О.А. Европейский трансфер технологий: кооперация без «утечки мозгов» // Социологические исследования. 2004. №11. С. 123131.

5. Лейкина Я.В. Архитектура корпоративной культуры // Управление корпоративной культурой. 2009. №4. С. 258-265.

6. Налетова И.В. Процессы глобализации и интернационализации в современном высшем образовании // Вестник Тамбовского государственного технического университета -четырехъязычный научно-теоретический и прикладной журнал широкого профиля. Тамбов 2005. Том 11. №3. С.777-782.

7. Прохоров А.В. Аксиологические особенности формирования имиджа университета в условиях глобализации и интернационализации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №4. С.190-194.

8. Прохоров А.В. Соотношение корпоративной и академической культуры в современном университете // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. №10. (в печати).

9. Шарков И.Ф. Современные маркетинговые коммуникации: Словарь-справочник. - М.: Альфа-Пресс, 2006.

10. Экономика знаний: колл. монография / Отв. ред. В.П. Коле-сов. - М.: ИНФРА-М, 2008.

11. Mendoza P. Academic Capitalism and Doctoral Student Socialization: a Case Study. Dissertation. Doctor of education. 2005.

12. Mendoza P., Berger J.B. Academic Capitalism and Academic Culture: a Case Study // Education Policy Analysis Archives. 2008. Vol. 16. No. 23. pp. 1-24.

13. Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism: Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore: The Johns Hopkins University Press. 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.