УДК 342.5
СООТНОШЕНИЕ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА СРОКАМИ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ
Бурыкина Наталья Николаевна
Магистрант, Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского ilyashav@tksu. ru
Действующее законодательство возлагает на прокуратуру обязанность осуществлять надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование преступлений. Эта деятельность осуществляется в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Борьба с преступностью в настоящее время стала одной из центральных задач, которые решает государство. Необходимость усиления борьбы с преступностью, оперативности и эффективности расследования уголовных дел диктует особую важность работы прокуратуры, повышения значимости прокурорского надзора за соблюдением законности в этой области. Наиболее важное значение в борьбе с преступностью имеет дознание - один из видов уголовно-процессуальной деятельности органов дознания, целью которой, как и предварительного следствия, является решение задач уголовного судопроизводства.
Ключевые понятия: прокуратура, уголовное судопроизводство, предварительное расследование, дознание, надзор, контроль, сроки предварительного расследования.
CORRELATION BETWEEN CONTROL AND SUPERVISION OVER THE TIMING OF THE INQUIRY
Burykina Natalia Nikolaevna
Master's student, Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky ilyashav@tksu.ru
The current legislation imposes on the prosecutor's office the obligation to oversee the implementation of laws by bodies conducting preliminary investigations of crimes. This activity is carried out in order to ensure the rule of law, unity and strengthening the rule of law, respect for the rights and freedoms of man and citizen. The fight against crime has now become one of the central tasks that the state solves. The need to strengthen the fight against crime, the efficiency and effectiveness of the investigation of criminal cases dictates the particular importance of the work of the prosecutor's office, increasing the importance of prosecutorial supervision over the observance of the rule of law in this area. The most important in the fight against crime is inquiry - one of the types of criminal procedural activities of the bodies of inquiry, the purpose of which, like the preliminary investigation, is to solve the problems of criminal proceedings.
Keywords: prosecutor's office, criminal proceedings, preliminary investigation, inquiry, supervision, control, terms of preliminary investigation.
Надзор является формой деятельности государственных органов по обеспечению законности.
Контроль как одна из основных функций управления представляет собой процесс определения качества выполняемой работы с тем, чтобы обеспечить выполнение определенных планов и принятых решений, направленных на достижение целей системы органов внутренних дел, а также является процессом отслеживания правоохранительной деятельности для обеспечения гарантии того, что она ведётся в соответствии с законом.
Контроль процессуальный
(ведомственный) - деятельность руководства органов предварительного расследования за своевременностью, законностью,
обоснованностью действий и принимаемых решений подчиненных им следователей и дознавателей при производстве
предварительного расследования по уголовным делам [4, с. 31].
Надзор прокурорский - основная форма работы органов прокуратуры в РФ, которая заключается в осуществлении Генеральным прокурором и подчиненными ему прокурорами от
имени РФ надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории России законов. Предметом прокурорского надзора является, в частности, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие [4, с. 37].
Конституция Российской Федерации закрепляет одно из важнейших положений о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [1].
Одним из основных прав человека и гражданина Российской Федерации, которое охраняется основным законом страны и находится под его защитой, является право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок.
Надзор за соблюдением данного права осуществляет прокуратура Российской Федерации, которая в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [3] понимается как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на всей территории государства, а также в соответствии с основными функциями осуществляет надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Стоит отметить, что смысл деятельности прокуратуры сводится к вневедомственному надзору за исполнением норм закона в государстве и принятии соответствующих мер к нарушителям закона.
Прокурор - это должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия [2].
В соответствии с разделом 3 Федерального закона РФ «О прокуратуре Российской Федерации» в числе отраслей прокурорского надзора выделяют надзор за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Дознание - это форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.
Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, и обладающее полномочиями, предусмотренными УПК РФ [2].
В соответствии со ст. 223 УПК РФ, срок дознания составляет 30 суток, который, в случае невозможности завершить дознание по уголовному делу, продлевается на 30 суток, далее продлевается по месяцам вплоть до 6 месяцев, в случае если за 6 месяцев не удается завершить дознание, то уголовное дело передается из органа дознания в орган предварительного следствия.
Прокурор, в соответствии со ст. 37 УПК РФ, осуществляет надзор за соблюдением всех установленных законом сроков расследования.
Для того, чтобы избежать нарушений срока предварительного расследования работники органов дознания и предварительного следствия должны ответственно и должным образам относиться к расследованию уголовных дел. При этом прокуратура как надзорный орган, должен должным образом реагировать на допущенные нарушения и добивается их устранений, а также ориентировать органы предварительного расследование на
неукоснительное соблюдение сроков предварительного расследования.
Ведомственный контроль за сроками производства дознания осуществляет руководитель подразделения дознания и его заместитель в соответствии со ст. 40.1 УПК РФ, а также начальник органа дознания, в соответствии со ст. 40.2 УПК РФ. Контроль устанавливается по каждому конкретному уголовном уделу путем дачи указаний о производстве следственных действий и установления конкретных сроков их производства, с целью исключить нарушения ст. 6.1 УПК РФ.
Прокурор также имеет право давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий в соответствии со ст. 37 УПК РФ, продлевать срок производства дознания, равно как и начальник подразделения дознания, и начальник органа дознания.
В случае необходимости продления срока производства дознания, дознаватель выносит постановление о возбуждении ходатайства перед прокурором о продлении срока дознания по уголовному делу, которое направляет прокурору для продления срока дознания по делу. При установлении прокурором нарушений 6.1 УПК РФ (т.е. затягивания по делу, либо нарушения иных прав участников уголовного судопроизводства), прокурор может внести меру реагирования в виде требования, либо представления.
Таким образом в сфере дознания надзор за сроками дознания по уголовным делам осуществляется надзирающим прокурором на районном уровне, а ведомственный контроль -начальник подразделения дознания, его заместитель, а также начальник органа дознания.
В теории права контрольная и надзорная деятельность не имеют четкого разграничения, в связи с чем, мнения ученых делятся на несколько групп. Одни считают, что надзор - это часть контроля, т.е. органы надзора относятся к
органам контроля, а другие авторы считают, что эти два понятия взаимозаменяемые. Существует также мнение о том, что понятия надзор и контроль имеют самостоятельные значения, являющиеся разными видами функций органов управления. Например, С.Г. Нистратов, считает, что «надзор всегда имеет своим предметом законность, в то время как контроль - не только законность, но и целесообразность» [5].
Нельзя сказать, что именно является эффективнее, ведомственный контроль за сроками производства дознания или прокурорский надзор, поскольку осуществляются
они одинаковыми методами: посредством изучения уголовных дел, дачи указаний, контроля за сроками и полнотой выполнения указаний. Несмотря на то, что и контроль, и надзор позволяют исключить, либо минимизировать неоправданное затягивание сроков дознания, установленных УПК РФ, тем самым соблюсти право потерпевших на осуществления судопроизводства в разумные сроки, следует их развести и оформить законодательно полномочия должностных лиц органов дознания по процессуальному контролю и органов прокуратуры по надзору.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // Рос. газ. - 2020. - 4 июля.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ.
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202-1. [Электронный ресурс]. - КонсультантПлюс (дата обращения: 20.04.2022 г.)
4. Багмет, А. М. Уголовно-процессуальное право. Словарь терминов / А. М. Багмет, В. В. Бычков. -Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 99 c. - ISBN 978-5-238-03010-4. - Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [Электронный ресурс]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/72437.html (дата обращения: 29.04.2022 г.)
5. Нистратов С.Г. Контроль и надзор как гарантии законности (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук \ С.Г. Нистратов. - Волгоград, 2018.