www.volsu.ru
DOI: https://doi.Org/10.15688/lc.jvolsu.2022.2.3
UDC 347.963 Submitted: 07.03.2022
LBC 67.72 Accepted: 04.04.2022
THE ISSUES OF IMPROVING THE ACTIVITIES OF THE PROSECUTOR'S OFFICE IN CRIMINAL PROCEEDINGS
Yuri V. Franciforov
Saratov State Law Academy, Saratov, Russian Federation
Vladimir V. Shinkaruk
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Yuri V. Tretyakov
Krasnooktyabrsky District Court, Volgograd, Russian Federation
Introduction: the prosecutor in criminal proceedings is one of the main participants of the prosecution, who has state powers related to the supervision over the procedural activities of the preliminary investigation bodies. The active position of the prosecutor determines the state of legality in the law enforcement activities of the investigation and inquiry bodies necessary to respect the rights and legitimate interests of parties to a criminal proceeding. For the exercise of procedural powers by the prosecutor, the scope of tasks stipulated by human rights activities and ensuring the safety of parties to a proceeding is provided. However, the scope of these powers has been significantly reduced, and therefore is insufficient for the effective supervision in the pre-trial stages of the criminal process. In this regard, the purpose of the study is to identify the main activities of the prosecutor in the implementation of criminal prosecution and supervision over the procedural activities of the investigator and the interrogating officer, based on the principles of legality, unity and centralization. The objectives of the study include: the assessment of the prosecutor's activities and his functions in pre-trial proceedings; the development on this basis of proposals to improve the legal status of the prosecutor. Methods: the methodological framework for the study is the general scientific systematic method of cognition, through which the approaches are formulated, caused by the increasing importance of the procedural activities of the prosecutor's office at the stages of initiation of a criminal case and preliminary investigation as the main law enforcement agency that supervise the implementation of the rule of law regime as the systemic integrity of <n certain norms of law governing legal relations in pre-trial proceedings. Results: the authors' position on the pq content of the prosecutor's supervision over the procedural activities of the preliminary investigation bodies is 2 reasoned, which corresponds to the human rights role and the constitutional guarantees of the recognition of g human and civil rights and freedoms as the highest human value whose protection is a direct responsibility of 2 the state. Conclusions: the implementation of the results obtained by the paper's authors will optimize the idea ^ of the need to improve the legal status of the prosecutor, caused by the requirement of establishing the uniform
supervisory powers of the prosecutor to investigate and inquire, giving him the right to initiate criminal
proceedings, as well as to balance the procedural powers of the prosecutor and the head of the investigative m body, for more effective implementation of the prosecutor's supervisory function.
Key words: criminal proceedings, prosecutor, preliminary investigation and inquiry bodies, prosecutor's
1 supervision, criminal prosecution, human rights activities, security, parties to a criminal proceeding.
3 Citation. Franciforov Yu.V., Shinkaruk V.V., Tretyakov Yu.V. The Issues of Improving the Activities of the 03 Prosecutor's Office in Criminal Proceedings. Legal Concept = Pravovayaparadigma, 2022, vol. 21, no. 2, pp. 21-27.
2 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/lcjvolsu.2022.2.3 «
o a o -e s
Ü
CS
a ©
УДК 347.963 ББК 67.72
Дата поступления статьи: 07.03.2022 Дата принятия статьи: 04.04.2022
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ
Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов, Российская Федерация
Владимир Владимирович Шинкарук
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Юрий Владимирович Третьяков
Краснооктябрьский районный суд, г. Волгоград, Российская Федерация
Введение: прокурор в уголовном судопроизводстве - один из основных участников стороны обвинения, обладающий государственными полномочиями, связанными с осуществлением надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования. От активной позиции прокурора зависит состояние законности в правоприменительной деятельности органов следствия и дознания, необходимой для соблюдения прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства. Для осуществления прокурором процессуальных полномочий предусмотрен объем задач, обусловленных правозащитной деятельностью и обеспечением безопасности участников процесса. Однако объем данных полномочий значительно сокращен, а потому является недостаточным для эффективного надзора в досудебных стадиях уголовного процесса. В связи с этим целью настоящего исследования является выявление основных направлений деятельности прокурора в осуществлении уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью следователя и дознавателя, основанные на принципах законности, единства и централизации. К задачам исследования относятся: оценка направлений деятельности прокурора соответствующих его функций в досудебном производстве; выработка на этой основе предложений по совершенствованию правового статуса прокурора. Методологической основой статьи является общенаучный системный метод познания, при помощи которого сформулированы подходы, вызванные повышением значения процессуальной деятельности прокуратуры на стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования в качестве основного правоохранительного органа, который осуществляет надзор за осуществлением режима законности как системной целостности определенных норм права, регулирующих правовые отношения в досудебном производстве. Результаты: аргументирована авторская позиция относительно представлений о содержании прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, отвечающая правозащитной роли и конституционным гарантиям признания прав и свобод человека и гражданина, как высшей человеческой ценности, защита которой является прямой обязанностью государства. Выводы: реализация результатов, полученных авторами статьи, позволит оптимизировать идею о необходимости совершенствования правового статуса прокурора, вызванного требованием установления единообразных надзорных полномочий прокурора к следствию и дознанию, предоставив ему право возбуждения уголовного дела, а также выравнивания процессуальных полномочий прокурора и руководителя следственного органа для более эффективного осуществления прокурором надзорной функции.
Ключевые слова: уголовное судопроизводство, прокурор, органы предварительного следствия и органы дознания, прокурорский надзор, уголовное преследование, правозащитная деятельность, обеспечение безопасности, участники уголовного судопроизводства.
Цитирование. Францифоров Ю. В., Шинкарук В. В., Третьяков Ю. В. Вопросы совершенствования деятельности прокуратуры в уголовном судопроизводстве // Legal Concept = Правовая парадигма. - 2022. -Т. 21, №№ 2. - С. 21-27. - DOI: https://doi.org/10.15688/lc.jvolsu.2022.2.3
В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ Юрий Викторович Францифоров
Введение
повышению значения деятельности прокуратуры в качестве основного правоохранительного органа, который осуществляет надзор за осуществлением режима законности в Российской Федерации.
Исследование роли прокуратуры в системе органов государственной власти способствует совершенствованию ее организации,
Эффективность правоприменительной деятельности прокуратуры требует соблюдения принципов ее организации, отражающей усилия государства по обеспечению законности, а также соблюдения такого порядка производства по уголовным делам, который является обязательным для судов, прокуратуры, органов предварительного расследования и иных участников уголовного процесса.
Прокуратура осуществляет полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории России законами (ч. 2 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ»), на основе принципов законности, единства и централизации, независимости и гласности.
Правозащитная роль деятельности прокуратуры
Особое значение в деятельности прокуратуры отводится правозащитной роли, обусловленной конституционными гарантиями признания прав и свобод человека и гражданина, как высшей человеческой ценности, защита которой является прямой обязанностью государства.
Следует обратить внимание на законодательные усилия последних 15 лет по пересмотру роли прокуратуры в уголовном судопроизводстве.
Данные нововведения сократили ряд полномочий прокуратуры по обвинению и уголовному преследованию в досудебном производстве, в том числе в вопросах возбуждения уголовного дела и предварительного расследования, оставив на необходимом уровне лишь полномочия по поддержанию государственного обвинения, поставив его в один ряд с правозащитной деятельностью.
Правозащитная деятельность прокуратуры проходит красной нитью в нормативных актах Генеральной прокуратуры РФ, но ее осуществление не подкреплено требованиями Уголовно-процессуального кодекса России.
Так, в Приказе Генерального прокурора РФ указано, что произошедшие изменения, касающиеся полномочий прокуратуры, в целях
совершенствования надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, требуют приведения их в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями [1].
Полномочия прокурора указанные в ч. 2 ст. 37 УПК РФ не содержат прямых указаний на правозащитную деятельность, однако такая его функция, которая связана с надзором за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, предполагает действия прокурора по обеспечению гарантий недопущения нарушений правоприменительной деятельности следователя и дознавателя.
Следует обратить внимание на тот факт, что правозащитную деятельность прокурора необходимо отнести к одному из основных видов государственной деятельности, направленной на осуществление задач уголовного судопроизводства, вызванного точным соблюдением и защитой лиц и организаций потерпевших от преступлений, а также защитой личности от незаконного обвинения и уголовного преследования, независимо от ее процессуального статуса.
Совершенствование правового статуса деятельности прокурора
При осуществлении надзора за деятельностью органов дознания, путем процессуального руководства, прокурор обеспечивает защиту прав участников уголовного процесса, направленную на устранение допущенных должностными лицами дознания нарушений при осуществлении производства по уголовному делу.
Обладая правом осуществления процессуального руководства дознанием, прокурор является гарантом его законности, эффективности и точного обеспечения разумного срока [10, с. 195].
Осуществляя опосредованно правозащитную деятельность при осуществлении надзора за органами предварительного следствия, прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нару-
шений уголовного законодательства, истребовать и проверить законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решения, а также возвращать уголовное дело со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или постановления и устранения выявленных недостатков.
У прокурора отняли большую часть властных полномочий, позволявших эффективно осуществлять надзор и уголовное преследование в досудебных стадиях уголовного судопроизводства [9].
Значительное сокращение полномочий прокурора вызвало издержки его регулирования, негативно отразившиеся на уровне расследования, показало их несоответствие с функциональным назначением прокуратуры в досудебном производстве [13, с. 49].
Для эффективной реализации полномочий прокурора, направленных на действенность уголовного преследования в первой стадии уголовного судопроизводства, необходимо предоставить ему право возбуждения уголовного дела, с дальнейшим направлением его по подследственности, с целью своевременного расследования преступления.
Как правильно указывает Н.С. Манова, без права возбуждения уголовного дела возможность участия прокурора в уголовном деле не имеет реальной возможности быть эффективной [8, с. 183].
Это касается и отсутствия у прокурора права на производство неотложных следственных действий.
Вместе с тем следует указать на возможность принятия законодателем компромиссного решения, которое касается обязательного реагирования на постановление прокурора о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Так, Б.Я. Гаврилов предлагает изменить редакцию п. 4 ч. 1 ст. 140 УПК РФ, определив, что по постановлению прокурора о направ-
лении материалов в орган расследования для решения вопроса об уголовном преследовании должностные лица следствия и дознания незамедлительно выносят постановление о возбуждении уголовного дела [4, с. 38].
Говоря о совершенствовании стадии предварительного расследования, Т.Н. Самойлова верно указывает на необходимость наделения прокурора полномочиями по приему процессуальных решений, восстанавливающих нарушенные права участников уголовного судопроизводства при расследовании уголовных дел, а именно по предоставлении ему права отменять все незаконные или необоснованные постановления следователя, которые нарушают конституционные права гражданина [11, с. 7].
Сложно согласиться с позицией авторов, утверждающих, что целью сокращения прав прокурора служит как сокращение надзорных полномочий, так и ограничение возможностей процессуального руководства следствием в виде надзорного органа, осуществляющего не обвинительную функцию, а надзор за ее законностью сверху, не являясь непосредственным ее участником [10, с. 198].
Мы также не являемся сторонниками такой позиции, при которой прокурору следует возвратить такие властные полномочия, которые «позволят назвать прокурора единственным руководителем деятельности всех органов предварительного расследования, несущего полную ответственность за его качество и эффективность» [12, с. 5].
Анализ практики производства по уголовным делам позволяет прийти к выводу о необходимости совершенствования правового статуса прокурора, вызванного требованием установления единообразных надзорных полномочий прокурора к следствию и дознанию, а также выравнивания процессуальных полномочий прокурора и руководителя следственного органа, для более эффективного осуществления прокурором надзорной функции.
Прокурора следует наделить единообразным перечнем прав и обязанностей, в отношении всех должностных лиц и органов предварительного расследования, необходимых для своевременного и эффективного предупреждения, выявления и пресечения нарушений закона [3, с. 34].
Оптимальный объем прокурорских полномочий способствует его эффективной деятельности независимо от существующих форм прокурорского надзора.
Среди прокурорских полномочий выделяются формы предупреждения нарушений законов, выявления нарушений законов и реагирования на нарушения законов и обстоятельства, повлиявшие на их совершение [1, с. 25], которые в досудебном производстве распространяются на деятельность всех органов предварительного расследования.
Процессуальное руководство прокурора на стадии предварительного расследования -это уникальная специфическая российская модель государственного надзирающего органа, осуществляющего руководство расследованием и участвующего в уголовном преследования [5, с. 12].
Активность деятельности прокуратуры по осуществлению надзора за органами следствия и дознания вызвана необходимостью повышения ее эффективности.
Следует поддержать авторов, характеризующих «различные подходы при определении и оценки эффективности прокурорской деятельности, выделяющих общие (опосредованные, например, обеспечение законности и правопорядка), и конкретные (непосредственно входящие в профессиональные обязанности) целевые направления» [6, с. 31].
Эффективная деятельность прокурора вызвана точной реализацией задач уголовного судопроизводства, обусловленного требованием ст. 6 УПК РФ, которая направлена на соблюдение принципа законности в досудебном и судебном производстве, осуществление которого невозможно без качественного соблюдения прокурором прав и обязанностей в системе уголовного судопроизводства, значение которых обусловлено их целевым назначением.
В списке важных решений по осуществлению надзорных полномочий за деятельностью органов предварительного расследования находятся решения гарантирующие уголовно-процессуальным законодательством безопасность участников уголовного процесса.
По мнению Л.В. Брусницына, необходимость повышения уровня защищенности граждан, вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, вызвана тем обстоятельством, что
безопасность гарантирована государством, в лице компетентных органов и должностных лиц [2, с. 93].
К правовым основам безопасности в рамках положений УПК РФ, определяющие обеспечение безопасности лиц вовлеченных в сферу уголовного судопроизводства, следует отнести требования: о применении мер безопасности (ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 186 УПК РФ); статей УПК РФ, не касающихся конкретно мер безопасности (п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РФ); о мерах принуждения (п. 3 ч. 1 ст. 97 УПК РФ).
Эти положения основаны на неукоснительном соблюдении принципов презумпции невиновности и осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, которые способствуют реализации права на судебную защиту, являясь основой безопасности в сфере уголовного судопроизводства [7, с. 393].
Выводы
Право на обеспечение безопасности в виде защиты жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов, имеет каждый участник уголовного процесса, а также иные лица, не получившие процессуального статуса, в виде заявителя, очевидца, жертвы преступления, достигаемые правовой охраной и защитой, а также другими законными способами.
В раскрытии вопросов совершенствования деятельности прокуратуры в досудебном производстве, особое значение придается таким ее функциям как осуществление от имени государства уголовного преследования и надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, важными усилиями которых является правозащитная деятельность и обеспечение безопасности участников процесса при их обязательном взаимодействии для успешной реализации задач уголовного судопроизводства.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Бакаев, Д. М. Надзор прокурора района за расследованием уголовных дел / Д. М. Бакаев. -М. : Юрид. лит., 1979. - 112 с.
2. Брусницын, Л. В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: мировой опыт и развитие российского законодательства (процессуальное исследование) / Л. В. Брусницын. - М. : Юрлитинформ, 2010. - 463 с.
3. Буланова, Н. В. Прокурор в уголовном судопроизводстве: пути совершенствования процессуального статуса / Н. В. Буланова // Уголовное право. - 2017. - № 4. - С. 33-36.
4. Гаврилов, Б. Я. Прокурор в современном уголовном судопроизводстве: позиция ученого и мнение правоприменителя / Б. Я. Гаврилов // Российская юстиция. - 2020. - № 3. - С. 33-39.
5. Ильинский, Д. О. Прокуратура Российской Федерации в механизме реализации общеправового принципа законности : дис. ... канд. юрид. наук / Ильинский Денис Олегович. - М., 2007. - 221 с.
6. Камчатов, К. В. Деятельность прокурора в уголовном судопроизводстве: оценка эффективности / К. В. Камчатов, А. А. Тимошенко // Российская юстиция. - 2017 - № 11. - С. 29-33.
7. Курс уголовного процесса / под ред. Л. В. Головко. - М. : Статут, 2017. - 1280 с.
8. Манова, Н. С. Функции и полномочия прокурора в досудебном производстве / Н. С. Манова // Публичное и частное право. - 2009. - № 2. - С. 180-186.
9. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
10. Рыгалова, К. А. Процессуальное руководство предварительным расследованием в деятельности прокурора / К. А. Рыгалова // Вестник СГЮА. - 2017. - № 4. - С. 195-201.
11. Самойлова, Т. Н. Проблемные аспекты правозащитной деятельности прокурора в уголовном судопроизводстве : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Самойлова Татьяна Николаевна. - Ижевск, 2009. - 25 с.
12. Якимович, Ю. К. Назначение прокуратуры и процессуальные функции прокурора / Ю. К. Яки-мович // Законность. - 2015. - № 8. - С. 3-7.
13. Ястребов, В. Б. Правовой статус прокурора в уголовном, гражданском, административном процессе / В. Б. Ястребов // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 8. - С. 45-49.
REFERENCES
1. Bakaev D.M. Nadzor prokurora rajona za rassledovaniem ugolovnyh del [Supervision of the District Prosecutor over the Investigation of Criminal Cases]. Moscow, Yurid. lit. Publ., 1979. 112 p.
2. Brusnitsyn L.V. Obespechenie bezopasnosti lic, sodejstvuyushchih ugolovnomu pravosudiyu: mirovoj opyt i razvitie rossijskogo zakonodatel 'stva (processual 'noe issledovanie) [Ensuring the Safety of Persons Assisting Criminal Justice: World Experience and the Development of Russian Legislation (Procedural Research)]. Moscow, Yurlitinform Publ., 2010. 463 p.
3. Bulanova N.V. Prokuror v ugolovnom sudoproizvodstve: puti sovershenstvovaniya processual'nogo statusa [Prosecutor in Criminal Proceedings: Ways to Improve the Procedural Status]. Ugolovnoepravo [Criminal Law], 2017, no. 4, pp. 33-36.
4. Gavrilov B.Ya. Prokuror v sovremennom ugolovnom sudoproizvodstve: poziciya uchenogo i mnenie pravoprimenitelya [Prosecutor in Modern Criminal Proceedings: The Position of a Scientist and the Opinion of a Law Enforcer]. Rossijskaya yusticiya [Russian Justice], 2020, no. 3, pp. 33-39.
5. Ilyinsky D.O. Prokuratura Rossijskoj Federacii v mekhanizme realizacii obshchepravovogo principa zakonnosti : dis. ... kand. yurid. nauk [The Prosecutor's Office of Russian Federation in the Mechanism of Implementation of the General Legal Principle of Legality. Cand. jurid. sci. diss.]. Moscow, 2007, 221 p.
6. Kamchatov K.V., Timoshenko A.A. Deyatel'nost' prokurora v ugolovnom sudoproizvodstve: ocenka effektivnosti [Activity of the Prosecutor in Criminal Proceedings: Efficiency Assessment]. Rossijskaya yusticiya [Russian Justice], 2017, no. 11, pp. 29-33.
7. Golovko L.V [ed.] Kurs ugolovnogo processa [Course of Criminal Procedure]. Moscow, Statut Publ. 2017. 1280 p.
8. Manova N.S. Funkcii i polnomochiya prokurora v dosudebnom proizvodstve [Functions and Powers of the Prosecutor in Pre-Trial Proceedings]. Publichnoe i chastnoepravo [Public and Private Law], 2009, no. 2, pp. 180-186.
9. Prikaz Genprokuratury Rossii ot 07.12.2007 N195 (red. ot 31.08.2021) «Ob organizacii prokurorskogo nadzora za ispolneniem zakonov, sobljudeniem prav i svobod cheloveka i grazhdanina» [Order of the Prosecutor General's Office of Russia No. 195 Dated December 7, 2007 (As Amended on August 31, 2021) "On the Organization of Prosecutorial Supervision over the Implementation of Laws, Observance of the Rights and Freedoms of Man and Citizen"]. Access from Reference Legal System "KonsultantPlyus ".
10. Rygalova K.A. Processual'noe rukovodstvo predvaritel'nym rassledovaniem v deyatel'nosti prokurora [Procedural Management of the Preliminary Investigation in the Activities of the Prosecutor]. VestnikSGYUA [Bulletin SGUA], 2017, no. 4, pp. 195-201.
11. Samoilova T.N. Problemnye aspekty pravozashchitnoj deyatel 'nosti prokurora v ugolovnom sudoproizvodstve : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk [Problematic Aspects of the Human Rights Activities of the Prosecutor in Criminal Proceedings. Cand. jurid. sci. abs. diss.], Izhevsk, 2009. 25 p.
12. Yakimovich Yu.K. Naznachenie prokuratury i processual'nye funkcii prokurora [Appointment of the
Prosecutor's Office and Procedural Functions of the Prosecutor]. Zakonnost' [Legality], 2015, no. 8, pp. 3-7.
13. Yastrebov V.B. Pravovoj status prokurora v ugolovnom, grazhdanskom, administrativnom processe [Legal Status of the Prosecutor in Criminal, Civil, Administrative Proceedings]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: Experience, Analysis, Practice], 2018, no. 8, pp. 45-49.
Information About the Authors
Yuri V. Franciforov, Doctor of Sciences (Jurisprudence), Professor, Department of Criminal Procedure, Saratov State Law Academy, Volskaya St, 1, 410056 Saratov, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3739-128X
Vladimir V. Shinkaruk, Student, Department of Procedural Law and Criminalistics, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5215-6299
Yuri V. Tretyakov, Candidate of Sciences (Jurisprudence), Judge, Krasnooktyabrsky District Court, Kuznetsova St, 65, 400105 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001 -7258-1121
Информация об авторах
Юрий Викторович Францифоров, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного процесса, Саратовская государственная юридическая академия, ул. Вольская, 1, 410056 г. Саратов, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3739-128X Владимир Владимирович Шинкарук, студент кафедры процессуального права и криминалистики, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5215-6299 Юрий Владимирович Третьяков, кандидат юридических наук, судья, Краснооктябрь-ский районный суд, ул. Кузнецова, 65, 400105 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-7258-1121