Научная статья на тему 'Особенности прокурорского надзора за законностью производства дознания'

Особенности прокурорского надзора за законностью производства дознания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2031
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИЯ / ПРОКУРОР / ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР / УГОЛОВНОЕ ПРЕСЛЕДОВАНИЕ / ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ / УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ИСТОЧНИКИ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каретникова Светлана Васильевна

В статье дается понятие, сущность, функции прокурора на стадии предварительного расследования. Проблема соотношения законности и целесообразности. Особый акцент сделан на особенности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE PROSECUTOR’S SUPERVISION OF THE PERFORMANCE OF INQUIRY LEGAL ORDER

The article is devoted to the notion, essence, prosecutor’s functions on the stage of preliminary investigation. The problem of the balance between the due process of law and expediency. Specific features of the prosecutor’s supervision of the procedural activity of agencies in charge of preliminary investigation are highlighted

Текст научной работы на тему «Особенности прокурорского надзора за законностью производства дознания»

10. КОРРУПЦИЯ; ТЕРРОРИЗМ; УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

10.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРОИЗВОДСТВА ДОЗНАНИЯ

Каретникова Светлана Васильевна, и.о. декана факультета повышения квалификации

Место работы: Российская таможенная академия. Санкт-Петербургский филиал имени В. Б. Бобкова

svk-d@mail.ru

Аннотация: В статье дается понятие, сущность, функции прокурора на стадии предварительного расследования. Проблема соотношения законности и целесообразности. Особый акцент сделан на особенности прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания

Ключевые слова: функция, прокурор, прокурорский надзор, уголовное преследование, предварительное расследование, уголовное судопроизводство, источники уголовно-процессуального права

SPECIFIC FEATURES OF THE PROSECUTOR'S SUPERVISION OF THE PERFORMANCE OF INQUIRY LEGAL ORDER

Karetnikova Setlana V., acting as the dean of the faculty of the professional development

Work place: Saint-Petersburg branch of the Russian customs academy named after V. B. Bobkov

svk-d@mail.ru

Annotation: The article is devoted to the notion, essence, prosecutor's functions on the stage of preliminary investigation. The problem of the balance between the due process of law and expediency. Specific features of the prosecutor's supervision of the procedural activity of agencies in charge of preliminary investigation are highlighted

Keywords: function, prosecutor, procurator's supervision, criminal prosecution, preliminary investigation, criminal procedure, sources of criminal procedure law.

Порядок уголовного судопроизводства основан на Конституции РФ и устанавливается Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - УПК РФ) (ч. 1 ст. 1 УПК РФ). Согласно ч. 3 ст. 1 УПК РФ источником уголовно-процессуального права являются также общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации. Однако объем правил, регламентирующих уголовное судопроизводство, вышеозначенной совокупностью правовых норм не исчерпывается.

Порядок уголовного судопроизводства в значительной степени предопределен целым рядом федеральных законов Российской Федерации.

Правоприменители в качестве обязательных воспринимают предписания, содержащиеся в актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

Поскольку алгоритм уголовного процесса прописан в законах, как правило, неполно, а то и противоречиво, министерства и ведомства, для которых применение УПК РФ - основной вид деятельности, по давно сло-

жившейся в России традиции уточняют, а порой и существенно дополняют положения закона в различного рода приказах, инструкциях и методических рекомендациях, многие из которых в сознании российских граждан приобрели нормативное значение, равное по фактической силе федеральным законам.

К таковым относятся приказы Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. № 136 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования», № 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания», от 10 сентября 2007 г. № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия», от 20 ноября 2007 г. № 185 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного процесса», от 21 ноября 2007 г. № 187 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах», от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи», от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве», от 28 ноября 2007 г. № 190 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности».

Практически одновременное появление данных документов обусловлено существенным изменением роли прокуроров в уголовном процессе.

Н.В. Мельников определяет прокурорский надзор как совокупность правозащитной, упорядочивающей, правоприменительной и прочих функций1, при этом неясно, является ли функция прокурорского надзора отдельной функцией и какая деятельность прокурора включена в упорядочивающую и правоприменительную функции. По мнению автора, все функции прокурора в уголовном процессе являются самостоятельными и их нельзя смешивать друг с другом. Функции характеризуются следующими показателями: цель, задачи, сущность, формы, пределы действия. Надзорная функция прокурора закреплена в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 37 УПК РФ. Сущность заключается в наблюдении за кем-либо или за чем-либо. Надзирать -значит наблюдать с целью присмотра, проверки2.

Осуществлять контроль за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы, требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов, - требования того, чтобы никто не

1 Мельников Н.В. Прокурорская власть //Государство и право. 2002. №2. С. 19.

2 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 1996. С. 371

мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона).

Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства.

В текущий момент времени прокурор уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлении (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Он вправе выносить мотивированные постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам, выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Прокурор может требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Наконец, прокурор вправе дать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий (п. 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Более того, он отменяет незаконные или необоснованные постановления дознавателя (п. 6 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

В вышеперечисленных приказах Генерального прокурора РФ регламентирована основная функция обеспечения постоянного и действенного надзор за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований УПК РФ, иных федеральных законов при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях.

Прокурорский надзор должен гарантировать своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законности в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.

Так как процедура принятия и регистрации заявлений о преступлениях в УПК РФ урегулирована фрагментарно, подробный ее регламент содержится в ведомственных и межведомственных нормативных актах, которые после регистрации в Министерстве юстиции РФ, приобрели силу обязательных на всей территории России, прокурорам в процессе надзора предписывается исходить, в том числе, и из содержащихся в них указаний.

Особое внимание в приказах Генерального прокурора уделяется проверке:

- сообщений СМИ о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно, что УПК РФ прямо не предусмотрено;

- сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений;

- правильности применения норм материального и процессуального права;

- уведомлению заявителей о результатах рассмотрения его сообщения;

- разъяснению ему права на обжалование принятого решения и порядок такого обжалования.

Метод прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела - сплошной: прокуроры не вправе ограничиваться проверкой одних только итоговых документов, в каждом конкретном случае обязаны изу-

чить все документы, содержащиеся в материале проверке.

В целях обеспечения своевременного принятия законного, обоснованного решения проверку следует производить не в режиме постфактум, а начинать ее с материалов, находящихся в производстве, иными словами, в стадии возбуждения уголовного дела прокурорский надзор должен быть текущим, а не отложенным.

Руководствуясь ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокуроры вправе вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов. Как видим, речь идет о совмещении двух видов деятельности: административно-управленческой на основе ФЗ «О прокуратуре РФ» и уголовно-процессуальной. Очевидно, что полученная в результате этого информация носит универсальный характер и может быть использована как для установления достоверных сведений о преступлениях, лицах их совершивших, так и определения характера нарушений, допущенных должностными лицами.

Прокуроры обязаны оперативно реагировать на выявленные нарушения законности, в том числе на факты ненаправления или несвоевременного направления органами дознания и предварительного следствия копий постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела, а также на случаи непредставления необходимых для проверки регистрационно-учетных и иных документов и материалов.

На основании п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, ст. 6, 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокуроры должны требовать полного устранения нарушения закона, используя предусмотренные в указанных нормативных актах формы реагирования и привлечение виновных должностных лиц, в том числе не обеспечивших должного контроля за соблюдением порядка приема, регистрации, проверки и разрешения сообщений о преступлениях, к ответственности вплоть до вынесения постановления о направлении материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об уголовном преследовании должностного лица, допустившего нарушение, содержащее признаки преступления.

Прокуроры контролируют разрешение материалов, направленных в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ и ч. 6 ст. 148 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства или об отмене руководителем следственного органа постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, исполнение органами дознания и дознавателями указаний прокурора, а также результаты рассмотрения руководителями органов дознания и предварительного следствия представлений об устранении нарушений законов, внесенных в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ».

По каждой поданной в суд и подлежащей рассмотрению в порядке ст. 125 УПК РФ жалобе на действие (бездействие) органа дознания, дознавателя и следователя, связанное с приемом, регистрацией, проверкой и разрешением сообщения о преступлении, следует обеспечивать обязательное участие в судебном заседании прокурора, непосредственно осуществляющего надзор на данном направлении деятельности органов дознания и предварительного следствия.

Прокуроры обязаны систематически анализировать состояние законности в органах дознания и предвари-

тельного следствия при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, причины и условия, способствовавшие нарушениям закона, практику надзора и эффективность мер прокурорского реагирования, исполнение в установленные сроки законных требований прокурора.

Изменения, внесенные в УПК РФ, меньше всего затронули организацию прокурорского надзора за дознанием. Регламентируя особенности данного вида процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела, Генеральный прокурор РФ указал, что срок проверки сообщения о преступлении по ходатайству дознавателя может быть продлен до 30 суток только при наличии данных, подтверждающих необходимость проведения документальной проверки или ревизии.

Прокурор, признав постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное дознавателем, незаконным или необоснованным, отменяет его и со своими указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения дополнительной проверки с учетом объема производства необходимых проверочных действий.

Прокурор обязан безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, он выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.

При решении вопроса о даче согласия дознавателю на возбуждение уголовного дела частного или частно-публичного обвинения в соответствии с ч. 4 ст. 20 УПК РФ прокурором проверяется обоснованность и достаточность данных для принятия такого решения.

Из п. 10 Приказа № 137 следует, что прокурору вменяется в обязанность давать дознавателям письменные указания о направлении расследования, о получении и надлежащей фиксации доказательств, о производстве необходимых процессуальных действий, в том числе неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления (п. 10).

Особый интерес представляет рекомендация Генерального прокурора РФ об активном использования прокурорами п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, разрешающем заменять предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, не указанным в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, дознанием (п. 9).

Особенностью надзора за дознавателями является внесение прокурорам в обязанность проверять исполнение дознавателями требований ст. 223.1 УПК РФ о вручении подозреваемому копии уведомления о подозрении в совершении преступления и сроках проведения его допроса, а также наличие у них права требовать незамедлительного направления прокурору копии соответствующего уведомления после его вынесения (п. 11).

Прокуроры дают дознавателям согласие на возбуждение перед судом ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в соответствии со ст. 224 УПК РФ лишь при наличии оснований и обстоятельств, предусмотренных ст. 97, 99, 100, ч. ч. 1 -3 ст. 108 УПК РФ. Вопросы о необходимости применения меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетних, лиц пожилого возраста и других граждан, к которым может быть применена иная мера пресечения, исходя из обстоятельств дела и данных о личности должны быть рассмотрены с особой тщательностью. При этом следует помнить, что мера пресечения в виде заключения под стражу для лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, может быть применена лишь в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 108 УПК РФ, перечень которых является исчерпывающим, а к несовершеннолетним - вообще не применяется (п. 14).

Прокурор может принимать решение о даче согласия дознавателю на возбуждение ходатайства перед судом о продлении срока содержания под стражей только при условии особой сложности уголовного дела и наличии оснований для сохранения этой меры пресечения. Следует учитывать, что продление срока содержания лица под стражей по уголовному делу до 6 месяцев в соответствии с ч. 4 ст. 224 УПК РФ осуществляется с согласия прокурора района, города или приравненного к нему прокурора; от 6 до 12 месяцев в соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ - с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или приравненного к нему прокурора только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (п. 15).

От дознавателей следует требовать представление ходатайств о продлении срока содержания лица под стражей прокурорам субъектов Российской Федерации или приравненным к ним прокурорам не менее чем за 15 дней до истечения срока содержания под стражей. Ценным дополнением к регламенту УПК РФ является рекомендация Генерального прокурора РФ: оформлять отказ прокурора в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей мотивированным постановлением, которое приобщается к уголовному делу (п. 15).

Осуществляя процессуальное руководство дознанием, прокурор, рассматривая в соответствии со ст. 165 УПК РФ вопрос о даче согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайств о производстве следственных действий, которые допускаются только на основании судебного решения, лично тщательно проверять доводы, изложенные в ходатайстве. Далее следует ценное указание Генерального прокурора РФ о том, что при несогласии с ходатайством прокурор выносит мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела (п. 16).

Прокурор обеспечивает надлежащий прокурорский надзор за всесторонностью, полнотой и объективностью производства дознания по уголовным делам, отстраняет дознавателя от дальнейшего расследования, если им допущены такие нарушения требований УПК РФ, которые могут повлиять на исход дела. При наличии достаточных к тому оснований (в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ) прокурор изымает любое уголовное дело у органа дознания и передает

его следователю с обязательным указанием причин такой передачи и соблюдением правил подследственности, установленных ст. 151 УПК РФ (п. 17).

С момента вынесения дознавателем постановления о приостановлении производства дознания прокурор проверяет его законность и обоснованность. Особое внимание следует обращать на факты повторного приостановления производства дознания по уголовным делам без производства необходимых следственных действий и принятия мер к раскрытию преступления. Отменяя незаконные постановления, прокуроры одновременно решают вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц органа дознания. В случае установления оснований, предусмотренных ст. 211 УПК РФ, в соответствии с ч. 3.1 ст. 223 УПК РФ прокурор обязан вынести постановление о возобновлении производства по уголовному делу (п. 18).

В силу ст. 223 УПК РФ прокуроры вправе требовать от дознавателей представлять ходатайства о продлении срока дознания до 60 суток за 5 дней до истечения срока, свыше 60 суток - за 10 дней, свыше 6 месяцев - за 15 дней. При этом необходимо учитывать, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев -прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним прокурорами и их заместителями только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 223 УПК РФ, связанных с исполнением запроса о правовой помощи (п. 19).

Прокуроры обязаны ежемесячно проверять в органах дознания законность и обоснованность прекращения уголовных дел, уголовного преследования. Признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, прокурор в соответствии со ст. 214 УПК РФ безотлагательно его отменяет и с соответствующими указаниями возвращает в орган дознания, устанавливая конкретный срок проведения расследования с учетом объема производства необходимых следственных действий (п. 20).

Прокуроры дают согласие на прекращение уголовного дела по основаниям, предусмотренным ст. 25 и 28 УПК РФ, а также на освобождение лица от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением сторон, возможностью исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия только после тщательного изучения всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных уПк РФ (п. 20).

Прокурор обязан лично проверить, не является ли заявление потерпевшего о прекращении дела или уголовного преследования результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц (п. 20).

В остальных случаях согласия либо утверждения прокурором постановления дознавателя о прекращении уголовного дела не требуется (п. 20).

Получив информации о поступлении в суд жалобы в порядке ст. 125 УПК РФ на постановления дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении производства, прекращении уголовного дела, а равно иные решения и действия (бездействие) дознавателя, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граж-

дан к правосудию, прокурор обязан незамедлительно истребовать от дознавателя материалы, относящиеся к обжалуемому действию (бездействию) или решению, осуществить их проверку, устранить выявленные нарушения, в том числе отменив необоснованные, незаконные постановления дознавателя до рассмотрения жалобы в суде, о чем информирует суд (п. 21).

Соблюдение законности, защита прав и свобод граждан - это обязанность всех государственных органов и должностных лиц, в том числе ведущих уголовный процесс. Прокурор должен выявлять нарушения закона, допущенные участниками уголовного судопроизводства.

Таким образом, прокурорский надзор реально выступает существенной гарантией осуществления прав и законных интересов, но лишь при условии, если в нем получат дальнейшее развитие процессуальные формы, порядок, организация, основания и надлежащие процессуальные средства, процедура реализации полномочий. Основным недостатком теории прокурорского надзора является разобщение связанных друг с другом элементов - деятельности прокурора и иных участников этой деятельности и организации прокурорского надзора, его порядок или форма. Кстати, это положение в сфере прокурорского надзора вступает в явное противоречие с необходимостью рассматривать прокурорский надзор (как и всякое явление объективной действительности) прежде всего с позиций органической связи в нем содержания и формы.

Статус прокурора в уголовном судопроизводстве, а также полномочия прокурора на стадии предварительного расследования по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия были существенно изменены с принятием Федерального закона от 5 июня 2007 г. № 87 - ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Закон оставил без изменения ч. 1 ст. 37 УПК РФ, отражающую двойственный характер назначения прокурора в уголовном судопроизводстве (осуществление уголовного преследования и надзора), но практически лишил прокурора права участвовать в производстве предварительного расследования. В связи с этим встал вопрос и о правомерности участия прокурора в следственных действиях.

Законодатель лишил прокурора права на участие в следственных действиях в качестве руководителя уголовного преследования и активного субъекта доказывания, а также процессуального руководителя расследования. Данное решение не лишено оснований. На протяжении длительного времени ряд авторов последовательно высказывались за то, что на досудебных стадиях прокурор должен быть сосредоточен только на надзоре за законностью предварительного рассле-дования3.

По сути, осуществление прокурором в ходе следственного действия функции процессуального руководителя (организатора уголовного преследования), как обоснованно отмечалось рядом авторов, противоречит процессуальной самостоятельности следователя, причиняет ущерб выполнению им своих непосредственных обязанностей по надзору, приводит к замене

3 Якимович Ю.К. Прокурорский надзор и судебный контроль за предварительным расследованием: Избранные статьи (1985— 2009 гг.). Томск, 1997. С.55.

прокурором руководителя следственного органа при осуществлении им ведомственного контроля. Так, в соответствии с ч.2 ст. 37 УПК РФ в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Таким образом, деятельность прокурора при следственных действиях в качестве процессуального руководителя уголовного преследования усложняет осуществление эффективного надзора за законностью предварительного расследования.

Поэтому произошедшие согласно Федеральному закону от 5 июня 2007 г. № 87 - ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» процессуальное разделение функции прокурорского надзора и уголовного преследования в досудебном производстве является обоснованным. Это позволяет повысить объективность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия и освободить прокурора от не свойственной ему функции «процессуального руководителя расследования».

Однако данные изменения привели к резкому сокращению полномочий прокурора по осуществлению уголовного преследования на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Таким образом, основной процессуальной функцией прокурора на данной стадии, по логике законодателя, остается надзор прокурора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что контрольно-надзорная деятельность прокурора обеспечивает дополнительные гарантии защиты прав и законных интересов участников уголовного процесса, а соответственно, и реализацию задач уголовного судопроизводства, закрепленных в ст. 6 УПК РФ4.

Список литературы:

1. Мельников Н.В. Прокурорская власть //Государство и право. 2002. №2. С. 19.

2. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 1996. С. 371.

3. Якимович Ю.К. Прокурорский надзор и судебный контроль за предварительным расследованием: Избранные статьи (1985—2009 гг.). Томск, 1997. С.55.

4. Ковтун Ю.А., Жукова Н.А., Шевцов Р.М., Рудов Д.Н., (2014), Взаимодействие следователей органов внутренних дел Российской Федерации с органами дознания при раскрытии и расследовании преступлений. Пробелы в российском законодательстве, 6: 178-181.

5. Епифанова Е.В., Недилько Ю.В., (2015), Понятие преступления через призму толкования уголовно-правовой нормы. Бизнес в законе, 1: 10-14.

6. Гаврилов Б.Я. Правовое регулирование защиты конституционных прав и свобод личности: монография. М.: «Мир», 2005. С.90-91.

7. Гаврилов Б.Я. О мерах по законодательному совершенствованию досудебного производства// Российский следо-ватель.2011. № 16. С. 10-13.

4 Гаврилов Б.Я. Правовое регулирование защиты конституционных прав и свобод личности: монография. М.: «Мир», 2005. С.90-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.