УДК 347
Юридические науки
Савченко Антон Евгеньевич, магистрант 2 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак
ПОНЯТИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
Аннотация: органы прокуратуры в настоящее время выступают в качестве основного гаранта защиты прав, интересов и свобод личности, соблюдения принципа законности и справедливости. Особое значение деятельность прокуратуры имеет в сфере обеспечения законности при предварительном расследовании, поскольку надзор осуществляется за деятельностью должностных лиц органов, осуществляющих производство по уголовному делу в форме дознания. В представленной статье рассматривается сущность прокурорского надзора за деятельностью органов следствия и дознания, рассматриваются основные направления и принципы.
Ключевые слова: прокурорский надзор, контроль, принцип законности, справедливости, органы следствия, дознания, уголовное преследование, расследование, преступление.
Annotation: the prosecutor's office is currently acting as the main guarantor of the protection of the rights, interests and freedoms of the individual, the observance of the principle of legality and justice. The activities of the prosecutor's office are of particular importance in the field of ensuring the rule of law during the preliminary investigation, since supervision is carried out over the activities of officials of the bodies carrying out criminal proceedings in the form of inquiry. The presented article examines the essence of the prosecutor's supervision over the activities of the investigation and inquiry bodies, considers the main directions and principles.
Key words: prosecutor's supervision, control, the principle of legality, fairness, investigation bodies, inquiries, criminal prosecution, investigation, crime.
Уголовное судопроизводство представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц, которая направлена на выявление, расследование совершенного преступного деяния, изобличение виновных в совершении преступления лиц и назначение им соответствующего уголовного наказания. Уголовное судопроизводство урегулировано нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и призвано выполнять следующие ключевые функции: обвинение, защита и разрешение уголовного дела [7, с. 14].
В данный процесс вовлечены различные субъекты правоотношений, в частности, прокурор, следователь, дознаватель, руководитель следственного органа, потерпевший и т.д. На основании статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор является неотъемлемым субъектом уголовного процесса, осуществляющим уголовное преследование и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
И так, прокурор осуществляет надзор за исполнением законов всеми субъектами уголовного судопроизводства на досудебных стадиях уголовного процесса. Данный вид надзора призван обеспечить реализацию принципа законности при осуществлении уголовного преследования. Исходя из этого, среди ключевых задач прокурорского надзора в данной сфере можно обозначить:
- обеспечение верховенства Конституции РФ, защита прав и интересов субъектов уголовного процесса;
- обеспечение надлежащего исполнения законодательства Российской Федерации, что дает возможность эффективно проводить уголовное преследование, исключение риска нарушения правил проведения следственных действий, в результате чего собранные сведения не будут иметь доказательственного значения [6, с. 19].
При осуществлении надзора за деятельностью органов следствия и дознания, на прокурора возлагаются следующие обязательства:
- обеспечить единый подход к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от их ведомственной принадлежности;
- быстро реагировать на выявленные нарушения законодательства, обеспечить защиту прав и законных интересов всех субъектов уголовного судопроизводства;
- своевременно реагировать на поступающие жалобы и заявления, принимать все необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
- обеспечить своевременность и законности решений следователя или дознавателя по итогам проверки каждого сообщения о совершенном преступлении;
- обеспечить реализацию принципа законности при избрании мер уголовного процессуального принуждения;
- обеспечить своевременность проведения требуемых следственных действий;
- обеспечить законность и обоснованность решения о прекращении уголовного дела и преследовании.
На основании ст. 29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» можно обозначить следующие ключевые элементы предмета прокурорского надзора за деятельностью органов следствия и дознания:
- гарантия защиты прав и законных интересов человека и гражданина. Процессуальная деятельность органов следствия и дознания существенно затрагивает законные интересы личности при рассмотрении поступающего заявления о совершенном преступлении, поскольку на данной стадии уголовного судопроизводства предусматривается возможность ограничения основополагающих конституционных прав и свобод личности, в частности при избрании меры процессуального принуждения. На основании п. 1.1. Приказа
Генеральной прокуратуры РФ от 27 ноября 2007 г. № 189 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве» прокурор должен обеспечить надлежащую защиту конституционных прав граждан посредством осуществления надворных мероприятий, своевременно реагировать на выявленные нарушения законодательства и привлекать к ответственности виновных лиц;
- обеспечение соблюдения правил, установленных законодательством, о рассмотрении поступающего заявления о совершенном или готовящемся преступлении, а также выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования [4]. На основании п. 1 ч. 2 УПК РФ, в полномочия прокурора входит проверка исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях [3].
Наиболее распространенными нарушениями в деятельности дознавателей при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях являются: рассмотрение сообщения о преступлении не в соответствии с положениями УПК РФ, а по нормам Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», списание его в номенклатурное дело как не содержащее поводов для проведения процессуальной проверки, возвращение заявителю или перенаправление сообщения в другой орган без его регистрации, необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела, нерегистрация сообщения при выявлении нового преступления, фальсификация материалов проверки по сообщению о преступлении.
Таким образом, на прокурора возложена обязанность проверять законность вышеуказанных и иных процессуальных решений, принимаемых органами дознания, а также их действий (бездействия) при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании уголовных дел.
Законодательство так же предусматривает пределы прокурорского надзора.
Так, на основании п. 31 ст. 5 УПК РФ надзорные функции могут осуществлять Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники прокуроров, которые участвуют в уголовном судопроизводстве.
Вместе с тем представляется правильным, что помощники прокурора имеют право по поручению надзирающего прокурора принимать участие в проверке исполнения требований уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия. Однако они не вправе принимать окончательные решения, так как согласно ч. 5 ст. 37 УПК РФ полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности предварительного расследования исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры [5, с. 182].
Надзор прокурора осуществляется только в рамках УПК РФ и Закона о прокуратуре и касается исключительно процессуальных аспектов. Вмешиваться в организационно-распорядительную деятельность органов, проводимых предварительное следствие и дознание, прокурор не имеет права.
Указания надзирающего прокурора не всегда являются безусловными для исполнения и могут быть обжалованы вышестоящему прокурору.
Таким образом, прокурорский надзор за деятельность органов следствия и дознания выступает в роли гаранта защиты прав и законных интересов всех субъектов суголовного судопроизводства на стадии поступления сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и на начальной стадии расследования преступного деяния.
Библиографический список:
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта
2020 г. № 1-ФКЗ) // Гарант [Электронный ресурс]. https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 14.09.2021).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 1996. - № 113.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 2001. - № 249.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 1992. - № 345.
5. Генералов Д. Н. Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания // Молодой ученый. - 2020. - № 44 (334). - С. 182-185.
6. Протасевич А.А., Гуменюк А.В., Пирва В.Г. Прокурорский надзор за органами, осуществляющими дознание // Baikal Research Journal. - 2017. - № 57. - С. 19-27.
7. Саид С.М. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия и дознания // Закон и право. - 2019. - № 28. - С. 14-24.