3. Бурова Д.А. Интернет в сфере противодействии коррупции: разоблачительство и социальные сети / Д.А. Бурова // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". - 2018. - №1(4).
4. Конов А.В. Прозрачности и дисциплина: происхождение принципа прозрачности государственной власти в контексте идей Мишеля Фуко // Вестник Московского Университета. Серия 21. Управление «Государство и общество». - 2019. - № 3. - С. 5-28.
5. Хатов Э.Б. Вопросы информационного обеспечения прокурорского надзора за соблюдением законов о противодействии коррупции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2020. № 4 (59). С. 34-40.
© Оганесян Д.Р., Федорова Е.А., 2021
УДК 34.09
Розум П.А.
магистрант 2 курса ГМУ им. Адм. Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, РФ Научный руководитель: Федорова Е.А., к.ю.н.,доцент кафедры "публичное право", ГМУ им. Адм. Ф.Ф. Ушакова,
г. Новороссийск, РФ
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОРГАНАМИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
Аннотация
В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и вопросы повышения эффективности прокурорского надзора за органами предварительного следствия. В целях совершенствования активного взаимодействия органов предварительного следствия и прокуратуры предлагается внести некоторые необходимые поправки об изменениях в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации.
Ключевые слова:
прокурорский надзор, предварительное следствие, обвинение, государственная программа, закон, статистика.
Annotation
This article discusses current problems and issues of improving the effectiveness of prosecutorial supervision of the preliminary investigation bodies. In order to improve the active interaction of the preliminary investigation bodies and the Prosecutor's Office, it is proposed to make some necessary amendments to the criminal procedure legislation of the Russian Federation.
Keywords:
prosecutor's supervision, preliminary investigation, prosecution, state program, law, statistics.
Надзор и контроль за чётким и единообразным исполнением законодательства, является единственной и основной целью и задачей прокуратуры Российской Федерации. В свою очередь, прокуратура выступает практически исключительным государственным органом, выполняющим данную функцию.
Предметом исследования прокурорского надзора за органами предварительного следствия являются правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения.
Прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющую надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод
человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции [1].
Главным приоритетом в работе следственных подразделений Российской Федерации является повышение качества, скорости и эффективности предварительного следствия. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 (ред. от 03.02.2021) «Об утверждении государственной программы РФ «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в качестве ожидаемых результатов её реализации на 2014 - 2030 гг.»:
- уменьшение числа нераскрытых подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных;
- сокращение числа общественно опасных (тяжких и особо тяжких) преступлений, которые остаются нераскрытыми;
- увеличение доли возмещенного убытка от фактического ущерба, причинённого по окончанию расследования уголовного дела [2].
Помимо указанного, в Программе регламентирована подпрограмма № 1 «Предварительное следствие». Именно на это обратим наше внимание.
Целью подпрограммы является совершенствование деятельности следователей ОВД по расследованию и раскрытию преступлений. Задачами подпрограммы являются:
1. Повышение уровня и качества объективности предварительного следствие;
2. Компенсация потерпевшим ущерба и убытков;
3. Обеспечение защиты прав и законных интересов лиц и организаций от преступлений;
4. Защита личности от незаконного ограничения прав и свобод в ходе предварительного следствия.
В данном случае уместно процитировать слова Председателя СК РФ А.И. Бастрыкина, в котором
он отмечает: «Необходимо сократить сроки и повысить качество расследования уголовных дел; уделять особое внимание вопросам возмещения ущерба; обеспечивать тщательное соблюдение законности; свести к минимуму количество процессуальных нарушений; давать максимальную критику каждому факту возврата уголовного дела прокурором или судом по прекращению уголовного преследования или оправдательного приговора» [3].
В Краснодарском крае (КК) действует 7 государственных программ, реализация которых положительно сказывается на состоянии оперативной обстановки в регионе. Программа «Обеспечение безопасности населения» (ориентирована на на 2016-2024 гг.).
Ответственными исполнителями являются:
- Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям КК;
- Министерство транспорта и дорожного хозяйства КК;
- Департамент по контролю, профилактике коррупционных и иных правонарушений администрации КК;
- Департамент региональной безопасности Администрации КК;
- Аппарат Антитеррористической комиссии в КК.
В рамках этой государственной программы реализуются ещё 5 подпрограмм: «Система комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности КК» (в 2020 г. освоено 1432722 руб.); «Профилактика терроризма в КК» (в 2020 г. освоено 206448,6 руб.; «Противодействие коррупции в КК» (в 2020 г. освоено 0 руб.); «Повышение безопасности дорожного движения в КК» (в 2020 г. освоено 5000 руб.); «Укрепление правопорядка, профилактика правонарушений, усиление борьбы с преступностью в КК» (в 2020 г. освоено 30981,9 руб.).
Анализируя представленные данные, обратимся к статистике преступлений по Краснодарскому краю. Не зависимо от того, что в Краснодарском крае наблюдается снижение: на 4,7% зарегистрированных преступлений; на 9,7% сократилось число зарегистрированных убийств; на 10% -умышленное причинения тяжкого вреда здоровью; на 6,6% - изнасилование; на 25,9% - разбойных нападений; на 13,3% - грабёж; на 10,5% - фальшивомонетничество, отмечается количественный рост мошенничества, (тем более что касаемо использования мобильной связи и незаконным списанием денежных средств со счетов банковских карт) при этом доля рецидивов - значительна. Это каждое седьмое противоправное деяние [4].
Снижение видов преступдений в^
На расширенном заседании Коллегии МВД России Президент РФ В.В. Путин обратил особое внимание на повышение эффективности работы оперативных подразделений и следственных органов МВД России. В качестве улучшения ситуации Президент предложил «колоссально изменить ситуацию, сначала за счёт повышения качества оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной работы, и это касается всех уровней: от районного уровня до центрального аппарата: далее более эффективнее взаимодействовать с другими правоохранительными органами» [5].
Основные критерии оценки качества предварительного следствия напрямую зависят от эффективности прокурорского надзора в данной отрасли. Однако, на наш взгляд, осуществление прокурорского надзора и контроля в этой сфере не должно ограничиваться рамками исключительно надзорными функциями, оно также должно выражаться в сотрудничестве с органами предварительного следствия.
Сведения о состоянии преступности в Южном транспортном регионе
Январь-сентябрь 2021 г. 2020 г. %, +/-
Всего зарегистрировано преступлений 4793 3799 26,2
g на ж/д транспорте 1827 1695 7,8
S на воздушном транспорте 264 255 3,5
К на водном транспорте 189 199 -5,0
Тяжких и особо тяжких преступлений 1178 944 24,8
Связанных с незаконным оборотом наркотических средств 1311 1135 15,5
Совершено преступлений несовершеннолетними 25 10 150,0
Совершено преступлений группой лиц по предварительному сговору 256 212 20,8
Совершенно преступлений организованной группой 109 55 98,2
Совершено преступлений в состоянии опьянения 128 193 -33,7
Совершено лицами, ранее совершавшими преступления 1301 1268 2,6
Анализируя уголовно-процессуальное законодательство, можно прийти к выводу, прокурор и следователь, имеют аналогичную цель. Они выступают со стороны обвинения и их задачей является -установить вину лица в совершённом им преступлении [6].
Обвинительное заключение в предварительном следствии является центральным и самым основным этапом расследования, и принятие такого процессуального решения свидетельствует о том, что лицу присуждается статус виновного и в его действиях предусматривается состав преступления. В связи с этим особое значение имеет как раз-таки прокурорский надзор. Однако, как показывает практика, прокурор осуществляет свою надзорную деятельность на стадии утверждения обвинительного заключения, когда предварительное следствие уже завершено. Одним из последствий таких действий является возращение уголовного дела на дополнительное расследование, что кардинально отражается на показателях качества работы следователя и нарушении такого конституционного принципа, как -
каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
На наш взгляд, наиболее оптимальным и благоприятным моментом для возможности осуществления полномочий прокурора по надзору за предварительным следствием является стадия предъявления обвинения [7]. Учёные сходятся во мнении, что выбор момента привлечения лица в качестве обвиняемого становится важным и самым основным (его недопустимо предъявлять преждевременно, так и необоснованно откладывать, поскольку приобретая статус обвиняемого, лицо наделяется законом более обширными правами, позволяющими ему осуществлять свою защиту) [8]. Кроме того, на момент привлечения лица в качестве обвиняемого, расследование ещё не окончено, и в будущем могут возникнуть новые обстоятельства, которые могут привести к изменению хода уголовного дела, а может даже к его прекращению.
Согласно ст. 171 УПК РФ основанием для обвинения лица в совершении преступления является наличие достаточных доказательств. Проводя анализ данной статьи можно заметить, что Закон указывает только лишь на необходимость полноценности доказательств, но тем самым законодатель ставит условие, чтобы указанные доказательства имели основания для предъявления обвинения. Вывод - сами доказательства являются не основанием, а лишь средством для получения основания для привлечения лица в качестве обвиняемого. Таким образом, уместно говорить о факте доказывания. Указанное правило является универсальным и применяется для принятия любых процессуальных решений [9].
Анализируя полномочия прокурора по надзору за ОВД, необходимо отметить нормативно-правовое регулирование, а именно Приказ Генпрокуратуры РФ № 544 от 17 июля 2021 года «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [10].
Согласно ч. 9 ст. 172 УПК РФ прокурору становится известно о привлечении лица в качестве обвиняемого только с момента получения им копии процессуального документа, и только с этого времени появляется возможность проверить всё соответствие этого документа, а также проверить все доказательства действительными (ст. 75 УПК РФ и ч. 3 ст. 88 УПК РФ).
Для совершенствования законодательства и устранения некоторых пробелов в осуществлении контрольно-надзорных функций за деятельностью органов предварительного следствия, можно предложить следующее:
1) Рассмотреть возможность направления копию постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого до его фактического представления прокурору, чтобы прокурор имел возможность более тщательно ознакомиться с постановлением и самим уголовным делом. Для этого, считаем целесообразным, дополните п. 5.1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, где после слов «руководителем следственного органа» дополнить словами «о привлечении лица в качестве обвиняемого»;
2) Присутствует необходимость в правовом механизме, который бы стимулировал надзорную функцию прокурора на более ранней стадии предварительного следствия;
3) Предусмотреть порядок, в соответствии с которым при получении решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, прокурор, в течение суток с момента получения решения, обязан направить руководителю следственного органа своё согласие с обвинительным заключением, что означает утвердительный вердикт прокурора с обвинительным заключением с точки зрения его обоснованности и законности. Если согласие не было получено следственным органом в указанный срок, то решение о привлечении в качестве обвиняемого признаётся законным и обоснованным. Если прокурор не согласен с формулировкой, объёмом и квалификацией обвинения, то он вправе принять решение об отказе, в котором он может обосновать свой отказ и одновременно осуществлять полномочия, предусмотренные ч. 3 ст. 88 УПК РФ.
4) Обеспечить более детальное взаимодействие между собой государственных структур, надзорных органов, правоохранительных органов, подразделений национальной безопасности и федеральных служб. Это повысит эффективность оперативно-розыскной деятельности, раскрытию преступлений и окажет наиболее существенное влияние на криминогенную ситуацию Российской Федерации.
Список использованной литературы и нормативно-правовых актов:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // «Ведомости СНД РФ и ВС РФ», 20.02.1992, № 8, ст. 366.
2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 (ред. от 03.02.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, № 18 (часть IV), ст. 2188.
3. Электронный ресурс: https://sledcom.ru/blog/bastrikin/item/1258841/
4. Электронный ресурс: https://23.мвд.рф/document/25069175
5. Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/news/65090
6. Буланова, Н.В. Принципы, предмет, объект и пределы прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия / Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. -2018. -№ 6 (44).
7. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 23.09.2021) // «Ведомости Федерального Собрания РФ», 01.01.2002, № 1, ст. 1.
8. Чубыкин, А. В. Процессуальный статус прокурора в стадии возбуждения уголовного дела: дис. ... канд. юр. наук. -2017. -185 с.
9. Друкалев, И.Л. Проблемы надзора прокурора в досудебном производстве по уголовным делам / Право. -2019. -№ 2.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 17.09.2021 № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // КонсультантПлюс.
© Розум П.А., 2021