УДК 347
Юридические науки
Савченко Антон Евгеньевич, магистрант 2 курса юридического факультета Стерлитамакского филиала БашГУ, Россия, г. Стерлитамак
ПРЕДМЕТ И ПРЕДЕЛЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ СЛЕДСТВИЯ И ДОЗНАНИЯ
Аннотация: в качестве предмета прокурорского надзора выступает система контрольно-надзорных мероприятий, основу которых образует обеспечение соблюдения норм Конституции Российской Федерации, исполнения норм федеральных и региональных законов. Предметом надзора за процессуальной деятельностью органов следствия и дознания является обеспечение соблюдения прав личности при осуществлении предварительного расследования, в процессе чего осуществляется надзор за соблюдением законодательства, выявление нарушенных прав и законных интересов личности. В представленной статье рассматривается понятие предмета и пределы прокурорского надзора за деятельностью органов следствия и дознания.
Ключевые слова: прокурорский надзор, контроль, принцип законности, справедливости, органы следствия, дознания, уголовное преследование, расследование, преступление.
Annotation: the subject of prosecutorial supervision is the system of public legal relations, the basis of which is the enforcement of the norms of the Constitution of the Russian Federation, the implementation of the norms of federal and regional laws. The subject of supervision over the procedural activities of the bodies of investigation and inquiry is public legal relations, in the process of which supervision over the observance of legislation is carried out, the identification of violated rights and legal interests of the individual. The presented article examines the concept of the
subject and the limits of the prosecutor's supervision over the activities of the investigation and inquiry bodies.
Key words: prosecutor's supervision, control, the principle of legality, fairness, investigation bodies, inquiries, criminal prosecution, investigation, crime.
Понимание предмета прокурорского надзора выполняет отдельную роль в раскрытии сущности и содержания надзорной деятельности. Предметность выступает в качестве основы надзорной деятельности прокурора. При исследовании данного вопроса необходимо основываться на сущности деятельности прокуратуры - обеспечение исполнения законодательства, выявление допущенных нарушений и их устранение. Именно данные направления деятельности прокуратуры входят в основу предмета прокурорского надзора вообще и надзора за законностью расследования преступлений в частности [6, с. 19].
На основании статьи 29 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» в качестве предмета надзорной деятельности органов прокуратуры выступает гарантия защита прав и свобод личности, соблюдение порядка рассмотрения поступающих заявлений о совершенном или готовящемся преступлении, соблюдение правил организации и проведения оперативно-розыскных мероприятий, обеспечение законности принимаемых решений органами следствия и дознания [4].
Согласно мнению О.А. Кожевникова, определение предмета прокурорского надзора, закрепленное в ст. 29 Федерального закона о прокуратуре, является не точным. По мнению автора, задача надзора (обеспечение прав и интересов личности) и средства ее достижения (установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования) ставятся на одну плоскость. Подобный порядок необоснованно отграничивается от законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и
предварительное следствие. Помимо этого, в предмет включаются два разнородных вида деятельности - внепроцессуальная оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная.
Предмет надзорной деятельности не может быть сведен только к процессуальным действиям субъектов уголовного процесса, поскольку в полномочия прокурора входит надзор за соблюдением норм материального, в данном случае уголовного закона. Это является первоосновой прокурорского надзора за исполнением законов органами следствия и дознания. В случае выявления фактов нарушения законодательства прокурор должен незамедлительно отреагировать и привлечь к ответственности виновных должностных лиц за незаконные действия или бездействие, в результате чего было допущено нарушение уголовного законодательства. Предмет прокурорского надзора включает в себя выявление нарушений не только норм уголовного законодательства, но и прочих отраслей материального права. Это обуславливается тем, что что в процессе реализации надзорных действий могут быть выявлены и прочее социальные негативные отклонения, которые урегулированы нормами административного права, гражданского права и пр.
Прокурорский надзор должен быть сосредоточен на обеспечении правильного применения норм уголовного законодательства при квалификации совершенного противоправного действия, а также не допускать превышение должностных полномочий сотрудниками органов следствия и дознания при расследовании преступления.
На основании пункта 2 статьи 21 Федерального закона о прокуратуре РФ при осуществлении надзорных мероприятий за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки осуществляются на основании поступления заявлений или жалоб о фактах нарушения законодательства, что требует принятия соответствующих мер прокурором. Из этого следует что надзорные обязательства прокуратуры заканчивается там, где начинаются функции прочих государственных органов.
Таким образом, пределы прокурорского надзора определяют пределы возможного, обязательного, а также запрещенного при выборе прокурором объектов будущей проверки, использование полномочий и средств реагирования прокурора.
При надзоре прокурора принято различать общие и специальные ограничения. Первые закреплены в статье 21 Закона о прокуратуре и выражаются в:
1) запрет на вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных органов и лиц;
2) запрет на подмену других государственных органов и учреждений во время надзора;
3) требование о проведении прокурорских проверок только на основании информации, поступившей в прокуратуру о нарушениях закона.
Фактически, эти общие ограничения обеспечивают независимость прокурорского надзора как отдельного правового явления, поскольку не позволяют ему сливаться с управленческой, административной и контрольной деятельностью других государственных органов и учреждений.
Поэтому, прежде всего, необходимо выделить именно те особые ограничения, которые служат для уточнения содержания в рамках конкретных ветвей надзора. Некоторые из них установлены Законом о прокуратуре, например, пределы надзора по кругу лиц (субъектов) и актов (статья 29). Другие исходят из смысла Закона о прокуратуре или являются результатом системного толкования норм действующего законодательства.
Пределы также закреплены и в отношении уполномоченных лиц, которые могут осуществлять надзор. Так, на основании п. 31 ст. 5 УПК РФ надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие и дознание могут осуществлять Генеральный прокурор, подчинённые ему прокуроры и их заместители, помощники прокуроров [3]. При этом, помощники прокурора по поручению надзирающего прокурора могут участвовать в проведении проверок исполнения норм законодательства
органами дознания и предварительного следствия, тем не менее, они не наделены правом принимать окончательное решение, поскольку на основании ч. 5 ст. 37 УПК РФ полномочия прокурора по надзору за соблюдением законности исполняют прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящий прокурор.
Таким образом, на основании уголовно-процессуального законодательства, отдельных законов и подзаконных актов, которые определяет компетенцию, полномочия и сферу деятельности, круг субъектов и объектов в рамках, как предварительного следствия в лице его органов, так и прокурорского надзора за предварительным следствием, определяются и пределы данной отрасли надзора.
Библиографический список:
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ, от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ) // Гарант [Электронный ресурс]. https://base.garant.ru/10103000/ (дата обращения: 14.09.2021).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 1996. - № 113.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 2001. - № 249.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от 01.07.2021) // Российская газета. - 1992. - № 345.
5. Генералов Д. Н. Понятие, задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания // Молодой ученый. - 2020. - № 44 (334). - С. 182-185.
6. Протасевич А.А., Гуменюк А.В., Пирва В.Г. Прокурорский надзор за органами, осуществляющими дознание // Baikal Research Journal. - 2017. - № 57. - С. 19-27.
7. Саид С.М. Прокурорский надзор за органами предварительного следствия и дознания // Закон и право. - 2019. - № 28. - С. 14-24.