Научная статья на тему 'Соотношение и взаимосвязи экономического механизма организации потребительской кооперации с механизмом управления'

Соотношение и взаимосвязи экономического механизма организации потребительской кооперации с механизмом управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMERS' COOPERATIVE SOCIETY / ECONOMIC MECHANISM / MANAGEMENT MECHANISM / ENTERPRISE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бунеева Раиса Ильинична

Особенности функционирования экономического механизма организаций потребительской кооперации определяются объективными условиями его формирования и субъективными факторами управления данной организацией. Это обстоятельство требует установления соотношения и взаимосвязей экономического механизма организации потребительской кооперации с механизмом управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parity and Interrelations of the Economic Mechanism of the Organization of Consumers' Cooperative Society with the Management Mechanism

Features of functioning of the economic mechanism of the organizations of consumers' cooperative society are defined by objective conditions of its formation and subjective factors of management of the given organization. This circumstance demands an establishment of a parity and interrelations of the economic mechanism of the organization of consumers' cooperative society with the management mechanism.

Текст научной работы на тему «Соотношение и взаимосвязи экономического механизма организации потребительской кооперации с механизмом управления»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2011. № 5

Р.И. Бунеева1,

канд. экон. наук, профессор, директор Липецкого кооперативного института

(филиала) Белгородского университета потребительской кооперации

СООТНОШЕНИЕ И ВЗАИМОСВЯЗИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ С МЕХАНИЗМОМ УПРАВЛЕНИЯ

Особенности функционирования экономического механизма организаций потребительской кооперации определяются объективными условиями его формирования и субъективными факторами управления данной организацией. Это обстоятельство требует установления соотношения и взаимосвязей экономического механизма организации потребительской кооперации с механизмом управления.

Ключевые слова: экономический механизм, механизм управления, предпринимательская деятельность, потребительская кооперация.

Features of functioning of the economic mechanism of the organizations of consumers' cooperative society are defined by objective conditions of its formation and subjective factors of management of the given organization. This circumstance demands an establishment of a parity and interrelations of the economic mechanism of the organization of consumers' cooperative society with the management mechanism.

Key words: economic mechanism, management mechanism, enterprise activity, consumers' cooperative society.

Организации потребительской кооперации занимают промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями и имеют свои особенности формирования и функционирования экономических механизмов. Все это создает возможности для сочетания предпринимательской и непредпринимательской деятельности в целях выполнения присущей потребительской кооперации миссии, состоящей в удовлетворении материальных и иных потребностей пайщиков.

Известно, что любой из видов предпринимательской деятельности потребительских обществ, предполагающий получение прибыли от осуществления этой деятельности в конечном счете имеет целью выполнение уставных задач организации. Реализация данного положения в системе потребительской кооперации имеет определенную специфику, обусловленную иерархическим построением системы, наличием в ней организаций первичного уровня (потребительских кооперативов — потребительских обществ и об-

1 Бунеева Раиса Ильинична, тел.: + 7 (4742) 72-42-81.

ществ с ограниченной ответственностью, учрежденных потребительскими обществами) и организаций вторичного уровня (районных, областных, краевых, республиканских, центрального союзов потребительских обществ).

Согласно действующему российскому законодательству, в частности Гражданскому кодексу Российской Федерации, союзы как объединения юридических лиц не имеют права на осуществление предпринимательской деятельности, что не только влияет на организацию и функционирование их экономического механизма (например, такой его подсистемы, как экономические рычаги и стимулы), но и формирует особенности содержания предмета непредпринимательской деятельности союзов потребительских обществ. Для управленческой практики данное обстоятельство имеет принципиальное значение, поскольку зачастую организациям потребительской кооперации первичного уровня управления (потребительским обществам) приходится наряду с различными видами предпринимательской деятельности (в сферах торговли, общественного питания, закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства товаров потребительского назначения, оказания платных услуг населению и т.д.) выполнять широкий спектр непредпринимательских функций, свойственных организациям вторичного уровня управления, т.е. союзам потребительских обществ. Очевидно, что это расширяет содержание предмета управления потребительскими обществом, а следовательно, оказывает влияние на функционирование экономического механизма, подсистемой которого является система управления организацией.

Поэтому, рассматривая сочетание предпринимательской и непредпринимательской деятельности организации потребительской кооперации как главный фактор реализации особенностей функционирования ее экономического механизма, необходимо конкретизировать предмет непредпринимательской деятельности союзов потребительских обществ, что позволит нам в дальнейшем установить соотношение и взаимосвязи экономического механизма организаций первичного и вторичного уровня с их механизмами управления.

Итак, к непредпринимательской деятельности союза потребительских обществ относятся:

— определение социальной, экономической и научно-технической политики развития потребительской кооперации с учетом условий и темпов динамики развития территории ее деятельности: страны, республики, края, области, района;

— разработка концепции, программ и прогнозов развития социальной и экономической деятельности членов союза потребительских обществ;

— представление и защита интересов потребительских обществ (союзов), организаций потребительской кооперации в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;

— заключение соглашений с органами исполнительной власти всех уровней, общественными организациями, объединениями предпринимателей, руководящими органами религиозных конфессий о сотрудничестве и реализации совместных социальных и экономических программ;

— содействие совершенствованию и развитию экономических и культурных связей организаций потребительской кооперации;

— развитие единой кооперативной идеологии, философии и культуры, пропаганда идей кооперативного движения и формирование имиджа потребительской кооперации как самобытной, социально ориентированной системы;

— оказание информационной, методической и консультативной помощи потребительским обществам и другим организациям потребительской кооперации по социальным, правовым, финансовым, экономическим и другим вопросам;

— разрешение экономических споров между организациями потребительской кооперации на условиях третейского суда;

— обобщение и распространение передового опыта социальной и хозяйственной деятельности, использования новой техники и информационных технологий, проведение научно-практических конференций, семинаров, совещаний;

— оказание правовой, консультационной, методической поддержки членам союза потребительских обществ в обеспечении сохранности, приумножения, эффективного использования имущественного комплекса, возврата (восстановления) собственности, незаконно отчужденной в пользу юридических или физических лиц;

— разработка политики реструктуризации деятельности потребительских обществ и их реорганизации в соответствии с задачами модернизации экономики и ее инновационного развития;

— подготовка и переподготовку кадров, повышение их квалификации на базе образовательных учреждений потребительской кооперации.

Из приведенного перечня видов непредпринимательской деятельности союза потребительских обществ следует, что ни один из них не имеет прямой взаимосвязи с предпринимательской деятельностью потребительских обществ, так как они обусловлены содержанием миссии, выраженной социальной ориентацией кооперативного предпринимательства, сложившейся системой управления и специфическим механизмом. Данные обстоятельства вызывают необходимость установления соотношения и взаимосвязей

подсистем экономического механизма организации потребительской кооперации с элементами механизма управления в целях разделения предмета управления по уровням организаций: потребительское общество и союз потребительских обществ.

В современной экономической литературе до настоящего времени не выработано единого решения проблемы установления соотношения между экономическим механизмом и механизмом управления организацией. Одни исследователи считают, что управление является подсистемой экономического механизма2, другие3 утверждают, что понятие «управление» шире, чем понятие «экономический механизм», поскольку он также подвергается управленческому воздействию.

Автор придерживается первой из названных позиций, так как систему управления, функционирующую с помощью соответствующего механизма, определяет одной из подсистем экономического механизма организации потребительской кооперации.

Таким образом, механизм управления организацией потребительской кооперации понимается в данной статье как упорядоченное устройство системы управления, являющейся подсистемой экономического механизма, функционирование которого обеспечивается целенаправленным управленческим воздействием на составляющие систему кооперативного хозяйства звенья — структурные элементы (извне, со стороны вышестоящей в иерархии управления организации) и отдельные подсистемы хозяйственной деятельности потребительского общества (изнутри), посредством совокупности управленческих инструментов для обеспечения сбалансированности развития подсистем экономического механизма организации.

С позиций системного подхода система управления организацией потребительской кооперации является комплексом подсистем, элементов управления и их отношений, закономерно связанных в единое целое, приобретающее свойства, отсутствующие у слагаемых это «целое» элементов, и характеризуется следующими признаками:

— представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов;

— является подсистемой более сложной системы управления, определяемой положением организации в иерархии управления;

2 См.: Гончарова Л.Н. Теория и методология корпоративного управления: Монография. Белгород, 2005; Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации. М., 2003; Россик Е.Я., Клюев Ф.Н. Толковый словарь экономических терминов и понятий. Ростов н/Д, 2006; Словарь финансово-экономических терминов и определений / Сост. Г.А. Трофимов, А.Г. Трофимов. СПб., 2008.

3 См.: Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. М., 2000; Гинзбург А.И. Экономический анализ. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008; Данько Т.П., Окрут З.М., Скомарцев Н.З. Управление торговлей. М., 1985; Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М., 2004.

— находится в единстве с окружающей средой и в то же время относительно самостоятельна по отношению к ней, что обусловливает их взаимовлияние друг на друга;

— имеет внутренние (между частями системы) и внешние (между системой и окружающей средой) связи;

— имеет иерархическую структуру, определяемую составом элементов, подсистем и их связей, состоящую из ряда уровней управления — относительно обособленных структурных образований, различающихся по своему статусу, правам и обязанностям;

— обладает определенными устойчивыми связями;

— подвержена изменениям, т.е. развитию и совершенствованию.

Следовательно, формирование системы управления организацией потребительской кооперации предполагает наличие соответствующего механизма, определяющего основные типы управленческих процедур, а также элементы системы, которые выполняют эти процедуры: цели, субъект, объект, предмет и их связи, информацию, процессы, технику, технологии и др.

По аналогии с экономическим механизмом, характеризующимся объективно-субъективной природой, механизм управления также может быть как объективным, так и субъективным.

Объективность проявляется в том, что некоторые элементы механизма управления (субъект и объект) являются относительно постоянными, своего рода «данностью». Так, для организаций потребительской кооперации субъект управления представлен органами профессионального управления и общественного самоуправления пайщиков, а объект — организацией в целом, ее структурными подразделениями, работниками и пайщиками.

В отличие от субъекта и объекта управления, такой элемент его механизма, как предмет управления является «переменным» параметром, а его содержание конкретизируется с учетом положения организации в иерархической системе управления потребительской кооперации, экономической ситуации, целей управления и используемых для их реализации экономических рычагов и стимулов.

Изложенные положения позволяют представить схему взаимосвязи подсистем экономического механизма и элементов механизма управления организацией потребительской кооперации в следующем виде (рис. 1).

В порядке аргументации предлагаемой схемы отметим, что миссия организации потребительской кооперации вынесена за пределы установленных взаимосвязей подсистем экономического механизма и элементов механизма управления. Обосновывается это двумя обстоятельствами:

Рис. 1. Взаимосвязь подсистем экономического механизма и элементов механизма управления организации потребительской кооперации

— необходимостью соответствия экономического механизма организации выполняемой ею миссии;

— предопределенностью предмета управления содержанием установленных взаимосвязей.

Это означает, что миссия и экономический механизм, механизм управления и его предмет находятся между собой в соотношении «общего к частному», что отражено на предлагаемой схеме соответствующими векторными связями.

Тем самым, как уже отмечалось выше, экономический механизм организации потребительской кооперации рассматривается как системное образование более высокого порядка и более широкого содержательного наполнения, чем механизм управления организацией, представляющий собой упорядоченное устройство, обеспечивающее функционирование лишь одной из подсистем экономического механизма — системы управления.

Притом что системе управления автор отводит ведущую роль во взаимосвязях с элементами механизма управления, что показано на схеме (рис. 1) направлениями векторных связей, он не умаляет значения взаимосвязей элементов механизма управления с другими подсистемами экономического механизма — организационной структурой, экономическими рычагами и стимулами. Однако если выбор конкретных экономических рычагов и стимулов определяется такой же конкретной экономической ситуацией, сложившейся на локальном потребительском рынке, где функционирует организация потребительской кооперации, то организационная структура как подсистема экономического механизма определяется положением организации в иерархической системе управления потребительской кооперации.

Поэтому можно предложить две схемы построения управления организациями потребительской кооперации, различие между которыми обусловлено уровнем управления организацией (вторичным, или союзом потребительских обществ, и первичным, или потребительским обществом), а также выполняемыми видами деятельности (только непредпринимательской — союзом потребительских обществ, или сочетанием предпринимательской и непредпринимательской — потребительским обществом).

Первая предлагаемая схема (рис. 2) отражает предмет управления союзом потребительских обществ с позиций инструментария формирования отношений с субъектами внешней среды и членами союза при осуществлении непредпринимательской деятельности.

Данная схема не предполагает участия пайщиков в механизме управления союзом потребительских обществ, за исключением их представительства в субъекте управления, т.е. в органах общественного самоуправления пайщиков. Это соответствует положениям законодательства о некоммерческих организациях, типичным видом которых является союз потребительских обществ как объединение юридических лиц, а также положениям законодательства о потре-

Механизм управления вышестоящим в иерархии управления союзом потребительских обществ

Механизм управления союзом потребительских обществ (организацией вторичного уровня управления)

Субъект управления (органы общественного самоуправления и профессионального управления)

Объект управления (организация, структурные подразделения, работники, потребительские общества первичного уровня)

Предмет управления -инструменты организации отношений с субъектами внешней среды и реализации управленческих отношений с членами союза потребительских обществ, обеспечивающие выполнение непредпринимательской деятельности

X

й д

о а

& и

Л о

и и

X

? а ^

а 2 ^

§

X

0 §

9 &

о &

§ к Б

X

§ 2

X

В к

Я к

го Н

К О

^ 2

ЙГ

у £ & |

^ а

Субъекты отношений союза потребительских обществ -организации потребительской кооперации - члены союза, институты общества, предпринимательские структуры, органы государственной исполнительной власти, арбитражного суда и т.д.

Рис. 2. Предмет управления союзом потребительских обществ с позиций инструментария формирования отношений с субъектами внешней среды и членами союза при осуществлении непредпринимательской деятельности

бительской кооперации, в соответствии с которым союзы потребительских обществ не занимаются кооперированием населения.

Вторая из предлагаемых схем (рис. 3) отражает предмет управления организацией потребительской кооперации первичного уровня управления (потребительским обществом) с позиций ресурсного обеспечения предпринимательской и непредпринимательской деятельности.

Сделанный на данной схеме акцент на видах экономических ресурсов, использование которых в процессе функционирования экономического механизма организации имеет целью устойчивое

Механизм управления союзом потребительских обществ (организацией вторичного уровня управления)

Механизм управления потребительским обществом (организацией первичного уровня управления)

Субъект управления (органы общественного самоуправления и профессионального управления) Объект управления (организация, структурные подразделения, работники, пайщики)

Предмет управления -экономические ресурсы, обеспечивающие выполнение предпринимательской и непредпринимательской деятельности

Продукция (товары, работы, услуги)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

Технологии

Сырье и материалы

Оборудование

X

Финансы

Энергоресурсы

Трудовые ресурсы

Здания и сооружения

£

Субъекты отношений потребительского общества -партнеры по хозяйственному обороту, конкуренты, контролирующие структуры, потребители - население обслуживаемой территории, учреждения бюджетной сферы, объекты сельской социальной инфраструктуры и т.д.

Рис. 3. Предмет управления потребительским обществом с позиций инструментария формирования отношений с субъектами внешней среды и членами союза при осуществлении непредпринимательской деятельности

развитие предпринимательской деятельности для создания материального базиса выполнения непредпринимательских функций организации, обосновывается различной функциональной ролью видов ресурсного обеспечения и в свою очередь обусловливает выбор экономических рычагов и стимулов.

Таким образом, рассмотренные условия формирования и особенности функционирования экономического механизма организации потребительской кооперации, обоснованные взаимосвязи его подсистем с элементами механизма управления организацией определяют специфику его методологии.

Список литературы

Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент. М., 2000.

Гинзбург А.И. Экономический анализ. 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.

Гончарова Л.Н. Теория и методология корпоративного управления: Монография. Белгород, 2005.

Данько Т.П., Окрут З.М., Скомарцев Н.З. Управление торговлей. М., 1985. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление. М., 2004. Раицкий К.А. Экономика потребительской кооперации. М., 2003. Россик Е.Я., Клюев Ф.Н. Толковый словарь экономических терминов и понятий. Ростов н/Д, 2006.

Словарь финансово-экономических терминов и определений / Сост. Г.А. Трофимов, А.Г. Трофимов. СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.