Научная статья на тему 'Применение финансовых моделей управления бизнесом в системе потребительской кооперации'

Применение финансовых моделей управления бизнесом в системе потребительской кооперации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
349
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Л. И.

В статье обосновывается необходимость совершенствования управления бизнесом с использованием финансовых моделей, учитывающих специфику финансовых отношений в системе потребительской кооперации. Предлагается модель управления финансами, основанная на кооперативных принципах и учитывающая использование различных источников увеличения финансовых ресурсов в организациях потребительской кооперации. Описываются методические подходы управления собственным и заемным капиталом с использованием инструментов финансового менеджмента. Разрабатываются алгоритмы расчетов финансовых показателей, обеспечивающих результативность бизнеса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение финансовых моделей управления бизнесом в системе потребительской кооперации»

Управление бизнесом

ПРИМЕНЕНИЕ финансовых МОДЕЛЕЙ

управления бизнесом в системе

ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАцИИ

Л. и. ильина,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой учетно-экономических дисциплин Сыктывкарский филиал Российского университета кооперации,

г. Сыктывкар

Оценка применяемых методов управления бизнесом в системе потребительской кооперации свидетельствует, что трудности адаптации отрасли к рыночным отношениям обусловили потерю значительной части собственности, резкое снижение совокупных объемов деятельности и численности аппарата финансовых отделов. незаслуженно были утеряны применявшиеся в условиях централизованной экономики методы финансового планирования и финансового контроля. При оценке ликвидности потребительских обществ в настоящее время используются традиционные методы горизонтального, вертикального и частично коэффициентного анализа. Ограниченно применяются современные информационные технологии.

Широко практикуемый в рыночной экономике методический инструментарий финансового менеджмента в системе потребительской кооперации используются только в научных исследованиях. на практике он не нашел широкого применения. Это можно объяснить многоотраслевой спецификой деятельности потребительской кооперации и обслуживанием в основном сельского населения. Отчасти одной из причин можно считать неразвитость фондового рынка в россии.

Упрочение основ системы потребительской кооперации требует разработки стратегической политики управления бизнесом. Основой такой политики является дальнейшее развитие методологии кооперативной собственности и методического инструментария разработки финансовых решений, адекватных рыночной экономике.

на современном этапе усиления конкурентной состязательности экономических субъектов различных сфер хозяйствования и организационно-правовых форм собственности объективно необходим новый концептуальный подход к выбору направлений финансовой стабилизации той или иной сферы экономической деятельности. следовательно, для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, оптимизации расходов организации, включая и налоговые обязательства, необходимо разрабатывать модели управления финансами, направленные на прирост финансовых результатов. Основу такой модели составляют два системных блока:

а) комплекс принципов построения и функционирования модели;

б) многовариантные расчеты движения собственных и заемных денежных средств, а также методы, используемые в финансовом менеджменте, в частности проектном финансировании.

разработка принципиальной основы построения и функционирования модели управления финансами должна осуществляться по двум направлениям, проиллюстрированным на рис. 1.

на практике содержание финансовой модели, т. е. раскрытие алгоритма расчета показателей, зависит от отраслевой принадлежности организации, ее рыночной ориентированности, прочности связей с постоянными экономическими партнерами. к сожалению, качество финансовой модели, т. е. абсолютную точность, особенно если показатели ориентированы на среднесрочную перспективу, не-

34

финансы и кредит

возможно гарантировать при нестабильности российского законодательства, особенно в отношении фискальной политики. При постоянных и серьезных изменениях, вносимых, например, в налоговый кодекс рФ, менеджменту организаций потребительской кооперации приходится существенно перерабатывать стоимостные позиции финансовой модели. Естественно, это требует больших затрат времени и усилий стратегических менеджеров. тем самым создаются дополнительные трудности в достижении главной цели финансового обеспечения системы потребительской кооперации — поиске финансовых источников ее дальнейшего развития, без которых невозможным является выполнение социальной миссии.

Главная цель модели управления финансами — прогнозировать состояние денежного потока в зависимости от влияния эндогенных и экзогенных факторов. с помощью такой модели оценивается финансово-экономическая состоятельность бизнеса при пороговых значениях задаваемых факторов.

следует подчеркнуть, что принципы и способы финансового моделирования в условиях среднего звена системы потребительской кооперации до настоящего времени не используются. В низовых звеньях (потребительских обществах), несмотря на всю стратегическую важность финансового моделирования, эти приемы финансового менеджмента, к сожалению, дело отдаленной перспективы. Первопричиной является отсутствие необходимого технического и информационного обеспечения.

ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ БИЗНЕСА

Строго индивидуальна, т.е. ее показатели рассчитываются специально под проект упрочения бизнеса

Рис. 2. Варианты финансовой модели

Рис. 1. Постулаты развития бизнеса в Пк

Финансовая модель бизнеса может разрабатываться в двух функциональных конфигурациях, схематично представленных на рис. 2.

Финансовая модель управления бизнесом способна выполнять различные функции. с ее помощью можно осуществлять:

• подготовку отчетности по разным учетным сферам;

• вариационный анализ денежного потока;

• анализ чувствительности инвестиционных проектов;

• расчет потребности в финансовых ресурсах;

• выбор путей оптимизации бизнес-процессов;

• финансовое планирование и бюджетирование;

• расчет показателей оценки эффективности проекта.

Выполнение перечисленных функций определяет ряд принципов, заложенных в саму идею финансового моделирования. По оценкам специалистов, из достаточно большого числа принципиальных требований следует отбирать основные и, ориентируясь на них, формировать параметры финансовой модели. из предлагаемых принципов наиболее важными являются:

1. Модельный принцип функционирования (расчет различных видов денежных потоков: прибыли, амортизации, платежей по кредитам, налоговых выплат и др.).

2. систематизация исходных показателей и синх-

Простая модель, ориентированная на систему потребительской кооперации

Взаимосвязанные таблицы ЕХС^

финансы и кредит

35

ронизация блоков и подблоков, объединяющих взаимосвязанные показатели.

3. Мобильность настройки (все алгоритмы поддаются корректировке и уточнению под влиянием факторов внутренней и внешней экономической среды).

4. Четкость, ясность, доступность пониманию пользователя.

5. Образность структурирования информации на выходе (диаграммы, графики, блок-схемы).

Реализация данных принципов в условиях системы потребительской кооперации возможна при некотором изменении конфигурации модели, проиллюстрированной на рис. 2. Адаптированная нами к практике потребительской кооперации модель управления финансами имеет конфигурацию, представленную на рис. 3. Основным требованием, которое может быть предъявлено к ней пользователями, является, на наш взгляд, ее ясность и простота восприятия смысла и цели модели. Это, в свою очередь обеспечивает успешную адаптацию модели к условиям конкретной кооперативной практики.

Важным элементом предлагаемой модели управления финансами является разработка методики прироста собственного капитала, величина которого в значительной степени определяется финансовыми результатами хозяйственной деятельности. Необходимость совершенствования управления собственным капиталом и собственными финансовыми ресурсами подтверждается не-

Государственная финансовая политика Рыночные регуляторы Ведомственные регулятивы

система потребительской кооперации

Базовые модели развития, определяемые Центросоюзом рф

модель управления финансами в пк (авторский вариант)

Элементы модели (подсистемы 1-3)

1. Методика прироста собственного капитала

2. Методика привлечения заемного капитала

3. Методика привлечения альтернативного финансирования

Рис. 3. Конфигурация модели управления финансами в потребительской кооперации

достаточностью финансового обеспечения инвестиционной деятельности, а также недостаточными темпами роста прибыли в системе потребительской кооперации. Так, по итогам 2006 г., в целом по Центросоюзу доля убыточных организаций составила 15,5 %, Северо-Западному региону — 19,7 %.

Исследования динамики темпов роста основных средств и состояния объектов материально-технической базы на примере союза потребительских обществ Республики Коми показали, что осуществляемые капитальные вложения в размере 12,7 млн руб. (2006 г.) являются явно недостаточными. Результаты анализа подтверждаются, во-первых, расчетом необходимой потребности в собственных финансовых ресурсах, объем которых составляет 26,3 млн руб., т. е. более чем в два раза превышает величину средств, используемых на инвестиции, во-вторых, обоснованием объема средств, требуемых для воплощения политики финансового оздоровления системы потребительской кооперации и дальнейшего ее развития [1, с. 122, 309]. Величина прибыли до налогообложения по потребительским союзам Северо-Западного региона в 2005 г. по сравнению с 2003 г. снизилась на 31 %. Выявленные негативные тенденции требуют повышения эффективности финансовой работы по дальнейшему улучшению финансового состояния потребительских обществ за счет укрепления методологических основ управления финансами, включающих совершенствование методов финансового анализа, финансового планирования и финансового контроля.

Эффективное управление финансовыми результатами в системе потребительской кооперации предполагает необходимость применения системы, учитывающей взаимосвязь доходов, расходов и прибыли, определение порога рентабельности и запаса финансовой прочности [2, с. 8].

Анализ безубыточности (СКР-анализ) в многоотраслевой деятельности потребительской кооперации может быть использован для определения: — критического (минимального) совокупного объема деятельности (продаж) для безубыточной работы;

— зависимости финансового результата от изменений одного из параметров этого соотношения;

— запаса финансовой прочности;

— оценки коммерческого риска:

— целесообразности организации собственного производства или закупок;

— минимальной договорной цены продаж на определенный период;

— плановой величины прибыли. Применительно к деятельности розничных

торговых организаций анализ безубыточности позволяет:

• выявить наличие рентабельных и убыточных магазинов в потребительских обществах по итогам каждого периода (декады, месяца, квартала, года) и принимать соответствующие решения;

• прогнозировать результаты работы потребительских обществ при изменении ставок налогов, базовой доходности при применении упрощенной системы налогообложения в виде ЕНВД и др.;

• предвидеть последствия изменения цен на топливо, повышения заработной платы работников, других изменений в составе постоянных и переменных затрат, торговой надбавки;

• существенно облегчить систему финансовых расчетов при формировании доходов и расходов. Исследование методических аспектов использования анализа безубыточности в управлении прибылью розничных организаций системы потребительской кооперации на примере Объячевского сельпо союза потребительских обществ Республики Коми показало, что на долю постоянных затрат в общей сумме расходов приходится 27,2 %, переменных — 72,8 %. При средней торговой наценке к обороту в размере 22,8 % и среднем уровне переменных затрат к обороту 14,9 % коэффициент покрытия составил 0,079 = (22,8 — 14,9): 100. Это означает, что для покрытия постоянных затрат и налогов в магазинах сельпо остается в среднем 7,90 коп. с каждого рубля объема продаж в мес.

сравнение фактического объема продаж с минимальным оборотом и расчет запаса финансовой прочности свидетельствуют, что большинство магазинов сельпо не обладает запасом финансовой прочности, т. е. его величина является отрицательной, поскольку фактический оборот розничной торговли не превышает расчетной суммы минимального оборота, необходимого для обеспечения безубыточной работы. Магазины, имеющие отрицательный размер запаса финансовой прочности, формируют и отрицательный финансовый

результат. Анализ показал, что прибыль с каждого рубля оборота получают только три магазина, остальные — являются убыточными. Получая убыток с каждого недостающего рубля оборота в размере 7,90 коп., Объячевское сельпо формирует общий убыток от продаж в сумме 231,3 тыс. руб.

Для достижения точки безубыточности и обеспечения в дальнейшем прибыльной деятельности необходимо увеличение оборота розничной торговли с 4,8 до 7,7 млн руб., или на 160 %. Однако, учитывая, что средний темп роста объема продаж по Объячевскому сельпо за три последних года не превышал в среднем 127 %, резервы снижения убыточности будут зависеть от политики управления расходами. Так, расчеты показали, что снижение только переменных затрат по Объячевскому сельпо на 10 % приведет к увеличению валовой маржи (коэффициента покрытия) до 0,093 и обеспечит снижение убытка на 1,1 млн руб. при более низких темпах объема продаж (138,7 %) [3, с. 14 — 19].

Актуальность управления расходами для организаций потребительской кооперации возрастает в связи с тем, что, обслуживая население отдаленных районов, они несут бремя повышенных расходов и риск упущенной выгоды за счет продажи товаров и услуг по социально низким ценам.

Разделение совокупности расходов в организациях потребительской кооперации на постоянные и переменные позволяет при формировании прибыли от продаж использовать механизм «операционного левериджа», который обладает широкими инструментальными возможностями. с помощью операционного левериджа обеспечивается потенциальная возможность организации влиять на прибыль за счет оптимизации структуры затрат.

Действие этого механизма основано на том, что чем выше удельный вес постоянных издержек в расходах потребительского общества, тем в большей степени изменяется величина прибыли по отношению к темпам изменения объема продаж. Чем выше значение коэффициента операционного левериджа, тем в большей степени кооперативная организация способна ускорять темпы прироста прибыли по отношению к темпам прироста объема продаж.

Операционный рычаг выступает в роли мультипликатора и характеризует динамику изменения конечного результата. Поэтому в равной степени снижение объема продаж или наценок приведет к снижению прибыли большему на величину операционного рычага. Покажем это на примере одного из потребительских обществ союза потребительских обществ Республики Коми (табл. 1).

финансы И КРЕДИТ

37

Таблица 1

Расчет эффекта операционного левериджа по Объячевскому потребительскому обществу за 2005 г., тыс. руб.

Показатель 2004 г., отчет 2005 г., отчет 2005 г. к 2004 г., % В условиях роста торговых наценок на 10 % В условиях снижения постоянных затрат на 5 %

Валовая прибыль (сумма торговых наценок) 11 617 12 727 109,5 13 999,7 13 999,7

Переменные затраты 8 413 8 323 98,9 9 155,3 9 155,3

Валовая маржа 3 204 4 404 131,5 4 844,4 4 844,4

Постоянные затраты 3 272 3 272 100,0 3 272 3 108,4

Прибыль от продаж -68 1 132 + 1064 1 572,4 1 736,0

Сила воздействия операционного рычага -47,11 3,89 3,08 2,79

Темп роста прибыли, % 138,9 153,3

Рассчитано автором на основе [4].

Как показывают данные табл. 1, в 2004 г. по розничной торговле был допущен убыток, и эффект операционного рычага имел отрицательную величину в связи с тем, что постоянные затраты превысили результат от реализации переменных затрат (валовую маржу). В 2005 г. рост суммы торговых наценок на 9,5 % при снижении переменных затрат на 1,1 % обеспечил прибыль от продаж в сумме 1132 тыс. руб. сила воздействия операционного рычага составила 3,89 (12 727 — 8 323): 1132. Прогноз увеличения суммы торговых наценок и суммы переменных затрат на 10 % привел к росту прибыли от продаж на 38,9 %, при снижении постоянных затрат дополнительно на 5 % прибыль к 2005 г. возрасла на 53,3 %. Таким образом, управление доходами и расходами позволяет решать задачу максимизации прибыли.

Вместе с тем следует учитывать, что силу воздействия операционного рычага, рассчитанную в определенных условиях, можно использовать при прогнозировании темпов роста прибыли при заданном увеличении суммы торговых наценок без выполнения дополнительных расчетов. Так, используя силу операционного рычага по Объячевскому сельпо за 2005 г. и задав 10 % -ный рост торговой наценки, мы сразу определяем рост прибыли: 38,9 %. (10 % х 3,89) Из данных табл. 2 видно, что с ростом прибыли эффект операционного леверид-жа уменьшается, что свидетельствует о снижении предпринимательского риска.

Исследование показывает, что понимание механизма проявления операционного левериджа позволяет целенаправленно изменять соотношение постоянных и переменных издержек в целях повышения эффективности многоотраслевой деятельности потребительской кооперации. Это изменение сводится к изменению значения коэффи-

циента операционного левериджа при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка [5].

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, когда еще не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению значения коэффициента операционного леверид-жа. И, наоборот, при благоприятной конъюнктуре товарного рынка и наличии определенного предела безопасности (запаса прочности) требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены — в такие периоды организации потребительской кооперации могут значительно расширять объем реальных инвестиций, проводя реконструкцию и модернизацию основных фондов.

Изменение значения операционного леверид-жа может достигаться путем воздействия как на постоянные, так и переменные затраты. Однако, несмотря на эти объективные ограничители, в каждом потребительском обществе имеется достаточно возможностей для снижения постоянных затрат: существенное сокращение накладных расходов при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажа части неиспользуемого оборудования; использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо приобретения их в собственность; сокращение объема потребляемых коммунальных услуг и др.

Преимущество предлагаемой методики для предприятий потребительской кооперации состоит в том, что дает возможность рассчитать покрытие не только постоянных затрат, но и зачастую переменных, особенно в отдаленных магазинах, расположенных в небольших населенных пунктах. Эти магазины убыточны чаще всего не потому, что нерационально расходуют свои ресурсы, а по

причине продажи товаров и предоставления платных услуг сельским жителям по социально низким ценам, не покрывающим затрат.

При воздействии на переменные затраты необходимо обеспечение постоянной их экономии, поскольку между суммой этих затрат и объемом продаж существует прямая зависимость. Экономия переменных затрат до преодоления предприятием точки безубыточности ведет к росту маржинальной прибыли, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать прямой прирост прибыли от продаж [6].

К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников за счет роста производительности их труда; сокращение запасов сырья, материалов, готовой продукции в производстве, товарных запасов в торговле в обеспечение выгодных условий поставки сырья, материалов, товаров и др.

Управление переменными и постоянными затратами позволяет решать задачу максимизации прибыли, обосновывать ее необходимую плановую величину с учетом силы воздействия операционного рычага, порога рентабельности (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так, обоснование плановой величины прибыли традиционными методами при росте выручки от продаж на 9,9 % и себестоимости продаж на 108,2 % прибыль от продаж определилась величиной в 18,6 млн руб. т. е. ее прирост составил 9,4 % (18,6: 17400 %). Управление переменными затратами при том же темпе роста выручки позволяет увеличить прибыль от продаж в 2007 г. до 35,8 млн руб., в последующие годы прирост прибыли будет ежегодно возрастать при снижении силы воздействия операционного рычага и увеличении запаса финансовой прочности.

Расчеты в рамках Методики показали, что при небольшом удалении выручки от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага является максимальной (вариант 1), затем она постепенно уменьшается, а запас финансовой прочности в процентах к выручке увеличивается, что свидетельствует об уменьшении предпринимательского риска и укреплении финансового положения организации.

Необходимая потребность во внешнем финансировании потребительской кооперацией обеспечивается за счет заемных средств. существенную часть заемных краткосрочных обязательств в настоящее время в потребительской кооперации составляют заемные средства населения. В целом по системе потребительской кооперации на их долю в 2006 г. приходилось 32 %, по Коми потребительскому союзу — 30 % [7]. В связи с этим возникает необходимость оценки эффективности использования заемных средств, авансированных в оборотный капитал.

Оценку эффективности авансированных в оборотный капитал заемных средств (кредитов, займов и заемных средств населения) в потребительской кооперации можно осуществить, используя методический подход, основанный на действии финансового левериджа. Финансовый леверидж характеризует использование организацией потребительской кооперацией заемных средств, позволяющее получить ей дополнительную прибыль на собственный капитал. Уровень дополнительно полученной прибыли на собственный капитал (приращение к рентабельности собственных средств), благодаря использованию кредита определяется эффектом финансового левериджа [8]. Эффективность использования заемных средств определяется сопоставлением рентабельности

Таблица 2

Управление прибылью при росте выручки от продаж и неизменных постоянных затратах Союза потребительских обществ Республики Коми, млн руб.

Показатель Варианты сочетания постоянных и переменных затрат

1-й 2-й 3-й 4-й 5-й

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) 612,4 673,0 739,6 812,5 892,3

Переменные затраты 421,9 463,7 509,6 560,0 615,4

Валовая маржа 190,4 209,3 230,0 252,5 277,0

Постоянные затраты 173,5 173,5 173,5 173,5 173,5

Прибыль от продаж 17 35,8 56,5 79,0 103,5

Прирост прибыли, % +18,8 +20,7 +22,5 +24,5

сила воздействия операционного рычага 11,2 5,8 4,1 3,2 2,7

Порог рентабельности 558,0 558,0 558,0 558,0 558,0

Запас финансовой прочности 54,4 115,0 181,6 257,5 334,3

Запас к выручке, % 8,8 17,1 24,5 31,7 37,5

Рассчитано автором на основе [4].

финансы И КРЕДИТ

39

собственного капитала до и после привлечения заемных средств (табл. 3).

Расчеты свидетельствуют об эффективности использования заемных средств по Союзу потребительских обществ Республики Коми, так как коэффициент рентабельности собственного капитала с привлечением заемных средств превышает аналогичный показатель, определенный к собственному капиталу без привлечения заемных средств, на 0,9 пункта (13,2 — 12,3).

Изложенный метод оценки эффективности использования потребительскими обществами заемных средств является довольно приблизительным. Для более точной оценки использования заемных средств воспользуемся подходом, основанным на данных бухгалтерской (финансовой) отчетности [9]. Суть данного методического подхода состоит в определении показателя рентабельности заемных средств на основе прибыли от продаж, генерируемой заемными средствами. Расчет эффективности использования заемных средств с использованием этого метода представлен в табл. 4.

Результаты расчетов в табл. 4 также свидетельствуют об эффективном использовании заемных средств, так как показатель рентабельности заемных средств составил 1,6 %.

Алгоритмы реализации предложенных методических подходов свидетельствуют, что метод, основанный на использовании показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, является более простым и приемлемым в практической деятельности финансовых служб потребительских обществ. Однако следует отметить, что показатель рентабельности собственных средств при использовании данного метода значительно занижается в результате включения в их величину заемных средств и кредиторской задолженности. Показатели расчетов свидетельствуют, что основную величину прибыли потребительский союз получает за счет использования собственных средств.

Предложенные методики управления заемным капиталом позволяют выполнять расчеты потребности в заемных средствах на основе данных бухгалтерской (финансовой) отчетности о движении денежных средств.

Таблица 3

Расчет эффективности использования заемных средств по Коми потребительскому союзу Республики Коми за 2005 г., тыс. руб.

Показатель Без привлечения заемных средств С привлечением заемных средств С привлечением заемных средств с учетом ст. 269 НК РФ

Средняя сумма всего используемого капитала (активов) 110 622 110 622 110 622

Средняя сумма собственного капитала 110 622 91 207,5 91 207,5

Средняя сумма заемного капитала - 19 414,5 19 414,5

Прибыль от продаж 17 002 17 002 17 002

Экономическая рентабельность активов (без учета расходов по уплате процентов за кредит), % 15,4 15,4 15,4

Средний уровень процентов за кредит, % - 13,0 13,0

Ставка рефинансирования ЦБ РФ, увеличенная на коэффициент 1,1 - - 12,65 (11,5 х 1,1)

Сумма процентов за использование заемного капитала - 2 524 2 460

Сальдо операционных и внереализационных доходов и расходов 4 976 4 976 4 976

Прибыль до налогообложения 21 978 19 454 19 518

Налог на прибыль и другие налоговые платежи 8 400 7 435 7 460

Средний уровень процентов за кредит, превышающий ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на коэффициент 1,1 % - - 0,35 (13,0 — 12,65)

Сумма процентов за пользование заемным капиталом, превышающая ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на коэффициент 1,1 - - 68 (19 414,5 х 0,35)

Сумма чистой прибыли 13578 12 019 11 990 (19518 — 7460-68)

Рентабельность собственного капитала 12,3 13,2 13,1

Прирост рентабельности собственного капитала в связи с использованием заемных средств, % - 0,9 (13,2 — 12,3) 0,1 (13,1 — 13,0)

Рассчитано автором на основе [4].

Таблица 4

Расчет эффективности использования заемных средств по Союзу потребительских обществ Республики Коми за 2005 г., тыс. руб.

Показатель Порядок расчета

Прибыль от продаж 17 002

Расчетная прибыль с учетом процентов по заемному капиталу за счет издержек обращения 18 907 (17 002 + 1 905)

Расчетная величина собственных средств, включая кредиторскую задолженность 142 708,5 (91 207,5 + 51 501)

средняя величина заемных средств (населения, долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов) 19 424,5 (4 669 + 4 775 + 9 980,5)

Рентабельность собственных средств, включающих заемные средства и кредиторскую задолженность, % 11,7 18 907: (142 708,5 + 19 424,5) х100

Прибыль от продаж, полученная за счет использования собственных средств 16696 (142 708,5 х 11,7): 100

Показатель эффективности использования заемных средств (рентабельность заемного капитала), % 1,6 [(17 002 — 16 696): 19 424,5] х 100

Рассчитано автором на основе [4].

Методика определения потребности в заемных средствах в потребительских обществах включает следующие основные этапы:

— расчет на основе балансового метода способом цепных подстановок денежных поступлений и изменения дебиторской задолженности;

— определение методом прямого счета общей величины прогнозируемых денежных поступлений за период;

— расчет оттока денежных средств по направлениям расходования, основным элементом которого является погашение кредиторской задолженности;

— сопоставление прогнозируемых денежных поступлений и выплат и расчет чистого денежного потока по текущей деятельности;

— определение размера краткосрочного банковского кредита по каждому подпериоду с учетом необходимого минимума денежных средств на расчетном счете;

— расчет чистого денежного потока по инвестиционной и финансовой деятельности на основе притока и оттока их составляющих;

— расчет общей потребности в заемных средствах с учетом планируемых инвестиций (капитальных вложений).

Методика привлечения альтернативных источников финансирования в систему потребительской кооперации должна основываться на эффективных методах государственного регулирования деятельности потребительской кооперации, и особенно сегментов потребительского рынка в регионах, позволяющих обеспечить развитие местных рынков товаров и услуг. Выход потребительской кооперации на местные товарные рынки с продажей

сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения, даст возможность ей стать основным продавцом за счет установления реальных рознич -ных цен на продукцию, значительно увеличивать объемы продаж и финансовые результаты. В этих целях необходимо совершенствовать существующие формы и методы государственного регулирования деятельности в следующих направлениях:

• обеспечение государственной поддержки создания кооперативов по закупке и переработке сельскохозяйственной и дикорастущей продукции;

• использование принципов территориального маркетинга в формировании и развитии местных товарных рынков с активным участием в них потребительской кооперации;

• расширение использования применительно к потребительской кооперации механизмов государственного размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг с использованием торгов и аукционов;

• развитие договорных отношений потребительской кооперации на взаимовыгодной основе с производителями товаров и услуг;

• разработка гарантий для внешних инвесторов, вкладывающих финансовые ресурсы в развитие потребительской кооперации, в целях диверсификации ее деятельности в направлениях реализации излишков продукции личных подсобных хозяйств и народных промыслов;

• усиление государственного регулирования в сфере защиты социальных интересов пайщиков (трудовые отношения, гарантии занятости, поддержка социально незащищенных пайщиков, защита покупательной способности и др).

В реализации первого направления важным является отработка механизма реализации принимаемых целевых программ по государственной поддержке. К примеру, в 2005 г. в Республике Коми принята целевая комплексная программа развития малого предпринимательства и потребительской кооперации на 2006 — 2008 гг., предусматривающая выделение финансовых ресурсов потребительской кооперации в размере 39 млн руб. при потребностях по расширению и оптимизации деятельности 26,3 млн руб. Вместе с тем, как показывает анализ, механизм ее реализации пока до конца не отработан, что приводит к неэффективному использованию выделенных бюджетных средств. Так, за 2006 г. из 13,2 млн руб. средств, выделенных по целевой программе, остались неосвоенными 3 млн руб. [10].

Потребительской кооперацией республики слабо используются возможности получения субсидий на закупку сельскохозяйственной продукции, средств по лизингу, оборудования комплексных приемных пунктов по оказанию социально значимых видов бытовых услуг сельскому населению, предусмотренных целевой программой. Существенными причинами являются непредоставление кредитов в связи с наличием задолженности потребительских обществ по платежам в различные уровни бюджетов, недостаточная информированность их руководителей о видах и преимуществах финансовой поддержки.

Таким образом, реализация разработанной финансовой модели управления бизнесом в системе потребительской кооперации предполагает использование эффективных и доступных методик управления собственным и заемным капиталом в потребительских обществах, определение возможностей привлечения альтернативных источников финансирования, что позволяет существенно увеличить уровень ее финансового обеспечения.

Литература

1. Ильина Л. И. Разработка методологии финансового обеспечения развития системы потребительской кооперации/ Л. И. Ильина: монография. Сыктывкар.: Коми книжное издательство, 2006. — 316 с.

2. Ле6едев А. Н, Фридман А Н, Комзолов А А. Определение затрат на реализацию социальной миссии потребительской кооперации / А. Н. Лебедев А. Н., Фридман А. А. Комзолов: методические рекомендации. — М.: Центросоюз РФ, 2005. — 19 с.

3. ИльинаЛ. И., КазаковаН. А Методические рекомендации по оценке результатов деятельности магазинов Объячевского сельпо СПО РК/ Л. И. Ильина, Н. А. Казакова. — Сыктывкар.: Сыктывкарский филиал АНО ВПО ЦС РФ «РУК». — 2006. — С. 14-19.

4. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации Республики Коми. — Сыктывкар.: Союз потребительских обществ Республики Коми, 2006.

5. Финансовое управление компанией; под общ. ред. Е. В. Кузнецовой. — М.: Фонд Правовая культура, 1995.

6. Ван Хорн Дж КОсновы управления финансами / Дж К Ван Хорн; пер. с англ. ; гл. ред. серии Я. В. Соколов. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.

7. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России. М.: Центросоюз потребительских. обществ РФ, 2007.

8. Jones Charles P. Financial Management. — Boston: IRWIN, 1992. — 704 p.

9. Методические рекомендации по привлечению заемных средств населения организациями потребительской кооперации//Деловой вестник «Российской кооперации». — 2006. — № 2. — С. 35-46.

10. Материалы 15-го общего Собрания представителей потребительских обществ Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.