Научная статья на тему 'Соотношение гражданства и подданства: некоторые ВОП- росы теории и практики'

Соотношение гражданства и подданства: некоторые ВОП- росы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7032
796
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСТВА / ПОДДАНСТВО / ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА / ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО / РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ / ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ванюшин Я. Л.

Одним из важных доктринальных вопросов конституционного права остается определение гражданства, изучение его специфических свойств и черт. Однако системное исследование понятия гражданства невозможно без обращения к такой категории, как подданство, его изучения и сопоставления с гражданством. Автор отмечает, что основным критерием различия гражданства и подданства выступает характер определяемой ими связи, возникающей между личностью и государством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соотношение гражданства и подданства: некоторые ВОП- росы теории и практики»

Ванюшин Я.Л.

Соотношение гражданства и подданства: некоторые вопросы теории и

практики

Одним из важных доктринальных вопросов конституционного права остается определение гражданства, изучение его специфических свойств и черт. Однако системное исследование понятия гражданства невозможно без обращения к такой категории, как подданство, его изучения и сопоставления с граж-данством.

В современной правовой науке и учебной литературе по конституционному праву сложились представления о гражданстве и подданстве как о тождественных понятиях. На самом деле сегодня настоящие понятия в большинстве случаев сопутствуют друг другу и вполне могут использоваться как синонимы. Тем не менее не следует забывать, что подданство для большинства стран является одним из исторических этапов развития особого вида взаимоотношений между человеком и государством, предшествующего современному гражданству. В этом случае речь идет о далеко не совпадающих, разнопорядковых понятиях.

Основным критерием различия гражданства и подданства выступает характер определяемой ими связи, возникающей между личностью и государством. Для подданства характерна односторонняя связь, предполагающая участие человека исключительно как обязанного субъекта по отношению к государству. Для гражданства же, напротив, свойственна двусторонняя связь между личностью и государством, выражающаяся во взаимных правах, обязанностях и ответственности.

В этой связи смысл различия между гражданством и подданством обычно сводится к рассмотрению гражданства как принадлежности к государству с республиканской формой правления, а подданства - с монархической формой правления. Это различие, отмечает С.В. Черниченко, обязано своим происхождением Французской буржуазной революции XVIII века. В то время гражданство республиканской Франции означало обладание такими правами, которыми ни один подданный соседних монархических государств не мог обладать [1, с. 9].

По мнению С.А. Авакьяна, речь идет не только о формально-правовом различии, настоящие понятия могут воплощать два разных состояния человека: «Граждане - это как бы свободные люди в свободном государстве - республике, сами решающие свои дела и управляющие собой. Подданный - существо, как бы не принадлежащее себе, а подчиненное воле другого человека, причем не обычного человека, а монарха...» [2, с. 18-19]. С таким подходом к пониманию гражданства и подданства нельзя не согласиться, о чем свидетельствует история их развития.

Гражданство было известно уже в рабовладельческом Риме и греческих полисах, и им обозначалось определенное состояние свободы человека, своеобразный статус (положение) человека, обладающего правами и обязанностями. Основу гражданства составляла свобода, т.к. гражданами могли быть только свободные люди.

В период феодализма его аналогом становится институт подданства, означавший подвластность населения монарху и феодальную зависимость от него*. В отношениях подданства человек практически не имел прав, нес многочисленные повинности и обязанности перед носителем верховной власти. Подданные обязаны были ему данью (подданный - находящийся под данью), налогами, послушанием и верностью. К примеру, в России до вступления на престол Александра I присягавший обязывался «верным, добрым и послушным рабом и подданным быть» [3, с. 52].

В свою очередь, со стороны монарха по отношению к человеку существовал полнейший произвол, поскольку монарх олицетворял государство, являлся его собственником и обладал всеми возможными в отношении человека правами, последний же был только лишь обязанной стороной, т.е. признавался пассивным объектом управления, принадлежностью к монарху («подданный его величества»).

Понимание человека как принадлежащего к монарху подавляло в нем определенную самостоятельность, подчеркивался характер его принадлежности как вещи в отношениях собственности. Поэтому не случаен тот факт, что монархами предпочитался именно термин «подданный», а не «гражданин», более того - последнее считалось «вредным» [4, с. 22]. Отечественной истории хорошо известен факт запрета употребления термина «гражданин». В начале XIX века он был внесен в так называемый «Словарь вредных слов», составленный по распоряжению Павла I в назидание цензорам. Вместо него надлежало употреблять «житель» или «обыватель».

Таким образом, институт подданства фактически являлся юридической формой выражения подчиненности человека носителю верховной власти [5, с. 182].

Возрождение института гражданства началось во времена буржуазных революций и отражало изменение подхода к оценке роли человека в государстве [6, с. 81]. В борьбе против феодализма горожане

отстаивали свою независимость и привилегии, завоевывали политическую самостоятельность, создавали свой общественно-правовой строй, в котором постепенно сформировался инструмент средневекового городского гражданства, выступающего синонимом свободного человека, обладающего определенной полнотой политических и имущественных прав (гражданин - от «горожанин»**). Человек из объекта власти превращался в ее участника, соправителя государства. Так, Ж.-Ж. Руссо, являющийся ярким представителем глубокого теоретического осмысления настоящих процессов, рассматривал гражданство как выражение определенной ассоциации лиц, дающее право каждому на участие в осуществлении государственной власти. Члены ассоциации «...в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами, как участвующие в верховной власти, и подданными, как подчиняющиеся законам государства» [7, с. 161-162].

Эти и другие идеи философии права нашли свое закрепление во французской Декларации прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года, которая официально ввела понятие «гражданин», впоследствии распространившееся во всех демократических странах, и получили свое выражение в буржуазных революциях.

Таким образом, институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал атрибутом конституционного государства, одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества и равенство всех носителей этого юридического статуса перед законом.

Показательны в этом вопросе исследования отечественной дореволюционной юридической науки, для которой проблема содержания понятий «подданный» и «гражданин» и их соотношение являлись основной в теории гражданства того времени [8, с. 27].

По мнению Б.Н. Чичерина, гражданином называется лицо, имеющее права, а как подчиненное государству или как имеющее обязанности оно называется подданным. Эти два термина, по мнению Б.Н. Чичерина, означают одно и тоже понятие с двух разных точек зрения. В связи с этим слово «подданный» употребляется преимущественно там, где преобладают обязанности, а слово «гражданин» - там, где преобладают права [9, с. 32].

Схожие представления имел Ф.Ф. Кокошкин. «Как субъекты обязанностей по отношению к государству, - отмечал ученый, - они называются подданными... как субъекты прав по отношению к нему гражданами... так что слова "гражданин" и "подданный" выражают две стороны одного и того же понятия» [10, с. 182].

А.И. Елистратов также отличал подданство от гражданства. По его мнению, гражданством называется совокупность публичных прав и обязанностей, в частности, политические. Подданство же является одним из условий публичной дееспособности, и не всегда и не всякий подданный в государстве пользуется гражданством [11, с. 8].

Н.О. Куплеваский не проводил как таковых различий между гражданством и подданством. Согласно его представлениям их сущность заключается в том, что «подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страной и ее правительством, основанная на обязанности "верности" и "подчинения"» [12, с. 134].

Один из первых фундаментальных исследователей гражданства и подданства В.М. Гессен полагал, что как субъект публичных обязанностей и прав, индивид является гражданином. Понятием гражданства обозначается только отвлеченное свойство индивида - его публично-правовая правоспособность. Быть гражданином - значит иметь права и нести обязанности - права и обязанности, определенные и ограниченные правом по отношению к государству. Принадлежность к государству, являющаяся необходимым предположением статуса гражданства - юридическим фактом, влекущим за собой возникновение совокупности публично-правовых отношений между индивидом и государством, - носит техническое название подданства. Быть подданным - значит принадлежать к государству, подчиняться его правотворческой власти, определяться нормами действующего в нем права [13, с. 4].

В последующем мировая практика государственного строительства показала, что термин «подданство», фактически равнозначный гражданству, применялся и применяется только в странах с монархической формой правления [14, с. 60]. Этого же мнения придерживаются некоторые современные учебники по конституционному (государственному) праву [23, с. 299; 24, с. 83; 25, с. 122].

На самом деле в законодательстве республик отсутствует термин «подданство», но и утверждение о том, что гражданство означает принадлежность к государству с республиканской формой правления, а подданство - только с монархической формой, не вполне верно.

На наш взгляд, необходимо уточнение, что подданство может означать правовую связь с некоторыми монархическими государствами и, по сути, является архаизмом гражданства. Подтверждением тому - ряд современных монархий: Великобритания, Испания, Бельгия, Нидерланды, в которых ранее существовавший термин «подданство» теперь заменен в законодательстве на «гражданство». В Швеции, Дании, Норвегии, Японии и ряде других развитых монархий понятие «подданство» сохранено, но анализ правового статуса личности в этих странах позволяет судить о его равном значении термину «гражданство».

Таким образом, отмечает В.В. Маклаков, как свидетельствует новейшая политико-правовая практика государств в области прав человека, между формой правления государства и статусом гражданина нет прямой связи [15, с. 469].

Соответственно, в настоящее время для многих конституционных государств использование того или иного термина, определяющего особый вид взаимоотношения человека с государством, не представляет принципиальной важности и может зависеть от исторически сложившихся традиций. Как отмечает В.Е. Чиркин, в развитых странах различие гражданства и подданства имеет лишь словесный характер: основы правового положения личности в монархии Великобритании мало чем отличаются от ситуации в Республике Франции [16, с. 139].

В Российской Федерации для обозначения правовой связи лица с государством традиционно используется понятие «гражданство», пришедшее на смену подданству с момента перехода к республиканской форме правления. Официальное закрепление гражданства, в соответствии со сложившимися представлениями в отечественной науке, связано с принятием Декрета ВЦИК от 23 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов», которым были полностью упразднены все существовавшие ранее сословия и связанные с ними привилегии и ограничения. Декрет установил: «Всякие звания (дворянина, купца, мещанина, крестьянина и пр. титулы - княжеские, графские и пр.) и наименования гражданских чинов (тайные, статские, и проч. советники) уничтожаются и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики» (ст. 2) [17].

Как отмечает С.А. Авакьян, став на путь строительства самого передового, как тогда считалось, общества, РСФСР и СССР при определении законодательных основ нового строя четко определяли содержание категорий «гражданство» и «подданство». «Безусловно, - отмечает исследователь, - история и нашей страны, и других стран говорит о том, что идеологические клише отнюдь не всегда подтверждаются реальной практикой. Достаточно очевидно, что "гражданин" Советского Союза не мог до самого последнего времени обрести такую же степень свободы, как "подданный" в ряде монархий» [2, с.

19].

В настоящее время действующий Федеральный закон о гражданстве использует термины «гражданство» и «подданство» как равнозначные [18]. Это следует из основных понятий, которые он использует. Так, «иное гражданство» определяется в законе как гражданство (подданство) иностранного государства, «двойное гражданство» - наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства, а иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства (ст. 3).

Таким образом, законодатель включает в круг субъектов, на которых распространяется действие норм, тех лиц, которые в силу особенностей форм государственного устройства своего государства не подпадают под определение «иностранные граждане», т.к. в их стране используется термин «подданные» [19, с. 19].

Вместе с тем необходимо обратить внимание на определение термина «лицо без гражданства», под которым Федеральный закон о гражданстве понимает лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства (ст. 3). Отсутствие в настоящем определении термина «подданство» как тождества гражданству следует признать не вполне удачным, особенно с позиции практики реализации.

В этом случае закон допускает возможность лицам, являющимся подданными других государств, претендовать на приобретение российского гражданства как лицам без гражданства, что в итоге может привести к возникновению случаев неурегулированного двойного (множественного) гражданства. Более того, это вызывает некоторую несогласованность с другим федеральным законом, регулирующим отношения в этой же сфере - Федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [20], также содержащим определение «лица без гражданства».

Представляется что, определение термина «лицо без гражданства» в Федеральном законе о гражданстве должно быть дано так же, как в предыдущих, где «гражданство» отождествляется с «подданством». Наиболее удачным в этом случае выглядит определение настоящего термина в Федеральном законе о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, где под лицом без гражданства понимается «физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (ст. 2).

В связи с этим представляется целесообразным определение термина «лицо без гражданства» в Федеральном законе о гражданстве воспроизвести в формулировке аналогичной Федеральному закону о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: «лицо без гражданства -физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства».

Говоря о соотношении терминов «гражданство» и «подданство», следует также отметить и неудачный способ фиксации последнего в тексте Федерального закона о гражданстве. Выражается это в закреплении в определениях закона после слова «гражданство» слова «подданство» в скобках, как его синонима. На наш взгляд, это послужило отсутствию термина «подданство» в основных актах, реализующих Федеральный закон о гражданстве - Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [21] и Инструкции по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации [22]. Кроме того, термин «подданство» не содержат образцы документов, утвержденные настоящими актами, среди которых заявления на прием в российское гражданство и ряд других документов, подлежащих заполнению непосредственно претендентом на российское гражданство. На практике это может привести к непреднамеренному сокрытию заявителем факта наличия подданства, что, соответственно, в дальнейшем может привести к неблагоприятным последствиям как для человека, так и для государства.

В этой связи целесообразным с юридико-технической точки зрения представляется закрепление термина «подданство» с помощью союзов «или», «либо» и включение их в тексты и образцы отмеченных документов: Положения и Инструкции о рассмотрении вопросов гражданства.

Литература

1. Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М., 1968.

2. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

3. Трайнин И. К вопросу о гражданстве // Советское государство. 1938. № 5.

4. Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации. Историко-правовой аспект. СПб.: Нева, 2004.

5. Конституционное право России / Под ред. А.С. Прудникова; В.И. Авсеенко. М.: Юнити-Дана, 2006.

6. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: Юрайт-М, 2001.

7. Жан-Жак Руссо. Трактаты / Отв. ред. А.З. Манфред. М.: Наука, 1969.

8. Мещеряков А.В. Институт гражданства: возникновение, содержание, типы // Право и политика. 2003. № 4.

9. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. М.: Типография т-ва «И.Н. Кушнерев и К». 1894. Т. 1.

10. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М.: Изд-во братьев Башмаковых. 1912.

11. Елистратов А.И. Очерк государственного права (Конституционное право). М., 1915.

12. Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Харьков, 1902. Т. 1.

13. Гессен В.М. Подданство, его установление и прекращение. СПб., 1909. Т. 1.

14. Мишин А.А. Конституционное (государственное право) зарубежных стран: Учебник. М.: Белые альвы, 1996.

15. Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. М., 1997.

16. Сравнительное конституционное право: Учеб. пособие / Отв. ред. В.Е. Чиркин. М.: Международные отношения, 2002.

17. Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 года «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // Собрание узаконений РСФСР. 1917. № 3. Ст. 31.

18. Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031; 2003. № 46. Ч. II. Ст. 4447; 2004. № 45. Ст. 4377; 2006. № 2. Ст. 170.

19. Головистикова А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». М.: Эксмо, 2005.

20. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2003. № 27. Ч. I. Ст. 2700; № 46. Ч. I. Ст. 4437; 2004. № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377.

21. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4571; 2004. № 1. Ст. 16.

22. Инструкция по рассмотрению органами внутренних дел Российской Федерации заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации. Приказ МВД России от 19 февраля 2004 года № 104 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 16.

23. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Норма, 2005.

24. Конституционное право: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2004.

25. Усанов В.Е., Хмелевский С.В. Конституционное (государственное) право Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. С.А. Хмелевской; С.В. Хмелевского. М.: ПЕР СЭ, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.