Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы института гражданства и его место в системе российского права'

Организационно-правовые основы института гражданства и его место в системе российского права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
694
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / ПОДДАНСТВО / ПАСПОРТ / NATIONALITY / MIGRATION / MIGRATORY PROCESS / FOREIGN LABOR / LABOR MIGRANT / CITIZENSHIP / PASSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галушкин А. А.

Институт гражданства имеет существенное значение для развития государства и является одним из условий повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства по защите своих граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and legal bases of institute of nationality and its place in system of the Russian right

The institute of nationality has essential value for development of the state and is one of conditions of increase of level of unity of the nation, development of patriotism, bigger trust of the people to the power, more active work of citizens of development of the state and the state on protection of the citizens.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы института гражданства и его место в системе российского права»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

^^ Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности ^^

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА И ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА

А.А. ГАЛУШКИН

старший преподаватель кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности

Российского университета дружбы народов Научная специальность: 12.00.11 — Судебная деятельность, прокурорская деятельность,

правозащитная и правоохранительная деятельность E-mail: alexander.galushkin@yandex.ru

Аннотация. Институт гражданства имеет существенное значение для развития государства и является одним из условий повышения уровня сплоченности нации, развития патриотизма, большего доверия народа к власти, более активной деятельности граждан по развитию своего государства и государства — по защите своих граждан.

Ключевые слова: гражданство, миграция, миграционный процесс, иностранная рабочая сила, трудовой мигрант, подданство, паспорт.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL BASES OF INSTITUTE OF NATIONALITY AND ITS PLACE IN SYSTEM OF THE RUSSIAN RIGHT

A.A. GALUSHKIN

senior teacher of chair of judicial authority, law-enforcement and human rights activity

of the Russian university offriendship of the people

Annotation. The institute of nationality has essential value for development of the state and is one of conditions of increase of level of unity of the nation, development of patriotism, bigger trust of the people to the power, more active work of citizens of development of the state and the state — on protection of the citizens.

Key words: nationality, migration, migratory process, foreign labor, labor migrant, citizenship, passport.

Необходимость и важность исследования организационно-правовых основ института гражданства в современной России и странах СНГ обусловлена, во-первых, продолжающимся процессом реформирования системы и структуры государственных органов исполнительной власти в Российской Федерации, в том числе, Федеральной миграционной службы и ее территориальных органов, во-вторых, коренными изменениями международной и российской деятельности по регулированию миграционных процессов, поступательным развитием теоретических и прикладных основ их организационно-правового регулирования, необходимостью привлечения иностранной рабочей силы в российскую экономику, наконец, в-третьих, усилением контроля за пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации и стран СНГ, а также соблюдением порядка осуществления ими трудовой деятельности.

В конце XX в. в связи с распадом Советского Союза и возникновением очагов этнополитических и региональных конфликтов, политической нестабиль-

ностью и ущемлением прав человека в новых независимых государствах наблюдался резкий всплеск вынужденных миграций. В связи с этим выявилась фактически неготовность многих стран к качественному регулированию процессов миграции населения. В России также обнаружились недостатки комплекса административно-правовых и социально-экономических мер, обеспечивающих реализацию гарантированных государством прав мигрантов.

С принятием Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» разрешились также многие проблемы и несоответствия в правоприменительной практике между Конституцией РФ от 12 декабря 1993 г. и Федеральным законом РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»? имевшие место в связи с тем, что исторически Конституция РФ была принята практически на два года позже, однако сказать, что в настоящее время решены все проблемы, по-прежнему нельзя.

Появление большого количества проблем в ныне действующем законодательстве было неизбежным, учитывая особенности своеобразного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

исторического пути России, а также недавний распад общественного строя и в связи с этим полной перестройкой как законодательства, так и государственной структуры1.

В связи с необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России, поиском путей сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, изменением характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами вопросы, касающиеся темы исследования, стоят очень остро.

Появление гражданства обычно связывают с возникновением государства и, как мы уже отмечали, неотделимо от понятия государственного суверенитета, а гражданство, в свою очередь, является одним из признаков государственного суверенитета.

С точки зрения Н.В. Соколова, «в царской России существовало подданство, а не гражданство»2. В свое время В.М. Гессен отмечал, что «термин «подданство» в течение долгого времени имел частноправовое или полу-частноправовое значение, т.к., например, в течение XVIII в. крепостных называли «подданными своих помещиков»3.

Подданство для большинства стран является одним из исторических этапов развития особого вида взаимоотношений между человеком и государством, предшествующего современному гражданству.

Каждый исторический тип государства имеет соответствующий ему тип гражданства (подданства). С точки зрения В.М. Гессена, термин «подданство» в течение долгого времени имел частноправовое или полу-частноправовое значение, т.к. например, в течение XVIII в. крепостных называли «подданными своих помещиков»4. Рассмотрим все этапы развития российского государства, связанные с подданством и проведем анализ современных трактовок понятия «подданство».

В Большом энциклопедическом словаре отмечено, что «подданство — термин, применяемый в государствах с монархической формой правления для обозначения принадлежности лица к данному государству»5. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова трактует «подданство» как гражданство, принадлежность к гражданам определенного государства6. Новый словарь русского языка под ре-

дакцией Т.Ф. Ефремовой раскрывает понятие «подданство» как:

ф принадлежность лица государству; гражданство. ф подчинение кому-либо, признание чьей-либо власти над собой7 (устар.).

В Большом энциклопедическом словаре Брокгауза Ф.А., Эфрона И.А.8 подданство расценивается как юридическая связь между индивидом и государством. Рассмотрим основные точки зрения

Как заявлял Лабанд, «подданный есть объект государственной власти, но не в смысле имущественном, а как субстрат этой власти; все же субъективные права являются рефлексом подданства»9.

Т. Гоббс10, проводя сравнения между подданным и гражданином, находит их абсолютно идентичными, в противоположность ему С. Пуфендорф11 в своем труде «О должности человека и гражданина согласно естественному праву» (1673) отмечает различия в обязанностях человека (подданного) от обязанностей гражданина.

Д. Дидро, сравнивая указанные понятия, констатирует, что «подданный поставлен к государю в такое же отношение, как гражданин к законам. Понятие «гражданин», — писал Д. Дидро, — не подходит к живущим в подчинении или в разобщенности; отсюда вытекает, что живущие в совершенно природном состоянии, как суверены, и совершенно лишенные этого состояния, как рабы, совсем не могут рассматриваться в качестве граждан, если считать, что возможно разумное общество, которое обладает неизменной моральной сущностью, стоящей выше физической личности государя»12.

Итак, мы заметили, что подданство чаще всего указывает на принадлежность индивида к определенному государству и четко прослеживается отсутствие связи этого индивида с территорией государства. Что касается гражданства, то, как мы уже выяснили в первом параграфе, данная правовая категория предусматривает обязанности государства защищать определенные права и интересы индивида вне зависимости от того, на какой территории этот индивид находится. И это, на наш взгляд, основное отличие гражданства от подданства.

В соответствии с этим будем логично отметить, что подданство характерно для большинства государств как в прошлом, так и современном мире с монархической формой правления и рассматривает-

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

ся как связь индивида с монархом. Так же необходимо отметить, что современные политические, экономические, технические, культурные процессы, а также процессы демократизации общества во многом изменили существующие монархии, сделав их более ограниченными, в результате чего институт гражданства целиком заменил собой институт подданства.

Вопросы подданства и гражданства, их связь и разграничения исследовались в работах ряда дореволюционных российских ученых. Н.О. Купле-ваский в работе «Русское государственное право» дает следующее понятие подданству: «Подданством или гражданством называется постоянная связь отдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная на обязанности «верности» и «подчинения». Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властям данной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности, основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всячески способствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения от других случайных отношений»13.

Необходимо отметить, что в данном определении четко прослеживается взаимосвязь индивида с определенною страною и ее правительством, основанная на личных обязанностях государства по отношению к индивиду и индивида по отношению к государству.

Ф.Ф. Кокошкин в своих работах рассматривал сущность подданства с точки зрения субъектных отношений. Он считал, что люди, которые входят в состав государства, являются прежде всего субъектами, с которыми государство связано известными юридическими отношениями. В первую очередь государство предполагает наличие других субъектов, по отношению к которым оно имеет права и обязанности. Такими субъектами и являются люди, населяющие государственную территорию. «Государство имеет по отношению к ним права и обязанности точно так же, как и они по отношению к государству»14. «Как субъекты обязанностей по отношению к государству, — писал Ф.Ф. Кокошкин, — они называются подданными (subditi, sujets, Unterthane), как субъекты прав по отношению к нему гражданами (cives, citoyens, Staatsburger), так что слова «гражданин» и «подданный» выражают две стороны одного и того же понятия»15.

Ф.Ф. Кокошкин рассматривал понятия подданство и гражданство в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова он объединял подданных и граждан, проживающих на одной территории, т.е. это все граждане, находящиеся на государственной территории, подчиняющиеся государственной власти и состоящие в юридических отношениях с ней, не исключая и иностранцев, живущих в пределах государства. Но среди всей этой массы граждан он выделяет только тех подданных или граждан, которые состоят в более тесных отношениях с государством, чем остальные жители государственной территории, и наделены правами и обязанностями, которых не имеют последние.

К подданным в узком смысле слова он относит подданных другого государства, т.е. иностранцев, пребывающих на государственной территории. Их называют «временными» подданными (subdititemporarii)16.

Применительно к населению как к элементу государства рассматривал вопросы подданства и А.А. Жилин. Он был не согласен с теми учеными, которые полагали, что различие между подданными и иностранцами заключается в том, что связь первых с государством имеет юридический, а вторых — фактический характер; усматривал фактический характер связи иностранцев с государством в том, что отношения иностранцев к государству обусловливаются простым фактом пребывания их на территории государства, а также в том, что эти отношения могут быть во всякое время свободно прекращены государством путем высылки иностранцев из пределов государственной территории.

С точки зрения А.А. Жилина, отношения государства к иностранцам во всех цивилизованных государствах регулируются правом и суть отношения юридические. Отношения подданных к государству, также возникают под влиянием известных фактов: рождения, вступления в подданство. У подданных имеется личная связь с государством, над ними государство властвует в силу своего личного верховенства, а над иностранцами властвует в силу своего территориального верховенства.

А.А. Жилин отмечал, «...подданные обладают политическими правами, правом участия в управлении государством, которых иностранцы не имеют. Они обязаны верностью в отношении своего госу-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

дарства и несут обязанность воинской повинности, от которой иностранцы свободны. Что касается различных прав и обязанностей частноправового характера, то в современных государствах иностранцы по общему правилу — за немногими исключениями — в этом отношении уравнены с подданными. Таким образом, можно сказать, что иностранцы входят в состав населения государства, но не входят в состав на-

17

рода в политико-юридическом смысле этого слова»1'.

«В государствах монархических, — писал он, — отношение подданства мыслится, как отношение индивида к монарху; и такое отношение называется подданством. Наоборот, в республиканских государствах отношение подданства, как отношение индивида к государству, а не к органу власти в государстве, называется гражданством. Индивид является подданным в монархиях и гражданином в республиках»18.

В.М. Гессен в своих исследования отмечал, что термину «подданство» достаточно долгое время придавалось частноправовое или полу-частнопра-вовое значение или, иначе говоря, русское право отношение между индивидом и властью рассматривалось через призму отношения помещика к своим крестьянам. Например, до вступления на царский престол Александра I каждый подданный приносил присягу государю «верным, добрым и послушным рабом и подданным быть»19. В присяге Александру I «рабство» из формулы присяги исчезает, поскольку к этому времени вполне и окончательно осознается публичноправовая природа того отношения, которое существует между подданным и его государем20.

Таким образом, подчеркивал В.М. Гессен, подданство не может быть отождествляемо с частноправовым инструментом рабства. Хотя в своем историческом значении оно рассматривается как чисто личное отношение между индивидом и монархом, как отношение, находящее в теории права свою аналогию в отношении крепостной (т.е. по-лу-частноправовой) зависимости крестьянина от землевладельца. В этих условиях для обозначения принадлежности индивида к государству и, в частности, для принадлежности к государству по личному началу этот термин, казалось бы, менее всего применим. Однако, отмечал В.М. Гессен, никакого другого термина русская наука в своем распоряжении не имеет.

«Называя, таким образом, принадлежность индивида к государству подданством, — писал он, — мы считаем необходимым категорически указать, что термин этот употребляется нами в том смысле, в каком он известен официальному языку нашего законодательства. Под подданством мы понимаем принадлежность индивида к государству, принадлежность, которая ни в каком отношении не зависит от формы правления, существующей в государстве.

Русский подданный является подданным в таком же смысле, в каком подданным является француз или американец.

В частности, под подданством в тесном значении этого слова, а именно, в таком значении оно употребляется нами в дальнейшем, мы понимаем принадлежность к государству по личному началу, в отличие от «иностранства» как принадлежности к государству по началу территориальному»21.

Итак, при обращении к истории права становится понятным, что подданство является первым юридическим состоянием индивида, определяет его обязанности по отношению к носителю государственного суверенитета, т.е. Государю. Подданство как правовое состояние индивида исключает наличие обязательства государства по отношению к первому, а в случае гражданства, наоборот, государство выступает как средство защиты прав индивида и как институт защиты прав и интересов государства.

Исследуя ситуацию до XV века, необходимо отметить, что в данный период времени Российская держава быстро расширялась, раздвигала свои границы, поглощая территории, населенные множеством разноязычных племен и народов. На начальном этапе развития подданство имело черты средневековых феодальных начал. Подданные того времени делились по сословному признаку и не были равноправны.

Чаще всего понятие «гражданство» «осмысливается как центральная общеправовая категория, имеющая основополагающее значение для развития всех отраслей права»22. Изучением данного правового института занимались такие выдающиеся российские ученые-юристы, как С.А. Авакьян23, Л.Д. Воеводин24, С.С. Кишкин25, О.Е. Кутафин26, А.Н. Кокотов27, Н.Я. Корж28, В.С. Шевцов29 и другие. Каждый из этих исследователей придерживался определенной точки зрения. Проанализировав позиции указанных авторов, а также других исследо-

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

вателей можно понять, какую роль играет институт гражданства в системе российского права.

Вообще, как верно отмечает Л.И. Спиридонов, определение института гражданства и его места в системе российского права — задача непростая, что «объясняется сложностью понимания специфического государственно-правового явления, а также органической связью гражданства с государством и правом. Вряд ли эта задача разрешима формальнологическими средствами, которые могут быть использованы лишь при разработке традиционных дефиниций, в частности, при определении права через ближайшее родовое понятие и указании на видовые отличия. В таких условиях любая попытка может претендовать лишь на обобщение всего того, что уже известно об определенном предмете»30. Разобраться в данном феномене возможно лишь, проведя тщательный анализ научных разработок в данной области.

Известно «два основных методологических подхода к формированию теории гражданства в правовой науке»31. Во-первых, «с одной стороны, его исследование как публичноправовой категории, государ-ствообразующего феномена, компонента признаков сущности и формы государства», во-вторых, «необходимо учитывать, что гражданство — это категория, стоящая на стыке публичного и частного права, неразрывно связанная с конституционно-правовым статусом человека, субъективными правами»32.

Государствообразующий феномен института гражданства в одном случае показывает территориальную принадлежность гражданина к какой-либо политико-территориальной общности людей, а в другом — указывает на государство или государство-подобное образование, имеющее статус субъекта Федерации.

Поэтому, соглашаясь с мнением М.В. Варлен, отметим, что следует различать два понятия гражданства — международно-правовое (общенациональное, общефедеративное) и внутригосударственное (субъекта Федерации) и соответственно различать внешнее и внутреннее гражданство33. С государственным суверенитетом идентично гражданство в международно-правовом его понимании, внешнее гражданство34.

Что касается последней точки зрения, то С.А. Авакьян формулирует свое мнение так: «Гражданство соответствующего государства является

естественным состоянием для человека. Подавляющее большинство людей в мире обладают гражданством какого-то государства. Отсутствие гражданства, состояние безгражданства — скорее исключение, чем правило»35.

По нашему мнению, для более точного определения понятия гражданства необходимо провести анализ конкретных научных исследований этого правового института и дать более качественную характеристику правовой связи человека с государством.

В соответствии с действующим Федеральным законом от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» отмечено, что гражданство Российской Федерации — устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанно-стей36. В соответствии с этим положением гражданство обеспечивает каждому гражданину как России, так и в другом государстве защиту существующих прав и свобод. По законодательству большинства стран гражданин приобретает гражданство автоматически «в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить

37

на протяжении всей своей жизни»37.

Принятие Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»38 было обусловлено, прежде всего, несоответствием Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» 1991 г. отдельным нормам Конституции Российской Федерации, необходимостью дальнейшего укрепления российской государственности с учетом реалий и особенностей социально-экономического развития России, сбалансированного сочетания государственных интересов и прав личности при решении вопросов гражданства, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами.

Новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» вызвал неоднозначные оценки как специалистов, так и общественности, что не удивительно. По мнению И.И. Овчинникова, институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью39.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

Надо сказать, что вопрос о соотечественниках, возможности наличия у них преимущественного права, в частности, у граждан бывшего СССР, приобретения гражданства Российской Федерации вызывал острые дискуссии в процессе обсуждения проекта Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». По мнению Ю.А. Мишина, председателя Союза российских граждан в Эстонии, члена Совета соотечественников при Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, «в законопроекте совершенно не прослеживается правопреемственность Российской Федерации от Советского Союза. И если во всех документах говорится, что Российская Федерация приняла на себя многие обязательства Советского Союза, то и вопрос гражданства тоже должен быть прописан очень четко: бывшие граждане Советского Союза имеют преимущественное право на приобретение гражданства Российской Федерации»40.

Вместе с тем, проблема соотечественников, их гражданской принадлежности не остается без внимания законодателя и федеральных органов власти.

Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом»41 были утверждены Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, включающие в себя политико-правовые и информационные мероприятия, дипломатические меры, экономические мероприятия, а также социальные и культурные мероприятия.

На Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом было возложено осуществление координации деятельности федеральных органов власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и общественных организаций, а также контроль за деятельностью министерств и ведомств по реализации Основных направлений государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, систематическое информирование Правительства Российской Федерации и Президента Российской Федерации о ходе реализации Основных направлений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г.42 в целях реализации Основных направлений государственной политики

Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом создан фонд по поддержке соотечественников за рубежом «Россияне». Основными направлениями деятельности Фонда являются: содействие проведению государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом; разработка программ и проведение мероприятий, обеспечивающих поддержку соотечественников за рубежом, а также содействие выполнению международных программ в этой области; оказание гуманитарной помощи социально не защищенным слоям соотечественников за рубежом43; содействие привлечению отечественных и иностранных инвестиций для поддержки соотечественников за рубежом, а также развитию сотрудничества общественных и иных структур Российской Федерации и государств—участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.

Принятый в 1999 г. Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», устанавливая принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, а также основы деятельности органов государственной власти Российской Федерации по реализации указанной политики, определяет государственную политику как совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, направленных на оказание государственной поддержки и помощи соотечественникам в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, осуществляемых Президентом Российской Федерации, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации для претворения в жизнь принципов и целей, установленных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» под соотечественниками

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

понимаются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии44.

Миграционная политика тесно связана с проблемами беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих политическое и временное убежище, трудовых и иных переселенцев, а соответственно с правовым статусом граждан и иностранных граждан, его конституционно-правовой основой и особенностями для отдельных категорий физических лиц45. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории России46.

В современных условиях глобализации передвижение граждан начинает выступать в качестве неотъемлемой составляющей политических процессов объединения населения земного шара. Данные передвижения очень интенсивны как внутри каждого государства, так и за его пределами; причиной этому являются:

Ф межрасовые браки, заключаемые между гражданами различных государств;

ф постоянно возникающие вопросы приобретения и утраты гражданства;

ф изменения законодательства о гражданстве.

Решение этих вопросов способствовало тому, что законодательство о гражданстве постоянно находится в состоянии развития, а также суды в поиске правильных решений по данному вопросу рассматривают все более сложные и интересные ситуации.

В данном случае необходимо учитывать, что порядок приобретения и изменения гражданства определяется следующим правовым порядком (см. схему).

Итак, гражданство как историко-правовая категория возникло как формальное выражение принадлежности гражданина к тому или иному государству и сформировалось в результате процесса постепенного исторического построения взаимоотношений государства и человека в системе правления.

Советский ученый И.Е. Фарбер отмечал следующее: «Гражданство — понятие, неразрывно связанное с государственностью. Более того, неоспорима связь между гражданством и государственным суверенитетом»47. Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства мы говорим о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве; наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав,

свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны.

Литература

1. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации / С.А. Авакьян. М. : Рос. юрид. изд. дом, 1994. С. 128.

2. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 20.

3. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 1999. С. 56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. БасикВ.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ / Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 6—7.

5. Бердникова К.Л. Гражданство в системе прав и свобод человека и институтов публичной власти. // Современное право». 2012. № 2. С. 26—30.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

6. Бондарь Н.С. Гражданин и Российское государство: конституционные основы взаимоотношений. М., 1996. С. 35.

7. Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие. // Проспект, 2010. С. 40.

8. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М, НОРМА, 1997.

9. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Права человека: Сборник международных договоров. М., 1989.

10. Гессен В.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 123.

11. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т.2. М, 1964.

12. Головко А.А. Человек, личность, гражданин. Мн., 1982. С. 19.

13. Дидро Д. Сочинение в двух томах. Том 2. / Составление и редакция В.Н. Кузнецова. Примечания К.А. Киспое-ва. Перевод с французского К.А. Киспоева, Л.В. Литвиновой и Г.Д. Чепурновой, А.В. Федорова, П.С. Юшкевича, Г.И. Ярхо. (М.: Мысль, 1991. — Философское наследие. Том 114).

14. Жилин А.А. Учебник государственного права (пособие к лекциям). Ч. I. Пг., 1916. С. 114—115.

15. Карповец Ф.В. Место Федеральной миграционной службы в организации государственной власти Российской Федерации / Дисс... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 58.

16. Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925.

17. Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 181—182.

18. Конституционное право России. М.: Норма, 2007. С. 163—183.

19. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. / Под ред. М.И. Кукушкина, В.Д. Перевалова. Екатеринбург, 1995. С. 116.

20. Корж, Н.Я. Гражданство Российской Федерации [Текст]: историко-правовой аспект / Н. Я. Корж. СПб.: Нева, 2004.

21. Кузьмин, Э.Л. О государственном суверенитете в современном мире // Журн. рос. права. 2006. № 3. С. 84—95.

22. Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Т. 1. Харьков. 1902. С. 134.

23. Кутафин О.Е. Избранные труды: В 7 т. Т. 3: Российское гражданство: Моногр. М., 2011. С. 32.

24. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004.

25. Леонова Н.В., Пелишенко А.А. Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) // СПС Консультант-Плюс. 2008.

26. Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 5. С. 12.

27. Овсепян Ж.И. К вопросу о государствоведческой концепции гражданства [Текст] / Ж. И. Овсепян // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С. 2—8.

28. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9/10. С. 22.

29. От нового закона больше всех выиграют шпионы // kotokol.ru // Издание Фонда гражданских свобод. 21 февраля 2002 // http://www.kolokol.rU/R/P/2045

30. Политология: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. Ю.И. Аверьянова. М.: Изд-во Моск. коммерч. унта, 1993. С. 369.

31. Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафи-на (Официальный текст на 1 августа 2003 г.) // Библиотечка Российской газеты. 2003. № 16. С. 44; Прокофьев Ю. Ваш работник — иностранец // Коллегия. 2003. № 4. С. 5—6.

32. СоколовН.В. Правовые основы функционирования института гражданства России. // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009. № 3. С. 102—107.

33. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 100.

34. Суверенитет государственный // Большая советская энциклопедия / Гл. редактор А. М. Прохоров. 3-е издание. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1976. Т. 25. С. 26.

35. Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой http://www.slovoblog. ru/efremova/

36. Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

37. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. 1994. № 2. С. 3—4.

38. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 50—51.

39. Шевцов В.С. Гражданство СССР // Конституционный статус личности в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. С. 36—53.

Актуальные проблемы организации правоохранительной деятельности

40. Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене //Адвокатская практика. 2009. № 1. С. 3 16.

1 См.: БасикВ.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ / Дисс... докт. юрид. наук. М., 2005. С. 6—7.

2 См.: Соколов Н.В. Правовые основы функционирования института гражданства России. // Ученые записки Санкт-Петербургской академии управления и экономики. 2009. № 3. С. 102—107.

3 См.: ГессенВ.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 130—132.

4 См.: ГессенВ.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 130—132.

5 См.: Большой Энциклопедический словарь .http://dic. academic. ru/dic.nsf/enc3p/237034

6 См.: Толковый словарь русского языка. Том I. Под редакцией Д.Н. Ушакова. М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.

7 См.: Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ф. Ефремовой http://www.slovoblog. ru/efremova/

8 См.: http://www.cultinfo.rU/fulltext/1/001/007/121/

9 См.: Лабанд, Пауль «Государственное право германских государств» (нем. «StaatsrechtdesDeutschenReiches», 4-е издание в 1901).

10 См.: Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т. Избр. произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1964.

11 См.: Малышева, Н.И. Политико-правовое наследие Самуила Пуфендорфа / Н.И. Малышева. // Правоведение. 1999. № 1. С. 122—127.

12 См.: Дидро Д. Сочинения в двух томах. Том 2. [Djv-ZIP] Составление и редакция В.Н. Кузнецова. Примечания К.А. Киспоева. Перевод с французского К.А. Киспо-ева, Л.В. Литвиновой и Г.Д. Чепурновой, А.В. Федорова, П.С. Юшкевича, Г.И .Ярхо. (М.: Мысль, 1991. Философское наследие. Том 114).

13 См.: Куплеваский Н.О. Русское государственное право. Т. 1. Харьков. 1902. С. 134.

14 См.: Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 181—182.

15 См.: Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 182.

16 См.: Кокошкин Ф. Лекции по общему государственному праву. 2-е изд. М., 1912. С. 182.

17 См.: Жилин А.А. Учебник государственного права (пособие к лекциям). Ч. I. Пг., 1916. С. 114—115.

18 См.: ГессенВ.М. Подданство, его установления и прекращение. СПб., 1909. С. 123.

19 См.: Указ императрицы Елизаветы Петровны о присяге иностранцев на подданство России от 26.08.1747. // ПСЗРИ. Собр. 1. Т. XII. С. 748—749.

20 См.: Кутафин О.Е. Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004.

21 См.: ГессенВ.М. Указ.соч. С. 133—134.

22 См.: Югов А.А. Гражданство в Российской Федерации: размышления об уникальном правовом феномене // «Адвокатская практика». 2009. № 1. С. 41.

23 См.: Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации / С.А. Авакьян. М. : Рос. юрид. изд. дом, 1994.

24 См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. Учебное пособие. М.: Издательство МГУ, Издательская группа ИНФРА-М, НОРМА, 1997.

25 См.: Кишкин С.С. Советское гражданство. М., 1925.

26 См.: Кутафин О.Е. Избранные труды [Текст]: в 7 т.: Мо-

нография / О. Е. Кутафин. М. : Проспект, 2011. Т. 3: Российское гражданство.

27 См.: Конституционное право России. М.: Норма, 2007. С. 163—183.

28 См.: КоржН.Я. Гражданство Российской Федерации [Текст]: историко-правовой аспект / Н. Я. Корж. СПб.: Нева, 2004.

29 См.: Шевцов В.С. Гражданство СССР // Конституционный статус личности в СССР М.: Юрид. лит., 1980. С. 36—53.

30 См.: Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. С. 100.

31 См.: Овсепян Ж.И. К вопросу о государствоведческой концепции гражданства [Текст] / Ж. И. Овсепян // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 13. С. 2—8.

32 См.: Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие. // Проспект, 2010. С. 40.

33 См.: Соответствующая дифференциация гражданства принята в зарубежной науке. См. об этом: Черниченко С.В. Международно-правовые вопросы гражданства. М.: Изд-во «Международные отношения», 1968.

34 См.: Варлен М.В. Гражданство: Россия и СНГ: Учебно-практическое пособие. // Проспект, 2010. С. 40.

35 См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 20.

36 См.: Ст. 3. Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 28.06.2009) «О гражданстве Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 19.04.2002). // «Собрание законодательства РФ». 03.06.2002. № 22. ст. 2031.

37 См.: Леонова Н.В., Пелишенко А.А. Комментарий к Федеральному закону от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (постатейный) // СПС Консультант-Плюс. 2008.

38 См.: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031.

39 См.: Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. № 9/10. С. 22.

40 Стенограмма заседания «круглого стола» по проекту Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». 5 июня 2001 г. // http://www.postman.ru/~zatulin/institute/ sbormk/034/12shtml

41 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. № 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 21. Ст. 2383.

42 См.: Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 1996 г. № 536 «О создании фонда по поддержке соотечественников за рубежом «Россияне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 16. Ст. 1836.

43 См.: Указ Президента Российской Федерации от 24 ноября 2000 г. № 1930 «О мерах по поддержке ветеранов Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, постоянно проживающих в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 48. Ст. 4665.

44 См.: Басик В.П. Правовой статус граждан и иностранцев на территории Российской Федерации: социально-правовые основы и сравнительный анализ / Дисс. докт. юрид. наук. М., 2005. С. 53.

45 См., напр.: Обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с применением законодательства о беженцах и вынужденных переселенцах // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 5. С. 12; Постатейный научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. О.Е. Кутафина (Официальный текст на 1 августа 2003 г.) // Библиотечка Российской газеты. 2003. № 16. С. 44; Прокофьев Ю. Ваш работник — иностранец // Коллегия. 2003. № 4. С. 5—6.

46 См.: АвдокушинЕ.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 1999. С. 56.

47 См.: ФарберИ.Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов, 1974. С. 50—51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.