Научная статья на тему 'СООБЩЕСТВО МИКРОСОЦИУМОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ - ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ПРИЗНАКИ'

СООБЩЕСТВО МИКРОСОЦИУМОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ - ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ПРИЗНАКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СООБЩЕСТВО / МИКРОСОЦИУМ / СООБЩЕСТВО МИКРОСОЦИУМА / ТИПОЛОГИЯ СООБЩЕСТВ МИКРОСОЦИУМОВ / ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ СООБЩЕСТВ МИКРОСОЦИУМОВ / СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ СООБЩЕСТВ МИКРОСОЦИУМОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мудрик Анатолий Викторович, Никитская Екатерина Александровна, Никитский Максим Викторович

Актуальность заявленной проблемы определяется произошедшими в России социально-экономическими изменениями, отразившимися на социализации подрастающих поколений, многие из которых не стали предметом серьезного исследования в социогуманитарном знании. Данное обстоятельство детерминирует возникающие проблемы социального воспитания современной молодежи. Согласно проведенным исследованиям, трудности организации процесса социального воспитания связаны прежде всего с необходимостью создания социально-педагогических условий для позитивной социализации человека в сообществе микросоциумов. Указанные трудности зачастую обуславливаются недостаточными эмпирической исследованностью и теоретико-методологической проработанностью проблемы сообщества микросоциумов как фактора социализации подрастающих поколений. Целью настоящей статьи заключается в намерении дать аналитическую характеристику одного из микрофакторов социализации - сообщества микросоциума. Исследование велось в русле системного, интегративного и амбивалентного подходов. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, экспертных оценок, фокус-групп, включенного наблюдения. В статье нашло отражение скорректированное понимание сообщества микросоциума как социально-педагогического феномена социализации подрастающих поколений. Сообщества микросоциумов имеют общие и особенные характеристики, соотношение которых определяют характер и интенсивность их позитивного и негативного влияния на социализацию подрастающих поколений. Предложена типология сообществ микросоциумов по территориальному и институциональному основаниям, а также по локации и типу институции, предложена пилотажная характеристика общих и особенных признаков тех и других. Впервые в социально-педагогический тезаурус введены понятия территориальное сознание, создание условий и стимулирование разнообразия индивидуальных и групповых субъектов сообщества микросоциума. Представленные в статье материалы внесут вклад в теории социализации и социального воспитания, расширят предметное поле социальной педагогики. Материалы статьи могут быть использованы исследователями, работающими в различных отраслях социогуманитарного знания, а также в системе подготовки специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мудрик Анатолий Викторович, Никитская Екатерина Александровна, Никитский Максим Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A COMMUNITY OF MICRO-SOCIETIES SOCIALISING YOUNGER GENERATIONS - COMMON AND SPECIFIC ATTRIBUTES

The relevance of the stated problem is determined by the socio-economic changes that have occurred in Russia and have affected the socialization of the younger generations, many of which have not been the subject of serious research in socio-humanitarian knowledge. This fact determines the emerging problems of social education of modern youth. According to the research, the difficulties of organizing the process of social education are primarily related to the need to create social and pedagogical conditions for the positive socialization of the individual in the community of microsocieties. These difficulties are often due to lack of empirical research and theoretical and methodological development of the problem of microsocial community as a factor in the socialization of younger generations. The aim of this article is to provide an analytical characterization of one of the micro-factors of socialization, the microsocial community. The research was conducted in the framework of systemic, integrative and ambivalent approaches. In the course of the study, methods of theoretical analysis, expert assessments, focus groups and participant observation were used. The article reflects the adjusted understanding of microsociety community as a socio-pedagogical phenomenon of socialization of younger generations. Microsocial communities have common and special characteristics, the relationship between which determine the nature and intensity of their positive and negative effects on the socialization of younger generations. The typology of microsocial communities by territorial and institutional grounds, as well as by location and type of institution is proposed, a pilot characteristic of common and special features of both. For the first time in the socio-pedagogical thesaurus the notions of territorial consciousness, creation of conditions and stimulation of diversity of individual and group subjects of micro-society community are introduced. The materials presented in the article will contribute to the theories of socialization and social education, expand the subject field of social pedagogy. Materials of the article can be used by researchers working in different branches of socio-humanitarian knowledge, as well as in the system of training of specialists in the social sphere.

Текст научной работы на тему «СООБЩЕСТВО МИКРОСОЦИУМОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ - ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ПРИЗНАКИ»

9. Российская Федерация. Законы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286: [зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 г. № 64100].

10. Русаленко, Д.А. Экономическая грамотность населения / Д.А. Русаленко, В.И. Марчук // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. - С. 255-258.

11. Рутковская, Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников / Е.Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 2. - С. 44-54.

12. Серёгина, В.В. Современное социальное проектирование и его методики / В.В. Серёгина, Е.А. Серёгина, Л.Н. Шаповалова // Концепт. - 2016. - Т. 23. - С. 88-92.

13. Сулейманова, С. Формирование финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования / С. Сулейманова, С.А. Кухар // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2019. - №2. - С. 245-255.

14. Almenberg, J. Numeracy financial literacy and participation in asset markets / J. Almenberg, O. Widmark. - SSRN. United Kingdom: ELSEVIER, 2011. - 40 p.

Педагогика

УДК 378

член-корреспондент Российской академии образования,

доктор педагогических наук, профессор Мудрик Анатолий Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Никитская Екатерина Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

"Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя" (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Никитский Максим Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

СООБЩЕСТВО МИКРОСОЦИУМОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ - ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация. Актуальность заявленной проблемы определяется произошедшими в России социально-экономическими изменениями, отразившимися на социализации подрастающих поколений, многие из которых не стали предметом серьезного исследования в социогуманитарном знании. Данное обстоятельство детерминирует возникающие проблемы социального воспитания современной молодежи. Согласно проведенным исследованиям, трудности организации процесса социального воспитания связаны прежде всего с необходимостью создания социально-педагогических условий для позитивной социализации человека в сообществе микросоциумов. Указанные трудности зачастую обуславливаются недостаточными эмпирической исследованностью и теоретико-методологической проработанностью проблемы сообщества микросоциумов как фактора социализации подрастающих поколений. Целью настоящей статьи заключается в намерении дать аналитическую характеристику одного из микрофакторов социализации - сообщества микросоциума. Исследование велось в русле системного, интегративного и амбивалентного подходов. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, экспертных оценок, фокус-групп, включенного наблюдения. В статье нашло отражение скорректированное понимание сообщества микросоциума как социально-педагогического феномена социализации подрастающих поколений. Сообщества микросоциумов имеют общие и особенные характеристики, соотношение которых определяют характер и интенсивность их позитивного и негативного влияния на социализацию подрастающих поколений. Предложена типология сообществ микросоциумов по территориальному и институциональному основаниям, а также по локации и типу институции, предложена пилотажная характеристика общих и особенных признаков тех и других. Впервые в социально-педагогический тезаурус введены понятия территориальное сознание, создание условий и стимулирование разнообразия индивидуальных и групповых субъектов сообщества микросоциума. Представленные в статье материалы внесут вклад в теории социализации и социального воспитания, расширят предметное поле социальной педагогики. Материалы статьи могут быть использованы исследователями, работающими в различных отраслях социогуманитарного знания, а также в системе подготовки специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: сообщество, микросоциум, сообщество микросоциума, типология сообществ микросоциумов, общие признаки сообществ микросоциумов, специфические признаки сообществ микросоциумов.

Annotation. The relevance of the stated problem is determined by the socio-economic changes that have occurred in Russia and have affected the socialization of the younger generations, many of which have not been the subject of serious research in socio-humanitarian knowledge. This fact determines the emerging problems of social education of modern youth. According to the research, the difficulties of organizing the process of social education are primarily related to the need to create social and pedagogical conditions for the positive socialization of the individual in the community of microsocieties. These difficulties are often due to lack of empirical research and theoretical and methodological development of the problem of microsocial community as a factor in the socialization of younger generations. The aim of this article is to provide an analytical characterization of one of the micro-factors of socialization, the microsocial community. The research was conducted in the framework of systemic, integrative and ambivalent approaches. In the course of the study, methods of theoretical analysis, expert assessments, focus groups and participant observation were used. The article reflects the adjusted understanding of microsociety community as a socio-pedagogical phenomenon of socialization of younger generations. Microsocial communities have common and special characteristics, the relationship between which determine the nature and intensity of their positive and negative effects on the socialization of younger generations. The typology of microsocial communities by territorial and institutional grounds, as well as by location and type of institution is proposed, a pilot characteristic of common and special features of both. For the first time in the socio-pedagogical thesaurus the notions of territorial consciousness, creation of conditions and stimulation of diversity of individual and group subjects of micro-society community are introduced. The materials presented in the article will contribute to the theories of socialization and social education, expand the subject field of social pedagogy. Materials of the article can be used by researchers working in different branches of socio-humanitarian knowledge, as well as in the system of training of specialists in the social sphere.

Key words: community, microsociety, microsociety community, microsociety community typology, general features of microsociety communities, specific features of microsociety communities.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-013-00247

Введение. Анализ литературы и интернет-ресурсов по проблеме, рассматриваемой в статье, а также материалов эмпирических исследований, проведенных авторами и их сотрудниками, дал возможность предложить скорректированное определение сообщества микросоциума, предложить их типизацию, выявить общие и особенные признаки этого феномена.

Определение и характеристика сущности сообщества микросоциума как социально-педагогического феномена и как фактора социализации подрастающих поколений были выявлены и скорректированы на основании интегративного подхода в исследовании (предполагает выявление и синтез трактовок изучаемого феномена в различных отраслях социогуманитарного знания) [4].

Сообщество (community) как объект исследования принадлежит к классическим в рамках социогуманитарного знания и в то же время, по мнению многих авторов, к наиболее трудно уловимым в четких и общепризнанных понятиях. Соответственно, имеется немалая сложность в том, чтобы дать сжатое и вместе с тем репрезентативное описание современного состояния дел в этой области (Хиллари Г.А., Элиас Н.К. и др.) [7; 8].

Изложение основного материала статьи. Представления о том, как понимать сообщество, сильно разнятся в зависимости от дисциплины, школы или парадигмы, традиции и языка. Тем не менее, можно выделить несколько ключевых пунктов, которые не в состоянии обойти, не определив своей позиции, ни одна из теорий, тематизирующих сообщество. Эти пункты таковы - отношение к физическому пространству, количество и тип членов сообщества, принцип и способ образования сообщества, критерии принадлежности к нему, - что обеспечивает устойчивость сообщества и определяет его идентичность.

Сообщество есть основа до-модерной формы человеческого сосуществования и именно в этом смысле оно реально -вот чуть ли не единственный тезис, в котором, пожалуй, могли бы сойтись классики и современники из разных школ и дисциплин. От этого утверждения исследовательские траектории расходятся, ветвятся и, ретроспективно, могут быть объединены с некоторой долей условности в два кластера. Один, включая теории города и соответствующего образа жизни, - это прежде всего социологические теории и полидисциплинарный комплекс, существующий под обобщающим названием городских исследований. Другие - сосредотачиваются именно на традиционных до-модерных сообществах - речь идет о социальной антропологии, этнологии и т.д. Однако во-второй половине-конце прошлого века происходит своего рода частичный синтез социологических и антропологических подходов.

Современные подходы, при всем их многообразии и несходстве, имеют некоторые общие черты. Прежде всего, в них убывает значимость территориально-пространственной привязки сообществ, интенсивность аффективных связей перестает быть непременным условием их устойчивости и основой для солидарности, так же, как и постоянство и длительность «членства».

Принципиальным выводом стал тезис о том, что далеко не во всяком микросоциуме образуется сообщество из входящих в него людей. Исходя из этого тезиса и используя общеметодологический принцип дополнительности сделан вывод о том, что индивидуальные и групповые субъекты образуют сообщество при наличии, как минимум, следующих условий: наличия между субъектами социальных отношений (как формализованных, так и неформальных); наличия у субъектов чувства идентичности с микросоциумом и его сообществом, а также с местом его локализации; амбивалентного восприятия микросоциума и населяющих его субъектов [3].

В процессе исследования определение сообщества микросоциума было скорректировано (в дальнейшем оно также может быть скорректировано в связи как с полученными данными эмпирических исследований, так и вытекающими из них теоретическими положениями): сообщество микросоциума - это функционирующая в определенных территориальных условиях и/или в рамках определенных организаций совокупность индивидуальных субъектов микрогрупп и малых групп (семьи, соседства - близко территориально проживающая группа людей в одном подъезде, в одном доме, в рядом стоящих индивидуальных домах, - приятельских и дружеских групп сверстников, неформальных объединений по гендерному, возрастному, конфессиональному признакам, по интересам, по нужде в том или ином виде взаимопомощи, первичных коллективов в воспитательных организациях, а также в контркультурных группах) [6, С. 81-183].

Амбивалентность восприятия субъектами микросоциума и его сообщества определяют различную меру оформленности сообщества, ибо его восприятие субъектами в on-line приводит к тому, что его локация в of-line дополняется различными виртуальными локациями.

В процессе исследования была разработана типология сообществ микросоциумов.

Сообщества территориальных микросоциумов в соответствии с их локализацией могут быть типологизированы как сельские, поселковые и городские, которые, в свою очередь, представляют собой совокупность сообществ микросоциумов различного типа.

Сообщества сельских микросоциумов включают в себя сообщества, образующиеся в малых сельских поселениях (хуторах, деревнях, стойбищах и т.п.), в средних (в больших деревнях, аулах), в больших (селах, станицах, крупных аулах).

К сообществам микросоциумов срединного типа между сельскими и городскими можно отнести поселковые, которые могут быть типизированы на: рабочие (при заводе или железнодорожной станции и т.п.), пригородные, переселенческие.

Сообщества микросоциумов, образующиеся в городах, можно типизировать следующим образом: сообщества микрогорода (до 5 тысяч жителей), малого города (до 20 тысяч), квартала или микрорайона в средних и больших городах, а также в мегаполисах.

Сообщества, образующиеся в воспитательных организациях (если и когда они образуются) могут быть типизированы следующим образом.

Сообщества, образующиеся в государственных, общественных, государственно-общественных, частных воспитательно-образовательных учреждениях (в детских садах, школах, лицеях, гимназиях, кадетских корпусах, колледжах и др.).

Сообщества, образующиеся в детских и юношеских общественных и клубных организациях: в постоянных (скаутских, пионерских, юнармейских), в сезонных (осенних, зимних, летних лагерях различного профиля).

Сообщества, образующиеся в учреждениях для одаренных детей, подростков, юношей, девушек в различных сферах познания, спорта, духовно-практической и предметно-практической деятельности, а также для имеющих устойчивые или относительно временные интересы и увлечения (во Дворцах и Домах детского творчества, в станциях юных техников, натуралистов и пр., в спортивных, музыкальных, художественных и иных школах).

Сообщества, образующиеся в учреждениях для детей, подростков, юношей, девушек с существенно ослабленным здоровьем (санаториях), с психосоматическими или/и социальными дефицитами и/или отклонениями.

Сообщества, образующиеся в организациях, занимающихся социально-культурным оздоровлением микросреды подрастающих поколений; индивидуальной и групповой опекой детей, подростков, юношей, девушек; профилактикой асоциального и антисоциального поведения (социально-педагогических центрах, в социально-культурных комплексах, в приютах различного типа и пр.).

По результатам ряда исследований были охарактеризованы общие и особенные признаки сообществ территориальных микросоциумов. К ним относятся: демографические характеристики как общий признак всех сообществ микросоциумов и конкретных состав сообщества микросоциума (количественный, гендерный, возрастной, социокультурный, этноконфессиональный и пр.) как особенная характеристика; пространственные характеристики, присущие всем микросоциумам, и определяющие их конкретную локализацию как особенный признак; архитектурно-планировочные решения, присущие всем микросоциумам, и особенности застройки и другие показатели как особенный признак; функциональная структурированность пространства всех микросоциумов как их общая характеристика и специфические кластеры и их благоустроенность в каждом конкретном случае как особенный признак; рекреационные возможности для сообществ микросоциумов как общий признак и их специфическое «наполнение» в конкретных микросоциумах как особенная характеристика.

Проведенные исследования позволили охарактеризовать общие и особенные признаки сообщества воспитательной организации. К общим относятся: наличие фиксированного членства в одном из первичных коллективов; две социальных структуры первичных коллективов - формализованная (деловые отношения всех членов коллектива и отношения управления) и неформальная; ролевые позиции в формализованной структуре и статусные позиции в неформальной структуре; нормативная регуляция жизнедеятельности и поведения членов организации; социальный контроль -позитивные и негативные санкции. Эти признаки приобретают специфическое наполнение в каждой конкретной воспитательной организации в зависимости от того: в какой мере в ней представлены те или иные фрагменты институциональной культуры; каков характер сложившейся корпоративной культуры; сколь продумана и реализована организационная культура [5, С. 157-162].

Выводы. Важная задача - охарактеризовать социализирующие потенции сообществ микросоциумов в условиях пандемии была решена в редуцированном виде. Основным методом работы стали фокус-группы, полученные с их помощью материалы фактически позволяют сделать ряд выводов.

Сообщества микросоциумов обладают территориальным сознанием, которое оказывает существенное влияние на нормы, ценности, стиль жизни, складывающиеся в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно контролируемой социализации. Территориальное сознание складывается у сообществ как в территориальных, так и в институциональных микросоциумах.

В сообществах микросоциумов социализация их членов происходит под влиянием традиционного и стилизованного механизмов (в территориальных микросоциумах). А также благодаря институциональному и стилизованному механизмам в институциональных микросоциумах (в первую очередь имеются в виду воспитательные организации).

Сообщества микросоциумов создают условия и стимулируют взаимодействие разнообразных групповых и индивидуальных субъектов, которые в их рамках приобретают опыт приспособления и обособления.

В сообществах микросоциума фиксируется различный уровень концентрации духовной и материальной культуры. В территориальных микросоциумах различен уровень концентрации и разновидностей контркультурных феноменов в том или ином виде поселения и в конкретных поселениях, поселенческие особенности образа и стиля жизни. Эти характеристики существенно влияют на специфику механизмов и средств социализации.

Крайне важные данные были получены относительно соотношения различных механизмов социализации [1; 2, С. 54-59] и, в тесной связи с ними, о соотношении традиционных и инновационных реалий. Различия в их соотношении в сообществах различных микросоциумов определяются не только спецификой каждого из них, но и особенностями их групповых и индивидуальных характеристик.

Литература:

1. Мудрик, А.В. Социально-педагогические проблемы социализации: монография / А.В. Мудрик. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016. - 256 с. - ISBN 978-5-4263-0461-1. - EDN CGZPJE.

2. Мудрик, А.В. Социализация человека: учебное пособие / А.В. Мудрик. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.

3. Мудрик, А.В. Жилая среда как социально-педагогический феномен / А.В. Мудрик, Е.А. Леванова, М.В. Никитский // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2020. - № 3(72). - С. 36-39. - EDN GUMFPF.

4. Никитский, М.В. Сообщество микросоциума как социально-педагогический феномен: постановка проблемы / М.В. Никитский, Е.А. Никитская // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. - 2020. - № 2(52). - С. 33-37. - EDN NQOHJU.

5. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. - М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2010. - 336 с. - ISBN 978-5-9292-0191-2.

6. Социальная педагогика: позитивные и негативные характеристики микросоциума: курс лекций / Е.А. Никитская, М.В. Никитский, А.В. Мудрик [и др.]. - Москва: Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я. Кикотя, 2020. - 282 с. - ISBN 978-5-9694-0977-4. - EDN SGSMBH.

7. Elias, N. (1974), Foreword: Towards a Theory of Communities, in C. Bell, H. Newby (editors), The Sociology of Community, London: Frank Cass, pp.ix-xli.

8. Hillery G.A. Jr. Definitions of Community: Areas of Agreement // Rural Sociology, 1955, vol. 20, no 2, pp. 111-123.

Педагогика

УДК 378:371.134:331.45:004

доктор педагогических наук, профессор кафедры автомобильного транспорта Мыхнюк Мария Ивановна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); аспирант Литвиненко Игорь Геннадьевич

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ:

МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье рассматривается роль интерактивных форм обучения в подготовке специалистов в области охраны труда. Представлен анализ содержания основных понятий исследования, определены преимущества интерактивного обучения в сравнении с традиционным. Выполнен анализ содержания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебного процесса в высшей школе, определены основные направления учебной деятельности каждой из этих организационных форм, обоснованы методические аспекты содержания лекционных, практических и лабораторных занятий, применяемых в профессиональной подготовке бакалавров в области охраны труда. Сделан вывод о том, что интерактивное обучение способствует развитию творческого технического и технологического мышления обучающихся.

Ключевые слова: интерактивная деятельность, организационные формы, бакалавр, охрана труда, учебные занятия.

Annotation. The article discusses the role of interactive forms of education in the training of specialists in the field of occupational safety. The analysis of the content of the basic concepts of the study is presented, the advantages of interactive learning in comparison with traditional learning are determined. The analysis of the content of frontal, group and individual forms of organization of the educational process in higher education is carried out, the main directions of educational activity of each of these organizational forms are determined, methodological aspects of the content of lecture, practical and laboratory classes used in the professional training of bachelors in the field of occupational safety are substantiated. It is concluded that interactive learning contributes to the development of creative technical and technological thinking of students.

Key words: interactive activity, organizational forms, bachelor, occupational safety, training sessions.

Введение. Инновационный опыт образовательных организаций определил стратегическое направление в решении современных образовательных целей и задач, связанных с применением в профессиональной подготовке бакалавров активных и интерактивных организационных форм, методов и технологий обучения, направленных на творческое развитие личности на основе субъект-субъектного взаимодействия в процессе формирования профессиональных знаний и умений.

Проблеме использования в процессе обучения активной и интерактивной деятельности обучающихся посвящены труда А.А. Вербицкого, Н.Е. Эргановой, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, В.А. Симоненко, М.И. Сибирской, А.В. Хуторского и др.

Целью статьи является рассмотрение вопроса, связанного с использованием интерактивных организационных форм в профессиональной подготовке будущих специалистов в области охраны труда.

Изложение основного материала статьи. Изменения вектора образовательного процесса с традиционного применения организационных форм, методов и технологий обучения на личностно-ориентированный, требующий использования в процессе формирования профессиональных компетенций интерактивной деятельности, направлены на стимулирование развития технического и технологического мышления обучающихся. Понятие «интерактивная деятельность» - от английского «inter» - взаимный и «act» - действие. Данная деятельность является основой активного взаимодействия обучающихся в процессе диалога.

К преимуществам интерактивного обучения можно отнести [2]:

- формирование положительной мотивации к усвоению конкретных способов профессиональной деятельности, реализации образовательных целей;

- развитие познавательных способностей обучающихся в процессе решения нестандартных задач и ситуаций;

- использование в процессе обучения активных и интерактивных организационных форм, направленных на формирование профессиональных знаний, умений и навыков;

- развитие аналитических навыков и критического мышления;

- развитие навыка владения способами использования в производственной среде современного оборудования и технологий;

- развитие коммуникативных способностей обучающихся в процессе субъект-субъектного взаимодействия;

- формирование навыка самообразовательной деятельности.

Следовательно, интерактивная деятельность предполагает педагогическое взаимодействие, в процессе которого преподаватель и обучающиеся обмениваются научной и специальной информацией, моделируют и решают различной сложности профессиональные задачи, используя различные интерактивные организационные формы.

В педагогике под формой организации учебного процесса подразумевается способ, с помощью которого может быть организован процесс формирования знаний и умений [2]. Интерактивное обучение позволяет решать учебные задачи путем сочетания в процессе занятия фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебного процесса (рис. 1).

Так, фронтальная интерактивная форма предполагает постоянную обратную связь на основе многостороннего коммуникативного взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.