Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2010. Вып. 2 (17). С. 57-67
Социальный климат малых городов России (штрихи к социально-педагогическому портрету российской глубинки)
М. В. Никитский
В данной статье автор анализирует социокультурные характеристики российской глубинки на примере малых российских городов, которые рассматриваются на основе данных, полученных в ходе социально-педагогического исследования процесса социализации подрастающих поколений в данном типе поселений. Особое внимание уделяется такому параметру характеристики микросоциума, как социальный климат, который раскрывается через понятия «образ жизни», «общественное мнение», «социальное взаимодействие» и «социально-психологический микроклимат». Определяя специфику социализации человека в малом городе, автор раскрывает основные социально-педагогические проблемы современных малых городов России. Предполагается, что одним из направлений развития позитивных тенденций в социализации жителей российской глубинки является налаживание комплексной социально-педагогической деятельности.
Фиксирование особых форм социокультурной среды того или иного типа поселения происходит на основе интеграции ряда объективных составляющих: пространственных, архитектурно-планировочных, параметра благоустроенности и развитости коммунального хозяйства, демографических показателей, культурно-рекреационных и образовательных возможностей и т. д. Не является исключением и такой тип поселения, как малый город, рассмотрение специфических особенностей которого в качестве фактора социализации человека можно построить, исходя из анализа его объективных параметров как микросоциума, границы которого, по мнению специалистов, совпадают с границами самого малого города. Микросоциум — это действующая общность, включающая семью, соседство, группы сверстников, различные общественные, государственные, религиозные, частные, воспитательные организации и контркультурные организации, а также различные неформальные группы жителей1. При этом очевидно, что влияние микросоциума на процесс социализации детей, подростков, юношей зависит как от его объективных характеристик, так и от субъективных характеристик самого человека.
В структуре объективных параметров микросоциума малого города, взятой из социально-педагогических источников за основу изучения малого города
1 Мудрик А. В. Социальная педагогика. 7-е изд. М. : Академия, 2009. С. 143.
57
как социокультурного феномена2, выделяется такая характеристика, как социально-психологический климат, определяющийся соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни и ценностной направленностью в поведении. Однако в ходе научного исследования социальной составляющей микросоциума малых городов мы неоднократно сталкивались с необходимостью изучения особенностей некоторых социальных явлений и феноменов, специфика которых выходит за рамки круга проблем, включенных в характеристику понятия «социально-психологический климат». В соответствии с этим было решено ввести иной, более общий параметр — социальный климат, включающий в себя понятие социально-психологического климата (или микроклимата), а также имеющий в себе другие, весьма важные для понимания провинциального микросоциума социальные процессы и явления.
В социально-педагогическом плане социальный климат предполагает рассмотрение его как комплекса социальных явлений и отношений, влияющих на социализацию личности, находящейся в зоне его действия. В отличие от социально-психологической атмосферы (термин социальной психологии), характеризующейся ситуативностью, социальный климат — это относительно устойчивый социальный феномен. Рассмотрим те социальные процессы и феномены, которые формируют и определяют социальный климат провинциального микросоциума.
Чтобы иметь адекватное представление о социальном климате микросоциума, необходимо иметь в виду особенности образа жизни его населения.
Категория «образ жизни» весьма часто встречается в гуманитарных направлениях человекознания, поскольку охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальных групп, общества в целом и берется в единстве с условиями жизни3. В формате данной статьи трудно (и, очевидно, незачем) претендовать на скрупулезное рассмотрение особенностей всех без исключений составляющих образа жизни населения микросоциума малого города — в этом случае мы подверглись бы риску уйти от социально-педагогического предмета и уклониться в области этнографии, социологии и ее частных разделов, демографии и прочее. Поэтому выделим некоторые специфические особенности образа жизни в малом городе, причем важным здесь является вопрос: какой из двух (для территориальных общностей) типов образа жизни более свойственен малому городу — городской или сельский? Приблизиться к ответу на этот вопрос можно, если обратить внимание на специфическое положение малого города среди других типов поселения и соотнесенность с ними. Действительно, в формировании сельского образа жизни, помимо внутренне свойственных селу социальных процессов и механизмов социализации, особую роль играет влияние города. Жители средних и крупных городов, находясь в сугубо «городских» условиях с соответствующим характером воздействия составляющих городского образа жизни, все же ощущают на себе влияние со стороны докрупногородских образований. Положение же малого города и его жителей определяется ситуацией обоюдного влияния как сельского типа образа жизни так и крупногородс-
2 Мудрик А. В. Социальная педагогика. 7-е изд. С. 143—144.
3 Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989.
кого, а эти типы, как известно, отличаются совершенно разными по свойствам и механизмам воздействия характеристиками. Большинство малых городов выполняет в системе поселений роль связующего звена между сельским районом и крупным городом, прежде всего областным центром. Имея очень тесные и постоянные связи в административно-хозяйственном и культурно-бытовом отношении, а также по линии семейно-родственных отношений с окружающим сельским районом и выступая чаще всего центром местного района, малый город оказывается неразрывно, органически связанным с сельской территорией. С другой стороны, всякий малый город выполняет свою определенную функцию в административно-хозяйственном и культурно-бытовом отношении в системе городских поселений области, края или республики. Благодаря этим связям с крупным городом (областным центром) и другими городами, малый город испытывает влияние не только прилегающего сельского района, но и других городов, в первую очередь более развитых городов данной единой системы расселения. Подобное (двувекторное) положение малого города не может не сказаться на процессе социализации его жителей. Рассматривая фактически любой микрофактор развития человека в малом городе, можно выделить элементы воспитания, присущие и селу, и большому городу.
Поскольку социально-психологическая обстановка в малом городе во многом сходна с условиями в сельской местности (сильный социальный контроль жизни и общения людей, элементы традиционной соседской общины, почти полная невозможность анонимного существования человека и т. д.), справедливо предположить, что городской образ жизни, имеющий свои характеристики, малому городу не свойственен. Вместе с тем, малый город — это прежде всего городские отношения, которые являются следствием предоставления разнообразия видов деятельности. Житель малого города вовлечен в большее количество связей и отношений с людьми в различных жизненных ситуациях.
Говоря об образе жизни в малом городе, нужно иметь в виду особенности быта его населения, в который входит вся та социальная среда, в которой человек осуществляет свою жизнедеятельность, когда он не занят в профессиональной (трудовой) деятельности. Принципиально бытовые условия населения в малых городах на современном этапе их развития мало чем отличаются от таковых же в крупных городах, при некотором исключении условий частного сектора, где горожане имеют дополнительные траты сил и времени на обеспечение стабильной жизнедеятельности в менее коммунально-обеспеченных условиях. Однако есть существенные различия в способах бытового заполнения жизненного времени жителей городов различных типов, в особенностях бытового поведения, а также распределения тех или иных занятий в свободное от производства время. Так, например, особой сферой жизнедеятельности населения малых городов является ведение приусадебных хозяйств, без которого не обходится практически ни одна семья. Речь идет о выделенных в свое время государством земельных участках (4—6 сотках) и о личном подсобном хозяйстве, которым обладает меньшее количество жителей малых городов в силу жилищных условий и располагающихся, как правило, на окраинах города, в слободах.
При упоминании о приусадебном хозяйстве жителей малых городов, дачных участках, нужно отметить, что деятельность, связанная с поддержанием порядка на земельных угодьях в абсолютном преобладании связана не с рекреативным времяпрепровождением, а с кропотливым трудом, целью которого активный «трудовой» отдых является лишь отчасти, а в основном это один из источников необходимого фонда потребления — обеспечения себя и близких натуральными продуктами в свежем и консервированном виде в течение года.
Деятельность по уходу за участками достаточно четко структурирована в силу агрономических закономерностей, поэтому в нее включены практически все члены семьи от самых маленьких до самых старших. Причем это не вызывает особенных нареканий со стороны подрастающего поколения и молодежи, известной в своем большинстве склонностью при прочих равных обстоятельствах найти повод к избеганию лишний раз физического труда. Так, согласно результатам опроса, 57% детей не высказало ни отрицательного, ни положительного отношения в ответах на вопрос, касающийся предпочтения занятий хозяйственными делами. Это говорит о нейтральном отношении к этому виду деятельности (ответы сводились к тому, что это нормативная необходимость, и вопрос «нравится/не нравится» как таковой не возникает в принципе).
Что же касается досуга жителей малых городов, то для взрослого трудоспособного населения, по большому счету, на него остается немного времени. Львиную долю этого времени забирает все то же ведение приусадебных хозяйств (в период агрономической активности с начала весны и до глубокой осени). В зимний же период свободное время заполняется чтением литературы различного направления и встречами с приятелями и родственниками по случаю или спонтанно. Большинство свободного времени в зимний период занято просмотром телепередач (часто чрезмерным, со слов горожан), причем телевизионный выбор в большинстве малых городов весьма неширок: это, как правило, известные центральные (федеральные) каналы, и местное телевидение, которое в малых городах объективно отличается примитивностью репертуарной сетки и уровнем подготовки самих передач.
Определенную меру заполнения свободного времени дает различная в разных малых городах активность местных учреждений культуры, которые в той или иной степени также предоставляют возможности для проведения досуга в клубах, Домах (Дворцах) культуры: спектакли, концерты, тематические встречи. Более или менее крупное культурное мероприятие в малом городе способно одновременно привлечь внимание значительного количества горожан всех возрастов.
Молодежный ежедневный досуг, как отмечалось выше, не отличается ярким разнообразием сценариев. как показал выборочный опрос молодых людей из малых городов, обычный способ заполнения свободного времени — это прогулки вдоль улиц (так называемые уличные тусовки), дискотеки и в некоторой степени спортивные секции и клубы по интересам. В силу большого показателя незанятости молодежи, впрочем, как и других горожан по причине безработицы, возникают проблемы с общим криминогенным фоном.
Одним из ярких досуговых мест для жителей малых городов в последние годы стали городские рынки. Здесь есть своя отличительная специфика. Поми-
мо экономических функций, полностью схожих с рынками крупных городов, рынки малых городов имеют и другие. Так, в определенный день недели, как правило, в субботу, весь город «выходит» на рынок, откладываются все дела, не планируются встречи. Все в первую половину этого дня происходит на рынке: и нужные встречи, и обсуждение текущих проблем, и, естественно, приобретение необходимых товаров народного потребления по ценам, как правило, ниже магазинных. На рынке развертывается и культурно-массовая программа: театрализованные представления, конкурсы, выступления художественных коллективов. Интересно, что такая картина с рынками в определенный выходной день недели получила общее и быстрое распространение практически во всех регионах России.
Немалую долю свободного времяпрепровождения в жизни жителей малых городов занимают так называемые «дворовые посиделки», на которые могут уходить целые вечера, и где в режиме «нон-стоп» обсуждаются любые проблемы — от морального облика общей знакомой до правительственных нововведений. Информация, полученная на этих встречах, по степени важности для ее участника может быть более значимой, чем информация из СМИ.
Благодаря такого рода совместным обсуждениям текущих вопросов социального бытия у жителей малого города вырабатывается особое, отработанное в рассуждениях большинства горожан общественное мнение. Общественное мнение в малом городе вряд ли можно представить как имеющее исключительно просо-циальный характер. Более корректным будет сказать об общественном мнении в малом городе как о просоциально ориентированном феномене, но не о просоциально реализуемом и культивируемом. Такая ориентация связана с тем, что большинство рассуждений и переживаний жителей малого города базируется на традиционных народных представлениях и ценностях, которые, в свою очередь, как правило, просоциальны. Тем не менее, в социуме малого города, конечно же, встречаются такие представители и даже слои населения, которые культивируют маргинальный образ жизни, чем заметно придают общему социально-психологическому микроклимату асоциальные оттенки. При этом существует некоторое противоречие общественного мнения по отношению к определенным проявлениям социального бытия горожан. Так, например, потребление алкоголя, и особенно чрезмерное его потребление, вызывает в основном негативую оценку. Но вместе с тем, это настолько распространено в малых городах, что создается впечатление (это следовало из второстепенных показателей, следующих из бесед и опросов), что пьянство вовсе не зло, а вполне обычная черта повседневности в жизни населения. Или — взять на анализ речевой поток и определить процентное содержание сквернословия (отсюда, как правило — сквернодействия) у жителей малых городов в повседневной обыденности — вряд ли возникнет ощущение однозначно просоциального характера общественного мнения, коль оно благополучно терпит непристойность. Однако, что же заставляет верить в просоциальность ориентации общественного мнения и в целом социальнокультурного климата в малом городе? Это отношение большинства горожан к ключевым, базовым, жизнеобеспечивающим и нравственным вопросам, как то семья, совесть, страх Божий, стыд, здоровье и т. д. Даже в люмпенизированных
и маргинальных слоях всегда есть место более высокому, чем то, что сделало их таковыми. Отсюда — редкость проявления откровенного цинизма.
Напомним, что общественное мнение — это состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы социальных отношений4. Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и рамках социальных общностей и групп. В свое время К. П. Победоносцев писал о мощности этого феномена: «...не было и нет человека, кто мог бы считать себя свободным от действия силы, которая принимает организованный вид и называется общественным мнени-ем»5. Очевидно, что в условиях малого города общественное мнение является сильнейшим фактором регуляции сознания и поведения жителей, причем его влиянию подвержены все, вне зависимости от возраста. Наверное, каждый элемент межличностных, социальных отношений в малом городе пронизан необходимостью сверять его (осознанно или неосознанно) с возможной реакцией того самого общественного мнения. В силу особенностей информационного поля в малом городе, где практически «все знают обо всех всё», общественное мнение приобретает здесь весьма значительную контролирующую функцию, а значит, становится серьезным фактором в формировании человека в целом. Сюда же можно отнести и семейно-родовой контроль поведения, который в той или иной степени действует в каждой семье.
В малых городах складывается оригинальный образ социального взаимодействия, являющийся следствием описанных выше особенностей социального бытия. Как считает Н. Сайко, «взаимодействие различных слоев, групп населения... формирует единое социокультурное пространство города»6.
Понятно, что от особенностей социального взаимодействия в том или ином малом городе зависит его общий социальный климат. По результатам проведенных нами исследований, об особенностях социального взаимодействия в малых городах можно говорить на примере взаимоотношений детей и родителей. Отмечается большая теснота этих отношений, причем не только и не столько в эмоциональном плане, сколько во временном и деятельностном. В малом городе ребенок оказывается вовлеченным во многие события вместе с родителями и другими взрослыми: совместный досуг, приусадебное хозяйство, домовое хозяйство. Согласно опросу подростков и старшеклассников г. Данкова Липецкой области, 56 % опрошенных выразили положительное отношение к гостеванию у взрослых (родственников и знакомых) и совместному с ними досугу. Согласно результатам исследования И. В. Кулешовой, 51 % учащихся малого города Конаково Тверской области среди основных ценностей называют общение с ро-
4 Советский энциклопедический словарь. М., 1981. С. 178.
5 Победоносцев К. П. Великая ложь нашего времени (Статьи и письма к Александру III). М., 1993. С. 125.
6 Сайко Е. А. Российская провинция как социокультурный феномен. Автореферат. дисс. ... канд. фил. наук. М., 1997. С. 27.
дителями и родственниками7. Благодаря такому достаточно тесному общению и взаимодействию со взрослыми детьми присваиваются необходимые образы взаимодействия: между взрослыми вообще, между мужчинами, между мужчинами и женщинами, между женщинами. Сегодня многими педагогами и психологами отмечается большой дефицит в наглядных образах зрелого поведения и межполового взаимодействия. Одними из главных причин в настоящее время специалисты называют дистанцированность детского развития от наглядных примеров полноценного семейного и родового взаимодействия, от понимания иерархичности во взаимодействии со взрослыми, отсутствие реальных (а не виртуальных) авторитетов, примеров по-настоящему адекватных образов мужского и женского поведения. Поэтому тесная взаимосвязь детей и взрослых в малых городах позволяет объективно предполагать большую степень приближенности подрастающего поколения к образу зрелого поведения, одним из следствий чего в малом городе можно считать более четкое разграничение мужских и женских ролей в быту, в хозяйстве, в общественной жизни и т. д.
В отличие от крупных городов, нечастое распространение в малых городах имеет совместное проживание членов семьи более двух поколений. Это немаловажная особенность, поскольку в этом случае снимается известное межвоз-растное напряжение в отношениях, неизбежно возникающее на ограниченной территории жилплощади. В то же время не наблюдается межпоколенный разрыв, поскольку встречи детей и родителей с самым старшим поколением семьи не имеют препятствий в силу близости мест проживания. По причине взаимообусловленности жизнедеятельности представители фамилии оказываются как бы «вместе» в информационном и событийном плане. Совместное родовое проведение праздничных мероприятий (дни рождения, юбилеи, значимые события в жизни семьи и т. д.) — характерная и отличительная черта быта жителей малых городов.
Теснота социальных связей в малом городе рождает заинтересованность горожан судьбами друг друга, и можно быть уверенным, что в случае необходимости тебе помогут в разрешении социальных проблем если не материально, хотя и это часто возможно (всем миром), то наверняка моральной поддержкой, советом, искренним сочувствием. Особенно это видно, когда случаются пожары, гибель членов семьи и другие несчастные случаи. Люди живо откликаются на необходимость их участия в добром деле, не возникает вопросов о трате времени, сил, о собственных выгодах. Можно говорить о том, что жители малых городов, так сказать, более быстры на подъем, но при этом каждый из них должен четко осознавать необходимость своего участия в социальном действии, иметь ясно представляемую побуждающую к социальному взаимодействию причину. В противном случае любое начинание будет обречено. Также необходима авторитетная личность, способная собрать участников социального взаимодействия и генерировать энергию социального действия.
Наглядный пример особенности осуществляемого в малом городе социального взаимодействия нам может продемонстрировать тот самый дворовый мик-
7 Кулешова И. В. Особенности воспитательного пространства малого города // Воспитательное пространство как объект педагогического исследования. Калуга, 2000. С. 148—155.
росоциум, о котором мы говорили выше: социальный контроль поведения человека, проживающего в данном дворе, совместное воспитание детей, которые практически всегда находятся у кого-нибудь да под присмотром. Здесь проходят общие дворовые дела: спонтанные и запланированные субботники, разрешение вырвавшихся за пределы квартиры семейных и иных конфликтов, обсуждение социальных проблем отдельных горожан и в целом города.
Большой вес в малых городах имеют общественные организации. Такие организации как «Общество ветеранов», «Общество инвалидов», молодежные организации и прочие пользуются уважением и находят ощутимую поддержку по многим инициативам со стороны городских органов самоуправления и администраций. Так, например, в г. Мензелинске (Татарстан) действует сильная общественная организация по защите ветеранов, благодаря которой они освобождены от уплаты за свет, жилищно-коммунальные услуги, телефон, бани, им обеспечено бесплатное лечение. Весьма уважаемыми в малых городах являются различные молодежные организации, ставящие своей задачей организацию молодежного досуга и борьбу с пьянством и наркоманией. Примером этому могут служить города Кольчугино (Владимирская область), где существует Молодежный парламент, Кудымкар (Коми-Пермяцкий АО) — Общественная молодежная организация, Нурлат (Татарстан) — Молодежный центр и другие. Многое в общественных организациях малых городов решается благодаря личной активности и инициативе, а также неформальным отношениям между субъектами взаимодействия и близкому знакомству друг с другом.
Таким образом, социальное взаимодействие в малом городе осуществляется в особом, самоорганизующемся плане, на основе тесных социальных связей, взаимопроникающих элементов бытия горожан. Это во многом определяет специфику социально-психологического микроклимата в малом городе.
Как известно, микроклимат того или иного социума определяется уровнем образования жителей и соотношением количества жителей с просоциальным, асоциальным и антисоциальным стилями жизни, наличием криминогенных семей и групп, криминальных структур, качеством работы воспитательных, культурных, спортивных и других организаций8.
Одной из характерных черт большинства малых городов является отсутствие в них групп антисоциальной направленности (фашиствующих, псевдорелигиоз-ных и пр.). Информация о случившихся в регионе или за его пределами инцидентах с антисоциальным мотивом вызывает в основном однозначную оценку проинформированной части населения. В самих малых городах такие инциденты крайняя редкость, однако, если произошел такой случай, то он неизбежно вызывает серьезнейший всплеск общественного мнения в городе.
Можно сказать, что население малых городов не предрасположено к антисоциальной направленности в стиле жизни. Но достаточно остро стоит проблема групп и личностей с асоциальным стилем поведения, хотя и здесь отметим, что асоциальность редко выходит за критические рамки. Асоциальность в малых городах характеризуется преимущественно проблемой алкоголизации различных возрастных слоев, молодежной нарко- и токсикоманией, совершенно несвойс-
8 Мудрик А. В. Социальная педагогика. С. 144.
твенной малым городам до последнего времени, а также проявлениями элементарного бескультурья с позиций просоциальной этики. Тем не менее в малых городах отмечается достаточно высокий уровень преступности и ее рост, об этом говорит криминальная статистика. Наблюдается расширение криминализации в сфере экономики, совершаемые преступления становятся все более дерзкими и циничными.
Чрезвычайным злом для малых городов России является высокая степень алкоголизации населения. Это поистине беда современных малых городов и российской провинции в целом, которая имеет свои жертвы во всех возрастных категориях, кроме доподросткового. Начиная с подросткового возраста и далее по нарастающей, потребление спиртного становится непосредственной атрибутикой повседневности жителей провинции, особенно молодежи. Со слов корреспондента из города Кудымкар Коми-Пермяцкого АО, «прийти на дискотеку в трезвом виде считается дурным тоном». Не отстает в этом скорбном деле и взрослое население малых городов: как пишет корреспондент из Мензелинс-ка (Татарстан), здесь даже существует такая поговорка: «Грех не пить в рабочее время». В значительной мере росту этого негативного явления, впрочем, как и большинства преступлений способствует низкий уровень благосостояния населения, высокий уровень безработицы, незанятость трудом. Подтверждение этому находим в статье Л. С. Рубана, где приводятся результаты социологического исследования по г. Острогожску Воронежской области. Согласно этому исследованию, основными проблемами, вызывающими беспокойство населения малого города являются дороговизна — 49 % опрошенных, безработица — 44 %, преступность — 37 %9. Безответственная и безбоязненная свобода подрастающего поколения легко ставит некоторых представителей последнего под влияние самых негативных проявлений современности. Во многом это и следствие «массовой криминализации» общества. Порождением этого являются мелкие криминальные промафиозные структуры (в масштабах малых городов), сферой интересов которых является, как правило, коммерческая деятельность юридических и физических лиц. Такие структуры могут быть мало организованными как внутри себя, так и между себе подобными, но могут иметь и четко организованный характер, как, например, в г. Канаше (Чувашия) — последний здесь разделен на 12 неофициальных районов, в каждом из которых есть свой «глава администрации» и соответствующий аппарат.
Болезненные факты узнаем уже не из официальной статистики, а со слов жителей малых городов, наблюдений экспертов и собственных наблюдений. Нередки стали случаи, когда в школах, ПТУ находят использованные шприцы, валяющиеся в туалетах, на чердаках. Известно о малых городах, где распространение наркотиков приняло бизнес-организованный характер: таковы, например, Абдулино (Оренбургская область), Вольск (Саратовская область), Инза (Ульяновская область). В большей степени распространены наркотики растительного происхождения. Тяжелые наркотики (кокаин, героин и др.) менее распространены из-за более высоких цен на них и остающегося страха за последствия, а
9 Проблемы социально-психологической адаптации населения в период трансформации общества: материалы Мильнеровских чтений. М. : ГУ ВШЭ, 2009.
иногда их обороту могут препятствовать даже местные криминальные авторитеты, как это случилось в Похвистнево (Самарская область).
Обращает на себя внимание большая сексуальная распущенность еще совсем юных людей, немыслимая до последних лет детская проституция. Общение среди молодежи часто пропитано грубыми формами, беспредельным сквернословием.
Таким образом, изучение специфических особенностей социокультурной среды малого города показывает, что их формирование происходит на основе взаимодействия и интеграции описанных выше различных объективных параметров, и понимание этих форм становится возможным после анализа специфического положения малого города, занимаемого им в структуре типов поселения. В результате проведенной исследовательской работы стало возможным определение специфики социализации в малом городе. В обобщенном виде она заключается в следующем:
— особое территориально-пространственное положение малого города и соотнесенность с другими типами поселения в плане социокультурного влияния на социальное бытие населения малого города, а именно диффузирование разнокачественных элементов образа жизни (городского и сельского). Результатом этого является культивирование специфически интегрированного и относительно самостоятельного образа жизни в малом городе (малогородского образа жизни);
— в малом городе по сравнению с селом больше возможностей для образовательного и профессионального выбора; разнообразия занятий в свободное время; потребления и культивировния духовных ценностей; социального творчества, самореализации и самоутверждения личности. По сравнению же с крупными городами — большая ограниченность, менее выраженная развитость и динамика перечисленных возможностей;
— особенность социального климата в малом городе, заключающаяся в специфически сильном влиянии на социализацию человека таких феноменов, как общественное мнение, социальное взаимодействие, социально-психологический микроклимат;
— в целом просоциальная ценностная ориентация социума малого города, базирующаяся на традиционных народных представлениях, ценностях, обычаях.
Решение проблем, обозначенных как самые актуальные для современого состояния российской глубинки, а именно: восстановление производства, демографические показатели, благоустройство городского пространства, повышение эффективности деятельности местных органов образования и воспитания, развитие культурно-рекреационной системы и прочее, зависит прежде всего от социально-экономического положения малых городов в России, и в немалой степени от заинтересованности в возрождении и развитии своих городов собственно местного населения. В социально-педагогическом же плане современные проблемы малых городов позволительно обозначить следующим образом:
1. Проблема организации конструктивного использования жизненного времени населения.
2. Проблема общего культурного фона в малом городе (уровень социальной воспитанности и просоциальности поведения; уровень образования; уровень осознания ценности личной принадлежности к малому городу).
3. Проблема востребованности и ценности образования и воспитания как феноменов социальной практики.
4. Проблема роста асоциальных проявлений (показатели алкоголизации, наркотизации, криминализации).
Как показывает современный опыт некоторых малых городов, актуализация проблем социального комплекса, а также поиск конструктивного решения социальных проблем способны во многом изменить основные показатели уровня жизни населения малого города. Одно из направлений этой деятельности — налаживание комплексной социально-педагогической деятельности, заинтересованность в которой могут проявлять все городские структуры, так или иначе озабоченные состоянием и динамикой развития малых городов.
Ключевые слова: социализация человека, социальный климат, образ жизни, микросоциум, малый город, общественное мнение, социальное взаимодействие, социально-психологический микроклимат, социально-педагогические проблемы, специфика социализации в малом городе.
Social climate in Russian small towns (some social-pedagogical features of Russian province)
M. V. Nikitsky
In his article the author analyses social-cultural characteristics of Russian provincial towns on the basis of data produced by the social-pedagogical research of youth socialisation in this type of localities. Special attention is paid to such micro-societal description parameter as social climate revealed through the concepts of lifestyle, public opinion, social interaction and social-psychological microclimate. Defining the specifics of human socialisation in a small town the author exposes major social-pedagogical problems of modern small towns in Russia. It is assumed that development of integrated social-pedagogical activity is a way to a positive trend in the socialisation in Russian province.
Keywords: human socialisation, social climate, lifestyle, microsocium, small town, public opinion, social interaction, social-psychological microclimate, social-pedagogical problems, specificity of socialisation in a small town.