Научная статья на тему 'ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СТРУКТУРА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА / РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Милованова Любовь Анатольевна, Разливинских Ирина Николаевна, Стерхова Наталья Сергеевна

В статье обоснована необходимость развития финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Данная необходимость вызвана изменениями, происходящими в финансовой сфере экономической жизни в Российской Федерации. Развитие финансовой грамотности представлено как направление развития функциональной грамотности, регламентированное ФГОС НОО. Выявлены возможности реализации данного направления в образовательном процессе. Проведённый теоретический анализ позволил определить финансовую грамотность как важное качество личности. На основе полученного определения авторы уточнили его компоненты (когнитивный, практический и личностный) и их содержательное наполнение применительно к младшему школьному возрасту. Особое внимание уделено характеристике педагогического инструментария, необходимого для развития финансовой грамотности младших школьников (РФГМШ). Содержание предлагаемого инструментария видится авторам как специально сконструированный набор методов, средств и форм организации обучения. Показано, что все части предлагаемого педагогического инструментария взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Группу методов РФГМШ составили объяснение, беседа, метод ассоциаций, mind-map. К средствам РФГМШ авторы относят специальные наглядные, дидактические и технические средства обучения. Перечень форм РФГМШ составили уроки традиционной и нетрадиционной форм, мероприятия внеурочной деятельности. Авторами проработана характеристика каждой составляющей набора методов, средств и форм организации обучения, лежащих в основе РФГМШ. В заключительной части статьи выделены положения, полученные в ходе проведенной работы. Данные положения могут стать опорой для дальнейшего исследования рассматриваемого феномена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Милованова Любовь Анатольевна, Разливинских Ирина Николаевна, Стерхова Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE CONCEPT AND PEDAGOGICAL TOOLS FOR THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL LITERACY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

The article substantiates the need for the development of financial literacy in children of primary school age. This necessity is caused by the changes taking place in the financial sphere of economic life in the Russian Federation. The development of financial literacy is presented as a direction for the development of functional literacy, regulated by the Federal State Educational Standard. The possibilities of implementing this direction in the educational process are revealed. Based on the theoretical analysis, the definition of financial literacy as an important quality of personality is presented. Based on the received definition, the authors clarified its components (cognitive, practical and personal) and their content content in relation to primary school age. Special attention is paid to the characteristics of the pedagogical tools necessary for the development of financial literacy of primary school students (RFSMSH). The content of the proposed toolkit is seen by the authors as a specially designed set of methods, tools and forms of training organization. It is shown that all parts of the proposed pedagogical tools are interconnected and complement each other. The group of methods of the RFSMSH consisted of an explanation, a conversation, the method of associations, mind-map. The authors attribute special visual, didactic and technical means of teaching to the means of the RFSMSH. The list of forms of the RFSMSH was made up of lessons of traditional and non-traditional forms, extracurricular activities. The authors have worked out the characteristics of each component of the set of methods, tools and forms of training organization underlying the RFSMSH. In the final part of the article, the provisions obtained in the course of the work carried out are highlighted. These provisions can become a support for further research of the phenomenon under consideration.

Текст научной работы на тему «ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Педагогика

УДК 373.3

кандидат филологических наук, доцент Милованова Любовь Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); кандидат педагогических наук, доцент Разливинских Ирина Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск); магистрант Стерхова Наталья Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье обоснована необходимость развития финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Данная необходимость вызвана изменениями, происходящими в финансовой сфере экономической жизни в Российской Федерации. Развитие финансовой грамотности представлено как направление развития функциональной грамотности, регламентированное ФГОС НОО. Выявлены возможности реализации данного направления в образовательном процессе. Проведённый теоретический анализ позволил определить финансовую грамотность как важное качество личности. На основе полученного определения авторы уточнили его компоненты (когнитивный, практический и личностный) и их содержательное наполнение применительно к младшему школьному возрасту. Особое внимание уделено характеристике педагогического инструментария, необходимого для развития финансовой грамотности младших школьников (РФГМШ). Содержание предлагаемого инструментария видится авторам как специально сконструированный набор методов, средств и форм организации обучения. Показано, что все части предлагаемого педагогического инструментария взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Группу методов РФГМШ составили объяснение, беседа, метод ассоциаций, mind-map. К средствам РФГМШ авторы относят специальные наглядные, дидактические и технические средства обучения. Перечень форм РФГМШ составили уроки традиционной и нетрадиционной форм, мероприятия внеурочной деятельности. Авторами проработана характеристика каждой составляющей набора методов, средств и форм организации обучения, лежащих в основе РФГМШ. В заключительной части статьи выделены положения, полученные в ходе проведенной работы. Данные положения могут стать опорой для дальнейшего исследования рассматриваемого феномена.

Ключевые слова: младший школьник, финансовая грамотность, структура финансовой грамотности младшего школьника, развитие финансовой грамотности, педагогический инструментарий развития финансовой грамотности обучающихся младших классов.

Annotation. The article substantiates the need for the development of financial literacy in children of primary school age. This necessity is caused by the changes taking place in the financial sphere of economic life in the Russian Federation. The development of financial literacy is presented as a direction for the development of functional literacy, regulated by the Federal State Educational Standard. The possibilities of implementing this direction in the educational process are revealed. Based on the theoretical analysis, the definition of financial literacy as an important quality of personality is presented. Based on the received definition, the authors clarified its components (cognitive, practical and personal) and their content content in relation to primary school age. Special attention is paid to the characteristics of the pedagogical tools necessary for the development of financial literacy of primary school students (RFSMSH). The content of the proposed toolkit is seen by the authors as a specially designed set of methods, tools and forms of training organization. It is shown that all parts of the proposed pedagogical tools are interconnected and complement each other. The group of methods of the RFSMSH consisted of an explanation, a conversation, the method of associations, mind-map. The authors attribute special visual, didactic and technical means of teaching to the means of the RFSMSH. The list of forms of the RFSMSH was made up of lessons of traditional and non-traditional forms, extracurricular activities. The authors have worked out the characteristics of each component of the set of methods, tools and forms of training organization underlying the RFSMSH. In the final part of the article, the provisions obtained in the course of the work carried out are highlighted. These provisions can become a support for further research of the phenomenon under consideration.

Key words: junior high school student, financial literacy, the structure of financial literacy of a junior high school student, the development of financial literacy, pedagogical tools for the development of financial literacy of primary school students.

Введение. Сложившаяся ситуация вокруг претерпевающей изменения финансовой системы РФ, появление большого ассортимента финансовых продуктов и услуг, а также форсирование процесса глобализации диктует потребность решения задач, связанных с развитием финансовой грамотности уже на этапе обучения в школе [13]. Необходимость формирования финансовой грамотности обучающегося начальной школы закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), где указано, что одной из задач начальной школы является развитие функциональной грамотности младших школьников, одним из компонентов которой является финансовая грамотность [9].

Реализация данного направления в образовательном процессе начальной позволит: 1) формировать финансовое сознание; 2) нивелировать появление у обучающихся негативного опыта потребления финансовых услуг и продуктов; 3) хорошо ориентироваться в теории финансов и овладеть практическими навыками их использования; 4) с младшего школьного возраста помогать не совершать необдуманные действия со своими финансами и правильно реализовывать свои потребности и т.д.

Изложение основного материала статьи. В современном научно-педагогическом фонде уже имеется определенный опыт, раскрывающий тот или иной аспект развития финансовой грамотности обучающихся, представленный в трудах многих ученых, в том числе в трудах А.П. Алмосова, Ю.В. Бреховой, Р. Вольпе, Н.Н. Думной, Е.Н. Землянской, О.Е. Кузиной, А. Лусарди, Л. Манделла, Т.В. Никитиной, Г.В. Семеко и др. Существуют также исследования, посвященные развитию финансовой грамотности обучающихся применительно к младшему школьному возрасту, среди них Г. Гловели, Е.Е. Гоппе, О.Н. Исупова, А.А. Козлова, М.И. Подболотова, Е.Л. Рутковская, Т.Ф. Сергеева и др.

Однако, на наш взгляд, данная проблема недостаточно освещена. Более детального рассмотрения требует такой аспект, как изучение структуры и содержания понятия и составление характеристики педагогического инструментария, обеспечивающего успешность развития данного качества у младших школьников.

Итак, понятие «финансовая грамотность» впервые было представлено в 90-х годах XX века в США и указывало на компетентность человека в управлении капиталом. В то время как современные исследования демонстрируют более глубокие варианты трактовки данного понятия и указывают на разделение ученых относительно определения финансовой грамотности. Например, первая группа ученых определяет данное понятие в рамках совокупности знаний в финансовой сфере и умений применения данных знаний в повседневной жизни, проявляющейся в 1) знаниях финансовых концепций и рыночной продукции, числовой информации и умений выполнять простые расчёты (J. Almenberg и O. Widmark) [14, С. 2-3]; 2) знаниях, навыках, умениях и установках в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристиках, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли (М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова) [8, С. 173]; 3) знаниях денежной системы, особенности её функционирования и регулирования, продуктов и услуг, умениях использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовности принять за них ответственность (И.В. Морозова, С.Н. Бегидова) [7, С. 59]; 4) единстве знаний о финансовых продуктах и практического опыта по их применению в повседневной деятельности (А.Н. Лизогуб) [5, С. 8]. Вторая группа ученых определяет данное понятие через сложное личностное образование, необходимое для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей, приобретаемое в ходе получения финансового образования и естественным путем - в течение жизни. Данное личностное образование реализуется в 1) сложной сфере понимания ключевых финансовых понятий и использовании этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей (Д.А. Русаленко и В.И. Марчук) [10, С. 255]; 2) совокупности способностей, приобретаемых в ходе финансового образования школы и вуза, но осваиваемых и применяемых на практике в течение жизни (Н.В. Гаркуша и А.И. Медведев) [2, С. 78].

Проанализировав содержание представленных выше формулировок, выделим ряд признаков, характеризующих феномен финансовой грамотности: 1) данное явление носит интегрированный характер, плавно переплетая в себе различные аспекты; 2) данный феномен, как качество личности, приобретается в процессе образования, но применяется на практике в течение жизни; 3) неотъемлемой частью финансовой грамотности является когнитивная составляющая, включающая совокупность тех или иных знаний в финансовой сфере: финансовых концепций и рыночной продукции; денежной системы и особенностей её функционирования и регулирования; финансовых продуктах и услугах; 4) обязательным компонентом финансовой грамотности является практический (предполагающий совокупность умений использовать финансовые знания в повседневной жизни и выполнять простые финансовые расчёты); 5) важным аспектом (компонентом) финансовой грамотности является личностный (предусматривающий набор личностных социально-психологических характеристик, представленный осознанностью последствий своих действий и готовностью к принятию разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей и т.д.).

Синтезируя результаты проведенного выше анализа, получаем следующее понятия финансовой грамотности: интегративное образование, базирующееся на трех проявляющихся в единстве компонентах - когнитивном (совокупность знаний в финансовой сфере: финансовых концепций и рыночной продукции; денежной системы и особенностей её функционирования и регулирования; финансовых продуктах и услугах), практическом (совокупность умений использовать финансовые знания в повседневной жизни и выполнять простые финансовые расчёты) и личностном (набор личностных социально-психологических характеристик, представленный осознанностью последствий своих действий и готовностью к принятию разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей и т.д.).

В свою очередь, финансовую грамотность младшего школьника (ФГМШ) мы понимаем как интегративное личностное образование, включающее в себя элементарный набор знаний в финансовой сфере (когнитивный компонент) и умений применения данных знаний в повседневной жизни (практический компонент) на основе способности осознанного принятия ребенком данного возраста экономически безопасных решений (личностный компонент).

Особое внимание при исследовании ФГМШ необходимо обращать на педагогический инструментарий, обеспечивающий успешность его формирования. В связи с этим становится актуальным рассмотрение применения наиболее эффективных современных методов, средств и форм развития финансовой грамотности у младших школьников, составляющих основу предлагаемого нами педагогического инструментария. Итак, в контексте данного исследования предлагается использование следующих методов: объяснение, беседа, метод ассоциаций, mind-map (ментальные карты) и др.

Метод объяснения, характеризующийся доказательностью, аргументированностью и отличающийся логичной и последовательной интерпретацией мыслей, применяется, как правило, с сопровождением наглядностью, детально раскрывающей основные понятия, моменты изучаемой темы [8, С. 174]. Например, при расчёте затрат на изготовление изделия, проектируемого во время урока технологии в 3 и 4 классах, педагог может детально объяснить, какое количество потребуется материалов и ресурсов и какова будет их суммарная стоимость.

В рамках беседы педагог может выстроить тематический диалог, который будет заранее продуманным. В ходе бесед финансовой направленности, проводимых с 1 по 4 класс, могут обсуждаться такие вопросы, как стоимость письменных принадлежностей, школьной формы, рюкзака, как это соотнести с семейными финансовыми ресурсами; финансовая господдержка семье; вопросы о ведении домашнего хозяйства, среди которых бюджет семьи, источники доходов и расходов, сбережения, участие детей в бюджете семьи [6, С. 172].

Для принятия нового решения с учетом накопленных знаний используется метод ассоциаций, предусматривающий сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации [12, С. 89]. Уместным будет применение данного метода при обучении младших школьников третьих-четвертых классов пользованию банковский картой. Для этого им понадобятся знания, полученные на уроках информатики. Здесь же следует разобрать, как справляться с проблемными ситуациями, возникающими при звонках мошенников, либо при использовании банковской карты, например, при снятии наличных денежных средств.

Выполнение схематического изображения какой-то идеи или системы целесообразнее производить с помощью метода «mind-map» (ментальная карта, или карта памяти), позволяющего наглядно показать младшим школьникам связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Использование «mind-map» может быть задействовано при освоении таких тем, как «Функции денег», «Доходы», «Расходы», «Семейный бюджет» и т.д. «Дерево» можно строить разными способами: 1) вручную, иллюстрируя собственными рисунками, готовыми картинками; 2) с помощью компьютерных программ, например, Kidspiration (i-Pad) [4, С. 157-177].

Таким образом, процесс развития ФГМШ должен выстраиваться с учетом потенциала современных методов обучения. Причем, задействуются как пассивные, так и активные методы, необходимые для развития обозначенного качества ребенка. Благодаря данным методам, дети погружаются в финансовую среду и принимают на себя определенную экономическую роль, что способствует более глубокому пониманию изучаемого предмета.

Наряду с актуальными методами развития финансовой грамотности у младших школьников необходимо представить и существенные для реализации данного процесса средства обучения, которые рассматриваются учеными как совокупность

материальных объектов и предметов духовной компетентности, предназначающихся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющих разнообразные функции [6, С. 173].

В процессе развития финансовой грамотности у младших школьников применяются средства обучения разного характера: 1) наглядные средства обучения - учебники, хрестоматии, учебные иллюстрации, диаграммы, схемы и мн. др. Применяя данную группу средств в 3 и 4 классах начальной школы, учитель использует такие приёмы работы с ними, как анализ материалов (документов); сопоставление и написание комментария к тексту, составление словаря из основных понятий темы; 2) технические средства обучения - учебные фильмы, звукозаписи, мультимедийные презентации, образовательные интернет-сайты и т.д. В настоящее время особой популярностью на уроках, ориентированных на РФГ учащихся 2-4 классов пользуются видеопрезентации, предназначенные для наглядного представления изучаемого материала. Использование подобных презентаций необходимо в ходе изучения таких тем, как «Где можно приобрести товары?», «Как появились деньги?», «Как и где производятся товары?» и др.; 3) дидактические средства обучения, в качестве которых на протяжении всей начальной школы можно использовать сериалы мультфильмов. Например, «Азбука финансовой грамотности» (для учащихся 1-2 классов) от Смешариков. Любимые круглые герои подскажут, откуда берутся деньги и как их тратить, чтобы хватило на игрушку и осталось на мороженое. Сериал «Пинкод. Азбука финансовой грамотности» (для учеников 3-4 классов) - то, что нужно детям, которые мечтают о первых деньгах. Что такое криптовалюта? Для чего нужна страховка? Зачем мошенникам ваши данные? И как под видом подработки может скрываться финансовая пирамида? [1, С. 18].

Наконец, в ходе реализации процесса развития финансовой грамотности учащихся начальных классов необходимо применение эффективных форм организации обучения (урочных, внеурочных, дополнительного образования школьников и т.д.).

Одной из популярных форм развития финансовой грамотности является учебная экскурсия - занятия, непосредственно проводимые с обучающимися 2-4 классов на базе финансовых организаций, пенсионного фонда, страховой компании, в банке и т.д. Например, целью занятия при посещении банка является формирование представлений о специфике деятельности (функций и совершаемых операций) банка - принятие денег на хранение, предоставление денег в долг, оказание различных финансовых услуг и пр.

В процессе развития финансовой грамотности детей младшего школьного возраста успешно применение нетрадиционных форм организации занятий. Так, в начальной школе можно провести игру «Денюшки дяди Скруджа». Игра может пройти в виде КВНа. В доступной форме ребятам рассказывают историю появления денег (можно устроить театральное представление, небольшой спектакль могут показать ребята постарше). Далее обучающимся предлагается потратить полученные от родителей деньги [11, С. 49]. А на уроках младшим школьникам можно предложить написание мини-проектов: «Мой домашний питомец», «Карманные деньги школьника», «Как в семье экономят (расход воды, электричества)» и др.

Следует отметить, что в учебном плане при изучении учебных предметов отводится недостаточное количество часов для развития финансовой грамотности обучающихся, поэтому этот процесс оптимальнее реализовать во внеурочной деятельности. Целью данной деятельности является развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской деятельности у обучающихся.

Выводы. Подводя итоги данной статьи, выделим положения, представляющие итог проведенной работы.

Финансовая грамотность младшего школьника - интегративное личностное образование, включающее в себя элементарный набор знаний в финансовой сфере (когнитивный компонент - знания денежной системы, её функционирования и регулирования, продуктов и услуг, ключевых финансовых понятий) и умений применения данных знаний в повседневной жизни (практический компонент - умения грамотного выполнения простых экономических расчётов, умения использовать знаний о финансовых продуктах в повседневной деятельности) на основе способности осознанного принятия ребенком данного возраста экономически безопасных решений (личностный компонент).

При развитии ФГМШ особое внимание следует обратить на выбор педагогического инструментария, представляющего в нашей работе специально сконструированный набор методов (объяснение, беседа, метод ассоциаций, mind-map и т.п.), средств (наглядные средства обучения - учебники, диаграммы, схемы и пр.; технические - учебные фильмы, мультимедийные презентации, образовательные интернет-сайты; дидактические - обучающие мультфильмы («Азбука финансовой грамотности» от Смешариков; «Пинкод. Азбука финансовой грамотности» и др.)) и форм организации обучения (уроки нестандартной формы, экскурсии, деловые игры, КВНы и др.), обеспечивающий успешность формирования данного качества у обучающегося на ступени получения начального общего образования. Все части предлагаемого педагогического инструментария взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Литература:

1. Абросимова, Е.А. Финансовая грамотность: учебная программа / Е.А. Абросимова. - Москва: Вита-пресс, 2015. - 24 с.

2. Гаркуша, Н.В. Роль финансовой грамотности в развитии системы формирования социально-экономического потенциала человеческого капитала / Н.В. Гаркуша, А.И. Медведев // Власть и управление на Востоке России. - 2016. - № 4 (77). - С. 76-81.

3. Инновационные методы обучения: учеб.-практ. пособие / В.П. Гусаков, Н.И. Пустовалова, В.А. Хрущев, Е.Б. Карташова, Е.К. Исакова. - Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. - 92 с.

4. Кузина, О.Е. Финансовая грамотность молодежи / О.Е. Кузина // Мониторинг общественного мнения. - 2009. -№ 4. - С. 157-177.

5. Лизогуб, А.Н. Финансовая грамотность населения: экономическое содержание и необходимость её повышения в условиях рыночных отношений: глава книги / А.Н. Лизогуб // Инновационные процессы в обществе, науке, образовании: монография. - Пенза: Наука и Просвещение, 2019. - С. 5-13.

6. Милованова, Л.А. Структурно-содержательная модель развития финансовой грамотности у младших школьников / Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских, Н.С. Стерхова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 72. - Ч. 2. - С. 171-175.

7. Морозова, И.В. Финансовая грамотность воспитанников детского дома как фактор успешного освоения социально-экономических ролей / И.В. Морозова, С.Н. Бегидова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2014. - № 4 (146). - С. 58-64.

8. Паатова, М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задач современного образования / М.Э. Паатова, М.Ш. Даурова // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 2. - С. 173-175.

9. Российская Федерация. Законы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286: [зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 г. № 64100].

10. Русаленко, Д.А. Экономическая грамотность населения / Д.А. Русаленко, В.И. Марчук // Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. - С. 255-258.

11. Рутковская, Е.Л. Факторы формирования финансовой грамотности школьников / Е.Л. Рутковская // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 2. - С. 44-54.

12. Серёгина, В.В. Современное социальное проектирование и его методики / В.В. Серёгина, Е.А. Серёгина, Л.Н. Шаповалова // Концепт. - 2016. - Т. 23. - С. 88-92.

13. Сулейманова, С. Формирование финансовой грамотности младших школьников в условиях дополнительного образования / С. Сулейманова, С.А. Кухар // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - 2019. - №2. - С. 245-255.

14. Almenberg, J. Numeracy financial literacy and participation in asset markets / J. Almenberg, O. Widmark. - SSRN. United Kingdom: ELSEVIER, 2011. - 40 p.

Педагогика

УДК 378

член-корреспондент Российской академии образования,

доктор педагогических наук, профессор Мудрик Анатолий Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Никитская Екатерина Александровна

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования

"Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя" (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент Никитский Максим Викторович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

СООБЩЕСТВО МИКРОСОЦИУМОВ, СОЦИАЛИЗИРУЮЩИХ ПОДРАСТАЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ - ОБЩИЕ И ОСОБЕННЫЕ ПРИЗНАКИ

Аннотация. Актуальность заявленной проблемы определяется произошедшими в России социально-экономическими изменениями, отразившимися на социализации подрастающих поколений, многие из которых не стали предметом серьезного исследования в социогуманитарном знании. Данное обстоятельство детерминирует возникающие проблемы социального воспитания современной молодежи. Согласно проведенным исследованиям, трудности организации процесса социального воспитания связаны прежде всего с необходимостью создания социально-педагогических условий для позитивной социализации человека в сообществе микросоциумов. Указанные трудности зачастую обуславливаются недостаточными эмпирической исследованностью и теоретико-методологической проработанностью проблемы сообщества микросоциумов как фактора социализации подрастающих поколений. Целью настоящей статьи заключается в намерении дать аналитическую характеристику одного из микрофакторов социализации - сообщества микросоциума. Исследование велось в русле системного, интегративного и амбивалентного подходов. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, экспертных оценок, фокус-групп, включенного наблюдения. В статье нашло отражение скорректированное понимание сообщества микросоциума как социально-педагогического феномена социализации подрастающих поколений. Сообщества микросоциумов имеют общие и особенные характеристики, соотношение которых определяют характер и интенсивность их позитивного и негативного влияния на социализацию подрастающих поколений. Предложена типология сообществ микросоциумов по территориальному и институциональному основаниям, а также по локации и типу институции, предложена пилотажная характеристика общих и особенных признаков тех и других. Впервые в социально-педагогический тезаурус введены понятия территориальное сознание, создание условий и стимулирование разнообразия индивидуальных и групповых субъектов сообщества микросоциума. Представленные в статье материалы внесут вклад в теории социализации и социального воспитания, расширят предметное поле социальной педагогики. Материалы статьи могут быть использованы исследователями, работающими в различных отраслях социогуманитарного знания, а также в системе подготовки специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: сообщество, микросоциум, сообщество микросоциума, типология сообществ микросоциумов, общие признаки сообществ микросоциумов, специфические признаки сообществ микросоциумов.

Annotation. The relevance of the stated problem is determined by the socio-economic changes that have occurred in Russia and have affected the socialization of the younger generations, many of which have not been the subject of serious research in socio-humanitarian knowledge. This fact determines the emerging problems of social education of modern youth. According to the research, the difficulties of organizing the process of social education are primarily related to the need to create social and pedagogical conditions for the positive socialization of the individual in the community of microsocieties. These difficulties are often due to lack of empirical research and theoretical and methodological development of the problem of microsocial community as a factor in the socialization of younger generations. The aim of this article is to provide an analytical characterization of one of the micro-factors of socialization, the microsocial community. The research was conducted in the framework of systemic, integrative and ambivalent approaches. In the course of the study, methods of theoretical analysis, expert assessments, focus groups and participant observation were used. The article reflects the adjusted understanding of microsociety community as a socio-pedagogical phenomenon of socialization of younger generations. Microsocial communities have common and special characteristics, the relationship between which determine the nature and intensity of their positive and negative effects on the socialization of younger generations. The typology of microsocial communities by territorial and institutional grounds, as well as by location and type of institution is proposed, a pilot characteristic of common and special features of both. For the first time in the socio-pedagogical thesaurus the notions of territorial consciousness, creation of conditions and stimulation of diversity of individual and group subjects of micro-society community are introduced. The materials presented in the article will contribute to the theories of socialization and social education, expand the subject field of social pedagogy. Materials of the article can be used by researchers working in different branches of socio-humanitarian knowledge, as well as in the system of training of specialists in the social sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.