Научная статья на тему 'Сообщение о преступлении: терминологическое понятие и процессуальное содержание'

Сообщение о преступлении: терминологическое понятие и процессуальное содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4897
407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУДЕБНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ / PRE-TRIAL PROCEEDINGS / STAGE OF CRIMINAL CASE / CRIME REPORT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / ELECTRONIC DOCUMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сиверская Людмила Анатольевна, Смирнова Наталья Александровна

В данной статье авторами рассматривается сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, как ключевое понятие института возбуждения уголовного дела в российском досудебном судопроизводстве. Раскрывается его нормативное, доктринальное, терминологическое понятие, анализируются сущность, значение и содержание сообщения о преступлении как повода к уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве с учетом различных научных подходов, позиций, мнений. Определяются признаки сообщения о преступлении как источника информации, дается его определение в авторской формулировке, вырабатываются критерии, позволяющие отграничить его от смежных понятий, в частности, от сообщения о происшествии. В связи с повсеместным применением информационных технологий в деятельности правоохранительных органов, приемом и регистрацией сообщений о преступлении в электронном виде, авторы полагают, что в настоящее время объективно существует необходимость правового регулирования отношений по приему и регистрации сообщений о преступлениях в электронном виде, придания законодательного статуса правовому понятию «электронное сообщение о преступлении» и его нормативного закрепления в УПК РФ и предлагают пути решения этого вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сиверская Людмила Анатольевна, Смирнова Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crime report: terminology and the concept of procedural content

In this article, the authors consider a message about committed or planned crime, as a key notion of institution of a criminal case in the Russian pre-trial proceedings. It reveals the normative, doctrinal, terminological concept, the article analyses the essence, the meaning and content of the communication about the crime, as a pretext for criminal procedure activities in pretrial proceedings, taking into account the different scientific approaches, attitudes, opinions. The characteristics of a crime report as a source of information, given its definition in the author's formulation, and develop criteria that allow to distinguish it from related concepts, in particular the message from the incident. Due to the widespread application of information technology in law enforcement activities, receiving and recording reports of crime carried out by law enforcers in electronic form, the authors believe that currently there exists a need for legal regulation of relations on the reception of messages on crimes in electronic form, give legal status to the legal concept of “e-crime report” and its regulatory consolidation in the code of criminal proce-dure and suggest ways to address this issue.

Текст научной работы на тему «Сообщение о преступлении: терминологическое понятие и процессуальное содержание»

УДК 343.22

Сиверская Людмила Анатольевна

кандидат юридических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected].

Смирнова Наталья Александровна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

СООБЩЕНИЕ О ПРЕСТУПЛЕНИИ: ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В данной статье авторами рассматривается сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, как ключевое понятие института возбуждения уголовного дела в российском досудебном судопроизводстве. Раскрывается его нормативное, доктринальное, терминологическое понятие, анализируются сущность, значение и содержание сообщения о преступлении как повода к уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве с учетом различных научных подходов, позиций, мнений. Определяются признаки сообщения о преступлении как источника информации, дается его определение в авторской формулировке, вырабатываются критерии, позволяющие отграничить его от смежных понятий, в частности, от сообщения о происшествии.

В связи с повсеместным применением информационных технологий в деятельности правоохранительных органов, приемом и регистрацией сообщений о преступлении в электронном виде, авторы полагают, что в настоящее время объективно существует необходимость правового регулирования отношений по приему и регистрации сообщений о преступлениях в электронном виде, придания законодательного статуса правовому понятию «электронное сообщение о преступлении» и его нормативного закрепления в УПК РФ и предлагают пути решения этого вопроса.

Ключевые слова: досудебное производство, стадия возбуждения уголовного дела, сообщение о преступлении, информационно-коммуникационные технологии, электронный документ.

Одним из элементов системы прав, составляющих конституционно-правовой статус человека и гражданина, является его право на обращение в государственные органы [13]. Работа с обращениями граждан является неотъемлемой частью правозащитной деятельности правоохранительных органов, которые, разрешая уголовно-правовые конфликты, создают реальные условия, обеспечивают гарантии и механизмы защиты и восстановления нарушенных конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве, в том числе и на доступ к правосудию. Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении - одно из средств его реализации. Ему корреспондирует обязанность органов принять, зарегистрировать, проверить обращение и принять обоснованное, законное решение, уведомить об этом заявителя.

Уголовно-процессуальное понятие «сообщение о преступлении» нормативно закреплено в УПК РФ. В соответствии с п. 43 ст. 5 УПК РФ таковым является: заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении преступления.

Заявление о преступлении представляет собой обращение физического лица, в котором в устной или письменном форме содержится информация о совершенном или готовящемся преступлении, направленное в орган, уполномоченный его рассматривать.

Заявление о явке с повинной - добровольное личное обращение физического лица, сделанное в устном или письменном виде, содержащее сведения о совершенном им преступлении, направленное в орган, уполномоченный его рассматривать.

Рапорт об обнаружении признаков преступления, согласно ст. 143 УПК РФ, это документально

оформленное официальное обращение должностного лица органа, уполномоченного рассматривать сообщения о преступлении, о его принятии и содержащее информацию о совершенном или готовящемся преступлении, полученную им непосредственно или от источника таковой.

Таким образом, законодатель объединяет под одним понятием «сообщение о преступлении» три различных по форме обращения. Полагаем, что это не случайно, поскольку они имеют следующие общие признаки.

Заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученные из иных источников, служат не только поводами для возбуждения уголовного дела, но и для начала уголовно-процессуальной деятельности по рассмотрению сообщения о преступлении.

Этимологически «повод» понимается как «обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь [8, с. 428]. Как философская категория, «повод» означает «событие, обстоятельство, дающее побудительный толчок для наступления других последствий» [14, с. 346]. Иными словами, повод представляет собой фактическое обстоятельство, которое дает начало последующим действиям, последствиям. Сообщение о преступлении является поводом для начала уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве, которое согласно п. 9 ст. 5 УПК РФ начинается с момента его получения. Кроме того, сообщение о преступлении выступает законодательно определенным условием, побуждающим уполномоченные органы выполнить обязанность осуществить уголовно - процессуальные действия (ч. 1 ст. 144

222

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2016

© Сиверская Л.А., Смирнова Н.А., 2016

УПК РФ) и фактическим обстоятельством, порождающим уголовно-процессуальные отношения. Общая теория права подобные обстоятельства относит к юридическим фактам, с которыми связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений [1, с. 163]. Таковыми и являются заявление о преступлении, заявление о явке с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Подобную позицию отстаивают Н.В. Жогин и Ф.Н. Фаткуллин, рассматривая повод как юридический факт, порождающий указанные в законе права и обязанности, складывающиеся из них отношения [4, с. 92].

Кроме того, сообщение о преступлении является для уполномоченных органов источником информации о совершенном или готовящемся преступлении. Если слово «сообщение» определяется как передача известий, уведомление кого-нибудь о чем-нибудь, доведение до кого-нибудь сведений [8, с. 610], то буквальное толкование словосочетания «сообщение о преступлении» означает доведение сведений (информации) о виновно совершенном общественно опасном деянии, запрещенном уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). В этом случае уместно сослаться на научное определение повода, данного авторами комментария к УПК РФ под редакцией В.Т. Томина, как информационного источника, из которого компетентные органы получают сведения о наличии данных о признаках преступления, а также сигнала об обязательности проведения проверки наличия таких признаков [5]. Аналогичную точку зрения имеет и П.А. Лупинская [6, с. 186]. Подобную позицию разделяют Р. Д. Рахунов [10, с. 31], А.П. Рыжа-ков [11], Б.Т. Безлепкин [2, с. 199] и другие ученые.

Сообщение о преступлении направляется в адрес органа, в чью компетенцию входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности в досудебном производстве и рассматривается уполномоченным на то должностными лицами. Оно должно быть оформлено в письменном виде, иметь предусмотренные законом реквизиты, процессуальную форму и рассматриваться в процессуальном порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ.

Исходя из вышеизложенного полагаем, что сообщение о преступлении - заявление о преступлении, заявление о явке с повинной и рапорт об обнаружении признаков преступления, оформленные в соответствии с требованиями ст. 141-143 УПК РФ, адресованные органу, уполномоченному осуществлять уголовно-процессуальную деятельность в досудебном производстве, содержащие сведения о совершенном или готовящемся преступлении и подлежащие рассмотрению в порядке ст. 144 УПК РФ.

Вышеперечисленные признаки, характеризующие сообщение о преступлении, позволяют отграничить его от понятия «сообщение о происше-

ствии», которое также поступает в уполномоченные органы. В межведомственных и ведомственных нормативных правовых актах, устанавливающих единый порядок организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, данное понятие не определено. Исключением является Инструкция о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах МВД России заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденная Приказом МВД России № 736 от 29.08.2014 года (далее Инструкция МВД России), в которой под сообщением о происшествии понимается письменное заявление о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, в том числе о несчастных случаях, дорожно-транспортных происшествиях, авариях, катастрофах, чрезвычайных происшествиях, массовых отравлениях людей, стихийных бедствиях, в отношении которых требуется проведение проверочных действий с целью обнаружения возможных признаков преступления или административного правонарушения (п. 2.1.3. Инструкции МВД России).

Данная Инструкция предусматривает единый для всех сообщений порядок их приема и регистрации, однако проверка сообщения о происшествии имеет существенные отличия. Так, срок рассмотрения определяется руководителем (начальником) территориального органа МВД России с учетом требований ч. 3 ст. 8 и статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Проверка сообщения о происшествии имеет целью обнаружение возможных признаков преступления, проводится не уголовно-процессуальными, а административными средствами. Различны и решения, принимаемые по результатам рассмотрения сообщения о происшествии и срок их принятия.

Изучение практики показывает, что в настоящее время в органах внутренних дел применяются различные формы приема сообщения о совершенном или готовящемся преступлении. Так, во всех регионах страны создана единая сеть дежурно-диспет-черских служб для вызова экстренных подразделений через единый телефонный номер «112» [9], в территориальных органах МВД России по субъектам федерации круглосуточно работает система «Горячей линии МВД России». В 2014 году МВД России разработано и внедрено приложение для смартфонов и планшетов, работающих на операционных системах Android и iOS, которое позволяет гражданам экстренно связаться с органами полиции в любом месте России в режиме реального времени и сообщить о преступлении [7]. На базе интернет-портала официальных сайтов МВД России и УМВД по субъектам Российской Федерации функционирует комплексный информационный

ресурс с использованием «он-лайновых» коммуникационных систем. Интерактивные сервисы раздела «Прием заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях» обеспечивают гражданам возможность получить информацию по вопросам рассмотрения сообщений, подать его в электронном виде.

Результаты практической деятельности правоохранительных органов убедительно свидетельствуют о том, что привлечение информационных технологий в деятельность правоохранительных органов и использование системы электронного обеспечения в уголовно-процессуальной деятельности облегчает доступ граждан к правосудию, упрощает правоприменительные процессы, сокращает их сроки и затраты, ведет к сбережению ресурсов, способствует открытости информации, ее полноте и достоверности, существенно повышает результативность и эффективность уголовно-процессуальной деятельности.

В связи с тем, что в настоящее время для приема и регистрации сообщений о преступлении имеются реальные условия, правовые основания и технологические возможности, объективно существует необходимость правового регулирования отношений по приему и регистрации сообщений о преступлениях в электронном виде, придания законодательного статуса правовому понятию «электронное сообщение о преступлении» и его нормативного закрепления в УПК РФ.

Для формулирования правового понятия «электронное сообщение о преступлении», его признаков, формы и содержания необходимо обратиться к доктринальному и нормативному определению электронного документа.

До настоящего времени наукой не выработано однозначного определения данного понятия. М.В. Горелов полагает, что электронный документ - это информация, зафиксированная на электронном носителе, имеющая реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подтверждающая обстоятельства, имеющие правовое значение [3, с. 21]. По мнению С.И. Семилетова, таковым является документ, созданный при помощи электронных аппаратно-технических (ЭВМ) и программных средств, фиксируемый в цифровом коде в форме идентифицируемого именного файла или записи в файле базы данных, доступный для последующей обработки в информационных системах, использования, воспроизведения и визуального восприятия, а также для передачи и получения по телекоммуникационным каналам связи [12, с. 101]. Данное определение представляется нам более точным.

Законодательное определение электронного документа содержится в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный закон выделяет две разновидности

электронного документа: электронное сообщение, как информацию, переданную или полученную пользователем информационно-телекоммуникационной сети (п. 10 ст. 2 Закона) и электронный документ, как документированную информацию, представленную в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах (п. 11.1 ст. 2 Закона).

Полагаем, что сообщения о преступлении, полученные в электронной форме, следует рассматривать как электронный документ. Как носитель первичной информации о преступлении, он поступает в информационную систему с использованием электронных средств связи, автоматически включается в единый документооборот, становится элементом электронного взаимодействия, фиксируется с использованием технических средств в базе данных. Это позволяет в дальнейшем обрабатывать сообщение: автоматически регистрировать, отправлять подтверждение о получении, обмениваться информацией, извлекать и хранить ее, использовать в учетных документах и поисковых системах.

Электронное сообщение о преступлении может поступать в уполномоченные органы по различным информационно-коммуникационным каналам, однако формы такого сообщения существенно отличаются. Так, при приеме сообщения посредством сети Интернет через универсальную электронную карту, мобильное приложение для смартфонов и планшетов, официальные сайты правоохранительных органов, электронные терминалы, сообщение имеет единую унифицированную форму, содержащую реквизиты, предусмотренные УПК РФ для письменной формы сообщения. Кроме этого, сообщение о преступлении может поступать и через другие каналы информации: социальные сети, электронную почту, ISQ, Skype, факсимильную связь. Несмотря на то, что оно не имеет официально установленной формы, в нем содержится идентификационно-удостоверительный механизм источника информации.

Ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях, обязывают должностных лиц принимать их вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления.

Поскольку «сообщение о преступлении» представляет собой три различных по форме обращения, необходимо определить, какие из них могут быть поданы в электронном виде. На наш взгляд, к таковыми следует отнести письменное заявление о преступлении и рапорт об обнаружении при-

224

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2016

знаков преступления. Согласно ст. 141 и 143 УПК РФ, они подаются в простой письменной форме, соблюдение которой в электронном виде обеспечивается предоставлением информации по единой унифицированной форме, доступной для последующего использования, а требование закона о наличии подписи лица, удовлетворяется идентифика-ционно-удостоверительным механизмом.

Простую письменную форму имеет и заявление о явке с повинной, удостоверенное подписью, однако полагаем, что в электронном виде оно принято быть не может. Явка с повинной предполагает личное, добровольное и инициативное обращение лица с информацией о совершенном им преступлении непосредственно в органы и к должностным лицам, уполномоченным осуществлять уголовное преследование. В словаре С.И. Ожегова терминологическое понятие слова «явка» рассматривается в двух значениях: как место, где происходит встреча и как действие, означающее приход куда-нибудь по официальной надобности [8, с. 746]. Законодатель, используя термин «явка» в названии статьи, однозначно определяет свою позицию - лицо должно явиться (прийти) в компетентный орган и устно или письменно сообщить о совершенном им преступлении. Кроме того, личное обращение с заявлением позволит минимизировать возможность самооговора и злоупотребления со стороны должностных лиц.

Исходя из вышеизложенного, представляется, что электронное сообщение о преступлении - заявление о преступлении, рапорт об обнаружении признаков преступления, полученные посредством факсимильной электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Полагаем, что законодательное закрепление процессуальных отношений с использованием информационных технологий возможно путем дополнения п. 43 ст. 5 УПК РФ; ч. 1 ст. 141 и ст. 143 УПК РФ словосочетанием «посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет». В окончательном варианте диспозиция п. 43 ст. 5 УПК РФ будет следующей: «сообщение о преступлении - заявление о преступлении, рапорт об обнаружении преступления, в том числе полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»; явка с повинной; ч. 1 ст. 141 УПК РФ «Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде, в том числе посредством факсимильной, электронной или иной

связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а ст. 143 УПК РФ - «Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников, чем указанные в статьях 141 и 142 настоящего Кодекса, принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления, в том числе посредством факсимильной, электронной или иной связи, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Библиографический список

1. Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1982. - 360 с.

2. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс России: учебник. - М.: ТК Велби, 2003. - 480с.

3. Горелов М.В. Электронные доказательства в гражданском судопроизводстве России: вопросы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Екатеринбург, 2005. - 21с.

4. Жогин Н.В., Фаткуллин Ф.Н. Возбуждение уголовного дела. - М.: Госюриздат, 1961. - 206 с.

5. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР / отв. ред. В.И. Радченко; под ред.

B.Т. Томина. - М.: Юрайт, 2001. - 815с.

6. Лупинская П.А. Уголовно-процессуальное право. - М.: Юристъ, 2005. - 815 с.

7. Мобильное приложение МВД России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvd.ru/ apps/ (дата обращения: 20.05.2014).

8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. - 20-е изд. - М.: Рус. яз. -1989. - 750 с.

9. О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номера «112»: постановление Правительства РФ № 958 от 21.11.2011 // СПС «Консультант Плюс».

10. Рахунов Р.Д. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. - М.: Госюриздат, 1954. - 88 с.

11. Рыжаков А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».

12. Семилетов С.И. Электронный документ как продукт технологического процесса документирования информации и объект правового регулирования // Государство и право. - 2003. - № 1. -

C. 92-102.

13. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».

14. Философский словарь. 6-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.