УДК 327.132
Юсова Валентина Ивановна
Yusova Valentina Ivanovna
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ
THE SELF-DETERMINATION OF A PERSONALITY: PHILOSOPHICAL, SOCIOLOGICAL, PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS
Исследуется феномен самоопределения личности с философской, социологической, психологической и педагогической позиций. Особое внимание уделено философскому знанию, которое задаёт общее направление и ценностные ориентиры процесса самоопределения. Содержание понятия «самоопределение» с позиции социологии представлено как основной инструмент социализации личности. В статье раскрываются психологические подходы к проблеме самоопределения, доказывается взаимосвязь внутреннего и внешнего «Я» человека в процессе самоопределения. Педагогический аспект самоопределения рассматривает взаимосвязь самоопределения личности и ценностей, раскрывает механизм развития ценностного самоопределения
The article suggests the research of the selfdetermination phenomenon of a personality from the philosophical, sociological, psychological and pedagogical points of view. The special attention in the article is paid to the philosophical knowledge, which directs the process of self-determination and defines the value orientations.
The meaning of the conception "self-determination" from the sociological point of view is represented as the basic instrument of personal socialization.
Some psychological approaches to the problem of self-determination are revealed in the article. The correlation between the inner and outer ego of a person in the process of self-determination is also observed in the article.
The pedagogical aspect of self-determination shows the correlation of personality self-determination and values. It also reveals the mechanism of the value self-determination development
Ключевые слова: самоопределение, философско- Key-words: the self-determination, the philosophical-методологический аспект, социологический аспект, methodological aspect, the sociological aspect, the psycho-психологический аспект, педагогический аспект logical aspect, the pedagogical aspect
Исследование феномена самоопределения студента педагогического колледжа предполагает выявление исходных методологических положений, которые позволят дать теоретический анализ сущности процесса самоопределения с философской, социологической, психологической и педагогической позиций.
Понятием «самоопределение» оперируют в разных областях знаний: в философии, социологии, психологии, педагогике и др. Так, философско-методологические аспекты самоопределения связаны с сознательным регулированием человеком жизненного пути, с пониманием смысла жизни, с личной ответственностью, нравственным выбором (И.В. Бестужев, Л.П. Буева, Г.В. Гегель, В. Гумбольдт, Д.И. Дубровский, А.Г. Здравомыслов, Э.В. Ильенков, Н.С. Кон, В.П. Кузьмин, В.А. Лекторский, М.Н. Руткевич, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, Г.П. Щедровицкий, В.А. Ядов и др.)
Фактически в каждом крупном философском течении, в котором рассматривалась проблема человека, существует свое специфическое представление о самоопределении личности, либо явное, либо нет. Эта проблема рассматривалась в русле традиционных вопросов: что такое человек, какова его природа и сущность, каков смысл человеческой жизни, а также в рамках вопросов о свободе воли, сущности сознания, проблемы взаимоотношения человека и общества. Наиболее важными, в контексте нашего исследования, являются философские работы Ж.Ж. Руссо (проблемы «естественного состояния» человека и идеальной модели возможного общества), И. Канта (проблема свободы воли), А. Шопенгауэра (вопрос иррациональности человеческой воли), Ф. Ницше (идея воли к власти). Для К. Маркса, У. Джеймса, А. Бергсона, П. Тейяра де Шардена и целого ряда других философов сущность человека связывается с его способностью создавать принципиально новые возможности для своего развития. Отмечая, что «человек станет таким, каков проект его бытия» Ж.П. Сартр обращает внимание на такую
черту самоопределения человека как направленность его на будущее. [5; С. 322]. Вслед за Сартром идею ответственности человека за свое существование утверждает А. Камю.
С позиций современной европейской философии, в частности, философии персонализма, личность и ее духовные ценности признаются высшим смыслом земной цивилизации. Проблему самоопределения человека она ставит следующим образом: недостаточна только интериоризация - внутренняя сосредоточенность индивида и его духовный мир, необходимо и его самоосуществление — возможность и способность через целеполагание и целенаправленность реализовывать своё человеческое и божественное предназначение. Только глубинная взаимосвязь интерио-ризации и экстериоризации есть основа движения трансцендирования, единство социального и психологического.
Обращение к трудам современных отечественных философов, касающихся проблем самоопределения, позволяет отметить работы М.Л. Розова (проблема свободы человека), Н.И. Кузнецовой (проблема человека и сознания), П. Шульца (самоопределение как основное понятие философской антропологии). Философский аспект нравственного самоопределения рассматривается Л.М. Архангельским,
А.Л. Гусейновым, О.Г. Дробницким.
Исходя из изложенного, отмечаем: философское знание задает общее направление, сущностные характеристики и ценностные ориентиры процесса самоопределения: свобода, воля, нацеленность на будущее.
С позиций социологии самоопределение рассматривается применительно к поколению в целом и характеризует результат его вхождения в социальные структуры и сферы жизни и фиксацию этого результата. Не удивительно, что многие авторы (Э. Дюркгейм, Ф. Знанец-кий, Дж. Масионис, П. Штомпка, А.Г. Эффен-диев и др.) считают правила и образцы поведения культурным остовом. Среди многих социологических концепций человека: homo so-cius, homo politicus, homo economicus, homo
ludens, homo reciprocus имеет место и такая, согласно которой человек - это существо, руководствующееся правилами... определяющими внешние границы для его собственной индивидуальной активности (П. Штомпка) и процесс вхождения в мир людей. Самоопределение человека в данной системе координат утверждает его в определенной социальной позиции.
Плодотворным для нашего исследования является изучение основного вопроса социологии личности: определение степени влияния общества на личность, обусловливания ее внутреннего мира, желаний, что определило два основных направления. Последователи первого утверждают, что общество «продавливает» свои интересы, сторонники второго оппонируют - личность выбирает те варианты ролевого поведения, которые позволяют ей добиться преимуществ, успехов в данной социальной среде. Нам представляется, что истина определяется гармоничным соотношением внешнего и внутреннего в самоопределении человека.
Это высказывание в контексте нашего исследования позволяет утверждать значимость системы ценностных ориентаций в самоопределении молодого человека. В этой связи для нас представляют большое значение работы, в которых говорится о регулировании, социальном регулировании, выборе средств, способов, методов; определении действий, адекватных данной ситуации. Поскольку в основе всего этого лежит процесс самоопределения, процесс экстраполяции системы ценностных ориентаций в конкретные социальные действия, процесс ценностного самоопределения «здесь и сейчас». Такое понимание, стало значимым в организации и определении содержания культурных практик и их роли в ценностном самоопределении студентов.
В зависимости от того, в какие сферы социальной жизни включается человек, выделяют различные виды самоопределения: социальное, общественно-политическое, гражданское, профессиональное, религиозное, се-
мейное, внутригрупповое, коммуникативное. Смысл ценностного самоопределения - это включение в систему ценностей, которые поднимают жизненную активность субъекта на принципиально иной уровень во всех сферах его проявления. Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек расширяет границы собственных возможностей. Концептуальная схема самоопределения описана как движение в четырех смысловых пространствах: ситуативном, социальном, культурном, экзистенциальном. Ситуативное поведение направляется обстоятельствами. Социальное детерминировано локальной целью. Культурное самоопределение предполагает рефлексию собственной деятельности, придание ей статуса «дела», вписываемого в некоторую культурную традицию. Экзистенциальный вектор самоопределения характеризуется поиском вечных ценностей.
Таким образом, социология рассматривает самоопределение как основной инструмент социализации личности, выбор молодым человеком своего места в социуме, а степень вхождения в социальные структуры - как фактор расширения границ познания.
Общие психологические аспекты становления самоопределения в контексте проблемы развития личности и подготовки ее к будущей деятельности рассматривают Л.И. Божович, Е.И. Толоваха, А.М. Кухарчук, И.О. Кон, Т.В. Кудрявцев, В.С. Мухина, А.Б. Орлов, М.Х. Титма, А.Б. Ценципер, П.А. Шавир, И.Г. Шендрик и др. Социально-перцептивные аспекты самоопределения, обусловленные особенностями рефлексии, самооценки, самопознания и познания других людей выделяют А.А. Бодалев, Ф.Е. Василюк, А.И. Липюша, Е.Т. Соколова, В.В. Сталин, Е.О. Федотова, Т. Ши-бутани и др.
Сосредоточив внимание на сущностных сторонах самоопределения личности как субъекта собственной жизни, мы, естественно, обратились к наследию С.Л. Рубинштейна. По мнению М.Р. Гинзбурга [2; С. 43], именно С.Л.
Рубинштейн заложил методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения, которая рассматривалась психологом в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешние причины действуют через внутренние условия так, что эффект действия зависит от внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминация необходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определение внутренних свойств объекта)» (С.Л. Рубинштейн) [5; С. 359]. В данном случае самоопределение выступает как самодетерминация в отличие от внешней детерминации. В понятии «самоопределение», таким образом, выражается активная природа «внутренних условий», через которые преломляются внешние воздействия: «На самом деле самоопределение и определение другим, внешним существует в равной мере повсюду. Существует иерархия этих отношений, в которой высшим уровнем выступает самоопределение на уровне существ, обладающих сознанием» [5; С. 358]. По отношению к этому уровню - уровню человека - в понятии «самоопределение» для С.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: «смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения, верности себе, неодностороннего подчинения внешнему». [5; С. 382]. Более того, сама «специфика человеческого существования заключается в мере соотнесения самоопределения и определения другим (условиями, обстоятельствами), в характере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия» [5; С. 260]. Это принципиально важное положение позволяет нам рассматривать проблему ценностного самоопределения личности в образовании, прежде всего как процесс самодетерминации, в котором задействованы как внешние, так и внутренние факторы, но внутренний момент самоопределения является центральным.
В развитии данной идеи К.А. Абульхано-ва-Славская рассматривает самоопределение как свободное избрание человеком смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества» [1; С. 65]. «Самоопределившаяся личность» в данном случае является синонимом «социально созревшей» личности. Основной характеристикой такой личности является соблюдение норм, принятых в обществе, и ориентированность на определенные групповые, коллективные и общественные ценности.
Сказанное позволяет сделать вывод, что в психологическом знании акцент делается на выявлении роли внутреннего и внешнего «Я» человека в процессе его самоопределения.
Значительный вклад в изучение самоопределения личности внесли педагоги. Нам представляются интересными исследования Т.К. Ахаян, которая предложила ценностный подход к изучению роли знаний в процессе ценностного самоопределения школьников; работы по развитию идей о роли знаний в формировании ценностных ориентаций как основы самоопределения школьников Л.В. Андрияновой, Н.Ф. Гейжан, А.В. Козлова; труды, рассматривающие ценностные ориентации как основу самоопределения личности школьников В.А. Беликова, З.И. Васильевой, М.Е. Дурано-ва, Н.А. Евдокимовой, Г.К. Нургалиевой.
Особое значение для нашего исследования имеют работы А.В. Кирьяковой, которая рассматривает взаимосвязь самоопределения личности и ценностей, и в рамках авторской теории ориентации личности в мире ценностей раскрывает механизм развития ценностного самоопределения: поиск - оценка - выбор -проекция [4; С. 52]. По ее мнению, центральным звеном, ведущим личностным механизмом, обеспечивающим ценностное самоопределение человека в любой сфере жизнедеятельности, является выбор, который обнаруживает, формирует и закрепляет ценностные
отношения личности, приобретающие статус ориентации.
Именно в ситуации выбора многократно закреплённый опыт приобретает устойчивость качества. В выборе задействованы все стороны формирующейся личности: рациональный (когнитивный), эмоциональный (эмотивный), действенный (проективный).
Выбор - это определённый механизм соотношения внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. И этот компонент ценностного механизма в цепочке: поиск
- оценка - выбор всегда обращён в настоящее, выбор сделан - он преддверие действия. Это переход от слова через оценку к поступку.
Роль и значение выбора как механизма самоориентации отмечают также В.И. Братусь,
A. Вилюнас, В.И. Бакштановский, Н.В. Бочкина,
B.В. Зайцев. Это позволило представителям научной школы А.В. Кирьяковой, Е.В. Кострю-ковой, Т.А. Носовой, А.А. Преснову рассматривать ценностное самоопределение как «процесс, акт и результат выбора человеком собственной позиции, целей и средств самоосу-ществления и саморазвития в конкретных обстоятельствах жизни: основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы, осуществляемой на основе ценностных ориентаций как результат сложного динамического образования».
Педагогическое знание по-новому ставит вопрос об «объекте» образования. Им не может выступать отдельная личность, а лишь образовательный материал (предметы, явления, символы, модели, ситуации, ценности, деятельность, отношения, психологическая атмосфера), в процессе выбора, исследования и преобразования которого происходит само-
1. Абульханова, К.А. Время личности и время жизни [Текст]/К.А. Абульханова, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 240 с.
2. Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения [Текст] / М.Р. Гинзбург //Вопросы психологии. - 1994. - №
определение субъекта образования.
Вытекающие из изложенного выводы можно сформулировать следующим образом:
- самоопределение представляет собой свободное избрание человеком своей судьбы, осуществленную детерминацию; относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества; термин «самоопределение» используется в различных областях челове-кознания (в психологии, социологии, педагогике) для обозначения процесса взросления личности, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии;
- механизмом самоопределения является интеллектуальная работа по рефлексии жизненной ситуации, то есть поиск смысла жизни, который гораздо важнее, чем его обретение;
- связь самоопределения с ценностями, с потребностью формирования смысловой системы личности позволяет рассматривать определяющее развитие ценностного самоопределения среди других видов самоопределения на протяжении всей жизни человека;
- ценностное самоопределение личности является сложным феноменом, важнейшей проблемой современного человекознания, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры.
________________________________Литература
3. - С. 43-52.
3. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей [Текст] / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 188 с.
4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст] /СЛ. Рубинштейн. - М., 1973. -
381 с. манизм. Сумерки богов /Ж.П. Сартр. - М., 1989. -
5. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм - это гу- 400 с.
Коротко об авторе________________________________________________________________Briefly about author
Юсова В.И., преподаватель педагогики ГОУ СПО «Педагогический колледж г. Балей» Забайкальского края [email protected]
Научные интересы: ценностное самоопределение студента в образовательном процессе педагогического колледжа
Yusova V., Professor of Pedagogics of professional educational institution of secondary professional education ”Peda-gogichesky colledge of Baley" of Trans-baikal Territory
Scientific interests: value self-identification of a student in teachers' training colledge educational process