Научная статья на тему 'К вопросу о ценностном самоопределении студента технического вуза'

К вопросу о ценностном самоопределении студента технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ТЕХНИЧЕСКИЙ ВУЗ / ЦЕННОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЙ ПРОЦЕСС / STUDENT / TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / VALUES SELF DETERMINATION / CULTURAL CORRESPONDING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова М. И., Белых И. Л.

Статья посвящена проблеме формирования ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе технического вуза. Установлено, что ценностное самоопределение личности студента сложный феномен, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE PROBLEM OF VALUE SELF-DETERMINATION OF THE STUDENT IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of student values self determination formation in cultural corresponding educational process in technical higher educational institution. It is established that student’s self determination of values is a complex phenomenon which is based on the perception of the personality as the individual who has made free choice and has worked out his own position in cultural field.

Текст научной работы на тему «К вопросу о ценностном самоопределении студента технического вуза»

стных характеристик личности каждого учащегося. Если какой-либо уровень западает, то нужно коррекционную деятельность направлять именно в это русло. Для полноценной готовности учащегося к профессиональному выбору важно, чтобы все параметры, характеристики и психологические, и личностные были на должном для каждого возраста уровне. Если в развитии учащегося наблюдается норма по всем критериям, то здесь идет речь о качественно проведенной работе по формированию профессионального выбора.

В заключение необходимо отметить, что среди условий, создаваемых для повышения качества общего образования, необходимо акцентировать внимание на создании в системе профессиональной ориентации учеников каждой школы в России вышеперечисленных нами условий для психологической поддержки обучающихся, а также оказании школьникам помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определении реальных возможностей в освоении той или иной выбранной профессии.

Литература

1. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект, 2005. - 336 с.

2. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 382 с.

3. Гостева П.А. Типы выбора профессии современными старшеклассниками // Проф. потенциал. - 2002.

- № 4. - С. 12-17.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

УДК 378.96 М.И. Шилова, ИЛ. Белых

К ВОПРОСУ О ЦЕННОСТНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТУДЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Статья посвящена проблеме формирования ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе технического вуза.

Установлено, что ценностное самоопределение личности студента - сложный феномен, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры.

Ключевые слова: студент, технический вуз, ценностное самоопределение, культуросообразный процесс.

M.I. Shilova, I.L. Belikh TO THE PROBLEM OF VALUE SELF-DETERMINATION OF THE STUDENT IN TECHNICAL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The article is devoted to the problem of student values self - determination formation in cultural corresponding educational process in technical higher educational institution.

It is established that student’s self - determination of values is a complex phenomenon which is based on the perception of the personality as the individual who has made free choice and has worked out his own position in cultural field.

Key words: student, technical higher educational institution, values self - determination, cultural corresponding process.

Современные социально-экономические условия становления рыночной экономики требуют социально-мобильных, способных к реализации своих возможностей специалистов, что определяет необходимость модернизации процесса образования. На фоне кризиса общественных ценностей и противоречивости приоритетов экономических преобразований развертывается хаотическая картина состояния общественного сознания, множественности тенденций и неопределенности перспектив его развития. В современном обществе человек постоянно встает перед необходимостью выбора, ориентации в пространстве экономической, общественной и собственной жизни. В этом процессе важное место занимает ценностное самоопределение личности. В ряде государственных документов: в Законе РФ «Об образовании», в Концепции модернизации

образования Российской Федерации до 2010 г., в Современной модели образования до 2020 г., в национальной инициативе «Наша новая школа» - акцентируется проблема личностного развития человека, ориентиром современного образования становится воспитание человека культуры. Актуализировалось формирование потребности и готовности студентов к самоопределению в системе ценностей в культуросообразном образовательном процессе учреждений высшего профессионального образования.

Разрабатывая проблему ценностного самоопределения студента, мы опирались на работы И.В. Дубровиной, И.С. Кона, Е.А. Личко, Г. Мизюлиной, А.М. Моисеева, А.В. Петровского, Н.Е. Щурковой, Д.И. Фельдштейна, Л.М. Фридмана, в которых исследованы особенности возраста, дан сравнительный анализ, позволивший построить модель ценностного самоопределения студента технического вуза. Сущность аксиологического подхода к изучению роли знаний в ценностном самоопределении, формировании ценностных ориентации в профессиональном и личностном самоопределении молодых людей представлены в исследованиях Т.К. Ахаян, Л.В. Андрияновой, Н.Ф. Гейжан, А.В. Козлова, В.Д. Повзун, С.Ф. Эхова. Взаимосвязь самоопределения личности и ценностей рассмотрена в исследованиях А.В. Кирьяковой, где обозначены фазы процесса развития ценностных ориентации, найдены ценностные механизмы. Наиболее изученным аспектом в сферах самоопределения человека является профессиональное самоопределение, что нашло отражение в работах А.В. Афанасьевой, А.Я. Журкиной, СВ. Сальцевой, С.Н. Чистяковой, В.А. Ядова. Вопросы социального самоопределения рассмотрены в работах С.Т. Вершловского, М.Е. Дуранова, В.И. Жернова, СЕ. Матушкина. Самоопределению в сфере коммуникативного общения отведено место в работах М.И. Бобневой, А.А. Бодалева, СВ. Кривцовой, Е.А. Мухаматулиной, В.Н. Мясищева, Э.А. Орловой, Г.Е. Соловьева. Необходимыми для исследования ценностного самоопределения оказались работы зарубежных ученых А. Маслоу, Х.А. Мюррея, И.Р. Нюттена, Л. Пулкеннена, К. Роджерса, X. Ремшмидта, Н. Смелзера, X. Хекхаузена, Р. Штайнера, в которых уделено внимание проблемам самоопределения, выбора, мотивации, жизненных перспектив человека.

Теоретическое осмысление проблемы позволило выдвинуть гипотезу исследования.

Ценностное самоопределение - это процесс и результат активного определения личностной позиции в культуросообразном образовательном процессе через рефлексию, выбор, последующую интериоризацию в системе ценностей и выстраивание на этой основе смысла своего существования, жизненных и профессиональных стратегий.

Ценностное самоопределение студентов в культуросообразном образовательном процессе технического вуза будет более эффективным, если:

• обогащается ценностными доминантами содержание высшего профессионального образования;

• реализуются культурные практики в образовательном процессе технического вуза;

• организуется педагогическая поддержка ценностного самоопределения студента технического вуза.

Проанализировав различные направления гуманитарного знания, имеющие методологическое значение для раскрытия проблемы исследования, мы раскроем обусловленность сущностных характеристик и механизмов ценностного самоопределения личности студента рядом проблем. Первая из них - это нарастание тенденций прагматизации ценностного сознания молодого поколения и повышения значения таких ценностей, как богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира и дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой. Вторая проблема - этатизация, определяющая заданный нормативный характер многих социальных норм, в том числе норм профессиональной деятельности, которые, вместе с тем, нередко являются только номинальными и не выполняются многими участниками социальных отношений. Третья проблема связана с процессом стандартизации содержания профессионального образования, которое традиционно задает нормативные положения относительно содержания учебных дисциплин и построения образовательного процесса, но не определяет приоритеты личностного развития студента как носителя определенных ценностных установок. Немаловажной представляется еще одна проблема, связанная с недостаточной методической разработанностью и неготовностью преподавателей вуза к педагогическому обеспечению процесса ценностного самоопределения студентов.

Философско-методологические аспекты понимания сущности феномена самоопределения связаны с сознательным регулированием человеком жизненного пути, с пониманием смысла жизни, личной ответственностью, нравственным выбором (Здравомыслов А.Г., Ильенков Э.В., Кон И.С., Кузьмин В.П., Лекторский В.А., Руткевич М.Н., Шлегель Ф., Шлейермахер Ф., Щедровицкий Г.П., Ядов В.А. и др.). Обращение к трудам современных отечественных философов, касающихся проблем самоопределения, позволило отметить вы-

деленные в них идеи. Так, М.Л. Розов пишет о значимости идеи свободы человека. Согласно его взглядам, только свободный человек, не зажатый условными рамками, сможет построить перспективу [4]. Для нас это понимание является важным и позволяет говорить о необходимости целенаправленного создания (или расширения) условий «свободы» в рамках образовательного процесса технического вуза, что обусловит перерастание возможности в действительность, т.е. ценностей как социально-значимых норм в ценностные ориентации личности как результат ценностного самоопределения.

В психологии внимание обращено к сущностным сторонам самоопределения личности как субъекта собственной жизни. С.Л. Рубинштейн заложил методологические основы психологического подхода к проблеме самоопределения, которая рассматривалась психологом в контексте проблемы детерминации, в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют, преломляясь через внутренние условия.

A.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко выделили составляющие элементы самоопределения субъекта: основные ценности и идеалы, жизненные принципы и смыслы, цели и мотивы, базовые отношения к миру, другим людям, оценка своих способностей и возможностей, представления о жизненной перспективе [3].

Современное развитие педагогических исследований, связанных с проблематикой «ценностного самоопределения» и его измерением, обнаруживает то обстоятельство, что решение ряда важных и актуальных методологических и практических проблем в значительной мере зависит от теоретической разработки вопросов, касающихся природы феномена «самоопределения». Разработка этого вопроса в научной литературе выявила богатую палитру определений данного понятия. Их объединяет безусловное признание процесса самоопределения как исходного, базисного элемента в формировании, развитии личности человека. А различие же состоит в том, что педагогами и психологами выделяются разные доминанты процесса самоопределения. Для нашего исследования интерес представляет позиция Е.А. Климова, А.В. Кирьяковой,

Н.Н. Лебедевой, В.Д. Повзун, С.Н. Чистяковой, которые в качестве доминанты процесса самоопределения обозначили ценностный аспект [6].

Учитывая контекст нашего исследования в качестве методологических оснований, мы предлагаем использовать аксиологический и культурологический подходы. Философские основания аксиологического подхода рассматриваются в трудах П.С. Гуревича, М.С. Кагана, И.С. Кона, В.П. Тугаринова, В.А. Ядова и философских работах, выполненных в контексте аксиологического подхода (Бахтин М.М., Бердяев Н.А., Библер

B.C., Вентцель К.Н. и др.). Аксиологический подход к изучению сущности процесса ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе технического вуза позволяет рассматривать ценностные аспекты содержательной и процессуальной сторон самоопределения личности в культурном и образовательном пространстве вуза, поликультурном пространстве социума. В изучении культурологического подхода мы опирались на работы философов, культурологов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, B.C. Библера, Н.Б. Крыловой и др. [1,2]. По мнению ученых, культурологический подход изменяет представление об основополагающих ценностях образования как исключительно информационно-знаниевых и познавательных, снимает узкую научную ориентированность его содержания и принципов в построении образовательного процесса, расширяет культурные основы содержания обучения и воспитания, вводит критерии продуктивности и творчества в деятельность обучающегося. Опора на методологию аксиологического и культурологического подхода в изучении сущности ценностного самоопределения личности позволяют констатировать, что для данного типа самоопределения личности характерно освоение и принятие личностью ценностей в контексте культуры. При этом важными механизмами ценностного самоопределения выступают рефлексия, выбор и интериоризация.

Определение методологических оснований и границ понятия «ценностное самоопределение» позволило выделить его значимые характеристики, отражающие различные аспекты, необходимые для понимания сущности процесса ценностного самоопределения студента технического вуз. Исходя из содержательного анализа феномена ценностного самоопределения, учитывая контекст исследования, ценностное самоопределение студента технического вуза мы определяем как процесс и результат активного определения личностной позиции в культуросообразном образовательном процессе через рефлексию, выбор, последующую интериоризацию в системе ценностей и выстраивание на этой основе смысла своего существования, жизненных и профессиональных стратегий.

Последовательный анализ научных предпосылок определения сущности образования и его культуросо-образности позволил нам обосновать авторскую позицию в определении понятия «культуросообразный образовательный процесс» в техническом вузе. Культуросообразный образовательный процесс рассматривается

нами как содержательно насыщенное, организационно оформленное, последовательное и непрерывное изменение его компонентов: гуманистически-ориентированного содержания образования, культуросообразного наполнения контекста пространственной среды технического вуза культурных образцов профессиональнопедагогической деятельности и межличностного взаимодействия основных его субъектов. Мы согласны с мнением Н.Б. Крыловой в том, что любые новые компоненты, вводимые в образование, должны не внедряться «сверху», а взращиваться (культивироваться) в рамках образовательного учреждения и при условии осмысленной, содержательно насыщенной и организованной культурной практики. Данное положение подчеркивает основную идею нашего исследования о необходимости специального моделирования ценностного самоопределения студента в культуросообразном образовательном процессе технического вуза [5].

В ходе научного исследования мы выделяем следующие ключевые особенности ценностного самоопределения студентов технического вуза:

1. Прагматизация ценностного сознания молодежи. Повышение значения таких ценностей, как богатство (деньги), материальные блага и удовольствия, квартира и дорогие вещи, денежная работа (любая), престижный вуз, карьера и успех любой ценой.

2. Этатизация определяет заданный нормативный характер многих социальных норм, в том числе норм профессиональной деятельности, которые вместе с тем, нередко являются только номинальными и не выполняются многими участниками социальных отношений.

3. В процессе стандартизации содержания высшего профессионального образования, которое традиционно задает нормативные положения относительно содержания учебных дисциплин и построения образовательного процесса, не определяются приоритеты личностного развития студента как носителя определенных ценностных установок.

Таким образом мы рассматриваем ценностные доминанты студентов технического вуза как единицы содержания высшего технического образования, которые усиливают аксиологический и культурологический аспекты учебных дисциплин. Ценностное самоопределение личности студента технического вуза - это сложный феномен, в основе рассмотрения которого лежит представление о личности студента технического вуза как субъекте, свободно определившемся, выработавшем свою позицию в пространстве культуры. Содержание процесса ценностного самоопределения студента технического вуза предполагает обращение студента к ценностям, фиксирующим значимые, с социокультурной точки зрения, феномены жизни.

Литература

1. Крылова Н.Б. Неделя естественных наук // Школа. - 2006. - № 2. - С. 67.

2. Крылова Н.Б. Технология развития субъектности педагога в профессиональном образовании // Педагогическое образование и наука. - 2005. - № 4. - С. 20.

3. Купрейченко А.Б., Воробьева А.Е. Нравственное самоопределение различных социальнодемографических групп молодежи // Психологический журн. - 2011. - Т. 32. - №1. - С. 22-33.

4. Розов М.Л. Теория социальных эстафет и проблемы эпистемологии. - М., 2008. Инварианты эмпирического и теоретического знания // Философия науки. Вып. 15. - М., 2010; Чего мы ждем от философии? // Высшее образование в России. - 2010. - №8. - С. 9-10.

5. Юсова В.И. Концептуальные подходы к осмыслению понятия «ценностное самоопределение личности» // Современное образование - новому обществу XXI века: мат-лы 1-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2009. - С. 220-227.

6. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. - 2005. - №1. - С. 19-26.

---------♦'----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.