Научная статья на тему 'Концептуальные основы изучения проблемы самоопределения личности'

Концептуальные основы изучения проблемы самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2179
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ / ВЫ / БОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мосиенко Людмила Васильевна

В статье рассмотрено понятие «самоопределение личности» с позиции представителей раз, личных областей знаний: философии, психологии, социологии, педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы изучения проблемы самоопределения личности»

Мосиенко Л.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье рассмотрено понятие «самоопределение личности» с позиции представителей различных областей знаний: философии, психологии, социологии, педагогики.

Ключевые слова: самоопределение личности, самоактуализация, поиск смысла жизни, выбор жизненного пути.

В современных социально-экономических условиях значительно возрастает интерес к исследованиям, связанным с выбором жизнедеятельности, определением смысла жизни в контексте целостного процесса социализации личности. Анализ показывает, что у молодых людей формируются зависимость, тревожность, неуверенность, значительно затрудняющие реализацию социальных выборов, определение ведущей линии жизни. Причины кроются не только в дестабилизации современной ситуации в стране, разбалансировании нормативных моделей социально-ценностного поведения, невозможности или неспособности семьи и педагогов помочь человеку в его жизненном выборе, но и в недостаточной разработанности научных основ педагогического процесса в развитии самоопределения как системного личностного новообразования.

Становление самоопределения предполагает развитие индивидуальности, восхождение к ценностям. Эффективность данных процессов возрастает в условиях личностного и ценностно-ориентированного образования, предполагающего сотрудничество, саморазвитие субъектов образовательной деятельности, развитие их личностных качеств и функций.

В науке накоплен определенный фонд знаний о процессе самоопределения. Речь идет об исследованиях, выполненных в разных областях. В философских работах (М.М. Бахтин, Н.О. Лосский, В.А. Конев и др.) изучена сущность самоопределения личности, проанализированы его грани: онтологическая (определение себя в бытии), гносеологическая (самопознание личности и собственного «Я»), нравственно-ценностная, и такой признак самоопределения, как «деятельное отношение к ситуации», в которой субъект реализует свою соб-

ственную свободу выбора. В данном случае речь идет, во-первых, о ситуации ориентирования, оценки, анализа, проектирования образа мира субъектом и себя в нем, а во-вторых, об отношении субъекта к ситуации, которое определяется как личностное образование, т.е. структура сознания, отражающая субъективные, индивидуальные, эмоциональные связи личности с действительностью (В.Н. Мясищев). В социологических исследованиях (В.С. Агеев, Ю.А. Левада, Н.Ф. Наумов, В.А. Ядов и др.) самопознание рассматривалось в связи с определенными сферами жизнедеятельности и отношений, что определило виды и проявления самоопределения (социальное, профессиональное, личностное, ценностное и др.), его аспекты (деятельностный, процессуальный, личностный и др.). В психологических трудах (К.А. Абульханова-Славс-кая, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.В. Брушлин-ский, М.В. Гинзбург, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин, Д.И. Фельдштейн и др.) самоопределение представлено как личностное новообразование, ответственное за «становление растущего человека субъектом жизни и жизнедеятельности» (К.А. Абульховано-Славская), за «нахождение места для себя в пространстве деятельности» (П.Г. Щедровицкий), за «осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от группового давления» (А.В. Петровский), за «формирование внутренней позиции человека» (Л.И. Божович). В педагогических работах (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, О.С. Газман,

A.В. Кирьякова, А.С. Макаренко, Н.В. Назаров,

B.Д. Повзун, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский) самоопределение человека связано с процессом выбора им собственной позиции, жизненного пути, с решением жизненных проблем, проявлением избирательности, смыслотворчества,

осуществлением поиска построения нравственной, подлинно человеческой жизни на осознанной основе, определением смысла жизнедеятельности, поведения, жизни человека.

Анализ исследований позволяет определить разные виды самоопределения: профессиональное самоопределение учащихся, личностное самоопределение, социально-профессиональное самоопределение, нравственное самоопределение, ценностное самоопределение, эстетическое самоопределение, жизненное самоопределение.

Теоретический анализ и обобщение содержащихся в работах названных и других авторов положений позволяет уточнить содержание понятия «самоопределения», выделить и описать его виды, механизмы, динамику и критерии, уяснить место самоопределения в общей структуре личностного и профессионального развития человека, а также факторы, влияющие на его реализацию.

В данной работе считаем необходимым более подробно остановиться лишь на проблеме определения понятия. Интерес к исследованию феномена «самоопределения» обусловлен, во-первых, неоднозначностью обозначаемого явления, во-вторых, многочисленными трактовками как в различных областях знаний, так и в различных научных школах.

Согласно словарным определениям самоопределение означает сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции личности в проблемных ситуациях [11], действие, направленное на определение своего места в жизни, в обществе, характер своей деятельности [8, 516], осознание своих, общественных, национальных интересов [9], осознание самого себя, определение своего места в мире, обществе, самостоятельное распоряжение своей судьбой по собственному выбору [5]. В данном определении наиболее важным является «осознание самого себя», что значит понимание своих возможностей, устремлений, детерминирующих индивидуальное своеобразие будущей жизнедеятельности, проекция будущей жизни, точнее поиск и обретение смысла жизни путем возвышения потребностей и восхождения к экзистенциальным ценностям (А.В. Кирьякова).

Большой вклад в исследование проблемы самоопределения личности внесли зарубежные ученые психоаналитического направления

(А. Адлер, Э. Эриксон, Э. Фром), топологического (К. Левин), гуманистического (А. Маслоу, К. Роджерс) и др.

А. Адлер связывает понятие «самоопределение» с жизненным стилем и способами реализации этого стиля. Он рассматривает личность как уникальное единое целое, включенное в социальную систему явление. Цель каждого человека, по его мнению, стать ценной и значительной личностью. А средствами достижения данной цели являются старания личности компенсировать органическую неполноценность или чувство неполноценности стремлением к превосходству. Основа личности - способность к творчеству, то есть способность формулировать как цели, так и способы их достижения, опирающаяся на индивидуальную концепцию понимания мира каждым человеком [2, 131].

По Э. Эриксону, ядром самоопределения личности выступает модель человеческого развития. Психологический рост личности напоминает, по его мнению, развитие эмбриона. Все органы живого существа и их системы развиваются в определенные периоды времени и в заданной последовательности. Каждая стадия имеет специфическую задачу развития. Переход к новой стадии развития возможен в результате кризиса. Человеческая личность развивается в соответствии с принципом постепенного нарастания готовности человека к тому, чтобы его вели вперед, в зависимости от готовности общаться и взаимодействовать с расширяющимся социальным кругом. Чтобы этот процесс был эффективным, общество должно стремиться к такому устройству, когда человеку предоставляется целый ряд возможностей для взаимодействия, и при этом пытаться сохранять и поощрять надлежащую скорость и надлежащую последовательность появления этих возможностей [16], [18].

С точки зрения Э. Фрома, развитие человека рассматривается с культурно-исторической позиции. Согласно его теории, человеческая личность - результат динамического противодействия между врожденными потребностями и нормами социума, в котором существует конкретный индивид. Отдельная личность может быть представлена лишь в свете истории всего человечества. Человек - своеобразная ошибка природы, так как он утратил свое доисторическое единство с природой и характеризуется недостат-

ком животных инстинктов, одновременно развив способность мышления, воображения и предвидения. Самосознание порождает чувство одиночества, изоляции, неприкаянности. В желании избавиться от этих чувств, он стремится к соединению с себе подобными и с природой. Лучшую способность находить пути объединения с миром имеет здоровый индивидуум, удовлетворяющий свои потребности в установлении связей, в стремлении к объединению с другими людьми; в преодолении себя (как желание подняться над пассивным и случайным существованием), в укорененности в мире (развитие конкретного представителя человечества как вида), в самоидентичности (в осознании себя отдельной сущностью), в приобретении и наличии системы ценностей [15].

Представители гуманистического направления А. Маслоу и К. Роджерс развитие личности видят в изменении внутреннего состояния -самоактуализации, которая заключается в том, что, приняв решение посвятить свою жизнь духовному росту и полному развитию своих способностей, индивид стремится к цели и придерживается соответствующего поведения. Само-актуализирующихся индивидов привлекают наиболее трудные и интересные проблемы, требующие самоотдачи и изобретательности [16].

С точки зрения К. Роджерса, самоактуализация - это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма. Главная цель организма - рост, развитие. Стремление к здоровому развитию должно стать преобладающей, мотивирующей силой в человеке, действующем свободно, силой, которая не ослаблена ни событиями прошлого, ни установками настоящего. В проблеме самоопределения личности важным является понимание свободы, ответственности в жизни людей. Только личность, находящаяся в процессе изменений, может быть полноценно функционирующей: свободно реагирующей и свободно воспринимающей собственную реакцию на ситуацию, стремящуюся к самоактуализации [12].

Проблемы самоопределения личности нашли отражение в работах К. Левина. В своей теории поля он рассматривает проблемы самоопределения личности через создание жизненного пространства. Это понятие включает в себя все множество реальных и нереальных, акту-

альных, прошлых и будущих событий, которые находятся в психологическом пространстве индивида на данный момент времени. Это может значить ожидания, цели, образы притягательных и отталкивающих объектов, реальные и воображаемые преграды на пути достижения цели, деятельность человека и др. Психологическое пространство состоит из разных секторов, регионов, обладающих проницаемостью. Соответственно, развитие личности - это движение от одного региона к другому, являющемуся новым для индивида. К. Левин вводит также понятие «дифференцированность личностного пространства» для описания развития личности. Чем больше дифференциация, полагает он, тем на более высокой ступени развития находится личность. Важно, что жизненное пространство личности невозможно рассматривать без учета социальных явлений и факторов. Большое влияние на развитие личности оказывает малая группа. Удовлетворенность же социальными отношениями в группе К. Левин связывает с определенными параметрами жизненного пространства человека [16].

Итак, в зарубежных исследованиях самоопределение личности связывается с ее развитием, обусловленным как внешними, так и внутренними факторами. К внешним причинам следует отнести жизненное поле, условия жизни, социальное окружение и т.п., к внутренним -внутренний потенциал личности, стремление к превосходству, умение ставить цели и их реализовывать, потребность в идентичности, потребность в системе устойчивых взглядов и др. Результат этого процесса - личностный рост индивида, самоактуализация, идентификация, самореализация и т.п.

В российской научной школе методологическую основу самоопределения личности как психологической категории заложил С.Л. Рубинштейн, который подчеркивал роль внутреннего момента самоопределения, верности себе, не одностороннего подчинения внешнему [13]. Проблема детерминации представлена в работах С.Л. Рубинштейна в свете выдвинутого им принципа: внешние причины действуют в преломлении через внутренние условия, которые, в свою очередь, формируются в зависимости от предшествующих внешних воздействий. В данном контексте самоопределение личности есть не что иное, как самодетерминация, в отличие

от внешней детерминации. Самоопределение личности наиболее полно и наглядно раскрывается, по его мнению, в ее жизненном пути.

Идеи С.Л. Рубинштейна нашли продолжение в работах К.А. Абульхановой. Основным в самоопределении она правомерно считает са-модетерминацию, собственную активность, осознанное стремление занять определенную позицию в жизни. К.А. Абульханова-Славская утверждала, что самоопределение - это одно из личностных новообразований, «ответственное» за осознание личностью своей позиции в отношении социальной действительности, которая формируется внутри координат системы отношений [1].

Активная позиция личности в своем развитии отражена в работах А.Н. Леонтьева. По его мнению, личность - это особое качество, которое природный индивид приобретает в системе общественных отношений. Чтобы существовать человек должен действовать, производить необходимые средства для жизни. Воздействуя на внешний мир, он изменяют его и самого себя. То, что человек представляет собой, определяется его деятельностью, обусловленной уже достигнутым уровнем развития ее средств и форм ее организации. Следует заметить, что развитие личности всегда остается сугубо индивидуальным, неповторимым и может протекать совершенно по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий, от принадлежности индивида к той или иной социальной среде, от выбора своей предметной деятельности.

Анализируя самоопределение в социальногрупповом аспекте, А.В. Петровский утверждает, что самоопределение личности в группе -это осознание личностью свободы действовать в соответствии с ценностями группы и в относительной независимости от воздействия группового давления [10]. Он связывает самоопределение с самооценкой, осознанием своих действий в соотнесенности с требованиями профессий, социальными нормами, культурными императивами.

О.С. Анисимов, П.Г. Щедровицкий подчеркивают субъектно-личностный аспект самоопределения, понимая под ним «нахождение места «для себя» в пространстве деятельности», способность человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, переосмысливать собственную сущность [17].

В работах Л.И. Божович, М.Г. Гинзбург самоопределение как личностное новообразование связано с формированием внутренних позиций человека и такими понятиями, как самооценка, саморегуляция, самоутверждение, идеал [3].

Самоопределение личности с точки зрения ее ролевых позиций как механизма самоутверждения человека в группе, ее способностей взаимодействия с социальным окружением, ценностных ориентаций раскрыт в исследованиях Г.М. Андреева, М.Р. Гинзбург.

По мнению М.Р. Гинзбург, личностное самоопределение представляет собой единство ценностно-смысловой и пространственно-временной организации жизни человека и выступает определяющим по отношению к другим образованиям. Психологическим содержанием этих явлений является конструирование человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность индивидуальных жизненных смыслов, пространство реального воздействия - актуального и потенциального [4]. Важное место в самоопределении личности он отводит ценностным аспектам. Ценности по своему содержанию выступают как идеи, идеалы, цели, к которым стремятся человек и общество. [4]. В структуре личностного самоопределения, согласно М.Р. Гинзбург, выделяются три аспекта: смыслообразующий - поиск смысла жизни и планирование своей жизни во времени; мотивирующий - формирование направленности представлений о смысловом будущем с целью овладения своей мотивационной сферой; реализующий - формирование и осуществление конкретных планов.

В центре внимания исследований В.Ф. Сафина - самоопределение как новообразование, как процесс и самоопределение личности в переломных моментах жизни, конфликтах. Самоопределение личности связано для него с такими понятиями, как самосознание, субъект деятельности, самопринятие, саморегуляция, самореализация и самоутверждение личности и ее жизненной позиции.

В ходе исследований В.Ф. Сафин пришел к выводу, что самоопределение личности является многоуровневым творческим процессом са-моосуществления субъекта в ходе овладения им значимыми сферами жизни через осознание и соотнесение сущностных сил субъекта (внутренних условий): желаний, стремлений, ценностей (компонент «хочу»); способностей, склон-

ностей, возможностей (компонент «могу»); психофизиологических и характерологических особенностей (компонент «имею») с внешними воздействиями и требованиями (компонент «надо»), принятие на их основе решений и претворение их в жизнь.

Так как процесс осознания субъектом своих возможностей, требований коллектива, общества, оценка своих достоинств и недостатков протекают в активном взаимодействии, показателем самоопределения личности является не только осознание себя как субъекта, способного создавать предметы и воспроизводящие отношения, готовность совершать социально значимую деятельность, но и факт ее свершения, то есть реальное поведение [14].

В центре психологических исследований рассматриваемой проблемы - самоопределяющаяся личность. Социологи отводят важнейшую роль в самоопределении личности социальной среде. Развитие и адаптация личности в социальной среде определяется, во-первых, социальными факторами, отражающими социально-культурный аспект социализации и затрагивающими проблемы групповой, исторической, этнической, культурной специфики, во-вторых, индивидуально-личностными факторами, определяемыми индивидуально-психологическими особенностями личности, своеобразием ее жизненного пути [6]. В педагогических исследованиях рассматриваются практико-ориенти-рованные аспекты самоопределения молодежи.

Особого внимания заслуживают педагогические труды о ценностном самоопределении

личности (А.В. Кирьяковой, Е.А. Кострюковой, Т.А. Носовой, Л.П. Разбегаевой, В.Д. Повзун и др.), в которых оно трактуется как «процесс, в котором индивид осуществляет выбор на основе осознания и соотнесения своих потребностей, возможностей и способностей с общественными запросами, что определяется системой его ценностных ориентаций. Это процесс и результат поиска человеком социального, профессионального, личностного статуса в жизни». Ценностное самоопределение личности включает ценностное отношение к миру, которое выражается в осознании, переживании и присвоении общечеловеческих ценностей, ценностей современного мира, ценностей профессии [7, 255].

Анализ определений понятия «самоопределение личности» позволяет сделать следующие выводы. Прежде всего, самоопределение рассматривается как процесс, как состояние и как свойство личности: как процесс оно включает осознание, выбор и формирование субъектом собственной системы смыслов, ценностей, мотивов, представлений об окружающем мире и самом себе, а также постановку целей и определение способов их достижения, включая способы преобразования себя и окружающего мира; как состояние и свойство личности характеризуется наличием определенного мировоззрения, стратегии жизни, образа мира и отношением к нему, самосознанием, образом Я, Я - концепции, самоотношением, направленностью личности, ценностей, идеалов, принципов, мотивов личности.

20.10.2011

Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки РФ (Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., ГК №П640)

Список литературы:

1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. - М., 1981. - С. 155.

2. Адлер, А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: Когитоцентр, 2002. - 220 с. - С. 131.

3. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1978. - №4. - С. 23-33.

4. Гинзбург , М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - №3. - С. 43-52.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. - М.: Терра, 1998. - Т. 2. - 779 с.

6. Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология: учеб. пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА. - М., 2006. - 416 с.

7. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей: монография. - М.: Дом педагогики, ИПК ГОУ ОГУ, 2009. - С. 255.

8. Малый толковый словарь. -М., 1993. - С. 516.

9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М.: Азбуковник, 1999.

10. Петровский, А.В. К проблеме самоопределения личности в группе // Тез. докл. К XX Международному психологическому конгрессу. - М., 1972. - С. 149-154.

11. Психология: Словарь / Сост. Л.А.Карпенко; / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 496 с.

12. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: Становление человека: пер. с анг. / общ.ред и предисл. Е.И. Исениной. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 480 с.

13. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 424 с.

14. Сафин В.Ф., Нурлыгаянов И.Н. Психология самоопределения и самооценки личности. - Уфа: Вагант, 2008. - 188 с.

15. Фром, Э. Иметь или быть? - М., 1990. - 238 с.

16. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории. Упражнения, эксперименты / пер. с англ. - СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2004. - 608 с.

17. Щедровицкий, П.Г. Очерки по философии образования. - М.: ПЦ «Эксперимент», 1993. - 154 с.

18. Эриксон, Э. Идентичность: юность, кризис. - М., 1996. - С. 8-76.

Сведения об авторе: Мосиенко Людмила Васильевна, старший научный сотрудник УНИ Оренбургского государственного университета, кандидат педагогических наук, доцент 460018, г.Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 667537, [email protected]

UDC

Mosienko L.V.

Orenburg state university, [email protected]

Conceptual Framework for Case Study of Personal Self-Determination

The article contains theoretical study and generalization of different interpretations of the concept «personal self-determination» in the context of data from various branches of knowledge: philosophy, psychology, sociology, pedagogics.

Key words: personal self-determination, self-actualization, search for living values, course of life selection. Bibliography:

1. Abulhanova-Slavskaya, К.А. Personality Development in the Course of Life Activity //Psychology of Personality Shaping and Development.- М., 1981. - P. 155

2. Adler, А. Individual Psychology Essays. - М.: Kogitzentr, 2002. - P. 131.

3. Bozhovich, L.I. Personality Formation Phases in Ontogenesis // Psychology Issues. - 1978. - №4. - P. 23-33.

4. Ginzburg, M.P Psychological Effect of Personal Self-Determination // Psychology Issues. - 1994. - №3. - P. 43-52.

5. Dal, V.I. Explanatory Dictionary of Active Russian Language / In four volumes. - М.: Terra, 1998. - V. 2. -779 p.

6. Zhuravlev A.L., Sosnin V.A., Krasnikov М.А. Social Psychology: study guide. - М.: FORUM: INFRA, 2006. - 416 p.

7. Kiryakova, A.V. Axiology of Education. Personal Orientation in the System of Values: monograph.- М.: Dom Pedagogiki, 2009. - P. 255.

8. Lesser Explanatory Dictionary.- М., 1993. - P 516.

9. Ozhegov S.I., Shvedova N.Y Explanatory Dictionary of Russian Language: 80000 words and phraseological units. - М.: Azbukovnik, 1999.

10. Petrovsky, A.V. Concerning Personal Self-Determination in a Study Group // Report abstracts, XX International Psychological Congress.- М., 1972.- P. 149-154

11. Psychology: Dictionary /compiler L.A. Karpenko / by A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky - 2-nd edition. - М.: Politizdat, 1990. - 496 pp.

12. Rogers, C. On becoming a person: a therapist’s view of psychotherapy /edited by Isenina, E.I. - М.: Publishing group «Progress», «Univers», 1994. - 480 p.

13. Rubinshtein, S.L. General Psychology Issues.- М.: Pedagogika, 1976. - 424 p.

14. Safin V.F., Nurligayanov I.N. Psychology of Personal Self-Determination and Self-Rating. - Ufa: Vagant, 2008. - 188 p.

15. Fromm, E. To have or to be? - М., 1990. - 238 p.

16. Frager R., Ffadiman J. Personality: theories. / translated from English. - StPtb.: Praim-Evroznak, 2004. - 608 p.

17. Tshedrovitsky, P.G. Essays on Philosophy of Education.- М.: «Eksperiment», 1993.- 154 p.

18. Erikson, E. Identity: Youth and Crisis / translated from English. - М., 1996. - P. 8-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.