Соматические права, как новое поколение прав человека Somatic rights as a new generation of human rights
Порывакина Татьяна Сергеевга
Адьюнкт 1-го года обучения кафедры теории государства и права ФПНПиНК МосУ МВД России имени В.Я. Кикотя
Россия, Калининград poryvakina@bk. ru
Poryvakina Tatyana Sergeevna
adjunct of the first year of study Department of the Theory of State and Law of the Moscow State University of Internal Affairs named after V.Ya. Kikotya
Russia, Kaliningrad poryvakina@bk. ru
Аннотация.
В статье рассматривается развитие соматических прав как самостоятельной группы (поколения прав). Рассматриваются различные подходы ученых к данному вопросу. Также рассматриваются достижения научно-технической революции и появления группы прав направленных на распоряжение человеком своим телом. В ходе небольшого исследования были сделаны выводы, что данную группу прав необходимо закрепить как самостоятельную, в рамках нового поколения прав человека.
Annotation.
The article examines the development of somatic rights as an independent group (generation of rights). Various approaches of scientists to this issue are considered. The achievements of the scientific and technological revolution and the emergence of a group of rights aimed at managing a person's body are also considered. In the course of a small study, it was concluded that this group of rights must be consolidated as an independent one, within the framework of a new generation of human rights.
Ключевые слова: права человека, соматические права, поколение прав человека, развитие прав.
Key words: human rights, somatic rights, generation of human rights, development of rights.
Как известно, приоритетом для человека являются его неотъемлемые права, которые образуют всеми принятую ценность. Права человека с течением времени постоянно развиваются, существовавшие ранее права становятся более точными, зарождаются новые права, знания о механизме защиты данных прав и их регулирования становится только больше. На основании этого государству приходится одновременно создавать необходимые условия для реализации тех или иных прав и из-за возможных негативных последствий ограничивать свободу людей. Появление каждого нового поколения прав влечет за собой проблемы прежде всего связанные с изменением мировоззрения и взглядов общества на определенные явления общественной жизни, а также в связи со стремительным развитием новых медицинских технологий, которые внедряются в жизнь общества и требуют немедленного регулирования со стороны государства. Возникает конфликт между наукой , моралью и законом.
Так кроме основных общепризнанных трех поколений прав человека деятелями науки было выделено четвертое поколение, которому в научной литературе дали название соматические права (от греч. soma - тело)— возможность распоряжаться своим телом. Согласно исследованиям Старовойтовой О.Э. относительно соматических прав «отдельные из них были известны с древнейших времен, а некоторые актуализированы временем и вызывают шок в сознании современного человека».
Хочется начать изучения данных прав с их природы, ведь имеются разные мнения относительно природы соматических прав. Так согласно одной из точек зрения соматические права выражаются, как уже говорилось ранее, в возможности распоряжаться своим телом. При этом акцентируется внимание на том, что свобода воли и
стремление личности в реализации данных прав, не должны ограничиваться волей других людей. Из сказанного следует, что государство, при признании свободы личности в конкретной сфере отношений, должно обеспечить приоритет индивидуальных, внутренних ориентиров развития каждой личности, а, стало быть, данная свобода не может быть объектом притязаний государства, поскольку она обеспечивает негативную свободу личности.
При рассмотрении другой точки зрения, выявляется двусмысленность данных прав. Согласно работам Крусса В.И. - «Здесь человек не только претендует на автономность поля своей юрисдикции, но и заявляет встречные — соответствующие его намерениям пользователя — позитивные претензии к обществу в плане из обеспечения и гарантирования». Согласно вышесказанному, можно сделать вывод, что соматические права не являются элементом негативного статуса личности. Кроме этого будучи лишь номинально материальным, он также определен личностными характеристиками правообладателя.
Эти две абсолютно противоположные точки зрения показывают общий путь рассмотрения сущности соматических прав, а именно вопросов, которые затрагивают правовое поле: можно ли считать соматические права самостоятельной группой прав человека и стоит ли признать эту группу прав самостоятельными или они являются лишь ответвлением от уже существующих поколений прав человека.
В.И. Крусс один из первых кто начал рассмотрение проблематики соматических прав, считал, что хоть данные права и обладают личностный характер, но отнести их к первому поколению прав человека нельзя, ведь соматические права имею свои институциональные признаки. Также В.И. Крусс отмечал, что «соматические права связаны с уверенностью человека в праве «реставрировать», «модернизировать», производить «фундаментальную» реконструкцию тела и изменять возможности организма с помощью технико-агрегатных или медикаментозных средств».
А.И. Ковлер же напротив отмечал, что «сердцевину личных прав составляют право на жизнь и достоинство личности, право на свободу и личностную неприкосновенность, свобода совести. Именно они являются базовыми, родовыми правами для личностных прав».
Сегодня теория права выделяет несколько групп соматических прав. В первую очередь, хочется рассмотреть одно из самых известных, но все еще актуальное и спорное право на смерть. В научной литературе право на смерть понимается как возможность человека сознательно и добровольно в выбранный момент уйти выбранным и доступным способом. Есть две формы реализации данного права: самоубийство и эвтаназия. Но в Российском законодательства эвтаназия запрещена статьей 45 Федерального закона № 323-ф3 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно Конституции Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами. Эвтаназия, в данном случае, является одним из инструментов для реализации права каждого на достойную жизнь. Многие ученые утверждают, что такой запрет для неизлечимо больных людей, которые ежедневно испытывают страдания, от которых нельзя избавится лекарствами и наркотическими средствами, психотропными или сильнодействующими веществами, на самом деле является применением пыток к этой категории людей. Таким образом, сложившиеся коллизия существует уже длительное время, она не позволяет неизлечимо больным гражданам Российской Федерации в полном объеме реализовать свои конституционные права.
Следующая группа соматических прав — это права человека на свои органы и ткани. Хочется отметить, что в этой категории во многих странах, в том числе в России, существует достаточно развитое законодательство. Так, анализируя вышеупомянутый Федерального закона № З23-Ф3 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», хочется отметить, что в статье 47, которая определяет общие положения донорства органов и тканей человека и их трансплантации (пересадки). Законодатель установил, что данная процедура у живого донора допускается только пр наличии у него добровольного информационного
согласия с учетом, что для здоровья донора не будет значительного вреда. Запрещается извлечение органов и тканей у несовершеннолетних и недееспособных лиц. Также предусматривается возможность гражданина выразить свое согласие или несогласие с изъятием органов и тканей после смерти для трансплантации. Если же такого заявления от гражданина не поступало, то супруг или один из близких родственников вправе заявить о своем не согласии. Также в законодательстве России есть нома о запрете принуждения к изъятию органов и тканей человека для трансплантации, что влечет за собой уголовную ответственность, предусмотренную статьей 120 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Одна из важнейших групп — это репродуктивные права человека. В науке часто выделяют две основные группы репродуктивных прав: положительные (искусственное оплодотворение) и отрицательные (аборт, стерилизация, контрацепция). В римском праве считалось, что правоспособность начинается с момента рождения и заканчивается в момент смерти. Но согласно клятве Гиппократа: «Я никому не буду давать яд, когда его об просят, и я не буду предлагать такой курс. Точно так же я не дам женщине пессарий, чтобы вызвать аборт», мы видим негативное отношение к абортам. Изучая российское законодательство, правоспособность гражданина начинается с момента его рождения до момента его смерти, согласно пункту 2 статьи 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. Внутриутробный эмбрион вне зависимости от срока его развития считается физиологической частью тела, которой женщина вправе распоряжаться по своему смотрению. Но также в российской законодательстве есть ряд нормативно-правовых актов, свидетельствующих о защите прав человека еще до его рождения. Например, в соответствии со статьей 1166 Гражданского кодекса Российской Федерации при наличии зачатого, но еще не родившегося наследника раздел наследства может быть осуществлен только после рождения такого наследника, то есть данная статья защищает экономические интересы еще не родившегося ребенка. Также согласно статье 17 Семейного кодекса Российской Федерации муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка. Научно доказано, что любые травмы (физические и психологические), полученные матерью во время беременности, могут сказаться на здоровье будущего ребенка. Так данная статья защищает еще не родившегося ребенка и еще в течении 1 года после рождения от эмоциональных потрясений связанных с разводом родителей.
Исходя из международной практики и анализа международных правовых актов, можно сделать вывод, что человеческое достоинство является основополагающей категорией из которой выделяются основные признаки прав человека. В статье 2 «Всеобщей декларации о геноме человека и правах человека» говорится о том, что: «Каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик».
На презумпции самобытности, неповторимости и целостности основано определение достоинства любого человека. Достоинство — это база прав и свобод человека, соматических, в том числе. Соматические права определятся личными качествами лица. На это не влияют ни психические, ни физические показатели, поскольку они хоть и включат часть прав позитивных, но при этом изначальную базу для них составляют - право на человеческое достоинство и жизнь.
В середине XX века подавляющее большинство стран начали признавать неотъемлемые права человека, в это же время на институт прав человека сильное влияние начинают оказывать научно-технические достижения. Например, большое влияние для юриспруденции оказали достижения в медицине. Хазова О.А. указывает, «в настоящее время вполне реально, появление человеческой жизни, не в человеческом организме, изменение характеристик гена на эмбриональной стадии, заморозка эмбрионов и половых клеток, возможность зачатия человека после гибели его родителей». Необходимо принять во внимание, что в 1980 году были изменены устоявшиеся взгляды о родителях, поскольку стало возможным суррогатное материнство. Возник вопрос о
использовании суррогатного материнства в коммерческих целях и как следствие необходимость правового регулирования данной деятельности.
В настоящее время одним из прогрессивных документов в области соматических прав является «Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины» (Конвенция о правах человека и биомедицине), принятая Советом Европы в феврале 1996 года.
В вводной части данной конвенции указано, что необходимо уважать человека как индивида и уважать его принадлежность к человеческому роду, важность признания обеспечения его достоинства, о решимости государств, подписавших Конвенцию, принять в области применения биологии и медицины меры, способные гарантировать человеческое достоинство и основные права и свободы личности. В статье 1 впервые указываются индивидуальность и целость человека, как критерии, подлежащие защите.
Хочется отметить, что к сожалению, большая часть международно-правовых актов носит только рекомендательный характер, но участие в их разработке и улучшении — это огромный шаг в решении проблемы связанной с право применением и законодательном закреплении соматических прав.
Можно сделать вывод о том, что в настоящее время проблема соматических прав относится к категории глобальных философско-правоввых проблем. Также соматические права начинают свое стремительное развитие и в связи с тем современной России необходимо принимать участие в мировом сообществе в рассмотрении данного вопроса и привести нормативную базу в соответствие с реалиями современного мира. По мимо этого необходимо закрепить данную группу прав, как сформировавшееся новое поколение прав человека, тем самым расширить правовой статуса человека и в дальнейшем в полном объеме рассматривать данный вопрос в юридической плоскости.
Список используемой литературы:
1. Старовойтова О.Э. Юридический механизм реализации и защиты прав человека и гражданина РФ (историко-правовой и теоретический анализ): дис. д-ра юрид. наук. Санкт-Петербург, 2006// с. 336.
2. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10 // с. 400.
3. Права человека: учебник для вузов/ отв. Ред. Е.А. Лукашева. М., 2016 // с. 143.
4. Ковлер А.И. Антропология права. М.: Норма, 2002.
5. Зайцева А.М. Жизнь как объект конституционно-правового регулирования: автореф. Дис. ... канд. Юрид. Наук. М., 2009 // с. 9.
6. Хазова О.А. Правовые аспекты применения вспомагательных репродуктивных технологий в России // Современное медицинское в России и за рубежом : сб. науч. тр. М. : ИНИОН, 2003. С. 198.
7. Конвенции о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине ETS N 164 (Овьедо, 4 апреля 1997 г.).