Научная статья на тему 'Взаимодействие соматических и иных прав и свобод человека и гражданина'

Взаимодействие соматических и иных прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1176
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
соматические права / личные права и свободы / репродуктивные права. / somatic rights / personal rights and freedoms / reproductive rights.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Д Г. Василевич

Рассматриваются соматические права и их взаимодействие с иными правами и свободами. Показано, как соотносятся эти права с некоторыми личными, политическими и социальными правами. Проанализированы позиции ученых по вопросу о перечне соматических прав, их классификации. Отражены особенности законодательства зарубежных стран относительно искусственного прерывания беременности, эвтаназии, заключения однополых браков и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE SOMATIC AND OTHER RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND THE CITIZEN

The article is devoted to somatic rights and their interaction with other rights and freedoms. It is shown how these rights relate to some personal, political and social rights. The positions of scientists on the question of the list of somatic rights, their classification are analyzed. The peculiarities of the legislation of foreign countries concerning the artificial termination of pregnancy, euthanasia, the conclusion of same-sex marriages, etc. are reflected.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие соматических и иных прав и свобод человека и гражданина»

УДК 342 ББК 67

DOI 10.24411/2414-3995-2018-10004 © Д.Г. Василевич, 2018

Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОМАТИЧЕСКИХ И ИНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Д.Г. Василевич,

кандидат юридических наук, доцент (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана»)

E-mail: [email protected]

Аннотация. Рассматриваются соматические права и их взаимодействие с иными правами и свободами. Показано, как соотносятся эти права с некоторыми личными, политическими и социальными правами. Проанализированы позиции ученых по вопросу о перечне соматических прав, их классификации. Отражены особенности законодательства зарубежных стран относительно искусственного прерывания беременности, эвтаназии, заключения однополых браков и др.

Ключевые слова: соматические права, личные права и свободы, репродуктивные права.

INTERACTION OF THE SOMATIC AND OTHER RIGHTS AND FREEDOMS OF THE PERSON AND THE CITIZEN

D.G. Vasilevich,

Candidate of Law, Associate Professor (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house)

Abstract. The article is devoted to somatic rights and their interaction with other rights and freedoms. It is shown how these rights relate to some personal, political and social rights. The positions of scientists on the question of the list of somatic rights, their classification are analyzed. The peculiarities of the legislation of foreign countries concerning the artificial termination of pregnancy, euthanasia, the conclusion of same-sex marriages, etc. are reflected.

Keywords: somatic rights, personal rights and freedoms, reproductive rights.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Василевич Д.Г Взаимодействие соматических и иных прав и свобод человека и гражданина. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):30-5.

В литературе и на практике были периоды, когда права и свободы человека и гражданина ранжировались, как считалось, от их значимости. В настоящее время все больше сторонников того, что все права и свободы человека и гражданина ценны и находятся во взаимосвязи, составляют общую ценность. Конечно, права и свободы можно классифицировать по различным признакам, в том числе и по времени появления, по сфере их проявления, в зависимости от субъекта (гражданин, человек) и др. Во второй половине 20-го столетия ученые обратили внимание на формирование новой группы прав — соматических, то есть прав человека, связанных с распоряжением им собственным телом. В российской литературе одним из первых, кто выделил так называемые соматические права в отдельную группу прав был профессор В.И. Крусс. Он использовал также второе, сопутствующее им, название — личностные права [1, с. 43—50]. Абашид-

зе А.Х. и Солнцев А.М. также ведут речь об этих правах как новом поколении прав. Они справедливо обращают внимание на то, что в историческом плане «появление каждого нового поколения прав человека обусловлено определенными коренными изменениями в обществе, сменой мировоззренческих установок [2, с. 69]. Нами также уже ранее обращалось внимание на факт кристаллизации нового поколения прав, процесс которого обусловлено новыми достижениями в области биомедицины, изменениями общественной среде, развитием толерантности [3; 4].

Напомним, что термин «соматический» происходит от древнегреческого слова «soma» — тело, в самом общем виде определяя «соматический» как связанный с телом, телесный, часто используемый в первую очередь в биологической и медицинской науках. Этот термин был введен в научный оборот немецким зоологом А. Вейсманом в XIX в. для

обозначения тела организма, его «смертной части» [5, с. 751].

Под соматическими правами в узкоюридическом смысле понимают признанную обществом и государством возможность определенного поведения, выражающуюся в распоряжении своим телом.

В юридической науке не устоялось единого мнения относительно того, как притязания человека можно относить к соматическим правам. Даются самые различные их классификации. Так, М.А. Лав-рик к ним относит «право на смерть; право человека относительно его органов и тканей; сексуальные права человека (возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности, сексуальное образование, выбор партнера, возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет, самостоятельно решать вопрос о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак; вопрос о легализации проституции; оборот порнографической продукции и правовое регулирование положения сексуальных меньшинств); репродуктивные права человека (позитивного характера: искусственное оплодотворение и негативного характера: аборт, стерилизация, контрацепция); право на перемену пола; право на клонирование как всего организма так и отдельных органов; право на употребление наркотиков и психотропных веществ» [6, с. 19].

О.Э. Старовойтова к соматическим правам относит право на трансплантацию органов и тканей, на аборт, клонирование, репродуктирования, на распоряжение жизнью собственного тела [7]. Е.М. Нестеровой предложен более широкий перечень личностных прав: право на генетические модификации (изменение генного кода, клонирование); репродуктивные права человека (право на искусственное оплодотворение, экстракорпоральное оплодотворение, суррогатное материнство, искусственное прерывание беременности, медицинскую стерилизацию и т.д.); право на трансплантацию органов, тканей, клеток; право на смену пола (транссексуализм); право на изменение внешности (пластическая хирургия, иные формы модификации и реставрации тела); свободу выбора формы ухода из жизни; право на участие в биомедицинских исследованиях и иные права [8, с. 11].

Что касается классификации соматических прав, то она может быть осуществлена по различным критериям: по целевому назначению (репродуктивные, эвтаназия, смена пола и другие), по субъекту реализации, по времени реализации (при жизни человека или после его смерти), по степени правового воздействия со стороны государства (абсолютные и ограничиваемые соматические права).

Многие соматические права еще не приобрели статуса общепризнанных, хотя международное сотрудничество в этой сфере общественных отношений все более расширяется. Благодаря успехам медицины, технологий, генной инженерии, можно отметить в качестве позитивного фактора рост операций, связанных с трансплантацией органов и тканей человека, репродуктивных прав (искусственное оплодотворение, суррогатное материнство и др.), модификация внешнего облика человека, его тела (пластическая хирургия) и др.

Не признаны такие права как право на клонирование человека, более того на международном уровне принято решение о запрещении таких экспериментов. Неоднозначно государства решают вопрос о легализации проституции: в одних странах она разрешена, в других — запрещена и наказуема. Вряд ли уместно говорить о «праве» на смерть в контексте поощрения суицидов. В то же время относительно эвтаназии, то есть добровольного ухода из жизни с помощью медицинского учреждения, то здесь также не наблюдается одинакового подхода. Есть страны, где эвтаназия практикуется, например, Швейцария, а где она (активная и пассивная эвтаназия) под запретом. В ряде стран Европы, иных континентов легализуются однополые браки, разрешается усыновление (удочерение) детей такими парами, больше стало информации о смене пола, более того, в некоторых государствах принято решение о включении в документы графы с указанием наряду с мужским и женским третьего пола. На службу в Вооруженные Силы некоторых западных стран стали принимать геев, лесбиянок, трансгендеров.

С учетом изложенного представляет интерес, как новое поколение прав «вписывается» в давно сложившуюся систему прав и свобод человека и гражданина в нашей республике. Полезно также взглянуть на то, как они связаны с реализацией не-

которых конституционных обязанностей (например, обязанностью по защите Республике Беларусь, в частности, службе в Вооруженных Силах).

Соматические права тесным образом связаны с личными правами в традиционном их понимании. Ведь они непосредственно связаны с человеком как субстанцией (телесной и духовной). Сердцевину личностных прав составляют право на жизнь и достоинство человека, право на свободу и личную неприкосновенность, свобода совести, которые являются базовыми для личностных прав [9, с. 427].

Закрепленное в статье 20 Конституции Российской Федерации и статье 24 Конституции Республики Беларусь право на жизнь следует рассматривать в широком плане, его нельзя сводить только к наличию или отсутствию в национальном законодательстве смертной казни. В контексте права на жизнь надо рассматривать вопрос о праве человеческого эмбриона на жизнь. Различают несколько подходов к решению вопроса о допустимости прерывания беременности. Одни авторы полностью исключают такую возможность, они считают, что эмбрион человека на любой стадии развития является абсолютной ценностью, защищаемой со стороны государства, так как обладает правом на жизнь с момента зачатия. Другие занимают противоположную точку зрения: эмбрион не может рассматриваться как ценность на любой стадии развития. Существует также умеренная позиция, сторонники которой считают, что человеческий эмбрион не имеет абсолютной ценности, яйцеклетка, имея лишь значительную ценность, развивается в человеческое существо постепенно. При умеренной позиции ее сторонники полагают, что у эмбриона право на жизнь находится в прямой зависимости от уровня развития или достижения жизнеспособности. Анализ законодательства Республики Беларусь, Российской Федерации, некоторых иных стран показывает, что допускается производство аборта по медицинским показаниям при наличии согласия женщины и при сроке беременности не более 12 недель. В настоящее время уделяется много внимания именно этому аспекту — информированному и добровольному согласию на прерывание беременности. В прошлом были иные примеры. Так, 11 июля 2018 года в СМИ было интервью гражданки Республики Беларусь, которую в 2011 году назвали «Женщиной года». Она роди-

лась с аномалией конечностей, жила в доме-интернате, где в молодом возрасте забеременела. Но поражает то, что когда администрация интерната узнала о ее беременности, то ее сразу же повезли делать аборт и только по ее огромной просьбе не стали это делать, как сказала эта женщина, «врач ее пожалела» [10].

Одним из фундаментальных прав является право на достоинство. Известный российский ученый, бывший судья Европейского Суда по правам человека А.И. Ковлер, отмечая существующую в литературе полемику относительно наличия прав у эмбриона, обращает внимание на то, что «с человеческим эмбрионом при всех обстоятельствах надо обращаться с должным уважением человеческого достоинства, ибо речь идет о проточеловеке» [9, с. 431].

Нами уже отмечалось, что некоторые ученые среди соматических прав называют также право на смерть. Весьма спорная позиция, если не сделать некоторые оговорки относительно этого «права». Полагаем, что в перспективе можно было бы для тех лиц, которые неизлечимо больны и испытывают мучения по их просьбе и после основательной консультации в медицинском учреждении, предусмотреть в законодательстве такое право. Однако этот вопрос нуждается в тщательном обсуждении. В некоторых странах допускается эвтаназия и для тех лиц, которые испытывают не только физические, но и психологические страдания. Поэтому не исключали бы в перспективе предусмотреть эвтаназию и для тех, кто именно в силу эмоциональных переживаний просит об этом, например, даже для осужденных к пожизненному заключению. Что же касается суицидов, тем более «популяризации» их в интернете, в молодежных субкультурах, то это должно получать отрицательную оценку. Лица, подстрекающие к такому шагу, в том числе посредством размещения информации на соответствующих сайтах, должны нести уголовную ответственность. Особенно суровой она должна быть, если по их вине суицид совершают несовершеннолетние. Связан с этим и другой аспект: доступность в Интернете информации о способах совершения самоубийства, изготовления взрывчатых веществ, оружия и т.п. Трагические события последних месяцев свидетельствуют о необходимости тщательного анализа ситуации и вы-

работки направления противодействия негативным явлениям.

Конституция Российской Федерации (ст. 21— 23), Республики Беларусь (ст. 25, 63), как и специальные акты законодательства (Уголовный кодекс, Уголовно-исполнительный кодекс и др.) нацелены на защиту личной неприкосновенности человека. Запрещены пытки, жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение, наказание, проведение без согласия лица медицинских или иных опытов. Эти требования должны обеспечиваться не только по отношению к законопослушным гражданам, но и тем, кто совершил административное правонарушение, преступление, отбывает наказание. Администрация исправительных учреждений обязана обеспечить соблюдение прав заключенных, чтобы они не нарушались также заключенными по отношению друг к другу. Не исключается привлечение виновных должностных лиц к уголовной ответственности за халатность, если не обеспечивается безопасность заключенных.

Согласно статье 28 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Статья 31 Конституции Республики Беларусь гласит: каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. В данном контексте в литературе в связи с анализом содержания соматических прав иногда обращается внимание на принятую в некоторых религиях процедуру обрезания. Обращается внимание на вред, который причиняется женскому организму. По мнению этих авторов, когда речь идет о младенцах, иных несовершеннолетних, то проблема согласования ряда прав, в том числе на телесную неприкосновенность, обостряется.

Способствует реализации права на жизнь транс-планталогия. Специалисты в области биомедицины

научились не только приживлять конечности, но делают пересадку важных внутренних органов (почек, печени, сердца), хотя такие операции еще пятьдесят лет были крайне редки и не всегда успешны. Намечена пересадка головы человека. Вначале планировалась операция для российского гражданина, сейчас — для китайского гражданина. Конечно, как и первая пересадка в 60-х годах прошлого столетия сердца, так и первая пересадка головы (или тела) человека в случае успеха будет революцией в сфере биомедицины. Можно в этой связи порассуждать о том, как идентифицировать такого человека. Если она будет сделано молодому человеку и он будет способен иметь детей. Пока это все на уровне «фантастики», но также воспринималась и первая операция по пересадке сердца человеку, совершенная южноафриканским хирургом 3 декабря 1967 года К. Барнардом.

В Конституциях Российской Федерации и Республики Беларусь закреплено, что все равны перед законом и имеют равное право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов. Согласно п. 1 ст. 2 Международного Пакта о гражданских и политических правах 1966 г. государства обязуются уважать и обеспечивать права, признаваемые в Пакте, без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. В этой связи заметим, что у нас нет какой-либо дискриминации при реализации политических прав, например, гражданами с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Скорее, проблемы возникают на бытовом уровне. Пока также неизвестно о каких-либо примерах обжалования в судебном порядке нарушения их прав.

Конституционное право на личную жизнь предполагает также право на смену пола. Такие операции проводятся в наших государствах. По их завершении лицу выдаются новые документы с указанием его новой половой принадлежности.

Обеспечение прав и свобод граждан является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство га-

рантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства. Повышенного внимания в этой связи требует решение вопроса о реализации инвалидами своих прав, в том числе обеспечение им возможности свободно передвигаться.

Как отмечено в Национальном плане действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017—2025 годы «по итогам 2016 года численность инвалидов, получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, составила 554,9 тыс. человек (5,8 процента от численности населения страны), в том числе инвалидов I группы — 86,5 тыс. человек, II группы — 266,4 тыс. человек, III группы — 172,4 тыс. человек, детей-инвалидов в возрасте до 18 лет — 29,6 тыс. человек. Удельный вес женщин с инвалидностью в общей численности инвалидов составил 54,8 процента. В Республике Беларусь в 2016 году впервые признано инвалидами 58 275 человек, из них 54 454 человека — в возрасте 18 лет и старше, 19 950 человек — в трудоспособном возрасте, 3 821 человек — до 18 лет. Уровень первичной инвалидности населения республики в целом за 2016 год по сравнению с 2015 годом снизился на 3,5 процента, в том числе среди взрослого населения — на 3,6 процента, трудоспособного населения — на 3,7 процента. Среди детского населения уровень первичной инвалидности вырос на 2,5 процента. Среди взрослого населения структура заболеваний при первичной инвалидности, приводящих к инвалидности, относительно стабильна. На первом месте — болезни системы кровообращения (43 процента), на втором — новообразования (24,2 процента), на третьем — болезни костно-мы-шечной системы и соединительной ткани (7,6 процента). Уровень врожденных аномалий у детей до 18 лет составляет 25,3 процента, у 16,8 процента детей причиной инвалидности являются болезни нервной системы, болезни психического расстройства составляют 16,6 процента» [11].

Ряд положений конституций Российской федерации и Республики Беларусь посвящен вопросам брака, семьи, материнства, отцовства и детства: они находятся под защитой государства. В них содержится ряд норм, направленных на обеспечение

соматических прав, в частности, на реализацию репродуктивных прав. Согласно части второй статьи 32 Конституции Республики Беларусь женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. Обратим внимание: из содержания данной нормы следует, что законодатель обеспечивает заключение брака разнополыми лицами. Заключение брака лицами одного пола у нас не предусмотрено, регистрация такого брака зару-бежом также не признается. Решение данного вопроса упрощается пока наши государства состоят в межгосударственных образованиях (Союзное государство, Евразийский экономический союз, СНГ), где однополые браки не легализованы. Например, в Румынии Конституционный Суд постановил, что однополые супружеские пары могут считаться семьями и проживать на территории страны, если один из супругов — гражданин ЕС [12].

В развитие положений, содержащихся в статьях Конституции Российской Федерации и Республики Беларусь, определяющих гарантии права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, принят ряд актов -законов, указов, постановлений Министерств здравоохранения. В этих актах законодательства решен ряд вопросов, касающихся соматических прав: оказание медицинской помощи беременным женщинам, проведение операций по экстракорпоральному оплодотворению, суррогатному материнству, прерыванию беременности, эвтаназии, смены пола и др.

Среди соматических прав, к которым относят сексуальные права, также называют проституцию. Нашим законодательством она запрещена и наказуема. В частности, согласно ст. 17.5 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях занятие проституцией влечет наложение штрафа в размере от шести до двадцати базовых величин или административный арест. То же действие, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин или административный арест.

Реализация некоторых соматических прав может быть препятствием для выполнения воинских

обязанностей. Вместе с тем, на наш взгляд, можно было предусмотреть особенности ее замены альтернативной для некоторых категорий граждан.

Таким образом, имеет место взаимодействие соматических прав с иными правами граждан. Важно, чтобы при дальнейшем развитии национального законодательства, правоприменительной практики в полной мере обеспечивались конституционные принципы и нормы, законные интересы граждан и общества в целом, культурные традиции народа.

Литература

1. Крусс В.И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы. Государство и право, 2000. № 19.

2. Абашидзе А.Х., Солнцев А.М. Новое поколение прав человека: соматические права человека. Московский журнал международного права. 2009. № 1 (73).

3. Василевич Д.Г. Соматические (личностные) права. Монография / Д.Г. Василевич. Минск: Меж-дунар. ун-т «МИТСО», 2013.

4. Василевич Д.Г. Конституционные основы реализации соматических прав: теория и практика: монография/ Д.Г. Василевич. Минск: Адукацыя и выхаванне, 2018.

5. Малая советская энциклопедия. Гл. ред. Б.В. Введенский. В 10-ти т. Т. 8. 3-е изд. М.: Государственное научное издание «Советская энциклопедия». 1960.

6. Лаврик М.А. К теории соматических прав человека / М.А. Лаврик // Сибирск. юрид. вестн. 2005. № 3.

7. Старовойтова О.Э. Юридический механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина в Российской Федерации: историко-правовой и теоретический анализ: дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.01. СПб., 2006.

8. Нестерова Е.М. Личностные (соматические) права в системе прав человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Е.М. Нестерова. М., 2014.

9. Ковлер А.И. Антропология права / А.И. Ков-лер. М.: Норма, 2002.

10. Любовь Касперович. Беременность в доме престарелых была ЧП. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.tut.by/society/599490.html. Дата доступа:11.07.2018.

11. Об утверждении Национального плана действий по реализации в Республике Беларусь положений Конвенции о правах инвалидов на 2017—2025 годы»: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.2017 № 451 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.

12. Конституционный суд Румынии уравнял в правах гомосексуальные пары [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.tut.by/ world/609644.html. Дата доступа: 02.10.2018.

Актуальные проблемы

государственной

политики

Актуальные проблемы государственной политики: учебник для студентов вузов / [В.И. Якунин и др.]. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017.

В учебнике рассмотрены актуальные проблемы государственной политики на современном этапе. Дается характеристика базовым политическим категориям и понятиям на примере богатого исторического и социологического материала. Особое внимание уделяется цивилизационным аспектам формирования государственной политики.

Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.