И. В. ГОНЧАРОВ,
заведующий кафедрой государственного строительства и права, доктор юридических наук, профессор (Академия генеральной прокуратуры Российской Федерации) E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.02 -конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право.
I. V. GONCHAROV,
Doctor of Law, Professor,
Head of the Department of the State
Construction and Law
(Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation)
Scientific speciality: 12.00.02 — Costitutional Law; Costitutional Lawsuit; Municipal Law.
УДК 341.231.14
Соматические права: вопросы юридического признания и практика реализации
Somatic Rights: Legal Issues Recognition and Practice of Realization
В статье рассматриваются актуальные и проблемные вопросы юридического признания нового поколения прав человека, а именно соматических прав, а также становление данного института в историческом аспекте, юридическое закрепление соматических прав в России и в мире, проблемы их реализации в современном мире.
Соматические права, поколения прав человека, классификации прав и свобод гражданина, эвтаназия, трансплантация, клонирование, реализация.
The article discusses the actual and problem issues of legal recognition of the new generation of human rights, namely the rights of the formation of somatic Institute historically, anchoring somatic rights in Russia and the world, also problems of their realization are considered.
Somatic right, generations of human rights, classification of the rights and freedoms of the citizen, euthanasia, transplantation, cloning, realization.
Интенсивное развитие науки, стремительный технологический прогресс, являясь основными характеристиками современного общества, не могут не сказаться на этико-пра-вовых основах жизни последнего. В исторической ретроспективе каждый этап развития социума объективно сопровождался формированием и последующим государственным закреплением определенного «поколения прав», будь то личные и политические, социально-экономические и культурные права и, наконец, третье поколение так называемых прав солидарности [6]. В связи с этим вышеуказанные изменения общественной жизни, в частности высокие достижения биомедицинской науки, также привели к необходимости выделения нового поколения прав человека, которые в правовой доктрине получили название сома-
тических, или «телесных» прав [1]. Данные права можно охарактеризовать как «признанную государством и обществом возможность определенного поведения, выражающуюся в полномочиях по распоряжению человеком своим телом» [1]. К числу соматических прав относят, например, «право на смерть (эвтаназия), репродуктивные права так называемого позитивного характера (искусственное оплодотворение) и репродуктивные права негативного характера (аборт, стерилизация, контрацепция), сексуальные права, права человека распоряжаться своими тканями и органами, право на изменение пола» [3]. Следует отметить, что нормативно-правовая регламентация соответствующих общественных отношений сопряжена с целым комплексом морально-этических и духовных проблем, так как рассматриваемые права от-
24
личаются сугубо личным характером и тесной взаимосвязью с физиологической природой человека.
Соматические права — это не нечто новое. Если обратиться к историческим правовым актам, то можно увидеть, что, например, в Русской Правде уже велась речь о телесных наказаниях. В Англии пошли еще дальше: в начале XVII в. в английском законодательстве определялась стоимость человеческого тела и его органов. В настоящее время законодатель стал уделять еще больше внимания соматическим правам и всему, что с ними связано, но, к сожалению, не настолько, насколько хотелось бы.
В частности, чем больше человечество эволюционирует и развивается, тем больше возникает несопоставимых по своей природе конфликтов между наукой и моралью. Если для науки вполне нормально производить трансплантацию человеческих органов, а также допустимо их клонирование, то морально-этические соображения тормозят эволюцию и не дают законодателю принимать соответствующие законы.
Следует отметить, что в мире на сегодняшний день действует достаточно много правовых актов в отношении регулирования соматических прав. В частности, особым документом в этой области можно считать Конвенцию о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины, которую принял Совет Европы в 1997 г. В данной Конвенции прописаны основные положения в биотехнологической области, например, право на признание преобладания интересов и благ отдельного человека над интересами общества или науки. Конвенция предусматривает участие и государств, не входящих в Совет Европы.
В основном вопросами международного правового регулирования отдельных категорий соматических прав занимается Организация Объединенных Наций в силу ее универсального характера. Так, Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС) принял резолюцию 2001/39 от 26 июля 2004 г. «Генетическая конфиденциальность и недискриминация», Комиссия по правам человека ООН приняла резолюцию 2003/69 от 25 апреля 2003 г. «Права человека и биоэтика». 6-й комитет (юридический) Генеральной Ассамблеи ООН с 2001 г. в течение четырех лет обсуждал проект международной конвенции ООН против клонирования человека. В результате острых разногласий и отсутствия консенсуса по принципиальным вопросам конвенции Комитет был вынужден подготовить не конвенцию как императивный документ, а Декларацию ООН о клонировании человека, которая была принята Генеральной Ассамблей ООН в 2005 г.
Анализ юридической литературы в отношении изучения соматических прав показывает, что в большинстве своем ученые сходятся во мнении, что одним из первых, кто выделил соматические права в отдельную группу, был В. И. Крусс, который писал, что «среди правопритязаний личности, представляющей человечество на рубеже третьего тысячелетия от Рождества Христова, можно выделить и обособить группу таких прав, которые основываются на фундаментальной мировоззренческой уверенности в «праве» человека самостоятельно распоряжаться своим телом, осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже фундаментальную «реконструкцию», изменять фундаментальные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами» [4]. В частности, В. И. Крусс считает, что это следующие права: право на смерть, право на трансплантацию органов, изменение пола, право на гомосексуальные контакты, право на употребление наркотиков и психотропных средств, право на искусственное репродуктирование, право на клонирование, право на аборт, стерилизацию и виртуальное моделирование. Соматическими правами он назвал их потому, что они носят исключительно личностный характер.
А. И. Ковлер считает, что здесь по существу «речь идет о правах на манипуляции с телесной субстанцией», т. е. о юридической антропологической проблеме [2].
Как верно отмечает В. И. Крусс, «соматические права очень трудно вписать в существующие классификации прав и свобод гражданина, наряду с тем, что указанные права направлены на защиту телесной и духовной целостности, одновременно лицо может выдвигать и определенные притязания к обществу, по большей части имеющие персонифицированный характер» [4]. А. И. Ковлер дополняет выводы В. И. Крус-са, говоря о том, что соматические права не что иное, как разновидность личностных прав [2]. С такой позицией невозможно не согласиться, так как действительно соматические права связаны непосредственно с самим человеком, с его телесной и духовной субстанцией.
А. И. Ковлер видит ядром соматических прав право на жизнь и достоинство человека, свободу совести, право на свободу и личную неприкосновенность, которые являются базовыми для личностных прав. Несмотря на это, необходимо привести точку зрения М. А. Лаврика о двойственном характере природы соматических прав. Он считает, что «при детальном рассмотрении явно вырисовывается связь соматических прав с социально-экономическими и культурными правами. Так, права в сфере осуществления операций по пересадке орга-
нов и тканей, по перемене пола имеют первооснову в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь, репродуктивные права применительно к России связаны с положениями Конституции о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Право на распространение порнографических изданий нередко связывается со свободой выражения. И хотя, возможно, отдельные суждения представляются спорными, ясно одно, четкое отнесение соматических прав к группе личных представляется далеко не бесспорным» [5].
Существуют разные подходы к пониманию возникновения и генезиса соматических прав. Кто-то считает, что «появление каждого нового поколения прав человека обусловлено определенными серьезными изменениями в обществе, переменой мировоззренческих установок» [3]. Другие полагают, что «соматические права — часть естественных прав, при этом в системе соматических прав право на жизнь и право на смерть являются центральными» [8].
Трудно сказать, какая точка зрения представляется предпочтительной, но никто не будет отрицать, что некоторые соматические права или их реализация стали возможными благодаря достижениям медицины, научно-техническому прогрессу, изменению общественной психологии, определенной коррекции морально-этических норм. Большинство ученых считают, что В. И. Крусс проделал огромную работу в этом направлении, так как он делал акцент не только на самих соматических правах, но и показал необходимость взаимодействия таких научных направлений, как юридические науки, религия, философия, медицина. Трудно не согласиться с данной необходимостью, так как тело человека следует рассматривать не только с анатомической точки зрения, но и как определенного рода сосуд, обладающий духовной наполненностью.
В данной связи, с точки зрения В. И. Крусса, всегда есть опасность того, что в погоне за научно-техническим прогрессом человечество может потерять себя. Соответственно, очень сложно понять оптимизм ряда авторов, которые считают, что в современном мире у каждого «появилась реальная возможность не только улучшить мир вокруг себя, но и изменить весь человеческий род» [4].
При изучении и анализе данного, достаточно щепетильного вопроса — о соматических (телесных) правах человека — нельзя обойтись позицией не только науки, но также необходимо учитывать позицию Церкви. По вполне понятным причинам Русская православная церковь не разделяет такого прогресса человечества и не поддерживает людей, стремящихся добровольно уйти из жизни, сменить пол, сде-
лать аборт и т. п. Все эти действия идут вразрез с православными догмами. И никто не будет отрицать, что это несправедливо.
Несмотря на достаточно обширное количество публикаций, посвященных институту соматических прав, можно смело утверждать, что до сих пор не выработана четкая система их классификации, что приводит к неоднозначному их толкованию. В большинстве случаев авторы обращаются к классификации, разработанной М. А. Лавриком [5], который выделил следующие соматические права.
Первое телесное (соматическое) право по его классификации — это право на смерть. Данное право — одно из самых спорных человеческих прав, вызывающих интерес как простого гражданина, так и исследователя. В случае реализации данного права все другие права теряют в своей сущности весь смысл. Право на смерть — это предоставленная человеку возможность сознательно и добровольно в определенный, выбранный им самим момент времени уйти из жизни способом, который он выбрал сам. Существуют два основных способа реализации права на смерть. Как правило, к ним относят суицид и эвтаназию. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1 предусматривают норму, запрещающую эвтаназию (ст. 45). Тем не менее, несмотря на это, данную норму не перестанут обсуждать, так как данная проблема всегда была предметом множества дискуссий. В указанном контексте интересен мировой опыт, который подводит нас к тому, что большинство развитых государств давно легализовало данный институт. При решении вопроса о наличии у граждан соматических прав именно право на эвтаназию встает во главу угла как соответствующее выделение из принципа, провозглашенного Конституцией Российской Федерации, — право каждого на достойную жизнь. Следует прислушаться к мнению ряда авторов, которые справедливо отмечают, что запрет государством эвтаназии для лиц, которые смертельно больны и которые вынуждены в связи с этим испытывать ежедневные муки боли, не заглушаемые даже сильнодействующими препаратами, это своего рода пытка, применяемая к ним со стороны государства, продолжающаяся для них изо дня в день. В этом и заключается прежде всего проблема реализации данного рода прав. В теории они вроде бы есть, а на практике нет. Наше законодательство не предусматривает для ин-курабельных больных (граждан РФ) полноценно реализовывать свои конституционные права,
1 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федер. закон от 21 ноября 2011 г. № З23-Ф3 // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
26
в частности право на эвтаназию, что не только нарушает их права, но и несет для них моральные и физические страдания. Хотя, конечно, стоит признать, что единой позиции по этому вопросу не будет никогда, и это нормально.
Второй разновидностью соматических прав М. А. Лаврик называет права человека распоряжаться своими органами и тканями. На сегодняшний день огромное количество дискуссий ведется в сфере трансплантологии. Многие относятся достаточно негативно к самому моменту изъятия органов после смерти человека. В международной практике есть два варианта оснований посмертного донорства, т. е. два решения, будут ли использоваться органы ушедшего из жизни человека для спасения жизней других людей. Один вариант — это презумпция несогласия, и тогда, как правило, требуется дополнительно оформлять согласие на посмертное донорство еще при жизни человека и (или) о таком согласии должны заявить родственники умершего. Второй вариант (презумпция согласия) во многих странах считается более гуманным: предполагается, что люди становятся посмертными донорами, если при жизни специально не заявили о своем несогласии на это.
Третью категорию соматических прав составляют сексуальные права. Данная категория прав является достаточно новой для науки и тоже весьма спорной. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) под этими правами понимает возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности; сексуальное образование; выбор партнера; возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет; самостоятельно решать вопрос о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак и др. И здесь в сфере реализации данного рода соматических прав также не все просто, в случае признания данных прав за гражданами автоматически встает вопрос, например, о легализации проституции, что уже сделано во многих странах мира. Еще более спорными вопросами в сфере реализации сексуальных прав человека являются, например, правовое регулирование положения сексуальных меньшинств и оборот порнографической продукции. Разные страны по-разному подходят к решению этих вопросов.
Четвертая категория соматических прав — это репродуктивные права человека. Данная категория прав, как правило, разделяется на две категории: репродуктивные права негативного характера (аборт, стерилизация, контрацепция) и репродуктивные права позитивного характера (искусственное оплодотворение). Здесь тоже все не так просто. Например, проблема реализации права на аборт, которая разделила мир на два лагеря, и дебаты об этом праве женщины
ведутся на всех континентах. Дискуссии о проблемах аборта во многих странах мира ведутся на уровне политики государства: противники права женщины на аборт борются за законодательное ограничение или вообще запрет этого права, а противоположная сторона выступает за отмену или хотя бы смягчение этих норм.
Конечно, для большинства — это прежде всего моральная проблема. Ведь речь идет о начале человеческой жизни, о праве женщины. Можно ли это законодательно урегулировать? Во все времена женщины находили способы прерывать беременность и избавлялись от эмбрионов. Однако в мире всегда существовало и будет существовать мощное лобби против абортов, а в некоторых странах до сих пор существует запрет на это право женщины. В нашей истории это тоже было. В 1936 г. в СССР было принято постановление о запрете абортов. Это привело к тому, что данный запрет создал все условия для расцветания «черного рынка» абортов, которые очень часто проводили люди без какого-либо медицинского образования. Смертность от последствий искусственного аборта возросла моментально: в 1935 г. в России был зафиксирован 451 случай смерти, 1936 — уже 910 случаев. В 1935 г. смерти от абортов составляли 26 %, в 1940 г. — уже 51 %, а в начале 50-х гг. XX в. эта доля превысила 70 %. В XXI в. уже пришло осознание того, что прежде всего женщина сама вправе принимать соответствующие решения. Однако дискуссия о праве на аборт и праве на жизнь будет всегда. На данном этапе вопрос о праве на аборт остается достаточно спорным, так же как и о других соматических правах человека.
Следующая категория соматических прав тоже считается достаточно спорной на сегодняшний день, хотя и не новой. Это право изменить пол, т. е. право на изменение пола с женского на мужской и мужского на женский. Основанием для признания данного права за гражданином является наличие особого заболевания — транссексуализма. Если проанализировать законодательные вопросы в отношении данного права, то остается неясным, какого мнения придерживается законодатель, соответственно, правовое регулирование права на перемену пола является пробельным. Одним из основных моментов, «тормозящих» данный процесс со стороны законодателя, является необходимость создания механизма реализации права на перемену пола в случае его признания, что пока является достаточно проблематичным.
Говоря о соматических правах, можно упомянуть о праве на употребление наркотиков и психотропных веществ. В некоторых странах это считают правом человека. В России данное право категорически не рассматривается [7], и это представляется совершенно справедливым.
Таким образом, можно сделать вывод, что появление принципиально нового поколения прав человека, а именно соматических, является фактом объективным и свершившимся. Однако также приходится констатировать, что институт соматических прав, его правовое регулирование как в России, так и за рубежом являются достаточно проблемными. Во-первых, это связано с особенностями прав, входящих в понятие «соматические»; во-вторых, до сих пор со стороны большинства граждан прослежива-
ется негативное отношение к присутствию такого рода прав у людей; в-третьих, недостаточное правовое регулирование соматических прав приводит к возникновению проблем в процессе практической реализации их использования. Законодатель не берет на себя ответственность за разработку механизма их практической реализации. Соответственно, данный институт требует дополнительного изучения и осмысления, в том числе и с целью выработки его научного и общего нормативного решения.
Список литературы:
References:
1.
2. 3.
5.
6.
7.
Абашидзе А. А., Солнцев А. М. Новое поколение прав человека: соматические права // Московский журнал международного права. 2009. № 1 (73).
Ковлер А. И. Антропология права. М., 2002. Кокамбо Ю. Д. Соматические права человека как новое поколение прав личности // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 68. Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и фило-софско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10. Лаврик М. А. К теории соматических прав человека // Сибирский юридический вестник. 2005. № 3.
Моисеева Е. Ю. Концепция соматических прав человека в современном российском праве // Юридическая наука и практика. 2016. № 4. Т. 12.
Мохов А. А. Основы медицинского права Российской Федерации (Правовые основы медицинской и фармацевтической деятельности в РФ). М., 2015.
Старовойтова О. Э. Юридический механизм реализации и защиты соматических прав человека и гражданина в Российской Федерации: историко-правовой и теоретический анализ: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2006.
1.
2. 3.
6.
7.
Abashidze al. A., Solncev A. M. Novoe pokolenie prav cheloveka: somaticheskie prava // Mos-kovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava. 2009. № 1 (73).
Kovler A. I. Antropologiya prava. M., 2002. Kokambo Yu. D. Somaticheskie prava cheloveka kak novoe pokolenie prav lichnosti // Vest-nik Amurskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2015. № 68. Kruss V. I. Lichnostnye («somaticheskie») prava cheloveka v konsti-tucionnom i filosofsko-pravovom izmerenii: k postanovke problemy // Gosudarstvo i pravo. 2000. № 10. Lavrik M. A. K teorii somaticheskih prav cheloveka // Sibirskij yuridicheskij vestnik. 2005. № 3.
Moiseeva E. Yu. Koncepciya somaticheskih prav cheloveka v sovremennom rossijskom prave // Yuridicheskaya nauka i praktika. 2016. № 4. T. 12.
Mohov A. A. Osnovy medicinskogo prava Rossi-jskoj Federacii (Pravovye osnovy medicinskoj i farmacevticheskoj deyatel'nosti v RF). M., 2015.
Starovojtova O. E. Yuridicheskij mekhanizm re-alizacii i zashchity somaticheskih prav chelove-ka i grazhdanina v Rossijskoj Federacii: istoriko-pravovoj i teoreticheskij analiz: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. SPb., 2006.
27