ничего нет и который делает доступным для нас другое онтологическое измерение. И красота как таковая существует только на этом пределе, а может быть, и выходит за него, существует на месте граничного сознания. Этот предел её обосновывает, а потому в ней есть нечто от трансцендентности. Сама реальность как нечто единое представляется ему чем-то обладающим многообразной природой, той многообразностью, что соединяет несовместимое. Вся его система держится интуицией такого единства, которое есть условие возможности множества, создающего напряженность в многообразных проявлениях человеческого существования, включая и познание.
Эстетическое как особый мир, в той или иной мере близкий каждому человеку, играет огромную роль в формировании, воспитании личности. Поэтому важно понять сущность эстетического. Эстетическое учение B.C. Соловьёва представляется нам сегодня актуальным, т.к. все рассматривается им с точки зрения главной идеи, идеи всеединства, объединяющей в единое целое все многообразие этого мира. Таким образом, создается целостная картина мира, целостное мировоззрение, что сегодня необходимо человеку. Эстетика B.C. Соловьёва - это не просто аналитическое, но и синтетическое учение, что способствует развитию самостоятельного критического мышления.
Н.П. КРОХИНА
Шуйский государственный педагогический университет
СОЛОВЬЁВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ВСЕЕДИНСТВА (СОФИОСФЕРА) И ЕЁ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОПЛОЩЕНИЯ
Универсальный синтез представляет собой социально-политическое учение Соловьёва, сочетавшее личную свободу с принципом социальной справедливости. Поиски примиряющего противоположности третьего пути определяют не только социальную философию Соловьёва, но и всё творчество мыслителя. Всеединством измеряются все ценности в соловьёвском мире. В лице Соловьёва русская мысль (вслед за русской литературой)
искала перехода от дуальных моделей мышления к целостному видению мира. Потому и является ему образ Софии. Соловьёв потому и становится основоположником новой эпохи отечественной культуры, так как в своей философии всеединства выразил не только русский национальный идеал, не только фантазмы новоевропейского сознания, но и глубинную закономерность мировой культуры. Философия всеединства обнаруживает глубинную общность Запада и Востока, средиземноморской и индийско-тихоокеанской культур, культуры высокой и народной, традиционной и современной. «На грани распада мир ищет Целое»1.
Замыслы синтеза отражали процесс глобальной переориентации европейского сознания с классических антропо- и логоцен-трических позиций на позиции онтологические: целое - мера всех вещей, человек - хранитель бытия, - которые всегда главенствовали на индийско-тихоокеанском Востоке как откровение Божественного. К всеохватности стремится новоевропейское искусство в своих высших достижениях. Важнейшим принципом мироот-ношения становится двуединство полярностей. Европейский человек Нового времени стремится «расширить свою душу, чтобы она снова могла объять вселенную»2. Или, как писал Соловьёв, «истинная индивидуальность есть некоторый определённый образ всеединства»3. Культ Вечной Женственности утверждали в европейской культуре Гёте и романтики, у нас - Соловьёв. «Для Бога Его другое (т.е. вселенная) имеет от века образ совершенной жен-
4
ственности» .
В природе всё едино, в естественном порядке вещей всё чередуется, а не противостоит друг другу. Бытие - неизбывное событие, вечное превращение - утверждала даосско-дзэнская мудрость Востока. Одна форма перетекает в другую. В соловь-ёвской Софии также важен принцип текучести и подвижности смыслов. Этот мир превращений открывается символической матрице сознания, сочетающей мгновенное и вечное, часть и целое. Каждая вещь неисчерпаема, ибо связана со всем миром. Для восточной мудрости характерно представление об изначальной упорядоченности мира. Изначальная природа всего чиста, совершенна, она есть Брахман, есть Дао, есть София, нужно лишь выявить ее, освободить сознание от заблуждений, ибо «мир есть София в своей основе и не есть София в своем состоя-
нии»5. Утверждалась сокровенная женственность бытия, явленная Соловьёву в египетской пустыне («Три свидания») или на озере Сайма. Даосские философы говорили, что миром движет «безудержная радость», «ничем не омрачаемое упоение чистой игры бытия, где не существует правил»6. Или, по Соловьёву,
7
«жизнь по самому широкому своему определению есть игра» . Такова библейская София: «Я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во всё время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Притчи Соломона, VII,30 - 31). Внутренней приобщённости к «лёгкому дыханию» жизни, к витальной онтологии целого, доверия к творческой силе жизни искала вся европейская культура на исходе Нового времени.
1 Григорьева Т.П. Дао и Логос: Встреча культур. М., 1992. С.23.
2 Гессе Г. Избранное. М., 1977. С.258.
3 Соловьёв Вл. Смысл любви // Соловьёв B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991. С. 114.
4 Там же. С. 145 - 146.
5 Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., 1994. С. 195.
6 Малявин В.В. Сумерки Дао: Культура Китая на пороге Нового времени. М., 2000. С. 357.
7 Соловьёв Вл. Красота в природе // Соловьёв B.C. Указ. соч. С. 48.
A.B. ГУНЧЕНКО
Ставропольский государственный университет
КОНЦЕПТ «ПОЭТ» В ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ B.C. СОЛОВЬЁВА
Философское творчество В.С.Соловьёва в последнее время стало предметом пристального исследовательского внимания со стороны представителей самых различных областей гуманитарного знания. Особым образом активизируется лингвистическое направление в изучении идейного и теоретического наследия мыслителя, ориентированное, главным образом, на анализ семантического и концептуального аспектов религиозно-философского дискурса, единство которых представляется взаимообусловленным и нерасторжимым. Анализ концепта как при-