УДК 338.22(571.66)
СОКРАЩЕНИЕ СИСТЕМНЫХ ДИСПРОПОРЦИЙ РАЗВИТИЯ
МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАМЧАТСКОЙ ОБЛАСТИ МЕТОДАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Ю.С. Мороиші. Р.И. Ижбо.чдин (КалгчатГТУ)
Статья поснящеиа «опросам, связанный с проблемами ftai*и>»м шпоео предпринимательства, их системным ха/нікти/юм, способами организации ссти notkicp-Mtcu как eocyviap-ственньїии, так и каимерческими структу/шхги
This article is dev/jted to the problems connected with the development of small business, its systematical character and methods of organizing net support both of state anti commercial establishments
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики Камчатской области сегодня явно недостаточен, Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, гак и отсутствием государственной поддержки малого предпринимательства. Между тем малые предприятия как неустойчивые структуры, наиболее зависимые от колебаний рынка, нуждаются r разносторонне»! государственной поддержке.
Социапьная функция малих, предприяіий состоит в их способности в больших масштабах поглошать незанятую рцбочук» силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий гто наибапес дешевый путь к рынку.
Как показывает опыт мнотх стран, малое предпринимательство играет весьма важную роль в экономике. Его развитие влияет на экономический рост, ускорение научно технического про-ipecca, насыщение рынка товарами необходимого качества, создание дополнитспьных рабочих мест, т. с. этот вил деятельности решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы Во всех экономически развитых сі ранах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.
В создании региональной инфраструктуры заинтересованы как субъекты малого предпринимательства, так и органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Малые предприятия и индивидуальные предприниматели обеспечивают значительные поступления средств в местные и региональные бюджеты.
При областной администрации действует Общественный со вс г но предпринимательству при губернаторе Камчатской области и Координационный совет по устранению административных барьеров развитию предпринимательства в Камчатской области. Их деятельность направлена па создание условий для эффек тинного развития малого бизнеса и максимальное сокращение возникающих барьеров. Однако, несмотря на то что в их состав входят представители общественных объединений предпринимателей и сами предприниматели, чг|н фсктивность их работы недостаточна.
В Камчатской области сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса. В ее сое папе такие организации, кик Государственный фонд развит» и поддержки малого предпринимательства в Камчатской области. Торі х)во-промы пшенная палаш Камчатской облает, государственное унитарное предпршгтие «Камчатский выставочный центр», некоммерческое паріперсіво «Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатки» и еще восемь общественных обьедипений предпринимателей, призванных решать проблемы малого предпринимательства 11).
Переход к ускоренному развитию малого предприниматсльствл требует совершенствования «внешней» среды, в которой осуществляет свою деятельность малый бизнес, в первую очередь-нормативной правовой базы. Большое значение для развития малого предпринимательства имеет ФЗ .Vo XX от 14.06.95 т. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Многие пазоження этого закона устарели, а некоторые вошли ы противоречие с действующими Гражданским и Бюджетным кодексами IIJ.
Другим необходимым требованием дня успешного развития малого предпринимательства является стабильная и хорошо действующая налоговая система Чрезмерное налоговое бремя лишает малый бизнес возможности своевременно формировать необходимый запас оборотных средств, отвлекая значительную часть финансовых ресурсов на покрытие налоговых обяза тсльств. Колсе того, малые предприятия часто несут дополнительные расходы в виде оплаты консультационных услуг для того, чтобы действовать в рамках закона.
Несмотря на решение ряда проблем, сдерживающих развитие малого предпринимательства, наиболее острой проблемой остаются административные барьеры со стороны 42 контролирующих органов на іерриторин Камчатской области. Существующая неэффективная и трудоемкая система контроля деятельности субъекюв малого предпринимательства является для последних одним и» административных препятствии для нормальною развития и требует совершенствования. Основным инструментом в механизме устранения барьеров н ршкигии предпринимательства должна стать сотласованная работ органон государственной пласти всех уровней с учетом реальных общественных интересов, а также интересов хозяйствующих субъектов и их объединений.
Острейшей проблемой является разрешение вопросов арендных отношений, Процедуры, связанные со строительством новых помещений, требуют длительного времени и больших денежных средств, непосильных для предпринимателей, н святи с чем им приходится отказываться ог намерений вести строитсльно-монтажныс работы и расширять собственное производст во.
Недостаток финансов представляет собой одну из основных трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели, хотя по ключевой фактор начала и развития любого бизнеса Большая часть малых предприятий страны нуждается во внешних источниках финансирования. Панковские кредитные ресурсы фактически остаются недоступными для малого предпринимательства из-за высокой процентной ставки. Система предоставления малым предприятиям льготных кредитов через фонды поддержки малого предпринимательства в последнее время фактически не дейст вует, что также является существенным тормозом в развитии матого предпринимательства :2].
Данные проблемы носят системный характер. Для их решения необходим комплексный подход, так как отдельные мероприятия не смогут кардинально изменить ситуацию в развитии малоїX) предпринимательства. В этих условиях важнейшим фактором существования последнего является организация своеобразной сети его поддержки, я именно:
- информационная (обеспечение возможностей пользования информационными сетями и техническими библиотеками, доступ к базам данных);
финансовая (наличие многочисленных доступных источников рискового капитала); материально-техническая (сдача в аренду и возможность покупки, в гом числе на льготных условиях, средой производства);
- консультативная (развитие специализированных услуг консультирования, ориент ированных на организаторов мелких предприятий, по вопросам налогообложения, страхования, планирования. маркетинга, веления отчетности, оформления патентов).
На создание данной сети направлены сегодня усилия федерального правительства, местных органов власти, общественности и частого бизнеса.
Сложившаяся в последние годы ситуация в производственном сскторс экономики требует зна-чиїельной активизации специальных мер государственной поддержки малого предпринимательст ва. При создании благоприятных условий предпринимательство н целом будет носить цивилизованный характер, и все большее количество субъектов матого предпринимательства будет выходить из «теневой» экономики, легализуя свой бизнес и увеличивая пополнение бюджетов всех уровней
Литература
1. О государственной поддержке матого предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ.
2. Блинов Л.СУ Малое предпринимательство. Орі анизаиионные и правовые основы деятель ноет и. М.: Ось-89, 1997 -336 с.