Научная статья на тему 'Совершенствование региональной экономической политики по поддержке и развитию малого бизнеса на Камчатке'

Совершенствование региональной экономической политики по поддержке и развитию малого бизнеса на Камчатке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуликов Алексей Олегович

Рассматривается сложившаяся ситуация в сфере малого бизнеса Камчатской области и основные направления государственной и региональной политики по его развитию. Прове-ден анализ основных мероприятий региональной власти по поддержке и развитию предпри-нимательства. Указаны основные направления возможного совершенствования региональ-ной политики по развитию малого бизнеса на Камчатке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The present situation in the sphere of small-size enterprises of the Kamchatka area and the ba-sic directions of the state and regional policy on development of small-size enterprises are studied in the article. The basic measures of state and regional authority in the sphere of support of the de-velopment of small-size enterprises are analyzed. The basic ways of possible improvement of the re-gional policy on development of small-size enterprises on Kamchatka are pointed out.

Текст научной работы на тему «Совершенствование региональной экономической политики по поддержке и развитию малого бизнеса на Камчатке»

УДК 334+332.143(571.66)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА НА КАМЧАТКЕ

А.О. /Нуликов (Ка.нчатГТУ)

Рассматривается сложившаяся ситуация п сфере stawo бичмеса Камчатский области и оепшные направления государственной и региональной политики по eto развитию. Проведен anaiuj основных мероприятий рвгиона^ыюц няасти по поддержке и развитию предприми иатечьетва Указаны основные направления аохчожпоео совершенстпонакия региональной политики по развитию малого бичнеса на Камчатке

The present situation т the sphere ofsmall-size enterprises of the Kamchatka area and If a- ha• sic directions of the slate and regional policy on development of small-size enterprises ant studied in the article. The bask: measures of state and regional authority in the sphere of support of the development qfsmall-sae enterprises are analyzed. I he basic ways of possible improvement of the regional policy on development of smaU-size enterprises on Kamchatka are pointed out

На современном этапе экономического развития России Камчатская область находится явно не в числе лидеров, в том числе и в сфере ратигия малого бичнеса и предпринимательства. Государственные программы поддержки и развития малого предпринимательства, которые принимались в ношен егранс с IWI г., предусматривали следующие мероприятия.

Первое направление должно было обеспечивать: (|юрмировоние пакета нормативно-чаконодатсльных актов, включая предельно упрошен им П (чанвтсльный) порядок регистрации и лицензирования предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и бухгалтерского учета, допуск малых предприятий к реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку о1ечест-венных производителей; качество, безопасность и конкурентоспособное! ь юваров и услуг, производимых малыми предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых помещений в результате реструюуртации крупных предприятий; защиту от рэкета; преодоление административных барьеров.

Второе направление предполагало формирование региональных центров поддержки предпринимательства на базе существуюших структур, чюбы обеспечить широкий спектр услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансовые, информационные, консал тинговые, по стандартизации и иные. Было также предусмотрено сование информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера: о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии на рынке.

Третье направление было ориентировано на созлание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств юсу дарственной •издержки. инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых предприятий прежде всею для самоиннсстироклнин. Предусматривалось проектное финансирование, предоставление гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых технологий, взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработ ка документов нормативного и методическою характера (на федеральном уровне), а также ортнизация в районах сет специализированных финансово-кредитных и инвестиционных институтов поддержки малого предпринимательства.

Федеральные пр01раммы содержали шесть разделов, отражающих приоритетные направления государственной поддержки малого предпринимательства:

нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства (содержит мероприятия по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малого пред ириннмятсльстпа, и анализу регионального законодательства);

— развитие прогрессивных финансовых технологий (оиределяе! меры но развитию прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов, н том числе создание специализированных кредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов, использование гарантийных механизмов крсдитно инвестиционной поддержки малых предприятий, развитие лизинга и франчайзинга, системы самофинансирования малого бизнеса и мнкрокредитования);

- реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства (определяет приоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых в 2000 2001 гг. должно смимули-

решаться развитие малого предпринимательства, в том числе агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции, малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления, малая строительная индустрия, транспорт и транспортно-экспедиционная деятельность. дорожное хозяйст во и придорожный сервис, почтовоинформационный сервис, инновационная сфера, общественное питание и сфера услуг):

- повышение эффективности использовании созданной инфраструктуры поддержки малою предпринимательства и информационных систем (повышение тффсктивности существующей институциональной системы, мониторит действующих элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельности государственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субьекюв инфраструктуры, распространение передового регионального опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства. интефация и взаимодействие информационных систем обеспечения ма-лот о предпринимательства);

- научно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности:

- международное сотрудничество в сфсрс малого предпринимательства.

Из вышеприведенного перечня можно сделать следующий вывод: все, что зависело от федеральной власти, более или менее было сделано, хо1я остается открытым вопрос, насколько эффективно и своевременно. Но темпы проведения мероприятии на уровне региональных и местных властей Камчатской области сильно отстают от общероссийских. В настоящее время состояние малого бизнеса на Камчатке представлено следующим образом

О отраслевой структуре малых предприятий и индивидуальных предпринимателей практически не произошло изменений, Непроизводственная сфера остается наиболее привлекательным видом деятельности

Деятельность наибольшей лоти малых предприятий по прежнему сконцсифироваиа на иронию до не деловой древесины, строительных нерудных материалов, ремонте машин и оборудования, изготовлении мебели, пошиве меховых изделий, производстве полиграфической продукции, колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, майоиета. водки и ликероводочных изделий.

Моноукладная экономика Камчатской области имеет ряд региональных особенностей. Перечислим наиболее яркие из них:

1. Подавляющее число малых предприятий и индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в г. Псфопавловскс-Камчатском и Влизовском районе, 'Уго связано е более развитой транспортной инфраструктурой и более развитым потребительским рынком, что ставит данные муниципальные образования в явно привилет ированпое положение,

2. Определенное количество предприятий, по сути, только зарегистрированы в районах области, а непосредственную деятельность осу щест вляют в Петропавловске-Камчатском.

3. Ориентация камчатской экономики на рыбную промышленность провоцирует сезонность деятельност и .многих предприят ий, особенно в районах области

4. Географический отрыв области от остальной территории ст раны провоцирует отсталость развития рыночной инфраструктуры региона, рост цен на основную продукцию, поставляемую из-за пределов области (вследствие роста транспортных тарифов), необходимость развивать пс-новнмс отрасли народной) хозяйства (даже если в лом нет экономической целесообразности).

Развитие малого предпринимательства на территории Камчатской области, как уже отмечалось выше, идет крайне неравномерно как в территориальном, так и в офаслевом разрезе. В от дельных регионах количество малых предприятий определяется единицами (Алеугский район) или десятками (Мильковский район). Отраслевая структу ра малых предприятий в районах области незначительно отличается от общих тенденций Подавляющее большинство малых предприятий в районах области занимается торговлей и общественным питанием Фактически не развита сфера оказания бытовых услуг населению.

Необходимо отмстить, >гто фактически не развивается нормативно-правовая база, регулирующая деятельность субъектов малого предпринимательства (кроме нескольких постановлений, уточняющих ранее принятые законы).

Совместно с Торгово-промышленной палатой Камчатской области в Исфопавловске-Камчатском создай информационно-технологический центр с целью оказания консультационной. информационной, методической и другой помощи предпринимателям Камчатки.

При областной администрации создан ряд общественных структур, таких как Общественный совет по предпринимательству при губернаторе Камчатской облает (45 человек). Координационный совет по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства в Камчатской обдаст. Однако, несмотря на то что и них участвуют представители общественных объединении предпринимателей и сами предприниматели, чти советы работают недостаточно продуктивно.

В Камчатской области сформирована инфраструктура поддержки малого бизнеса (4|. В ее состав входят следующие организации:

Государственный фонд развития и поддержки малою предпринимательства в Камчатской области (ГФРПМГ1);

Торгово-промышленная палата Камчатской области;

- государственное унитарное предприятие «Камчатский выставочный центр»;

- некоммерческое партнерство «Ассоциация предприятии и предпринимателей Камчатки» и т. д.

Кроме лого, в облает существует до десятка общественных объединений предпринимателей. призванных решать проблемы малого предпринимательства. Среди них Союз предпринимателей Камчатки. Ассоциация рыбопромышленников Камчатки. Ассоциация владельцев АЗС’, Лига предпринимателей Камчатки. Ассоциация рыбодобывающих и перерабатывающих предприятий, Фонд развития Камчатки, Фонд «Село» и др. Эти организации пытаются отстаивать интересы своих членов, но они недостаточно активны и разобщены.

В нашей области благодаря действию Камчатского информационно-технического центра реализуется Программа международного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, создан Русско-американский центр содействия развитию малого и среднего бизнеса на Камчатке Основной целью этого центра является установление благоприятного бизнес-климата на Дальнем Востоке с помощью мероприятий, направленных на повышение эффективности как новых компаний, так и давно работающих на камчатском рынке. Данная организация проводит подготовку управленческих кадров для предприятий путем проведения специфических бизнес-тренингов и семинаров

Однако меры, принимаемые областной администрацией и органами меспюго самоуправления муниципальных образований но созданию благоприятного климата для развития матого предпринимательства, недостаточны. Не прекращается поток жалоб предпринимателей на неблагоприятные условия ведения хозяйственной деятельности в связи с тем, что отношения между хозяйствующими субъектами и органами меетгюго самоуправления, связанные с арендой муниципальной собственности, выделением земельных участков, согласованием проектной документация, строятся вне рамок правового регулирования. Особенно :тто характерно для Петропав: ювека-Камчатского, где нередки случаи заключения «кабальных» договоров аренды муниципальной собственности сроком менее года, часто содержащих неприемлемые условия. Ьолсс того, деятельность субъектов матого предпринимательства во многом зависит от действий федеральных структур.

На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сіалкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства. Из них наиболее острыми по-прежнему остаются:

- несовершенство н нестабильность нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

отсутствие системы зашиты прав субъектов малого предпринимательства; несовершенство системы налогообложения;

несовершенст во государственной сис темы поддержки малого предпринимательства;

- отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материалыю-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

- отсутствие достаточного капитала для приобретения и обновления основных фондов; административные проблемы, которые сдерживают предпринимательскую инициативу; недобросовестная конкуренция;

неразвитость системы информационной поддержки малого предпринимательства;

- проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства;

- отнесение большинства вопросов малого предпринимательства к ведению федеральных органов.

Данные проблемы носят системный характер. Д|я их решения необходим комплексный подход, гак как отдельные мероприятия не смогут кардинально изменить ситуацию и развитии малою нрелпринимательства.

Сегодня вряд .1и юо-либо будет оспаривать мнение, «сто государственная политика и отношении предпринимательства будет эффективной, если сможет обеспечить увязку целей и интересов государства, региона и самою бичнеса. Для тою чюбы оценить существующее состояние государственной поддержки предпринимательства, ее эффективность, необходимо прежде всего учесть это обстоятельство, а именно насколько совпадает ее общая ориенгация с внутренними потребностями и логикой развития секторов малого и среднею бичнеса, с ожиданиями предпринимателей в отношении государственной поддержки.

Этот тсчис не входит в сферу интересов современной камчатской масти. Ьолынинство мероприятий по поддержке и развитию малою предпринимательства пост явно декларативный характер. Небольшое количество финансовых средств, выделяемых ич федерального и регио* нального бюджетов, расходуется крайне неэффективно на цели, которые далеки от целен развития и поддержки предпринимательства- Можно отметить тот факт, что многие расходы должны получить одобрение местных органов власти, а 1акже предполагается направить их в те отрасли, которые никогда не были приоритетными в камчатской экономике.

Функция государства в лице федеральных, региональных и местных мастей заключается в первую очередь не в прямом финансировании субъектов малого предпринимательства, а в создании определенных условий и предпосылок Д!1Я их развития )ти условия определяются следующими факторами:

1. Одним из непременных условий успешного развития частного сектора и Российской Фс дерации является правильная и эффективная институционализация политики но отношению к малым предприятиям. Ключевыми задачами власти здесь являются: устранение препятствий на пути создания предприятий на федеральном, региональном и местном уровнях, создание обстановки, способствующей развитии! частного сектора, содействие развитию соответствующих рыночных институтов. ’Эффективная институционализация ноли тики по отношению к малому бизнесу включает в себя различные формы партнерства между федеральной и регионатьнон властью. Ключевой с|>акчор в этом отношении создание механизмов ’тффекзивного диалога ме жду государством и представ шел я ми бичнеса. Принцип партнерства также применяется в отношениях между государством и донорскими организациями, которые могут обеспечить необходимую техническую поддержку, направленную па разработку соответствующих институциональных мероприятий для развития малого предпринимательства.

2. Улучшение нормативной структуры и верховенство закона еще один приоритетный фактор, влияющий на развитие сектора малого бизнеса. Ьолее того, в условиях нехватки ресурсов (в> вышение исполняемое™ законов может оказаться очень выгодной стратегией дли стимулирования и поддержки предпринимательства. Нужно уменьшить бюрократию при процедурах регистрации предприятий, лицензирования и выделения помещений. Суммарная плата в виде денег и времени за то, чтобы удовлетворить различные бюрократические требования, значительна для матых предприятии, Это сокращает ресурсы, которые могли бы быть направлены на достижение более про дукгивных и выгодных целей. Нормативно-правовая реформа и сокращение бюрократии также являются необходимыми условиями для сокращения размера неформальной и теневой экономики. Однако установление верховенства закона - это больше, чем просто принятие законодательства. 11ринятые законы нужно убежденно проводить в жизнь. В этом отношении очень важно предпринимать активные дейст вия для проведения антикорру пционных мер на всех уровнях.

3. Финансы - зто ключевой факчир начала и развития любого бизнеса, и недостаток финансов представляет собой одну из основных трудностей, с которыми сталкиваются предприниматели. Главным приоритетом в зтом отношении является развитие рынка для финансирования малых предприятий путем повышения привлекательности малого бизнеса для инвесторов. П то же время необходимо обрати! ь внимание на нехватку рыночного опыта со стороны предпринимателей, недостаточность знаний в области менеджмента и современных методов управлении финансами I осударственная финансовая поддержка должна использоваться только гам, где наблюдается несостоятельность рынка, а также в соответствии с определенными условиями, которые, как показываст предыдущий российский опыт, должны включать ясные постановления и правила, четкие цели по отношению к обозначенным целевым I руппам, четко очерченные критерии выбора и ясные условия займов. Приоритетной является координация государственных

фондов для поддержки предпринимательетиа между ришмчными органами и уровнями власти с целью их максимально успешного использования.

4. Большое влияние на устойчивое развитие сектора малого бизнеса оказывает создание ии фраструктуры поддержки консультационных и информационных услу г в сфере бизнеса. '>го еще одна область, где власть должна работь и 1есном контакте с частым сектором, выступая н качестве катализатора и координатора. При этом предоставление услуг должно обеспечиваться частным сектором. Бизнес-инкубаторы играют особую роль, предлагая механизм, с помощью которою предприниматели, выдвигающие новаторские деловые идеи, могут получить поддержку, особенно в случае создания предприятия, основанною на новых технологиях. Существует также необходимость создания эффективной и доступной информационной сети, поскольку информация (о потенциальных клиентах, поставщиках и источниках финансирования) является основной потребностью в бизнесе.

Опыт других стран показывает, что политика, основанная только на центральном планировании и внедрении, неэффективна. Более того, размер и структура Российской Федерации усиливают важность сильного регионального и местного измерений дня развития и поддержки предприятий. Именно иа местном уровне политика близка к реальным нуждам предпринимателей и их предприятий. В контексте усиливающегося участия региональной и муниципальной власти в политике поддержки малого предпринимательства необходимо разъяснить соответствующие задачи и ответственность федеральной и ретноиальиой власти, улучшить екоорлиниро-ванность федеральных и региональных программ и предпринять шит и, способствующие сотрудничеству. а не конкуренции между рег ионами. Необходимо также принизь меры по уменьшению бюрократических проволочек на местном уровне, так как именно там происходит самое прямое бюрократическое воздействие на предприятия и именно зам особенно уместен эффективный диалог между властями и предпринимателями. И те, и другие должны быть ключевыми элементами в регион&тьной и местной Сфитегии развитии, направленной на поощрение и поддержку предприятий.

Литература

1. Хибберт Л. Советы желающим открыть свое дело. - М.: Интсрлист. 1993. - 224 с.

2. Развитие малого предпринимательства в России: главные направления: Материалы II Всероссийского съезда представителей милых предприятий. - М.: ИЛИ, 2000. С. 144.

3. Руководство гто принципам анализа стратегической политики и разработке стратегическою плана развития малог о бизнеса: Форум по развитию предпринимательства и предприят ий (ФРШI)/ Центр содействия развитию предпринимательства ОЭСР. — Стамбул, Турция, 2000.

4. О долгосрочной областной целевой программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства на 2004 2006 гг .»: Постановление |убернатора Камчатской области аг 15.09.2003 г. № 366 // Официальные вести. — 2003. - 26 сент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.