Научная статья на тему 'Сохранил честь и достоинство даже в годы сталинских репрессий. : к 130-летию Н. Д. Чижова'

Сохранил честь и достоинство даже в годы сталинских репрессий. : к 130-летию Н. Д. Чижова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ И СОВЕТСКОМ БАШКОРТОСТАНЕ / FIGURES OF FORMATION IN PRE-REVOLUTIONARY AND THE SOVIET BASHKORTOSTAN
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сохранил честь и достоинство даже в годы сталинских репрессий. : к 130-летию Н. Д. Чижова»

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОХРАНИЛ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО ДАЖЕ В ГОДЫ СТАЛИНСКИХ РЕПРЕССИЙ... :

К 130-летию Н.Д. ЧИЖОВА

Ключевые слова: деятели образования в дореволюционном и советском Башкортостане.

В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Николая Дмитриевича Чижова -выдающегося педагога, оставившего яркий след в истории просвещения дореволюционной и советской Башкирии, научное наследие которого до сих пор недостаточно оценено современными исследователями, изучающими становление и развитие народного образования в нашей республике. В 2006 году «Педагогический журнал Башкортостана» отчасти восполнил данный пробел, доведя до широкой научной общественности объемистый очерк Н.Д. Чижова «Уфа в прошлом как центр просвещения» [1], подготовленный им к печати в годы Великой Отечественной войны для научного сборника объединенных общественных институтов Украинской Академии наук, эвакуированной в 1941-1943 годах в Уфу (однако не вышел в свет по техническим причинам и впоследствии (в 1946 году) опубликован в малодоступном для исследователей «Сборнике научных трудов кафедры психологии и педагогики Башгоспединститута» [2]). Цель настоящей публикации состоит в том, чтобы привлечь внимание читателей к изучению научного творчества выдающегося педагога.

Николай Дмитриевич Чижов родился 5(18) декабря 1882 года в Катав-Ивановском заводе1 Златоустовского уезда Уфимской губернии в семье народного учителя из заводских крестьян. Сохранилась копия «Свидетельства» за подписями священника Иоанно-Предтеченской церкви Николая Разсыпненского и диакона той же церкви Симеона Репина, подтверждающего тот факт, что «в метрической книге означенной церкви за тысяча восемьсот восемьдесят второй (1882-ой) год в первой части под №177 записано так: означенного года декабря пятого (5) дня родился НИКОЛАЙ. Родители его; Катавской народной школы учитель Дмитрий Филиппов Чижов и его законная жена Мария Васильевна, оба православные. Таинство крещения совершено того же декабря двенадцато-го(12) дня священником вышеозначенной церкви Иоанном Златоустовским и псаломщиком Александром Криновым; восприемниками при крещении были: учитель Усть-Катавской народной школы Петр Васильевич Прохоров и мастерового девица Таисия Филиппова Чижова, что и удостоверяем подписями и приложением церковной печати» [3, 3].

Сын и внук (дед в крепостное время был учителем горнозаводской школы) учителя Николай Чижов в сентябре 1889 года поступил в двухклассное министерское народное училище, в котором обучался пять лет, а затем в трехгодичное Златоустовское ремесленное

училище, после окончания которого (в 1898 году) стал воспитанником Благовещенской учительской семинарии. В августе 1901 года, по окончании семинарии, как один из лучших выпускников был назначен преподавателем четырехклассного городского училища в небольшой уездный город Верхотурье в северной части бывшей Пермской губернии, где проработал до весны 1902 года, а затем был переведен преподавателем четырехклассного училища сначала в город Алапаевск2, а потом в Уфу. В 1907 году после самостоятельной подготовки к испытаниям в качестве интерна Н.Д. Чижов успешно сдал в Комиссии Оренбургского учебного округа все экзамены на право занимать должность городского учителя и был назначен преподавателем Уфимского четырехклассного городского училища с педагогическими курсами при нем.

В октябре 1909 года Н.Д. Чижов вернулся на родину: сначала он инспектор Катав-Ивановского четырехклассного городского училища, а затем заведующий организованного при нем (с 10 октября 1910 года) ремесленного училища со столярными и слесарно-токарно-кузнечными мастерскими. По заданию земства, очень заинтересованного в расширении этого училища, Н.Д. Чижов разработал проект преобразования училища в образцовое с Трехлетними педагогическими курсами при нем и перевод нового учебного заведения на полное содержание земства. С целью изучения опыта работы аналогичных учебных заведений в Великом княжестве Финдлянском3 дважды (в 1911 и 1912 годах) он был командирован заграницу.

Н.Д. Чижов(1882—1950) Начавшаяся Первая мировая война и последо-

вавшие за ней Февральская и Октябрьская революции 1917 года нарушили эти планы: новая для того времени идея Н.Д. Чижова связать обучение с производительным трудом не была полностью реализована. В 1918 году Н.Д. Чижов снова в Уфе: учительством города он был избран членом Уфимского Совета рабочих депутатов, но после захвата Уфы белочехами вернулся в Катав-Ивановск, где продолжил свою преподавательскую деятельность. В 1919 году, когда город заняли белые, был ими мобилизован в армию и пять месяцев служил переписчиком в военно-санитарном поезде, а затем перешел в Красную армию, где был политпросветработником. После демобилизации Н.Д. Чижов вернулся в Катав-Ивановск: там проживали его родители, жена и дети. Вначале он работал заведующим девятилетней Трудовой школы II ступени с мастерскими и педагогическими курсами при ней, а после реорганизации этой школы в педагогический техникум стал его заведующим.

В 1923 году Н.Д. Чижов был приглашен Башнаркомпросом в Уфу на работу инспектором педагогического образования : стал членом Научно- методического Совета Академического центра и получил большие возможности широкого и многогранного проявления своих способностей, опыта и инициативы, направленных на укрепление и развитие образования в Большой Башкирии. Параллельно с работой в Башнаркомпросе ему была предоставлена возможность преподавать сначала в одной из уфимских школ II ступени, а потом в Уфимском педагогическом техникуме.

Сохранилось «Удостоверение», выданное Н.Д. Чижову Башнаркомпросом 17 августа 1927 года для предъявления в научных учреждениях и учебных заведениях Москвы и Ленинграда, куда он командировался как один из инициаторов и активных участников преоб-

разования Уфимского института народного образования в Башкирский государственный педагогический институт [3, 5]:

«Предъявитель сего т.Чижов Николай Дмитриевич, преподаватель Уфимского Института Народного Образования и инспектор по Педагогическому образованию отдела Соцпрофобра БНКПроса в течение ряда лет своей службы в БАССР принимал и принимает весьма активное и ценное участие в работах Научно-методического Совета Акаде-мцентра БНКПроса по вопросам теории и практики Советской Трудовой школы, по вопросам организации педагогического образования вообще и, в частности, переподготовки школьных работников.

По заданиям Академцентра т.Чижовым разработаны отпечатанные в 1927 году «Программы для занятий по повышению квалификации работников просвещения и для экстернов применительно к объему программ педагогических техникумов с указанием тем, литературы и с приложением контрольных вопросов» (Выпуск IV. Педагогический цикл), «Очерки современной психологии» и ряд статей по вопросам школьной работы.

В течении ряда лет т. Чижов принимал деятельное участие в качестве лектора по дисциплинам педагогического цикла на организуемых в кантонных центрах и Уфе для инспекторов и учителей краткосрочных курсов; в текущем (1927) году им на Областных курсах для инспекторов и учителей опорных школ проведен курс общей психологии и педологии (84 часа), причем т.Чижов помимо теоретической и практической подготовки и осведомленности в вопросах указанных предметов проявил умение вызвать и поддержать неослабный интерес к последним.

Ценя в т.Чижове умелого и преданного делу работника-организатора, БНКПрос, предполагая в дальнейшем развернуть работу по изучению детей и организации их быта, командирует его в Ленинградский Рефлексологический Институт по изучению мозга и другие, ведущие эту работу учреждения с целью установить связь с последними по вопросам организации, методов и форм работы и ознакомления с организацией и оборудованием необходимых кабинетов.

БНКПрос обращается к Институту и прочим учреждениям с просьбой оказать т. Чижову содействие и помощь по выполнению возложенной на него задачи, предоставив возможность всестороннего изучения интересующих его вопросов Наркомпрос БАССР Гисматуллин

Председатель Академцентра Сюнчелей Секретарь Фахретдинов»

Текст этого документа в какой-то степени уже характеризовал вклад Н.Д. Чижова в деятельность Башнаркомпроса, направленную в указанные годы на создание единой государственной сети начального и среднего образования. Во второй половине 20-х годов основным типом образовательных школ в Башкирской республике стали школы I и II ступеней: к 1927/1928 учебному году насчитывалось 2629 школ I ступени (160 тыс. учащихся) и 82 школ II ступени (13 тыс. учащихся), для которых во вторых концентрах предусматривались педагогический, кооперативный или административно- хозяйственный профуклоны [4].

С 1933 года по 1 сентября 1937 годы Н.Д.Чижов состоял заведующим кафедрой педагогики Башгоспединститута, а с 1934 года - еще и помощником директора БГПИ по вечернему институту. Это была одна из наиболее трагических страниц истории нашей страны: время быстро раскручивающегося катка сталинских репрессий, жертвами которых только в Башкирии в общей сложности стали свыше 50 тысяч человек. Первая волна этих репрессий, вызванная провозглашенным на мартовском съезде ВКП(б) 1928 года тезисом об «усилении классовой борьбы по мере завершения стро-

ительства социализма», пришлась в основном на «контрреволюционный кулацкий актив», нэпманов и так называемых «национал-уклонистов», к которым Н.Д. Чижов, естественно, никакого отношения иметь не мог. Казалось бы, даже теоретически, его не могла захлестнуть и вторая волна сталинских репрессий, начавшаяся сразу после убийства С.М. Кирова 1 декабря 1934 года и втянувшая в свой круговорот представителей совсем других социальных кругов: партийных и советских работников всех рангов, военачальников, хозяйственных руководителей, деятелей науки и культуры. Н.Д. Чижов никогда не состоял членом партии и уже по этой причине не попадал под «генеральную чистку» членов ВКП(б) 1934—1936 годов, закончившуюся для большинства из них исключением из партии с последующим арестом и, как правило, физическим уничтожением в годы Большого террора, начавшегося с февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б), на котором Сталиным была провозглашена доктрина «об обострении классовой борьбы по мере строительства социализма».

Областные курсы заведующих опорными школами Іступени и инспекторов народного образования при БНКПросе (лето 1927 года). Во втором ряду, в центре: Г.Т. Гисматуллин (в белой рубашке с галстуком) - нарком просвещения; слева - Ш.Х. Сюнчелей - заведующий Академцентром,; справа - Н.Д. Чижов. Публикуется впервые

Опасность подстерегла Н.Д. Чижова совсем с неожиданной стороны: 4 июля 1936 года вышло Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпро-сов» [5], согласно которому, видные деятели народного образования страны были объявлены «лжеучеными», а педология5 (разрабатываемое ими течение в психологии и педагоги-

ке) - «лженаукой» со всеми вытекающими последствиями для людей, на которых было поставлено это «клеймо».

В настоящее время историками науки выяснены основные объективные предпосылки многих постановлений ЦК ВКП(б) о школе, принятых в 1931-1936 годах, а также возможные обстоятельства, которые могли оказать известное влияние на ход этих событий. Одним из них, в связи с известным «Завещанием» В.И. Ленина, стало личное отношение генерального секретаря партии к Н.К. Крупской, которая со времен Октябрьской 1917 года революции входила в руководство Наркомпроса РСФСР, являлась до 1929 года членом Коллегии, а после ухода А.В. Луначарского с поста наркома

- заместителем наркома просвещения А.С. Бубнова [6; 7].

Н.К. Крупская была душой Наркомпроса: возглавляя Научно-педагогическую секцию Государственного ученого совета, оказывала огромное влияние на работу всего наркомата. Будучи инициатором и организатором важнейших преобразований в области народного просвещения, Н.К. Крупская приветствовала идею создания так называемой «науки о детях» и выдвинутую в связи с этим задачу использовать единый подход при изучении закономерностей возрастного развития ребенка. Именно в этом свете следует рассматривать выступления Н.К. Крупской, в которых говорилось о задачах педологии и о том, что обучение и воспитание ребенка нужно осуществлять с учетом ее данных, но вместе с тем указывались также недостатки и ошибки в практической работе педологов в школе [8, 246]. После принятия указанного постановления ЦК ВКП(б) о педологии Н.К. Крупская проявила особую заботу о том, чтобы проблема возрастного развития детей не утратила своего значения для советской педагогики и психологии [9, 590]. Для подобной заботы у Н.К. Крупской были большие основания. Резкая критика педологических работ и самой педологии, развернувшаяся после июля 1936 года (только за шесть последующих месяцев после выхода указанного постановления ЦК ВКП(б) было опубликовано свыше ста брошюр и статей, посвященных критике педологии) проходила в весьма сложной обстановке. В стране уже начался период массовых репрессий, сопровождавшихся прямыми нарушениями законности и злоупотреблениями властью. Были арестованы ряд руководителей Наркомпроса, в том числе и нарком просвещения А.С. Бубнов. Поэтому любые ошибки руководителей Наркомпроса, если они действительно и имели место, в том числе и поддержка педологии, рассматривались как контрреволюционный умысел, на многих теоретиков в области педагогики и психологии обрушились тяжкие политические обвинения. Критика педологии и педологов проходила в обстановке повышенной нервозности, сопровождалась навешиванием различных политических ярлыков и огульным отрицанием всего положительного, что было сделано раньше.

3 ноября 1936 года в газете «Красная Башкирия» один из инструкторов отдела школ и науки Башкирского обкома ВКП(б) за своей подписью опубликовал большую подвальную статью «"Доморощенные" педологи» [10], в которой буквально обрушился с критикой на кафедру педагогики Башгоспединститута, объявив ее заведующего Н.Д. Чижова «главным вдохновителем практики педологических деяний в Башкирии». Обвинив и других членов этой кафедры в том, что они «являлись проводниками антимарксистских взглядов о наших детях и условиях их развития» [так в тексте, Ю.Е], молодой партийный функционер, правильно угадавший тренд постановления ЦК ВКП(б) на полное уничтожение педологии, сформулировал собственный и единственный, на его взгляд, выход из создавшегося в данных местных условиях положения: «До конца разоблачив всю свою прошлую, антимарксистскую практику по педологии, кафедра педагогики и дирекция Башгоспединститута в ближайшее время обязаны пересмотреть всю свою работу в преподавании педагогики»6.

„Доморощенные“ - l> 1! 1 педологи '• ’■ -■ ;i UiiwnipiM дета бивавг тИдяа-аое* штдоаглыхи. «ни мои учатг». гг-дВfBiNXBBEpMMVlr, .till Л.НВИВ su:u- -■'Ытач? incsBB щад»Г" Blvin 14*, щагп рпдвда в npCffint D*IMorret : t.itii saforaft a !ifBU»»«SJB ву b;*ii»

0«мо wrwei цесипч та*1? guai tan njftnmao пктаюадеевв llem-газдого Frann-Tj ВШ«) «0 опп.нгя-ч?П!щ mK'SmfUMf u свете ir bj:so»-n?0CDS>. № <№C!a’!»8.I'sa«, ян-юие* Чинш. Hi собриаа довей UTK.HII в ОПТитОи СВИВЦ-ВГУ14 V} СИПЙР* -В еи-туппл г , та мши. чги - и ,/jJi и ... BI 4аичмйгв рктд. ,Ггпы. iiv?»y.u*«- >чшм Euaj. Urjati» этой творив, шкштя, r „ ,,, J?T,^ ,, шшах ■ v МЖ11 itioii ома!» *popfaliBM*«il rL,. ' .,iu „ 1*,.г-*2й ^ ,.«■ a (Fvibi'iB «Трустввогзгвтуе-1ГГТ!.. rf 3) ' .1 п.!" .4 • 1 , и - | I... вгп» вааь'пи T^iacwnto Гиву рц. n'filiJB, ПК ■ к4?РВИ0Г'Ч бе:кл*№.. ни» аггкдолавхав тедьк» ovrair, щ 'и -в&шай1 № вр^вв ^аввпаВ страниц ,

llliutmnuidt* ilUttuu- Ul озшрвоаюгвг i щипаянв впила. n-aoSisiw* new»™», in WMioyitft спичи «асахдаивуми в nmiit шш п ч?гв*х v'imn-o?. Г, «» шнчвдишсв вт»т МДЯИК вивII, H't atrfopar. Ныл i«nl|. ;+TB »«T« УШ1П 1ЧМИ V.- г1„ ' BJI- ,ij-niJji -- 41 №Tl! 1,1 59 "Р0™11''' Г1,К11!ПЬ Oittnui 1 ПГПРВИ ВПФНШ IHK»J M Oi 20 — M 09*e«1*B, JIHJU'KM'I №.ИЫ — 1 1 Jfl ЦМВ- • B r-jyjbUTf 1ШЩ I*B4B«, UJ • n ,,,1ВЯ# РИР: 1.1» - S Й S 1*1 a *uoae*in\ pum'jri я креп»# (fvOIKJ», ВЯСТ •BB(4XWff алквголяз- И'>в, fii'i'UJiK'in. nfiCfi'jcscB. a ip. вЛпрвмвИ*. Даалшетвт А»?арв Пр-ф.1нвва cj'iui «й'ягтов поймавши. ,к(ПЧ'1П1сат, щ чщт-дгшисо а

в[ви:;апв!ю мтапыл вреа. Под n*n£4BWWJM*'Bi>B варютщю-гон Шр]ПДВ«аДП II СС«П'>М1ЫВ*ЛП if-'S'.w «ваткуt. отр-ммшуы пкьи prmiDOB'sUii »и.1щу ''уржуаяНН !№■ того, тайм уйвд*ть. ejnnai.it L li-.ir и i,iSfi 6г даовралка Чахак CJ-fl'BT Вб]>*Т»П-Са Е фаВ1М 11.1ЧВ1Ш с 1926—2? it 'пмозлг* - i0«P.rc*B в .w»-.». 1в*иы, - . “(• ||вц»твff в ,ih„. naauB pefanoi. to (pmbchwki r cnj.n- j аыив, ’.uiiius.itT p p.unBiiiB. iii-neg. ' -,,,„ Btjj , ,f|| ^ц,н4 nur.a i^ST«£^r"« *’ 1 .,m П- тМт« W :i HUT ЦСЧ1В BM В.Р31ГГ*ГВ hiiijt IB »- il<BntBii«na. к5?нк* в i-r» upeiRit в :л»т?.1л. r;ipi*<b nitru т на» м-5,1 Ч' fPpPIB^.lPllHWT выщр ''lOJPIflPft ЗтВ» <;чввыв> вг цращ» в rwo- TV, 1|Т« «упрВВ'И-ГЬ В !4,v;iBl!Bl sPVfw hbjbtib -«уапат-рв хвпшш* 1«1чкиич n«tiua V4»!PJJ ill в-p зга «ьмйшва bppjt Ьоамв'-в тчг'ГРН-

mrm Првврыва*?!. фушвав i nt-im- ИВ rspc-lttrenici Hi It» BUBJDCIt »o-'tntim* лятвнаучнш, шгпгварс-ткт-Ci*j nn'ii;nf.niie nli увгтВМао! irp&- ЕВЧ<М1*Г1В. овретаивагтк труишвил в ■iJrejU!.S'31C ‘ II'1 . -Л|ГИ'1Г'*ЕИР В II-HS ГТПкШХ Ч» 1ТТО4К1ИМ* ВВП" я гавотам п в»|>»'1зви« шгавдн. В -V V .Bej*»» U IM0 го 1 Ml T|i«tOt •НИ ШИП ЕгУфе «efoo:nie| ' ' aosa s; - l. m. 1 no |,a-TH-Pi" • ms-, „ .. , ^кяви.-ол, п,л. в «ет"’’ «""№ .пи-ив» ПЛ*в»ГЦ *и‘ ‘ 5ЯЯГ*" -* Диьаа-fmptrcj о aiinsuii >в;г-«в „ iar.-JR/i ssris Ж IfSCBM В IJIM (iil«K Bteju. n K'liittmwB mijjj+.'iu.n;iin ваг ucnts* ati HO.IU3P ihbtiijj u 7, i. >ппи ,<bo- ггкввв дти лва,тс «ар-aa»HUi' учвавуп в» pi-Ишвеыв., это»» *нв (HjBHBij в01в*ррв1т1. «.iuu9 снК врй^гу в згой вблатг сурова! л «rtCTfrpmiBrt «рвгшр OrrwopiTKi ОГВВ1ГВ 4арвалч|,п* i-bmpbbbbb »в« П1в«ац> ви bS jHtK*. Hi **- I'-ВУ. ’rrt вне Д1 T1^,Jr7B«l JH'S p op-

В'-, wif»T Пмтсмнш» Коввтгг пари», эту iKftBiyBV. -.■[*- пг.пчпленвц рр .1”Г*аа»ЧЕЫ1 DMIMti ’1*-|||..Г1 дааш».. пе «-.ж*» Гик. 5н ■■•ti'Bjif"ЙщЦЮЦОИгТРШИКМ в u- «V». Чвмгыч, r 4 '*"■ У1!^ЕД»Л,, g IVJhTBTE 1УТ"ГЫ I 0B HM'WI jpativ ' '! 1 * 1,1 ■ ' 11 в 1 -:m,*wn .ВШОГВВ. «»"« a- BSBM ГТ1МВВЫВ в 04 В1В1Ш-Й "a blirru ’a^UJJ ' Mu BpBMIBB 1П4«.| (С ВСГ «W’dU* nuo.i«i'«i Ш в r.sujiiu»» лс вп аовшнваи, in» тняям-в оииЛ 5^ jibi зсюак»в liiijHJKPirji lijeca дваигВчКюи mfBiiPiP Обшвгтвтп* ВДР‘.'«Г«ЧССВВ вредные дг- ml 4Г)-л;з»взо:о парч+Я р*,ьп,1ькй -i-т пэид к,оа.шг8», tm «sbtj* кмлмяоав»! 1Ш>1ц ntiujoiaB-

'14гш<*т ве вылвустсв «мвшлв» w-jo-iortnj Barntmn. (ш пи мвеВ tic»-[В В' шалаша 0 CBDki «шпиках. Илкиши згюмгвчвсни «иуда- "•Ели». ”.Ч 2? 140 т. rrt- 40 - -BnDUl . р В .V 3 >Бгйчи .1» IJ2IS :я Чвжм ,(р»; вармп^ьвы, .в'*»™ вом- l^ywo »ий10ЛвГВ1 ?*THt|ЛHivri -■ 111 r'' 1 '' 1 В ■ Т- Ерусадаччин Нз т"< ж- йр*в»« ‘■"■' Uil ••'•му? ai-wjor ? -ejaBct*r?« mi »nau. ч» я Бм- Е«и»(м- л !'•» км- ИГ1 «ИЯМMr- . - - • 11' . ш-fBBej inn випоаяяетсв t вн.^вп-it ip [ 18fTB tjicmiwucHi iiojBBCTB» в правят nMBforatB a h‘UIn«i /акт. IIS 'i 1 !г«л« ms r i R.-r гшр г !»■

сН». в El ПК ИРМ 1МШ1, пиоаогв- nriarai пч«*.1а laibfWi Кчвяврсвм* цлципгчвсиги «вяштум. Экмо м х«-<11 ■З’чпяяи. рувовоипы» и рдАвтввиг .пса кл*С1ри Ц||*« П'П-и BUM* JM rm. UI. ,1*«яв4 п (ишкврта >ш ri-LifBT ■мис^исат. :лиы( МЫПТЫ •"*" BBptlMJT П» вькни iiii-ri. ‘.rji'jbaiK aoimiami. а»«-r'i ji? гачваоим ммав-канай ааук ■ло nwti». dV Э. IS2b з»[«в рр jiiu-j ащюкот» олштквпв г 11' wuiij .лгвгвтв-иврютвг*. гч ш. г ut ата*рм- лротвчви.-в 1;в.иьЯи«» -трааввавв-до ар|оа||( "***■>•'•"• • " " в . •.* .цгп'.'ь.'гВ'Ч. ..и г»а пТС'*гвоиав-:1 вшонтчьсвар >кчя>а • • =-•■ м-ап"|'1 ".-шили ictpyjau усвтн bSi ктмм гдаи Sibu * 'E- '.г-Bitmn» ь. ml ii> пи ,-аввв, a,. аивг» lii'fSJ ut-t-lB.II.in |йИ»а г1Лстг;,Г| ЯК'ДН 141' 04irt*lflH iiO VliOBtU 1 H'L'Bl.II.BbJP ШВ1.1Ы sail taftBiirt. jtsaoB . хгчт imimnu йггчрймгав].» гопа СП' J" «»11Я» [*3pS.MiBi v» трашаур. |:-|Т*«1ркисгс1у lu цнкЖу па гоем-

Сохранилась копия пространного пятистраничного объяснения-опровержения Н.Д. Чижова по поводу существа этой статьи [3, 30-41], направленного им в редакцию газеты «Красная Башкирия» спустя несколько дней после публикации, которое, естественно, редакцией газеты напечатано не было.

Следует сказать, что указанная публикация в газете «Красная Башкирия» в связи с общей политической ситуацией в стране была для дирекции Башгоспединститута далеко не первым прозвучавшим в 1936 году звонком-предупреждением о необходимости поисков «врагов народа» в своем окружении [11]. Несколькими месяцами раньше по требованию Башкирского обкома партии руководство БГПИ было вынуждено освободить от работы в институте административно-высланных в Уфу в связи с убийством С.М. Кирова профессоров филолога Н.Н. Соколова и историка С.А. Покровского. На факультете языка и литературы формально «за необеспечение научности читаемых курсов» от работы были освобождены доцент А.Г. Бельковский и научный сотрудник БашНиИ нацкультуры А.И. Чанышев, работавший в БГПИ по совместительству. За месяц до указанной публикации в «Красной Башкирии» был арестован К.А. Идельгужин, заместитель директора по научной части Башкирского НИИ педагогики при Башгоспединституте. Он был исключен из партии и этапирован в Москву в связи с тем, что Отделом главного управления госбезопасности НКВД СССР «была раскрыта и ликвидирована диверсионно-шпионская организация среди татар СССР, созданная иностранными разведками и возглавляемая руководством Центрального Духовного Управления Мусульман в Уфе». Сгущались тучи политического преследования над Г.К. Давлетшиным, бывшим директором института в мае - сентябре 1935 года, в то время - уже наркомом просвещения республики.

Политические репрессии, имевшие место в Башкирии в 1937-1938 годах, уже стали предметом первых исследований [12; 13]. В Башкирии, как одной из национальных республик, Большой террор обернулся репрессиями прежде всего против «местных буржуазных националистов». Полному разгрому областной партийной организации, последовавшему 4

- 6 октября 1937 года на III Пленуме Башкирского обкома партии, работой которого руководил лично приехавший в Уфу секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов, фактически способствовала сама республиканская партийная организация, оценивавшая работу своих первичных ячеек по числу разоблаченных ими «врагов народа». В этом плане показательна первичная ячейка БНКПроса: несмотря на то, что в ее составе вместе с кандидатами в члены ВКП(б) было всего около двадцати человек, третья их часть являлась активными «штатными информаторами» вышестоящих инстанций. Эти осведомители, демонстрируя свое скрытное,

155

а подчас и откровенное приспособленчество к быстро меняющейся в то время обстановке, в большинстве случаев в порыве обнаружить среди своего окружения «врагов народа» сами запутывались в том, когда, кому и о чем доносить. Для части «информаторов» эти доносы окончились их собственным арестом, наиболее усердные как ненужные свидетели содеянного, полностью утратившие свое человеческое лицо, были даже расстреляны, как и большинство их жертв .

Одной из таких жертв, оказался упомянутый выше К.А. Идельгужин, приговоренный в феврале 1937 года к пятилетнему пребыванию в исправительно-трудовом лагере, но уже через несколько месяцев доставленный обратно в Уфу, вторично судимый за те же «преступления» и расстрелянный в декабре того же года. Другой жертвой «информаторов» стал Г.К. Давлетшин, сначала в марте 1937 года получивший выговор «за политическую близорукость и беспечное отношение к врагам народа», в мае исключенный из членов ВКП(б), в августе того же года арестованный органами НКВД и расстрелянный в июле 1938 года. Такая же участь постигла заместителя наркома просвещения БАССР С.Я. Ямалеева, временно замещавшего Г.К. Давлетшина после его снятия с работы, а также нового наркома И.Х. Абызбаева, назначенного на эту должность в июне 1937 года и проработавшего на ней чуть больше трех месяцев.

22 августа 1937 года, за месяц до упомянутого выше ІІІ пленума Башкирского обкома партии, вопрос «О положении в пединституте» стал специальным предметом обсуждения на Бюро Башобкома ВКП(б) [14]. Руководство Башгоспединститута было обвинено в том, что оно «не обеспечило проведение ленинско-сталинской национальной политики», причем в числе «не сумевших организовать надлежащий отпор тенденциям к великодержавному шовинизму и местному национализму» были названы пять фамилий преподавателей: физика Е.Н. Грибанова, математика Ш.З. Хакимова, биолога С.А. Баранова и педагогов Н.Т. Рокачевой (Антоновой) и Н.Д. Чижова. За «необеспечение большевистского поведения в жизнь национальной политики партии» был снят с работы и директор Башгоспединститута М.А. Мендельсон, занимавший эту должность с конца 1935 года.

С 1 сентября 1937 года, приказом нового директора Башгоспединститута (проработавшего всего два месяца - до полного разгрома областной партийной организации на ІІІ пленуме Башкирского обкома ВКП(б)), Н.Д. Чижов был освобожден от обязанностей заведующего кафедрой педагогики и уволен из стен БГПИ без предоставления работы [3, 46]. Нужно отдать должное тому, что Николай Дмитриевич в те суровые дни, которые для многих закончились простым физическим уничтожением, написал и послал в Наркомпрос РСФСР пространное письмо, потребовав(!) своего восстановления на работе. Для понимая последствий того, что в связи с этим произошло в жизни Н.Д. Чижова, необходимо на короткое время стать невольным свидетелем тех событий, которые произошли в Башкирии в сентябре - октябре 1937 года.

Разоблачение «врагов народа» стало быстро набирать свои обороты после появления

17 сентября 1937 года в газете «Правда» статьи «Кучка буржуазных националистов». В тот же день газета «Известия» напечатала материал «Башкирские буржуазные националисты и их покровители», а 22 сентября еще один - «Буржуазные националисты из Башкирского наркомпроса». Эту серию публикаций газета «Правда» 24 сентября 1937 года завершила статьей «Политические банкроты», а прошедший в начале октября уже упоминавшийся выше III Пленум Башкирского обкома ВКП(б) подвел итоги этому беспрецедентному «разоблачению и разгрому врагов народа».

Из «Докладной записки Башкирского обкома ВКП(б) тов. И.В. Сталину, А.А. Жданову, А.А. Андрееву, М.Ф. Шкирятову, Г.М. Маленкову, В.М. Молотову» (27 ноября 1937 года): «После III Пленума обкома, т.е. с 6 октября 1937 года, на котором при непосредственной помощи ЦК ВКП(б) и участии тов.Жданова Башкирская партийная организация нанесла смертельный удар врагам народа - буржуазным националистам и

троцкистско-бухаринской банде, начала выкорчевывать врагов народа. За это время разоблачено, исключено из партии, а органами НКВД арестовано 248 человек из партийного, советского и хозяйственного руководящего состава...»

Неудивительно, что среди «партийного молодняка», пришедшего на место «разоблаченных» и расстрелянных до лета 1938 года «врагов народа», оказался и автор статьи в «Красной Башкирии», к тому времени прочно зарекомендовавший себя инсинуациями и наветами отнюдь не только в открытой печати: уже 10 октября 1937 года ему была предложена высокая руководящая должность в БНКПросе. «Не рой другому ямы, сам в нее попадешь» - эта известная старая пословица прямо говорит о неизбежности возмездия за совершенное. 20 марта 1938 года автор публикации о «доморощенных педологах» стал «героем» статьи «Гнилая позиция Наркомпроса Башкирии», опубликованной в газете «Правда», а в декабре того же года, после наступления «бериевской оттепели»8, он был снят с работы и исключен из членов партии «за отсутствие большевистской борьбы по ликвидации вредительства и как не обеспечивший выполнение решения ЦК ВКП(б) о школе».

А теперь снова вернемся к тому, чем закончилось увольнение Н.Д. Чижова из стен БГПИ 1 сентября 1937 года. Сохранилась выписка из Приказа №2586 по Наркомпросу РСФСР от 19 декабря 1937 года о правильности освобождения Н.Д. Чижова от работы в БГПИ. Однако он продолжал бороться за восстановление своего честного имени и, как то ни удивительно, добился справедливости: 23марта 1938 года Приказом №500 по Наркомпросу РСФСР, подписанным заместителем народного комиссара просвещения, предыдущий приказ был отменен, а директору БГПИ было «предложено восстановить Н.Д. Чижова на преподавательской работе по педагогике»9.

-6Т~

' Д*оу ирекога Пед.Ин-тч ПРИКАЗ у

ПО НАРКОНЯРОСУ PCflCP

iff 900 пт 23 марта 1938 года.

Приказ по Наркомпросу от Г9 .XI-1937 г. JB 2586 отменить .

Предложить диреняору Вашнирского/чзединститута"^ восстановить т.ЧИКОВА Н.Д, на преподало* т^^ской ря -йота, со педагогике. . j-

aiHseiHMri ничишого .

kosmcoafu лгасваЛЗяя / ишачикч, \

В в Л я о :

В Центральном архиве общественных организаций Республики Башкортостан (бывшем Партархиве) хранятся документы о ликвидации последствий вредительства в деле народного образования. В одном из них содержится письмо Н.Д. Чижова, направленное им

18 февраля 1938 года в Башобком партии [15, л.л.1,2], его характеристика [15, л.6], подписанная новым руководством БГПИ, а также материалы проверки работы пединститута в начале 1938 года [15, л.л. 181-186]. Большую поддержку Н.Д. Чижов получил со стороны новой администрации института и лично С.С. Зайнашева, ставшего его директором в конце 1937 года. 17 мая 1939 года Высшая Аттестационная Комиссия комитета по делам высшей школы при Совнаркоме СССР по совокупности представленных работ утвердила Н.Д. Чижова в ученой степени кандидата педагогических наук без защиты диссертации.

На любой порученной ему работе Н.Д. Чижов проявлял глубокое знание дела, инициативу и незаурядные организаторские способности. Как педагог он пользовался заслуженным авторитетом и уважением среди студенчества. Свою научную работу Н.Д. Чижов начал

еще будучи народным учителем. Его первые статьи методического характера, посвященные трудовому воспитанию, опубликованные в 1914-1917 годах в «Вестнике Оренбургского учебного округа» и «Известиях Уфимского земства», относились к Катав-Ивановскому периоду его работы. Особенно интенсивно научно-педагогическая работа Н.Д. Чижова развернулась в стенах Башкирского государственного педагогического института. Большая ее часть была посвящена помощи массовому учительству в организации педагогической работы, а другая - общим проблемам педагогики и психологии, а также истории педагогики и различным организационным процессам, связанным с развитием просвещения. В частности, Н.Д. Чижов был поборником развивающегося обучения, сторонником активного влияния учителя на ученика в процессе учебы.

Мы уже упоминали о Н.Д. Чижове как авторе очерка «Уфа как центр просвещения», в котором он, используя большое количество архивных материалов, воспоминания современником и, что очень важно, впечатления - личные и живых свидетелей прошлого, всесторонне осветил деятельность в области народного образования в дореволюционной Уфе различных ведомств и общественных организаций, а также частные инициативы. Его перу принадлежат объемистые «Очерки старой школы», в которых в художественной форме описаны порядки, царившие в дореволюционное время в Благовещенской учительской семинарии, а также других национальных учебных заведениях Башкирии.

Филологический факультет БГПИ, выпуск 1946 года: в середине - Н.Д. Чижов, заместительдиректора по вечернему отделению; справа и слева от него - преподаватели З.Ш. Шакиров и И.К. Каншин

Большой исторический и научный интерес представляют рукописи научных работ Н.Д. Чижова по истории Башкирского педагогического института: «Доклад о развитии БГПИ

к 25-летию БАССР» [16], «История БГПИ: 1. Уфимский учительский институт (1909-1919); 2. Практический ИНО и Уфимский ИНО (1919-1929); 3. БГПИ (1929-1944)» [17] и «БГПИ в годы Великой Отечественной войны (1941-1945)» [18]. Эти рукописи находятся в личном фонде Н.Д. Чижова, хранящемся в Центральном историческом архиве Республики Башкортостан [19; 20]. Безусловно, большой интерес в этом фонде представляют: «Сборник копий документов канцелярии Попечительств Оренбургского учебного округа», разработки вопросов «Организационно-методическая работа опытно-показательной школы БНКПроса в городе Уфе», «Дореволюционное состояние культурного строительства в бывшей Уфимской губернии».

Научно-методическая деятельность ученого и педагога Н.Д. Чижова была высоко оценена: он неоднократно награждался Почетными грамотами Президиума Верховного Совета БАССР, в 1943 году стал Заслуженным деятелем науки в БАССР, а в 1945 году награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В декабре 1983 года состоялось заседание ученого совета Башкирского государственного университета, посвященное 100-летнему юбилею Н.Д. Чижова [21]; этому событию были посвящены статьи о Н.Д. Чижове, опубликованные в газете «Советская Башкирия» [22] и журнале «Учитель Башкирии» [23].

Изучение научного наследия Н.Д. Чижова, безусловно, представляет большой интерес для всех исследователей становления и развития народного образования в Республике Башкортостан.

1. Катав-Ивановский завод (от катав - быстрая река, башкир.) был основан в 1855 году на берегу реки Катав в Уфимском уезде Уфимской губернии, когда были разведаны богатые Бакальские месторождения железных руд. В первые десятилетия своего существования вместе с заводом Усть-Катав (основанным при впадении реки Катав в реку Юрюзань) по производству чугуна был головным на Урале и ведущим в России, значительно превосходя шведское и английское доменные производства. В 1922 году при упразднении Катав-Ивановской и Усть-Катавской волостей Уфимского уезда Уфимской губернии оба завода были присоединены к Уральской области Златоустовского округа, а после ее раздела в 1934 году на Свердловскую и Челябинскую был создан Катавский район с центром в Катав-Ивановске, получившем статус города.

2. Первое упоминание об Алапаевске относится к 1696 году, когда в его окрестностях на реке Нейве были обнаружены железные руды. В 1702 году в деревне Алапаевке был заложен железоделательный завод. В 1781 году был образован Алапаевский уезд, центром которого стал Алапаевск, получивший дарованный Екатериной Великой статус города. Летом 1919 года в Алапаевске содержались члены дома семьи Романовых («Алапаевские мученики»), казненные в ночь с 17 на 18 июля, в июне 2009 года посмертно реабилитированные Генеральной прокуратурой России.

3. Великое княжество Финляндское - территория, с 1803 по 1917 годы находившаяся в составе Российской империи, отчасти сохранявшая некоторую автономию. Столицей княжества с 1813 года был город Гельсингфорс.

4. Речь идет о Рефлексологическом институте по изучению мозга и психической деятельности, основанном в 1918 году В.М. Бехтеревым (1857-1927), ставшим первым в мире научным центром по комплексному изучению человека, начиная с его детского и юношеского возраста.

5. Педология (от греч. дитя и наука, буквально - наука о детях) - направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединить биологические, социологические, психологические и другие подходы к развитию ребенка. Возникла за рубежом в конце Х1Х века (С. Холл, Дж. М. Болдуин, Э. Кирпатрик, Э. Мейнман). Получила широкое распространение в дореволюционной России (П.Ф. Лесгафт, И.А. Сикорский, А.Н. Нечаев). Об интересе к педологии свидетельствовала организация в Петербурге Педологических курсов и Педологического института, в создании которых активное участие принял В.М. Бехтерев, руководитель Психоневрологического института. После Октябрьской революции получила значительный размах, пытаясь даже монополизировать право на комплексное изучение ребенка (А.Б. Залкинд, П.П. Блонский, С.С. Моложавый, М.Я. Басов, Л.С. Выготский и др.). Однако попытки определить специфику педологии, не сводимую к содержанию смежных с нею наук, успехов не имели. Ошибочные методологические и практические установки педологии в 30-х годах были подвергнуты критике, которая, хотя и содержала много справедливого, в условиях нарождавшегося культа личности Сталина, отличалась тенденциозностью и отрицанием всего положительного, что было создано советскими учеными (П.П. Блонский, П.С. Выготский и другие).

6. Примечательно, что автор этого политического пасквиля в 1932 году окончил Академию коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской, на кафедрах педагогики, педологии и в психологической лаборатории которой работали в то время ведущие советские педагоги П.П. Блонский, С.С. Моложавый, А.Б. Залкинд, В.Н. Шульгин, А.В. Запорожец, Л.Н. Божевич и другие. Не прослушав их курсы и не сдав им соответствующие зачеты и экзамены, он не смог бы по окончании Академии получить квалификацию «организатор-методист в области народного образования». Таким образом, налицо лицемерие, ханжество и фарисейство, двигавшие пером автора статьи о «доморощенных педологах» при написании им доносов в «Красную Башкирию».

7. Удивительно, но факт: некоторые из «информаторов», освобожденные из-под ареста осенью 1938 года в период так называемой «бериевской оттепели», по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по завершению работы, связанной с реабилитацией лиц, необоснованно репрессированных в 30-40-е годы и начале 50-х годов», автоматически оказались в числе последних и вошли в «Книгу жертв политических репрессий Республики Башкортостан». К настоящему времени все они уже умерли своей смертью. Однако, как говорится, «от суда человеческого можно убежать и спрятаться, от Божьего - никогда».

8. «Бериевская оттепель», начавшаяся с принятия 17 ноября 1938 года Постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следственных дел», отнюдь не была результатом «прозрения» руководства страны на механизм проходивших репрессий. Главная цель этих мероприятий заключалась в организации компании по массовой «чистке» органов НКВД от проникших в их собственные ряды «врагов народа»: результатом стали снятие с должности наркома внутренних дел Н.И. Ежова, замена всего руководящего состава органов от наркомата до руководителей НКВД республик, краев и областей. 5 января 1939 года вопрос о неудовлетворительной работе Башкирского обкома партии и органов НКВД Башкирии по выполнению указанного постановления стал предметом рассмотрения в ЦК ВКП(б).

9. За время вынужденного прогула с 1 сентября 1937 года по 22 марта 1938 года Н.Д. Чижову, согласно Распоряжению Планфинуправления Высшей школы [3, л.52], был даже сделан денежный перерасчет в сумме 6340 руб.

Литература

1. Чижов, Н.Д. Уфа в прошлом как центр просвещения // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. №5(6). -С.92-121.

2. Чижов, Н.Д. Уфа в прошлом как центр просвещения //Сборник трудов кафедры психологии и педагогики Башкирского государственного педагогического института. 1946. -Вып.20. - С.111-149.

3. ЦИА РБ. Фонд Р-802. Оп.9, дело 179, л.л. 1-128.

4. Мустафина, Ф.Х. Развитие всеобщего среднего образования в БАССР (1917-1928 годы). - Уфа, 1979. -

С.57.

5. О педологических извращениях в системе Наркомпросов : Постановление ЦК ВКП(б) от 4июля 1936 года // Народное образование в СССР. Образовательная школа : сб. документов : 1917- 1973 г.г. - М. : Педагогика, 1974. -С.173-175.

6. Петровский, А.В. Запрет на комплексное исследование детства // Репрессированная наука. - Л., 1991. - С. 126-135.

7. Родин, А.М. [Электронный ресурс] : Режим доступа : http://aprol-pro.narod.ru/student/pedagogika/005.htm

8. Крупская, Н.К. Заметки к тезисам докладов на I Всесоюзном педологическом съезде // Педагогические сочинения в 10 томах. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1962. - Т.10. - С. 246-248.

9. Крупская Н.К. Заботиться о всестороннем развитии детей // Педагогические сочинения в 10 томах. - М. : Изд. АПН РСФСР, 1959. Т.5. - С.582-592.

10. Красная Башкирия. № 254 (4654). 1936, 3 ноября.

11. Ергин, Ю.В. У истоков университетского образования : очерки о предыстории Башкирского Государственного Университета. - 2-е изд., доп. - Уфа, 2009.

12. Возвращенные имена // Сборник документальных очерков / сост. Иргалин Г.Д., Асабин Е.П. - Уфа : Башкни-гоиздат, 1991.

13. Трудный путь к правде / сост. Иргалин Г.Д., Каменев Н.П. - Уфа : Китап, 1997.

14. ЦАОО РБ. Фонд Р-122. Оп.17, дело 91, л.л. 2-5.

15. ЦАОО РБ. Фонд Р-122. Оп.18, дело 633.

16. Чижов, Н.Д. Доклад о развитии БГПИ к 25-летию БАССР // ЦИА РБ. Фонд Р-36. Оп.1, дело 36, л.л. 101-104.

17. Чижов, Н.Д. История БГПИ : I. Уфимский учительский институт (1909-1919); II. ПИНО и Уфимский ИНО (1919-1929); III. БГПИ (1929-1944).// ЦИА РБ. фонд Р-36, Оп.3, л.л. 220-224, 224-243, 243-267.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Чижов Н.Д. Башгоспединститут в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Краткий очерк // ЦИА РБ. Фонд Р-36. Оп.3, л.л.268-274.

19. Фонд Н.Д. Чижова личного происхождения // ЦИА РБ. Фонд Р-1828. Оп.№1, 28 ед.хр.

20. Ергин, Ю.В., Мурзабаев, И.Ш. Фонд Н.Д. Чижова (1882-1950) в Центральном историческом архиве Республики Башкортостан // Вестник Башкирского университета. 2012. Т.17. №4. - С. 1943-1945.

21. Знамя Октября. 1982. №41, 16 декабря.

22. Советская Башкирия. 1982. №297, 26 декабря.

23. Учитель Башкирии. 1983. №1. - С.65-66 (башк.яз).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.