Научная статья на тему 'Башкирский научно-исследовательский институт педагогики (1932-1938)'

Башкирский научно-исследовательский институт педагогики (1932-1938) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Башкирский научно-исследовательский институт педагогики (1932-1938)»

БАШКИРСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ (1932-1938)

Постановлением «О начальной и средней школе» от 5 сентября 1931 года ЦК ВКП(б) обязал «наркоматы всех союзных республик немедленно организовать и поставить на должную высоту научно-исследовательскую работу, привлечь для этого лучшие партийные кадры».

Уже 4 ноября 1931 года Президиум БашЦИКа вынес решение об организации Башкирского НИИ педагогики. Этот институт, созданный на базе бывшего областного кабинета педологии1 Башкирского госпед-института и педолого-педагогической секции Башкирского комплексного НИИ2, официально был открыт постановлением Коллегии Башнарком-проса с 1 января 1932 года под названием Башкирского НИИ марксистско-ленинской педагогики и педологии [1].

Основная задача, поставленная перед институтом, состояла в разработке теоретических проблем организации и перестройки начальной и средней школы, анализ и обобщение опыта школ Башкирии по всем разделам учебно-воспитательной работы, вопросов повышения квалификации педагогических кадров3, а также оказания методической помощи учительству в его практической работе. Сохранилась книга приказов по БНИИ педагогики за 1932-1933 годы, по которым можно проследить за динамикой развития института в первые два года его существования [2].

Первоначально институт был размещен всего лишь в одной комнате здания Башнаркомпроса в Уфе по ул.Октябрьской революции, д.10, а его штат состоял из директора и 7 сотрудников, трое из которых возглавили кабинеты: педологии, политехнический и дет-

ского воспитания [3]. Уже весной 1932 года директор института Б.Г. Якупов был командирован в Москву в отдел научной педагогики Наркомпроса РСФСР4 для конкретизации задач, поставленных перед БНИИ педагогики, после чего структура института начала перестраиваться «по принципу 3-звеньевой системы»: дирекция, сектора и секции [5].

Импульс структурной перестройке БНИИ педагогики придало постановление ЦК ВКП(б) «Об учебных программах начальных и средних школ», принятое 25 августа 1932 года. Для практического обследования наиболее актуальных нужд школ в институте были созданы 3 сектора [6]. Ведущим и основным должен был стать Программно-методический сектор в составе двух секций - дошкольной и школьной. Такие же секции были созданы при Педагогическом секторе и Секторе детского движения и коммунистического воспитания. С 1 сентября 1932 года директором института становится Т.Г. Ельменев [7]. Именно при нем был завершен первый организационный период создания БНИИ педагогики, после чего институт приступил к реализации поставленных перед ним практических задач.

Уже до конца календарного года дошкольная и школьная секции Программно-методического сектора в выездном заседании в Байма-ке провели научную экспертизу большой группы национальных школ юго-востока республики. В январе 1939 года работники всех секторов института участвовали в проведении читательских конференций в Белокатайском и Дуванском районах, с февраля институт приступил к систематическим обследованиям уфимских школ. В марте того же года в специально выделенном помещении был организован педагогический кабинет наглядных пособий по дошкольному воспитанию, на базе которого была проведена областная конференция дошкольных работников. В мае 1933 года сотрудники института приняли участие в выпускных экзаменах в ряде школ города Уфы.

Однако время показало, что и новая структура БНИИ педагогики не отвечала первоочередным требованиям того времени. Школы республики, в первую очередь, национальные, нуждались в разработке проблем, связанных с методиками преподавания отдельных дисциплин. Институт, в то время не имевший в своем составе профессиональных методистов, мог заниматься только вопросами общей педагогики и практически не участвовал в ликвидации конкретных недостатков, имевших место в повседневной практической деятельности школ республики. К тому же, из-за недостатка в его составе национальных кадров, фактически, не охваченными деятель-

ностью института по прежнему оставались башкирские и татарские школы.

В июле 1933 года директором БНИИ педагогики был назначен

A.А. Еникеев - один из бывших инспекторов-методистов Башнар-компроса, к указанному времени закончивший аспирантуру Московского индустриально-педагогического института им. К. Либкнехта [8].

Уже в сентябре того же года БНИИ педагогики «взял курс на выделение в своей работе основного звена - начальной и средней школы и обследование их по постановке преподавания отдельных дисциплин [9]. Основное внимание было уделено башкирской национальной школе. К работе в институте были привлечены новые работники - методисты по отдельным дисциплинам, в первую очередь, методисты по языкам (Ш.Х. Еникеев, В.Г. Краснов,

B.С. Давыдкин, К.З. Ахмеров) и ряду естественных дисциплин (географии - П.С. Белорусов, математики - М. Срумов). Общепедагогическим направлением стали заниматься А.А. Еникеев,

Н.А. Селезнев, К.А. Идельгужин. Последний в 1928-1930 годах был наркомом просвещения БАССР, затем работал директором Баштех-никума в Оренбурге, а в 1931-1933 годах обучался в аспирантуре Ленинградского института научной педагогики, представил к защите кандидатскую диссертацию «К вопросу истории башкирской школы (1917 года)»5 и стал с 1-го января 1934 года заместителем директора БНИИ педагогики по научной работе [10].

В связи с вышеуказанным структура БНИИ педагогики претерпела большие изменения. Был организован новый Отдел частных методик: преподавания башкирского языка в башкирских школах, преподавания русского языка в национальных школах, преподавания башкирского языка в небашкирских школах, преподавания географии с насыщением ее содержания краеведческим материалом, преподавания истории Башкирии.

За институтом закрепили несколько базовых школ: 4-ую татаробашкирскую 2-ой ступени (М. Казанская, 10, зав. - З.Ш. Шакиров), 17-ую татаро-башкирскую 1-ой ступени (Зенцова, 130, зав. - М. Утяшева) и 7ую русскую 1-ой ступени (Пушкинская, 84, зав. - В.Ф. Евлампиева).

Вот как выглядел состав БНИИ педагогики в 1934 году по специальностям: педагогов - 3, дошкольных работников - 2; по квалификации: доцентов (сотрудников, окончивших аспирантуру) - 7, сотрудников с вузовским образованием - 6, со средним образованием - 1. Наряду со штатными работниками институт имел совместителей из Башгоспедин-ститута и Башнаркомпроса, в числе которых, в частности, были

Н.Д. Чижов, З.Ш. Шакиров, В.Г. Краснов, С. Ямалиев (зам. наркома просвещения, специалист по методике языка) и другие.

пшшшиий Научно-Исследовательский Институт Педагогики

КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ

Было разработано и утверждено новое «Положение о БНИИ педагогики» и подробный план его развития на 2-ую пятилетку, в которых говорилось, что «институт мыслится как научноисследовательская база Башнаркомпроса в деле научной разработки вопросов строительства начальной и средней политехнической школы, дошкольного воспитания и детского коммунистического движения применительно к условиям Башкирии» [12].

ВМХК-ПЬП РОИТРЙОЗУЕТ ЮАЙАНЬ Ц. ХвБМ. М. >• “ ”

' - 1

дат ^

6Р?АМ0ТА МЭКТЭВЕЫСЮ. 1)]~

ТЬУЦАЫ TEL Н0М А Щ-р М Е ТIК А N Ь

иоьтьу МЕТООТАЯЬ "

6 а

I 1936 ВА$30ЦТ05ТАЫ О8У1_0Т N05^0ТЕ г5 0«>»651,ЕК НЭМ 01.: М1 ЭОЭВЮТ БЕКТОЙь

Школы республики за короткое время ощутили практическую отдачу сотрудников института, в особенности, в создании целого ряда учеб-

ников и методических пособий, в которых была большая нужда. Перечислим лишь часть из них, написанных сотрудниками БНИИ педагогики и практически сразу же выпущенных Башкирским книжным издательством: Р.С. Еникеев. Русский язык в башкирских и татарских школах (1934); З.Ш. Шакиров. Учебник башкирского языка для русских школ, II часть (1934); В.Г. Краснов. Учебник русского языка для башкирских и татарских школ (1934); В.Г. Краснов, В.С. Давыдкин. Книга для чтения по русскому языку для 4-х классов башкирских и татарских школ (1934); Х.М. Яфаева, К.Т. Чанышева. Книга для чтения по русскому языку для 5-х классов башкирских и татарских школ (1934); К. Ахмеров. Грамматика. Часть 2. Синтаксис. Учебник для 5-х классов башкирских и татарских школ (1934); В.Г. Краснов. Русский язык. Грамматика и правописание для 3-го класса башкирских и татарских школ (1935); Г. Еникеев. Букварь для башкирских и татарских школ (1935); У. Хусни, М. Срумов. Методика преподавания родного языка и арифметики в школе грамотности (1935); П.С. Белорусов. Краеведческие материалы в преподавании географии (1935) и другие.

Нельзя не упомянуть, хотя бы вскользь, что, начиная с 1935 года, сотрудники БНИИ педагогики начали работать над изучением истории дореволюционной инородческой школы и послереволюционной башкирской политехнической школы. Сохранился документ - план разработки темы «Сбор документов по истории народного образования в Башкирии» (исполнители - А.А. Еникеев, В.С. Давыдкин, Л.П. Гнедков) [13], с практической реализацией которого началась многолетняя плодотворная исследовательская деятельность ее руководителя (А.А. Еникеева) по истории просвещения Башкирского края. В дальнейшем он защитит кандидатскую диссертацию «Русско-башкирская начальная школа в дореволюционной Башкирии» (1945). За ней последуют его обзоры по истории просвещения в дореволюционной Башкирии, вошедшие составной частью в 1 и 2 тома «Очерков по истории Башкирской АССР». (БФАН СССР, 1956, 1959). Перу А.А. Еникеева будут принадлежать серия статей о деятелях науки и просвещения (М. Гафури, М. Бикчурина, М. Уметбаева и др.), напечатанных в 4томной «Педагогической энциклопедии» (М., Совет. энц.,1964-1968) и в 2-томном «Педагогическом словаре» (М., АПН РСФСР, 1960-1964). Имя А.А. Еникеева долгое время будет связано с журналом «Учитель Башкирии», в котором он опубликует свыше 30 статей по истории башкирской национальной школы, в том числе и «Материалы к летописи по народному образованию в Башкирии (1917-1952)», напечатанные в журнале в 1969-1971 годах (вышло 42 выпуска).

По-другому сложилась судьба заместителя директора БНИИ педагогики К.А. Идельгужина, имя которого долгие годы было под запретом, а научное педагогическое наследие еще ждет своего исследователя. В указанные годы он активно участвовал в разработке нескольких направлений тематического плана института: его перу принадлежит несколько работ по истории просвещения в Башкирии6 и детскому коммунистическому движению [14, 16]. Однако уже в ноябре 1935 года К.А. Идельгужин был обвинен в том, что в качестве ученого секретаря БНИИ педагогики устроил на работу И. Мутина, одного из бывших активных деятелей башкирского национального движения. Затем ему приписали извращение ленинской национальной политики, в сентябре 1936 года арестовали, а в феврале 1937 года по обвинению в контрреволюционной деятельности и незаконном хранении оружия осудили на 5 лет исправительно-трудовых лагерей. В ноябре 1937 года, через месяц после печально известного III пленума Башкирского обкома ВКП(б), в работе которого принял участие секретарь ЦК ВКП(б) А.А. Жданов, К.А. Идельгужина доставили из лагеря в Уфу и за те же действия «тройкой» НКВД приговорили к расстрелу7.

С сентября 1935 по ноябрь 1936 года А.А. Еникеев был переведен на работу начальником Управления Башнаркомпроса по подготовке учителей. Одновременно, начиная с конца 1936 года, он стал заместителем директора БГПИ им. К.А. Тимирязева по научной и учебной работе. Тогда же «с целью координации сил педагогической науки» БНИИ педагогики вышел из непосредственного подчинения Башнаркомпроса и был передан БГПИ. Сохранился «План научноисследовательских работ БНИИ педагогики при БГПИ на 1937 год» [17], однако имя А.А. Еникеева в нем уже ни разу не упоминается. В эти годы, когда механизм уничтожения «врагов народа» достиг своего апогея, он чудом избежал репрессий, был отстранен от работы и лишь в 1941 году вернулся в БГПИ и до конца 1943 года снова работал заместителем директора института (но теперь по заочному отделению). В 1953-1958 годах А.А. Еникеев заведовал кафедрой педагогики, а после выхода на пенсию (1963) передал в ЦГИА РБ собранные им обширные документальные материалы по истории народного просвещения в республике [18].

4 февраля 1938 года Постановлением №123 СНК БАССР [19] по представлению нового наркома просвещения С.Р. Алибаева8, назначенного на этот пост после расстрела трех предыдущих наркомов, - Р.З. Абубакирова (1930-1935), Г.А. Давлетшина (1935-1937), И.Х. Абызбаева (1937, июнь-август), при которых происходила дея-

тельность БНИИ педагогики, институт был реорганизован в Республиканский методический кабинет.

1 Педология - направление в психологии и педагогике, ставившее целью объединение биологического, социологического и психологического подходов к развитию ребенка. Возникшее в конце XIX века и получившее развитие в России в 1920-1930 годы, сопровождалось острыми дискуссиями о ее предмете, задачах и методах. После постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе нарком-просов» (4 июля 1936 года) в СССР была запрещена. Некоторый интерес к педологии появился вновь в 90-х годах XX века.

2. Башкирский комплексный НИИ при СНК БАССР был создан в марте 1929 года при содействии Башкирской экспозиции АН СССР, приступившей тогда к комплексному изучению производительных сил республики для развития хозяйственной и культурной жизни Башкирии.

3. В ЦГИА РБ специального фонда документов БНИИ педагогики нет, часть их оказалась включенной в фонд Р-1157 (БИУУ).

4. К концу первой пятилетки (1929-1932) в стране имелись 4 педагогических НИИ: один в Ленинграде (Государственный институт научной педагогики) и 3 в Москве (Институт марксистско-ленинской педагогики, Институт методов внешкольной работы и Институт научной педагогики при 2-ом МГУ). Их деятельность была подвергнута резкой критике в Постановлении ЦК ВКП(б) от 05.09.31. Институт в Ленинграде продолжил свою деятельность, в Москве все институты были распущены, а вместо них созданы 6 новых НИИ: Институт национальной педагогики, Институт политехнического образования, Программно-методический институт, Институт планирования и организации народного образования, Институт детского движения, Институт детской литературы. Кроме того, на местах были созданы НИИ педагогики: в Уфе, Самаре, Нижнем Новгороде и Свердловске. Все они вошли в разработанный Наркомпросом РСФСР обширный «План развития НИИ педагогического профиля на 2-ую пятилетку (1933-1937)», один из экземпляров которого, в то время не подлежавший открытой публикации, хранится в фондах ЦГИА РБ [4].

5. К.А. Идельгужин начал изучать историю просвещения дореволюционной Башкирии еще до поступления в аспирантуру. Его перу принадлежит, в частности, малоизвестное исследование «Очерки по экономике и культуре башкир до Октября 1917 года» [11].

6. Большая рукопись К.А. Идельгужина «Башкирская школа в период Октября и военного коммунизма», объемом 5 печатных листов, сданная для опубликования в Башистпарт, безвозвратно утеряна.

7. Постановлением Президиума Верховного суда БАССР от 30 июня 1958 года это постановление «тройки НКВД БАССР» как незаконное было отменено, а в ноябре 1989 года К.А. Идельгужин полностью реабилитирован.

8. В 1966 году С.Р. Алибаев выпустил книгу «Школы Башкирской АССР (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития)» [20], в которой он даже не упомянул о БНИИ педагогики и большом количестве учебников и методических пособий сотрудников этого института, сыгравших огромную роль в становлении и развитии башкирских национальных школ.

1. ЦГИА РБ, Фонд Р-1157, оп. 1, дело 11, л.л. 50-58.

2. Там же, дело 5, л.л. 1-104.

3. Там же, л. 6.

4. Там же, дело 8, л.л. 5-30.

5. Там же, дело 5, л.л. 12, 13.

6. Там же, дело 21, л.л. 30-39.

7. Там же, дело 5, л. 32.

8. Там же, л. 48.

9. Еникеев А.А. Башкирский НИИ педагогики. В кн.: Культурное строительство Башкирии за 15 лет. - Уфа: Башгиз. 1934, с. 62-66.

10. ЦГИА РБ, Фонд Р-802, оп. 9, дело 44, л.л. 1-14.

11. Идельгужин К.А. Исторические очерки об экономике и культуре башкир до Октября 1917 года. В сб.: Революция и Башкирия/ Х. Кушаев, ред. - Уфа: Изд. Башистпарт. 1926, с. 9-44 (тюрки).

12. ЦГИА РБ, Фонд Р-1157, оп. 1, дело 8, л.л. 35-54.

13. Там же, л.л. 60, 61.

14. Идельгужин К.А. Исторические очерки по народному образованию башкир / Культурная революция. 1934. №№ 5, 6, 7 (башк. яз.).

15. Идельгужин К.А. Коммунистическое воспитание детей в башкирской школе / Культурная революция. 1935. № 4-5, с. 10-16 (башк. яз.).

16. Идельгужин К.А. Коммунистическое воспитание детей в семье / Культурная революция. 1935. № 8, с. 8-15.

17. ЦГИА РБ, Фонд Р-798, оп. 1, дело 4368, л.л. 1-49.

18. Там же, Фонд Р-95, оп. 1, (личный фонд А.А. Еникеева), 65 дел.

19.Там же, Фонд Р-933, оп. 9, дело 196, л.л. 47-49.

20.Алибаев С.Р. Школы Башкирской АССР (Прошлое, настоящее и пути дальнейшего развития). - Уфа: Башк.кн. изд. 1966.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.