УДК 340
СОХРАНЕНИЮ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЕ КАК ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА
В настоящей статье авторы рассматривают проблему сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и задачу противодействия попыткам фальсификации истории войны. В первую очередь, обращается внимание на уже свершившиеся факты установления политики фальсификации истории со стороны западных держав, что закрепляется на законодательном уровне. Далее, указывается на недостатки современного образования в деле сохранения исторической памяти и важность регулирования интернет-среды в данном вопросе. В заключение предлагаются меры, которые будут способствовать сохранению исторической правды о Великой Отечественной войне.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, фальсификация истории, Вторая мировая война, поправки к Конституции РФ.
10.22281/2542-1697-2022-01-02-70-78
В условиях современного общества особую роль приобретает информация как наиболее эффективное средство форматирования человеческого сознания. Именно данный ресурс становится в наши дни главным геополитическим оружием. Информационная война между Российской Федерацией и западными странами - явление очевидное для всех, однако методы, используемые нашими оппонентами в этом противостоянии, вызывают обеспокоенность со стороны как государства, так и неравнодушных россиян.
В настоящее время остро стоит проблема искажения исторических фактов о Великой Отечественной войне. Заинтересованы в фальсификации истории, чаще всего, лидеры недружественных государств, желающие ослабления позиции России на мировой арене. Воздействие при этом оказывается на нестабильную и наиболее уязвимую в психологическом отношении социальную группу - несовершеннолетних. Не даром существует выражение:«хочешь победить врага - воспитай его детей». Данное изречение легло в основу политики многих зарубежных государств в отношении Российской Федерации.
В чём же заключается опасность процессов фальсификации истории Великой Отечественной войны?
Неправильное восприятие исторических фактов разрушает преемственность поколений, которая всегда была характерна для нашей страны. Сохранение памяти о предках обеспечивает во многом единство общества, способствуя, таким образом, социальной стабильности и устойчивости государства. Невозможно представить развитие какой бы то ни было системы, если её элементы находятся в разобщённом состоянии.
Связующим звеном в обществе, по нашему мнению, должна выступать идеология. Под данным термином понимается система жизненных целей, ориентиров и ценностей, а не исключительно провозглашение политических лозунгов, как считают некоторые противники необходимости идеологической составляющей в общественном сознании. Именно патриотизм и сохранение исторической памяти должны составлять основу национальной идеи государства. В нашей стране признаётся идеологическое многообразие (ч. 1, 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации [1]), развитие патриотизма и бережное отношение к прошлому государства неоднократно фигурировали в перечне задач, стоящих перед российским обществом, однако уровень распространения данных идей среди населения весьма невысокий - важна комплексная работа в этом направлении. Отметим, что человеком, находящимся под влиянием определённой идеологии, взгляды которой он осознанно разделяет, практически невозможно манипулировать: личность в таком случае обладает
Бредихин А.Л., Викторов А.В., Симончук Е.Р.
Санкт-Петербургский университет МВД России, г. Санкт-Петербург
DOAJ
устойчивым мировоззрением, определённой системой ценностей исобственным мнением по ряду принципиально важных вопросов. Единообразная идеология, основывающаяся на уважении к прошлому страны, будет выполнять в обществе консолидирующую функцию, тем самым обеспечивать внутреннюю политическую стабильность государства.
Положение Российской Федерации на международной арене также во многом зависит от правильного восприятия истории Великой Отечественной войны мировым сообществом. Недаром в 2020 году в Основной закон нашей страны были внесены поправки в части правопреемства СССР [2]. Данная мера, обусловленная стремлением установить связь времён и возродить правовое наследие России как продолжателя СССР, имеет при этом не только идеологическую направленность. Рассматриваемые изменения были нацелены также на приведение международного правового статуса России к общепринятому образцу: либо континуитет, либо правопреемство. Ведь ранее за нашей страной был закреплён особый статус «государства-продолжателя», поэтому у балтийских стран был повод говорить о якобы неправомерности членства России в ООН и Совете безопасности ООН. Для исключения подобных обвинений важно было юридически закрепить статус государства-правопреемника.
Кроме того, постоянные обвинения в отношении Российской Федерации со стороны западных государств стали уже обыденным явлением. Например, Я.А. Качиньский, лидер правящей польской партии «Право и справедливость», требовал от Москвы и Берлина компенсацию за ущерб, причинённый Польше в ходе Второй мировой войны. В целом, зарубежные политики всячески пытаются очернить Советский Союз, присвоить ему роль главного агрессора во Второй мировой войне, умалчивая зачастую о бесчеловечных поступках своих соотечественников. Некоторые западные общественные и политические деятели и вовсе приписывают СССР ответственность за холокост. В 2009 году была принята резолюция Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая окончательно уравняла ответственность Советского Союза и нацистской Германии в развязывании Второй мировой войны [3]. Конкретные примеры фальсификации истории Великой Отечественной войны в мировой практике будут рассмотрены в настоящей работе несколько позже.
При этом обвинения, подобные описанным выше, всегда основываются на искажении исторической правды, когда искусственно созданные факты становятся средством нападения на современную Россию. По этой причине принципиально важно отстаивать историческую правду ив международных отношениях.
Немаловажен и нравственно-этический аспект противодействия фальсификации истории Великой Отечественной войны. Наш священный долг перед героями тех страшных лет - хранить и чтить память о них, быть благодарными за светлое настоящее, которое нам подарили предки. «Беспамятство» по отношению к истории родной страны приравнивает человека к дикому животному. Забвение прошлого же опасно его повторением в будущем.
Наконец, принципиальную важность рассматриваемой в настоящей статье проблемы обуславливают лица, на которых направлено основное воздействие в ходе процесса искажения исторической правды, - несовершеннолетние. Именно на молодое поколение ориентированы действия фальсификаторов, ведь от мышления нынешних детей зависит общественное сознание всего населения в будущем. Поэтому так важно работать с подростками, система жизненных взглядов которых не отличается в силу возраста особой устойчивостью, а потому может быть легко отформатирована как с помощью благоприятного воздействия, так и посредством деструктивного влияния. В связи с этим важно «перехватить инициативу» и предотвратить духовную деградацию молодого поколения, определяющего национальный облик будущей России.
Как проявляется проблема фальсификации истории Великой Отечественной войны на практике?
Прежде всего, необходимо отметить две ключевые сферы общественной жизни, в которых происходит форматирование отношения подростков к фактам и обстоятельствам истории нашей страны - это образовательная среда и интернет-пространство.
DOAJ
Процесс образования включает в себя не только обучение, но и воспитание молодого поколения. Важно тщательно отбирать научно-педагогический состав образовательных учреждений, ведь именно преподаватели непосредственно воздействуют на умы молодёжи и способствуют их социализации. К разработке учебных материалов необходимо подходить особенно внимательно и основательно.
В 1990-е гг. в нашей стране издавались различные учебники по истории России, авторов было огромное количество, в написании учебной литературы для школьников участвовали в том числе представители радикального направления отечественной исторической науки. История в школах преподносилась по-разному, зачастую допускались откровенные искажения фактов, а роль советского народа в борьбе с фашизмом существенно минимизировалась. Одним из примеров может служить первоначальная редакция учебника по истории для 9 класса авторства Л.И. Жаровой и И.А. Мишиной [4], в котором тема, связанная с Великой Отечественной войной, именовалась «Участие СССР во Второй Мировой войне». По справедливому замечанию А.Н. Фукса, «подобная формулировка не нуждается в комментариях» [5, с. 67]. Аналогичные прецеденты не редкость в 1990-е гг., поскольку в то время на государственном уровне был взят курс на «деидеологизацию» образования. Однако, на практике данная программа превратилась в процесс внедрения неправильной идеологии, противоречащей истине.
Отметим, что идеологическая обработка научно-педагогического состава и в целом активное развитие радикального направления отечественной исторической науки в указанный период во многом обусловлено многочисленными актами присуждения премии Фонда Сороса российским учёным и преподавателям. Справедливость данного вывода подтверждается существующей при этом тенденцией: соросовские гранты получали, в основном, лишь те деятели науки, кто в своих трудах в негативном ключе описывал историю России, а также (что особенно характерно) отрицательно отзывался о Советском Союзе. Подобное поддержание очевидно недружественного отношения к нашей стране неминуемо влияло на уровень распространения искажённого восприятия истории России, ведь среди лауреатов премии американского миллиардера Дж. Сороса были и разработчики учебников для российских школьников.
Впоследствии в учебной литературе 2000-х гг. актов фальсификации истории становилось меньше, но они всё равно не были абсолютно исключены. По этой причине в 2013 году Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил очистить учебники от «идеологического мусора» [6], выработав единый для всей страны курс истории России. Итогом работ стало утверждение трёх учебных книг с материалами по истории для школьников от издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово», которые стали использоваться в образовательном процессе с 2016 года. Таким образом удалось избавиться от неоднозначных трактовок истории в рамках нашего государства.
Некоторые высказывались об исключении таким образом вариативного восприятия истории, о грозящей молодому поколению однобокости мышления. Однако многоплановость при рассмотрении истории ни при каких обстоятельствах не должна допускать искажения конкретных фактов. Субъективные оценки в учебниках возможны, но они не должны становиться постулатами, провозглашаемыми единственно верными. Автор может указать собственное мнение по тому или иному вопросу, однако он не имеет права переписывать историю. Объективное изложение в учебной литературе должно преобладать над описанием существующих у представителей научного сообщества воззрений. Указанный подход позволит школьникам и студентам формировать самостоятельные выводы об исторических фактах, что, напротив, будет способствовать развитию их мышления.
Особенно остро стоит вопрос «неправильной» учебной литературы по истории в странах Балтии, на Украине и в Грузии. Информация, содержащаяся в одном из украинских учебников, который мы подвергли контент-анализу, вызывает откровенный ужас. Молодым украинцам со школьной скамьи прививают ненависть к России и ко всему русскому. Перевод всего лишь одного фрагмента текста (учебник на украинском языке) позволяет
наиболее полно отразить общий посыл книги: «разные плакаты, но одинаково враждебные украинцам режимы: наши предки героически боролись в их армиях, но не за них, а за себя» [7, с. 158]. Эта подпись сопровождает два плаката, приведённых в сопоставлении, на одном из них изображён А. Гитлер, на другом - И. В. Сталин. Коллаборационистов, воевавших на стороне Германии, в указанном учебнике именуют «национально-сознательной молодёжью», борющейся за свободу Украины. Именно на такой литературе взращиваются украинские националисты. Примечательно, что данный учебник разработан в соответствии с утверждённой государством программой, а значит это не позиция отдельного автора, это политика всей страны.
Министр просвещения Российской Федерации, С.С. Кравцов, отметил, что учебники, которые были найдены в школах на Украине, содержат тезисы, «которые, к сожалению, ни к чему хорошему не приводят» [8]. В связи с этим, секретарь Генерального совета «Единой России», А.А. Турчак, высказался о необходимости распространения на освобождённых в ходе специальной военной операции России на Украине территориях Луганской и Донецкой народных республик российских образовательных стандартов.
Вторая заявленная сфера общественной жизни, в которой осуществляется воздействие на сознание несовершеннолетних, - интернет-пространство. Общеизвестный факт, что дети и подростки в настоящее время являются активными пользователями информационно-телекоммуникационных сетей. Однако количество деструктивного для личности несовершеннолетнего контента в интернете зашкаливает, в том числе, речь идёт о фальсификации исторических фактов. Множество новостей с ложной информацией, позитивное освещение шагов зарубежных политических деятелей по умалению значения СССР в борьбе с мировым злом - фашизмом, акты публичного осквернения памяти предков - со всем этим молодое поколение сталкивается в информационной среде.Опасность данных явлений заключается в том, чтоне все дети и подростки имеют развитую способность к критическому мышлению: отличить фейк-новость от достоверного факта порой бывает трудно даже взрослому человеку. Ситуация усугубляется, когда при освещении того или иного события преимущественное воздействие осуществляется на эмоциональную сферу несовершеннолетнего.
В ходе «гибридной войны» за сознание молодого поколения чаще всего действует принцип: «кто первый встал, того и тапки». Новость, которую сообщили первой, принимается лицом как достоверный факт, поэтому поступающая следом информация, опровергающая изначальный тезис, автоматически будет восприниматься как некорректная. Опоздавшей стороне придётся в таком случае оправдываться, что заранее продуцируетскептическое отношение к достоверным фактам.
Образование, которое рассматривалось ранее, также подвергается процессам информатизации и постепенно переходит в интернет-пространство. Катализатором данного процесса стала пандемия коронавирусной инфекции COVID-19: степень вовлечённости детей в информационную среду в это время достигла своего пика, и даже после снятия ограничений на посещение учебных заведений от удобств дистанционного режима обучения полностью отказаться не смогли (электронные дневники, выполнение заданий на разнообразных информационных площадках и пр.). Однако готовность интернета к приёму юных пользователей - вопрос открытый. Добровольные обязательства крупнейших российских IT-компаний («Яндекс», «Газпром-медиа Холдинг», «МегаФон», «Мейл-групп», «Лаборатория Касперского» и др.) по удалению деструктивного для детей контента и по созданию для них безопасных информационных площадок не обеспечивает должным образом защиту молодого поколения: не исключено содержание на данных ресурсах ссылок на другую часть интернет-пространства, ответственность за контент которой указанные компании не несут. Предложения по решению описанной проблемы будут изложены в конце настоящей статьи.
Помимо рассмотренных двух сфер общественной жизни, необходимо также обратиться к области международных отношений в части фальсификации истории.
Многочисленные практические шаги глав зарубежных государств, различных международных организаций свидетельствуют о широкомасштабной работе мирового сообщества по забвению истории Великой Отечественной войны, чего допустить категорически нельзя. Примеров можно привести очень много, обратимся к некоторым из них.
Ещё в 2015 году президент Украины, П.А. Порошенко, по примеру европейского сообщества, ввёл в стране День памяти и примирения, празднование которого с того момента стало ежегодно проходить 8 мая. По заявлению властей Украины, традиционный День Победы 9 мая отмечался лишь по примеру Советского Союза, что, однако, «не соответствует исторической памяти украинского народа и общеевропейским традициям» [9]. В мае того же года на Украине приняли закон «Об осуждении коммунистического и нацистского режимов»: запретной стала советская символика, географические объекты, названные в честь исторических личностей советского периода, подлежали обязательному переименованию.
Символом нового праздника (8 мая) стали красные маки, ведь уже в 2017 году среди административных правонарушений, по украинскому законодательству, появилось следующее деяние -«пропаганда георгиевской ленты»[10]. За любую публичную демонстрацию (на одежде, плакатах, машинах и даже в произведениях искусства), ношение и распространение ленты или её изображения на Украине грозит штраф. Традиционный символ памятине только обесценен, но и включен в число элементов объективной стороны административного правонарушения.
В феврале 2020 года В.В. Пристайко, на тот момент министр иностранных дел Украины, в интервью телеканалу «Украина 24» заявил: «позиция наша сейчас остается такой, какая она есть: нет, мы не собираемся праздновать 9 мая. Мы, как и весь Европейский континент, через 75 лет готовы понять, почему произошла эта трагедия, и готовы друг друга простить» [11]. Следовательно, с течением времени ситуация остаётся неизменной и даже усугубляется.
Также в феврале 2020 года глава украинского Института национальной памяти, А.Э. Дробович, назвал парад победы в Москве «инструментом агрессивной политики Российской Федерации» [12]. Дань памяти погибшим в борьбе с фашизмом и знак глубочайшего уважения и благодарности по отношению к ныне живущим ветеранам в глазах радикально настроенных украинцев приобретает совсем иную окраску. Парад победы - это мероприятие, подчеркивающее связь поколений и напоминающее всему молодому населению страны о нашем великом прошлом, которое неблагодарные люди стремятся исказить и очернить.
Упомянутая ранее Вильнюсская декларация, принятая на Парламентской ассамблеи ОБСЕ в 2009 году, является ещё одним примером явного искажения истории: возложение равной ответственности за развязывание Второй мировой войны на Германию и СССР, отождествление преступлений нацизма и сталинизма очевидно противоречат объективным обстоятельствам тех лет. Данный документ далеко неединственный: например, декларация от 23 сентября 2008 года провозгласила 23 августа Европейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма, 19 сентября 2019 года была принята Резолюция Европейского Парламента «О влиянии исторической памяти на будущее Европы», идентично определившая роль СССР во Второй мировой войне. Абсолютно логичное и закономерное следование Российской Федерации исторической правде, непринятие и осуждение ею подобных актов, исходящих от европейских государств и международных организаций, обостряет отношения между странами в мире. При этом отстаивание Россией справедливости трактуется как проявление агрессии.
В 2017 году в Польше - стране, ставшей неформальным лидером ревизионистов -внесли поправки в закон о запрете «пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя»: в числе прочих мер - уничтожение советских памятников. В начале 2000-х гг. в стране насчитывалось около 500 монументов солдатам Красной армии, к настоящему времени их осталось чуть более 100[13]. Снос памятников осуществляется по сей день.
DOAJ
Аналогичные действия по забвению подвига советских граждан предпринимаются в Литве, Эстонии, Румынии, Венгрии ина Украине. Сохранившиеся монументы переносятся на окраины городов и подвергаются постоянному осквернению со стороны неонацистов.
В.А. Зеленский, нынешний президент Украины, на своём выступлении по случаю 75 -летия освобождения концентрационного лагеря Освенцим в Польше заявлял, что Вторая мировая война стала следствием «сговора двух тоталитарных режимов», а немецкий журнал Der Spiegeb своём Snapchat-канале заявлял, что лагерь и вовсе освободили американцы[14].
Наконец, совсем недавно, 8 апреля 2022 года, в Латвии всего лишь за сутки был принят закон, по которому 9 мая объявили «Днём памяти мирных жителей и украинских военнослужащих, погибших в ходе боевых действий на Украине»[15].В указанную траурную дату (а также 10 мая) запрещается проведение торжеств, использование фейерверков, разрешаются лишь публичные мероприятия в память об украинцах. Таким образом, в Латвии фактически запретили празднование Дня Победы.
Повторимся, что это лишь немногие примеры актов фальсификации истории и попыток обвиненияв развязывании Второй мировой войны Советского Союза и России как государства-правопреемника. Антироссийские настроения в западных странах продуцируют, помимо широкомасштабного информационного воздействия на граждан, практические шаги по уничтожению нашего общего исторического прошлого. По справедливому заявлению В. В. Путина, «нет и не может быть оправдания тем, кто пытается переписать историю» [16].
Определим тезисно основные факты, которые подвергаются искажению:
1) соотношение ответственности СССР и Германии (а также лично И.В. Сталина и А. Гитлера) за развязывание Второй мировой войны (ответственность, как правило, выравнивается);
2) роль союзников СССР в победе над фашизмом (существенно преувеличивается роль союзников СССР по Антигитлеровской коалиции, которые, как известно, задерживали открытие Второго фронта до момента, пока падение фашистской Германии не стало очевидным и неизбежным событием; в 2019 году США и вовсе выпустили памятную монету с изображением всех, кроме СССР, членов Антигитлеровской коалиции[17]);
3) роль СССР в победе над фашизмом (умаление подвига советского народа).
Какие меры будут способствовать сохранению исторической правды о Великой Отечественной войне?
Во-первых, необходимо контролировать сферу образования: от используемой учебной литературы до личностей преподавателей истории. Нельзя применять учебники, искажающие реальный ход истории, а также допускать к педагогической деятельности представителей радикального направления отечественной исторической науки. Важно развивать у школьников и студентов навыки критического осмысления окружающей действительности. Целесообразным видится введение обязательной дисциплины «Основы безопасности в информационном пространстве», способствующей развитию навыков противодействия возможному деструктивному влиянию в сети Интернет (причём данная мера будет полезна не только в рамках развития темы фальсификации истории, но и при предупреждении киберпреступлений, совершаемых подростками и по отношении к ним).
Во-вторых, требуется модернизация интернет-пространства для юных пользователей. Наиболее оптимальным, по нашему мнению, вариантом является создание обязательных детских сим-карт с различными возрастными категориями. Использование данной сим-карты позволит идентифицировать пользователя, понять, что за экраном смартфона или компьютера находится ребёнок, а значит ему будет предложен соответствующий сегмент интернет-пространства. Для обеспечения принципа общеобязательности использования данных сим-карт они должны быть бесплатными.
В-третьих, повышение интереса молодого поколения к истории России, в особенности периода, связанного с Великой Отечественной войной, также позволит сохранить историческую правду. Это возможно осуществить за счёт проведения разнообразных конкурсов по истории для школьников и студентов. Справедливо отметить, что уже сейчас
проводится множество мероприятий для молодого поколения, но отмечается низкая активности и заинтересованность детей и подростков. Причина видится в ошибках организаторов: избираются площадки проведения конкурсов, не находящие отклика у молодежи.
Примером позитивного использования процесса информатизации общества для воздействия на молодое поколение является Всероссийское движение «Сделаем вместе!». В рамках международного конкурса «Школа блогеров» от данного движения удалось привлечь огромное количество участников, так как площадкой для его проведения были выбраны популярные социальные сети (^кТок, ВКонтакте). Школьники должны были вести блог на тему здорового образа жизни и сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне.Важно также широко освещать в средствах массовой информации новости о подобных конкурсах, популяризировать их за счет привлечения авторитетных кураторов.
В-четвертых, необходимо укреплять межгосударственные связи в части сохранения исторической памяти. Безусловно, уровень русофобии во многих зарубежных государствах очень высок, но не всегда данные показатели будут абсолютно преобладать. Пока есть слушатель, необходимо говорить. По этой причине проведение совместных международных исторических форумов, конференций как для представителей научного сообщества, так и для заинтересованной общественности представляется допустимой и вполне эффективной мерой.
История Российской Федерации, в особенности периода Великой Отечественной войны, всегда демонстрировала единство народа в трудные времена: у будущих поколений всегда был пример конфессионального и этнического единства, героизма наших соотечественников, самоотверженных действий предков. Сохранение исторической памяти, бережное отношение к прошлому, прославление подвигов героев-соотечественников - наша задача на все времена. Именно поэтому так важно противостоять актам фальсификации истории России. Ведь, как говорил Ф.М. Достоевский: «высшая и самая характерная черта нашего народа - это чувство справедливости и жажда её».
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 07.04.2022).
2. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. (дата обращения: 07.04.2022).
3. ОБСЕ обвинила СССР и Германию в развязывании Второй мировой. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/07/2009/5703d4fd9a7947733180955d (дата обращения: 07.04.2022).
4. Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества ХХ век: учебник для 9 кл. основной шк. М.: Центр гуманит. образования, 1999. 441 с.
5. Фукс А.Н., Ковригин В.В. Проблемы фальсификации истории Великой Отечественной войны и содержание школьных учебников по отечественной истории // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. № 2 (14). С. 66-70.
6. Путин объяснил, зачем нужен единый учебник по истории. URL: https://ria.ru/20140116/989593596.html? (дата обращения: 07.04.2022).
7. Козицький А.Iсторiя Украши. 10-11 класи. Матерiали до тдручника для учшв загальноосв^шх шкш. Львiв: Видавництво «Астролябiя», 2013. 208 с.
8. Кравцов рассказал о русофобии в украинских учебниках для Донбасса. URL: https://ria.ru/20220324/donbass-1779853804.html (дата обращения: 07.04.2022).
9. Украина впервые отметит День памяти и примирения 8 мая.
Список использованных источников
URL:https://ria.ru/20150508/1063246605.html^aTa обращения: 07.04.2022).
10. На Украине вступил в силу закон о запрете георгиевской ленточки. URL: https://crimea.ria.ru/20170615/1110794847.html (дата обращения: 07.04.2022).
11. Власти Украины отказались праздновать День Победы.URL:https://ria.ru/20200229/1565358219.html (дата обращения: 07.04.2022).
12. В Киеве назвали парад 9 мая «инструментом агрессивной политики» России.URL: https://ria.ru/20200221/1565071394.html?in=t (дата обращения: 07.04.2022).
13. В Польше в прямом эфире снесли памятник солдатам Красной армии. URL: https://www.1tv.ru/news/2022-03-24/424507-
v_polshe_v_pryamom_efire_snesli_pamyatnik_soldatam_krasnoy_armii (дата обращения: 07.04.2022).
14. Проект «Историческое сражение». URL:https://protectmemory.iz.ru/ (дата обращения: 07.04.2022).
15. В Латвии запретили 9 мая праздновать День Победы.URL:https://topwar.ru/194634-v-latvii-zapretili-9-maja-prazdnovat-den-pobedy.html (дата обращения: 07.04.2022).
16. Путин назвал бредом попытки обвинить СССР в развязывании Второй мировой войны.ЦКЬ: https://iz.ru/1008889/2020-05-08/putin-nazval-bredom-popytki-obvinit-sssr-v-razviazyvanii-vtoroi-mirovoi-voiny (дата обращения: 07.04.2022).
17. «Это не ошибка». В США продают монету о Второй мировой войне без СССР. URL:https://radiosputnik.ria.ru/20190523/1554828164.html?in=t (дата обращения: 07.04.2022).
Сведения об авторах
Бредихин Алексей Леонидович - кандидат юридических наук, доцент кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: [email protected]
Викторов Артем Валерьевич - старший преподаватель кафедры истории государства и права Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: [email protected]
Симончук Екатерина Романовна - курсант факультета подготовки сотрудников для следственных подразделений Санкт-Петербургского университета МВД России, e-mail: [email protected]
UDK 340
PRESERVING THE HISTORICAL TRUTH ABOUT THE GREAT PATRIOTIC WAR AS
A STATE TASK
Bredikhin A.L., Viktorov A.V., Simonchuk E.R.
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, St. Petersburg
In this article, the authors consider the problem of preserving the historical truth about the Great Patriotic War of 19411945. and the task of countering attempts to falsify the history of the war. First of all, attention is drawn to the already accomplished facts of the establishment of a policy of falsification of history by the Western powers, which is fixed at the legislative level. Further, the shortcomings of modern education in the preservation of historical memory and the importance of regulating the Internet environment in this matter are pointed out. In conclusion, measures are proposed that will help preserve the historical truth about the Great Patriotic War.
Keywords: Great Patriotic War, historical memory, falsification of history, World War II, amendments to the Constitution of the Russian Federation.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Official Internet portal of Legal Information. http://www.pravo.gov.ru . (date of appeal: 07.04.2022).
2. The Law of the Russian Federation on the Amendment to the Constitution of the Russian
Federation dated March 14, 2020 No. 1-FKZ "On improving the regulation of certain issues of the organization and functioning of public power" // Official Internet Portal of Legal Information. http://www.pravo.gov.ru . (accessed: 07.04.2022).
3. The OSCE accused the USSR and Germany of unleashing the Second World War. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/07/2009/5703d4fd9a7947733180955d (date of address: 07.04.2022).
4. Zharova L.N., Mishina I.A. The History of the Fatherland of the twentieth century: textbook for the 9th grade of the main school. M.: Center Humanit. education, 1999. 441 p.
5. Fuchs A.N., Kovrigin V.V. Problems of falsification of the history of the Great Patriotic War and the content of school textbooks on national history // Bulletin of Omsk University. The series "Historical Sciences". 2017. No. 2 (14). pp. 66-70.
6. Putin explained why a unified history textbook is needed. URL: https://ria.ru/20140116/989593596.html? (date of address: 07.04.2022).
7. Kozitsky A.Istoria of Ukraine. Grades 10-11. The materials were sent to the assistant for the study of the zagalnoosvitnih school. Lviv: Vidavnitsvo "Astrolabe", 2013. 208 p.
8. Kravtsov spoke about Russophobia in Ukrainian textbooks for Donbass. URL: https://ria.ru/20220324/donbass-1779853804.html (date of appeal: 07.04.2022).
9. Ukraine will celebrate the Day of Remembrance and Reconciliation on May 8 for the first time. URL:https://ria.ru/20150508/1063246605.html (accessed: 07.04.2022).
10. A law banning the St. George ribbon has come into force in Ukraine. URL: https://crimea.ria.ru/20170615/1110794847.html (date of appeal: 07.04.2022).
11. The Ukrainian authorities refused to celebrate Victory Day.URL:https://ria.ru/20200229/1565358219.html (date of appeal: 07.04.2022).
12. In Kiev, the May 9 parade was called an "instrument of aggressive policy" of Russia.URL: https://ria.ru/20200221/1565071394.html?in=t (accessed: 07.04.2022).
13. In Poland, a monument to the soldiers of the Red Army was demolished live. URL: https://www.1tv.ru/news/2022-03-24/424507-
v_polshe_v_pryamom_efire_snesli_pamyatnik_soldatam_krasnoy_armii (accessed: 07.04.2022).
14. The project "Historical battle". URL:https://protectmemory.iz.ru / (date of appeal: 07.04.2022).
15. In Latvia, it was forbidden to celebrate Victory Day on May 9.URL:https://topwar.ru/194634-v-latvii-zapretili-9-maja-prazdnovat-den-pobedy.html (accessed: 04/07/2022).
16. Putin called the attempts to accuse the USSR of unleashing the Second World War nonsense.URL: https://iz.ru/1008889/2020-05-08/putin-nazval-bredom-popytki-obvinit-sssr-v-razviazyvanii-vtoroi-mirovoi-voiny (accessed: 04/07/2022).
17. "This is not a mistake." In the USA, they sell a coin about the Second World War without the USSR. URL:https://radiosputnik.ria.ru/20190523/1554828164.html?in=t (accessed: 07.04.2022).
Author's information
Bredikhin Alexey Leonidovich - Candidate of Law, Associate Professor of the Department of History of State and Law of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: [email protected]
Viktorov Artem Valerievich - Senior Lecturer of the Department of History of State and Law of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: [email protected]
Simonchuk Ekaterina Romanovna- - cadet of the Faculty of Staff Training for Investigative Units of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, e-mail: [email protected]