Научная статья на тему 'СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ'

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кожина Л.Ф., Косырева И.В., Ларионова О.В.

Формирование и сохранение здоровья студентов является основой деятельности ВУЗа. В данной работе показаны результаты анкетирования социального положения студентов, сессии текущего года, распределение студентов по группам здоровья, определение индивидуальной минуты, работоспособности, pH слюны. Высокие эмоциональные нагрузки в период обучения требуют от студентов значительных физических и психических затрат.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAINTAINING THE HEALTH OF STUDENTS ONE OF THE TASKS OF THE LEARNING PROCESS

The formation and preservation of students ' health is the basis of the activities of the University. This paper shows the results of the survey social situation of students, session of the current year, the distribution of students by health groups, determination of individual minutes, health, the pH of the saliva. High emotional stress during the training period require students considerable physical and mental cost.

Текст научной работы на тему «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ»

семантической прогностики: Дисс. д.ф.н. - Воронеж, 2000. УДК 378.1 (61)

Кожина Л.Ф., к.хим.н.

доцент

кафедра общей и неорганической химии Косырева И.В., к.хим.н.

доцент

кафедра аналитической химии и химической экологии

Ларионова О.В. старший преподаватель кафедра физического воспитания и спорта ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов

Kozhina L. F., PhD in Chemistry, associate Professor associate Professor of the Department of General and inorganic

chemistry

"SSU named N. G. Chernyshevsky"

Russia, Saratov Kosyreva I. V. PhD in Chemistry associate Professor of the Department of analytical chemistry and

chemical ecology "SSU named N. G. Chernyshevsky"

Russia, Saratov Larionova, O. V.

lecturer of the department physical education and sport

"SSU named N. G. Chernyshevsky"

Russia, Saratov

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОДНА ИЗ ЗАДАЧ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ MAINTAINING THE HEALTH OF STUDENTS ONE OF THE TASKS OF THE LEARNING PROCESS Аннотация

Формирование и сохранение здоровья студентов является основой деятельности ВУЗа. В данной работе показаны результаты анкетирования социального положения студентов, сессии текущего года, распределение студентов по группам здоровья, определение индивидуальной минуты, работоспособности, pH слюны. Высокие эмоциональные нагрузки в период обучения требуют от студентов значительных физических и психических затрат.

Abstract

The formation and preservation of students ' health is the basis of the

activities of the University. This paper shows the results of the survey social situation of students, session of the current year, the distribution of students by health groups, determination of individual minutes, health, the pH of the saliva. High emotional stress during the training period require students considerable physical and mental cost.

Ключевые слова: физические и психическое здоровье, факторы, влияющие на здоровье, процесс обучения, образ жизни

Key words: physical and mental health, factors affecting health, the learning process, a way of life

В здоровом теле - здоровый дух По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье - это состояние полного физического, психического, социального и общественного благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье граждан является национальным и мировым достоянием. Психическое здоровье - способность к постоянному развитию и обогащению личности, является сложной характеристикой человека: отношение к природе и обществу, а также мотивы, убеждения, стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Состояние психического здоровья проявляется в том, насколько человек умеет управлять своим настроением, знает свои слабые и сильные стороны, свои физические и психические возможности. В последние годы в России произошло значительное ухудшение здоровья молодежи. [1]. Одним из факторов, влияющих на здоровье людей, является образ жизни - условия, режим труда (обучения) и отдыха, питание, физическая культура, микроклимат в семье и коллективе, вредные привычки.

Формирование и сохранение здоровья студентов является основой деятельности ВУЗа. Студенты должны иметь обширную и доступную информацию о спортивной работе в СГУ, заниматься различными видами спорта, которые поддерживают здоровье. В результате занятий физкультурой происходит оздоровление студентов, воспитание у них устойчивого интереса к занятиям по физической культуре, воспитание нравственных качеств, развитие и совершенствование двигательных навыков. При этом используются умеренные нагрузки, которые благоприятно воздействуют на эмоциональное состояние студентов и поддерживают высокую работоспособность на протяжении всего периода обучения.

Результаты обязательного медицинского контроля состояния здоровья студентов, поступивших на 1 курс Института химии в течение 2012-2016 г. позволяют отметить негативную тенденцию со здоровьем первокурсников (табл. 1).

Таблица 1. Распределение студентов 1 курса Института химии по группам здоровья (данные ежегодной отчетной документации кафедры _физического воспитания и спорта и здравпункта СГУ)_

Год Функциональное состояние студентов (%)

1 группа (основная) 2 группа (подготовительная) 3 группа (спец. медицинская) 4 группа (освобожденные)

2012 45,5 28,1 19,0 7,4

2013 44,7 25,8 19,7 9,8

2014 37,0 29,4 31,1 2,5

2015 23,2 35,2 33,6 8,0

2016 37,1 30,5 26,7 5,7

Медики отмечают, что в иерархии заболеваний на первом месте болезни системы кровообращения, затем идут заболевания дыхательной системы, опорно-двигательного аппарата, патология органов зрения. Также медики обращают внимание на то, что в «специальной» группе увеличивается количество студентов, имеющих одновременно несколько патологий, а преподавателей физической культуры беспокоит то, что контингент студентов из «основной» группы здоровья постепенно перераспределяется в «подготовительную» и «специальную» группы.

Число студентов, зачисленных на 1 курс в текущем учебном году составляет 129 человека, однако 116 студентов приступили к зимней сессии (табл. 2). Следовательно, 13 студентов в течение семестра перевелись на другие факультеты или вообще забрали документы и отчислились из числа студентов по собственному желанию. Результаты зимней сессии вызывают тревогу, т.к. число студентов имеющие задолженности велико (45 %).

Из 116 студентов 33% мужского и 67% женского пола. Число неполных семей - 15 (%). Вредные привычки имеют - 8 % (курение сигарет). Среди студентов число людей с хроническими заболеваниями составляет -37%, однако воспользовались санаторием-профилакторием из числа опрашиваемых - 1 студент. 100% студентов испытывают чувство усталости в дни, когда учебная нагрузка составляет 6 часов и более учебных часов.

Таблица 2. Результаты зимней сессии

Успешно сдавшие сессию Наличие одной задолженности Наличие двух задолженностей Наличие трех и более задолженностей

63 (55%), из них всего 11 (10%) студентов на «5» 37 (32 % от числа должников) 8 (7 % от числа должников) 16 (14 % от числа должников)

Полные семьи - 85% . С родителями проживают - 63%, на квартире (26%) и в общежитии 11%. В спортивных секциях занимаются 26%, в студенческом клубе - 26%.

Материально-техническую инфраструктуру для проведения

социальной и воспитательной работы со студентами представляют общежития СГУ, спортивно-оздоровительный лагерь «Чардым» имени В.Я. Киселёва, лыжная база, спортклуб, здравпункты, санаторий-профилакторий, пункты общественного питания.

На здоровье, в том числе и психическое, влияют [2]:

- объем учебной нагрузки

- расписание занятий

- распределение учебной нагрузки по дням недели

- медицинское и психологическое обеспечение

- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни

- недостаточный сон

- малое пребывание на свежем воздухе

- ограниченное использование средств физической культуры и спорта

[3, 4]

Более сложные условия адаптации наблюдаются у студентов, проживающих на квартире или в общежитии, т.к. у них возникает больше бытовых проблем. Студенты из неполных семей, вероятно, уже пережили стрессовые ситуации и говорить о полноценном психическом здоровье таких студентов затруднительно.

Каждого студента нужно рассматривать как индивидуальность и личность, которая неповторима. Полноценная жизненная самореализация личности возможна только в том случае, если человек:

- осознает свои способности, интересы, жизненные предпочтения и мотивы поведения и руководствуется ими в различных жизненных ситуациях;

- осмысливает и глубоко верит в жизненную цель, верит в свое индивидуально неповторимое предназначение;

- способен к целенаправленным и эффективным волевым усилиям, необходимым для полноценной жизненной самореализации;

- обладает творческими способностями, позволяющими ему наиболее полно реализовать себя в конкретной трудовой деятельности и разнообразных общественных отношениях.

Современному обществу нужны инициативные и самостоятельные специалисты, способные постоянно совершенствовать свою личность и деятельность. Студенты по своей сути разные: есть сформированные лидеры, которые берут на себя ответственность за принятые решения, активны на занятиях, отвечают на вопросы преподавателя во время занятий. Остальные более пассивны, застенчивы, с заниженной самооценкой [5]. Развитие болезней в организме человека зависит от кислотно-основного равновесия, т.е. рН баланса различных биологических жидкостей. Сбалансированная pH-среда обеспечивает нормальное протекание метаболических процессов в организме, помогая ему бороться с

заболеваниями. При нарушении рН баланса в организме возникают различные заболевания. С помощью рН тест-полосок можно легко, быстро и точно определить уровень рН слюны. Обычно кислотность смешанной слюны человека равна 6,8-7,4 рН, но при большой скорости слюноотделения достигает 7,8 рН. Если в слюне величина рН характеризуется интервалом 6,4-6,8 в течение всего дня - это свидетельствует о здоровье организма.

Определение рН слюны проводилось в группах студентов 1 курса в течение 14 дней 3 раза в день. Анализируя величину рН в зависимости от нагрузки по дням недели, можно отметить повышение рН до 8-9 в дни занятий физкультурой после физической нагрузки. В остальные дни величины рН находится в интервале 6-7, изредка до 8, что вероятно свидетельствует об отсутствии утомляемости. Физическая нагрузка способствует выведению мочевой и молочной кислот из организма, а повышение рН, вероятно, свидетельствует о наступлении усталости организма в ответ на выброс кислот, происходит смещение кислотно-основного равновесия в организме за счет поставки им большей порции щелочных веществ. Ранее отмечалось, что для физически неподготовленных людей изменение рН более значительно по сравнению с группой спортсменов [6]. Исследуемая группа относится к категории физически неподготовленных студентов и также характеризуется большим интервалом изменения рН. Изменение может быть как в большую, так и в меньшую сторону, что обусловлено индивидуальными особенностями организма, но в целом это свидетельствует о наступлении утомляемости организма.

Для студентов с низким значением индивидуальной минуты (ИМ), характеризующей способность студента к адаптации [2] в процессе обучения, наблюдается низкий уровень мотивации обучения, они пропускают занятия и пытаются найти оправдания своей бездеятельности. Это можно расценивать как сигнал преподавателю о неблагополучном эмоциональном состоянии студента и ожидании ситуации «неуспеха». Студенты, мотивированные на процесс обучения, всегда стараются занять места поближе к преподавателю, принимают активное участие в работе, задают вопросы, не отвлекаются на посторонние дела во время учебного процесса. Кроме того, обращает на себя внимание и еще один факт, студенты, страдающие избыточным весом, характеризуются низкими величинами ИМ, низким уровнем работоспособности и низкой мотивацией к обучению. Полученные данные согласуются с данными по выявлению самого работоспособного студента в группе по работе с корректорными таблицами [7]. Самые работоспособные студенты имеют ИМ в пределах возрастной нормы, а изменение ИМ не превышало 3-5 с.

К концу занятий многие студенты испытывают чувство усталости, поэтому педагог может предложить 3-5 минутную разминку для снятия напряжения, упражнения для разминки могут быть предложены студентами с учетом их индивидуальных потребностей. Также можно выполнить ряд

упражнений, например, «Поплавок в океане», «Напряжение - расслабление», «Внутренний луч», «Дерево» и др.

Значительный процент студентов, имеющих задолженности по результатам зимней сессии позволяет утверждать, что период адаптации закончился неудачей, студенты осознали свою неготовность и слабую мотивацию к процессу обучения; психическое состояние студентов отличается нестабильностью. Высокие эмоциональные нагрузки в период обучения требуют от студентов значительных физических и психических затрат. Вероятно организм молодого человека не готов к такой деятельности. И результатом этого является бездействие в период, выделенный для ликвидации задолженностей, которое сигнализирует о начале развития синдрома эмоционального выгорания.

Использованные источники:

1. Антропогенные изменения окружающей среды и здоровье человека/ Т. К. Хавкина. - Саратов: Издательство «Научная книга», 2008. - 352 с.

2. Кожина Л.Ф., Акмаева Т.А., Косырева И.В. Взаимосвязь процесса обучения и психологического состояния студентов // Международное электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». Выпуск № 4 (35) (апрель, 2017). 2017. 9 стр. ISSN 2225-1545 http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_35/ Kozhina, Akmaeva, Kosyreva (Sovremennye nauki i obrazovanie).pdf

3. Панина О.В. Тарасов В.А. Шишкина Т.Г. Здоровьесберегающие технологии студентов современного ВУЗа: Учебное пособие. - Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2012. Те же авторы. Здоровьесберегающие технологии умственного труда, спорта и быта студентов современного ВУЗа: Учебное пособие. - Саратов: ООО «Типография Регион», 2014.

4. Ларионова О.В., Горячева В.А., Сбитнева С.В., К вопросу о физическом состоянии и физической подготовленности студентов 1 курса // «Теория и практика современной науки» 2016. № 11 (17) http://modern-j.ru/domains_data/files/17/Larionova%202(Obrazovanie%20i%20pedagogika).pdf

5. Калмыков С.Г., Гордеев И.В., Ивченко О.В. Развитие лидерских качеств студентов на занятиях физической культурой // Качественное естественнонаучное образование - основа прогресса и устойчивого развития России: Сборник статей международного симпозиума 2-3 марта 2016. Саратов. - Саратов: ООО «Амирит», 2016.- с. 59-62

6. Авраменко А.А., Ларионова О.В., Косырева И.В. Биохимические маркеры в диагностике физической подготовленности студентов // Научные исследования студентов Саратовского государственного университета: материалы итог. студ. науч. конф. - Саратов: Из-во Сарат. Ун-та. 2012. - с. 76-78

7. Фалова О.Е. Сборник практических работ по курсу «Физиология человека» // Ульяновск: УлГТУ, 2007. - 29 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.