Научная статья на тему 'СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК В ИНСТИТУТЕ ХИМИИ СГУ'

СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК В ИНСТИТУТЕ ХИМИИ СГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожина Л.Ф., Акмаева Т.А., Косырева И.В.

В статье рассмотрены проблемы и особенности адаптации студентов - первокурсников в процессе обучения в Институте химии СГУ, роль социально-воспитательной работы и пути решения успешного обучения.The article deals with the problems and peculiarities of adaptation of students - first-year students in the learning process at the Institute of Chemistry of the SSU, the role of social and educational work, and solutions to successful learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кожина Л.Ф., Акмаева Т.А., Косырева И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК В ИНСТИТУТЕ ХИМИИ СГУ»

Кожина Л. Ф., к.хим. н.

доцент

кафедра общей и неорганической химии

Акмаева Т.А., к.хим.н.

доцент

кафедра общей и неорганической химии Косырева И.В., к.хим.н.

доцент

кафедра аналитической химии и химической экологии ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского»

Россия, г. Саратов СТУДЕНТ-ПЕРВОКУРСНИК В ИНСТИТУТЕ ХИМИИ СГУ Аннотация: В статье рассмотрены проблемы и особенности адаптации студентов - первокурсников в процессе обучения в Институте химии СГУ, роль социально-воспитательной работы и пути решения успешного обучения.

Ключевые слова: адаптация студентов в ВУЗе, профессиональная подготовка, студенческое самоуправление, кураторство, тьютороство

Abstract: The article deals with the problems and peculiarities of adaptation of students - first-year students in the learning process at the Institute of Chemistry of the SSU, the role of social and educational work, and solutions to successful learning.

Keywords: adaptation of students in higher education, vocational training, student government, supervision, tyutorostvo.

Адаптация студентов в ВУЗе - первая и самая главная задача преподавателя. Адаптация к вузовским условиям учебы и досуга связана с резким изменением социального положения студента при поступлении в ВУЗ. Студенты-первокурсники вступают в новую для них образовательную систему, меняется представление о содержании предстоящей деятельности, об особенностях новой социальной микросреды. Успешность адаптации студентов зависит от их психологических особенностей и от индивидуального сочетания черт личности. Поскольку адаптация всегда связана с преодолением внешних или внутренних трудностей, то важную роль в этом процессе играют волевые качества студента: целеустремленность, настойчивость, выдержка, терпение, стрессовая ситуация. Когда речь идет об адаптации к видам деятельности, то на первый план выступает отношение к труду: ответственность, настойчивость, инициативность. При адаптации к новому коллективу - доброта, общительность, терпимость, самооценка, уверенность в себе [1, 2].

Для успешного и быстрого процесса адаптации студентов необходимо: - создание комфортного психологического климата в студенческой группе;

- обеспечение студентов печатными и электронными образовательными ресурсами;

- проведение текущей и итоговой аттестации с учетом психофизических особенностей студента; в случае необходимости -предоставление дополнительного времени для подготовки ответа;

- помощь студенту в организации самостоятельной работы;

- индивидуальные консультации;

- содействие в решении бытовых проблем проживания в общежитие (или на квартире); социальных выплат, выделения материальной помощи;

- в случае необходимости содействие обучению студента по индивидуальному учебному плану.

По сложившейся традиции кураторами подгрупп студентов являются читающие лекторы и преподаватели, работающие со студентами на лабораторных занятиях по профилирующей химической дисциплине. Отношения преподавателя и куратора к студенту должны иметь заинтересованный деловой характер; действия преподавателя должны разумно сочетать требовательность и доброжелательность; умение терпеливо и убедительно разъяснять нормы поведения студентов в ВУЗе.

При обучении студенты сталкиваются с рядом проблем, которые могут привести к стрессам и неуспеваемости. На первом этапе обучения проявляется настороженность и критичность к преподавателям, работающим в группе, натянутость в отношениях и боязнь плохих оценок. Причиной этого является резкое различие между преподавателями и студентами в жизненном опыте и знаниях. В процессе обучения увеличивается круг деловых, учебных и общественных связей и отношений первокурсника по сравнению со школой. При этом первокурсник часто не осознает главную цель своего обучения - необходимость приобретения глубоких и всесторонних знаний. Первокурсник должен приспособиться к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.

Причинами трудностей адаптационного периода являются отсутствие:

- сформированности готовности к учению, способности учиться самостоятельно, способности к самоконтролированию и самооцениванию;

- умения правильно распределять рабочее время для самостоятельной подготовки;

- навыка конспектирования лекций, умения анализировать информацию большого объема, находить дополнительные знания из первоисточников;

- четкости и ясности в изложении своих мыслей;

- умения общения со своими сверстниками и преподавателем

Критическим для студентов первого курса является экзаменационный

период. Это один из вариантов стрессовой ситуации, протекающий в большинстве случаев в условиях дефицита времени и характеризующийся

большой ответственностью. Для студентов организован «Экзамен без стресса» - психологический тренинг с участием куратора под руководством управления социальной работы СГУ.

Социально-воспитательная работа, проводимая Институтом химии, направлена, в том числе, на оказание помощи студентам в адаптационный период.

В Институте химии действует орган студенческого самоуправления -Совет студентов и аспирантов Института химии (председатель, заместитель председателя, профорг, секретарь, культмассовый сектор, социальный сектор, научный сектор, художественный сектор, спортивный сектор, главный тьютор, староста). Совет ведет активную деятельность: участвует в реализации воспитательной деятельности, инициирует общественную и научную активность студенческой молодежи, содействует участию студентов в благотворительных акциях и др.

Желательно, чтобы тьютор годом раньше учился в группе, курируемой тем же преподавателем. В этом случае контакт тьютора с преподавателем был налажен ранее в процессе обучения на 1 курсе, а деятельность тьютора, занимающего промежуточное положение между куратором и студентами, благоприятствуют созданию более доверительных отношений в студенческой среде.

Студенты Института химии ежегодно участвуют в традиционных мероприятиях СГУ и Института химии (например, «Посвящение в студенты», «Посвящение в химики», «Золотая Осень», «Студенческая весна», в конкурсе «Мисс и Мистер СГУ», «Масленица», «Лучшая учебная группа», посещение музея истории СГУ и др.).

В начале учебного года проводится встреча преподавателей, работающих в группах, тьюторов, кураторов и студенческого совета со студентами первого курса. Ежегодно организуются встречи с управлением социальной работы СГУ, воспитательной работы, профкомом студентов и аспирантов СГУ, Студенческим клубом, на которых студенты получают обширную информацию о возможностях участия в жизни университета.

Студенты Института химии проходят диагностику и лечение в санатории-профилактории, а студенты-сироты - санаторно-курортное лечение. В летний период студенты отдыхают в спортивно-оздоровительном лагере «Чардым» им. В.Я. Киселёва. Развитию личностных и творческих качеств студента способствует Региональный центр содействия трудоустройству выпускников, при котором действует Студенческое кадровое агентство. Институтом химии ежегодно организовываются встречи студентов с работодателями. В СГУ с 2014 г начал работу «Центр инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов».

Показателями успешной адаптации являются:

- ориентация в учебном расписании, аудиториях, корпусах;

- умение пользования библиотекой, в том числе электронной;

- информационными образовательными ресурсами;

- наличие навыков самостоятельной работы, самоорганизации (подбор литературных источников, их анализ, умение планировать время и т.д.).

- низкий процент «отчисления» студентов, хорошая академическая успеваемость;

- сформировавшийся коллектив; активность и мобильность группы; отсутствие конфликтов внутри группы, а также с преподавателями.

Кроме того, успешной адаптации студентов способствует чтение курса «Введение в специальность», проведение кураторских часов. Саратовскому государственному университету пошел второй век. Более чем 100 лет наш университет, как учебное заведение, образовывает город, губернию, страну. Саратовский государственный университет один из десяти императорских университетов, основанных в дореволюционной России! Вне всякого сомнения: СГУ нет равных среди ВУЗов города. Знакомство с историей создания университета и этапами его развития послужит воспитанию чувства уважения, гордости и любви к лучшему ВУЗу региона.

Существующая в Институте система социально-воспитательной работы, позволяет уже с первого курса привлечь студента к участию в проектах, ориентирована на интересы студента и позволяет раскрыть и развить его личностные, нравственные, физические и творческие качества. В результате студенты становятся не только высококвалифицированными специалистами, но и нравственно и социально зрелыми личностями.

Использованные источники:

1. Л.С. Елгина Социальная адаптация студентов в ВУЗе // Вестник Бурятского госуниверситета.2010 № 5 С. 162-166.

2. Л.А. Губина Социальная адаптация студентов-первокурсников // http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika

/library/2013/02/17/sotsialnaya-adaptatsiya-studentov-pervokursnikov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.