УДК 378.178 ББК 74.58
Н. Н. Гуринович
СНЯТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Анализируется значимость проблемы своевременной адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе в отечественной и зарубежной теории и практике; рассматриваются возможности и необходимость использования средств организационно-педагогического сопровождения для снятия адаптационных проблем студентов первого курса
Ключевые слова: адаптация, адаптация студентов, средства организационно-педагогического сопровождения
На современном этапе система высше- циал, и недостаточной готовностью со-
го образования находится в состоянии временного образования создать условия
реформирования, и сегодня существует для развития такой личности. Одним из
противоречие между потребностью об- возможных решений данной проблемы
щества в активной личности, способной может стать своевременная адаптация
реализовывать свой внутренний потен- первокурсников к условиям обучения в
> о
ср ш 5 х .0 X .0
5?
ш ч:
.0 ч:
вузе, которая будет рассматриваться как начальный этап включения их в профессиональное сообщество.
Начало обучения в высшем учебном заведении, принятие школьником новой социальной роли — роли студента — наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит взаимодействовать. Переход от привычной учебной деятельности в школе к обучению в вузе часто бывает очень трудным для первокурсников, и им необходим адаптационный период для преодоления возможных проблем.
Существует множество определений понятия «адаптация» — как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней — от биохимического до социального. Так, например, В.В. Богословский определяет адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [5].
В более общих определениях понятию «адаптация» может придаваться несколько значений в зависимости от рассматриваемого аспекта:
а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;
б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;
в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;
г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм [9].
В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от
которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития [6].
В более широком смысле под адаптацией понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [11]. В результате на основе индивидуального социального опыта происходит приобщение личности к определенным видам деятельности.
Психологи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в институте:
1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;
2) адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;
3) адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в институте.
Студенту-первокурснику при поступлении в вуз приходится приспосабливаться одновременно к новым требованиям, предъявляемым высшей школой, а также к новым условиям обучения и быта. Сравнивая обучение в школе и обучение в вузе, П.Е. Рыженков [8] отмечает, что имеются качественные отличия:
• в содержании учебного процесса (учебников, полностью соответствующих программе вуза, нет, и приходится пользоваться несколькими источниками, основанными на различных подходах);
• в формах контроля и оценки учебной деятельности (повседневный контроль и систематическая оценка практически отсутствуют);
• в характере взаимоотношений преподавателя и студентов (преподаватель
видит в студенте самостоятельного человека и предпочитает быть с ним «на равных»);
• в бытовых условиях и условиях для занятий.
В.В. Лагерев [3] выделяет ряд исходных субъективных факторов, негативно влияющих на процесс адаптации и лежащих в основе типичных затруднений, испытываемых студентами младших курсов в период обучения:
1) недостаточный уровень фактической подготовленности по программе средней школы (пренебрежение многими знаниями из курсов школьных дисциплин вследствие неразвитости трудолюбия и любознательности, дефицита личной ответственности и учебной активности, невысокого уровня духовного и интеллектуального потенциалов);
2) слабо выраженные навыки учебной работы (недостаточно развитое словесно-логическое (отвлеченное) мышление, неразвитость концентрации и распределения внимания, незнание эффективных мнемонических приемов, слабость волевой регуляции);
3) привычная для условий средней школы пассивная роль, несамостоятельность в овладении избранной специальностью;
4) невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности (проявляющиеся на фоне ограниченного жизненного опыта и социальной зрелости; мировоззренческая и социальная инфантильность);
5) недостаточная выраженность установки на приобретение профессии, случайность сделанного профессионального и жизненного выбора;
6) неуверенность в собственных силах, сомнение в возможности успешного обучения в вузе как результат осознания студентами рассмотренных выше факторов.
Анализ работы вузов по адаптации студенчества привел нас к выводу, что основная работа в этом направлении велась по пути разработки следующих ме-
тодов и средств: мероприятия по овладению режимом дня, умением слушать и конспектировать лекции, работать с литературными источниками, самоконтролем студентов, методикой подготовки и проведения коллективных воспитательных мероприятий в студенческой группе. Осознавая важность данных направлений работы со студентами, тем не менее, нужно признать, что в современных условиях адаптации студентов данных направлений работы становится недостаточно.
Рассмотрим возможность и необходимость использования средств сопровождения для снятия адаптационных проблем студентов первого курса, а для этого нам необходимо учесть тенденции в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке и практике.
Произведя анализ литературы, которая посвящена проблем сопровождения адаптации студентов зарубежных стран, можно сделать вывод, что в таких странах, как Великобритания, Франция, США существует традиция обеспечения сопровождения, прежде всего, по личностно-профессиональному консультированию. Главную роль в становлении практического сопровождения в вузах зарубежных стран сыграл опыт США, откуда были заимствованы принципы и методы для поддержки студентов в учебной работе и подготовке их к профессиональной деятельности.
В большинстве же европейских стран сопровождение студентов в процессе обучения осуществляется как часть академического процесса; другими словами, помощь входит в структуру программы образования. Одна из проблем, которую разрешают консультанты зарубежных вузов, — сохранение нормального и прогрессирующего в учебе контингента. Особую роль приобретает психологическое сопровождение жизнедеятельности студентов в высшей школе. Внимание уделяется и социально-психологическим проблемам студентов, таким, как трудности в установлении взаимоотношений с преподавателем, с однокурсниками, с
:
н
га
:
га
¡5 р
о
:
ш
5
ш £
о р
га
га
:
га
О
со
0
1
I ±
семьей, а также различным социальным проблемам (устройство на работу, проблемы питания, жилищные вопросы и др.), которые так или иначе сказываются на физическом и психологическом состоянии студентов.
Интерес представляет опыт британских университетов, для которых персональная забота о студентах и тесный контакт между студентами и преподавателями является традиционным. До недавнего времени крайне низкое отношение численности студентов к численности преподавателей, упор на семинарские и индивидуальные занятия со студентами гарантировало получение студентами большей доли персональной преподавательской опеки. Быстрый рост численности студентов в вузах, по большей части, разрушил эту модель. Лишь небольшое число британских университетов может обеспечить студентам помощь при появлении социальных и личных проблем.
Таким образом, основными задачами вузов за рубежом в работе по сопровождению студентов являются:
• оказание помощи будущим студентам при переходе к системе высшего образования (адаптация к условиям вуза); обеспечение информацией первокурсников о требованиях, предъявляемых к учебе в высшем учебном заведении, о содержании учебы, о профессиональных возможностях в выбранных областях, о деятельности и задачах выпускников, а также о перспективах профессионального роста;
• укрепление мотивации выбора профессии студентов вуза; в информировании студентов о том, где они найдут свое применение в качестве выпускников, о возможностях повышения своей деловой и профессиональной квалификации; в консультировании по вопросам, касающимся областей их профессиональной деятельности. Исследование проблемы оптимизации
процесса адаптации студентов первого курса к образовательному процессу ву-
за при помощи средств сопровождения в теории и практике вузов позволило выделить ряд необходимых адаптационных мероприятий, и в первую очередь, — это осуществление организационно-педагогического сопровождения процесса адаптации. В этом аспекте отметим, что организационно-педагогическое сопровождение имеет две составляющие (В.Н. Ачкасов [1], О.Б. Лысых [4], С.П. Романова [7]):
Организационная составляющая включает совокупность организационных действий, направленных на управление и координацию, распределение полномочий и ответственности в процессе адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе.
Большие возможности для активизации адаптации открывает участие студентов-первокурсников в работе органов студенческого самоуправления, студенческом научном обществе, участие во внутривузовских культурно-массовых мероприятиях. Руководство многих вузов уделяет большое внимание работе института кураторства. Преподаватели-кураторы регулярно проводят групповые и индивидуальные беседы со студентами, в процессе которых оказывается методическая помощь студентам в овладении новыми методами учебной деятельности. Задачей куратора также является оказание педагогической поддержки студентам в процессе создания студенческого коллектива.
К организационной составляющей мы можем отнести и воспитательные мероприятия, проводимые в вузах. Задачей данных мероприятий является стимулирование интереса студентов младших курсов самопознанию и самосовершенствованию. Используются такие воспитательные методы, как метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация, демонстрации, метод создания воспитывающей ситуации); методы стимулирования и мотивации деятель-
ности и поведения личности (соревнование, деловая игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение и т. д.); методы контроля, самоконтроля и самооценки. Наиболее результативными методами педагогического воздействия в целях решения задач адаптация являются, на наш взгляд, беседа, убеждение, диспут и пример.
Педагогическая составляющая направлена на определение содержания, форм и методов обучения, программного, методического обеспечения процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. Реализация данной составляющей организационно-педагогического сопровождения проявляется в рамках таких мероприятий, как студенческие научно-практические конференции. Преподаватели стимулируют участие студентов в исследовательской работе и оказывают методическую помощь в написании и подготовке докладов для конференции. Участие в такой деятельности — это использование возможности новых информационных и мультимедийных технологий, использование компьютерного моделирования и программирования.
К педагогической составляющей мы отнесем и использование в процессе общения такой формы коммуникации, как диалог. По мнению И.А. Колесниковой [2], диалог является основой гуманитарной парадигмы образования. Вступая в диалог, педагог не «транслирует» знания, а оказывается участником обмена различными видениями реальности, основным способом познания которой становится понимание. Одновременно диалоговые отношения предполагают осознание возможностей индивидуального познания, готовность и способность осваивать групповые формы работы, владение приемами включения в самостоятельную работу.
Как отмечает Е.Н. Шиянов, диалогиза-ция общения в процессе обучения — это не возврат к «парной педагогике», поскольку диалогизация требует применения целой системы форм учебно-профессионального сотрудничества. При их внедре-
нии должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебно-профессиональных задач к постепенному нарастанию собственной активности студентов до полной саморегуляции в профессиональной подготовке и появления отношений партнерства между преподавателями и студентами [10]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, качество межличностных отношений на этапе обучения первокурсника определяет качество результата его дальнейшей деятельности, то есть качество отношений между педагогом и студентом определяет результат обучения. Если в основу работы педагога будет положено именно общение с помощью диалога, несомненно, такая работа будет способствовать эффективности адаптации к образовательному процессу вуза.
Таким образом, исходя из рассмотренных теоретических позиций, можно отметить, что начальный этап обучения в вузе играет особую роль в процессе развития личности будущего специалиста, а использование средств организационно-педагогического сопровождения может способствовать оптимизации процесса адаптации первокурсников. Библиографический список
1. Ачкасов В.Н. Организационно-педагогическое сопровождение физического воспитания старших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2010. - 207 с.
2. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6. С. 84-89.
3. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 3. - М., 1991. С. 2-4.
4. Лысых О.Б. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального обучения старших школь-
:
га
:
га
2 р
о
:
ш
5
ш £
о р
га
га
:
га
О
ников в регионе: Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2008. - 215 с.
5. Общая психология / Под ред. В В. Богословского. - М., 1981. - 383 с.
6. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1977. - 480 с.
7. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоро-вьесберегающей деятельности учителя физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово. - 249 с.
8. Рыженков П.Е., Марусова Е.В., Хаславская Л.М. Самоорганизация студентов первого курса: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 1990.
9. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 1994. С. 55-64.
10. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы. - М., 1991. - 145 с.
11. Агеева Л.Г., Морозова М.А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации персокурсников [Электронный ресурс]. URL: http: // www.econf.rae. ru /pdf/2010/04 /Ageeva.pdf.