Научная статья на тему 'Снятие адаптационных проблем студентов первого курса средствами организационно-педагогического сопровождения'

Снятие адаптационных проблем студентов первого курса средствами организационно-педагогического сопровождения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / STUDENTS' ADAPTATION / ADAPTATION / MEANS OF ORGANISATIONAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуринович Надежда Николаевна

Анализируется значимость проблемы своевременной адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе в отечественной и зарубежной теории и практике; рассматриваются возможности и необходимость использования средств организационно-педагогического сопровождения для снятия адаптационных проблем студентов первого курса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Significance of the problem of the first year students' timely adaptation to learning environment of a higher education establishment in the national and foreign theory and practice is analysed. Possibilities and necessities of the use of organisational and pedagogical support for withdrawal of the first year students' problems of adaptation are considered

Текст научной работы на тему «Снятие адаптационных проблем студентов первого курса средствами организационно-педагогического сопровождения»

УДК 378.178 ББК 74.58

Н. Н. Гуринович

СНЯТИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОБЛЕМ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА СРЕДСТВАМИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Анализируется значимость проблемы своевременной адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе в отечественной и зарубежной теории и практике; рассматриваются возможности и необходимость использования средств организационно-педагогического сопровождения для снятия адаптационных проблем студентов первого курса

Ключевые слова: адаптация, адаптация студентов, средства организационно-педагогического сопровождения

На современном этапе система высше- циал, и недостаточной готовностью со-

го образования находится в состоянии временного образования создать условия

реформирования, и сегодня существует для развития такой личности. Одним из

противоречие между потребностью об- возможных решений данной проблемы

щества в активной личности, способной может стать своевременная адаптация

реализовывать свой внутренний потен- первокурсников к условиям обучения в

> о

ср ш 5 х .0 X .0

5?

ш ч:

.0 ч:

вузе, которая будет рассматриваться как начальный этап включения их в профессиональное сообщество.

Начало обучения в высшем учебном заведении, принятие школьником новой социальной роли — роли студента — наиболее значимый период, существенно влияющий на возможности личной самореализации, профессионального самоопределения и построения карьеры. Именно в этот период происходит первая встреча студента с той психологической средой, которая создана в учебном заведении, и с которой ему предстоит взаимодействовать. Переход от привычной учебной деятельности в школе к обучению в вузе часто бывает очень трудным для первокурсников, и им необходим адаптационный период для преодоления возможных проблем.

Существует множество определений понятия «адаптация» — как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней — от биохимического до социального. Так, например, В.В. Богословский определяет адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [5].

В более общих определениях понятию «адаптация» может придаваться несколько значений в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм [9].

В концепции А.В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от

которой в значительной степени зависит характер его дальнейшего личностного развития [6].

В более широком смысле под адаптацией понимается особая форма отражения системами воздействий внутренней и внешней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия [11]. В результате на основе индивидуального социального опыта происходит приобщение личности к определенным видам деятельности.

Психологи различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в институте:

1) адаптация формальная, касающаяся познавательно-информационного приспособления студентов к новому окружению, к структуре учебного заведения, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

2) адаптация общественная, то есть процесс внутренней интеграции (объединения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

3) адаптация дидактическая, касающаяся подготовки студентов к новым формам и методам учебной работы в институте.

Студенту-первокурснику при поступлении в вуз приходится приспосабливаться одновременно к новым требованиям, предъявляемым высшей школой, а также к новым условиям обучения и быта. Сравнивая обучение в школе и обучение в вузе, П.Е. Рыженков [8] отмечает, что имеются качественные отличия:

• в содержании учебного процесса (учебников, полностью соответствующих программе вуза, нет, и приходится пользоваться несколькими источниками, основанными на различных подходах);

• в формах контроля и оценки учебной деятельности (повседневный контроль и систематическая оценка практически отсутствуют);

• в характере взаимоотношений преподавателя и студентов (преподаватель

видит в студенте самостоятельного человека и предпочитает быть с ним «на равных»);

• в бытовых условиях и условиях для занятий.

В.В. Лагерев [3] выделяет ряд исходных субъективных факторов, негативно влияющих на процесс адаптации и лежащих в основе типичных затруднений, испытываемых студентами младших курсов в период обучения:

1) недостаточный уровень фактической подготовленности по программе средней школы (пренебрежение многими знаниями из курсов школьных дисциплин вследствие неразвитости трудолюбия и любознательности, дефицита личной ответственности и учебной активности, невысокого уровня духовного и интеллектуального потенциалов);

2) слабо выраженные навыки учебной работы (недостаточно развитое словесно-логическое (отвлеченное) мышление, неразвитость концентрации и распределения внимания, незнание эффективных мнемонических приемов, слабость волевой регуляции);

3) привычная для условий средней школы пассивная роль, несамостоятельность в овладении избранной специальностью;

4) невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности (проявляющиеся на фоне ограниченного жизненного опыта и социальной зрелости; мировоззренческая и социальная инфантильность);

5) недостаточная выраженность установки на приобретение профессии, случайность сделанного профессионального и жизненного выбора;

6) неуверенность в собственных силах, сомнение в возможности успешного обучения в вузе как результат осознания студентами рассмотренных выше факторов.

Анализ работы вузов по адаптации студенчества привел нас к выводу, что основная работа в этом направлении велась по пути разработки следующих ме-

тодов и средств: мероприятия по овладению режимом дня, умением слушать и конспектировать лекции, работать с литературными источниками, самоконтролем студентов, методикой подготовки и проведения коллективных воспитательных мероприятий в студенческой группе. Осознавая важность данных направлений работы со студентами, тем не менее, нужно признать, что в современных условиях адаптации студентов данных направлений работы становится недостаточно.

Рассмотрим возможность и необходимость использования средств сопровождения для снятия адаптационных проблем студентов первого курса, а для этого нам необходимо учесть тенденции в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке и практике.

Произведя анализ литературы, которая посвящена проблем сопровождения адаптации студентов зарубежных стран, можно сделать вывод, что в таких странах, как Великобритания, Франция, США существует традиция обеспечения сопровождения, прежде всего, по личностно-профессиональному консультированию. Главную роль в становлении практического сопровождения в вузах зарубежных стран сыграл опыт США, откуда были заимствованы принципы и методы для поддержки студентов в учебной работе и подготовке их к профессиональной деятельности.

В большинстве же европейских стран сопровождение студентов в процессе обучения осуществляется как часть академического процесса; другими словами, помощь входит в структуру программы образования. Одна из проблем, которую разрешают консультанты зарубежных вузов, — сохранение нормального и прогрессирующего в учебе контингента. Особую роль приобретает психологическое сопровождение жизнедеятельности студентов в высшей школе. Внимание уделяется и социально-психологическим проблемам студентов, таким, как трудности в установлении взаимоотношений с преподавателем, с однокурсниками, с

:

н

га

:

га

¡5 р

о

:

ш

5

ш £

о р

га

га

:

га

О

со

0

1

I ±

семьей, а также различным социальным проблемам (устройство на работу, проблемы питания, жилищные вопросы и др.), которые так или иначе сказываются на физическом и психологическом состоянии студентов.

Интерес представляет опыт британских университетов, для которых персональная забота о студентах и тесный контакт между студентами и преподавателями является традиционным. До недавнего времени крайне низкое отношение численности студентов к численности преподавателей, упор на семинарские и индивидуальные занятия со студентами гарантировало получение студентами большей доли персональной преподавательской опеки. Быстрый рост численности студентов в вузах, по большей части, разрушил эту модель. Лишь небольшое число британских университетов может обеспечить студентам помощь при появлении социальных и личных проблем.

Таким образом, основными задачами вузов за рубежом в работе по сопровождению студентов являются:

• оказание помощи будущим студентам при переходе к системе высшего образования (адаптация к условиям вуза); обеспечение информацией первокурсников о требованиях, предъявляемых к учебе в высшем учебном заведении, о содержании учебы, о профессиональных возможностях в выбранных областях, о деятельности и задачах выпускников, а также о перспективах профессионального роста;

• укрепление мотивации выбора профессии студентов вуза; в информировании студентов о том, где они найдут свое применение в качестве выпускников, о возможностях повышения своей деловой и профессиональной квалификации; в консультировании по вопросам, касающимся областей их профессиональной деятельности. Исследование проблемы оптимизации

процесса адаптации студентов первого курса к образовательному процессу ву-

за при помощи средств сопровождения в теории и практике вузов позволило выделить ряд необходимых адаптационных мероприятий, и в первую очередь, — это осуществление организационно-педагогического сопровождения процесса адаптации. В этом аспекте отметим, что организационно-педагогическое сопровождение имеет две составляющие (В.Н. Ачкасов [1], О.Б. Лысых [4], С.П. Романова [7]):

Организационная составляющая включает совокупность организационных действий, направленных на управление и координацию, распределение полномочий и ответственности в процессе адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе.

Большие возможности для активизации адаптации открывает участие студентов-первокурсников в работе органов студенческого самоуправления, студенческом научном обществе, участие во внутривузовских культурно-массовых мероприятиях. Руководство многих вузов уделяет большое внимание работе института кураторства. Преподаватели-кураторы регулярно проводят групповые и индивидуальные беседы со студентами, в процессе которых оказывается методическая помощь студентам в овладении новыми методами учебной деятельности. Задачей куратора также является оказание педагогической поддержки студентам в процессе создания студенческого коллектива.

К организационной составляющей мы можем отнести и воспитательные мероприятия, проводимые в вузах. Задачей данных мероприятий является стимулирование интереса студентов младших курсов самопознанию и самосовершенствованию. Используются такие воспитательные методы, как метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (педагогическое требование, инструктаж, иллюстрация, демонстрации, метод создания воспитывающей ситуации); методы стимулирования и мотивации деятель-

ности и поведения личности (соревнование, деловая игра, дискуссия, эмоциональное воздействие, поощрение и т. д.); методы контроля, самоконтроля и самооценки. Наиболее результативными методами педагогического воздействия в целях решения задач адаптация являются, на наш взгляд, беседа, убеждение, диспут и пример.

Педагогическая составляющая направлена на определение содержания, форм и методов обучения, программного, методического обеспечения процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе. Реализация данной составляющей организационно-педагогического сопровождения проявляется в рамках таких мероприятий, как студенческие научно-практические конференции. Преподаватели стимулируют участие студентов в исследовательской работе и оказывают методическую помощь в написании и подготовке докладов для конференции. Участие в такой деятельности — это использование возможности новых информационных и мультимедийных технологий, использование компьютерного моделирования и программирования.

К педагогической составляющей мы отнесем и использование в процессе общения такой формы коммуникации, как диалог. По мнению И.А. Колесниковой [2], диалог является основой гуманитарной парадигмы образования. Вступая в диалог, педагог не «транслирует» знания, а оказывается участником обмена различными видениями реальности, основным способом познания которой становится понимание. Одновременно диалоговые отношения предполагают осознание возможностей индивидуального познания, готовность и способность осваивать групповые формы работы, владение приемами включения в самостоятельную работу.

Как отмечает Е.Н. Шиянов, диалогиза-ция общения в процессе обучения — это не возврат к «парной педагогике», поскольку диалогизация требует применения целой системы форм учебно-профессионального сотрудничества. При их внедре-

нии должна соблюдаться определенная последовательность, динамика: от максимальной помощи преподавателя студентам в решении учебно-профессиональных задач к постепенному нарастанию собственной активности студентов до полной саморегуляции в профессиональной подготовке и появления отношений партнерства между преподавателями и студентами [10]. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, качество межличностных отношений на этапе обучения первокурсника определяет качество результата его дальнейшей деятельности, то есть качество отношений между педагогом и студентом определяет результат обучения. Если в основу работы педагога будет положено именно общение с помощью диалога, несомненно, такая работа будет способствовать эффективности адаптации к образовательному процессу вуза.

Таким образом, исходя из рассмотренных теоретических позиций, можно отметить, что начальный этап обучения в вузе играет особую роль в процессе развития личности будущего специалиста, а использование средств организационно-педагогического сопровождения может способствовать оптимизации процесса адаптации первокурсников. Библиографический список

1. Ачкасов В.Н. Организационно-педагогическое сопровождение физического воспитания старших школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2010. - 207 с.

2. Колесникова И.А. Педагогические цивилизации и их парадигмы // Педагогика. 1995. № 6. С. 84-89.

3. Лагерев В.В. Адаптация студентов к условиям обучения в техническом вузе и особенности организации учебно-воспитательного процесса с первокурсниками // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Вып. 3. - М., 1991. С. 2-4.

4. Лысых О.Б. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального обучения старших школь-

:

га

:

га

2 р

о

:

ш

5

ш £

о р

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

га

га

:

га

О

ников в регионе: Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2008. - 215 с.

5. Общая психология / Под ред. В В. Богословского. - М., 1981. - 383 с.

6. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1977. - 480 с.

7. Романова С.П. Организационно-педагогическое сопровождение здоро-вьесберегающей деятельности учителя физической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово. - 249 с.

8. Рыженков П.Е., Марусова Е.В., Хаславская Л.М. Самоорганизация студентов первого курса: Учебное пособие. - Новосибирск: НГУ, 1990.

9. Фролова О.П., Юркова М.Г. Психологический тренинг как средство адаптации студентов к обучению в вузе // Вопросы профориентации, адаптации и профессиональной подготовки / Под ред. В.Г. Асеева. - Иркутск, 1994. С. 55-64.

10. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: Состояние и перспективы. - М., 1991. - 145 с.

11. Агеева Л.Г., Морозова М.А. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации персокурсников [Электронный ресурс]. URL: http: // www.econf.rae. ru /pdf/2010/04 /Ageeva.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.