Научная статья на тему 'Адаптация студентов к образовательной среде профессиональной высшей школы'

Адаптация студентов к образовательной среде профессиональной высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1204
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ВИДЫ АДАПТАЦИИ / ВЫСШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К ОБУЧЕНИЮ / FIRST-YEAR STUDENTS' ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL PROCESS / ADAPTATION / HIGHER PROFESSIONAL INSTITUTION / TYPES OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нежельская Галина Николаевна

В статье представлен анализ проблемы успешной адаптации студентов первого курса к образовательной среде профессиональной высшей школы и сокращения ее сроков с целью оптимизации учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the problem of first-year students' successful adaptation to the education in the higher professional institution as a way to optimize the educational process.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов к образовательной среде профессиональной высшей школы»

ПЕЛНГОГПЧЕОКНЕ ИНУК!

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Г. Н. Нежельская

THE ISSUES OF STUDENTS' ADAPTATION TO EDUCATION IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Nezhelskaya G. N.

The paper deals with the problem of first-year students' successful adaptation to the education in the higher professional institution as a way to optimize the educational process.

Key words: adaptation, higher professional institution, first-year students' adaptation to the educational process, types of adaptation.

В статье представлен анализ проблемы успешной адаптации студентов первого курса к образовательной среде профессиональной высшей школы и сокращения ее сроков с целью оптимизации учебного процесса.

Ключевые слова: адаптация, виды адаптации, высшая профессиональная школа, адаптация студентов первого курса к обучению.

УДК 159:944.3:378.145

Глубокие духовные, политические и социально-экономические преобразования, характерные для всех сфер жизни современной России, развитие рынка труда определяют необходимость опережающего развития системы высшего профессионального образования на основах гуманизации и интенсификации образовательного процесса.

Эффективность учебной работы вуза связана с сокращением сроков и успешностью адаптации студентов, где успешная адаптация - это предпосылка активной учебной деятельности и необходимое условие ее эффективности (Н. Ф. Талызина, 1998).

Интерес к проблеме адаптации студентов охватывает различные сферы гуманитарного знания: педагогику, психологию, философию, социологию. Проблема адаптации студентов имеет первостепенное значение, потому что любая деятельность порождается конкретными мотивами. Результаты многочисленных исследований (К. В. Акопян, Ф. Н. Губин, И. К. Пигарева, Л. В. Касузян, А. А. Немцов) указывают на сугубо инструментальное отношение студентов к получению высшего образования. Для большинства студентов это лишь средство для достижения каких-либо определенных собственных целей, которые мало связаны с содержанием обучения. Таким образом, нам становится очевидным, что проблема адаптации студентов к обучению в высшей профессиональной школе недостаточно разработана и требует дальнейшего исследования.

Исследователи предлагают разнообразные трактовки понятия «адаптация».

А. А. Налчаджян понимает под адаптацией процесс преодоления проблемных ситуаций, в ходе которого личность использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и

Г. Н. Нежельская Адаптация студентов к образовательной

социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутри-психических процессов (4, с. 17).

М. Р. Битянова прослеживает связь адаптации с развитием личности и считает, что адаптация - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию (1, с. 18).

О. И. Зотова и И. К. Кряжева определяют адаптацию как взаимодействие личности с социальной средой, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. При этом важным условием адаптации является реализация потребностей и стремлений личности, развитие индивидуальности в благоприятной для нее среде (3, с. 219).

А. А. Налчаджян выделяет три вида адаптации в зависимости от стратегии: активную, пассивную и приспособленческую (4).

Активная адаптация личности происходит путем преобразования или полного преодоления проблемной ситуации, в том числе различных видов конфликтов. В этом случае ресурсы и механизмы адаптации личности претерпевают сравнительно небольшие и в основном положительные изменения (приобретение новых знаний, навыков и социальной компетентности).

Под пассивной адаптацией понимают адаптацию личности как результат ухода из проблемной ситуации для ожидания более благоприятных для обеспечения безопасности и удовлетворения потребностей условий. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию.

Приспособленческая адаптация - это адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением к ней. Такая стратегия адаптации может осуществляться либо путем преобразования восприятия и истолкования ситуации, т. е. путем создания ее непроблемного субъективного образа, либо путем более глубокого изменения самой личности.

Кроме того, автор выделяет еще две разновидности адаптации: внешнюю и внутреннюю.

Внешняя адаптация - это процесс, в ходе которого личность приспосабливается к внешним объективным проблемным ситуациям. Внешняя адаптация может протекать как с сохранением проблемной ситуации, так и с ее устранением.

среде профессиональной высшей школы

Внутренняя адаптация направлена на разрешение внутренних конфликтов и проблем личности (4).

Таким образом, адаптация представляет собой целостный биологический, физиологический, психологический, социальный и педагогический процесс и в то же время носит индивидуальный характер, что в значительной мере определяет степень её воздействия на личность студента.

Проблема терминологической определенности в области проблем адаптации хотя и является крайне важной, но выходит за пределы настоящего исследования и требует серьезного специального исследования.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в зависимости от того, какой уровень взаимодействия человека со средой рассматривает тот или иной автор, выделяют различные виды адаптации: биологическую, физиологическую, психологическую и социальную.

Биологическая адаптация относится к изменениям в обмене веществ и функциях отдельных органов.

Физиологическая адаптация связана с перестройкой целых систем организма: эндокринной, вегетативной нервной, опорно-двигательной и других (Н. Е. Введенский, И. П. Павлов, М. И. Сеченов, А. А. Ухтомский).

С биологической, физиологической и медицинской точек зрения процессы адаптации исследовались В. Т. Асеевым, Е. Д. Божович, Л. И. Божович, А. И. Воложиным, В. П. Казначеевым, В. И. Медведевым, Ф. З. Меерсоном,

A. А. Налчаджяном, Н. И. Сарджвеладзе, Г. Се-лье, Ю. К. Субботиным и др.

Под психологической адаптацией понимают приспособление человека к условиям жизни на уровне психических процессов. Психологические аспекты адаптации человека к различным условиям среды отражены в трудах отечественных и зарубежных ученых: Г. А. Балла, В. Г. Березина, Г. Гартмана, А. Маслоу, А. В. Петровского, В. А. Петровского, З. Фрейда, Э. Эриксона, Б. Г. Ананьева, В. В. Антипова, Ж. Годфруа,

B. В. Гриценко, Э. Ф. Зеера, В. В. Константинова, В. В. Пархомчука, П. К. Анохина, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович и др.

Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления личности к условиям социальной среды и результат этого процесса (Д. А. Андреева, Т. Г. Дичев, З. Б. Кли-чева, В. Н. Кондратович, Ж. Пиаже, Е. Э. Смирнова, М. И. Скубий, Б. Г. Турусбеков).

Обратим наше внимание на понятие профессиональная адаптация личности (как разновидность социальной адаптации) в связи с ведущей ролью трудовой деятельности в жизни человека. Исследуя профессиональную адаптацию, ученые определяют ее как «приспособление», «приобщение» личности к ситуациям профессиональной деятельности.

Еще одним видом адаптации, важным для нашего исследования, является интеллектуальная адаптация, которая, по мнению Р. Р. Хусаи-новой, представляется главным образом как приспособление к технологии обучения в вузе (6, с. 48). В данной области студент сталкивается со следующими проблемами:

- фиксирование информации, получаемой на лекционных занятиях. Анализ сформиро-ванности учебных умений студентов показывает, что у вчерашних школьников недостаточно развиты умения записывать главное на лекциях, структурировать учебный материал, выделять главное. В связи с этим возникает неудовлетворенность своими конспектами, их содержанием, что заставляет многих обратиться к учебнику, а учебников, полностью соответствующих программе, как правило, недостаточно.

- адаптация к технологии проведения

практических и семинарских занятий. Для сту-дента-первокурсника является необычным уже само деление занятий на семинарские (практические) и лекционные. При этом часто семинары и лекции по одному и тому же курсу проводятся различными преподавателями (профессор-

ассистент).

- адаптация к условиям самостоятельной работы с информационными носителями (библиотеки, компьютерные залы и т. д.). Обучение в высшей школе на 50 % является самостоятельным обучением. Наибольшую сложность при адаптации к самостоятельной работе представляет формирование соответствующего психологического настроя и освоение новых способов информационной деятельности. Кроме того, несмотря на повсеместное распространение компьютерной техники, достаточно высокий процент студентов не имеет к моменту поступления в вуз опыта работы с компьютерами, что затрудняет освоение информации на электронных носителях.

- - адаптация к системе экзаменационных испытаний. Интеллектуальная деятельность студентов является не только достаточно интенсивной, но и жестко регламентированной существующим учебным планом. Вне зависимости от отношения студента к той или иной дисциплине,

он обязан ее освоить хотя бы на минимальном требуемом уровне для того, чтобы пройти сессионные испытания. Не адаптировавшись к интеллектуальной деятельности, студент рискует не выдержать испытания и быть отчисленным.

Особенности интеллектуальной адаптации, по нашему мнению, изменяются в зависимости от уровня личности.

Студенческая жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная, эффективная, оптимальная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, гражданина, будущего специалиста. Это обстоятельство определяет наш исследовательский и практический интерес к изучению разнообразных и противоречивых проблем адаптации первокурсников.

Становится очевидной необходимость выявления особенностей процесса адаптации первокурсников, причин, позитивно и негативно влияющих на него, и определения условий, помогающих студентам первого курса на этапе адаптации.

Нами было проведено анкетирование студентов 1-2 курсов экономического факультета Ставропольского государственного университета с целью определения сроков адаптации студентов к образовательному процессу в вузе. Результаты отражены в таблице.

Трудно ли Вам было привыкнуть к студенческой жизни?

№ п/п Значения %

1 Да, процесс адаптации был трудным и долгим 28

2 Нет, процесс адаптации был нетрудным и недолгим 43

3 Никакая адаптация не требовалась, сразу почувствовал себя студентом 24

4 Затрудняюсь ответить 5

Из таблицы видно, что треть студентов с трудом влилась в образовательный процесс, однако около четверти студентов не заметили процесса адаптации к студенческой жизни.

В анализируемой нами литературе называются различные причины слабой адаптации вчерашних школьников к обучению в вузе (2; 6):

- предшествующая теоретическая, мето-

дологическая и практическая подготовка не соответствует требованиям вуза;

Г. Н. Нежельская Адаптация студентов к образовательной среде профессиональной высшей школы

- представления студентов о профессиональном обучении и его условиях не соответст-

вуют действительности;

- отсутствие преемственности между методами и формами организации обучения в школе и организацией процесса обучения в вузе;

- слабые навыки учебной работы;

- привычная для условий средней школы пассивная роль;

- невысокий уровень культуры, нравственной и трудовой воспитанности;

- недостаточная выраженность установки на приобретение профессии;

- неуверенность в собственных силах;

- содержание и организация самой учебной деятельности в вузе;

- формы контроля и оценки учебной деятельности;

- характер взаимоотношений преподавателя;

- бытовые условия и условия для занятий.

Одной из главных причин слабой адаптации

студентов к обучению в вузе, на наш взгляд, является отсутствие преемственности между методами и формами организации обучения в школе и организацией процесса обучения в вузе. Сравнение между школой и вузом в отношении условий обучения и новых требований, предъявляемых высшей школой, проводит П. Е. Рыжен-ков (5, с. 6-7). Обучение в вузе, на его взгляд, характеризуется следующими качественными особенностями:

- в содержании образовательного процесса. Учебников, полностью соответствующих программе, недостаточно, в результате чего студенту приходится пользоваться несколькими источниками, основанными зачастую на различных методологических подходах. А это является серьезным психологическим и интеллектуальным препятствием для студента, требующим выработки новых механизмов реагирования на учебные задачи;

- в формах контроля и оценки учебной деятельности (повседневный контроль и систематическая оценка практически отсутствуют). Отсутствие опеки не только со стороны родителей, но и со стороны обучающих педагогов требует для эффективного обучения выработки навыков самоконтроля, повышения ответственности. В противном случае студент начинает учиться только перед сессией, что чревато серьезными образовательными осложнениями;

- в характере взаимоотношений преподавателя и студента (преподаватель видит в студенте самостоятельного человека и предпочитает быть с ним «на равных»). Вместе с тем дале-

ко не каждый студент готов к такого рода партнерским отношениям, тем более что преподаватель может оказаться именитым профессором, само имя которого вызывает священный трепет;

- в бытовых условиях и условиях для занятий (проживание в общежитии).

Изменились также формы организации образовательного процесса, на смену уроку пришли лекции, семинары, коллоквиумы, лабораторные и практические занятия. Первокурсники часто знакомы с этими формами, но навыков их использования не имеют.

Свою роль в излишне «легком» отношении учащихся к школьному образованию играет и его обязательность (всеобщность). Ситуация, при которой образование проще получить, чем избежать посещения школы, не может способствовать осознанию ценности образования. Вузовское образование, в отличие от школьного, является более практико ориентированным и не является обязательным. При этом барьер осознания прямой зависимости между качеством получаемого в вузе профессионального образования и качеством последующей жизни оказывается для студентов очень болезненным. Изменение форм организации учебного процесса создает определенные трудности и приводит к неудовлетворенности студентов своей учебной деятельностью.

Кроме того, все студенты признают необходимость умений учиться, но этим умениям не учат в школе. Учат знаниям, а не умениям. Проверяют знание фактического материала, но не диагностируют уровень владения учебнопознавательной деятельностью. Тогда как успехи студента зависят в значительной степени от того, насколько эффективно он владеет репродуктивными, творческими, рациональными умениями.

Анализ готовности выпускников школ к процессу обучения в профессиональном образовательном учреждении и опыт работы автора со студентами на практических занятиях по иностранному языку показывают, что они не обладают целым комплексом общих учебных и специальных умений:

- умение правильно организовывать режим работы;

- умение выполнять письменные домашние задания;

- умение самостоятельно пополнять словарный запас;

- умение работать над запоминанием слов;

- умение работать со словарями различного типа;

- умение читать транскрипцию;

- умение работать над новыми грамматическими явлениями на занятиях и дома;

- умение работать над развитием диалогической или монологической речи;

- умение работать со справочной литературой.

Что также свидетельствует о серьезных трудностях в учебно-познавательной деятельности у большой части студентов младших курсов.

В ходе нашего исследования нами были определены основные причины, осложняющие адаптацию в начальный период обучения в вузах, по мнению самих студентов. Это:

- периодичность или отсутствие контроля знаний студентов (66,4 %);

- значительное увеличение доли самостоятельной работы в учебном процессе (раньше учебная деятельность протекала с помощью учителя и под его контролем, а теперь - в большей степени самостоятельно) (62 %);

- использование многих источников информации, а не одного учебника при изучении дисциплины (56,7 %);

- значительное увеличение объема изучаемого материала по сравнению со школой

(55,3 %);

- недостаточное количество времени для усвоения материала (52,8 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- усложнение учебной деятельности (35,3 %).

Таким образом, нами был установлен ряд противоречий:

- между появляющимися у студентов-первокурсников новыми потребностями, необхо-

ЛИТЕРАТУРА

1. Битянова М. Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. - М.: Просвещение, 1997. - 112 с.

2. Варламова И. А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах: дис. ... канд. пед. наук / Магнитог. гос. ун-т. - Магнитогорск, 2006. -188 с.

3. Зотова О. И., Кряжева И. К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности // Психологические механизмы регуляции социального поведения. -М.: Педагогика, 1979. - С. 219-232.

4. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности: формы, механизмы и стратегии. - Ереван, 1988. - 246 с.

димостью решать новые задачи и уровнем имеющихся у них возможностей, сложившимися у них ранее способами мышления, поведения, привычками;

- между готовностью первокурсников высших учебных заведений к обучению в новой системе и требованиями этой системы к первокурсникам, которые обусловливают быструю адаптацию студентов к образовательному процессу вуза;

- между необходимостью в быстрой и эффективной адаптации студентов первого курса и неразработанностью системы мероприятий, обеспечивающих педагогическую поддержку на этапе адаптации к образовательному процессу вуза.

Таким образом, мы можем прийти к выводу, что проблема адаптации студентов к образовательной среде высшей профессиональной школы вызывает большой теоретический и практический интерес и требует более широкого и всестороннего рассмотрения. Актуальность данной проблемы подчеркивается и ее недостаточной разработанностью в научно-педагогической литературе. Следовательно, организация всей педагогической деятельности с первокурсниками должна быть направлена на разрешение имеющегося противоречия между объективной необходимостью перестроить учебно-познавательную деятельность бывших абитуриентов, выработать новые способы и приемы их работы и отсутствием у первокурсников знаний о том, как это сделать.

5. Рыженков П. Е. Из жизни первокурсника // Самоорганизация студентов первого курса: сб.тр. - Новосибирск, 1990. - С. 5-19.

6. Хусаинова Р. Р. Адаптация студентов к условиям образования в педагогическом вузе посредством группообразующей деятельности: дис. ... канд. пед. наук/Вят. гос. гуманитар. ун-т. - Киров, 2005. - 216 с.

Об авторе

Нежельская Г алина Николаевна, ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», ассистент кафедры иностранных языков. Сфера научных интересов - педагогика, методика преподавания иностранного языка в неязыковом вузе. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.