Научная статья на тему 'Разработка сайта психосоциальной адаптации студентов первого курса ФКН ОмГУ им. Ф. М. Достоевского'

Разработка сайта психосоциальной адаптации студентов первого курса ФКН ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
876
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗРАБОТКА САЙТА / ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / СОЗДАНИЕ САЙТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубенский Ю. П., Лаврова С. Ю., Лавров Д. Н.

В данной работе рассматриваются задачи психосоциальной адаптации студентов первых курсов факультета компьютерных наук ОмГУ к учебному процессу посредством информационного сайта. Обосновывается актуальность создания такого сайта, разрабатывается структура, подбираются инструменты управления содержанием и само содержание. Устанавливаются роли пользователей сайта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка сайта психосоциальной адаптации студентов первого курса ФКН ОмГУ им. Ф. М. Достоевского»

УДК 004.78:364.043.4

РАЗРАБОТКА САЙТА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ФКН ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

Ю.П. Дубенский, С.Ю. Лаврова, Д.Н. Лавров

В данной работе рассматриваются задачи психосоциальной адаптации студентов первых курсов факультета компьютерных наук ОмГУ к учебному процессу посредством информационного сайта. Обосновывается актуальность создания такого сайта, разрабатывается структура, подбираются инструменты управления содержанием и само содержание. Устанавливаются роли пользователей сайта.

Введение

Развитие современного общества обострило проблемы социализации молодежи, вызвало необходимость искать оптимальные пути социальной адаптации студенчества. Разрешение данной проблемы, как части социальных преобразований, будет успешной, если человек будет рассматриваться, как часть социальной среды. Социальный организм, частью которого является молодой человек, непрестанно развивается. Что-то отмирает, что-то возникает заново, и только человек из своего понимания, из своего сознания и чувства может шаг за шагом направлять его развитие к идеалу - если, конечно, этот идеал у человека есть и достаточно отчетливо им осознается, если человек хочет этот идеал воплощать в жизнь.

Происходящие в обществе негативные изменения особенно болезненны для молодежи вследствие неустоявшегося мировоззрения, её динамично изменяющегося социального положения, возрастной восприимчивости окружающего мира, неустойчивости картины нравственно-эстетических ценностей.

Многочисленные примеры, факты из окружающей нас действительности часто свидетельствуют о растерянности молодых людей, об их отказе от поиска смысла жизни, идеала, пессимистическом восприятии окружающей среды. Это приводит к скептическому отношению к понятиям гражданского долга, социальной активности, ответственности.

Данное обстоятельство становится причиной падения духовности человека, снижения познавательного интереса, пренебрежительного отношения к нормам

Copyright © 2010 Ю.П. Дубенский, С.Ю. Лаврова, Д.Н. Лавров.

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского.

E-mail: socialrab@mail.ru, lavrov@omsu.ru

нравственности. Поэтому все большее распространение в молодежной среде получают порнография, спекуляция, пессимизм, социальная апатия, стремление жить только сегодняшним днем и т.д.

Сегодняшняя сфера образования, по словам известного отечественного педагога Б.Т. Лихачева, оказалась практически обесцеленной, идейно ослабленной, а педагоги - обезоруженными и обессиленными перед стихийными влияниями негативных явлений [2].

Система высшего образования не является исключением и не удовлетворяет в полной мере требованиям общества к социальной адаптации учащейся молодежи, сохранению и развитию нравственности и профессионализма будущих специалистов. Вуз сегодня слабо ориентирован на создание условий для оптимизации социальной адаптации молодежи в студенческой среде, А между тем рыночная экономика, в условиях которой живут и формируются, а впоследствии и будут работать в качестве специалистов нынешние студенты, выдвигает жесткое требование к специалисту как субъекту, владеющему не только адекватными времени знаниями, но и широкими возможностями выбора средств для решения возникающих проблем. Отсюда следует, что система высшего образования должна выступать гарантом педагогических условий социальной адаптации личности студента с учетом его интересов, способностей, запросов, ценностных ориентаций.

Однако на сегодняшний день именно этап адаптации студента к новым условиям его жизни является менее изученным в системе высшего образования. Известно, что обучение в вузе у молодого человека совпадает со стадией его развития, связанной с активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственно-эстетическим становлением, моделированием профессионального жизненного пути, рефлексивным отношением к собственной жизнедеятельности, Понятно, что студент выступает не только объектом целенаправленного воздействия окружающей среды, но и активным субъектом формирования себя и окружающей среды.

Современный студенческий социум подвержен множественному влиянию извне, в том числе негативному. Поэтому не всегда внутренние и внешние взаимоотношения членов студенческого социума становятся гармоничными. Без разрешения данных проблем невозможно обеспечить оптимальность социальной адаптации студентов, на что и должна быть направлена деятельность разнообразных механизмов социализации будущих студентов.

При этом нужно отметить, что процесс социальной адаптации личности растущего человека, как правило, рассматривается в ходе изучения профессионально-педагогической деятельности учителей К.Д. Ушинским, U.K. Крупской, II.II. Блонским, А,С, Макаренко, С.Т. Шацким, В,А, Сухом-линским.

Социально-психологический аспект адаптации учащихся исследуется в работах: С.Э. Артемова, Д.А. Андреевой, С.Д. Агарелян, К).С. Бабахай, Ф.Б, Березина, A.A. Гордон, О,И, Зотовой, И,К, Кряжевой и др.

Обосновывают необходимость целенаправленного педагогического управления процессом адаптации, предлагают пути и средства повышения ее эффек-

тивности И,И, Ляхов, Ф.С, Махов, Д.Д. Наурузбаев.

Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе представляет собой одну из важных общетеоретических проблем, исследуемых в настоящее время.

Ученые (В,Г, Бочарова, .1.11. Буева, Б.З. Вульфов, М.П Гурьянова, В.И. Загвязинекий, Г.В. Залевекий, Н.М. Иовчук, Н.С. Морова, Л.Е. Никитина, Г.Н. Филонов, В.Т. Лисовский и др.) исследуют сущность социальноадаптационного процесса, обосновывают статус категории «социальная адаптация», изучают механизмы адаптации.

Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса адаптации студентов к процессу обучения в условиях современного вуза. В этой связи для ускорения процесса адаптации студентов к условиям обучения в высшей школе, к новому для них образу жизни и деятельности необходимо выявить психолого-педагогические условия оптимизации данного процесса, найти эффективные механизмы управления адаптационными процессами в вузе.

Одним из наиболее успешных средств адаптации студентов к процессу обучения в вузе является широкое использование и применение информационных технологий в учебном процессе.

Объектом исследования является процесс психосоциальной адаптации студентов к обучению в вузе, предметом — социально-психологическая адаптация студентов посредством информационного сайта. Цель данной работы — разработка проекта Интернет сайта «Ступени» как средства психосоциальной адаптации студентов. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать особенности психосоциальной адаптации студентов.

2. Провести анализ причин отчисления студентов.

3. Выявить уровень тревожности студентов-первокурсников.

4. Разработать проект Интернет-сайта социально-психологической адаптации студентов.

1. Анализ проблемы адаптации студентов первого курса

1.1. Понятие и основные характеристики процесса адаптации

В науке всегда существовала потребность в общепринятых понятиях. Исследования проблем адаптации в различных областях науки и техники показывают, что на роль такой общенаучной категории вполне обоснованно и логично может претендовать понятие «адаптация».

Прежде чем приступить к анализу различных подходов к адаптации, необходимо дать определение адаптации как социальному механизму. Существует множество определений адаптации как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней — от биохимического до социального.

Сам термин «адаптация» впервые появился в физиологии и использовался изначально в биологических науках, В научный оборот он был введен немецким физиологом Г, Аубертом и обозначал изменения (приспособительного характера) чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей [16].

В литературе по данной тематике встречаются следующие определения адаптации:

К,К, Платонов считает, что адаптация — это приспособление органа, организма, личности или группы к изменению внешних условий. Он различает физиологическую, социально-психологическую и профессиональную адаптацию [3].

По мнению A.A. Налчаджяна, адаптация — это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированное™ [1].

В общей психологии А,В, Петровский, В,В, Богословский, P.C. Немов практически одинаково определяют адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя [10].

По определению В,И, Медведева «адаптация - это целенаправленная системная реакция организма, обеспечивающая возможность всех видов социальной деятельности и жизнедеятельности при воздействии факторов, интенсивность и экстенсивность которых ведет к нарушениям гомеостатического баланса». Эта реакция может иметь различную силу и интенсивность [6].

Д.П. Дербенев, на основе сравнительного анализа большого числа определений адаптации, предложил свое обобщенное понятие адаптации: «Адаптация есть особая форма отражения системами воздействия внешней и внутренней среды, заключающегося в тенденции установления с ним динамического равновесия» [7].

Психологические словари в общем случае определяют адаптацию как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды [8-10,12],

В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия (относительной гармонии), которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной «целью», к которой «стремится» организм [5],

Анализ источников по исследуемой проблеме также свидетельствует о многообразии взглядов в определении понятия «социальная адаптация». Ключевым в определении содержания понятия «социальная адаптация» является процесс активного освоения личностью социальной среды, в котором личность высту-

пает как в качестве объекта, так и в качестве субъекта адаптации, а социальная среда является одновременно и адаптирующей, и адаптируемой стороной,

В Социологическом энциклопедическом словаре социальная адаптация рассматривается как процесс активного приспособления индивида, или группы к определенным материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды [9].

В Социологическом справочнике дается следующее определение понятия «социальная адаптация»: «Активное освоение личностью или группой новой для нее социальной среды» [12].

В Психологическом словаре под редакцией В,П, Зинченко, социальная адаптация рассматривается следующим образом: с одной стороны, как процесс активного приспособления индивида, к условиям социальной среды, с другой - как результат этого процесса [8],

Согласно Д.В, Ольшанскому, социальная адаптация это вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации - согласование самооценок и притязаний субъекта с его возможностями и реальностью социальной среды, включающее также тенденции развития среды и субъекта [13].

По мнению Е.П. Никитина, Н.Е. Харламенковой, социальная адаптация — система методов и приемов, имеющих целью оказание социальной поддержки людям в процессе их социализации или приспособления к новым социальным условиям в связи с изменением социального статуса, жизненных утрат и неудач, а также неадаптированным личностям [14].

Рассматривая понятие «социальная адаптация», не следует отделять психологический аспект от социального, так как адаптация является комплексным феноменом — социальная среда, где вращается личность, подразделяется на предметную и личностную.

A.A. Налчаджян на основе анализа зарубежных и отечественных исследований трактует социально-психологическую адаптированноеть личности как особое состояние взаимодействия личности и группы, «когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет в полной мере свои основные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей» [1].

В нашей дальнейшей работе под словом адаптация мы будем понимать социально-педагогическую адаптацию — эмоционально-чувственное приспособление психики студентов при включении их в новые социальные условия.

Адаптация — одно из ключевых понятий в научном исследовании человеческой природы. Это естественный и необходимый компонент существования человека в системе «организм-среда», в системе «личность-социум», поскольку именно механизмы адаптации, имеющие эволюционные корни, обеспечивают возможность выживания человека.

Одним из вариантов адаптации человека в обществе является его профес-

сионализм, который выступает в качестве ценного ресурса для выживания и эффективной жизнедеятельности. Стремление к овладению профессией является одним из побуждающих факторов поступления выпускников школ в высшие учебные заведения. Поступление в вуз сопровождается переходом в новую систему образования, новую социальную среду, что является делом сложным и подчас болезненным, вызывающим необходимость адаптации первокурсников к учебному процессу.

Новая обстановка, новый режим, иные учебные нагрузки и требования, новые отношения, новая социальная роль, новый уровень отношений с родителями, иное отношение к себе — это далеко не полный перечень изменений, обретающих особую остроту в первый год обучения, У первокурсников происходит смена привычного образа жизни, что автоматически включает адаптационный процесс.

Адаптация студентов к обучению в вузе представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов,

В свою очередь, адаптационный процесс связан с решением целого спектра различных проблем. Одной из центральных социально-психологических проблем процесса адаптации является освоение новой социальной роли — роли студента, У бывшего школьника навыков выполнения такой роли нет, И отсюда целый комплекс как внутренних, так и внешних конфликтов, связанных с трудностями принятия и дальнейшего выполнения норм, соответствующих социальной роли студента. Студенты-первокурсники методом проб и ошибок пытаются освоить ожидаемое от них поведение и на его основе строить дальнейшие взаимоотношения со сверстниками и преподавателями,

1.2. Особенности адаптации студентов в условиях вуза

1.2.1. Психологические особенности студенческого возраста

Решая конкретные вопросы по повышению эффективности подготовки специалистов, снижению социальной дезадаптации в процессе вузовского обучения, необходимо помнить о сущности профессионального становления специалистов, о возрастных особенностях изучаемого контингента, о психологическом аспекте учебной деятельности в вузе, специфике формирования специалиста.

Как отмечает И,С, Кон, ведущей сферой деятельности в студенческом возрасте становится труд с вытекающей отсюда дифференциацией профессиональных ролей. Об этой возрастной группе нельзя говорить «вообще»: ее социальнопсихологические свойства зависят не столько от возраста, сколько от социальнопрофессионального положения. Образование, которое продолжается и на этом этапе развития, является уже не общим, а специальным, профессиональным, причем сама учеба в вузе может рассматриваться как вид трудовой деятельности [18].

По словам Э, Шпрангера [19], данный период характеризуется тем, что на первый план выступают «кризис оторванности», чувство одиночества, которые

во многом определяют особенности эмоциональных состояний юношей: склонность к крайним эмоциональным переживаниям, негативный эмоциональный фон, подавленность.

Существует и другая точка зрения: по словам А, Гезелла [12], в юношеском возрасте наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

Характерной чертой развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, стремление к самопознанию и самоопределению в качестве субъекта социальной жизни, а также активное взаимодействие с окружающим миром. Мировоззренческое самоопределение включает в себя социальную ориентацию личности, формирование жизненных планов, формирование собственной системы ценностей и собственный интеллектуальный поиск. Самоопределение является само по себе очень сложным процессом, который сопровождается перестройкой внутренней организации личности и предъявляет к юношам особые требования. Таким образом, процесс взросления сопровождается значительными психологическими трудностями, которые ещё в большей степени обостряют проблему адаптации первокурсников к учебе.

Социально-психологическая адаптация предполагает осознание социального статуса, ролевого поведения в системе межличностных отношений, формирования и реализации определенных ценностных ориентаций, групповых норм и т.д. Данные вопросы играют особую роль при подготовке специалиста и его социальной адаптации.

1.2.2. Особенности адаптации студентов к обучению в вузе

Адаптация студентов к обучению в вузе имеет свои особенности. Вхождение молодых людей в систему вузовского обучения, приобретение ими нового социального статуса студента требуют от них выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать своему новому статусу. Такой процесс приспособления может проходить достаточно длительное время, что может вызвать у человека перенапряжение как на психологическом, так и на физиологическом уровнях, вследствие чего у студента снижается активность, и он не может не только выработать новые способы поведения, но и выполнить привычные для него виды деятельности.

Специфика процесса адаптации в вузах определяется различием в методах обучения и в его организации в высшей школе, что порождает своеобразный отрицательный эффект — дидактический барьер. Первокурсникам недостает различных навыков и умений, которые необходимы в вузе для успешного овладения программой. Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе.

Известно, что процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма слож-

ное, многогранное, завершающееся к концу третьего курса. Выделяют две стороны социальной адаптации студентов:

• профессиональную адаптацию, под которой понимается приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе, формирование нового отношения к профессии;

группе, взаимоотношениям в ней, приспособление к новым условиям быта в студенческих общежитиях, новым образцам студенческой культуры, новым формам использования свободного времени, выработка собственного стиля поведения.

Другими словами, на протяжении начальных курсов складывается студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к избранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, устанавливается система работы по самообразованию и формированию профессионально значимых качеств личности.

Социально-профессиональную адаптацию принято рассматривать в трех аспектах:

1) медико-биологический аспект (результат приспособления организма индивида и его психики к условиям профессиональной деятельности и общения) ;

2) психолого-педагогический аспект (процесс социализации индивида, в труде и результат этого процесса);

3) социологический аспект (особый этап жизненного пути молодого человека, совпадающий по времени с окончанием обучения в системе народного образования и началом профессиональной трудовой деятельности) [17].

Профессиональная адаптация — предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. Она предполагает приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе. Социальнопсихологическая адаптация - приспособление индивида, к группе, взаимоотношениям с ней, выработка собственного стиля поведения,

В этом заключено положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида, (студента) в той или иной социальной роли,

1.3. Основные формы адаптации студентов

Различают три формы адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза:

приспособления студентов к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения в ней, ее требованиям к своим обязанностям;

единения) групп студентов-первокурсников и интеграция этих же групп со студенческим окружением в целом;

формам и методам учебной работы в высшей школе.

Для успешной адаптации необходимым является проявление активной позиции, которая должна быть не только у преподавателя, но и у студента. Студент должен сам находить и выбирать для себя способы и пути достижения той или иной образовательной цели, а преподаватель - создавать для этого условия.

Именно на первом курсе формируется отношение молодого человека к учебе, к будущей профессиональной деятельности, продолжается активный поиск себя. Даже отлично окончившие среднюю школу, на первом курсе не сразу обретают уверенность в своих силах. Первая неудача порой приводит к разочарованию, утрате перспективы, отчуждению, пассивности,

В настоящее время проблема адаптации студентов на начальном этапе профессиональной подготовки занимает одно из значимых мест в педагогической науке и практике. Это обусловлено тем, что система образования высшей школы оказалась не подготовленной к трансформациям общественно-политической жизни, когда одни только знания в традиционном понимании не могут выступать в качестве средства успешной адаптации вчерашних школьников,

1.4. Типичные трудности адаптации студентов в условиях вуза

Хотелось бы подробнее остановиться на социальной и учебной адаптации, связанной именно с обучением в вузе. Постараюсь перечислить трудности, с которыми приходится чаще всего сталкиваться студентам младших курсов в своей учебе:

- неумение ориентироваться в расписании, аудиториях, корпусах, электронном каталоге библиотеки;

- неумение правильно планировать свое время;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие навыков работы с первоисточниками;

- плохая подготовка, полученная в школе;

- несамостоятельность;

- неуверенность в себе;

- беспокойство и страх перед сдачей сессии.

Из педагогических проблем следует отметить принципиальное отличие учебных нагрузок и форм организации учебной деятельности в вузе от таковых в школе. Все это вызывает дополнительное напряжение и повышает тревожность у первокурсников, усугубляя проблему адаптации.

Кроме того, в ходе первого года обучения могут возникнуть профессиональные сложности, связанные с осознанностью выбора будущей профессии. Вполне распространенное явление, когда через некоторое время после поступления в вуз студент понимает, что сделал неверный выбор. Совершенно очевидно, что такой поворот событий не способствует успешной адаптации студентов к высшей школе и учебному процессу.

Необходимо указать также на экономические факторы, влияющие на адаптацию первокурсников, В условиях перехода к рыночной экономике наблюдается тенденция ухудшения экономического положения студентов вузов. По этой

причине многие студенты с первых курсов вынуждены зарабатывать на жизнь, что в свою очередь, ставит перед ними ещё более трудные задачи и усложняет процесс адаптации. Часть студентов идет зарабатывать деньги, ещё не адаптировавшись к новым условиям и нагрузкам. Отсюда пропуски занятий, плохая учеба, несданная сессия и исключение из вуза как показатели дезадаптирован-ноети студента.

Значительное влияние на успешность процесса адаптации первокурсников оказали бы помощь и поддержка со стороны взрослых людей (психологов, кураторов), создающих условия, при которых происходила бы не только адаптация студентов к новому для них образовательному процессу, но и формировалась их готовность максимально раскрыть свои способности через осмысление собственного потенциала и возможностей его реализации.

Во многих вузах существует институт кураторства. Часто он воспринимается либо как формализованная структура, либо, особенно в понимании студентов, как «нянька», готовая решать любые возникающие проблемы. Задачи психолого-образовательпого сопровождения каждый из кураторов определяет для себя сам или, более того, не определяет их вовсе, смутно догадываясь, какова его роль в работе со студентами, В нашем вузе такой структуры нет совсем. Хотя, на наш взгляд, институт кураторства нам просто необходим.

Хотелось обозначить цель кураторской деятельности как создание условий для учебной и социальной адаптации студентов младших курсов. Степень участия куратора в процессе адаптации студентов различна. Это зависит от уровня подготовленности выпускника средней школы, от его личностных характеристик, от сформированности мотивационной сферы, от его ожиданий и т.д. Кто-то нуждается в каждодневной помощи и контроле, а кому-то достаточно лишь обозначить уровень требований, перспектив. Следовательно, куратору необходимо владеть приемами диагностики, прогнозирования, профилактики, что возможно только при тесном взаимодействии с психологической службой вуза, готовой консультировать кураторов по различным проблемам адаптации, обучения и профессионального становления студентов, проводить диагностические исследования проблем, совместно организовывать мероприятия, направленные на профилактику учебной и социальной дезадаптации.

Из вышеназванных проблем и особенностей динамического процесса адаптации становится очевидным, что далеко не все студенты, попадая в атмосферу вуза, способны и могут быстро адаптироваться. Так, наблюдения И. Хан мук показывают, что на втором курсе каждый четвертый студент не адаптирован к вузовской среде. Косвенное свидетельство этого — высокий процент студентов, находящихся в академических отпусках, обучающихся повторно. Прямое свидетельство неполной адаптации студентов к учебе в вузе — отсутствие устойчивых навыков планомерной, систематической учебы [14]. В результате затянувшейся адаптации может также происходить снижение успеваемости студентов, возникновение различных личностных проблем, ухудшение здоровья.

На наш взгляд, первый год обучения в большей степени решает задачу закладки фундамента для профессиональной подготовки в последующие годы студенческой жизни. Таким образом, успешное прохождение этого этапа яв-

ляется важной предпосылкой для дальнейших достижений студента. Отсюда возникает необходимость комплекса мероприятий оптимизации адаптационного процесса именно на первом курсе, что поможет студентам быстрее пройти этот нелегкий период,

1.5. Мероприятия, проводимые в системе вуза и, в частности, факультета компьютерных наук для успешной адаптации первокурсников

В условиях становления в России гражданского общества и правового государства особая роль отводится воспитательной работе со студентами.

Воспитание в вузе — органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармонического, духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.

Цель воспитательной работы — формирование гармонично развитой, творческой и высоконравственной личности будущего специалиста, способного успешно действовать в условиях конкурентной среды, обладающего высокой культурой и гражданской ответственностью за принимаемые решения, обладающего такими личностными качествами, как:

Задачи воспитательной работы,

1, Создание условий для активной жизнедеятельности студентов, для гражданского самоопределения и самореализации, для максимального удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном и физическом развитии, в связи с чем требуется:

среды;

сферы творчества, демократии и гуманизма;

ций университета, преемственности, формирование чувства университетской корпоративности и солидарности,

2, Формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры.

3, Приобщение студентов к общечеловеческим ценностям и высоким гуманистическим идеалам, воспитание нравственности и интеллигентности,

4, Воспитание у студентов потребности к труду, к здоровому образу жизни, нетерпимого отношения к наркотикам, пьянству, антиобщественному поведению,

5, Воспитание у студентов потребности к саморазвитию, формирование умений и навыков управления коллективом в различных формах студенческого самоуправления,

6, Обеспечение социально-психологической поддержки студентов, адаптация первокурсников и иногородних студентов к изменившимся условиям жизнедеятельности с целью вхождения в университетскую среду.

Важной традицией студенчества является организация г,неучебных мероприятий, направленных на выполнение одной из главных задач учебных заведений — гражданско-патриотическое и трудовое воспитание молодежи путем привлечения к активному участию в общественной жизни.

Направления воспитательной деятельности,

1, Проведение культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, информационно-просветительных мероприятий, организация досуга студентов,

2, Создание и организация работы творческих, спортивных, интеллектуальных объединений студентов и преподавателей,

3, Организация гражданского и патриотического воспитания студентов,

4, Организация работы по профилактике правонарушений, наркомании и ВИЧ-инфекции среди студентов,

5, Организация психологической поддержки студентов, консультационной помощи,

6, Воспитательная работа в сфере профессиональной подготовки студента, работа по обеспечению вторичной занятости студентов,

7, Пропаганда физической культуры, формирование здорового образа жизни,

8, Содействие в работе студенческих общественных организаций, клубов и объединений,

9, Информационное обеспечение студентов, поддержка и развитие студенческих средств массовой информации,

10, Поиск и внедрение новых технологий, форм и методов внеучебной деятельности, наиболее эффективных путей и средств воспитания студентов,

11, Создание систем морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в организации внеучебной работы,

12, Развитие материально-технической базы и объектов, предназначенных для организации г,неучебных мероприятий.

Каждый год в университете проводятся различные мероприятия по адаптации студентов. Отмечается также день российского студента (ректорский бал). Организатором выступает отдел по внеучебной работе ОмГУ, На факультете

компьютерных наук также существуют несколько видов внеучебной деятельности,

1, Общественно-организационная деятельность (помощь в организации и проведении семинаров, «круглых столов», конференций на факультете, олимпиад по программированию; помощь в проведении традиционных мероприятий факультета: выезд осенью с 1 курсом на природу, клятва студентов ФКН и др.)

2, Общественно-спортивная деятельность (участие во внутривузовеких, районных, городских спортивных мероприятиях и др.)

3, Общественно-благотворительная деятельность (самостоятельное проведение благотворительных акций, рок-концертов в память жертвам СПИДа др.)

4, Общественно-творческая деятельность (организация и проведение тематических мероприятий на факультете «Посвящение в студенты», «День открытых дверей», организация профориентационной выставки «Тебе молодой»; организация внутригруппового досуга и др.)

Осуществление работы в данных направлениях позволяет студентам:

- раскрыть свои внутренние личностные ресурсы;

- обогатить опыт профессионального взаимодействия с социумом на микро-, макроуровне и выстроить свою профессиональную перспективу;

- занимать активную позицию в жизни факультета, университета.

Культурно-досуговая деятельность осуществляется через проведение следующих мероприятий:

- межгрупповые встречи со студентами старших и параллельных курсов факультета;

- летопись курса (составление фотоальбома; компьютерной и стендовой презентаций о жизни факультета; создание видео о жизни факультета и др.).

Осуществление данных мероприятий при работе со студентами позволяет:

1) сформировать атмосферу доверия и взаимопомощи;

2) создавать ситуации сотрудничества;

3) способствовать сплочению студентов;

4) содействовать релаксации студента внутри группы, курса, факультета;

5) расширять и углублять межличностные отношения студентов.

Существует ряд мероприятий, проведение которых является неотъемлемой

частью функционирования студенческих групп. К ним относят:

• вечера, посвященные знаменательным датам (Новый год, Осенний бал);

турниры между группами, курсами, деканатом и студентами, факультетами.

Проведение таких мероприятий является залогом создания благополучного микроклимата (курса, факультета), тем самым способствуя сплочению студенческого коллектива и организации студенческого самоуправления.

Анализ специальной литературы по проблеме психосоциальной адаптации

студентов 1 курса к обучению в вузе, имеющих возрастные границы с 17-18 лет, показал, что бывшие школьники, попав в стены высшего учебного заведения, сталкиваются с множеством психологических, социальных и экономических проблем.

Адаптация студентов к обучению в вузе представляет собой многоуровневый процесс, который включает элементы социально-психологической адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных возможностей студентов,

2. Разработка интернет-сайта по психосоциальной адаптации студентов «Ступени»

2.0.1. Цели и задачи создания сайта

Цели проекта:

щих личностные проблемы в адаптации к условиям вуза;

роста, во время учебы и сдачи сессий, коррекции неадекватных способов реагирования в жизненных и учебных проблемных ситуациях посредством практической консультативной помощи в Интернет-пространстве, способствующей саморазвитию студента.

Задачи:

ции студентов 1 курса ФКН «Ступени»;

од экзаменационной сессии, методам саморегуляции.

Целевая группа: студенты первого курса высшего профессионального образовательного учреждения в возрасте 17-18 лет.

Контроль за результативностью проекта: Проект будет оцениваться педагогическим составом, включающим: зам, декана по учебной работе, зам, декана по воспитательной работе, члена учебно-методической комиссии и студентов профсоюзного комитета ФКН на основе организации экспертной оценки,

2.1. Анализ причин отчисления студентов

Для анализа причин отчисляемости студентов ФКН ОмГУ им, Ф.М. Достоевского были использованы данные корпоративной информационной системы «Студент», разработанной информационно-вычислительным центром ОмГУ, Исходя из полученных данных, была построена сводная таблица №1, из которой видно, что основной причиной является отчисление студентов за академическую неуспеваемость. Цифры отчисленных за академическую неуспеваемость превышают в четыре раза другие виды отчислений.

Если рассмотрим процент отчисляемых студентов на ФКН по годам (рис, 1), то становится очевидным, что количество и отчисленных студентов за академическую неуспеваемость увеличивается. Это связано с тем, что это поколение

90-х, которое начало поступать в 2006 г. В 90-х годах начался процесс гумма-нитаризацип образования. Были сокращены часы в школьных программах по математике, физике и другим естественнонаучным дисциплинам. Общая неблагоприятная обстановка в стране сказалась на психологическом состоянии детей. Начался демографический спад. Видимое уменьшение отчисляемости студентов в 2009 объясняется доступностью данных только за зимнюю сессию.

Многие дети, обучаясь в школе, привыкли к постоянному контролю со стороны учителей и родителей. В высшем учебном заведении контроль ведется только в период сессий. Студентам часто не объясняют их обязанности и права, не разъясняют положение о текущей аттестации и соответствующих пунктов Устава университета. Все это способствует тому, что неустоявшаяся психика первокурсников подвергается соблазну не посещать занятия. Поэтому необходимо проводить всеми доступными средствами информационную разъяснительную работу по учебному процессу. В том числе и на сайте.

120

100

40

20

YZ X^^/Awyi-yXA

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

А. Общее количество отчисленных студентов за академическую неуспеваемость на ФКН (чел.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 1. Отчисляемость студентов 1 курса ФКН ОмГУ

2.2. Структура сайта «Ступени». Описание функционалов и типовых страниц

Структура сайта разработана на основе интеллект-карты (см. рис. 2).

Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта (англ. Mind map),

— способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи иерархических списков. Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные

декан

Рис. 2. Интеллект-карта структуры сайта «Ступени»

ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи, В основе этой техники .нежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. Радиант — точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например метеоров одного потока. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга, Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются дня создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство дня обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей. Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», или «ментальные карты». Наиболее адекватный перевод — «схемы мышления» |20|.

Структура сайта подразумевает наличие семи основных разделов, которые направлены на решение следующих задач:

• познакомить со структурой факультета;

иногородних студентов),

Выделены следующие разделы структуры сайта:

1, Что такое ФКН?,

2, Кто есть кто на ФКН,

3, Учеба,

4, Жизнь студенческая,

5, А туда ли я попал?,

6, Если есть проблемы,

7, Отдых,

8, Общага,

9, ЧаВО.

В соответствии с задачами разделы сайта состоят из следующих блоков:

1, Что такое ФКН? Содержит две рубрики,

А, Университет: почему имени Ф.М. Достоевского; ОмГУ в цифрах; администрация ОмГУ; учебные подразделения ОмГУ; Карта корпусов, Б, Деканат: декан, заместители декана, секретари); академические программы,

2, Кто есть кто на ФКН? Раздел включает в себя организационную структуру факультета: деканат, кафедры, учебные лаборатории, службу компьютерной сети, Сетевую академию Овсо,

3, Учеба, В этом разделе можно найти: расписание занятий, доску объявлений, описание учебного процесса (выдержки из положения о текущей аттестации), информацию о библиотеках, подраздел деканат отвечает на вопросы, информация для дипломников и курсовиков, рабочие учебные планы,

4, Жизнь студенческая. Раздел описывает: чем занимаются студенты на ФКН в свободное от учебы время, способы общения в сети, состав студенческого совета,

5, А туда ли я попал? Блок занимательной психологии: профориентационные тесты; тесты, направленные на определение уровня тревожности, степени социальной адаптации, уровня самооценки, уровня общительности. Задача этого блока заключается в развитии самопознания личности,

6, Если есть проблемы. Блок полезной информации, содержащий данные о всевозможных видах предоставляемой социально-психологической помощи на базе социальных центров города Омска, Также в данном блоке указан номер телефона доверия,

7, Отдых, В этом блоке содержится информация о культурно-досуговых местах города Омска,

8, Общага, Содержит общие положения, порядок предоставления помещений и заселения в студенческое общежитие, порядок прохода в общежитие, права и обязанности проживающих в студенческом общежитии, ответственность за нарушение настоящих Правил, порядок выселения проживающих из студенческого общежития,

9, ЧаВО, Название этого раздела — аббревиатура словосочетания «Часто

задаваемые Вопросы и Ответы», Содержит полезную информацию о том, как оформить академический отпуск, как продлить сроки сдачи сессии, как перевестись на бюджет. Описывает процедуру отчисления, перевод на другую форму обучения. Содержит полезные телефоны,

2.3. Стилевые решения дизайна. Обоснование названия. Обоснование выбора цвета

Структура сайта должна быть в первую очередь удобна. Психологи утверждают, что человек, впервые попавший на заглавную страницу сайта, принимает решение ] дальнейшем просмотре сайта около 8 секунд. Основная функция сайта - удовлетворять информационным запросам потенциального клиента или развлекать его, поэтому если пришедший по ссылке посетитель не находит ничего необходимого или интересного за первые 8 секунд, то он покидает этот сайт навсегда. Все разделы сайта и информация должны быть легко доступны, а навигация эргономична. Необходимо позволить зашедшему самостоятельно регулировать глубину просмотра.

Кроме того, очень важно, чтобы сайт имел название, ёмко отражающего его содержание и концепцию. Мы остановили свой выбор на названии «Ступени», Это название выражает то, что адаптированный к учебному процессу студент после успешной сдачи сессий будет продвигаться вперед, переходить с курса на курс, словно по ступеням лестницы, ведущей вверх, к достижению успеха в будущей профессии, карьерного роста.

При изготовлении сайта важно учитывать не только его тематику, но и эстетические предпочтения основной возрастной аудитории.

Чем моложе предполагаемая целевая аудитория сайта, тем выше вероятность того, что ей понравится яркий и сочный дизайн сайта, наполненный различными спецэффектами, забавными рисунками и иными новшествами.

Цвет также влияет на настроение и самочувствие. Поэтому при создании сайта очень важно учитывать:

• особенности фирменного стиля, на основании которого разрабатывается сайт;

гаммы людьми.

Для сайта были выбраны зеленый и оранжевые цвета, потому что зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения. Его предпочитают способные, уверенные в себе, стремящиеся к самоутверждению и уравновешенные люди. Природа, здоровая среда, восстановление, молодость, бодрость, весна, щедрость, плодородие, ревность, неопытность, зависть. Оранжевый — любимый цвет людей, обладающих интуицией и страстных мечтателей. Оранжевый цвет - самый динамичный, молодежный и веселый цвет. Стимулирует чувства и

ускоряет сердцебиение, обостряет восприятие и способствует разрешению сложных ситуаций, задач и проблем. Жизнерадостный и импровизированный. Цвет создает чувство благополучия и счастья. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность. Он означает энергию, баланс, тепло, энтузиазм, оживленность, Считаем, что именно эти цвета будут соответствовать студенческому ДУХУ-

Актуальность проблемы проекта обоснована существующими психологическими, социальными и экономическими трудностями, с которыми сталкиваются студенты в повседневности, и отсутствием грамотной всесторонней психологической поддержки, позволяющей наиболее мягко преодолеть трудности, возникающие в процессе учебной деятельности.

Актуальность проекта интернет-сайта оценивалась педагогическим составом, включающим заместителя декана по учебной работе, заместителя декана по воспитательной работе, доцента кафедры информационной безопасности, на основе организации экспертной оценки по следующим критериям: актуальность проекта; оригинальность предложенного решения; соответствие форм и методов реализации проекта заявленной тематике; соответствие оформления проекта международным стандартам; правильность и полнота использования ресурсов.

Исходя из анализа проведенной экспертной оценки интернет-сайта «Ступени», можно утверждать, что данный проект является актуальным и готов для внедрения в учебный процесс ФКН ОмГУ им, Ф.М. Достоевского,

Заключение

В ходе проделанной работы были получены следующие результаты:

1, Проведенный анализ отчисляемости студентов на ФКН ОмГУ показывает рост отчисляемых студентов за академическую неуспеваемость в процентном отношении от общего числа обучаемых, из чего следует, что необходима организация мер по улучшению и оптимизации психосоциальной адаптации студентов,

2, Первым шагом в этом направлении является создание информационного центра, каким является веб-сайт, на котором размещены вспомогательные материалы, связанные с адаптацией,

3, Разработана структура сайта,

4, Сформулирована и обоснована основная концепция сайта,

5, Обоснован выбор элементов дизайна с психологической точки зрения (выбор основных цветов, оформление страниц),

6, Реализован и внедрен веб-сайт «Ступени» на ФКН на основе системы управления содержанием Лоот1а 1,5,

7, Предполагается, что контроль и мониторинг за выполнением программы адаптации будет производиться посредством анкетирования, проводимого в бумажном виде 2 раза в год, а так же непосредственно на самом сайте,

8, На момент написания статьи решаются технические проблемы размещения сайта под доменным именем http://www.fkn-omsk.ru.

Литература

1. Налчаджян A.A. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван: Издательство АН Армянской ССР, 1988.

2. Лебедева Е.А. Педагогические условия социальной адаптации студентов технического вуза : Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 : Калуга, 2001 204 с. РГБ ОД, 61:0113/1802-9

3. Платонов К.К. Словарь системы психологических понятий. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1984.

4. Российский статистический ежегодник 2003: Статистический сборник / Госкомстат России. М.: Госкомстат РФ, 2003.

5. Немов P.C. Психология: учеб. для студентов в высш. пед. учеб. завед. / P.C. Немов. М.: 1994. 576 с.

6. Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса Л., 1984.

7. Дербенев Д.П. Социальная адаптация подростков// Социологический журнал.

1997. № 1/2.

8. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика-пресс, 1996.

9. Социологический энциклопедический словарь / Ред.-координатор Г.В. Осипов. М.,

1998.

10. Психологический словарь / Общ. ред. А. В. Петровского., М. Г. Ярошевского. М., 1990г.

11. Мудрик A.B. Социальная педагогика. М., 2002.

12. Социологический справочник / Под ред. В.И. Воловича. Киев: Изд-во политической литературы Украины, 1990.

13. Ольшанский Д.В. Адаптация социальная // Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. М., 1989.

14. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Феномен человеческого самоутверждения. СПб.: Алетейя, 2000.

15. Ханчук H.H. Некоторые актуальные проблемы адаптации студентов в процессе обучения в высшей школе// Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000. С. 265.

16. Милославова А.И. Адаптация как социально психологическое явление // Социальная психология и философия. Л.: Наука, 1973. Вып. 2. С.13-21.

17. Кураторская деятельность преподавателя ВУЗа: день за днем/ Под.ред. Н.И. Ти-хоненкова. - Волгоград: Изд-во «Перемена», 2004.

18. Кон И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности /Уч. пособие для пед. институтов/ М., 1976. 175 с.

19. Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 286—300.

20. Диаграмма связей. Статья из Википедии. [Электронный ресурс]: URL:

http: / / ru.wikipedia.org/wiki/Интеллект-карты.

21. Дубенский Ю.П. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе (Курс лекций. Специальность «Социальная работа»)/ Кафедра педагогики и психологии ОмГУ. 2007.

22. Коган Л.Н., Панова С.Г. Социальное проектирование: его специфика, функции и проблемы// Методологические аспекты социального прогнозирования. Красноярск, 1981.

23. Прусов В.П. Социальные и психологические проблемы целевой интенсивной подготовки специалистов. Ленинград, 1989.

24. Цирельникова Н.А. Физиология и патология механизмов адаптации человека. Новосибирск, 1977.

25. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П., Стель-никова Г.В., Вазина А.Н. М.: «Медицина», 1977.

26. Адаптация человека. Под ред. Варабашевой В.И., Лихницкой И.И. Ленинград: Издательство «Наука», 1972.

27. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М., 1976.

28. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М., 2000.

29. Лукьяненко Т.П. Практикум по психодиагностике. Г.-А., 2001.

30. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика. М., 2004.

31. Основы физиологии человека. Учебник для высших учебных заведений. Том 2. Под ред. академика РАМИН Б.И. Ткаченко. СПб., 1994.

32. Добреньков В.И. Кравченко А.Н. Методы социологического исследования. М.: ИНФРА-М, 2004.

33. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск,1989.

34. Пасынкова И.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал, т.17. 1996.

35. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе. Казань, 1991.

36. Израд К. Эмоции человека. М.: МГУ, 1980.

37. Орлов А.И. Теория принятия решений /Учебное пособие. М.: «Март», 2004.

38. Литвак Б.Г. Экспертные оценки и принятие решений. М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

39. Луков В.А. Социальная экспертиза / Ин-т молодёжи. М., 1996.

40. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. М., 1995.

41. Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. М., 2000.

42. Айзенк X. Психологические теории тревожности: В кн. Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова. - СПб. Литер, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.