Научная статья на тему 'Особенности адаптации студентов в высшем учебном экономическом заведении'

Особенности адаптации студентов в высшем учебном экономическом заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
439
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕРВОКУРСНИК / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ADAPTATION / EDUCATIONAL ACTIVITY / FIRST-YEAR STUDENT / MOTIVATION / SOCIAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивахненко Наталья Николаевна

Рассмотрена проблема адаптации студентов первого курса к учебному процессу в высшем учебном заведении. Установлено, что социально-психологическая адаптация первокурсников происходит в двух взаимосвязанных направлениях, а именно к новым формам и методам учебной деятельности и адаптация, связанная с перестройкой поведения и деятельности в новых условиях жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивахненко Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of adaptation of first-year students to the educational process in a higher educational institution is considered. It is established that the socio-psychological adaptation of first-year students occurs in two interrelated directions, namely, to new forms and methods of educational activity and adaptation, associated with the restructuring of behavior and activity in the new conditions of life.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптации студентов в высшем учебном экономическом заведении»

7. Экономический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/13622 - Заголовок с экрана.

Ивахненко Наталья Николаевна

кандидат физико-математических наук, доцент ГО ВПО «ДонНУЭТ им. М. Туган-Барановского»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 37

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ

ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЗАВЕДЕНИИ

PECULIARITIES OF STUDENTS' ADAPTATION IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Рассмотрена проблема адаптации студентов первого курса к учебному процессу в высшем учебном заведении. Установлено, что социально-психологическая адаптация первокурсников происходит в двух взаимосвязанных направлениях, а именно к новым формам и методам учебной деятельности и адаптация, связанная с перестройкой поведения и деятельности в новых условиях жизни.

Ключевые слова: адаптация, учебная деятельность, первокурсник, мотивация, социально-педагогические условия.

The problem of adaptation of first-year students to the educational process in a higher educational institution is considered. It is established that the socio-psychological adaptation of first-year students occurs in two interrelated directions, namely, to new forms and methods of educational activity and adaptation, associated with the restructuring of behavior and activity in the new conditions of life.

Key words: adaptation, educational activity, first-year student, motivation, social and pedagogical conditions.

Одной из важнейших проблем высшей школы была и остается проблема адаптации первокурсников к новым психолого-педагогическим условиям обучения, к таким формам учебной деятельности, которые практически не встречались в предыдущем жизненном опыте. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого студента. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста с высшим образованием. В высшем учебном заведении процесс обучения первокурсников налаживается непросто,

характеризуется большой динамичностью психических процессов и состояний, обусловленных изменением социальной окружающей среды. По данным наших исследований, такое положение связано с перенапряжением, вызванным необходимостью быстро и успешно приспосабливаться к новому социальному контексту жизнедеятельности, впервые в жизни очерченного пределами единой профессиональной ориентации, а также специфическими вузовскими особенностями учебной деятельности. Все это требует от первокурсника значительной мобилизации своих возможностей для успешного вхождения в новое окружение и качественно иной ритм жизнедеятельности, связанный, прежде всего, с необходимостью овладения достаточно высоким уровнем самостоятельности.

В отдельных психологических исследованиях решаются задачи адаптации молодежи к обучению в высших учебных заведениях. Однако анализ профессиональной литературы показывает, что адаптация будущих экономистов не стала предметом комплексного педагогического исследования.

Цель исследования заключается в определении особенностей процесса адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в высшем экономическом учебном заведении.

Исследование показывает, что адаптация - сложное многофакторное явление, имеющее свои собственные механизмы и закономерности, изучением которых занимаются представители многих отраслей науки. Согласно своих профессиональных интересов они акцентируют внимание на определенных видах адаптации. В связи с этим в современной литературе используется много противоречивых определений этого понятия. Определяя суть этого понятия, исследователи исходят из понимания того, что адаптация может рассматриваться как процесс, состояние, свойство или результат деятельности, возникает при определенных условиях и продолжается в течение определенного периода, пока не будет установлено динамического равновесия между системами [1, 3]. Анализ научно-педагогических, психологических исследований этой проблемы позволяет выделить понятия: профессиональная адаптация в вузе - процесс приобщения личности к профессии, который выражается в приобретении знаний, умений, навыков, необходимых для будущей профессии. Приспособление к структуре высшей школы, общему содержанию и отдельным компонентам учебного процесса; - дидактическая адаптация - приспособление студентов к новой для них системе обучения. Приспособление может проходить относительно быстро, так и относительно медленно. Оперативная адаптация зависит, во-первых, от тесной связи методов обучения между средней школой и вузом, во-вторых, от самостоятельности и

творческого мышления, которые уже стали самостоятельными чертами личности, третий - от полной ориентированности в профессии и устойчивого желания овладеть программой вуза; - социально-психологическая -приспособление к группе, отношениям в ней, выработка личного стиля поведения [2, 4].

Рассматривая проблему приспособления студентов первого курса к условиям обучения в вузе, ученые выделяют следующие формы адаптации:

• Дидактические - новизна в процессе обучения, новые методы и формы обучения, отсутствие навыков самостоятельной работы;

• Социально-психологические - вхождение индивида в новую среду, особенности самостоятельной жизни, ведения собственного бюджета и вместе с этим преодоления материальных трудностей;

• Профессиональные - неумение ориентироваться в профессиональной направленности процесса обучения, сложность в работе с людьми [5, 6].

Трудности в адаптации характеризуются резкими и существенными психологическими сдвигами и изменениями личности. По мнению Л. Подоляк, признаками трудностей адаптации могут быть:

• Сильная фрустрация, возникают сильные переживания неудовлетворение потребности;

• Обострение ролевых конфликтов «студент - преподаватель», «студент -студент»;

• ценностно-смысловая неопределенность, неструктурированность личности;

• инфантильность (поведение студента безответственно).

Важным является изучение подходов к определению условий и факторов адаптации студентов к обучению в вузе. В своей работе российский психолог Н. Шафажинская отмечает, что адаптация студента-первокурсника в систему обучения в вузе является сложным динамическим процессом, который характеризуется взаимодействием определенных факторов, а именно:

• объективно социальных (характер высшего учебного заведения, специфика ведущего предмета, особенности организации учебного процесса, системы требований, комплекса ценностей и норм студенческого коллектива и коллектива преподавателей);

• социально-психологических, которые обусловливают «включение» личности в новую социальную среду (мотивация личности, уровень способностей к определенному профилирующего предмета, качества личности, интеллектуальный уровень, уровень развития самосознания, навыки

самоконтроля, самокритичности и саморегуляции, индивидуальный стиль деятельности и др.);

• психологических (индивидуально-психологические особенности личности, связанные с темпераментом и др.) [7].

На основании анализа теоретических аспектов исследования процесса адаптации студентов первокурсников к высшему учебному заведению можем утверждать, что адаптация - это результат взаимодействия индивида и окружающей среды, который приводит к оптимальному его приспособлению к жизни и деятельности. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях. Через нее обеспечивается возможность ускорения эффективного функционирования личности в необычных обстоятельствах. Иначе говоря, адаптация - это прежде всего, преобразования самого себя в соответствии с новыми требованиями деятельности, социальных условий и новому окружению. Это вхождение в новую социальную позицию и новую систему взаимоотношений.

Чтобы сделать период адаптации менее сложным для студентов, преподаватели должны с первых дней вхождения их в новую среду принимать во внимание индивидуальность каждого; особенности его биологического, психологического и социального развития. Можно согласиться с профессором М. Фицулой о том, что уже с первых дней пребывания студента в высшей школе преподавателю необходимо изучать его личность, особенности воспитания в семье и школе, черты характера, интересы и склонности, жизненные планы, типичные черты характера, доминирующие мотивы деятельности, уровень самооценки.

Как было уже отмечено, за время обучения в университете в жизни студентов происходят значительные изменения как психологического, так и социального плана. Не имеет реальных оснований считать, что первокурсники является полностью самостоятельными, морально и социальное зрелыми людьми. Поэтому успех адаптации к обучению в высшем учебном заведении зависит от социальной и жизненной позиции молодого человека, мотивов получения профессии. Это обусловлено многими факторами, среди которых можно назвать индивидуальные особенности, внутреннее богатство, глубокие знания в определенной области, социальный опыт, участие в общественных делах и т.д. В соответствии с этим, в высших учебных заведениях нужно создать такую психологическую атмосферу, которая бы наиболее полно способствовала раскрытию и обогащению внутреннего мира, задатков и способностей студента, чтобы каждый мог вызвать интерес и завоевать уважение однокурсников, преподавателей как личность, индивидуальность.

В научной литературе адаптация в вузе трактуется как приспособление студента к требованиям, содержанию и характеру учебно-воспитательного процесса, направленная на получение знаний, умений и навыков, формирование системы норм, личностных ориентаций, умение организовывать свою жизнь для выполнения поставленной цели, качеств, необходимых для определенной трудовой деятельности.

• Студенту-первокурснику приходится приспосабливаться к новым требованиям, которые ставит перед ним высшая школа и одновременно к новым социальным обстоятельствам общения со сверстниками и педагогами, форм и методов обучения. Для учебного процесса первокурсников характерно интенсивное умственное напряжение, восприятие большого информационного потока, высокое эмоциональное напряжение, четкая регламентация труда и отдыха. Эта особенность требует от первокурсников качественной перестройки системы привычек и психологических умений, которые составляют основу культуры учебного труда.

• Адаптация студентов первого курса будет осуществляться эффективно при условии создания мотивационного направления на работу, в частности разработку систем мер по формированию такой культуры учебного заведения, которая формировала бы у студента представление о месте обучения как доброжелательную среду, в которой он сможет реализовать большинство своих потребностей.

• Также следует обратить внимание на роль куратора группы как весомого фактора в процессе адаптации студентов. Ознакомить с основными принципами психолого-педагогической поддержки в стрессовых ситуациях. Кроме этого, целесообразно обеспечить первокурсников социально-психологической поддержкой в форме индивидуального и группового консультирования, способствовать культуре учебной деятельности студента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бохонкова Ю.А. Личностные факторы социально-психологической адаптации первокурсников к условиям высших учебных заведений: дис. канд. психол. наук: 19.00.05 / Ю.А. Бохонкова. - М.: Институт психологии им. Костюка, 2005. - 207 с.

2. Ляхова И., Учитель А. Использование системного анализа процесса адаптации студентов-первокурсников / И. Ляхова, А. Учитель. - Начальная школа. - 2001. - №1. - С. 61-63.

3. Плотникова А. Важность изучения индивидуальных особенностей первокурсников в период дидактической адаптации / А. Плотникова - Начальная школа. - 2001. - №10. - С. 6264.

4. Подоляк Л.Г. Психология высшей школы / Л.Г. Подоляк. - К.: 2008. - 352 с.

5. Фщула М.М. Педагопка вищоi школи: навч. поабн. / М.М. Фщула. - К .: Окадемвидав, -2006. - 352 с.

6. Харченко С.В. Феномен адаптационного стресса и проблемы обеспечения психического здоровья первокурсников во время учебной деятельности в высшей школе / С.В. Харченко. -М.: Научный журнал НПУ имени М.П. Драгоманова; серия № 12. Психологические науки: сб. наук. пр. НПУ им. М. Драгоманова. - 2009. - № 26 (50). - С. 387-392.

7. Шафажинская Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза / Н Е. Шафажинская. - М., 1986. - 102 с.

Алибаева Газиза Мурзагалиевна

магистр МВА, академик МАИН (г. Алматы, Республика Казахстан)

Стеблякова Асия Алиевна

член-корреспондент, Директор Департамента Развития ОО «Международная Академия Информатизации» (МАИН)

(г. Алматы, Республика Казахстан)

Костина Ирина Александровна

Директор и руководитель проекта

Казахстанский информационно-инновационный журнал «НОВАЯ ЭРА.KZ»

(г. Алматы, Республика Казахстан)

УДК 573.947.3 ББК 32.973

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ КАК ГЕНЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НТП И КАЧЕСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY AS A GENERAL DIRECTION OF

SCIENTIFIC AND TECHNICAL PROGRESS AND QUALITATIVE CHANGES IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Ускорение научно-технического прогресса в современных условиях актуализируется центральным стратегическим направлением «цифровизации» экономики. Основная цель данной статьи - помочь по-новому овладеть новыми подходами, по-новому взглянуть на окружающий мир. Как известно, новое столетие - это век информации, экономики и новых технологий. Делается вывод, что реализация государственной программы «Цифровой Казахстан» - это возможность войти в число 30 развитых стран мира.

Ключевые слова: Цифровизация, мобильность молодежи, предпринимательство, менеджмент в образовании, квалификация, профессионализм.

Acceleration of scientific and technological progress in modern conditions is actualized by the Central strategic direction of "digitalization" of the economy. The main purpose of this article is

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.