Научная статья на тему 'Организация воспитательной деятельности со студентами первого курса в изменяющихся социокультурных условиях'

Организация воспитательной деятельности со студентами первого курса в изменяющихся социокультурных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарев А. В., Осипчукова Е. В.

В статье представлен обзор научных подходов к проблеме адаптации личности в новых условиях, в системе вуза. Показана актуальность данного вопроса для системы высшего профессионального образования. На основании итогов социологических исследований среди студентов и современных научных подходов представлены основные моменты комплексной программы воспитательной деятельности со студентами первого курса: цели, задачи, разделы программы.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарев А. В., Осипчукова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the review of scientific approaches to a problem of adaptation of the person in new conditions, in high school system is presented. The urgency of this point in question for system of the higher vocational training is shown. On the basis of results of sociological researches among students and modern scientific approaches high lights of the complex program of educational activity with first-year students are presented: the purposes, problems, program sections.

Текст научной работы на тему «Организация воспитательной деятельности со студентами первого курса в изменяющихся социокультурных условиях»

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СТУДЕНТАМИ ПЕРВОГО КУРСА В ИЗМЕНЯЮЩИХСЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

ПОНОМАРЕВ А.В., ОСИПЧУКОВА Е.В.

В статье представлен обзор научных подходов к проблеме адаптации личности в новых условиях, в системе вуза. Показана актуальность данного вопроса для системы высшего профессионального образования. На основании итогов социологических исследований среди студентов и современных научных подходов представлены основные моменты комплексной программы воспитательной деятельности со студентами первого курса: цели, задачи, разделы программы.

In the article the review of scientific approaches to a problem of adaptation of the person in new conditions, in high school system is presented. The urgency of this point in question for system of the higher vocational training is shown. On the basis of results of sociological researches among students and modern scientific approaches high lights of the complex program of educational activity with first-year students are presented: the purposes, problems, program sections.

Социальная адаптация студентов-первокурсников к условиям высшей профессиональной школы представляет собой не только одну из важных практических, но и теоретических проблем и до настоящего времени носит дискуссионный характер. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в сложную систему вузовских отношений, в новую социокультурную среду. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологопедагогических особенностей, социально-психологических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

В зарубежной педагогике и психологии значительное распространение получило необихевио-ристское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей. Адаптацию они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается [2].

Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими факторами, так и факторами, связанными с внешней средой [11]. Ставшей уже классической психоаналитическая концепция адаптации была разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, который считает, что один только психоанализ не может разрешить проблему адаптации, так как последняя является также предметом биологии и социологии. Однако и без психоанализа эта проблема, по его мнению, не может быть решена [1].

Примером развития теорий адаптации на постсоветском научно-образовательном пространстве является подход современного армянского исследователя Альберта Налчанджяна [8]. Теория А. Налчанджана освещает многие важные проблемы адаптации личности, что должно быть принято к сведению этнопсихологией, в частности верную, на наш взгляд, классификацию адаптивных механизмов по отношению к функции психологической защиты, а также классификацию потребностей и мотивов с точки зрения их отношения к адаптации и, что с нашей точки зрения, самое главное, сопоставил понятия адаптации и социализация, показав, что с точки зрения индивида социализация может быть и дезадаптивной. Однако не за-

трагивает проблем адаптации социально-культурной системы к своему природному и историческому окружению.

Одним из важнейших принципов теории социально-психической адаптации личности мы считаем следующее утверждение: в сложных проблемных ситуациях адаптивные процессы личности протекают с участием не отдельных, изолированных механизмов, а их комплексов. Эти адаптивные комплексы, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных социальных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера. Изучение устойчивых адаптивных комплексов является одним из путей развития научной характерологии. Таким образом, принимая встречающуюся в психологической литературе классификацию адаптивных механизмов на защитные и незащитные, мы распространяем ее на адаптивные комплексы и дополняем эту классификацию средним, смешанным типом адаптивного комплекса, соответственно адаптивного процесса и адаптированности, которые осуществляются смешанными адаптивными комплексами [3].

В специальной литературе встречается и более широкое понимание социальной адаптации: это итог процесса изменений социальных, социально-психологических, моральнопсихологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде. В этой связи отмечается полезность идеи Э.С. Маркаряна, который считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу [4].

В целом, необходимо подчеркнуть, что такое сложное явление как социальная адаптация не поддается полноценному объяснению в рамках одной теории. В данном случае теоретическая деятельность приобретает прикладную ценность только при комплексном подходе, т.е. при сочетании различных концептуальных подходов.

Организация учебной деятельности на первом курсе не обеспечивает в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям высшей школы. В результате неадекватных подходов к организации педагогического процесса, направленных на решение задач социальной адаптации студентов, несогласованности действий педагогических работников, общественных и научных организаций вуза, недостаточного внимания к решению этой проблемы со стороны руководителей, студенты первого курса плохо адаптируются к образовательному процессу, к научно-исследовательской деятельности, сложной общественной жизни вуза.

В современной высшей школе наряду с постоянно возрастающими возможностями администрации, научно-педагогических и студенческих коллективов, общественных студенческих организаций вузов проводить системную адаптационную работу, её реализация в социально-педагогической практике достаточно низка, носит фрагментарный характер. В вузах накоплен достаточно большой научно-педагогический потенциал организации работы со студентами первого курса, но научно-теоретическое обоснование данной деятельности явно недостаточно. Организаторам воспитательной деятельности необходимо обладать методиками, технологиями адаптации студентов, адекватными к новым, изменяющимся социокультурным условиям, но в настоящее время они более ориентированы на имеющийся опыт мероприя-тийного подхода в работе со студентами, чем на современные научные подходы.

Под социальной адаптацией мы понимаем социальный процесс, в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, то есть активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе взаимодействия [5, 6, 7].

Наиболее распространенными концептуальными подходами к социальной адаптации являются культурологический, системный, информационный и деятельностный. Культурологический подход позволяет рассматривать культуру в качестве сложной адаптивной среды,

которая выполняет не только функцию стабилизации и самосохранения, но и созидательно-адаптирующую [9].

Мы рассматриваем социокультурную среду вуза как пространство активного совместного действия студентов и работников вуза, структура среды определяется особенностями вузовской системы образования в обеспечении личностного выбора ценностей, освоения новой культуры, способов её самореализации, раскрытия индивидуальных потенциалов личности студента. Характер влияния такой среды обусловлен в первую очередь организационнопедагогическими характеристиками вуза. В социокультурной среде вуза определены и выполнены педагогические принципы и условия: профессионально с педагогической точки зрения применяются оптимальные формы и методы действий, которые способствуют усилению воспитывающего влияния учебной среды вуза; имеется особое методическое и технологическое обеспечение разнообразной деятельности в вузовском пространстве. Социокультурная среда вуза является пространством личностного роста, становления студента и представляет собой комплексное единство содержательного, организационного и процессного компонентов на различных уровнях образовательной и научной среды вуза.

Из методологии системного подхода следует, что любая адаптивная система всегда принадлежит к классу открытых, функциональных, самоуправляемых и иерархически организованных систем, строящих свою деятельность на основе принципа прямой и обратной информационной связи.

В процессе адаптации вуз и личность студента вступают во взаимодействие как сложные системы. На успешность адаптационного процесса существенное влияние оказывают такие характеристики вуза, как его материально-техническая оснащенность, тип и уровень организации учебно-познавательной, научно-исследовательской и культурно-бытовой деятельности, характер внутриколлективных отношений и корпоративная культура и т.д. Вуз через эти свои характеристики предъявляет потенциальному студенту свои требования и одновременно свои преимущества по сравнению с другими участниками рынка высшего профессионального образования.

Со стороны студента-первокурсника на успешность социальной адаптации в вузе влияние оказывают как психофизиологические особенности и социально-демографические, так и социально-культурные характеристики личности. Безусловно, наиболее важны для успешной социальной адаптации учебно-познавательная подготовка индивида и умение взаимодействовать в группе.

Социальная адаптация в вузе представляет собой единство нескольких адаптационных процессов. Исследователи чаще всего выделяют следующие из них: учебно-познавательную профессиональную адаптацию, социально-психологическую адаптацию и адаптацию к изменяющимся социокультурным условиям.

Социально-психологическая адаптация выражается в формировании положительных неформальных отношений с однокурсниками, профессорско-преподавательским коллективом, научными и административными работниками, в достижении ценностного единства студента и коллектива. Основным объективным показателем социально-психологической адаптированности является отсутствие конфликтов с преподавателями и членами студенческого коллектива. Субъективным показателем социально-психологической адаптированности выступает удовлетворенность отношениями с преподавателями и студентами.

Важным аспектом социальной адаптации является принятие студентом определенной социальной роли. Можно говорить о двух формах социальной адаптации: активной, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы вызвать реакцию изменения (в том числе тех норм, ценностей, форм взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивной, конформной, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.

В психолого-педагогической литературе показателями успешной социальной адаптации определены высокий социальный статус студента в социокультурной среде вуза, а также его психологическая удовлетворенность этой средой в целом и ее наиболее важными для него элементами (например, удовлетворенность образовательным процессом и его условиями, его содержанием, организацией, результатами). Показателями низкой социальной адаптации являются стремление индивида к перемещению в другую социальную среду (переход в другое учебное заведение, плохая успеваемость, «отсев» и т.д.), аномия и различные формы отклоняющегося поведения.

Анализ мотивации профессионального самоопределения выявил ряд тенденций: прослеживается ведущая роль статусных мотивов поступления в вуз. Студенты уже на первом курсе думают о своих профессиональных и социальных перспективах; выявлены различия в мотивации в зависимости от типа вуза и профиля обучения; внешние мотивы (не связанные с содержанием выбираемой специальности и собственными побуждениями личности) снижают удовлетворенность студенческой жизнью в целом [10].

При исследовании данной проблемы, безусловно, необходимо иметь в виду, что последнее десятилетие внесло очевидные изменения в структуру ценностей и потребностей сегодняшних студентов. В первую очередь, необходимо отметить значительное влияние такой ценностнокультурной парадигмы, как конкуренция на рынке высококвалифицированного интеллектуального труда, также велико влияние ценностей «общества потребления», актуальны, в силу своей относительной неудовлетворенности, такие потребности студентов, как психическая стабильность и ощущение удовлетворенностью жизнью, спокойствие и уверенность в благополучии и обеспеченности в настоящем и будущем.

Студенты отмечают важность воспитательной деятельности в процессе адаптации, включая в неё организацию культурно-массовых, спортивно-массовых мероприятий для студентов, помощь кураторов академических групп, активное участие в собственной адаптации старшекурсников как транслятора информации, накопленного опыта студенческой общественной деятельности. Отдельное внимание студенты-первокурсники обращают на роль органов студенческого самоуправления, как активного участника процесса адаптации, предоставляющего возможность студентам первого курса проявить свои лидерские качества, творческий потенциал, организаторские способности.

Основным элементом системы интенсивно-комплексной адаптации студентов к изменяющимся социокультурных условиям вуза является комплексная программа организации воспитательной работы со студентами первого курса. Целью программы является создание в вузе системы воспитательной работы с первокурсниками, направленной на их успешную адаптацию в вузе, формирование гражданской активности, ответственного отношения к учебе, всестороннего интеллектуального развития, нравственного становления.

Для успешной реализации комплексной программы в вузе необходима планомерная координированная работа структурных подразделений вуза, задействованных в организации вне-учебной работы в вузе, учебного процесса, научной деятельности, а также органов студенческого самоуправления.

Комплексная программа построена на следующих принципах: процессный подход, научная основа в определении целей и задач деятельности, демократичность, преемственность как форма сохранения и приумножения лучшего опыта работы; инициативность и самостоятельность каждого из участников воспитательного процесса; вариативность и поиск новых форм и методов работы со студентами первого курса.

С учетом принципов системы менеджмента качества в УГТУ-УПИ разработана Документированная процедура «Воспитательная деятельность со студентами первого курса», которая

регламентирует процесс организации деятельности со студентами, представляет собой методическое пособие по реализации программы на различных организационных уровнях вуза.

Ежегодно в вузе на основании изучения ценностных ориентаций, мотивационных постановок, уровня довузовской подготовки студентов формируется план реализации Комплексной программы организации воспитательной работы со студентами первого курса.

Реализация программы осуществляется по следующим направлениям: информационное обеспечение студентов, организационно-методическое обеспечение кураторов, формирование студенческого актива, научно-исследовательская работа, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа со студентами; развитие художественного творческого потенциала, социально-психологическая помощь, профилактика правонарушений, первичная профилактика наркомании и других видов зависимостей, реализация специальных учебных программ, гражданско-патриотическое воспитание, развитие профессионально-нравственной культуры, социологические исследования и мониторинг программы.

Организация воспитательной деятельности со студентами первого курса позволяет предоставить студентам возможность реализовать свой потенциал, раскрыть творческие способности, создать благоприятный социально-психологический климат в вузовском коллективе для того, чтобы студенты продолжили успешно свое обучение, в последствие становились активными участниками собственного образовательного процесса, сформировали социальные и профессиональные компетенции, отвечающие условиям современного рынка труда.

Система интенсивно-комплексной адаптации студентов к изменяющимся социокультурным условиям вуза также позволяет не только повысить уровень управляемости процессом адаптации студентов первокурсников к многообразной университетской жизни, но и процессом превращения вчерашних школьников в активных субъектов учебно-исследовательской и общественнокультурной деятельности вуза.

Библиографический список

1. Hartmann Н. Ego psychology and the Problem of adaptation. - N-Y.,1958. - 514 s.

2.Eysenck H.J., Arnold W., Meili R. Encyclopedia of Psychology. (EDS.), Herder &Herder, N-Y, 1972, vol.1, 829 p.

З.Зотова О.И., Кряжева И.К. Некоторые аспекты социально-психологической адаптации личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. - М.: Высш. шк.,1979. - С. 212 - 229.

4.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983. - 348 с.

5.Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам.- М.: Медицина, 1988.- 256 с.

6.Мирзаянова Л.Ф. Адаптация першакурсника. Вырашэнне праблемы празаргаызацыю школы дыягностык для куратарау: Вуч. дапам.- Мн.: НМЦэнтр, 1996. - 291 с.

7.Мирзаянова Л.Ф. Упреждающая адаптация студентов к педагогической деятельности (кризисы, способы упреждения и смягчения) / Л.Ф. Мирзаянова; Науч. ред. Т.М. Савельева.- Мн.: «Беларуская навука», 2003. □ 271 с.

8.Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). - Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1988. - 279 с.

9. Ромм М.В. Социальная адаптация личности как объект философского анализа.: Автореф. диа докт. философ. наук. - Томск, 2003. - 49 с.

10. Студент 2009. Материалы пятого этапа социологического мониторинга (январь - апрель 2009). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2009.162 с.

11. Philips L. Human adaptation and his failures. Academic Press, N-Y&London, 1968. - 306 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.