Научная статья на тему 'Формирование готовности студентов к самопроектированию здорового образа жизни'

Формирование готовности студентов к самопроектированию здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
105
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / САМОПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗАНЯТИЕ СПОРТОМ / ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ / WILLINGNESS / SELF-DESIGN / HEALTHY LIFESTYLE / SPORT ACTIVITIES / PHYSICAL AND MENTAL STATE / PREVENTION ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ширкунова Оксана Геннадьевна, Михалькова Ольга Анатольевна

В статье представлены результаты апробации программы, которая позволяет проанализировать и промониторить состояние здоровья студента на протяжении всего времени обучения. В рамках работы дан анализ результатов анкетирования и представлены причины, которые влияют (ответы студентов) на самопроектирование своего здоровья и формировании жизни как ценности у человека.Рассматриваемая тема будет интересна для психологов, социальных педагогов, педагогов-психологов, кураторов групп в рамках профилактической работы вредных зависимостей и формировании у студентов здорового образа жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ширкунова Оксана Геннадьевна, Михалькова Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDENTS’ WILLINGNESS FORMING FOR THE HEALTHY LIFESTYLE SELF-DESIGN

The article presents the results of the program testing which allow to analyze and monitor the student’s health state throughout the entire education period. Within the framework of the activities, the questionnaire results analysis is given and the reasons that influence (students’ answers) on the self-designing of one’s health and the formation of life as a person’s value.The topic under discussion will be interesting for psychologists, social educators, educational psychologists, group curators as a part of the preventive work of harmful addictions and the formation of a healthy lifestyle among students

Текст научной работы на тему «Формирование готовности студентов к самопроектированию здорового образа жизни»

Формирование готовности студентов к самопроектированию здорового образа жизни

Ширкунова Оксана Геннадьевна,

аспирант, заведующая социально-психологической службой вуза, преподаватель кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» E-mail: megakcu@mail.ru

Михалькова Ольга Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» E-mail: mihalkova_olga67@mail.ru

В статье представлены результаты апробации программы, которая позволяет проанализировать и промониторить состояние здоровья студента на протяжении всего времени обучения. В рамках работы дан анализ результатов анкетирования и представлены причины, которые влияют (ответы студентов) на самопроектирование своего здоровья и формировании жизни как ценности у человека.

Рассматриваемая тема будет интересна для психологов, социальных педагогов, педагогов-психологов, кураторов групп в рамках профилактической работы вредных зависимостей и формировании у студентов здорового образа жизни.

Ключевые слова: готовность, самопроектирование, здоровый образ жизни, занятие спортом, физическое и психическое состояния, профилактические мероприятия.

о с

CJ

см оэ

Требования современной жизни, ставят перед молодым человеком зачастую не простые задачи, решая которые он формируется, совершенствуется и саморазвивается. Но, нередко, возникающие жизненные сложности создают предпосылки для развития серьезных психологических и физических проблем. Пребывая в психологическом стрессе, напряжении, мы часто испытываем экологические и психические нагрузки, экономические проблемы, которые приводят к отклонениям в нашем нравственном и физическом здоровье. В условиях общественной жизнедеятельности человек должен обладать высокой адаптивностью, выносливостью, чтобы сохранить свою индивидуальность.

Именно поэтому в последнее годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Задача укрепления здоровья детей рассматривается как важное условие их всестороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности. О связи здоровья с образом жизни говорили еще врачи-философы древности Алкмеон (V в.до н.э.), Гиппократ (IV-V вв. до н.э.), Эмпедокл (IV в. до н.э.), утверждавшие, что поведение и образ жизни людей зависит от состояния их здоровья. Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах В.Г. Белинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгаф-та, Д.И, Писарева, К.Д. Ушинского. Данные исследователи особую значимость придавали закаливанию воли, развитию самостоятельности личности, ее индивидуальности. В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские ученые XIX в. С.П. Боткин, В.Я. Мудров, А.М. Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии [1, с. 4].

Важной педагогической задачей учебных заведений является, создание условий и возможностей в формировании готовности обучающихся к самопроектированию здорового образа жизни. Осознание личностью ценности собственной жизни и здоровья, которое обуславливает его естественно-гармоничное состояние. Определение своей индивидуальности, неповторимости и особенностей физического и психического развития. Умение противостоять жизненным ситуациям, стрессам и выработки навыков принятия решения в сложной ситуации.

Каждый день человек ставит перед собой задачи и планирует день, неделю, месяц. Контроль и поддержание своей физической формы требуют

от него ответственного подхода к своему здоровью. Не стоит забывать и о психическом здоровье (духовном), при котором человек реализует свои возможности, может противостоять жизненным стрессовым ситуациям, осуществлять продуктивную, осознанную профессиональную деятельность с учетом его адекватного функционирования психики и основных психических познавательных процессов, таких как память, внимание и конечно же мышление.

Положительно то, что в РФ в современное время реализуются приоритетные национальные проекты «Здоровье» и «Образование», которые направлены на стабилизацию демографической обстановки в рамках страны, снижение смертности в трудоспособном возрасте и конечно же распространение принципов здорового образа жизни. В рамках этих проектов стратегических направлением является обеспечение безопасности здоровья граждан, сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни.

Результаты испытуемых подтвердили, что необходимо формировать практические навыки и умения ответственного поведения на знаниях в образовательных учреждениях, в рамках профилактических мероприятий (интерактивных семинаров, тренингов, написание проектов по ЗОЖ), развивать мотивационную сферу потребностей и установок на ценность как здоровье.

В процессе исследования встала задача - выявить предпосылки и определить условия формирования готовности студентов к самопроектироав-нию здорового образ жизни у студентов колледжа и апробировать модели и программу «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни студентов и сотрудников на 2016-2020 гг.».

Целью программы явилось - сохранение и укрепление здоровья, увеличение роли профилактики социально-значимых заболеваний и формирование здорового образа жизни, активное внедрение среди студентов и сотрудников университета сдачу норм «ГТО».

В программе представлены целостность системы формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся, сотрудников и профессорско-преподавательского состава в аспекте решения стратегических задач государства. Широко представлена организация психологической, физкультурно- оздоровительной, спортивно- массовой работы, социальной, просветительской, методической работы с обучающимися, организация профилактики употребления алкоголя, психоактивных веществ, табакокурения и других вредных привычек.

Для решения исследовательских задач были использованы:

• теоретические методы исследования;

• эмпирические методы исследования;

• обобщение передового опыта работы;

• количественная и качественная обработка результатов исследования.

Опытно-экспериментальный этап позволил провести эмпирический сбор и анализ данных, касающихся изучаемой проблемы, разработать систему педагогической профилактики и апробировать программу с учетом педагогических условий, здоровья и психоэмоционального состояния обучающихся колледжа. Определение и реализация комплекса информационно-обучающих тренингов, как эффективного метода системы профилактики и формирования навыков и умений готовности к самопроектированию здорового образа жизни, как стимулирующего к осознанию ценности своего здоровья, ответственного поведения за сделанный выбор при самопроектировании будущего и формировании «здоровых» установок и привычек.

В констатирующем эксперименте приняли участие более 500 студентов «Университетского экономико-технологического колледжа», который является структурным подразделением ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет». Респондентами были студенты 1-4 курсов в возрасте от15-19 лет, из них муж. - 56,3%, жен. - 43, 7%.

Одной из задач было- выяснить у молодежи понимание здорового образа жизни, их отношение к своему здоровью, мотивы и факторы риска, уровень информированности о здоровом образе жизни, проблемы, которые по их мнению мешают проектировать свое «здоровое будущее» и формировать такие ценности, как здоровье, дети, долголетие.

Для организации опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование студентов колледжа в 2016-2020.

Анкета по реализации программы «Оздоровление и пропаганда здорового образа жизни студентов и сотрудников на 2016-2020 гг.» состояла из 25-ти вопросов, распределённых по 5-ти следующим блокам:

1. понятие ЗОЖ у студентов колледжа,

2. наличие у них вредных привычек,

3. переживаемый ими уровень стресса.

4. состояние здоровья студента (оценка здоровья, рацион питания, соблюдение режима дня, посещение врачей, приём лекарственных препаратов и наличие хронических заболеваний, занятие физкультурой),

5. проведение профилактических мероприятий. Более 85% опрошенных считают, что отказ

от вредных привычек - это первый шаг к здоровому образу жизни, занятие спортом и поддержание себя в хорошей физической форме- 72%, уделять внимание и контролировать свое питание и соблюдение правил гигиены-68% и 51% соответственно. При формирование готовности студентов колледжа к самопроектирования здорового образ жизни они часто называют причины, которые мешают им доводить дело до конца- «целенаправленно работать над своим здоровьем» более 58%. К таким причинам они относят: • отсутствие необходимого упорства;

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см

03

• отсутствие воли;

• отсутствие настойчивости. Перечисленные выше причины указывают

на то, что самопроектирование у студентов колледжа тесно связано с такими волевыми качествами: волей, упорством и настойчивостью, которые позволяют добиваться цели.

Проблема развития воли показывает целостный характер психики человека, когда совсем разные психологические функции связываются в единую систему. В данном процессе происходит формирование и реализации человеческих знаний, убеждений, и как следствие - действий.

Многие авторы затрагивают тему волевых качеств, волю рассматривают как высшую психическую функцию, социальную по происхождению, произвольную и опосредованную по способу функционирования и системную по своему строению, так отмечает Е.А. Быкова в своей статье «Особенности развития волевых качеств у студентов»

Совершенная волевая сфера предполагает владения навыками планирования и позволяет решать многие вопросы, в том числе своего здоровья и будущего. Основные причины, по которым студенты не владеют навыками самопроектирав-ния и не могут применить на практике следующие:

• считают, что это не нужно;

• мало проходит занятий на формирование навыков и умений по проектированию;

• отработка этих навыков и умений должна проходить на постоянной основе;

• мало самостоятельных заданий на проработку данного направления.

Таким образом, методы, формы, средства обучения должны быть выбраны такие, которые будут способствовать повышению мотивации и активизации познавательной деятельности студентов, повышению качества их знаний по здоровому образу жизни и сохранению здоровья в будущем. При работе со студентами важно учитывать факторы риска, которые могут повлиять на эффективность профилактической работы:

• психическое и физическое состояние индивида;

• подростки или юноши (девушки), рожденные и воспитанные родителями-алкоголиками;

• общение с людьми, которые регулярно употреблять алкоголь и табачные изделия, отсутствует устойчивое состояние к давлению со стороны сверстников;

• особенности личностных качеств (невысокий уровень интеллекта, чаще всего низкая самооценка, частая смена настроение, может проявляться подавленное «психологическое» состояние, неуверенность в себе, нежелание придерживаться принятых социальных норм, ценностей и поведения и т.д.);

• раннее «вступление» в половые связи;

• в семье очень частые конфликты, уровень дохода можно считать низкий;

• низкая успеваемость в колледже или университете, нет никого желания учиться;

• конфликтные ситуации в общении со сверстниками или родственникам [3, с. 130]. В рамках профилактических мероприятий по профилактике распространения ВИЧ-инфекции на территории г. Сочи в колледже были проведены разнообразные по форме мероприятия, акции и кураторские часы.

В акции приняли участие 73 группы, охват студентов-1436 человек, что соответствует 80% от общего числа обучающихся.

Далее в таблице № 1 приведены статистические данные по проведению профилактических мероприятий со студентами колледжа.

Таблица № 1. Сведения о проведенных мероприятиях в 2019 году

№ п/п

Наименование профилактического мероприятия

Кураторские часы - «Профилактика наркомании и табакокурения. «Влияние курения, алкоголя и наркотиков на здоровье. Умей сказать «нет»!»

Проведение анкетирования на отношение к ЗОЖ среди студентов.

Кураторские часы - 1 марта - Международный день борьбы с наркоманией и наркобизнесом

Кураторские часы - «Опасность и последствия приема синтетического наркотика «соль». Негативное воздействие курительных смесей, вейпов, кальянов на здоровье»

Кураторские часы - «ЗОЖ и профилактика вредных привычек среди современной молодёжи»

Конкурс наглядной агитации антинаркотической направленности, выставка работ по итогам конкурса

Участие в городской антитабачной акции «Мы против табака».

Интерактивные семинары на тему «Влияние алкогольных и табачных изделий на молодой организм человека: мифы и реальность». Просмотр фильма «Секрет манипуляции. Табак» с приглашением Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здо-ровьесбережения нации «Общее дело» и ООО Центр Социальной Адаптации «Жизнь».

Проект «Маршрут безопасности» совместно с главным специалистом УМП администрации г. Сочи, президентом автономной некоммерческой организации профилактики зависимости и содействия

Число лиц, вовлеченных в профилактические мероприятия

1675

505

1703

1689

1695

Творческие работы предоставили 136 студентов Зрители выставки 1700 студентов.

38

675

105

Продолжение

Окончание

№ п/п

Наименование профилактического мероприятия

здорового образа жизни «ПРО-ЗАВИСИМОСТЬ», директором МКУ г. Сочи «Центр военно-патриотической и допризывной подготовки молодежи».

Кураторский час «Как уберечь себя от наркотиков».

Профилактическая беседа «Мое здоровье-здоровье нации»

Антитабачная викторина: «Я выбираю жизнь без табака»

Беседа «Здоровье и адаптация юношеского организма»

Регистрация студентов на сайте www.gto.ru для дальнейшей сдачи нормативов ГТО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Праздник спорта и здоровья, посвященный дню Здоровья

Информирование родителей (рассылка цифровых пособий «Наркотические препараты. Последствия употребления», «Правовые последствия за преступления и правонарушения, совершенные в сфере незаконного оборота наркотиков», «Контактные телефоны, рекомендованные антинаркотической комиссией города Сочи»; рассылка цифрового пособия, разработанного Министерством образования, науки и молодежной политики Краснодарского края «Создание безопасной информационной среды для детей и подростков»)

Родительские собрания

Профилактическая беседа «Выбирая спорт - мы выбираем здоровье»

Интерактивный семинар на тему «Здоровая личность - свободная личность»

Встреча с представителями реабилитационного центра и врачом суицидологом.

Беседы на тему: «Профилактика по вредным зависимостям. Признаки употребления психоактивных веществ. Правовое регулирование уголовной ответственности несовершеннолетних». Особенности уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового характера несовершеннолетних» совместно с инспектором по делам несовершеннолетних.

Число лиц, вовлеченных в профилактические мероприятия

105

1280

132

65

69

492

43

74 учебные группы

965 родителей

120

144

30 кураторов учебных групп

1103

№ п/п

Наименование профилактического мероприятия

Беседы на тему: «Профилактика ВИЧ/СПИД. Профилактика по вредным зависимостям. Признаки употребления психоактивных веществ» совместно с врачом психиатром-наркологом.

Влияние вредных привычек на будущее поколение и их потомство» с просмотром фильма «История одного обмана» совместно с ООО Центром Социальной Адаптации «Жизнь»

Круглый стол «Твой выбор?»

Тренинг «Умей сказать - нет!» (с использованием самопроектирования здорового образа жизни).

Число лиц, вовлеченных в профилактические мероприятия

121

93

57

68

В формировании здорового образа жизни, в готовности человека быть полноценным членом социума большое значение имеет его взаимоотношения в семье, в кругу близких ему людей, в группе, в классе. Его эмоциональное, психологическое и физическое состояние может очень сильно зависеть от факторов психической и физической стабильности:

• благополучие в семье (финансовое, климат семейных отношениях, взаимоподдержка, взаимовыручка, комфортное самочувствие в кругу семьи);

• удовлетворительное физическое и психологическое состояние, устойчивость к стрессовым ситуациям;

• межличностное взаимодействие в социуме;

• низкий уровень криминализации в муниципальном округе;

• способность к самоконтролю эмоций и поведения;

• адекватная самооценка [3, с. 130].

Заключение

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что большинство студентов как экспериментальных, так и контрольных групп имеют средний или низкий уровень готовности к самопроектированию здорового образа жизни. Причинами низкого или недостаточного уровня сформированности готовности к самопроектированию здорового образа жизни явилось недостаточный уровень развития волевых качеств и мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

В ходе формирующего эксперимента были внедрены теоретическая модель, апробирована программа и комплексное организационно-педагогическое сопровождение формирования готовности к самопроектированию здорового образа жизни.

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

т О

от

З

и о со

Со студентами проводилась консультационная работа в рамках проектирования своего здорового образ жизни. В экспериментальных группах в сравнении с контрольными наблюдались значительные изменения в готовности студентов к самопроектированию здорового образа жизни.

Подводя итоги можно говорить об эффективности проведенной работы со студентами и перспективах ее использования.

Литература

1. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.М.Митяева. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 192 с.

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2002. - 256 с.

3. Ширкунова О.Г. Организация профилактических мероприятий со студентами СГУ, УЭТК в процессе формирования здорового образа жизни. Дни науки Социально-педагогического факультета ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет»: Матер. XVI Всерос. науч. - практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, г. Сочи, 2728 февраля 2017 г. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2017. - 190 с. (с. 128).

4. Тюнников Ю.С. Концептуальная модель подготовки будущих педагогов к инновационной деятельности (цели - содержание - технологии) // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. - С. 52-62.

5. Тюнников Ю.С Проектирование содержания послевузовского дополнительного профессионального образования: концепция, проблемы, решения: Монография/Ю.С.Тюнников. - Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2010.232 с.: ил., табл.

6. Собриология. Наука об отрезвлении обще-ства./Под ред. проф. А.Н. Маюрова. Авторы: А.Н. Маюров. В.П. Кривоногов, Н.А. Гринчен-ко, В.И. Гринченко, А.М. Карпов. И.В. Нико-лаев.3 изд. перераб. и доп. - М.: Концептуал. 2013 г. - 480 с.

7. Попов А.В., Чиркин М.А. Здоровьесберегаю-щие технологии в формировании здорового

образа жизни на уроках физической культуры // Наука и Образование. 2019. № 2. - С. 159. 8. Салов Ю.И., Тюнников Ю.С., Крылова В.В. Формирование культуры рекреационного поведения // Вестник СГУТиКД. 2008. № 3-4 (5-6). -С.102-110.

the students' willingness forming for the healthy lifestyle sELF-DEsIGN

Shirkunova O.G., Mikhalkova OA

Sochi State University

The article presents the results of the program testing which allow to analyze and monitor the student's health state throughout the entire education period. Within the framework of the activities, the questionnaire results analysis is given and the reasons that influence (students' answers) on the self-designing of one's health and the formation of life as a person's value.

The topic under discussion will be interesting for psychologists, social educators, educational psychologists, group curators as a part of the preventive work of harmful addictions and the formation of a healthy lifestyle among students.

Keywords: willingness, self-design, healthy lifestyle, sport activities, physical and mental state, prevention activities.

References

1. Mityaev A. M. Health-saving educational technologies: textbook. allowance for students. higher textbook. institutions / A.M. Mity-aeva. - M.: Publishing Center "Academy", 2008. - 192 p.

2. Nikiforov G.S. The psychology of health. Textbook. - SPb.: Speech, 2002. - 256 p.

3. Shirkunova O.G. Organization of preventive measures with students of SSU, UETK in the process of forming a healthy lifestyle. Days of Science of the Social and Pedagogical Faculty of FS-BEI of HE "Sochi State University": Mater. XVI All-Russia. scientific and practical conf. students, undergraduates, graduate students, teachers, Sochi, February 27-28, 2017 - Sochi: RIC FGBOU VO "SSU", 2017. - 190 p. (p.128).

4. Tyunnikov Yu.S. A conceptual model of preparing future teachers for innovative activities (goals - content - technology) // Pedagogical education and science. 2014. No. 5. - P. 52-62.

5. Tyunnikov Yu.S. Designing the content of post-university additional vocational education: concept, problems, solutions: Monograph / Yu.S. Tyunnikov. - Sochi: RIC SGUTiKD, 2010.232 p., Ill., Table.

6. Sobriology. The science of the sobering up of society./ Ed. prof. A.N. Mayurova. Authors: A.N. Mayurov. V.P. Krivonogov, N.A. Grinchenko, V.I. Grinchenko, A.M. Karpov. I.V. Nikolayev. 3 ed. reslave. and Dop. - M.: Conceptual. 2013-480 p.

7. Popov A.V., Chirkin M.A. Health-saving technologies in the formation of a healthy lifestyle at physical education lessons // Science and Education. 2019.No 2. - P. 159.

8. Salov Yu.I., Tunnikov Yu.S., Krylova V.V. The formation of a culture of recreational behavior // Vestnik SGUTiKD. 2008. No. 3-4 (5-6). - S. 102-110.

о с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.